«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей»





Скачать 90.95 Kb.
Название «Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей»
Дата 05.05.2013
Размер 90.95 Kb.
Тип Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России


Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №5

к внеаудиторной (самостоятельной) работе


по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)


^ Тема: «Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей»


Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.


Составители:

д.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.


к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.


Красноярск

2012

1. Тема: Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей.

2. Форма работы:

  • Подготовка к практическому занятию.

^ 3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

  1. АФО мышечной системы у детей периода новорожденности;

  2. АФО мышечной системы у детей раннего возраста;

  3. АФО мышечной системы у детей старшего возраста;

  4. Особенности развития моторных функций у детей;

  5. Особенности развития двигательных функций у детей первого года жизни;

  6. Особенности развития двигательных функций у детей старше года;

  7. Понятие о гипокинезии и ее влияние на развитие патологии в детском возрасте;

  8. Понятие о гипотонии и гипертонусе.

^ 4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Студент должен


  1. Собрать анамнез у больного с заболеванием мышечной системы;

  2. Провести осмотр мышечной системы и оценить ее развитие у детей раннего возраста;

  3. Провести пробы: на «тракцию» и симптом «возврата»;

  4. Оценить тонус, силу и двигательную активность мышц у детей раннего возраста;

  5. Провести осмотр мышечной системы и оценить ее развитие у детей старшего возраста;

  6. Оценить тонус, силу и двигательную активность мышц у детей старшего возраста;

^ 5. Рекомендации по выполнению НИРС

а) Темы:

1. Нарушения силы и тонуса мышц у детей.

2. Нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз у детей.

3. Рахит у детей.

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.

^ 6. Самоконтроль по данной теме.

Входной тестовый контроль.


1. Общая гипотония характерна для заболеваний:

а) рахит

б) менингит

в) миозит

г) перитонит

2. К морфологическим особенностям мышечной ткани детей относятся:

а) большая толщина мышечных волокон

б) не большое количество ядер в клетках мышц

в) меньшая толщина мышечных волокон

г) большое количество соединительной ткани

3. До какого возраста сохраняется у детей физиологический гипертонус мышц сгибателей рук и ног?

а) до 3-4 месяцев

б) до 1 месяца

в) 5-6 месяцев

г) 10-12 месяцев

4. О чем свидетельствует "разболтанность" суставов?

а) о мышечной гипотонии

б) гипертонусе

в) заболевании собственно суставов

г) костной патологии.

5. Какими диагностическими приемами проверяется тонус мышц у новорожденных?

а) проба на «тракцию» и «симптом возврата»

б) симптом « жгута»

в) симптом «щипка»

г) поисковый симптом

6. Гипертрофия мышц наблюдается при:

а) физической нагрузке

б) прогрессивной мышечной дистрофии

в) полиомиелите

г) гипертензии

7. Назовите клинические признаки мышечной гипотонии у новорожденного.

а) «распластанная на столе поза»

б) не держит голову

в) хаотичные движения

г) симптом « руки акушера»

8. До какого возраста сохраняется у детей физиологический гипертонус мышц сгибателей рук и ног?

а) до 1 месяца

б) до 4 месяцев

в) до 2 месяцев

г) до 6 месяцев

9. О сниженном мышечном тонусе не свидетельствуют:

а) вялость и дряблость мышц

б) свисание руки или ноги новорожденного

в) неучастие руки или ноги новорожденного в общей двигательной реакции

г) отсутствие подтягивания при пробе на тракцию

10. Рецепторный аппарат мышц ребенка сформирован:

а) к моменту рождения

б) к 6-7 годам

в) к 7-9 готам

г) к 15 годам

11. Назовете симптомы мышечной гипотонии у детей старшего возраста.

а) нарушение осанки

б) гипертрофия мышц

в) втянутый живот

г) пупочная грыжа

12. Какая причина не вызвает симптомы мышечной гипотонии у детей раннего возраста?

а) рахит

б) мышечная дистрофия

в) родовая травма

г) гипервитаминоз Д

13. У новорожденных основная масса мышц приходится на:

а) мышцы верхних конечностей

б) мышцы верхних и нижних конечностей

в) мышцы туловища

г) мышцы туловища и нижних конечностей

14. Тонус мышц определяется:

а) насильственным разгибанием конечностей

б) пассивными движениями

в) внешним осмотром

г) ощупыванием мышц

15. О повышенном мышечном тонусе свидетельствуют:

а) свисание руки или ноги новорожденного

б) неучастие руки или ноги новорожденного в общей двигательной реакции

в) отсутствие подтягивания при пробе на тракцию

г) отсутствие разгибания при пробе на тракцию

16. Атрофия мышц наблюдается при:

а) полиомиелите

б) прогрессивной мышечной дистрофией

в) у тучных детей

г) астении

17. О нормотонии можно говорить, если грудной ребенок, висящий в положении вниз головой:

а) висит прямо

б) ноги слегка сгибает в коленных суставах

в) дает опистотонус

г) ноги слегка сгибает в тазобедренных суставах

18. Основная масса мышц во все возрастные периоды, кроме периода новорожденности, приходится на:

а) мыщцы верхних конечностей,

б) мыщцы туловища,

в) мыщцы нижних конечностей,

г) мышцы верхних и нижних конечностей

19. Мускулатура у новорожденных составляет по массе:

а) 23%,

б) 38%

в) 42%

г) 54%

20. К морфологическим особенностям мышечной ткани детей относятся:

а) большая толщина мышечных волокон,

б) большее количество ядер в клетках мышц,

в) большая толщина мышечных волокон,

г) меньшее количество соединительной ткани,

21. К морфологическим особенностям мышечной ткани детей относятся:

а) большая толщина мышечных волокон,

б) меньшее количество ядер в клетках мышц,

в) меньшая толщина мышечных волокон,

г) меньшее количество соединительной ткани,

22. Мышцы ребенка характеризуются:

а) повышенной чувствительностью к ацетилхолину,

б) повышенной чувствительностью к электрическому току,

в) повышенной механической возбудимостью,

г) развитие мышц идет равномерно.

23. Мышцы ребенка характеризуются:

а) пониженной чувствительностью к ацетилхолину,

б) сниженной чувствительностью к электрическому току,

в) повышенной механической возбудимостью,

г) развитие мышц идет равномерно.

24. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) увеличивается:

а) к 3 годам,

б) к 6 годам,

в) к 7 годам,

г) не изменяется до 6-7 лет,

25. У новорожденных детей:

а) преобладает тонус мышц-разгибателей,

б) во время сна мышцы расслабляются,

в) во время сна мышцы не расслабляются,

г) чувствительность к электрическому току повышена.

26. Мышечный тонус как ориентир гестационного возраста здорового доношенного новорожденного:

а) лежит на спине с вытянутыми руками и ногами.

б) отмечается сгибание ног в коленях и тазобедренных суставах,однако руки еще остаются вытянутыми,

в) отмечается полное сгибание рук и ног, но после разгибания руки остаются в вытянутом положении,

г) руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу.

27. Способность к тонким движениям пальцами рук достигает максимума к:

а) 3 годам,

б) 5 годам,

в) 7 годам,

г) 11 годам.

28. Способность к тонким движениям пальцами рук начинает формироваться к:

а) 3 годам,

б) 5 годам,

в) 7 годам,

г) 14 годам.

29. Нормативы двигательной активности в течение дня у детей 3-4 лет :

а) 2 часа в сутки,

б) 3 часа в сутки,

в) 4 часа в сутки,

г) 6 часов в сутки,

30. Какими видами спорта в спортивной школе могут заниматься дети 7-8 лет (указать не верное):

а) акробатика,

б) фигурное катание на коньках,

в) теннис,

г) прыжки в воду.

31. Тяжелой атлетикой можно разрешить заниматься с:

а) 10 лет,

б) 11 лет,

в) 14 лет,

г) 15 лет,

32. Какими видами спорта в спортивной школе нельзя заниматься ранее 13 лет?

а) боксом,

б) волейболом,

в) плаванием,

г) футболом.

33. Борьбой, боксом, академической греблей, стрельбой пулевой можно рекомендовать заниматься в спортивной школе с:

а) 7 лет,

б) 10 лет,

в) 12 лет,

г) 14 лет.

^ Эталоны ответов на тесты



















10а

11а

12г

13в

14г

15г

16б

17а

18г

19а

20б

21в

22а

23б

24г

25в

26г

27г

28в

29в

30г

31г

32а

33г


^ 7. Ситуационные задачи по теме.


Задача №1


Мать ребенка 3 лет обратился на прием к врачу с жалобами на капризность, быструю утомляемость, вялость и слабость в ногах, гингивит. У ребенка периодически отмечаются подъемы температуры до 37,5 гр. Семья неблагополучная, с низким достатком, в рационе практически отсутствуют овощи и фрукты.

При осмотре обнаружены болезненное увеличение эпифизов, на ребрах острые «четки», десны кровоточат, петехии на ногах и спине, гипотрофия.

Вопросы:

  1. Ваш предположительный диагноз?

  2. Особенности диеты.

  3. Лекарственные средства.

Ответ:

  1. Дефицит витамина С – скорбут

  2. Свежие зеленые овощи, фрукты, шиповник, цитрусовые, ягоды (черная смородина, клюква). При кулинарной обработке Вит. С разрушается.

  3. 200-300 мг Вит. С в день, (в первые дни парентерально 100-150 мг в сутки).

Задача №2

Вы осматриваете доношенного новорожденного ребенка. Что из данных осмотра мышечной системы должно привлечь ваше внимание как проявление патологии?

Ответ: Запрокидывание головы.

Задача №3

Известно, что дети дошкольного возраста подвижны, мало устают. Чем объясняется достаточно высокая функциональная активность мышц у детей?

Ответ: интенсивный обмен в мышечной ткани.

Задача №4

Болезненность при ощупывании мышц характерна для следующего заболевания.

Ответ: Трихинеллез.

Задача №5

Для паралича мышц характерны следующие симптомы.

Ответ: Затруднение расслабления мышц.

^ 8. Рекомендуемая литература:


- обязательная:


  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Физиологические особенности мышечной системы у детей первых месяцев жизни

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Учебные вопросы занятия: Анатомо-физиологические особенности печени и желчевыделительной системы

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Темы: Анатомо-функциональный базис нормативного звукообразования. 1 Анатомо-физиологические особенности
Клинические аспекты диагностики и лечения врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба
«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения и мочевыделения. Особенности картины крови

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon №3 «афо кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатической системы у детей. Методика исследования.

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Курс «Лечебное дело» Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жирового слоя, лимфатической

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Кафедра стоматологии детского возраста
Тема Анатомо-физиологические особенности пародонта у детей. Этиология, патогенез. Возрастная динамика,...
«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Тема: “Анатомо-физиологические особенности кожи. Сыпь.”

«Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения мышечной системы у детей» icon Анатомо-физиологические особенности ребенка. Уход. Вскармливание. Задача 1

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы