|
Скачать 423.75 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Форма 1 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор В.Б. Мандриков _________________________ «______»_____________200 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М Апо Клинической фармакологии для специальности 040400 - «стоматология» квалификация специалиста – «стоматолог» факультет стоматологический кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии курс V семестр – IX учебно-зачетная сессия - ____ часов лекции в учебно-экзаменационную сессию - 10 часов практические занятия в учебно-зачетную сессию - 24 часа всего аудиторных часов в сессию – ____ часов самостоятельная работа –20 часов, форма контроля - выполнение подготовка реферата, написание истории болезни. экзамен - нет ^ - ____ ____ Рабочая программа составлена на основании Программы по клинической фармакологии для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 2002 году начальником Управления учебных заведений Минздрава РФ Н.Н. Володиным (г.Москва) Индекс ___________________________________ Рабочая программа, обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ и клинической аллергологии ФУВ ВолГМУ ________________ (протокол № __). ^ фармакологии академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.И. Петров Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией фармацевтического факультета _________________ (протокол № ___) «______»_________________200__ года Председатель ЦМК стоматологического факультета, д.м.н., профессор С.В. Дмитриенко
Лекарственная терапия применяется у абсолютного большинства больных и по прогнозам в XXI веке ожидается увеличение числа жителей старших возрастных групп, что повлечет за собой неизбежный рост заболеваемости и необходимость индивидуализации лечения. Внедрение в клиническую практику большого количества лекарственных средств, потребовало необходимость изучения не только эффективности и безопасности их применения, но и создание единой методологии по исследованию фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия и побочного действия лекарств у больных. Это обосновывает введение в программу подготовки стоматолога предмета клинической фармакологии, которая представляет собой интегрированный опыт многих отраслей медико-биологических знаний и, прежде всего, опыта по индивидуализированному применению лекарственных средств. Настоящая рабочая программа составлена с учетом современных достижений науки и практики в области клинической фармакологии для повышения качества подготовки специалистов-стоматологов, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040400 – «стоматология». Цель преподавания Клинической фармакологии и фармакотерапии – научить будущего стоматолога методологии выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств или их комбинаций для информации врачей на основе знаний фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетики, фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, взаимодействия лекарственных средств, нежелательных лекарственных реакциях, принципах доказательной медицины. Задачи преподавания клинической фармакологии складываются из задач преподавания общего раздела дисциплины, задач преподавания частных вопросов клинической фармакологии, задач лекционного курса, задач практических занятий. Программа преподавания дисциплины включает 2 раздела: общие и частные вопросы клинической фармакологии. Первый раздел – «Общие вопросы клинической фармакологии» дает студенту представление о предмете, о связях с другими науками, о его практической значимости, систематизирует изучение дисциплины. ^ обучить основам дисциплины и методологии, отражающей взаимосвязь теории и практики предмета клинической фармакологии, и тем самым обеспечить мотивацию для восприятия и освоения студентами конкретного материала по частным вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии. ^ - представить целостную систему теоретических основ клинической фармакологии, рассмотреть связь патологии с проявлениями основных симптомов болезни; - указать место фармакотерапии в лечении наиболее распространенных заболеваний и рассмотреть общие принципы осуществления индивидуального лечения больных: а) уметь оценивать фармакокинетические параметры лекарственных средств; б) знать методологию изучения фармакодинамических эффектов лекарственных средств; в) знать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов; г) уметь прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации; д) знать особенности фармакодинамики, фармакокинетики лекарственных средств в зависимости от функционального состояния биологической системы организма (вид патологии, возраст, беременность и т.д.); е) уметь оценивать возможные взаимодействия препаратов; ж) знать факторы, способствующие изменению действия и метаболизма лекарственных средств, а также факторы, увеличивающие или снижающие риск нежелательных лекарственных реакций; з) знать фазы клинического исследования новых лекарственных средств и основные положения доказательной медицины; и) знать основные принципы формулярной системы, уметь составлять формулярный список аналоговой замены, формуляр лечебного учреждения; к) знать основы фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики, уметь проводить основные расчеты и организовывать такие исследования. ^ «Частные вопросы клинической фармакологии» излагается клиническая фармакология широко применяемых в практической стоматологии лекарственных средств и принципы их выбора при различных сочетанных заболеваниях с учетом основных симптомов. ^ научить методологии выбора конкретного лекарственного средства с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики препаратов, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи, стандартов и национальных рекомендаций по лечению), рациональной комбинации лекарственных средств и характера течения заболевания. ^ - научить студентов использовать общие закономерности фармакодинамики и фармакокинетики, взаимодействия и нежелательных лекарственных реакций препаратов при характеристике конкретных групп лекарственных средств; - знать особенности фармакокинетики, фармакодинамики лекарственных средств при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, печени и почек, соединительной ткани, щитовидной железы; - знать факторы риска и клинические проявления основных нежелательных реакций лекарственных средств; - уметь оценивать эффективность и безопасность групп лекарственных средств (определять адекватные клинические, лабораторные, функциональные параметры лекарственной терапии и наиболее простые, доступные и информативные методы оценки эффективности и безопасности терапии); - знать основные клинические проявления часто встречающихся заболеваний и принципы их лечения; - знать методы оценки качества жизни; - уметь определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам способ введения лекарственных средств; - владеть навыками проведения консультирования пациентов. Освоение дисциплины осуществляется через самостоятельную работу и занятий во время учебно-зачетной сессии (лекционный курс и практические занятия). Задачи лекционного курса: -формирование знаний по основным вопросам клинической фармакологии (фармакодинамики, фармакокинетики, фармакогенетике, лекарственным взаимодействиям, нежелательным лекарственным реакциям, фармакоэкономике, фармакоэпидемиологии), обосновывая их значение для рационального выбора лекарственных средств, наиболее часто применяемых в стоматологической практике. ^ : -формирование умений и навыков, необходимых в деятельности врача-стоматолога для проведения индивидуализированной системной и местной фармакотерапии пациентов с патологией в челюстно-лицевой области и полости рта, а также при неотложных состояниях на основании знаний по фармакодинамики, фармакокинетики, лекарственным взаимодействиям, нежелательным лекарственным реакциям; -формирование представлений о разделах клинической фармакологии, регулирующих рациональный выбор лекарственных средств: оценка эффективности и безопасности, лекарственный формуляр, фармакоэкономика, фармакоэпидемиология. Основной акцент делается на различные формы практической работы студента, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов на основе внеаудиторной самоподготовки, самостоятельной работе на практических занятиях. Оптимальной формой всех видов самостоятельной работы является система обучающих заданий, которые должны предусматривать проведение информационно-поисковой работы стоматолога при выборе лекарственных средств, по рекомендации необходимых методов контроля за эффективностью и безопасность выбранного препарата с указанием возможных нежелательных лекарственных реакций и оценкой вероятности их развития и способов коррекции. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) включает курацию пациентов с патологией челюстно-лицевой области и полости рта с последующим оформлением клинико-фармакологических карт (специализированных историй болезни). Проводится анализ фармакотерапии с изучением фармакодинамики, фармакокинетики, взаимодействия, нежелательных лекарственных реакций лекарственных средств, включенных в терапию конкретного пациента. Обосновываются предложения по оптимизации терапии. Выполняется творческое задание на модели клинической ситуации (выбор лекарственной терапии больному), способствующее развитию у студентов навыков работы с литературой, умению работать с конкретной методикой, обобщать и использовать полученные знания для решения конкретных задач. Выполнение учебно-исследовательской работы возможно также по одной из следующих тем: 1. Фармакологическая несовместимость при назначении антимикробных средств; 2. Фармакологическая несовместимость витаминов; 3. Побочное действие психотропных лекарственных средств; 4. Побочное действие гипотензивных лекарственных средств; 5. Побочное действие витаминов; 6. Побочное действие гормональных препаратов; 7. Тератогенное действие лекарственных средств; 8. Основные параметры фармакокинетики и их значение в фармакотерапии; 9. Факторы, влияющие на всасывание лекарственных веществ в ЖКТ; 10. Биодоступность лекарств и факторы её определяющие; 11. Фармакогенетика в деятельности стоматолога; 12. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных гипотензивных средств; 13. Сравнительная характеристика клинической эффективности современных антиангинальных средств; 14. Сравнительная характеристика эффективности современных антибиотиков и химиотерапевтических средств; 15. Пути профилактики побочных эффектов антибактериальных средств; 16. Закономерные пути метаболизма лекарственных средств в организме человека; 17. Особенности фармакокинетики в детском возрасте; 18. Особенности фармакодинамики в детском возрасте; 19. Особенности метаболизма и действия лекарств у пожилых. Пути профилактики побочных эффектов лекарственной терапии; 20.Самолечение как проблема современной медицины; 21. Особенности фармакотерапии у беременных женщин; 22. Современные информационные системы поиска лекарственных препаратов; 23. Деонтологические аспекты взаимоотношений в процессе лекарственной терапии; 24. Положительные и отрицательные стороны рекламы лекарственных средств. Результаты УИРС студент докладывает на зачётном занятии, которым заканчивается цикл обучения на кафедре клинической фармакологии. Другими составными частями зачёта являются тестовый контроль и устные ответы на вопросы билетов. Контроль самостоятельного изучения дисциплины студентами-заочниками осуществляется через подготовку реферата. Отбор содержания программы был проведен на основании интеграции с другими специальными дисциплинами и с перечнем базисных знаний и умений для достижения поставленных целей обучения. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040400 – «стоматология» с квалификацией «стоматолог» студенты высших медицинских заведений после изучения дисциплины клиническая фармакология должны ЗНАТЬ: 1. Групповую принадлежность лекарственных средств на основании вида его фармакологического действия. Типы названий лекарственных средств. 2. Основные фармакологические характеристики лекарственных средств. 3. Характеристику основных фармакокинетических параметров лекарственных средств, их изменение в зависимости от возраста, наличия сопутствующей системной патологии, беременности и лактации, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). 4. Особенности режимов дозирования лекарственных средств при системном и местном применении. 5. Методы оценки клинической эффективности и безопасности применения основных групп лекарственных средств. 6. Основные виды лекарственных взаимодействий. 7. Классификацию нежелательных лекарственных реакций и порядок регистрации нежелательных лекарственных реакций. Способы профилактики и коррекции. 8. Основы формулярной системы (формулярный список, формулярная статья, формулярный справочник), стандарты диагностики и лечения заболеваний челюстно-лицевой области и полости рта, неотложных состояний. 9. Принципы медицины основанной на доказательствах. 10. Основные представления о порядке проведения клинических исследований лекарственных средств, принципах качественной клинической практики (ККП). 11. Понятие полипрагмазии (частота, опасность, экономические аспекты). 12. Основные понятия фармакоэпидемиологии и фармакоэкономики. Студент после изучения дисциплины клиническая фармакология должен УМЕТЬ: 1. Проводить адекватный выбор наиболее эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств. 2. Оценивать эффективность лекарственных средств с помощью клинических и лабораторных исследований. 3. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственные средства, дозу, путь, кратность и длительность введения в зависимости от фармакодинамику и фармакокинетику, возраста, пола, клинического и физиологического состояния пациента. 4. Прогнозировать, предупреждать, выявлять и проводить коррекцию нежелательных лекарственных реакций. 5. Проводить оценку выбора, эффективности и безопасности применения лекарственных средств у конкретного больного. Студент после изучения дисциплины клиническая фармакология должен получить ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: С учетом вида, локализации и тяжести течения заболевания, срочности оказания помощи и получения эффекта осуществлять: - выбор вида терапии (системная, местная); - выбор группы лекарственных средств; - выбор конкретного лекарственного средства с учетом фармакодинамики и фармакокинетики, механизма действия лекарственного средства, нежелательных лекарственных реакций и возможных лекарственных взаимодействий; - выбор лекарственной формы, дозы и пути введения препаратов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других лекарственных средств); - прогнозирование риска развития нежелательных лекарственных реакций; - проведение комбинированного назначения лекарственных средств; - выбор методов оценки эффективности и безопасности лечения; - дозирование лекарственных средств, в том числе выбор лекарственных средств в зависимости от срока беременности и лактации; - медикаментозную профилактику заболеваний полости рта и челюстно-лицевой области; - медикаментозную профилактику возможных системных осложнений при проведении манипуляций в полости рта; - оценку экономической эффективности фармакотерапии Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса клинической фармакологии. Изучение Клинической фармакологии и фармакотерапии должно базироваться на знании студентом следующих разделов: 1. нормальная физиология с основами анатомии человека - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме; 2. частная и общая патология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний; 3. история медицины – история лекарствоведения, этика и деонтология медработника; 4. правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего); 5. философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине; 6. латинский язык – транскрипция лекарственных препаратов на латинском языке, основные правила выписывания рецептов; 7. биология; 8. физика и биологическая физика – методы определения физических параметров химических соединений и биологически активных веществ; 9. микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов; 10. биохимия – основы ферментологии, обмен веществ в органах и системах в норме и при патологии; 11. общая биоорганическая химия – минеральный состав тканей и жидкостей организма, биологическая роль микроэлементов в жизнедеятельности клетки и всего организма, химическая природа веществ, входящих в состав организма или поступающих в него извне, методы химического анализа (определение рН, концентрации соединений в физиологических жидкостях). 12. Фармакология;
