|
Скачать 176.78 Kb.
|
МОУ Трубачевская СОШ Нетрадиционный урок по теме: «Биологически активные соединения». Выполнила Учитель химии-биологии Сташкевич Н.С. Трубачево – 2007 Класс: 10 Тема урока: «Биологически активные соединения» Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения: лекция Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
^ : словесные (лекция с элементами беседы), словесно-наглядно-практический. Оборудование: лист с изображением продуктов питания и лист для обозначения желез внутренней секреции и гормонов. I. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему: «Биологически активные соединения». ^ Биологически активные соединения можно подразделить на:
Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве необходимого ее компонента. Их отсутствие или недостаток в организме вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы. Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пищи основных компонентов питания. По растворимости в воде или жирах все витамины делят на две группы:
Сейчас мы будем говорить о витаминах, а вы в течении лекции будете на листочках с продуктами питания отмечать в каких продуктах какие витамины содержатся. ^ Витамин С, аскорбиновая кислота, - это единственный витамин, который связан на прямую с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты – нужно много белка, и наоборот. Для предупреждения С-авитаминоза не требуется больших доз аскорбиновой кислоты, достаточно 20 мг в сутки. Лучше принимать комплекс, состоящий из витамина С, витамина Р и каротина. Лишая организм этой тройки, мы выводим обмен на невыгодное направление – в сторону большей массы тела и повышенной нервозности. В то же время этот комплекс благотворно влияет на сосудистую систему и служит несомненным профилактическим средством. Витамин С, витамин Р и каротин наиболее полно представлены в овощах, ягодах, зелени и пряных травах, во многих дикорастущих растениях. Например: в черной смородине (100 г) содержится 200 мг витамина С и 1000 мг витамина Р, в шиповнике – 1200 мг витамина С и 680 мг витамина Р, в клубнике соответственно 60 мг и 150 мг, в яблоках – 13 мг и 10-70 мг, в апельсинах – 60 мг и 500 мг. Чтобы бороться с витаминной недостаточностью, необходимо повысить содержание свежих овощей и фруктов в пищевом рационе. Именно овощи и фрукты – единственные поставщики витаминов С, Р и каротина. Овощи и фрукты – непревзойденное средство для нормализации жизнедеятельности полезной кишечной микрофлоры, особенно ее синтетической функции – некоторые витамины синтезируются микроорганизмами кишечника, но без овощей и фруктов этот процесс затормаживается. Овощи и фрукты нормализуют также обмен веществ, особенно жировой и углеводный, и предупреждают развитие ожирения. Отсутствие витаминов группы В, особенно В1, способствует развитию таких болезней, как неврозы, тучность и ожирение, ранний атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца. Увеличить поступление витаминов группы В с пищей можно, потребляя больше хлеба грубых сортов, а так же горох, молоко, сметану, сыр, яйца. ^ �5, - активизирует «работу» большой группы ферментов, играет большую роль в тканевом дыхании. При недостатке в организме наблюдается вялость, быстрая утомляемость, бессонница, сердцебиение, пониженная сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Источники витамина РР – мясные продукты, особенно печень и почки, рыба. ^ 9, - участвует в процессах кроветворения. Много фолиевой кислоты содержится в зелени и овощах: петрушке, салате, фасоли, шпинате, а так же в печени, почках, твороге, хлебе. Витамин В9 вырабатывается микрофлорой кишечника. При недостатке фолиевой кислоты наблюдаются нарушения кроветворения, снижение сопротивляемости организма заболеваниям. ^ Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При его недостатке ухудшается зрение, замедляется рост молодого организма, особенно костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительной системы. Источник витамина А в рыбьем жире, печени трески, сливочном масле, молоке. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины. Из молекулы β-каротина образуются две молекулы витамина А. β-Каротина больше всего в моркови, красном перце, помидорах, сливочном масле. Витамин А разрушается под действием света, кислорода воздуха, при термической обработке (до 30%). ^ – регулирует содержание кальция и фосфора в крови, участвует в минерализации костей. Отсутствие приводит к развитию рахита у детей и размягчению костей (остеопороз) у взрослых ((перелом костей). Содержится в рыбьем жире, печени трески, говяжьей печени, яйцах, молоке, сливочном масле. Потребность частично удовлетворяется за счет его образования в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей. Витамин D почти не разрушается при кулинарной обработке. ^ влияют на биосинтез ферментов. При авитаминозе нарушаются функции размножения, сосудистая и нервная системы. Распространены в растительных объектах, в первую очередь в маслах: в соевом, хлопковом, подсолнечном; в хлебе, крупах. Витамин Е относительно устойчив к нагреванию, разрушается под влиянием ультрафиолетовых лучей. Суточную потребность человека в витаминах и их основные функции можно посмотреть в учебнике на стр. 243, таблица 10. Витамины очень важны для нормальной жизнедеятельности организма, но так же важны и следующие биологически активные соединения – ферменты. ^ или энзимы, - это органические катализаторы белковой природы, которые ускоряют реакции, необходимые для функционирования живых организмов. ? Какие реакции обмена веществ, протекающие в организме, вы можете назвать? Ответ: реакции синтеза (анаболитические) и распада (катаболические). Так как реакции обмена веществ, протекающие в организмах можно разделить на два типа процессов: синтеза (анаболические) и распада (катаболические), то соответственно можно выделить и два типа ферментов. Рассмотрим примеры в учебнике на странице 249. Сейчас химикам известно более 2000 ферментов. Все они обладают рядом специфических свойств, отличающихся от неорганических катализаторов. Свойства ферментов:
Мы рассмотрели основные свойства ферментов, а сейчас кратко запишем их классификацию. Классы ферментов:
Более подробно о классах ферментов вы можете прочитать в учебнике. Как вы уже знаете с прошлого урока, ферменты являются белками и их можно разрушить, поэтому нужно следить за тем, чтобы не происходил процесс денатурации в нашем организме. ? Что такое денатурация? Ответ: денатурация – это процесс разрушения структуры белка. ? А что приводит к денатурации? Ответ:
Познакомившись с ферментами и витаминами, мы готовы рассмотреть не менее важную группу органических веществ, имеющих огромное биологическое значение. Эти вещества – гормоны. ^ – биологически активные органические вещества, которые вырабатываются железами внутренне секреции и регулируют деятельность органов и тканей живого организма. Важнейшими характерными свойствами гормонов являются:
? Скажите, что такое гомеостаз? Вам это понятие известно из курса биологии. ^ – постоянство состава внутренней среды организма. Именно гормоны обеспечивают гомеостаз. Оказывая влияние на работу многочисленных и различных органов и тканей, регулируя производство ими различных по составу химических соединений, гормоны и сами разнообразны по своему строению и представляют разные классы органических веществ. По химическому строению гормоны делят на:
Откройте учебник на странице 259, таблица 15. На листике «Железы внутренней секреции» отметьте название эндокринной железы и группы гормонов, которые она вырабатывает. Следующая группа биологически активных соединений, которую мы рассмотрим, это лекарства. Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII в. до н. э.) описываются лекарственные средства растительного происхождения, некоторые из них используются и в наши дни (например, касторовое масло). Великий древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.) искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни и питания. Именно он «приземлил» медицину, призывая лечить не болезнь, а больного. Он создал учение о четырех жизненных жидкостях – крови, слизи, черной и желтой желчи. Подробно вы прочтете в учебнике. Кроме профилактических мер, причин болезней и их диагностики, Гиппократ описал более двухсот лекарственных растений и способов их употребления. Римский врач Клавдий Гален (129-201) положил основу «аптекарской науке» - фармакологии. Он широко применял различные вытяжки из лекарственных растений, настаивая их на воде, вине или уксусе. Д. Л. Романовский в 1891 г. сформулировал общий химиотерапевтический принцип, т. е. принцип лечения различных заболеваний химическими препаратами. Идеальным лекарством Д. Л. Романовский считал (зачитать) «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте». Развитие представлений о том, что многие болезни вызываются различными микроорганизмами, позволили создать целый арсенал антибактериальных и химиопрепаратов. Начало ему было положено немецким терапевтом и бактериологом П. Эрлихом, который впервые создал препарат сальварсан (с латинского – салют мышьяку), против заболевания – сифилис. Начало эры химиотерапии бактериальных инфекций связана с открытием антибактериальных свойств у довольно простого по химической структуре органического соединения – амида сульфаниловой кислоты – стрептоцида: ![]() H2N- -SO2NH2 Сенсационное для 1936 г. сообщение немецкого ученого Г. Домагка о том, что молекула стрептоцида убивает бактерии и способны излечивать такие тяжелые инфекционные заболевания, как менингит, пневмонию, скарлатину, явилось мощным стимулом для развития работ по созданию сульфамидных препаратов. Бактериальная активность стрептоцида состоит в том, что он ингибирует рост и жизнедеятельность микроорганизмов и приводит к их гибели. Важнейшим этапом в развитии химиотерапии явилось открытие и создание антибиотиков. В 1928 г. английский микробиолог А. Флеминг отметил способность нитчатого гриба зеленой плесени Penicillium notatum вызывать гибель стафилококков. ^ По механизму действия антибиотики делят на:
По спектру действия различают антибиотики:
Первые нередко вызывают гибель полезных бактерий кишечной флоры – дисбактериоз, поэтому их применение должно проводиться с профилактикой этого последствия и под строгим контролем врача. Механизм действия антибиотиков заключается в том, что они вызывают у бактерий:
Издавна при лихорадке люди использовали кору ивы, из которой в 1827 г. был выделен гликозид салицин, ставший источником получения салициловой кислоты, а с 1899 г. в медицинскую практику вошел аспирин – ацетилсалициловая кислота: ![]() ^ 3 Лекарственные средства обладают триединым действием: противовоспалительным, жаропонижающим и несколько менее выраженным обезболивающим эффектами. В настоящее время аспирин рекомендуется для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, так как он оказывает и антитромбическое действие – предупреждает образование тромбов, которые могут нарушить кровоснабжение органа (ишемия) или закупорить кровеносный сосуд (эмболия). Аспирин широко используется при лечении ревматических заболеваний, головной и зубной боли, мигрени, невралгиях и т.д. Вместе с тем бактериальное применение аспирина может иметь и негативные последствия – образование язв желудка и токсичное влияние на почки. Поэтому, когда принимаете таблетку, нужно пить как можно больше воды. Мы рассмотрели биологически активные соединения и как видим, они очень важны для нашего организма. И нужно помнить, что витамины должны поступать в наш организм регулярно с пищей. Лекарственные препараты могут не только повлиять на выздоровление, но и принести вред. Ферменты очень важны и поэтому не стоит способствовать их разрушению. И главное, в нашем регионе жители подвержены заболеваниям щитовидной железы и это влияет на выработку гормонов, поэтому необходимо потреблять пищу богатую йодом. ^ . А сейчас, давайте проверим, как каждый из вас заполнил листик по витаминам и гормонам. Добавить проверяемые продукты и витамины в них содержащиеся. ^ Сегодня на уроке вы работали хорошо. Молодцы! Приложение Таблица. Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции
Примером анаболического фермента может служить глутаминсинтетаза: Глутаминовая кислота + NH3 + АТФ ►Глутамин + Н2О + АДФ + Н3РО4 Примером катаболического фермента может служить мальтаза: Мальтоза + вода ► Глюкоза Таблица. Классификация гормонов
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |