|
Скачать 119.69 Kb.
|
![]() МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Научно-образовательный комплекс по специальности 050701 «Биотехнология» Методические указания к КОНТРОЛЬНой работе по дисциплине БИОХИМИЯ По кредитной технологии обучения для студентов специальностей 050701 «Биотехнология» ПАВЛОДАР 2009 год УТВЕРЖДЕНОДиректор Инженерной Академии Док. вет. наук, проф. _________ Е.Б. Никитин «___» _______________ 2009 г. Автор: преподаватель _____________ Т.Н. Дубровина Кафедра «Прикладная биотехнология» ^ по дисциплине Биохимия для студентов специальности 050701 «Биотехнология» для заочной формы обучения на базе профессионального образования Разработаны на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования РК специальности 050701 – «Биотехнология», ГОСО РК 3.08.327-2006, «Образование высшее профессиональное. Бакалавриат», г. Астана, 2006 г., типовой учебной программы по дисциплине «Биохимия», утвержденной приказом МОН РК от 23.12.05 г. № 779. и рабочей программы дисциплины «Биохимия», 2008 г. Рассмотрены на заседании кафедры «Прикладная биотехнология» Протокол № ____ от _________200 г. Зам. зав. кафедрой «Прикладная биотехнология» ________ М.С. Омаров Утверждены на заседании научно-методического совета Инженерной Академии и рекомендованы к изданию Протокол № ____ от __________200 г. Председатель НМС Инженерной Академии Канд. техн. наук, проф. ______________ Е.К. Ордабаев Согласовано: Начальник ИМО к.п.н., проф. ________________ Н.М. Ушакова сдано __________________ Содержание стр. Введение 4
Список рекомендуемых источников 8 ВВЕДЕНИЕ Курс «Биохимия» - это наука о качественном составе, количественном содержании и преобразованиях в жизненных процессах соединений, образующих живую материю. Предметом исследования биохимии являются метаболические процессы в клетке, а также регуляторные механизмы на уровне целостного организма. Метаболический процесс – это совокупность ферментативных реакций, катализирующих последовательность превращений реагенного соединения. В результате изучения курса студенты должны знать: основные принципы структурной организации биологических макромолекул – белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; физико-химические свойства аминокислот и их роль в формировании структуры и функционировании молекулы белка; функциональную роль белков и нуклеиновых кислот в процессах жизнедеятельности; роль ферментов для биотехнологии; свойства и роль ДНК и РНК в воспроизведении и передаче генетической информации; структурные особенности и свойства углеводов и липидов, их биологические функции. ^ Методические указания к выполнению контрольной работы имеют целью познание молекулярных основ жизни, выяснение взаимосвязи биологической функции и молекулярной структуры веществ живой природы. Задачами дисциплины являются: изучение физиологической роли пищевых веществ в жизни организмов; изучение процессов биосинтеза сложных органических веществ из неорганических соединений; изучение связи между жизнедеятельностью организмов и протекающими в них биохимическими процессами; изучение обмена белков, углеводов и липидов в организме человека; изучение классификации, строения и свойств белков, жиров, углеводов, витаминов; изучение биохимических процессов, происходящих в сырье при его переработке и хранении. ^ Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Задание определяется на основе последней цифры номера зачетной книжки (или предпоследней, если последняя цифра зачетки 0). Требования к оформлению. Контрольная работа должна быть написана на 15-20 страницах рукописного текста (соответственно около 10 страниц печатного текста). Работа должна быть оформлена в соответствии с предъявленными требованиями и согласно срокам предоставлена на кафедру «Прикладная биотехнология». К выполнению контрольной работы студент приступает после изучения темы, целей и задач данной дисциплины и выбора своего номера варианта. Для этого он предварительно знакомится с указанной литературой и методическими указаниями. Теоретическая часть контрольной работы состоит из 3-х вопросов. Номер варианта для ответа на вопросы определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента. Страницы текста должны иметь поля для замечаний преподавателя. Отдельные ответы на вопросы и решения задач желательно иллюстрировать схемами. Графический материал должен быть выполнен отдельно на миллиметровой бумаге и подклеен к контрольной работе. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена и подписана студентом. Оформление каждого пункта задания (вопросов и задачи), необходимо начинать с указания номера (варианта) и полного текста вопроса. На титульном листе необходимо указать: фамилию, имя, отчество студента, курс и факультет, номер зачетной книжки. Ответы на вопросы необходимо сопровождать ссылкой на рекомендуемую литературу в соответствии с номером по списку, приведенному в контрольной работе. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, к проверке не принимается, при наличии замечаний контрольная работа подлежит доработке. По окончании работы студент должен представить преподавателю правильно и аккуратно составленный отчет по контрольной работе. Защита контрольных работ осуществляется по графику консультаций преподавателя. К экзамену допускаются студенты, защитившие контрольную работу. ^ Теоретические вопросы по курсу «Биохимия» Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3
Вариант № 4
Вариант № 5
Вариант № 6
Вариант № 7
Вариант № 8
Вариант № 9
Вариант № 10
^ В практической части студент выполняет задание согласно выбранного им номера варианта по последней цифре зачетной книжки. Аскорбиновая кислота содержится в ягодах, фруктах и овощах, черной смородине, апельсинах, лимонах, рябине, красном перце, капусте, цитрусовых, хвое, зеленых частях растений и других растительных продуктах. Содержание аскорбиновой кислоты в плазме крови достигает 1%. Недостаточность аскорбиновой кислоты вызывает заболевание, известное под названием скорбута, или цинги. Клинические симптомы недостаточности сначала проявляются быстрой утомляемостью, анемией, головокружением, затем появляется кровоточивость десен, склонность к кровоизлияниям в подкожную клетчатку, признаки нарушения сердечной деятельности, а также резкое снижение сопротивляемости организма инфекциям. 1. Для определения витамина С в таблетках или драже их предварительно растирают в определенном количестве воды, подкисленной 10% раствором соляной кислоты, чтобы предохранить витамин С от разрушения. Томатный сок и молоко после разбавления подкисленной водой фильтрует. При определении аскорбиновой кислоты в картофеле, капусте, луке, укропе и др. продуктах из последних сначала готовят вытяжки. Для этого берут навеску предварительно измельченного исследуемого материала, растирают в ступке с небольшим количеством песка и дистиллированной воды, добавив несколько капель 10% раствора соляной кислоты. Дают постоять 10 минут и жидкую часть содержимого ступки по палочке фильтруют в мерную колбу на 100 мл. К оставшейся в ступке массе снова добавляют небольшое количество воды и 10% раствора соляной кислоты, растирают и через 2-3 минуты фильтруют в ту же колбу. Извлечение витамина С из одной и той же навески продолжают до тех пор, пока уровень жидкости в мерной колбе дойдет до метки. Перемешав содержимое мерной колбы, отбирают из нее пробы для титрования. 2. Титрование. В стаканчик или колбочку отмеривают определенные количества исследуемой жидкости и 2% раствора соляной кислоты, затем титруют из бюретки 0,001н раствором натриевой соли 2,6-дихлорфенолиндофенола до слабо-розовой окраски пока не исчезнет в течение 30 секунд. 3. Расчет. Зная, что 1 мл 0,001н раствора натриевой соли 2,6-дихлорофенолиндофенола соответствует 0,088 мг аскорбиновой кислоты (молекулярный вес аскорбиновой кислоты равен 176, а грамм-эквивалент-88), вычисляют количество аскорбиновой кислоты (в мг%) по формуле: X=A*0,088*B*100/C*D, мг % витамина С, где А - количество мл 2,6-дихлорофенолиндофенола, пошедшего на титрование; В - объем водной вытяжки или раствора в мл; С - исследуемое вещество в г или мл; D - количество мл исследуемого раствора, взятого для титрования; 100 - пересчет в мг%. Задание: Рассчитать концентрацию витамина С в мг % по таблице 1. Таблица 1 – Исходные данные для решения задачи
^
^ Основная:
Дополнительная:
|