^
|
Деятельность учителя.
(Слайд, его содержание).
|
Взаимодействие учителя и ученика
|
Примечание
|
1. Организа-ционный мо-мент (0,5 мин)
|
Слайд № 1
|
Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок.
|
|
2. Актуализа-ция знаний. Определение темы и постановка целей урока
(7,5 мин)
|
Слайд 2.
Рисунок с разнообразными продуктами питания и записью загадки.
Вопрос по определению темы урока.
Прочтите загадку и определите: о чем пойдет речь на уроке?
(На сегодняшнем уроке речь будет идти о витаминах)
|
Учитель предлагает загадку по определению темы урока. Учащиеся отвечают на вопросы.
|
Сообщение темы урока с мотивирующим приемом
|
Слайд 3.
«Витамины»
|
Учитель предлагает записать в тетради тему урока
|
|
Слайд 4.
Цель урока
Познакомиться с биологической ролью витаминов в организме человека и последствием неумеренного потребления витаминных препаратов;
Научиться выявлять основные авитаминозы и их симптомы;
Выявить влияние курения на усвоение витаминов в организме человека
|
Учитель определяет цель урока.
|
|
|
Слайд 5.
1.Заполнение таблицы: «Основные принципы питания»
Назовите основные принципы питания человека.
(1.Энергетическая сбалансированность. 2.Оптимальное потребление основных строительных и энергетических веществ. 3.Оптимальное потребление жиров. 4. Учёт калорий. 5. Сбалансированное потребление белков, жиров и углеводов. 6.Вода является основной средой и обязательным участником многих физико-химических процессов, протекающих в организме.
|
Беседа с заполнением таблицы. Учитель оценивает ответы учащихся.
Если учащиеся затрудняются с ответами, учитель задаёт
наводящие вопросы:
-Для чего человеку необходима пища?
- Почему пища должна быть разнообразной?
-Какова роль воды в обмене веществ?
|
|
Слайд 6.
2. Достаточно ли при составлении рациона учитывать только калорийность продуктов? (Нет не достаточно, так как учитывается не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Поэтому, чтобы получить всё необходимое , надо употреблять значительно больше пищи, чем это требуется. Необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе.)
Кроме питательных веществ, что ещё содержится в пищевых продуктах?
(Витамины и балластные вещества.)
|
Ученики отвечает на вопрос учителя, подводящий к новой теме урока.
|
Мотивация новой темы, с использованием технологии проблемно-диалогического обучения: метод постановки проблемы «Подводящий к теме диалог»
|
3.Изучение нового материала (25 мин)
|
Слад 7.
Что такое витамины? (Биологически активные вещества)
С именем, какого учёного связано открытие витаминов? (Н.И. Лунин)
|
Беседа учителя с демон-страцией слайда. Уча-щиеся слушают и от-вечают на вопросы учи-
теля.
Записывают определения термина «витамины» в тетрадь.
|
Работа с тетрадью.
|
Слайд 8.
Лунин Николай Иванович
(1853-1937)
|
Сообщение учащегося.
|
|
Слайд 9.
Эксперимент Н.И. Лунина.
Как вы думаете, с чем это связано?
(Из этого он сделал вывод, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся ещё другие вещества, незаменимые для питании).
(Витамины)
|
Рассказ учителя с использованием слайда. Ответы учащихся.
|
Создание проблемной ситуации. Метод: «Побуждающий от проблемной ситуации диалог».
|
Слайд10.
Содержание витаминов в растительной животной пище. Вопросы:
1.В какой пище содержатся витамины? ( в растительной и животной). 2. В какой пище большее содержание витаминов? (в растительной). 3. Почему человек должен использовать пищу как растительного, так и животного происхождения? ( потому, что витамины содержатся не только в растительной пище, но и в животной, поэтому человек, как существо всеядное должен использовать для питания как растительную, так и животную пищу).
|
Учащиеся сопоставляют количественное содержание витаминов в пище растительного и животного происхождения и делают вывод.
|
Использование учебного модуля «Сравнение». Учащиеся убеждаются в том, что витамины содержатся не только в растительной пище, но и в животной.
|
Слайд 11.
Классификация витаминов.
На какие группы делят витамины? (Жирорастворимые и водорастворимые).
Назовите витамины данных групп.
Сделайте запись схемы в тетради.
|
Беседа по схеме
Учащиеся записывают схему в тетради.
|
Работа с тетрадью.
|
Слайд.12.
Роль витаминов.
Назовем основную роль витаминов в организме человека.
|
Беседа с заполнением схемы.
|
Работа со схемой.
|
Слайд 13.
Витамин А (ретинол, аксерофтол)
Слайд14.
Витамины группы В
Слайд15.
ВитаминС (аскорбиновая кислота)
Слайд16.
Витамин группы РР (никотиновая кислота)
Слайд 17.
ВитаминD (эргокальциферол)
|
Мультимедиа презентации учащихся.
Двое учащихся выступают с сообщениями, остальные их внимательно слушают и отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает отвечающих.
|
Технология саморазвивающего обучения
(Г.К.Селевко).
Выступающие используя схемы слайдов, задают вопросы учащимся.
|
Слайд18.
Авитаминозы, связанные с нехваткой или избытком витаминов.
Прочтите определения авитаминозов.
Запишите в тетрадь определение авитаминозов.
|
Ученик читает определения, а учащиеся делают запись в тетради: «Нехватка витаминов ведёт к
гиповитаминозам,
а его избыток – к
гипервитаминозам.»
|
Работа с тетрадью.
|
Слайд19.
Каковы последствия недостатка или избытка витаминов:
Группы - А;
Группы - В;
Витамина - С;
Витамина - Д.
|
Работа с таблицей: «Обсуждение последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза» (Биология. Человек. А.Г.Драгомилов. Р.Д.Маш учебник стр.154 таблица № 4).
|
Работа с учебником.
Вторичное повторение (возращение к одному и тому материалу с разных позиций).
|
Слайд 20
Почему надо соблюдать норму в употреблении витаминов?
Сделайте вывод.
(Потребность витаминов должно соответствовать потребности человека, их превышение вредно, как и их недостаток. Однако с недостатком приходится иметь дело чаще, потому что при современной переработке пищевых веществ часть витаминов теряется).
|
Учащиеся дают ответ на вопрос.
|
|
Слайд 21.
Сохранение витаминов в продуктах питания. Просмотрите кинофрагмент и ответьте на вопросы:
Какие правила обработки продуктов способствуют сохранению витаминов?
В какой посуде необходимо варить пищу?
(Ответы учащихся:
Овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой
Лучше опускать их в горячую воду и варить недолго под крышкой
Необходимо пользоваться эмалированной посудой
Овощные блюда необходимо есть сразу после приготовления.
|
Ученики после просмотра кинофрагмента отвечают на вопросы.
Учитель оценивает ответы учащихся.
|
Мотивация внимания учащихся с помощью просмотра кинофрагмента Развитие умений запоминать, выделять главное, обобщать увиденное.
|
Слайд 22.
Негативное воздействие курения на усвоение витаминов.
- Что вам известно о вредном воздействии курения на организм человека?
- Объясните последствия нейтрализации действия данных витаминов для здоровья подростков?
(происходят резкие изменения в организме человека).
|
Учитель, предлагает учащимся объяснить последствия нейтрализации
витаминов на здоровье подростков?
|
Создание проблемной ситуации.
Метод: «Побуждающий от проблемной ситуации диалог».
|
|
Слайд 23.
Последствия действия нейтрализации витаминов для здоровья подростка.
Недостаток витамина С снижает сопротивляемость организма подростка к инфекционным заболеваниям, вызывает цингу, нарушает кровеносные сосуды;
Недостаток витаминов группы В приведет к резким изменениям работы мышечной и нервной ткани.
|
Учитель объясняет последствия действия нейтрализации витаминов для здоровья подростка.
|
После поставленного вопроса и ответа учащихся высвечивается ответ на поставленный вопрос.
|
4. Физпауза.
(0,5 мин)
|
Слайд 24.
Физпауза,
Закреплению знаний.
|
|
|
5.
Закрепление знаний
(8 мин)
|
Слайд 25.
Проанализируйте эпизод из книги Ю.Никулина: «Почти серьёзно», произошедший с автором во время блокады Ленинграда.
Ответ учащегося:
У бойцов батареи возникла куриная слепота
из-за недостатка витамина А.
Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С.
Он не мог заменить витамин А.
В рыбьем жире этот витамин присутствовал.
Витамин А – жирорастворимый витамин,
и он особенно легко усваивается вместе
с жирной пищей.
|
Учащиеся читают отрывок и анализируют происшедшее явление с бойцами батареи
|
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
|
Слайд 26.
Работа с тестами.
Прочтите задание и выберите один верный ответ.
|
|
Задание для контроля знаний в форме ЕГЭ.
|
Слайды 27.
1.У детей развивается рахит при недостатке:
а) марганца и железа;
б) кальция и фосфора;
в) меди и цинк;
г) серы и азота.
|
Учащиеся отвечают на вопросы теста (слайды № 32-40)
|
|
Слайд 28.
2 .Являются ли витамины важным источником энергии:
а) да;
б) нет;
в) только некоторые?
|
|
|
|
Слайд 29.
3.Являются ли витамины материалом для биосинтеза:
а) да;
б) нет;
в) только некоторые?
|
|
|
Слайд 30.
4. Отвар шиповника, лук, смородину рекомендуют при авитаминозе:
а) авитаминозе А;
б) авитаминоз В;
в) авитаминозе С;
г) авитаминозе Д.
|
|
|
Слайд 31.
5. Авитаминоз А приводит к:
а) болезни глаз;
б) рахиту;
в) цинге;
г) параличам.
|
|
|
Слайд 32.
6.Среднесуточная норма потребления белка составляет:
а) около 250 г;
б) около 140 г;
в) 300 – 400 г;
г) более 400 г.
|
|
|
Слайд 33.
7.Оценивать затраты энергии человеком можно по количеству:
а)выделяемой жидкости;
б) выдыхаемого воздуха;
в) выделяемого тепла;
г) поглощаемой пищи.
|
|
|
Слайд 34.
Наибольшее количество белков содержится в:
а) мясе;
б) хлебе;
в) овощах;
г) голландском сыре.
|
|
|
|
Слайд 35.
9.Болезнь цинги развивается при недостатке витамина:
а) А;
б) С;
в) Д;
г) В.
|
|
|
Слайд 36.
Проверим себя.
^
6 – б; 7 – в; 8 – г; 9 - б.
|
Учитель предлагает ученикам провести взаимопроверку выполненного теста.
|
Взаимопроверка ответов с использованием готового ответа.
|
6. Подведение итогов урока (1 мин.)
|
Слайд.37.
Сделаем вывод по уроку.
Витамины это органические соединения, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и др. биологически активных веществ.
Витамины, поступают в организм в основном с пищей растительного и животного происхождения.
Полное отсутствие каких-то витаминов в организме называют авитаминозом.
Болезни, возникающие при недостатке витаминов в пище, называют гиповитаминозами, а избытка витаминов – гипервитаминозами.
|
Учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока.
|
Обобщение и закрепление полученных знаний за урок.
|
6. Домашнее задание
(1,5 мин.)
|
Слайд 38.
Изучить § 38. В рабочей тетради № 2 выполнить задание 2,3 в работе 128 (рабочей тетрадь). Задание для желающих. Определить, есть ли витамин С в яблочном соке. Развести йодную спиртовую (3%) настойку в воде до цвета заваренного чая. Взять 1мл сока, разбавить его водой в 5 раз, добавить по каплям водный раствор йода. Если окраска не исчезнет, витамина С в яблочном соке нет. Если окраска исчезнет, надо установить , сколько капель йода потребуется до полного обесцвечивания. Чем больше капель йода потрачено, тем больше шансов, что в яблочном соке витамин С есть. Это положительное заключение полной доказательной силы не имеет, поскольку йод обесцвечивает не только витамином С, но и многими другими веществами. Отрицательный результат достоверен.
|
Учитель объясняет домашнее задание, учащиеся делают запись в дневник.
|
Домашнее задание носит исследовательский характер
|
7.
Рефлексия
(1 мин)
|
Слайд 39.
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Что нового узнал и чему научился на уроке?
Доволен ли ты своей работой на уроке?
Какие основные термины и понятия звучали на уроке?
|
Учащиеся отвечают на вопросы, комментируют свои ответы.
|
|
Слад 40.
|
Заключительный
|
|