Г
осударственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО УГМА Минздрава России)
Кафедра хирургических болезней стоматологического факультета
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебной работе
профессор Н.С.Давыдова
________________________
«____» ____________ 2013г.
^
ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ
Специальность 060105 – «Стоматология»
Квалификация Врач-стоматолог
Программа составлена на основе ГОС ВПО 2000
типовой программы по ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ
для студентов лечебных факультетов высших медицинских заведений
Москва, ВУНМЦ, 2000г
Екатеринбург, 2013
Программа составлена Меняйленко О.Ю., кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры хирургических болезней стоматологического факультета ГБОУ ВПО УГМА, утверждена на заседании кафедры 18 мая 2012г., протокол №10.
Программа рецензирована Киршиной О.В., доктором медицинских наук, профессором кафедры хирургических болезней лечебно-профилактического факультета
Программа обсуждена и одобрена цикловой методической комиссией по хирургии « 25 » мая 2012г. Протокол № 9.
Обсуждение и утверждение на заседании цикловой методической комиссии по специальности «Стоматология» 13.11.12 протокол № 3.
ВВЕДЕНИЕ.
Учебный предмет «Общая хирургия» является одной из базовых дисциплин, которая закладывает основы изучения хирургической деятельности, необходимые любому врачу, независимо от его дальнейшей специализации. Данная рабочая программа составлена с учётом профилизации обучения студентов на стоматологическом факультете.
1. ^ .
1.1 .ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Программа обучения по курсу ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ставит своей целью освоение студентами теоретических основ и практических навыков по основным вопросам данной дисциплины.
^
Усвоение основных принципов асептики и антисептики.
Овладение методикой переливания крови и кровезаменителей.
Изучение основных методов обезболивания.
Умение оказать первую врачебную помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ранение, травма, кровотечение, переломы и вывихи, синдром длительного сдавления, ожоги, отморожения, тяжелый токсикоз, асфиксия, остановка дыхания и сердечной деятельности, другие терминальные состояния).
Знание современных основ диагностики, классификации, профилактики и лечения хирургической инфекции, ран, нарушений артериального и венозного кровообращения, трофических язв, свищей и пролежней, доброкачественных и злокачественных опухолей.
^
ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ».
Студент должен знать и уметь использовать в практике полученные им в ходе изучения предмета теоретические знания по:
асептике и антисептике;
переливанию крови и ее компонентов;
обезболиванию;
оказанию первой помощи при ранении, травме, кровотечениях, переломах, вывихах, синдроме сдавления, ожогах, отморожениях и терминальных состояниях;
этиологии, патогенезу, классификации, клинике, диагностике и лечению гнойных заболеваний мягких тканей, костей и суставов, ран и раневой инфекции, включая анаэробную, заболеваний, вызванных расстройствами кровообращения, опухолей.
^
стерилизации белья, инструментов, обработке рук перед операцией, работе со стерильными материалами, выполнить инъекции;
определения группы крови и Rh-фактора, проб на совместимость, различным видам переливания крови, лечению возможных осложнений;
временной и окончательной остановки наружного кровотечения, лечения кровопотери;
местного обезболивания при различных патологических состояниях, непрямого массажа сердца, искусственного дыхания;
оказания неотложной помощи при ожогах, отморожениях и электротравме;
оказания неотложной помощи при переломах и вывихах, транспортной иммобилизации, наложении различных повязок, сортировке раненых при массовых поражениях;
подготовки больного к операции и уходе за ним в послеоперационном периоде;
по методике обследования хирурги ноского больного;
диагностики различных хирургических заболеваний;
по медикаментозному и хирургическому лечению различных хирургических заболеваний мягких тканей, костей и суставов с использованием различных физических факторов;
по медикаментозному и хирургическому лечению различных ран
и раневой инфекции, включая анаэробную и т.д.
Студент должен иметь представление:
о новейших достижениях в области асептики и антисептики; переливании крови и ее компонентов;
об оказании первой помощи при кровотечениях, переломах, вывихах, синдроме сдавления, ожогах, отморожениях и терминальных состояниях;
при диагностике и лечению различных хирургических заболеваний с использованием различных физических факторов, современных экстракорпоральных методов детоксикации и т.д.
^
Курс общей хирургии следует изучать после освоения студентами гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, медико-биологических, медико-профилактических дисциплин, в том числе нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, оперативной хирургии и топографической анатомии, микробиологии и фармакологии; пропедевтики внутренних болезней.
Контроль знаний студентов осуществляется путём устного опроса и решения тестовых заданий на практических занятиях для выяснения исходного и окончательного уровня знаний; решения клинических ситуационных задач, опроса на обходах. В конце каждого цикла в каждом из семестров проводится компьютерный тестовый контроль по пройденным в семестре темам. Результаты тестовых контролей, оценки за историю болезни, текущая успеваемость студентов в семестрах учитываются при постановке итогового зачета в 5 семестре.
1.3.2.ВИД И ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (в часах)
|
всего
|
Аудиторная нагрузка
|
Самостоятельная работа
|
лекции
|
практические занятия
|
ГОС 2000
|
92
|
|
|
|
Учебный план
|
92
|
32
|
36
|
24
|
Рабочая программа
|
92
|
32
|
36
|
24
|
4 семестр
|
48
|
16
|
18
|
14
|
5 семестр
|
44
|
16
|
18
|
10
|
4 семестр:
8 лекций по 2 часа (16 час.) и 9 практических занятий по 2 часа (18 час.)
5 семестр:
8 лекций по 2 часа (16 час.) и 9 практических занятий по 2 часа (18 час.)
Итого 92 часа аудиторных занятий.
Самостоятельная работа:
курс: 4 семестр - 14 часов
курс: 5 семестр - 10 часов
Форма самостоятельной работы: изучение литературы, написание рефератов. Форма контроля знаний: проверка рефератов, опрос, тесты.
^
по общей хирургии
4 семестр:
5 семестр:
^
4 СЕМЕСТР.
Вступительная лекция. 2ч.
Асептика. 2ч.
Антисептика. 2ч.
Обезболивание и основы реаниматологии. 2ч.
Кровотечения. 2ч.
Переливание крови. 2ч.
Основы травматологии 2ч.
Травма головы, грудной клетки, живота. 2ч.
Итого: 16 час.
5 СЕМЕСТР.
Хирургическая операция. Пред- и послеоперационный период. 2ч.
Ожоги. Ожоговая болезнь. 2ч.
ОГИ (этиология, патогенез, классификация, клиника, лечение). 2ч.
Раны. 2ч.
Анаэробная инфекция. 2ч.
Некрозы. Гангрены. Язвы. Свищи. 2ч.
Сепсис. 2ч.
Основы онкологии. 2ч.
Итого: 16 час.
^
В 4 семестре проводится 9 занятий по 2 часа (18 часов).
В 5 семестре - 9 двухчасовых занятий (18 часов). Всего 36 часов.
4 СЕМЕСТР.
1. Асептика - 1 (понятие о хирургической инфекции). 2ч.
2. Асептика – 2. 2ч.
3. Антисептика. 2ч.
4. Обезболивание. 2ч.
5. Остановка кровотечений. 2ч.
6. Переливание крови (определение группы крови, резус-принадлежности) 2ч.
7. Переломы. Вывихи. 2ч.
8. Травма головы, грудной клетки, живота. 2ч.
9. Десмургия. Транспортная иммобилизация. Гипсовая техника. 2ч.
5 СЕМЕСТР.
1. Методика обследования хирургического больного. 2ч.
Курация больного. 2ч.
Термические поражения (ожоги, отморожения) 2ч.
ОГИ мягких тканей (фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона, гидраденит,
тромбофлебит). 2ч.
5 ОГИ (мастит, парапроктит, рожистое воспаление) 2ч.
6 ОГИ (гнойные заболевания пальцев и кисти: панариции и флегмоны
кисти, артрит, остеомиелит) 2ч.
7 Раны. Гнойная раневая инфекция. 2ч.
8 Некрозы. Гангрены. Язвы. Свищи. 2ч.
9 Защита истории болезни. Тестовый контроль. Зачет. 2ч.
Литература для студентов, изучающих дисциплину «Общая хирургия»
^
Общая хирургия / Гостищев В.К. – 5-е изд., перераб., доп. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 728с.
Общая хирургия : учебник. Петров С.В. 4-е изд., перераб., доп. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 632с.
^
Интенсивная терапия. Национальное руководство / Под ред. Б.Р. Гельфанда, А.И. Салтанова. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 800с.
Трансфузиология. Национальное руководство / под ред. А.А. Рагимова. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 1184с.
Анестезиология. Национальное руководство / под ред. А.А. Бунатяна, В.М. Мизикова. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2011. – 688с.
Анестезиология: руководство. Бэнг–Войдановский Б., Бирман Э., Бомс В. и др. / под ред. Р. Шефера, М. Эберхарда. Первод с нем. / под ред. О.А. Долиной. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 854с.
Атлас регионарной анестезии. Браун Д.Л. Перевод с англ. / Под ред. В.К. Гостищева. 3-е изд. – М.: ГЭОТАР–Медиа 2009. – 464с.
Сепсис: классификация, клинико–диагностическая концепция и лечение: практическое руководство / Под ред. В.С. Савельева, Б.Р. Гельфанда. 2-е изд., доп., перер. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. – 352с.
Атлас амбулаторной хирургии. Берто М., Лос С., Либау Дж. и др. / Под ред. В.Е. Томаса, Н. Сеннинджера. Перевод с англ. / Под ред. С.П. Ветшева. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 272с.
Атлас оперативной гастроэнтерологии. Кэмерон Дж. Л., Сэндон К. Перевод с англ. / Под ред. А.С. Ермолова. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – 560с.
Лапароскопическая хирургия. Атлас / Теодор Н. Паппас, Аврора Д. Приор, Михаэль С. Харниш; пер.с англ.под ред. С.С. Харнаса. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 388с.
Топографическая анатомия и оперативная хирургия : учебник в 2-х томах / Под ред. И.И. Кагана, И.Д. Кирпатовского. М.: ГЭОТАР–Медиа, 2012.
Топографическая анатомия и оперативная хирургия: в 2 т. / Каган И.И., Чемезов С.В. – М. ГЭОТАР–Медиа, 2012
Урология / Комяков Б.К. – М. ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 464с.
Урология / Лопаткин Н.А., Камалов А.А., Аполихин О.И. и др.; под ред. Н.А. Лопаткина. – 7-е изд., перераб., доп. – м.: ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 816с.
Шурыгина Е.П., Маслов В.А., Столин А.В., Пеньков А.П. Методика обследования хирургического больного. Учебно–методическое пособие, Екатеринбург: УГМА, 2012, 60с.
^
4 СЕМЕСТР.
тема
|
лекция или практическое занятие
|
содержание разделов
|
Вступительная лекция
|
лекция
|
История хирургии. Структура и организация работы хирургического стационара.
|
Асептика
|
лекция
|
Определение, современные положения о входных воротах, взаимодействии макро- и микроорганизма. Виды возбудителей гнойной инфекции в хирургии, виды хирургической инфекции (экзогенная и эндогенная). Пути и механизмы передачи возбудителей инфекции. Внутригоспитальная инфекция, актуальность проблемы. Основные пути профилактики хирургической инфекции (первичная и вторичная). Дезинфекция (стандартные методы дезинфекции и порядок их осуществления определены ОСТ 42-21-285 МЗ СССР). Виды средств дезинфекции (физические и химические средства, предстерилизационная очистка, стерилизация). Методы стерилизации: физические (паровой, горячевоздушный, радиационный, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) и химические (газовый, растворы химических препаратов). Виды укладки биксов. Способы контроля за стерильностью материала (бактериологический и бактериоскопический, технический, термический).
|
практическое занятие
|
Обсуждается устройство и организация работы операционного блока и перевязочных, способы обработки рук хирурга и операционного поля, спецодежда персонала хирургического отделения и операционного блока; разбираются методы предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария, операционного белья, шовного и перевязочного материала.
|
Антисептика
|
лекция
|
Определение, актуальность проблемы. Механизм действия антисептиков. Виды антисептических факторов (механические, физические, химические и биологические), составляющие и их характеристика. Комбинированное применение антисептических факторов. Проблема применения антибиотиков и правила антибиотикотерапии при хирургической инфекции. Способы применения антисептиков.
|
практическое занятие
|
Разбирают особенности и составные элементы механической, физической, химической и биологической антисептики, основные принципы хирургической обработки ран, виды дренажей; обсуждается различия между активной и пассивной иммунизацией, понятие о смешанной антисептике.
|
^
|
лекция
|
Определение, современные положения и проблемы, краткий исторический экскурс о развитии анестезиологии. Местное обезболивание: определение, механизм действия, показания, противопоказания, стадии, классификация, характеристика отдельных видов анестезий, применяющиеся препараты. Общее обезболивание: определение, механизм действия, теории, показания, противопоказания, стадии наркоза по Гведелу, классификация, характеристика отдельных видов анестезий, применяющиеся препараты. Комбиниро-ванная (многокомпонентная) общая анестезия с миорелаксантами.
|
практическое занятие
|
^ Обсуждаются показания и противопоказания к местной анестезии, виды местной анестезии и их особенности, характеристика анестезирующих препаратов и техника проведения анестезии.
^ Разбираются виды общего обезболивания (ингаляционный наркоз, неингаляционный наркоз, многокомпонентное комбинированное обезболивание с искусственной вентиляцией лёгких), показания к применению, достоинства и недостатки различных видов общего обезболивания. Обсуждаются степени риска хирургической агрессии, предназначение и составные элементы премедикации, стадии наркоза, опасности и осложнения различных видов общего обезболивания, а также их профилактика.
^ Разбирают понятия «терминальные состояния» (клиническая смерть, биологическая смерть, социальная смерть), знакомятся с признаками и причинами остановки кровообращения и дыхания, методиками и техникой проведения сердечно-лёгочной реанимации.
|
Кровотечения
|
лекция
|
Кровотечение, кровоизлияние, кровопотеря - суть понятий. Классификация кровотечений: по этиологии, по виду кровоточащего сосуда, месту излияния крови, времени возникновения кровотечений, по локализации, клиническому течению, величине кровопотери. Реакция организма на кровотечение и механизм остановки кровотечения и компенсации кровопотери. Факторы, способствующие развитию тяжелой клинической картины при кровотечении. Клиническая картина и диагностика кровотечений. Наиболее часто распространённые осложнения кровотечений. Способы остановки кровотечений (временные и постоянные), их характеристика.
|
практическое занятие
|
^ Разбираются наиболее частые причины кровотечений, различные классификации кровотечений, их симптоматика и методы диагностики, особое внимание уделяется методам временной остановки кровотечений, выбору наиболее рационального из них в конкретных клинических ситуациях и правильному их применению на практике.
^
Обсуждаются факторы, способствующие развитию шока, компенсаторные возможности организма при кровопотере, современные тенденции в медицине по отношению к восполнению кровопотери. Разбирают особенности и преимущества различных методов окончательной остановки кровотечений, наиболее рациональное применение их в конкретных клинических ситуациях.
|
Переливание компонентов, препаратов крови и плазмозаме-нителей
|
лекция
|
Исторический экскурс (три периода в истории переливания крови). Антигенные системы, система АВО и система- резус. Группы крови по АВО и резус-фактору. Служба донорства. Способы определения группы крови. Техника переливания крови, пробы на групповую совместимость и совместимость по резусу, биологическая проба. Компоненты крови. Показания, организационные принципы переливания. Препараты крови и плазмозаменители. Реакции и осложнения, возникающие при переливании компонентов, препаратов и плазмозаменителей. Приказ 20-03/10 от 9.01.89 о необходимости разработки специальной программы обучения студентов в медицинских ВУЗах.
|
практическое занятие
|
^
Обсуждаются изосерологические аспекты групп крови, основные антигенные системы, применяющиеся на практике (АВО и резус), правила взятия крови для её определения, методики определения группы крови, качество использующихся стандартных сывороток, эритроцитов и цоликлонов. Разбирают правила оформления необходимой документации. Учитывая профиль будущей работы студентов медикопрофилактического факультета, делают акцент на профилактику инфекционных осложнений (СПИД, гепатит и др.).
^
Обсуждаются вопросы донорства в Российской Федерации, способы консервации препаратов и компонентов крови, их виды и механизм действия при переливании реципиенту, основные способы и методы переливания крови, показания и противопоказания для переливания препаратов и компонентов крови. Разбирают правила оформления необходимой документации, проведения проб на индивидуальную и биологическую совместимость.
|
Основы травматологии.
Переломы. Вывихи.
|
лекция
|
Травматология, травма - определение. Классификация травм (механические, химические, термические, электрические, биологические). Понятие травматизма, его профилактика, три группы по условиям возникновения травмы (производственный, непроизводственный, военный). Система оказания помощи пострадавшему. Механизм травмы. Характеристика отдельных, наиболее часто встречающихся травм.
^ : определение, классификации, клиника, диагностика, лечение). Общая реакция организма на травму (обморок, коллапс, травматический шок).
|
практическое занятие
|
Разбираются определение и классификации вывихов и переломов, абсолютные и относительные признаки переломов, клиническая картина, диагностика переломов и вывихов. Обсуждаются правила обследования пострадавших, правила оказания первой помощи, современные методы лечения переломов и вывихов, вопросы профилактики бытового и производственного травматизма.
|
Травма
головы, груди,
живота
|
лекция
|
^ : Причины, механизм повреждения. Виды закрытой травмы головного мозга: сотрясение, ушиб, сдавление (патологоанатомические изменения, клиника, диагностика, лечение). Закрытые переломы черепа (переломы свода и основания черепа): клиника, диагностика, лечение.
^ (открытые и закрытые): Классификации. Пневмоторакс и гемоторакс (классификация, клиника, диагностика, первая помощь, лечение). Повреждения рёбер. Осложнения в посттравматическом периоде.
^ : классификация, механизм повреждения, клиника, диагностика, первая помощь, лечение.
|
практическое занятие
|
^ Разбирается классификация черепно-мозговых травм, клинику травмы в зависимости от вида повреждения. Обсуждаются правила обследования и транспортировки пострадавших, методы инструментальной и лабораторной диагностики, принципы лечения, вопросы профилактики бытового и производственного травматизма.
^ Разбираются вопросы классификации травм грудной клетки и органов грудной клетки, клиника перелома рёбер, гемо- и пневмоторакса. Обсуждаются правила обследования и транспортировки пострадавших, методы инструментальной и лабораторной диагностики, принципы лечения, вопросы профилактики бытового и производственного травматизма.
^ Разбираются классификации травм живота, клиника в зависимости от вида повреждения. Обсуждаются правила обследования и транспортировки пострадавших, возможности дополнительных методов обследования, тактика хирурга при травмах живота, вопросы профилактики бытового и производственного травматизма.
|
Десмургия. Транспортная иммобилизация. Гипсовая техика.
|
практическое занятие
|
Студенты знакомятся с номенклатурой перевязочных средств, правилами наложения различных повязок, различными видами повязок и их применением. Отрабатывают навыки наложения повязок, обращая внимание на правильность выполнения и эстетичность. Студенты должны освоить следующие виды типовых мягких повязок: Циркулярная на голову, возвращающаяся, чепец, шапка Гиппократа, Дезо, Вельпо, моно-и бинокулярная повязка, повязка на ухо, крестообразная повязка на шее, восьмиобразная на область плечевых суставов, повязка на грудную клетку типа "портупея", циркулярные повязки на конечности, колосовидные, черепашья, повязка, сходящаяся и расходящаяся, восьмиобразная, «перчатки», повязка на пяточную область и стопу, Т-образная повязка на промежность, а также клеевые повязки на лицо, грудную клетку, живот, косыночные повязки на голову, кисть, предплечье, плечо, голень.
|
5 СЕМЕСТР
|
тема
|
лекция или практическое занятие
|
содержание разделов
|
^
|
лекция
|
Хирургия, хирургическая операция - определение. Классификация хирургических операций с их краткой характеристикой. Изменения в организме, происходящие под влиянием оперативного вмешательства. Показания к операции. Степени операционного риска, классификация. Предоперационная подготовка, её важность и этапы.
^ Обсуждаются этапы, задачи и структура предоперационной подготовки, абсолютные и относительные показания для выполнения экстренных и плановых операции, стандартный минимум обследования больных перед операцией, профилактические мероприятия по предупреждению возможных осложнений.
^ Обсуждают вопросы «операционной травмы», патофизиологические изменения, возникающие в организме пациента в связи с операцией, режим работы операционного блока. Разбирается классификация операций, основные этапы операций.
^ Обсуждаются особенности раннего и позднего послеоперационного периода, значимость профилактики и раннего выявления возможных осложнений. Разбирается течение нормального послеоперационного периода, наиболее частые осложнения, возникающие в послеоперационном периоде и их профилактика и лечебная тактика хирурга.
|
Термические поражения (Ожоги. Ожоговая болезнь. Отморожения)
|
лекция
|
Ожог: определение, актуальность проблемы, классификация. Характеристика поверхностных и глубоких ожогов. Определение площади и глубины поражения.
^ : патогенез, стадии, клиника. Первая помощь обожжённым. Местное лечение ожогов. Лечение ожогового шока. Кожная пластика (способы, их характеристика).
|
практическое занятие
|
Знакомят с причинами термической травмы, специфическими признаками электрических, химических, лучевых и радиационных ожогах. Обсуждается первая помощь при ожогах и отморожениях, различные способы определения площади поражения, прогностические шкалы. Разбираются стадии термических повреждений, клиника ожогов, ожоговой болезни (в зависимости от периодов), отморожений, принципы лечения ожогов, отморожений, ожоговой болезни (некротомия, некрэктомия, кожная пластика, ампутация конечности; медикаментозная поддержка).
|
^ клиника, лечение)
|
лекция
|
Актуальность изучаемой темы, причины распространения гнойных заболеваний. Определение. Классификация: острая хирургическая инфекция (острая гнойная инфекция, острая анаэробная инфекция, острая специфическая инфекция, острая гнилостная инфекция) и хроническая инфекция (хроническая неспецифическая инфекция, хроническая специфическая инфекция). Патогенез. Контаминация, инфекционный процесс, входные ворота, состояние макроорганизма. Симптоматика гнойных заболеваний: общие и местные симптомы. Особенности лечения нагноительных заболеваний мягких тканей. Активное хирургическое вмешательство. Первичная хирургическая обработка гнойного очага, дренирование гнойной раны, физические методы лечения, местной медикаментозное лечение гнойной раны.
|
Раны
|
лекция
|
Определение, классификация (по происхождению, по механизму повреждения, по наличию микрофлоры в ране, виду ранящего оружия, характеру раневого канала, по количеству, протяженности, по наличию осложнений, по отношению к полостям организма, по количеству поражающих факторов). Раневой процесс: определение, классификация (М.И.Кузин и соавт.). Виды заживления ран. Клиника и диагностика ран, первичная и вторичная хирургическая обработка ран. Первичные, вторичные (ранние и поздние) швы. Медикаментозное лечение гнойных ран.
|
практическое занятие
|
Разбираются классификации, клиника, фазы течения раневого процесса, осложнения, типы заживления ран (первичное, вторичное, под струпом), а также дополнительные методы обследования и особенности лечения ран, вопросы профилактики бытового и производственного травматизма.
|
Анаэробная инфекция
|
лекция
|
Определение, основные отличия от аэробной инфекции, краткий исторический экскурс, возбудители. Преимущественные места обитания различных анаэробов в организме и развитию анаэробной инфекции. Патологическая анатомия, патогенез, классификация (эмфиземетозная, токсическая, смешанная, гнилостная, флегмонозная), клиническая картина, диагностика, лечение (санация раневого очага, устранение бактериального фактора, нейтрализация действия циркулирующего в организме больного токсина, коррекция имеющихся у больного изменений функции органов и систем. Профилактика. Санитарно-гигиенический режим в отделении и палате для больных с анаэробной инфекцией.
|
Некрозы. Гангрены. Язвы. Свищи.
|
лекция
|
^ как один из видов омертвления (сухая и влажная): этиология, клиника, диагностика, общие принципы лечения, профилактика.
^ : определение, классификации (по отношению к внешней среде, по причинам возникновения, по строению, характеру отделяемого), диагностика, лечение свищей.
|
практическое занятие
|
Знакомят с причинами возникновения и развития различных видов омертвений тканей, факторами, приводящими к развитию некрозов, условиями, влияющими на быстроту и степень распространения омертвения. Разбирают понятия «некроз, язва, свищ, гангрена», классификации некрозов, язв, свищей, гангрен, их клинику, диагностику, современное лечение.
|
Сепсис
|
лекция
|
Определение, терминология, классификации, этиология, патогенез, изменения во внутренних органах при сепсисе, клиника, диагностика, лечение хирургического сепсиса (хирургическое вмешательство, антибактериальная терапия, интенсивная инфузионная терапия, коррекция нарушений иммунитета, симптоматическая терапия).
|
Основы онкологии
|
лекция
|
Обсуждаются вопросы организации онкологической помощи в стране, понятие «опухоль», роль профилактических осмотров по выявлению онкобольных на ранних стадиях. Разбираются отечественные и международные классификации онкологического процесса, вопросы диагностики и характеристики доброкачественных и злокачественных опухолей, основные методы верификации онкологических заболеваний (рентгенологический, УЗ-ой, эндоскопический, гистологический), клинические группы онкологических больных, современное лечение онкозаболеваний (хирургическое, лучевое, гормональное, химиотерапевтическое, комбинированное). Обсуждаются вопросы абластики и антибластики при хирургическом лечении онкологических пациентов, симптоматическое лечение у иноперабельных больных.
|
Методика обследования хирургичес-кого больного
|
практическое занятие
|
^ Напоминают знания анатомии головы и шеи, последовательность расспроса больного, сбора анамнеза. Разбираются понятия о расстройствах сознания (помрачение, ступор, кома), основные симптомы (Грефе, Кохера, Горнера, симптом «очков», истечение ликвора из уха и носа).
^ Напоминают знания анатомии конечностей, позвоночника и таза. Разбираются причины возникновения и правила выявления симптомов плантарной ишемии (Оппеля, Самуэльса, Гольдфлама, Краковского, Бурденко, Панченко и др.), симптомы острой (Хоманса, Мозеса) и хронической венозной недостаточности.
^ Напоминают знания анатомии грудной клетки и живота, последовательности расспроса больного, сбора анамнеза. Разбираются виды патологического дыхания (Куссмауля, Чейн-Стокса, Биота), разновидности одышки, основные абдоминаль-ные симптомы (Менделя, Щёткина-Блюмберга, Воскресенского, Кера, Ортнера, Ровзинга и др.).
|
Курация больного
|
практическое занятие
|
Проводится самостоятельный опрос, сбор анамнеза, полное обследование пациента с гнойной хирургической патологией с написанием академической истории болезни.
|
ОГИ (фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона, гидраденит, рожа)
|
практическое занятие
|
Разбираются понятие, этиология, патогенез, классификации фурункула, карбункула, абсцесса, флегмоны, гидраденита, рожистого воспаления, их клиника, диагностика и лечение.
|
ОГИ (мастит парапроктит, рожистое воспаление)
|
практическое занятие
|
Напоминают и дополняют знания об анатомическом строении и функции молочной железы, анатомическом строении параректальных клетчаточных пространств. Разбираются причины развития острого мастита и острого парапроктита, классификации, клиника различных форм мастита и парапроктита, диагностика, особенности лечения.
|
ОГИ (панариций, флегмоны кисти, артрит, остеомиелит)
|
практическое занятие
|
^ Обсуждаются анатомические особенности строения пальцев и кисти, причины развития гнойных заболеваний пальцев и кисти. Разбираются классификации, клиника различных форм панарициев и флегмон кисти, диагностика, оперативное и консервативное лечение гнойных заболеваний пальцев и кисти.
^ Разбираются причины развития гнойных заболеваний костей и суставов, классификации, клиника различных форм, диагностика, оперативное и консервативное лечение гнойных заболеваний костей и суставов.
|
Защита истории болезни. Тестовый контроль. Зачет.
|
практическое занятие
|
Студенты доказывают правильность клинического и окончательного диагноза, тактики хирурга, дифференциальной диагностики и лечения конкретного пациента с различными гнойными заболеваниями, опираясь на сведения своей академической истории болезни.
Тестовой опрос по пройденным темам.
|
1.3.8. Технологическая карта дисциплины «Общая хирургия»
4 СЕМЕСТР
Тема
|
Лекция или
практическое
занятие
|
Основное
используемое
оборудование
|
Форма
работы
студента
|
Форма
контроля
знания темы
|
Вступительная лекция
|
Лекция
|
ноутбук,
проектор
|
Восприятие и
запись лекционного
материала
|
Опрос на
практическом занятии, курсовой экзамен
|
Асептика
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
лекционного
материала
|
Опрос,
тестовый
контроль,
экзамен
|
Асептика
|
практическое занятие
|
Биксы, индикаторы стерильности материала, хирургические халаты, перчатки, бахилы, шапочки, маски
|
Знакомство с работой и организацией операци-онного блока. Обучение способам обработки операционного поля и рук хирурга. Знакомство с методами антисепти-ческой обработки инструментария
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Антисептика
|
лекция
|
Таблицы,
ноутбук,
мультимедийный
проектор
|
Восприятие и
запись
лекционного
материала
|
Опрос,
тестовый
контроль,
экзамен
|
Антисептика
|
практическое занятие
|
Таблицы, растворы антисептиков, химиотерапевти-ческие средства, бахилы, шапочки, маски
|
Разбирают особенности и составные элементы различных видов антисептики, принципы хирургической обработки ран, виды дренажей, методы иммунизации.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Обезболивание и основы реаниматоло-гии
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
лекционного
материала
|
Опрос,
тестовый
контроль,
экзамен
|
Обезболивание и основы реаниматоло-гии
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, катетеры, операционные костюмы, шапочки, маски, набор для проведения ингаляционного наркоза и реанимации
|
Обсуждение показаний и противопоказаний к местной анестезии, виды анестезий, характеристики анестезирующих препаратов и техники проведения анестезии. Разбирают виды общего обезболивания, показания к применению, обсуждают степени риска хирургической агрессии, премедикацию, обсуждают опасности и осложнения общего обезболивания
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Кровотечение
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Кровотечение
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, средства для остановки кровотечения, в т.ч. жгут
|
Обсуждение причин, классификаций, симптоматики и методов диагностики кровотечений. Отработка навыков наложения жгута. Обсуждение факторов развития шока, компенсаторных возможностей организма при кровопотере, современные методы восполнения кровопотери, вычисление индекса Альговера на больном.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Переливание крови
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Переливание крови
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, наборы для определения группы крови и резус-фактора, бланки для оформления документов
|
Обсуждение изосерологических аспектов групп крови, основных антигенных систем, правил забора и переливания крови, правил оформления документации. Под контролем преподавате-ля определяют группу крови. Обсуждение вопросов донорства и альтернативных методов переливания крови. Присутствие при проведении проб на совместимость.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Основы травматологии
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Основы травматологии
|
практическое занятие
|
Таблицы,
рентгенограммы
|
Вопросы терминологии. Классификации травм. Механизм травм. Общая реакция на травму. Система оказания помощи пострадавшему.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Травма головы, грудной клетки, живота
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Травма головы, грудной клетки, живота
|
практическое занятие
|
Таблицы,
Рентгенограммы, бинты, шины
|
Определение и класси-фикации основных понятий. Клиника, диагностика. Правила обследования пострадав-ших. Современные способы лечения. Вопросы профилактики травматизма. Наложение шин
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Десмургия. Транспортная иммобилиза-ция. Гипсовая техника.
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, бинты, марля, лейкопластырь, медицинский клей
|
Знакомство с номенклатурой перевязочных средств, правила наложения повязок. Самостоятельное наложение повязок.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
СЕМЕСТР
|
Хирургичес-кая операция. Пред- и послеопера-ционный периоды
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Тестовый
контроль, экзамен
|
Ожоги. Ожоговая болезнь.
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Ожоги. Ожоговая болезнь.
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, перчатки, шапочки, маски, бахилы
|
Причины термической травмы. Первая помощь. Разбор стадий термических поражений. Способы определения площади поражения. Клиника. Принципы лечения. Осуществляют перевязки больных с термическими поражениями
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
ОГИ (этиология, патогенез, классифика-ции, клиника, лечение)
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Раны
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, слайды, проектор
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тесты, экзамен
|
Раны
|
практическое занятие
|
рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Определение основных понятий. Классификации. ПХО раны. Виды швов. Курация больных. Работа в перевязочной и операционной
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Анаэробная инфекция
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Некрозы. Гангрены. Язвы. Свищи.
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Некрозы. Гангрены. Язвы. Свищи.
|
практическое занятие
|
Истории
болезни,
рентгенограммы, данные УЗИ, КТ
|
Разбор теоретического материала. Курация больных. Работа в перевязочной и операционной
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Сепсис
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Основы онкологии
|
лекция
|
ноутбук,
мультимедийный
проектор, рентгенограммы, слайды, проектор «Оверхет»
|
Восприятие и
запись
материала
лекции
|
Опрос на
занятии,
тестовый
контроль, экзамен
|
Основы онкологии
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, рентгенограммы, данные УЗИ
|
Разбор теоретического материала. Курация больных.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Методика обследования хирургичес-кого больного
|
практическое занятие
|
Сантиметровая лента, угломер, фонендоскоп, эластические бинты, медицинские перчатки
|
Разбор теоретического материала. Курация больных.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Курация больного
|
практическое занятие
|
Сантиметровая лента, угломер, фонендоскоп, эластические бинты, медицинские перчатки, история болезни курируемого больного
|
Самостоятельны опрос, сбор анамнеза, полное обследование пациента с гнойной хирургической патологией с написанием академической истории болезни.
|
Защита истории болезни
|
ОГИ мягких тканей: абсцесс, фурункул, карбункул, флегмона, гидраденит, тромбофлебит
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, рентгенограммы, перчатки, маски, бахилы, шапочки
|
Разбор теоретического материала. Курация больных.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
ОГИ (гнойные заболевания пальцев и кисти, артрит, остеомиелит)
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, рентгенограммы, пуговчатые зонды, перчатки, маски, бахилы, шапочки
|
Разбор теоретического материала. Курация больных.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
ОГИ (мастит, парапроктит, рожистое воспаление)
|
практическое занятие
|
Таблицы, слайды, рентгенограммы, данные УЗИ, КТ, лабораторных методов исследования, перчатки, маски, бахилы, шапочки
|
Разбор теоретического материала. Курация больных.
|
Опрос, решение ситуационных клинических задач, тестовый контроль, курсовой экзамен
|
Защита истории болезни. Тестовый контроль. Зачет.
|
практическое занятие
|
Академическая история болезни
|
Студенты доказывают правильность клинического и окончательного диагнозов, тактики хирурга, дифференциальной диагностики и лечения конкретного пациента с различными гнойными заболеваниями, опираясь на сведения своей академической истории болезни.
|
Защита истории болезни. Тестовый
контроль
|
Г
осударственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральская государственная медицинская академия»
^
(ГБОУ ВПО УГМА Минздрава России)
Кафедра хирургических болезней стоматологического факультета
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебной работе
профессор Н.С.Давыдова
________________________
«____» ____________ 2013г.
^
ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ
Специальность 060105 – «Стоматология»
Квалификация Врач-стоматолог
Программа составлена на основе ГОС ВПО 2000
типовой программы по ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ
для студентов лечебных факультетов высших медицинских заведений
Москва, ВУНМЦ, 2000г.
Екатеринбург, 2013
Программа составлена Меняйленко О.Ю., кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры хирургических болезней стоматологического факультета ГБОУ ВПО УГМА, утверждена на заседании кафедры 18 мая 2012г., протокол №10.
Программа рецензирована Киршиной О.В., доктором медицинских наук, профессором кафедры хирургических болезней лечебно-профилактического факультета
Программа обсуждена и одобрена цикловой методической комиссией по хирургии « 25 » мая 2012г. Протокол № 9.
Обсуждение и утверждение на заседании цикловой методической комиссии по специальности «Стоматология» 13.11.12 протокол № 3.
ВВЕДЕНИЕ.
Рабочая программа составлена с учётом профилизации обучения студентов на стоматологическом факультете. На основе знания этиологии, патогенеза, клиники, методов диагностики и лечения возможных осложнений, выпускник стоматологического факультета должен уметь профессионально действовать при основных видах хирургической патологии. При подготовке врачей стоматологов следует учесть большое внимание вопросам взаимосвязи отдельных видов хирургических заболеваний органов средостения, неспецифических заболеваний лёгких, желудочно-кишечного тракта с некоторыми стоматологическими заболеваниями.
1. ^ .
1.1 .ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
Программа обучения по курсу хирургических болезней ставит своей целью научить студентов обследовать хирургических больных, диагностировать хирургическую патологию, выбирать врачебную тактику, патогенетически обосновывать профилактические и лечебные мероприятия.
^
Задачами теоретического курса хирургических болезней является формирование у студентов представлений и знаний по вопросам, предусмотренным программой.
Все разделы хирургической патологии должны обсуждаться в отношении конкретного больного в виде клинического разбора в палате, перевязочной, операционной с соблюдением деонтологии.
Задачами практического курса хирургических болезней является осуществление контроля надёжности представлений и знаний по основным вопросам и формирование умений в соответствии с перечнем практических умений.
^
ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ ПО КУРСУ «ХИРУРГИЧЕСКИЕ
БОЛЕЗНИ».
Студент должен уметь:
собрать анамнез,
обследовать хирургического больного,
поставить диагноз,
оказать экстренную врачебную помощь на догоспитальном этапе и определить тактику оказания дальнейшей медицинской помощи при следующих неотложных состояниях:
острые боли в животе (прободная язва и другие перфорации полых органов
брюшной полости, острый аппендицит, острый холецистит, ущемлённая
грыжа, острый панкреатит, кишечная непроходимость, мезентериальный
тромбоз, перитонит);
острая кровопотеря, кровотечение;
флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен конечностей.
владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к врачу-специалисту при заболеваниях:
абсцесс и гангрена лёгких, эмпиема плевры, бронхоэктатическая болезнь,
рак лёгких;
облитерирующие заболевания артерий нижних конечностей, гангрена, варикозная и постромбофлебитическая болезни;
заболевания щитовидной железы: зоб, тиреоидит, рак;
доброкачественные и злокачественные заболевания молочной железы;
рак пищевода, рак желудка, пилоростеноз, грыжи (белой линии живота, паховые, бедренные, послеоперационные);
рак толстой кишки, геморрой, выпадение прямой кишки, парапроктит.
выполнять следующие манипуляции:
подкожные и внутримышечные инъекции;
внутривенное переливание инфузионных сред;
определение группы крови и резус- фактора;
измерение артериального давления;
катетеризация мочевого пузыря мягким катетером;
введение зонда в желудок;
временная (жгут, давящая повязка, тампонады) остановка кровотечения;
-
местная анестезия.
оценить результаты следующих лабораторных методов:
анализ крови общий;
анализ мочи общий;
биохимический анализ крови;
посев крови, мочи, мокроты, гноя;
коагулограмму;
-
время кровотечения.
оценить результаты основных и дополнительных методов диагностики:
рентгенограммы, томограммы;
УЗИ органов брюшной полости и сосудов;
реовазограмму.
В лекционном курсе последовательно излагаются заболевания органов различных систем. Лекции строятся по следующему плану: анатомо-физиологические данные, определение сущности заболевания, связь с полом, возрастом; этиология, патогенез заболевания, патологическая анатомия,
клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, трудоспособность, профилактика.
Практические занятия проводятся по цикловому методу. Цель практических занятий - научить студентов умению всестороннего клинического обследования хирургических больных и умению обобщить полученные данные для построения диагноза, проведения дифференциальной диагностики.
Во время практических занятий в 6 семестре студенты курируют больных и пишут в качестве зачётной работы историю болезни.
Часть практических занятий проходит в поликлинике, где студенты овладевают умениями диагностики заболеваний, наиболее часто встречающихся в работе амбулаторного хирурга, обучаются оформлению документации, знакомятся с вопросами экспертизы нетрудоспособности хирургических больных и их реабилитации.
В период прохождения циклов занятий выделяются дни для работы студентов в операционной и перевязочных отделений неотложной, плановой и гнойной хирургии. Проводятся клинические разборы с профессорами и доцентами, студенты присутствуют при проведении диагностических процедур.
В процессе обучения на лекциях и практических занятиях особое внимание и время уделяется работе с больными, историей болезни и анализом данных обследования. В качестве наглядных пособий используются слайды, таблицы, подборки рентгенограмм, видеофильмы, данные УЗИ, КТ, ЯМРТ и т.д.
Контроль знаний студентов осуществляется путём устного опроса и решения тестовых заданий на практических занятиях для выяснения исходного и окончательного уровня знаний; решения клинических ситуационных задач, опроса на обходах. В конце каждого цикла в каждом из семестров проводится компьютерный тестовый контроль по пройденным в семестре темам. Результаты тестовых контролей, оценки за историю болезни, текущая успеваемость студентов в семестрах учитывается на экзамене в 7 семестре.
1.3.2.ВИД И ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (в часах)
|
всего
|
Аудиторная нагрузка
|
Самостоятельная работа
|
лекции
|
практические занятия
|
ГОС 2000
|
98
|
|
|
|
Учебный план
|
96
|
34
|
40
|
22
|
Рабочая программа
|
96
|
34
|
40
|
22
|
6 семестр
|
50
|
18
|
20
|
12
|
7 семестр
|
46
|
16
|
20
|
10
|
6 семестр:
9 лекций по 2 часа (18 час.) и 5 практических занятий по 4 часа (20 час.)
7 семестр:
8 лекций по 2 часа (16 час.) и 5 практических занятий по 4 часа (20 час.)
Итого 96 часов аудиторных занятий.
Самостоятельная работа:
курс: 6 семестр - 12 часов
курс: 7 семестр - 10 часов
Форма самостоятельной работы: изучение литературы, написание рефератов. Форма контроля знаний: проверка рефератов.
^
по хирургическим болезням
6 семестр:
Специфическая хирургическая инфекция: столбняк, бешенство, сибирская язва. Этиология, патогенез, классификация, диагностика, профилактика, клиника, лечение.
Специфическая хирургическая инфекция: дифтерия ран, сифилис ран, костно-суставной туберкулёз, актиномикоз, кандидомикоз.
Дивертикулы толстой кишки (клиника, диагностика, лечение) и их осложнения (дивертикулит, параколические абсцессы, перитонит, обструкция ободочной кишки, кровотечение).
Хроническая непроходимость пищеварительного тракта (кардиоспазм, опухоли пищевода, рак пищевода, стеноз желудка и ДПК).
7 семестр:
Болезнь Гиршпрунга (этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение).
Хронический неспецифический язвенный колит (этиология, клиника, диагностика, лечение).
Эндемический зоб. Спорадический зоб. Определение понятия, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
Опухоли паращитовидных желёз. Клиника, диагностика, лечение.
Опухоли и кисты средостения. Классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
|