|
Скачать 0.82 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственное учреждение «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ» Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГИГИЕНА ПИТАНИЯУчебная программа Специальность: 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Общее количество учебных часов: 410 час. Минск 2005 Типовая учебная программа по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело» высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом «Высшее образование. Специальность М.01.02.00 «Медико-профилактическое дело»», 30.12.1998 г., регистрационный № РД РБ 02100.5.215-98. Авторы: зав. каф. общей гигиены, д-р мед. наук, проф. Х.Х. Лавинский; канд. мед. наук, доц. П.Г. Новиков; канд. мед. наук, доц. Н.Л. Бацукова. Рецензенты: зав. каф. гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, д-р мед. наук, проф. В.И. Тернов; зав. каф. гигиены детей и подростков Белорусского государственного медицинского университета, канд. мед. наук, доц. Г.В. Лавриненко. Типовая учебная программа по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело» высшего медицинского образования согласована и рекомендована к утверждению государственным учреждением «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию». Типовую учебную программу по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело» высшего медицинского образования Республики Беларусь разрешается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту. ![]() ВВЕДЕНИЕ В основу учебной программы по гигиене питания положены законы Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 19 марта 2002 г. (статья 12 «Требования к организации образовательного процесса»); «О здравоохранении» от 11 января 2002 г. (статья 17 «Подготовка, повышение квалификации и переподготовка медицинских и фармацевтических работников»); «Методические рекомендации по структуре и оформлению программы по дисциплине для высших медицинских учебных заведений», подготовленных Республиканским методическим центром по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию и утвержденных Заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь, № 08-14/2309 от 5 мая 1996 г.; Методические указания Министерства образования Республики Беларусь «О порядке разработки, утверждения и регистрации базовых учебных планов и программ для высших учебных заведений Республики Беларусь» (утверждены 20 июля 1999 г.). Программа по гигиене питания составлена с учетом требований практического здравоохранения, деятельность которого регламентирована законами Республики Беларусь «О здравоохранении» (2002 г.), «О санитарно-эпидеми-ческом благополучии населения» (2000 г.), «Об охране окружающей среды» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1236 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» (2000 г.), Законом Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». Учитывались межгосударственные соглашения, международные стандарты на пищевые продукты и своды гигиенических правил безопасного обращения с ними, разрабатываемые комиссией по Codex Alimentarius, совместная программа по пищевым стандартам ФАО/ВОЗ и информация о службах безопасности пищевых продуктов в России, странах Европы и США. В общей системе подготовки врача медико-профилактического профиля «Гигиена питания» является одной из ведущих профильных дисциплин. Основной целью преподавания гигиены питания является подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам гигиены питания в объеме, необходимом для выполнения функциональных обязанностей по предназначению, органично сочетающих широкий научный кругозор с подлинным творческим профессионализмом и высокими творческими способностями. Задачами преподавания гигиены питания являются:
Основой для решения задач является квалификационная характеристика врача по специальности «Медико-профилактическое дело». Гигиена питания — наука о рациональном питании населения, о методах и условиях наибольшего приближения фактического питания населения к физиологическому оптимуму, который может быть достигнут в конкретных условиях жизни населения. Гигиена питания как наука, а также как область практической деятельности имеет целью, рационализируя питание, способствовать повышению сопротивляемости организма, снижению смертности, удлинению продолжительности жизни и повышению трудоспособности населения. Следовательно, гигиена питания, как и другие отрасли гигиены, имеет своей целью разработку и обеспечение условий для продолжительной и здоровой жизни, жизни особо продуктивной и особо содержательной. Гигиенист, как научный, так и практический работник в области гигиены питания, может удовлетворительно разрешать встающие перед ним вопросы только при условии, если гигиенические рекомендации и выводы он строит на основе всей суммы медицинских и специальных гигиенических знаний, используя для решения этих вопросов все необходимые методы, применяемые в биологических и других медицинских дисциплинах. Преподавание гигиены питания базируется на основе изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин (медицинской и биологической физики, общей и биоорганической химии, биологической химии, медицинской биологии и общей генетики, нормальной и патологической анатомии, гистологии, цитологии и эмбриологии, нормальной и патологической физиологии, фармакологии), специальных дисциплин (общей гигиены и военной гигиены, микробиологии, вирусологии и иммунологии, радиационной медицины и экологии), основ клинических дисциплин. Интеграция преподавания гигиены питания с общенаучными и общепрофессиональными дисциплинами (табл. 1) осуществляется путем согласования рабочих программ по дисциплинам с оформлением соответствующих протоколов согласования и утверждением их на методических заседаниях кафедр. Программа пополнена современными данными, касающимися физиологии и биохимии питания, а также новыми сведениями, связанными с техническим прогрессом, широким внедрением в пищевую промышленность прогрессивных технологических схем производства продуктов питания, использованием новых полимерных материалов, широким применением пищевых добавок различного целевого предназначения, вопросами, связанными с изучением питания различных групп населения и его рационализацией. Изложены задачи по работе с населением в плане повышения культуры питания, устранения ложных представлений и предрассудков в области питания, предупреждения возникновения неинфекционных заболеваний, при которых пищевой фактор является одним из патогенетических моментов. ^
|