^ 1.1. Раскрытие понятий «клиническая фармакология», «фармакология», «фармакотерапия», различия между ними. Предмет и задачи клинической фармакологии. Федеральный закон «О лекарственных средствах». Место Минздрава РФ в сфере обращения лекарственных средств. Типы названий препаратов. Понятие о фармакоэпидемиологии, фармакоэкономике. Основы формулярной системы. Клинические исследования лекарственных средств: фазы, рандомизация, понятия о контролируемых клинических исследованиях, ККП. Деонтология в клинической фармакологии. Основные принципы медицины, основанной на доказательствах. 1.2. Фармакокинетика лекарственных средств. Значение фармакокинетики для выбора лекарственных средств и определения режима их дозирования: путь введения, всасываемость, биодоступность, биоэквивалентность, связь с белками, объем распределения, метаболизм, период полувыведения, клиренс, выведение. Особенности фармакокинетики лекарственных средств в различные возрастные периоды (дети, беременные, грудное вскармливание, пожилые люди). Особенности фармакокинетики лекарственных средств при патологии органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, кровообращения, печени и почек. 1.3. Фармакодинамика лекарственных средств. Определение понятий фармакодинамики: рецепторы, механизм действия, эффекты, селективность, стереоизомеры, полные и частичные агони-сты и антагонисты. Терапевтический индекс, клинический эффект, нежелательные лекарственные реакции. Современные методы оценки действия лекарственных средств, требования к ним. Действие лекарственных средств при однократном и длительном применении. Значение фармакологических проб в выборе лекарственных средств и определение рационального режима их дозирования (дозы - разовая, суточная, курсовая; кратность применения). Понятие о терапевтической широте, минимальной и максимальной дозах. Взаимосвязь между фармакодинамикой и фармакокинетикой. Особенности фармакодинамики лекарственных средств в различные возрастные периоды (дети, беременные, грудное вскармливание, пожилые люди). 1.4. Взаимодействие лекарственных средств. Характер взаимодействия лекарственных средств (фармацевтическое, фармакокинетическое, фармакодинамическое). Клиническое значение взаимодействий лекарственных средств. Принципы рационального комбинирования лекарственных средств. 1.5. Нежелательные лекарственные реакции. Методы выявления, профилактики и коррекции. Виды нежелательных лекарственных реакций. Прогнозирование нежелательных лекарственных реакций. Зависимость нежелательных лекарственных реакций от пути введения, дозы, длительности применения, возраста больных. Особенности нежелательного действия лекарственных средств на плод. Особенности нежелательных лекарственных реакций в стоматологии. Проявление системных нежелательных лекарственных реакций со стороны полости рта (гиповитаминозы, инфекции, кровоточивость). Нежелательные лекарственные реакции со стороны слюнных желез (сиалоз, сиалгия, птиализм, ксеростомия), зубов (декальтификация, деструкция, дисколорация), слизистой полости рта (десквамация, дисколорация, афтозный и лихеноидный стоматит). Изменение вкуса, чувствительности. Меры профилактики и коррекции. 1.6. Общие принципы оценки эффективности и безопасности применения лекарственных средств, включая оценку качества жизни. Значение клинических и лабо-раторно-инструментальных методов оценки эффективности и безопасности применения лекарственных средств. ^ Клиническая фармакология антимикробных лекарственных средств Пенициллины: бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин, окса-циллин, ампициллин, амоксициллин, амоксициллин/клавуланат. Цефалос-порины: 1 поколения - цефазолин, цефалексин; II поколения - цефурок-сим, цефуроксим аксетил; III поколения - цефотаксим, цефоперазон, цеф-триаксон, цефтазидим; IV поколения - цефепим. Аминогликозиды: гента-мицин, амикацин. Карбапенемы: имипенем. Тетрациклины: доксициклин. Макролиды: эритромицин, азитромицин, спирамицин. Линкозамиды: клиндамицин, линкомицин. Нитрофураны: нитрофурантоин. Сульфаниламиды: котримоксазол. Фторхинолоны: ципрофлоксацин. Нитроимидазолы: метронидазол. Антибиотики разных групп: хлорамфеникол, мупироцин. Противогрибковые препараты: нистатин, клотримазол, флуконазол. Противовирусные препараты: ацикловир. Принципы рационального выбора (эмпирический и после определения возбудителя) и определение режима дозирования антимикробного препарата, особенности фармакокинетики антимикробных препаратов при изменении экскреции. Методы оценки эффективности и безопасности антимикробных препаратов. Диагностика, коррекция и профилактика нежелательных лекарственных реакций. Комбинация антимикробных лекарственных средств. Особенности микрофлоры полости рта. Показания к системному применению антибиотиков в стоматологии. Выбор антимикробных препаратов для системного лечения инфекции челюстно-лицевой области и полости рта. Особенности профилактического применения антибиотиков в стоматологии. Клиническая фармакология лекарственных средств с антимикробным и регенеративным эффектом для местного применения Антисептики. Кислоты и щелочи: борная кислота, салициловая кислота, натрия тетраборат, аммиака раствор. Галогены: йод, раствор Люголя, йодинол, натрия гипохлорид, хлоргексидин. Окислители: калия перманга-нат, перекись водорода. Спирты: этиловый, изопропиловый. Препараты серебра: серебра нитрат, серебра сульфадиазин. Препараты цинка: окись цинка, цинка сульфат. Фенолы: триклозан, крезол. Альдегиды: формальдегид. Комбинированные препараты. Препараты с регенеративными эффектами. Клиническая фармакология противовоспалительных и противоаллергических лекарственных средств Глюкокортикостероиды: для системного применения (гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон); ингаляционные (беклометазон); для ин-тра- и периартикулярного введения; для наружного применения в области лица (гидрокортизона ацетат, гидрокортизона 17-бутират, мометазон). Комбинированные препараты. Нестероидные противовоспалительные препараты (ацетилсалициловая кислота, диклофенак натрия, ибупрофен, индометацин). Селективные ингибиторы циклооксигеназы-2 (целекоксиб). Антигистаминные препараты: I поколения (дифенгидрамин, хлоропи-рамин, клемастин); II поколения (лоратадин). Принципы выбора и определения путей введения, режима дозирования противовоспалительных препаратов с учетом фармакокинетики, нежелательных лекарственных реакций, особенностей воспалительного процесса (локализации, интенсивности), состояния ЖКТ, сердечно-сосудистой системы. Методы оценки эффективности и безопасности. Диагностика, коррекция и профилактика нежелательных лекарственных реакций. Лекарственные взаимодействия. Клиническая фармакология анальгетиков Опиоидные анальгетики: морфин, тримеперидин, трамадол. Неопиоидные анальгетики: парацетамол, метамизол, кеторолак. Комбинированные препараты, включающие спазмолитики, кофеин, аскорбиновую кислоту, хлорфенамин, псевдоэфедрин. Препараты, усиливающие действие анальгетиков. Нейролептики: дро-перидол, хлорпромазин. Бензодиазепины: диазепам. Принципы выбора с учетом фармакодинамики и фармакокинетики, особенностей локализации и степени выраженности болевого синдрома, наличия сопутствующей патологии. Методы оценки эффективности и безопасности. Профилактика, диагностика и коррекция НИР. Лекарственные взаимодействия. Особенности выбора при зубной боли, в послеоперационном периоде. Клиническая фармакология местных анестетиков и сосудосуживающих Классификация местных анестетиков. Эфиры (кокаин, прокаин, тет-ракаин). Амиды (лидокаин, тримекаин, мепивакаин, прилокаин, этидокаин, бупивакаин, ропивакаин, артикаин). Комбинированные препараты: содержащие вазоконстрикторы, комбинация местных анестетиков. Сосудосуживающие: адреномиметики (адреналин, норадреналин). Особенности фармакодинамики и фармакокинетики. Основные эффекты. Показания и противопоказания к применению. Нежелательные лекарственные реакции. Лекарственные взаимодействия. Виды местной анестезии. Выбор местного анестетика в зависимости от вида анестезии. Особенности выбора местных анестетиков с учетом особенностей фармакокинетики. Выбор местных анестетиков в зависимости от показаний, анатомии, патологии, сопутствующих заболеваний. Особенности применения в зависимости от возраста, при беременности и родах. Особенности применения в стоматологии. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при нарушениях коагуляции а) тромбозы: антикоагулянты (гепарин, низкомолекулярные гепари-ны - варфарин), антитромбоцитарные (аспирин, клопидогрель); фибринолитики (стрептокиназа). б) кровотечения: этамзилат, препараты витамина К, апротинин. Принципы выбора, определение путей введения и рационального режима дозирования препаратов с учетом фармакодинамики и фармакокинетики, наличия сопутствующей патологии и терапии. Нежелательные лекарственные реакции. Лекарственные взаимодействия. Методы контроля коагуляции при терапии антикоагулянгами прямого и непрямого действия. Факторы риска тромбообразования и кровотечений в стоматологии, профилактика. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при неотложных состояниях в стоматологии а) лекарственных средств, применяемые при сердечно-легочной реанимации - адреналин, атропин, бикарбонат натрия, магния сульфат. б) лекарственных средств, применяемые при анафилактическом шоке - адреномиметики (адреналин); глюкокортикоиды (гидрокортизон, преднизолон), брон-холитики (аминофиллин), антигистаминные лекарственных средств (дифенгидрамин). Принципы выбора, определение последовательности и путей введения, режима дозирования с учетом клинической симптоматики, фармакодинамики и фармакокинетики, наличия сопутствующей патологии. Нежелательные лекарственные реакции. Лекарственные взаимодействия. в) лекарственных средств, применяемые при гипертоническом кризе - антигипертен-зивные центрального действия (клонидин), блокаторы кальциевых каналов (нифедипин), ингибиторы АПФ (каптоприл), вазодилататоры (бендазол), диуретики (фуросемид). Принципы выбора, пути введения, рациональный режим дозирования препаратов с учетом клинической симптоматики, фармакодинамики и фармакокинетики, наличия сопутствующей патологии. Нежелательные лекарственные реакции. Лекарственные взаимодействия. г) лекарственных средств, применяемые при приступе стенокардии — нитраты (нитроглицерин, изосорбид динитрат); бета-адреноблокаторы (атенолол); антиаг-реганты (ацетилсалициловая кислота). Принципы выбора, пути введения, рациональный режим дозирования препаратов с учетом клинической симптоматики, фармакодинамики и фармакокинетики, наличия сопутствующей патологии. Нежелательные лекарственные реакции. Лекарственные взаимодействия. д) лекарственных средств, применяемые при судорожном синдроме - бензодиазепины (диазепам); барбитураты (фенобарбитал); анксиолитики (натрия оксибути-рат); нейролептики (хлорпромазин, дроперидол). Принципы выбора с учетом фармакодинамики и фармакокинетики, путей введения, сопутствующей патологии. Нежелательные лекарственные реакции. Лекарственные взаимодействия. Противопоказания. е) лекарственных средств, применяемые при гипертермическом синдроме - ацетилсалициловая кислота, парацетамол, дипирон, дифенгидрамин. ж) лекарственных средств, применяемые при приступе бронхиальной астмы - (бета-стимуляторы (сальбутамол, фенотерол); ксантины (аминофиллин); глюкокортикоиды (преднизолон). Принципы выбора препарата, определения путей введения, рационального режима дозирования препаратов. з) лекарственных средств, применяемые при острых нарушениях сердечного ритма - наджелудочковая пароксизмальная тахикардия (верапамил, АТФ); желудочковая тахикардия (лидокаин), брадиаритмия (атропин). В соответствии с учебным планом по специальности преподавание клинической фармакологии для студентов 5 курса стоматологического факультета осуществляется в виде лекций, практических занятий и самостоятельной подготовки. Тематический план лекций
Тематический план практических занятий
Тематический план самоподготовки
После зачета практических навыков студентов по дисциплине, защиты истории болезни, проводится зачетное компьютерное тестирование уровня теоретической подготовки студента по курсу клинической фармакологии, затем студенты по билетам сдают зачет знания курса. Аннотация тем практических занятий. Тема 1. Предмет клинической фармакологии. Содержание терминов и понятий. Разделы клинической фармакологии. Значение фармакокинетики и фармакодинамики в рациональном выборе лекарственных препаратов. Расчеты основных фармакокинетических показателей. Взаимосвязь фармакодинамики и фармакокинетики. Побочные действия, лекарственных средств. Влияние лекарств на плод и новорожденного. Фармакогенетика. Роль знаний по клинической фармакологии в работе врача. Разбор схемы истории болезни, роль каждого из разделов схемы для изучения дисциплины. Целью занятия является освоение студентом:
После проведения практического занятия студент должен уметь: оценивать фармакокинетические параметры лекарственных средств, прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, оценивать возможные взаимодействия препаратов. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Определение понятия «клиническая фармакология», «фармакология», «фармакотерапия», различия между ними. Предмет и задачи клинической фармакологии. Значение фармакокинетики для выбора ЛС и определения режима их дозирования: путь введения, всасываемость, биодоступность, биоэквивалентность, связь с белками плазмы, объем распределения, метаболизм, период полувыведения, клиренс, пути и скорость выведения. Фармакодинамика ЛС. Определение понятий фармакодинамики: рецепторы, мессенджеры, механизм действия, селективность, стереоизомеры, полные и частичные агонисты, антагонисты, терапевтический индекс, клинический эффект, НЛР. Современные методы оценки действия ЛС, требования к ним. Действие ЛС при однократном и курсовом применении. Значение фармакологических проб в выборе ЛС и определение рационального режима их дозирования (дозы: разовая, суточная, курсовая; кратность применения). Понятие о терапевтической широте, минимальной и максимальной дозах. Значение мониторного наблюдения за действием ЛС. Взаимосвязь между фармакодинамикой и фармакокинетикой. Взаимодействие ЛС. Характер взаимодействия ЛС (фармацевтическое, фармакокинетическое, фармакодинамическое). Клиническая характеристика проявлений взаимодействия ЛС. Принципы рационального комбинирования ЛС. Тема 2._Побочные действия, лекарственных средств. Классификация, механизм и значение. Анафилактический шок. клиника, патогенез, неотложная помощь. Сердечно-легочная реанимация. Клиническая фармакология средств,. Лекарственная зависимость. Синдром отмены. Целью занятия является освоение студентом:
После проведения практического занятия студент должен уметь: оценивать и прогнозировать нежелательные лекарственные реакции, оценивать возможные аллергические и анафилактические реакции, проводить неотложные мероприятия с элементами сердечно-легочной реанимации. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Определение понятия «нежелательные лекарственные реакции», «анафилактический шокя», «сердечно-легочной реанимация». Основные принципы оценки и терапии. Виды нежелательных лекарственных реакций. Прогнозирование нежелательных лекарственных реакций. Зависимость нежелательных лекарственных реакций от пути введения, дозы, длительности применения, возраста больных. Особенности нежелательного действия лекарственных средств на плод. Особенности нежелательных лекарственных реакций в стоматологии. Проявление системных нежелательных лекарственных реакций со стороны полости рта (гиповитаминозы, инфекции, кровоточивость). Нежелательные лекарственные реакции со стороны слюнных желез (сиалоз, сиалгия, птиализм, ксеростомия), зубов (декальтификация, деструкция, дисколорация), слизистой полости рта (десквамация, дисколорация, афтозный и лихеноидный стоматит). Изменение вкуса, чувствительности. Меры профилактики и коррекции. Анафилактический шок. Клиника и диагностика. Лечение Принципы и приемы оказания сердечно-легочной реанимации. Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при неотложных состояниях в стоматологии а) лекарственных средств, применяемые при сердечно-легочной реанимации - адреналин, атропин, бикарбонат натрия, магния сульфат. б) лекарственных средств, применяемые при анафилактическом шоке - адреномиметики (адреналин); глюкокортикоиды (гидрокортизон, преднизолон), брон-холитики (аминофиллин), антигистаминные лекарственных средств (дифенгидрамин). Принципы выбора, определение последовательности и путей введения, режима дозирования с учетом клинической симптоматики, фармакодинамики и фармакокинетики, наличия сопутствующей патологии. Нежелательные лекарственные реакции. ^ Целью занятия является освоение студентом:
После проведения практического занятия студент должен уметь: выбирать адекватный вид анестезии, выбирать конкретный препарат, оценивать качество обезболивания и риск развития нежелательных лекарственных реакций С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Определение понятия «анестезия», «виды обезболивания». Основные принципы оценки и анестезии. Клиническая фармакология анальгетиков Опиоидные анальгетики: морфин, тримеперидин, трамадол. Неопиоидные анальгетики: парацетамол, метамизол, кеторолак. Комбинированные препараты, включающие спазмолитики, кофеин, аскорбиновую кислоту, хлорфенамин, псевдоэфедрин. Препараты, усиливающие действие анальгетиков. Нейролептики: дро-перидол, хлорпромазин. Бензодиазепины: диазепам. Принципы выбора с учетом фармакодинамики и фармакокинетики, особенностей локализации и степени выраженности болевого синдрома, наличия сопутствующей патологии. Методы оценки эффективности и безопасности. Профилактика, диагностика и коррекция НИР. Лекарственные взаимодействия. Особенности выбора при зубной боли, в послеоперационном периоде. Клиническая фармакология местных анестетиков и сосудосуживающих Классификация местных анестетиков. Эфиры (кокаин, прокаин, тет-ракаин). Амиды (лидокаин, тримекаин, мепивакаин, прилокаин, этидокаин, бупивакаин, ропивакаин, артикаин). Комбинированные препараты: содержащие вазоконстрикторы, комбинация местных анестетиков. Сосудосуживающие: адреномиметики (адреналин, норадреналин). Особенности фармакодинамики и фармакокинетики. Основные эффекты. Показания и противопоказания к применению. Нежелательные лекарственные реакции. Лекарственные взаимодействия. Виды местной анестезии. Выбор местного анестетика в зависимости от вида анестезии. Особенности выбора местных анестетиков с учетом особенностей фармакокинетики. Выбор местных анестетиков в зависимости от показаний, анатомии, патологии, сопутствующих заболеваний. Особенности применения в зависимости от возраста, при беременности и родах. Особенности применения в стоматологии. Тема 4._Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на фосфорно-кальциевый обмен. Клиническая фармакология противовоспа-лительных средств и анальгетиков Целью занятия является освоение студентом:
После проведения практического занятия студент должен уметь: выбирать конкретный препарат, относящийся к НПВС, оценивать эффективность противовоспалительной терапии С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Определение понятия «воспаление», «нарушения фосфорно-кальциевого обмена». Основные принципы выбора препаратов. Клиническая фармакология противовоспалительных лекарственных средств Нестероидные противовоспалительные препараты (ацетилсалициловая кислота, диклофенак натрия, ибупрофен, индометацин). Селективные ингибиторы циклооксигеназы-2 (целекоксиб). Принципы выбора и определения путей введения, режима дозирования противовоспалительных препаратов с учетом фармакокинетики, нежелательных лекарственных реакций, особенностей воспалительного процесса (локализации, интенсивности), состояния ЖКТ, сердечно-сосудистой системы. Методы оценки эффективности и безопасности. Диагностика, коррекция и профилактика нежелательных лекарственных реакций. Лекарственные взаимодействия. ^ Целью занятия является освоение студентом:
После проведения практического занятия студент должен уметь: адекватно выбирать конкретный антибактериальный препарат, оценивать эффективность антибактериальной терапии С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Определение понятия «бактериальная флора полости рта», «антибактериальная терапия». Основные принципы выбора препаратов. Клиническая фармакология антибактериальных лекарственных средств. Пенициллины: бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин, окса-циллин, ампициллин, амоксициллин, амоксициллин/клавуланат. Цефалос-порины: 1 поколения - цефазолин, цефалексин; II поколения - цефурок-сим, цефуроксим аксетил; III поколения - цефотаксим, цефоперазон, цеф-триаксон, цефтазидим; IV поколения - цефепим. Аминогликозиды: гента-мицин, амикацин. Карбапенемы: имипенем. Тетрациклины: доксициклин. Макролиды: эритромицин, азитромицин, спирамицин. Линкозамиды: клиндамицин, линкомицин. Нитрофураны: нитрофурантоин. Сульфаниламиды: котримоксазол. Фторхинолоны: ципрофлоксацин. Нитроимидазолы: метронидазол. Антибиотики разных групп: хлорамфеникол, мупироцин. Противогрибковые препараты: нистатин, клотримазол, флуконазол. Противовирусные препараты: ацикловир. Принципы рационального выбора (эмпирический и после определения возбудителя) и определение режима дозирования антимикробного препарата, особенности фармакокинетики антимикробных препаратов при изменении экскреции. Методы оценки эффективности и безопасности антимикробных препаратов. Диагностика, коррекция и профилактика нежелательных лекарственных реакций. Комбинация антимикробных лекарственных средств. Особенности микрофлоры полости рта. Показания к системному применению антибиотиков в стоматологии. Выбор антимикробных препаратов для системного лечения инфекции челюстно-лицевой области и полости рта. Особенности профилактического применения антибиотиков в стоматологии. Клиническая фармакология лекарственных средств с антимикробным и регенеративным эффектом для местного применения Антисептики. Кислоты и щелочи: борная кислота, салициловая кислота, натрия тетраборат, аммиака раствор. Галогены: йод, раствор Люголя, йодинол, натрия гипохлорид, хлоргексидин. Окислители: калия перманга-нат, перекись водорода. Спирты: этиловый, изопропиловый. Препараты серебра: серебра нитрат, серебра сульфадиазин. Препараты цинка: окись цинка, цинка сульфат. Фенолы: триклозан, крезол. Альдегиды: формальдегид. Зачётное занятие. Защита истории болезни. Цель занятия: контроль усвоения студентом изученных вопросов клинической фармакологии. ^ : назначать рациональную фармакотерапию пациенту с известным диагнозом в зависимости от сопутствующей патологии, пола, возраста (и других факторов), контролировать её эффективность и безопасность, оценивать возможные межлекарственные взаимодействия и устранять их последствия, назначать альтернативное лечение в случае неэффективности или непереносимости препаратов первого ряда. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ . Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Зачет по курсу «Клинической фармакологии» принимается в два этапа. Первый этап – защита истории болезни, выполненной студентом в рамках УИРС, ответы на вопросы преподавателя и студентов. В ходе второго этапа оцениваются приобретённые студентами практические навыки. Второй этап (по выбору преподавателя кафедры) – зачет теоретической подготовки студента по курсу «Клинической фармакологии» (устно по билетам) или компьютерное тестирование (в компьютерном классе кафедры). Контроль конспектов лекций и заданий самостоятельной работы студентов. Студентам, успешно сдавшим оба этапа зачета, выставляется отметка (зачтено) в зачетную книжку и оценки за каждый сданный практический навык в специальную зачетную книжку студента стоматологического факультета по практическим навыкам. Зачетные вопросы по курсу клинической фармакологии для студентов стоматологического факультета заочной формы обучения.
Перечень обязательных практических умений (отдельно оценивается каждый из перечисленных практических навыков) Студент должен УМЕТЬ: 1. Проводить адекватный выбор наиболее эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств. 2. Оценивать эффективность лекарственных средств с помощью клинических и лабораторных исследований. 3. Определять оптимальный режим дозирования; выбирать лекарственные средства, дозу, путь, кратность и длительность введения в зависимости от фармакодинамику и фармакокинетику, возраста, пола, клинического и физиологического состояния пациента. 4. Прогнозировать, предупреждать, выявлять и проводить коррекцию нежелательных лекарственных реакций. 5. Проводить оценку выбора, эффективности и безопасности применения лекарственных средств у конкретного больного. 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Средства обеспечения освоения дисциплины: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, слайд-проектор и слайды, видеофильмы и др. 4. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Компьютерный класс, лаборатории, отделения хирургической стоматологии в стационаре, стоматологические кабинеты в поликлинике. ^ Рекомендации по организации лекций, практических занятий, представлены в соответствующих методических указаниях для преподавателей и студентов. 6. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Клиническая фармакология: учеб./ Под ред. В.Г. Кукеса. – 3-е изд., пере-раб. и доп. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 944 с. 2. Оксфордский справочник по клинической фармакологии / Под ред. Гэ-хан-Смитта Д.Г., Дж.К. Аронсона. - М.: Медицина, 2000. 3. Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии / Под ред. Страчунского Л.С., Белоусова Ю.Б., С.Н. Козлова. - М.: Боргес, 2002. – 384 с. Дополнительная литература
|