|
Скачать 186.64 Kb.
|
ГОУДПО(ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» КОНСПЕКТ УРОКА по теме ![]() (Курс «Естествознание».10 класс) Выполнила: учитель химии МОУ «Средняя школа №5» г.о. Саранск Елизарова Е. В. Саранск 2010 Урок с использованием ИКТ по теме «Витамины» 10 класс Цель урока: дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие о авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов. Развитие информационной культуры Задачи урока: Образовательная – сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах. Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы. Воспитательные – научить применять теоретические знания на практике, сформировать понимание сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека. Метод: словесный с применением наглядности. Тип урока и форма его организации – урок изучения нового материала. Оборудование: коллекция витаминных препаратов и витаминных чаёв, образцы свежевыжатых и консервированных соков, настойка шиповника, аскорбиновая кислота( порошок), рыбий жир, спиртовой раствор йода, разведенный в 10 раз, стаканчики, пипетки. Дидактический материал на печатной основе. Необходимое аппаратное и программное обеспечение: Компьютер c возможностью выхода в сеть Интернет, проектор, экран, программные средства Mikrosoft Office: Excel, Word, Power Point, Publisher. Ход урока: Организационное начало. Сообщение темы урока, его целей. Знакомство с планом урока. (слайд 1) Эпиграф нашего урока «Мал золотник, да дорог»,так в старину на Руси говорили о незаметном на первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о витаминах. В настоящее время очень часто можно услышать или увидеть информацию об этих веществах. Как вы думаете, а как давно человек знаком с витаминами? Оказывается всего лишь 127 лет. (слайд 2) Цель нашего урока: обобщить информацию о витаминах, научиться определять витамин С в различных продуктах питания. План (слайд 3)
Содержание (слайд 4) 1. Знакомство с понятием «витамины». В словаре Ожегова С.И. дано следующее определение: « Органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества». ^ (Слайд 5) Витамины- это органические биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, действующие в ничтожно малых количествах. 2.История открытия витаминов. В настоящее время витамины широко используются человеком, и мы уже не представляем, что каких-то 127 лет назад общество страдало от страшных заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме, и что самое страшное, не знало, как бороться с этими заболеваниями. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным и продолжено польским врачом и биохимиком К.Функом. Как же происходило открытие витаминов, мы узнаем, прослушав сообщение. ^ (Текст сообщения даётся в приложении 1) 3. Классификация витаминов. Вспомните, что такое ферменты? Какую роль они играют в обмене веществ? Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов - ферментов. Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма ( определение записывается в тетрадь) Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, движущими в нашем кишечнике. Один из основных признаков витаминов – их растворимость. (Слайд 6) По этому признаку они делятся на водорастворимые и жирорастворимые. Водорастворимые витамины–это витамины группы В, С. Жирорастворимые – А, Д, Е, К. Вам предлось разбиться на группы по четыре человека и поработать с текстами, в которых говорится о различных витаминах. Одному представителю от группы необходимо выступить и доложить всем присутствующим основные вопросы, рассмотреные в предлагаемых текстах. ^ Выступления групп.(Слайды 7-25) Заполнение таблиц. 4.Лаборатарная работа « Количественный анализ витамина С в различных продуктах питания». Было сказано,что витамины поступают в организм человека в основном из продуктов растительного и животного происхождения. Предлагается рассмотреть таблицу « Источники витаминов» и сделать вывод. (Таблица представлена в приложении 3) Учащиеся формулируют вывод о том, что источником витаминов действительно являются натуральные продукты. Какого витамина не хватает в таблице? Витамина С. Для того, чтобы выяснить в каких продуктах содержится витамин С, предлагается проделать парную лабораторную работу «Количественный анализ витамина С в различных продуктах питания». Работа выполняется согласно инструкции, представленной на слайде (Инструкция представлена в приложении 2) Ваша задача состоит в том, чтобы сосчитать количество капель раствора йода, добавленных в исследуемый продукт, записать цифру на листочке и подать данный листок учащемуся, который на следующем этапе урока составит диаграмму «Количественное содержание витамина С в различных продуктах», выводы по лабораторной работе мы сформулируем, как только будет готова диаграмма. Прежде, чем приступить к выполнению работы, вспомнить правила техники безопасности при выполнении опытов с жидкостями и при проведении капельного анализа. ^ Сопоставление графика с данными таблицы по содержанию витаминов. Вашему вниманию предлагается официальная таблица «Содержание витаминов в различных продуктах». Познакомьтесь с ней и сделайте вывод, в каких продуктах содержание витамина С самое большое. ^ Выводится диаграмма с результатами опыта. (Диаграмма представлена в приложении 4) Сопоставьте данные таблицы с результатами лабораторного опыта. Почему содержание витамина С в консервированных соках очень большое? ^ Какие продукты безопаснее и полезнее для организма человека, натуральные или консервированные. ^ 5. Причины и последствия нарушения содержания витаминов в организме человека. Всё хорошо в меру. Содержание витаминов в организме человека иногда изменяется как в сторону повышения так в сторону уменьшение, что приводит к нарушения называемым авитаминозами, гиповитаминозами и гипервитаминозами.( Слайд 26) 6 . Основы фитотерапии. С древнейших времён люди использовали дары природы. Существует целое направление медицины, именуемое фитотерапия, целиком основанное на использовании в лечении трав. Учащиеся подготовили сообщение по этому вопросу, оформили буклет ^ 7.Как сохранить витамины в пище. Пища должна быть полноценной, то есть содержать необходимый набор питательных веществ, в том числе и витаминов. Известно, что в процессе приготовления пищи витамины теряются, а как сделать так, чтобы содержание витаминов в приготовленном блюде осталось максимальным? Об этом в своём выступлении расскажет ваш одноклассник. ^ 8.Формулировка выводов. Таким образом, наш разговор о витаминах подошел к своему логическому завершению. Давайте сформулируем выводы по уроку. Учащиеся формулируют выводы. 10. Рефлексия. Вам предлагается выполнить задания по материалу урока.(слайд 27- 29) 11. Заключительное слово учителя. Сейчас трудно найти человека, не слышавшего слова «витамины». Хочу вам напомнить о том, что не следует увлекаться витаминами, это не конфеты, а биохимические весьма активные вещества. Постоянное употребление витаминов «приучает» организм к работе при повышенном их количестве. Я благодарю вас за активность, проявленную на уроке. Прошу оценить урок, используя «Шкалу настроения».(Слайд30) ![]() ^ Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них, в основном, следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер. Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий. Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко де Гама, прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги. История морских и сухопутных путешествий давала также ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в их пищу вводить известное количество лимонного сока или отвара Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связанны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует отсутствие подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище. Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение этого многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшему новую главу в науке исследованию русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль минеральных веществ в питании. Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока, и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм и, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: "... если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания". Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной. В 1890 г. К. А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание. Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося, главным образом, полированным рисом. Врач Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила. Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом числе заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем один человек из 40, тогда как в группе людей, питавшихся неочищенным рисом, ею заболевал лишь один человек из 10000. Таким образом, стало ясно, что в оболочке риса (рисовых отрубях) содержится какое-то неизвестное вещество, предохраняющее от заболевания бери-бери. В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде (оказавшееся, как потом выяснилось, смесью витаминов); оно было довольно устойчивым по отношению к кислотам и выдерживало, например, кипячение с 20%-ным раствором серной кислоты. В щелочных растворах активное начало, напротив, очень быстро разрушалось. По своим химическим свойствам это вещество принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу. Функ пришел к заключению, что бери-бери является только одной из болезней, вызываемых отсутствием каких-то особых веществ в пище. Несмотря на то, что эти особые вещества присутствуют в пище, как подчеркнул ещё Н. И. Лунин, в малых количествах, они являются жизненно необходимыми. Так как первое вещество этой группы жизненно необходимых соединений содержало аминогруппу и обладало некоторыми свойствами аминов, Функ (1912) предложил назвать весь этот класс веществ витаминами (лат. vita — жизнь, vitamin — амин жизни). Впоследствии, однако, оказалось, что многие вещества этого класса не содержат аминогруппы. Тем не менее? термин "витамины" настолько прочно вошел в обиход, что менять его не уже имело смысла. После выделения из пищевых продуктов вещества, предохраняющего от заболевания бери- бери, был открыт ряд других витаминов. Большое значение в развитии учения о витаминах имели работы Гопкинса, Степпа, Мак-Коллума, Мелэнби и многих других учёных. Выступление № 2. Витамин А ( ретинола) Значение для организма:
При гипофункции -нарушается рост и развитие , дети плохо растут. Возникает особое заболевание – «Куринная слепота». Человек или животное не видит в сумерках, хотя хорошо видит днём. Что особенно опасно для водителей . А связь заключается в том, что без этого витамина не вырабатывается пигмент – родопсин, который находится в сетчатке глаза, и обостряет зрение в сумерках. При гиперфункции - наблюдаются приступы головокружения, высыпания на коже. ^ животного происхождения – печень . рыбий жир, молоко, сливочное масло, сметана, яйца, рыба. Может образовываться из каротина, содержащегося в помидорах, красном перце, облепихе, особенно в моркови – поэтому во время ВО войны военным лётчикам давали морковь перед ночными бомбардировками немецких самолётов. Выступление № 3. ^ Значение для организма: Специфическая функция этой группы в том, что они образуют ферменты, осуществляемые многие важные реакции обмена веществ в организме:
Авитаминозы, вызываемые нарушением дозировки витамина. При гипофункции- В-12- анемия, депрессия, В-2- шелушение кожи. При недостатке в пище В-1 возникает тяжёлая болезнь – бери- бери. ( показать иллюстрацию № 2) Признаки этой болезни: расстройство Ц.Н.С., судороги, паралич. Раньше она была распространена на тихоокеанских островах. При гиперфункции- нарушение сердечного ритма, расстройство желудка. Бессонница. Суточная норма: В-12- 6 мкг. для муж. и жен.В-1-1,2 мг жен., 1,4мг- муж. ^ В-2- мясо, молоко, сыр, творог. В-12- только в продуктах животного происхождения : печень, почки, яйца, молоко, сыр. (показать выставку на столе) Поэтому , у вегетарианцев , которые всем этим не питаются, появляется недостаток вит В-12. Выступление № 4 ВИТАМИН С ( аскорбиновая кислота) Значение для организма:
Опыт: группам морских свинок давали разные дозы в течение месяца витамина С , через месяц их заражали дифтерией. О казалось ,что быстрее заболевали и слабо боролись те мыши , которые получали малую дозу витамина С.У получавших большую дозу при повторном заражении вырабатывался иммунитет.) ^ Самое характерное заболевание, связанное с гипофункцией (недостатком) Витамина С-ЦИНГА, известная ещё мореплавателям: Кровоточивость дёсен, слабость , головокружение. ( показать рисунок №- 1),иллюстрирующий цингу.)При гиперфункции (переизбытке) наблюдается тошнота, образование камней в почках. ^ Витамин С содержится в продуктах растительного происхождения. В значительных количествах его содержат: плоды шиповника, чёрная смородина, капуста, помидоры, картофель, ^ Суточная норма для женщин и мужчин- 60 мг. При эпидемии гриппа увеличивают до 500мгВо время В. О. войны труженики тыла обеспечивали наших солдат этим необходимым витамином. Они собирали хвойные лапки отваривали их, закупоривали в бутылки и отправляли на фронт. Выступление № 5. Витамин Е ( витамин молодости), К Не случайно его так называют , и это по праву. Именно этот витамин улучшает деятельность половых клеток, мышц, печени, н/ ткани. Повышает защитные функции организма, замедляет процесс старения, Очень важен для кожи. При гиперфункции – приводит к аллергии, расстройствам пищеварения При гиперфункции наблюдается мышечная слабость, и нарушается процесс свёртывания крови. Жуткая история кочует из сказки в сказку у многих народов мира. Чтобы продлить молодость, злые колдуны в этих сказках поедали младенцев. В 20 веке западные учёные подтвердили, что из эмбрионов (зародышей) можно получать препараты, обладающие мощным омолаживающим эффектом. Человечество не могло идти по этически сомнительным путям. Но зародыши есть не только у человека, но и у растений. И они обладают мощной биологической активностью. Это масляные витамины получили название - «Виардо» (показать на выставке) . Это имя женщины, которая прославилась, тем, что ела по утрам проростки пшеницы, и до самой старости оставалась молодой и обладала завидным здоровьем ^
Витамины группы К( производные нафтохинона). Среди них витамин К1 - светло - желтое, устойчивое к нагреванию масло. Витамины содержатся в зеленых растениях и синтезируются бактериями. При недостатке нарушается свертывание крови и развивается диатез. Потребность человека витаминах группы К обеспечивается их синтезом кишечной микрофлорой. При гиповитаминозе разрушаются эритроциты. Выступление № 6 ^
Витамин РР ( ниацин, фактор РР) - смесь никотиновой кислоты и ее амида. Оба соединения - белые кристаллические вещества. Содержатся в основном в пище - молоке, мясе, рыбе, а также в дрожжах. Витамин РР синтезируется в организме животных из триптофана (провитамин, составная часть белка). При авитаминозе развивается болезнь - пелларга. Выступление № 7. Витамин Д ( эргокалициферол) Способен синтезироваться в коже человека, но при обязательном облучении её солнцем. Способствует усвоению кальция в костях, обеспечивает кальциевый и фосфорный обмен. При гиперфункции - нарушается синтеза этого витамина, прежде всего страдает костная ткань, т.к снижается количество необходимых ей минеральных веществ. У детей это состояние называется рахитом (показать, назвать признаки) По исследованиям ученых оказалось, что уровень витамина Д у городских жителей, живущих в центре города ниже, чем у тех, кто живёт на окраине. Причиной является загазованность воздуха (автомобильные выхлопы, выбросы газов). Всё это может вызывать авитаминозы, особенно у маленьких детей. У людей живущих на Крайнем севере из-за полярной ночи возникает недостаток инсоляции- облучение человека солнечными лучами Ослабляется структура костей, появляются боли в суставах и костях. Содержание в продуктах Больше всего в печени, яичном желтке, в сливочном масле. Выступление № 8 ^ выступление фармацевта) ВСЕ ВИТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПРИНИМАТЬ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ИЛИ ПОСЛЕ ЕДЫ, так они лучше всасываются в желудке и тонкой кишке. ВСЕ ВИТАМИНЫ делятся на МОНОВИТАМИНЫ- содержат только один какой- то витамин-(например только А) и ПОЛИВИТАМИНЫ- содержат несколько групп + мин. Соли. ( показать на выставке) ^ А вот таблетки аскорбиновой кислоты с глюкозой можно сосать. В зимнее - весенний период, когда рацион беден овощами и фруктами, даже практически здоровым людям желательно принимать препараты, содержащие аскорбиновую кислоту. - до 70милигр. в сутки. Людям среднего и пожилого возраста назначают- УНДЕВИТ( показать) Беременным и кормящим - ГЕНДЕВИТ( он содержит вит. D).( показать) СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО витаминные препараты, принятые в избытке могут вызвать ОТРАВЛЕНИЕ в организме. ^ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Инструкция для проведения лабораторного опыта ^ Налейте в пробирку 2 мл исследуемой жидкости и добавьте воды на 10 мл. Влейте немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавляйте 5%-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 секунд. Такая техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Полученные данные обобщите в виде диаграммы, используя возможности программы Excel. Сравните их с таблицей «Содержание витаминов». Сделайте выводы. Приложение 3 ![]() П ![]() В современной медицине существует множество разнообразных направлений. Одно из самых распространенных на сегодняшний день - народная медицина. Веками отработаны методики лечения травами, от слова и молитвы, от прикосновения к больному месту руки знахарки поднимаются больные люди, и слава о таких народных целителях идет впереди них. Знание окружающих лекарственных и пищевых дикорастущих растений, их применение в повседневной жизни помогает повысить адаптационные возможности организма к влиянию окружающей среды. Это следует помнить особенно тем, кто резко меняет географию своего места жительства и меняет характер своего питания, которое должно соответствовать экологическим условиям. Чтобы снизить отрицательное влияние природных условий на здоровье, следует вводить в пищу растения местной флоры. Флора земли - огромная, неиссякаемая кладовая лекарственных средств. Общее количество лекарственных растений насчитывается более 12-ти тысяч видов... Фитотерапия и в русской народной медицине, и в народной медицине континентов и всех времен была основным видом лечения, ибо растительный мир предлагал человеку обширный и доступный набор лечебных средств... Непрекращающиеся археологические исследования обнаруживают все новые данные об использовании растений для лечения шумерийцами и другими древнейшими народами мира. Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои. Они считали, что груши и фиги обладают целебными свойствами, а молодые побеги ивы и сливового дерева, иглы сосны и пихты, высушенные и растертые, применяли в качестве компонента припарок и компрессов. К ![]() Вавилоняне, пришедшие на смену шумерийцам в XI веке до н. э., а затем ассирийцы широко использовали растения в лечебных целях. Вавилоняне применяли сотни лекарственных растений, в том числе корень со лодки, льняное семя, дурман, белену, молодые почки различных растений. Они вывозили их и в другие страны Вавилоняне уже тогда заметили, что солнечный свет вредно действует на лечебные свойства собранных растений, поэтому высушивали их в тени, что рекомендуется и современными руководствами по сбору и сушке лекарственных растений. Часть глиняных табличек, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала (VII век до н. э.), содержит описание лекарственных средств с указанием заболеваний, при которых они применяются, и способа употребления. В столице Ассирии Ниневии- был сад лекарственных растений. |