|
Скачать 1.03 Mb.
|
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» Утверждаю Первый проректор Белорусского государственного медицинского университета С.Д. Денисов «____» __________ 2007г. Регистрационный № ТД_______/тип гигиена ПИТАНИЯрабочая учебная программа Специальность: 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Общее количество учебных часов: 410 час. Минск, 2007Рабочая учебная программа по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело» высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с учебной программой по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1 –79 01 03 «Медико-профилактическое дело», утв. 20.09.2005 года, регистрационный № ТД 02-09/99. Авторы : заведующая кафедрой общей гигиены, , доцент Н.Л.Бацукова, ассистент кафедры общей гигиены кандидат медицинских наук И.П. Щербинская Рецензент: доцент кафедры военной эпидемиологии и военной гигиены ВМедФ в Белорусском государственном медицинском университете , доцент В.И. Дорошевич Рабочая учебная программа по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело» высшего медицинского образования Республики Беларусь одобрена научно-методической комиссией медико-профилактических дисциплин Белорусского государственного медицинского университета и рекомендована к утверждению 19.06.2007 г., протокол №. Рабочую учебную программу по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело» высшего медицинского образования Республики Беларусь разрешается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту. Введение В основу учебной программы по гигиене питания положены законы Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 19 марта 2002 г. (статья 12 «Требования к организации образовательного процесса»); «О здравоохранении» от 11 января 2002 г. (статья 17 «Подготовка, повышение квалификации и переподготовка медицинских и фармацевтических работников»); «Методические рекомендации по структуре и оформлению программы по дисциплине для высших медицинских учебных заведений», подготовленных Республиканским методическим центром по высшему медицинскому и фармацевтическому образованию и утвержденных Заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь, № 08-14/2309 от 5 мая 1996 г.; Методические указания Министерства образования Республики Беларусь «О порядке разработки, утверждения и регистрации базовых учебных планов и программ для высших учебных заведений Республики Беларусь» (утверждены 20 июля 1999 г.). Программа по гигиене питания составлена с учетом требований практического здравоохранения, деятельность которого регламентирована законами Республики Беларусь «О здравоохранении» (2002 г.), «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (в редакции 2006 г.), «Об охране окружающей среды» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1236 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» (2006 г.), Законом Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (в редакции 2004 г.). Учитывались межгосударственные соглашения, международные стандарты на пищевые продукты и своды гигиенических правил безопасного обращения с ними, разрабатываемые комиссией по Codex Alimentarius, совместная программа по пищевым стандартам ФАО/ВОЗ и информация о службах безопасности пищевых продуктов в России, странах Европы и США. В общей системе подготовки врача медико-профилактического профиля «Гигиена питания» является одной из ведущих профильных дисциплин. При составлении учебной программы учтены квалификационные требования к выпускникам медико-профилактического факультета. ^ : подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам гигиены питания в объеме, необходимом для выполнения функциональных обязанностей по предназначению, органично сочетающих широкий научный кругозор с подлинным творческим профессионализмом и высокими творческими способностями.
Основой для решения задач является квалификационная характеристика врача по специальности «Медико-профилактическое дело». Интеграция преподавания гигиены питания с общенаучными и общепрофессиональными дисциплинами осуществляется путем согласования рабочих программ по дисциплинам с оформлением соответствующих протоколов согласования (приложение2) и утверждением их на методических заседаниях кафедр. Обучение студентов осуществляется путем чтения лекций, проведения лабораторных, практических и семинарских занятий, а также выполнения учебной исследовательской работы. ^ (в 9-10 семестрах) предусмотрено 40 академических часов. На проведение лабораторных и практических занятий (в 9-12 семестрах) отведено 300 академических часа (таблица 1) Лабораторные занятия проводятся в лабораториях кафедры путем самостоятельной работы под руководством преподавателя с оформлением результатов исследований в протоколах. Выполнение заданий по темам учебных исследовательских работ осуществляется студентами самостоятельно. Обсуждение подготовленных студентами рефератов организуется в учебных группах. Текущий контроль за теоретической подготовкой и усвоением практических навыков осуществляется при выполнении студентами лабораторных и контрольных работ. В процессе изучения дисциплины осуществляется промежуточный и итоговый тестовый контроль знаний (в том числе с использованием компьютерных дидактических тестов), выполняются письменные работы, решаются ситуационные задачи. В конце 10 семестра проводится курсовой экзамен. Основной целью занятий на 6 курсе является подготовка выпускника медико-профилактического факультета к самостоятельной работе в ЦГЭ путем совершенствования практических навыков, полученных при прохождении дисциплины по осуществлению государственного санитарного надзора за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Работа студентов должна проходить в реальных условиях деятельности ЦГЭ. При этом необходимо обращать внимание на важность выработки четкого умения принимать решения с учетом знаний смежных гигиенических дисциплин и основных форм профессионального взаимодействия с ними. Поэтому при выполнении программы выпускники должны приобрести умения оценивать в целом санитарно-эпидемиологическую ситуацию, а также навыки принятия решений и составления планов конкретных санитарно-оздоровительных мероприятий, включая и организационные, санитарно-просветительные, научно-практические аспекты этой работы. В соответствии с этой целью в течение 11 и 12 семестров на базе районных ЦГЭ студенты 6-го курса выполняют практическую работу по осуществлению предупредительного и текущего санитарного надзора в области гигиены питания, а также санитарно-лабораторного контроля. Наряду с этим предусмотрено углубление теоретических знаний по дисциплине на кафедре и приобретение навыков исследовательской работы (лабораторные и семинарские занятия, УИРС и НИРС). В конце 11 семестра студенты сдают дифференцированный зачет. Итоговая аттестация студентов по гигиене питания в соответствии с учебным планом по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь проводится в виде государственного экзамена в комплексе с гигиеной детей и подростков, общественным здоровьем и здравоохранением. ^ Программа состоит из следующих разделов: введение; содержание дисциплины (тематический план лекций и тематический план лабораторных занятий); содержание программы (содержание лекций и содержание лабораторных занятий); перечень контрольных вопросов по смежным дисциплинам, необходимых для изучения гигиены питания; планируемый уровень подготовки студентов в результате изучения гигиены питания; рекомендуемая литература. ^ В соответствии с утвержденным Министерством образования Республики Беларусь учебным планом по специальности «Медико-профилактическое дело» периоды обучения, распределение бюджета учебного времени и формы контроля обучения представлены в таблице 1 Таблица 1 Учебный план по дисциплине «Гигиена питания»
Примечание: * количество часов, отводимое на итоговую аттестацию знаний, определяется соответствующим приказом ректора (из расчета 20 минут на 1 студента на зачет, 30 минут на 1 студента на экзамен). Распределение содержания учебной программы по периодам обучения и распределение бюджета учебного времени по формам и видам учебных занятий представлено в таблицах 2-4 Таблица 2 Примерный тематический план лекций в 9-10 семестрах по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело»
Таблица 3 Примерный тематический план лабораторных занятий в 9–10 семестрах по дисциплине «Гигиена питания» для специальности 1–79 01 03 «Медико-профилактическое дело»
|