Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей





Скачать 25.67 Kb.
Название Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей
О. Г. Филянская
Дата 06.04.2013
Размер 25.67 Kb.
Тип Методическая разработка
  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

  3. профессионального образования

  4. «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

  5. (НовГУ)

  6. Великий Новгород

  7. Кафедра «Акушерства, гинекологии и педиатрии»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


К практическому занятию по педиатрии для студентов ,

cпециальность 060109 “Сестринское дело” .


Тема:

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей.


Составитель:

Доц. О. Г. Филянская


Переработала:

Доц. С. В. Студеникова


г. ВеликийНовгород

2011г.



  1. Цель занятия: Усвоить АФО пищеварения, мочевыделения, кроветворной системы. Научить студентов проводить клинический осмотр и оценку состояния системы пищеварения, мочевыделения, и кроветворения.

  2. Основные вопросы темы:

  1. АФО системы пищеварения, мочевыделения, кроветворения

  2. Особенности методики исследования этих систем у детей.

  3. Выявление отклонения от возрастной нормы и их интерпритация.

  4. Семиотика заболеваний органов пищеварения, мочеобразования и кроветворения.

  5. Оценка показателей периферической крови, анализов мочи, копрограмм.




  1. Вопросы контроля исходного уровня.

  1. АФО органов пищеварения у детей в возрастном аспекте: ротовой полости, желудка, кишечника, поджелудочной железы, активность пищеварительных ферментов.

  2. Особенности микрофлоры в зависимости от вида вскармливания.

  3. Характер стула у детей в период новорожденности и грудном возрасте, особенности копрограммы, зависимость от вида вскармливания.

  4. Причины рвоты и срыгиваний.

  5. Семиотика заболеваний ЖКТ.

  6. АФО почек у детей, суточное количество мочи, частота мочеиспусканий.

  7. Семиотика заболеваний мочевыделительной системы.

  8. Особенности кроветворения во внутриутробном периоде и в детском возрасте.

  9. Особенности состава периферической крови в возрастном аспекте.

  10. Современные параклинические методы исследования изучаемых систем.




  1. Блок дополнительной информации:


5. Вопросы и тесты для рейтингового контроля:


  1. Низкая секреторная активность слюнных желез у детей наблюдается до:

А) до 3 мес. Б) до 6 мес. В) до 1 года Г) до 3 лет.


  1. Легкость возникновения срыгиваний обусловлена следующими факторами, кроме:

А) горизонтальное расположение желудка;

Б) слабый пилорический сфинктер;

В) слабый кардиальный сфинктер;

Г) хорошо развитый пилорические сфинктер;

Д) нарушение иннервации при повышении инртагастрального давления.


  1. ^ Активность секреции желез желудка выше при:

А) естественном вскармливании; Б) искусственном вскармливании;

В) смешанном вскармливании.


  1. Дефекации при естественном вскармливании до 2-х мес., до 6-ти мес., к 1 году:

А) 8-10 раз Б)5-6 раз В) 3-4 раза

Г) 1-2 раза Д)1 раз в 2 дня.

5.^ Функции нормальной микрофлоры кишечника:

А) синтез витаминов К, группы В;

Б) синтез аминокислот;

В) способствует всасыванию Fe, Ca,вит. Д;

Г) подавляет рост энтеропатогенных кишечных палочек;

Д) участие в пищеварительных процессах;

Е) все перечисленное.


6.^ Среднее колическтво гемоглобина в крови у новорожденного:

А) 180-220 г/л Б)150-170 г/л В) 120-145 г/л Г) 100-120 г/л


7. Первый перекрест числа нейтрофилов и лимфоцитов происходит в возрасте:

А) 5 дн. Б) 3 нед. В) 6 мес. Г) 1 год Д) 5 лет


8. Второй перекрест числа нейтрофилов и лимфоцитов происходит в возрасте:

А) 1 год Б) 3 года В) 5 лет Г) 12 лет Д)15 лет

9. ^ Частыми симптомами заболевания системы мочевыделения у детей раннего возраста являются:

А) дизурические расстройства; Б) отеки;

В) изменения в моче; Г) повышение АД; Д) интоксикация.


