|
Скачать 25.67 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К практическому занятию по педиатрии для студентов , cпециальность 060109 “Сестринское дело” . Тема: Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови и кроветворения у детей. Составитель: Доц. О. Г. Филянская Переработала: Доц. С. В. Студеникова г. ВеликийНовгород 2011г.
5. Вопросы и тесты для рейтингового контроля:
А) до 3 мес. Б) до 6 мес. В) до 1 года Г) до 3 лет.
А) горизонтальное расположение желудка; Б) слабый пилорический сфинктер; В) слабый кардиальный сфинктер; Г) хорошо развитый пилорические сфинктер; Д) нарушение иннервации при повышении инртагастрального давления.
А) естественном вскармливании; Б) искусственном вскармливании; В) смешанном вскармливании.
А) 8-10 раз Б)5-6 раз В) 3-4 раза Г) 1-2 раза Д)1 раз в 2 дня. 5.^ : А) синтез витаминов К, группы В; Б) синтез аминокислот; В) способствует всасыванию Fe, Ca,вит. Д; Г) подавляет рост энтеропатогенных кишечных палочек; Д) участие в пищеварительных процессах; Е) все перечисленное. 6.^ : А) 180-220 г/л Б)150-170 г/л В) 120-145 г/л Г) 100-120 г/л 7. Первый перекрест числа нейтрофилов и лимфоцитов происходит в возрасте: А) 5 дн. Б) 3 нед. В) 6 мес. Г) 1 год Д) 5 лет 8. Второй перекрест числа нейтрофилов и лимфоцитов происходит в возрасте: А) 1 год Б) 3 года В) 5 лет Г) 12 лет Д)15 лет 9. ^ А) дизурические расстройства; Б) отеки; В) изменения в моче; Г) повышение АД; Д) интоксикация. 10^ �: А) относительно большие размеры почек; Б) низкое их расположение; В) сниженная фильтрационная и концентрационная способность почек; Г) хорошее развитие мышечной и эластической ткани. 6. Эталоны ответов: 1 – А 2 – Б 3 – Б 4- Б, В, Г 5 – Е 6 – А 7 – А 8 – В 9 –А, Б, В 10 – Г Градация оценки: 9 – 10 – «5» 7 – 8 – «4» 6 – «3» 7. Перечень практических навыков:
8.Самостоятельная работа студентов:
9. Литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
Приложение № 1.
- Вступительное слово преподавателя 5 мин. - Программированный тестовый контроль 15 мин. - Опрос студентов: АФО пищеварения, мочевыделения, кроветворной системы 40мин. - Демонстрация преподавателем и обучение студентов методике обследования изучаемых систем у детей 30 мин. - Курация 40 мин. - Клинический разбор больных 70 мин. - Заключительное слово преподавателя и оценка работы студентов. Задание на дом. 10 мин.
Таблицы, рисунки, альбомы, набор слайдов, истории болезни детей с результатами анализов крови, мочи, копрограмм, Р-граммы брюшной полости, желудка, почек, УЗИ, результаты ФГС.
Преподаватель знакомит студентов с планом занятия и проводит программированный тестированный контроль с оценкой их подготовки к практическому занятию. Разбираются ошибки и неясные вопросы, акцентируется внимание студентов на анатомические особенности полости рта, обеспечивающие акт сосания: легкую ранимость и богатую васкуляризацию слизистой оболочки, недостаточное развитие слюнных желез в первые месяцы. Далее необходимо выявить особенности строения и функция желудка, его емкость в зависимости от возраста, слабое развитие кардиального сфинктера, недостаточное развитие бокаловидных клеток и слизистой оболочки, а отсюда низкую кислотность желудочного сока на первом году жизни. Особенности расположения желудка, аэрофагии на 1 году жизни. Далее необходимо остановиться на особенностях кишечника, подчеркнуть его большую относительную длину, обильную васкуляризацию, ворсинчатость, энергичную моторику, особенности флоры кишечника. При характеристике мочевыделительной системы акцентируется внимание на морфологической и функциональной незрелости почек у детей, их дольчатой строение, незрелость клубочков, почечных канальцев, несформированность юкстагломерулярного аппарата, что обуславливает снижение клубочковой фильтрации и концентрационной функции почек на 1 году жизни и способствует быстрым сдвигам водно-солевого обмена у детей при желудочно-кишечных заболеваниях. Обратить внимание на слабо выраженную жировую капсулу у детей почек, вследствие чего отмечается значительная подвижность почек, широкие гипотонические мочеточники, что способствует нарушению пассажа мочи у детей первых лет жизни, застою ее и развитию воспалительных изменений в мочевыделительных путях. Затем преподаватель демонстрирует особенности объективного исследования органов пищеварения и мочевыделения у детей. Курация больных. Каждый студент поводит объективное обследование курируемых больных (самостоятельная работа в палате, под наблюдением ассистента). При объективном обследовании обращается внимание на симптомы, могущие указать на поражение пищеварительной, мочевыделительной систем: физическое развитие ребенка, изменение цвета кожи, наличие отеков или пастозность, наличие налетов на языке, кариозных зубов, особенностей питания рабенка, болезненности при пальпации живота, печени, желчного пузыря, наличие положительного симптома поколачивания, болезненности по ходу мочеточников, области мочевого пузыря, изменение акта дефекации и мочеиспускания. Клинический разбор больных. Разбираются больные с типичными проявлениями дискинезии желчевыводящих путей, гастродуоденита, пиелонефрита. После докладов куратора проводится коллективный осмотр больных, перепроверяются данные объективного обследования, доложенные студентом. В осмотре принимает участие вся группа под контролем преподавателя. Делаются выводы о состоянии больного, затем дается оценка полученных изменений с позиции этиопатогенеза. Проводится оценка копрограммы и анализов мочи курируемых больных 92-3 анализа). Оценка анализов крови. Перед разбором (трактовкой) анализа крови курируемого больного, внимание студентов обращается на возрастные морфологические особенности крови, лабильность кроветворения. Подчеркивается органическая связь между лабильностью, легкой ранимостью и истощаемостью функции кроветворения и частоты развития анемий, лейкопений, тромбоцитопении под влиянием различных инфекций, интоксикации, нарушений в питании и др. Затем докладывается и дается интерпритация 3-4 анализов крови курируемых больных различного возраста (детей 1 года жизни, дошкольного, школьного возраста) и с различной патологией. В заключении занятия ассистент подводит итоги занятия. После проверки описания систем студентам в кураторских листах дается задание на дом.
Преподаватель проверяет правильность описания систем, интерпритацию анализов крови, мочи, копрограммы и др. исследований у курируемых больных.
Обратить внимание студентов на соблюдение противоэпидемического и дез. Режима при госпитализации больных, курации, взятии анализов, на особенности возрастной дозировки лекарственных препаратов. Приложение № 2. Утверждено______________ Протокол каф. совещания №_________от___________ |