Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Медицинский колледж
Методические рекомендации для студентов
по практике для получения первичных
профессиональных навыков
по дисциплине
Основы сестринского дела
Специальность 060501«Сестринское дело»
2011
Практика для получения профессиональных первичных навыков проводится после окончания изучения дисциплины «Основы сестринского дела» в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных в качестве баз практики в следующих подразделениях: приемное отделение, процедурный кабинет, пост палатной медсестры.
Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование знаний, полученных в ходе изучения общемедицинских и гуманитарных дисциплин.
В программу практики включены отработка умений по осуществлению сестринского процесса. Использование системного подхода к организации ухода за пациентом позволит студентам более осознанно выполнять необходимые манипуляции, обеспечит умения общения и подготовит к дальнейшему изучению клинических дисциплин. При прохождении практики студент должен знать и соблюдать технику безопасности на рабочем месте, обеспечивать инфекционную безопасность персонала и пациента, знать структуру каждого функционального подразделения лечебного учреждения, содержание деятельности сестринского персонала.
Объем и содержание рабочей программы отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 060501 Сестринское дело.
Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на главную и старших медицинских сестер. Методическое руководство осуществляется преподавателем дисциплины «Основы сестринского дела» Уфимского медицинского колледжа.
По окончании практики проводится аттестация производственной практики в форме зачета по билетам.
Настоящая программа включает:
Цели и задачи практики;
График распределения времени;
Перечень необходимых знаний и умений, содержание работы в каждом подразделении;
Контроль работы студентов и отчетность.
Цели и задачи практики
ЦЕЛЬ:
Сформировать профессиональные первичные знания и умения по уходу за пациентом в условиях стационара.
ЗАДАЧИ:
Систематизировать, углубить и закрепить знания, полученные на теоретических и практических занятиях по дисциплине «Основы сестринского дела».
Отработать умения в условиях стационара согласно требованиям программы практики.
Подготовить к самостоятельной трудовой деятельности.
Воспитывать трудовую дисциплину и профессиональную ответственность;
Соблюдать этические принципы при работе с пациентами;
Формировать и совершенствовать коммуникативные умения.
^
-
-
-
Наименование
подразделения
отделения
|
Количество
дней
|
Количество
Часов
|
Приемное отделение
Пост палатной медсестры
Процедурный кабинет
|
3
6
3
|
18
36
18
|
Итого
|
12
|
72
|
В целях лучшей организации работы студентов общий руководитель практики совместно с методическим руководителем составляет «скользящий» график прохождения практики. Это позволит студентам в полном объеме овладеть необходимыми практическими умениями.
^
и отчетность
Контроль программы практики и графика работы студентов осуществляют: методический руководитель и непосредственные руководители практики-представители лечебно-профилактических учреждений.
В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка лечебно-профилактических учреждений, строго соблюдать технику безопасности и санитарно-противоэпидемический режим.
Во время работы в отделениях студенты должны вести сестринский дневник практики, учебную карту сестринского процесса с листом динамического наблюдения за пациентом. Контроль дневников осуществляют руководители практики ежедневно с постановкой оценки, что позволяет обеспечить текущий контроль
По окончании практики непосредственный руководитель совместно с методическим руководителем составляет характеристику на каждого студента, где отражаются результаты его работы в лечебно-профилактическом учреждении, что учитывается во время проведения аттестации производственной практики.
Для участия в аттестации студенты представляют аттестационной комиссии, состоящей из методического руководителя (преподавателя колледжа),представителя администрации колледжа и представителя практического здравоохранения (общий и непосредственный руководитель), следующие документы:
Сестринский дневник по практике;
Учебную карту сестринского процесса;
Характеристику;
Отчет о прохождении практики, включающий:
- цифровой отчет о выполненных манипуляциях,
- анализ прохождения практики с выводами и предложениями.
^
Количество
дней
|
Количество
Часов
|
Студент должен знать
|
Студент должен уметь
|
3 дня
|
18 часов
|
^
|
Устройство и функции приемного отделения.
Функциональные обязанности медицинской сестры в приемном отделении
Медицинскую документацию приемного отделения.
|
Осуществить полную и частичную санитарную обработку пациента.
Произвести осмотр пациента с целью выявления педикулеза.
Пользоваться противопедикулезной укладкой.
Оформить титульный лист «Медицинской карты стационарного больного».
Оформить карту выбывшего из стационара.
Регистрировать пациента в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации.
Провести антропометрию.
Транспортировать пациента в лечебное отделение.
|
9 дней
|
54 часа
|
^
|
6 дней
|
36 часов
|
Работа постовой медицинской сестры
|
|
|
Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
Уровни мытья рук.
Сущность лечебно-охранительного режима, его значение для пациента.
Приемы перемещения и изменения положения тела пациента в постели.
Факторы риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические).
Правила выписывания и получения лекарственных средств отделением в лечебно-профилактическом учреждении.
Правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарств.
Принципы гигиенического ухода.
Факторы риска образования пролежней.
Места возможного образования пролежней.
Стадии образования пролежней.
Правила сбора и транспортировки грязного белья.
Понятие о простейшей физиотерапии.
Цели и методы оксигенотерапии.
Понятие, виды, периоды лихорадки.
Основные принципы сбалансированного и рационального питания, характеристику основных лечебных столов.
Организацию питания пациентов в стационаре.
Виды клизм.
Цели, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки.
Показания, противопоказания и возможные осложнения катетеризации мочевого пузыря.
Технику безопасности при работе с биологическими материалами.
Признаки клинической и биологической смерти.
Этапы сердечно-легочной реанимации.
Возможные осложнения сердечно-легочной реанимации.
Критерии эффективности проводимых мероприятий.
Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.
Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа.
Потребности умирающего человека, его семьи, близких.
Виды боли.
Стадии терминального состояния и их клинические проявления.
|
Использовать защитную одежду в практической деятельности.
Обрабатывать руки до, и после манипуляции.
Обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями.
Готовить дезинфицирующие растворы различных концентраций.
Оказать первую помощь при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые.
Осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов.
Проводить влажную уборку помещений лечебно-профилактического учреждения с применением дезинфицирующих средств.
Проводить проветривание и кварцевание помещений.
Проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников.
Осуществить безопасную транспортировку пациента.
Пользоваться функциональной кроватью.
Применять правила биомеханики с целью профилактики заболеваний и травм позвоночника.
Оказать помощь пациенту при изменении положения тела в постели.
Применять грелку, пузырь со льдом, горчичники, поставить банки.
Поставить холодный, горячий, согревающий компресс.
Измерять температуру тела в подмышечных впадинах и регистрировать результаты измерения.
Проводить дезинфекцию термометров и правильно хранить их.
Оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки.
Составить порционное требование.
Кормить тяжелобольного из ложки и поильника.
Осуществить постановку клизм: очистительной, сифонной, масляной, лекарственной.
Осуществить постановку газоотводной трубки.
Провести катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером.
Осуществлять уход за пациентом, имеющим постоянный катетер.
Осуществить постановку ректальных свеч.
Осуществить контроль физиологических отправлений.
Оказать помощь при рвоте.
Промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании.
Оформить направления на лабораторные и инструментальные исследования.
Взять кровь из вены на биохимическое исследование.
Взять мокроту на общий анализ и для бактериологического исследования.
Взять мочу на общий анализ, для исследования по методу Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, диастазу и для бактериологического исследования.
Работать с листом назначений.
Раздать лекарственные средства для энтерального применения.
Обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств.
Применять мази, присыпки, пластыри, растворы, настойки.
Закапывать капли в глаза, нос, уши.
Закладывать мази в глаза, нос, уши.
Применять лекарственные средства ингаляционным способом через нос и рот.
Приготовить постель пациенту.
Провести мероприятия по профилактике пролежней.
Обучить родственников мероприятиям по профилактике пролежней на дому.
Обработать кожу при наличии пролежней.
Сменить постельное и нательное белье
Оказать помощь пациенту при проведении утреннего туалета (умывание, уход за глазами, ушами, носом, обработка рта).
Ухаживать за ногтями, волосами, кожей.
Осуществлять уход за наружными половыми органами.
Взять кал на копрологическое исследование, на определение скрытой крови, яйца гельминтов, для бактериологического исследования.
Подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной систем.
Подготовить пациента к УЗИ.
Оценить данные пульса, АД, частоты дыхания, регистрировать в температурном листе.
Осуществлять этапы сестринского процесса и их документальное оформление.
|
3 дня
|
18 часов
|
Практика в процедурном кабинете
|
Оснащение и документацию процедурного кабинета.
Должностные инструкции медсестры процедурного кабинета.
Этапы обработки медицинского инструментария: дезинфекцию, этапы предстерилизационной очистки, методы, средства и режимы стерилизации, виды контроля качества предстерилизационной очистки и стерилизации.
Цели, задачи и принципы работы ЦСО.
Принципы соблюдения инфекционнойбезопасности.
|
Использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятельности.
Обработать руки до- и после манипуляции.
Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями.
Обработать руки и слизистые при возможном контакте с биологическими жидкостями.
Осуществить дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария.
Готовить моющие растворы.
Осуществить предстерилизационную очистку предметов медицинского назначения.
Осуществить контроль качества предстерилизационной очистки.
Собрать шприц со стерильного стола и из крафтпакета.
Подготовить одноразовый шприц к применению.
Осуществить внутрикожные, подкожные и внутримышечные инъекции.
Заполнить систему для капельного вливания.
пациента при введении лекарств.
в.
средств.
|
Критерии оценки за работу на практике
Теоретическая подготовка.
Владение практическими умениями в объеме программы практики.
Активность и интерес к выполняемой работе.
Соблюдение этики.
Коммуникативные умения.
Соблюдение всех требований, предъявляемых к внешнему виду.
Соблюдение внутреннего распорядка и графика работы.
Итоговая оценка за практику складывается из оценки за самостоятельную работу, оценки за сестринский дневник по практике, аттестацию производственной практики с защитой учебной карты сестринского процесса. Итоговая оценка выставляется в зачетную книжку.
^
ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
Факторы риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические).
Сущность лечебно-охранительного режима, его значение для пациента.
Правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарств.
Факторы риска образования пролежней. Места возможного образования пролежней. Стадии образования пролежней. Провести мероприятия по профилактике пролежней.
Техника обработки кожу при наличии пролежней.
Правила сбора и транспортировки грязного белья.
Организацию питания пациентов в стационаре.
Обработка рук до, и после манипуляции.
Обработка рук и слизистых при контакте с биологическими жидкостями пациента.
Подготовка дезинфицирующих растворов различной концентрации.
Оснащение и документацию процедурного кабинета. Должностные инструкции медсестры процедурного кабинета.
Этапы обработки медицинского инструментария: дезинфекцию, этапы предстерилизационной очистки, методы, средства и режимы стерилизации, виды контроля качества предстерилизационной очистки и стерилизации.
Оказание первой помощи при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые.
Дезинфекция предметов ухода за пациентами, белья, инструментов.
Проведение влажной уборки помещений лечебно-профилактического учреждения с применением дезинфицирующих средств.
Проведение проветривания и кварцевания помещений.
Проведение контроля санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников.
Правила пользования функциональной кровати. Правила биомеханики, необходимые для профилактики заболеваний и травм позвоночника медперсонала.
Безопасная транспортировка пациента.
Техника измерения температуры тела в подмышечных впадинах. Правила заполнения температурного листа.
Правила дезинфекции и хранения термометров.
19.Техника кормления тяжелобольного из ложки и поильника.
20.Техника применения грелки и пузыря со льдом.
21. Техника постановки горчичников и банок.
22. Техника постановки холодного, горячего и согревающего компрессов.
23. Техника постановки очистительной клизмы.
24. Техника постановки лекарственной клизмы.
25. Техника постановки сифонной клизмы.
26. Техника постановки масляной клизмы.
27. Техника постановки газоотводной трубки.
28. Техника промывания желудка.
29. Техника проведения катетеризации мочевого пузыря мягким катетером.
30. Техника взятия крови из вены на биохимическое исследование. Оформить направление.
31. Техника взятия мокроты на общий анализ и для бактериологического исследования. Оформить направление.
32. Техника взятия мочи на общий анализ, для исследования по методу Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар
и для бактериологического исследования. Оформить направление.
33. Техника закапывания капель в глаза, нос, уши.
34. Техника закладывания мази в глаза, нос, уши.
35. Работа с листом назначений. Правила раздачи лекарственных средств для энтерального применения.
Обучение пациента правилам приема различных лекарственных средств.
36. Техника проведения ингаляции.
37. Техника смены постельного и нательного белья.
38. Техника ухода за наружными половыми органами.
39. Техника взятия кал на копрологическое исследование, на определение скрытой крови, яйца гельминтов,
для бактериологического исследования. Оформить направление.
40. Техника исследования пульса, АД, частоты дыхания. Регистрирование полученных данных в температурном
листе.
41. Техника проведения оксигенотерапии.
42. Техника дезинфекции и утилизации использованного одноразового медицинского инструментария.
43. Предстерилизационная очистка предметов медицинского назначения.
44. Контроль качества предстерилизационной очистки.
45. Техника накрытия стерильного стола.
46. Техника проведения внутрикожных, подкожных и внутримышечных инъекции. Особенности введения
масляных растворов.
47. Техника заполнения одноразовой системы для капельного вливания.
48. Техника ухода за стомами.
49. Техника ухода за пациентом, имеющим постоянный катетер.
50. Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной
и мочевыделительной систем.
51. Подготовка пациента к УЗИ.
52. Признаки клинической и биологической смерти. Этапы сердечно-легочной реанимации.
Критерии эффективности проводимых мероприятий.
53. Потребности умирающего человека, его семьи и близких.
54. Доврачебная помощь при рвоте.
55. Доврачебная помощь при гипертермическом синдроме.
56. Доврачебная помощь при обмороке.
57. Доврачебная помощь при коллапсе.
58. Доврачебная помощь при анафилактическом шоке.
Приложение №1
ДНЕВНИК
производственной практики:
студента (ки)
Ф.И.О.
Место прохождения практики - (больница, отделение)
Руководитель практики:
Общий - Ф.И.О. (его должность)
Непосредственный - Ф.И.О. (его должность)
Методический - Ф.И.О. (его должность)
|