10^ . АФО органов мочевыделения у детей являются все перечисленные, кром��:

А) относительно большие размеры почек;

Б) низкое их расположение;

В) сниженная фильтрационная и концентрационная способность почек;

Г) хорошее развитие мышечной и эластической ткани.

6. Эталоны ответов:

1 – А

2 – Б

3 – Б

4- Б, В, Г

5 – Е

6 – А

7 – А

8 – В

9 –А, Б, В

10 – Г


Градация оценки: 9 – 10 – «5»

7 – 8 – «4»

6 – «3»

7. Перечень практических навыков:

    • усвоение методики сбора анамнеза, осмотра, пальпации, перкуссии. Выявление отклонений от норм (возрастной) изучаемых систем и их интерпритация, оценка данных дополнительного обследования.



8.Самостоятельная работа студентов:

    • курация больных разного возраста, самостоятельное исследование изучаемых систем, интерпритация выявленных отклонений от возрастной нормы, оценка данных лабораторных и параклинических исследований, описание систем в кураторском листе.


9. Литература:


Основная литература:

  1. Детские болезни: учебник/под ред. А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. – 870 с.

  2. Педиатрия: учебник для мед. вузов/под.ред. И.П. Шабалова – СПб.: Спец Лит, 2007. – 911 с.

  3. Педиатрия: учебник для мед. вузов/под.ред. И.П. Шабалова – СПб.: Спец Лит, 2010. – 935 с.


Дополнительная литература:

  1. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней – М.: МЕДпресс – информ, 2009 – 656с.

  2. Сестринское дело в педиатрии : Учеб.пособие:Для фак.высш.сестр.образования / Н. И. Аверьянова [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 314,[1]с. : ил. - (Высшее образование).

  3. Сестринское дело в педиатрии : Учеб.пособие:Для фак.высш.сестр.образования / Н. И. Аверьянова [и др.]. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314,[1]с. : ил. - (Высшее образование).



Приложение № 1.


  1. Примерное распределение времени:


- Вступительное слово преподавателя 5 мин.

- Программированный тестовый контроль 15 мин.

- Опрос студентов: АФО пищеварения, мочевыделения, кроветворной

системы 40мин.

- Демонстрация преподавателем и обучение студентов методике обследования изучаемых систем у детей 30 мин.

- Курация 40 мин.

- Клинический разбор больных 70 мин.

- Заключительное слово преподавателя и оценка работы студентов.

Задание на дом. 10 мин.


  1. Оснащение занятия:

Таблицы, рисунки, альбомы, набор слайдов, истории болезни детей с результатами анализов крови, мочи, копрограмм, Р-граммы брюшной полости, желудка, почек, УЗИ, результаты ФГС.


  1. Методика ведения занятия:

Преподаватель знакомит студентов с планом занятия и проводит программированный тестированный контроль с оценкой их подготовки к практическому занятию. Разбираются ошибки и неясные вопросы, акцентируется внимание студентов на анатомические особенности полости рта, обеспечивающие акт сосания: легкую ранимость и богатую васкуляризацию слизистой оболочки, недостаточное развитие слюнных желез в первые месяцы. Далее необходимо выявить особенности строения и функция желудка, его емкость в зависимости от возраста, слабое развитие кардиального сфинктера, недостаточное развитие бокаловидных клеток и слизистой оболочки, а отсюда низкую кислотность желудочного сока на первом году жизни. Особенности расположения желудка, аэрофагии на 1 году жизни. Далее необходимо остановиться на особенностях кишечника, подчеркнуть его большую относительную длину, обильную васкуляризацию, ворсинчатость, энергичную моторику, особенности флоры кишечника.

При характеристике мочевыделительной системы акцентируется внимание на морфологической и функциональной незрелости почек у детей, их дольчатой строение, незрелость клубочков, почечных канальцев, несформированность юкстагломерулярного аппарата, что обуславливает снижение клубочковой фильтрации и концентрационной функции почек на 1 году жизни и способствует быстрым сдвигам водно-солевого обмена у детей при желудочно-кишечных заболеваниях. Обратить внимание на слабо выраженную жировую капсулу у детей почек, вследствие чего отмечается значительная подвижность почек, широкие гипотонические мочеточники, что способствует нарушению пассажа мочи у детей первых лет жизни, застою ее и развитию воспалительных изменений в мочевыделительных путях.

Затем преподаватель демонстрирует особенности объективного исследования органов пищеварения и мочевыделения у детей.

Курация больных. Каждый студент поводит объективное обследование курируемых больных (самостоятельная работа в палате, под наблюдением ассистента). При объективном обследовании обращается внимание на симптомы, могущие указать на поражение пищеварительной, мочевыделительной систем: физическое развитие ребенка, изменение цвета кожи, наличие отеков или пастозность, наличие налетов на языке, кариозных зубов, особенностей питания рабенка, болезненности при пальпации живота, печени, желчного пузыря, наличие положительного симптома поколачивания, болезненности по ходу мочеточников, области мочевого пузыря, изменение акта дефекации и мочеиспускания.

Клинический разбор больных. Разбираются больные с типичными проявлениями дискинезии желчевыводящих путей, гастродуоденита, пиелонефрита. После докладов куратора проводится коллективный осмотр больных, перепроверяются данные объективного обследования, доложенные студентом. В осмотре принимает участие вся группа под контролем преподавателя. Делаются выводы о состоянии больного, затем дается оценка полученных изменений с позиции этиопатогенеза. Проводится оценка копрограммы и анализов мочи курируемых больных 92-3 анализа). Оценка анализов крови. Перед разбором (трактовкой) анализа крови курируемого больного, внимание студентов обращается на возрастные морфологические особенности крови, лабильность кроветворения.

Подчеркивается органическая связь между лабильностью, легкой ранимостью и истощаемостью функции кроветворения и частоты развития анемий, лейкопений, тромбоцитопении под влиянием различных инфекций, интоксикации, нарушений в питании и др.

Затем докладывается и дается интерпритация 3-4 анализов крови курируемых больных различного возраста (детей 1 года жизни, дошкольного, школьного возраста) и с различной патологией.

В заключении занятия ассистент подводит итоги занятия. После проверки описания систем студентам в кураторских листах дается задание на дом.


  1. Методика рейтингового контроля:

Преподаватель проверяет правильность описания систем, интерпритацию анализов крови, мочи, копрограммы и др. исследований у курируемых больных.


  1. Вопросы техники безопасности:

Обратить внимание студентов на соблюдение противоэпидемического и дез. Режима при госпитализации больных, курации, взятии анализов, на особенности возрастной дозировки лекарственных препаратов.


Приложение № 2.


Утверждено______________

Протокол каф. совещания

№_________от___________

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon «Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей»

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Учебные вопросы занятия: Анатомо-физиологические особенности печени и желчевыделительной системы

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Кафедра стоматологии детского возраста
Тема Анатомо-физиологические особенности пародонта у детей. Этиология, патогенез. Возрастная динамика,...
Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Деонтологические рекомендации Анатомо-физиологические особенности собак Методы клинического исследования
Ордена Трудового Красного Знамени издательство "Колос", 107807, гсп-6, Москва, б-78, ул. Садовая-Спасская,...
Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Тема: “Анатомо-физиологические особенности кожи. Сыпь.”

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Особенности кроветворения и крови

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Анатомо-физиологические особенности ребенка. Уход. Вскармливание. Задача 1

Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Темы: Анатомо-функциональный базис нормативного звукообразования. 1 Анатомо-физиологические особенности
Клинические аспекты диагностики и лечения врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба
Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей icon Тесты для экзамена по пропедевтике детских болезней анатомо-физиологические особенности ребенка

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы