«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon

«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках





Скачать 245.49 Kb.
Название «Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках
Тарасов Вадим
Дата 06.04.2013
Размер 245.49 Kb.
Тип Литература
Управление образования Администрации г.о. Саранск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 43»


Исследовательская работа


Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках

на их основе


Выполнил: ученик 2А класса

Тарасов Вадим


Научный руководитель:

учитель начальных классов

МОУ «Лицей № 43»

Дёмина Наталья Геннадьевна


Саранск 2011

Содержание





С.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1. Анализ литературы по теме исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

2. Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

3. Экспериментальная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19



Введение


Актуальность исследования. Рациональное питание современного школьника играет ведущую роль в обеспечении здоровья и гармоничного развития детского организма. Правильное питание в детстве – фундамент для здоровья на всю жизнь. Так как учащиеся начальных классов получают питание в школьных столовых два раза (завтрак и обед), то при формировании меню следует учитывать не только суточные потребности детей в белках, жирах и углеводах, но и обеспечить присутствие в нем витаминов. Дети в возрасте 7–10 лет очень чувствительны к дефициту витаминов, который приводит к снижению устойчивости против инфекций, быстрой утомляемости, раздражительности, потере аппетита. В связи с высоким уровнем заболеваемости учащихся нашей школы в 2010–2011 учебном году в зимне-весенний период особое внимание при формировании рациона необходимо уделять наличию в нем достаточного количества витаминов, и прежде всего, аскорбиновой кислоты (витамина С). Именно этот витамин помогает бороться с вирусными заболеваниями и способствует укреплению иммунитета, поэтому проводимое исследование, на наш взгляд, является особенно актуальным.

^ Цели исследования: определить содержание аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках на их основе и дать рекомендации по обеспечению рациона школьников витамином С.

^ Задачи исследования:

– изучить литературу по теме исследования;

– выяснить содержание витамина С в продуктах питания;

– провести анализ меню школьных обедов и завтраков за неделю на предмет наличия в нем аскорбиновой кислоты;

– провести количественное определение содержания аскорбиновой кислоты в некоторых цитрусовых фруктах и соках на их основе химическим методом;

– сформулировать рекомендации по питанию для школьников начальных классов, обеспечивающему суточную потребность в витамине С.

^ Объект исследования: цитрусовые фрукты и соки на их основе.

Предмет исследования: количественное содержание аскорбиновой кислоты в цитрусовых и соках.

^ Гипотеза исследования: Рацион питания в школьной столовой не позволяет обеспечить суточную потребность школьника в витамине С. Цитрусовые фрукты, имеющие высокое содержание аскорбиновой кислоты, помогут восполнить нехватку витамина С.

^ Методы исследования: теоретические (анализ литературных данных, сравнение, обобщение), экспериментальные (химический эксперимент), математические (обработка результатов химического эксперимента, визуализация полученных данных).


^ 1. Анализ литературы по теме исследования


Цинга, возникающая у человека при недостаточном содержании в пищевом рационе свежих овощей и фруктов, была описана еще 300 лет назад. Это заболевание привлекло внимание врачей со времени проведения длительных морских плаваний и северных экспедиций. Например, во время морской экспедиции на остров Ньюфаундленд в 1535 г. под руководством Жака Кортье весь экипаж заболел цингой, и многие погибли. В последующие годы накопились наблюдения, которые показали необходимость потребления свежих фруктов, ягод, зелени для сохранения здоровья. К концу XIX столетия было ясно, что цинга – болезнь, которая возникает не от токсического действия консервированных продуктов питания, а от недостатка в диете определенных веществ, имеющихся в свежих овощах, зелени, фруктах. Ученые установили, что организм человека не способен синтезировать эти вещества. Но лишь только в 30-х годах ХХ столетия удалось расшифровать химическую структуру вещества, спасающего от цинги – витамина С, или аскорбиновой кислоты. Позже этот витамин удалось выделить из некоторых овощей и фруктов, а в 1932 г. Рейхштейном и независимо от него – Хирстом и Хеуорсом был осуществлен первый синтез аскорбиновой кислоты.

Впоследствии ученые выяснили, что аскорбиновая кислота синтезируется растениями и большинством животных. Исключение составляют человек, обезьяны, морские свинки, некоторые птицы из семейства воробьиных и отдельные виды летучих мышей, в тканях которых не происходит синтеза этого витамина. Однако, ее наличие в пище жизненно необходимо, поскольку аскорбиновая кислота выполняет в организме множество функций:

– она налаживает здоровье зубов, нормализует десны и костные ткани;

– способствует заживлению ран и костных переломов,

– предотвращает авитаминоз и цингу;

– повышает иммунитет;

– снижает риск возникновения заболеваний ОРЗ, ОРВИ и гриппа;

–способствует укреплению кровеносных сосудов;

– повышает уровень усвоение железа и кальция.

Суточная потребность человека в витамине С составляет около 50–75 мг в сутки, однако для растущего организма школьника требуется, по некоторым данным, до 100 мг в сутки. Для профилактики и лечения простудных заболеваний допускается употребление до 1 г аскорбиновой кислоты в сутки.

При недостатке в пище витамина С возникает состояние гиповитаминоза: человек быстро утомляется, сонлив, страдает бессонницей, у него наблюдается потеря аппетита, боли в различных частях тела. При длительном периоде недостаточности аскорбиновой кислоты развивается цинга: кровоточат десны, выпадают зубы, наблюдается повышенная хрупкость костей, костные переломы.

Для восполнения потребностей организма в витамине С следует употреблять в пищу продукты, богатые им. Как правило, источником витамина С являются свежие фрукты, овощи, зелень. Продукты животного происхождения отличаются более низким содержанием витамина С. Содержание аскорбиновой кислоты в некоторых продуктах питания приведено в Приложении.

Но необходимо помнить, что содержание витамина С в различных фруктах и овощах зависит от почв, на которых они выращены, от климата, от времени созревания, количества выпадающих осадков и, наконец, от времени и способа хранения. Например, в зелени, хранящейся в холодильнике, через сутки остается 40 – 60% от первоначального содержания аскорбиновой кислоты. Витамин С быстро разрушается в очищенных овощах, даже если они погружены в воду. В яблоках уже через три месяца хранения теряется 16% аскорбиновой кислоты. Любая кулинарная обработка приводит к снижению содержания аскорбиновой кислоты в продуктах. Особенно высоки потери ее при варке в воде – при этом разрушается до 70% витамина С. Добавление к пище соды или соли тоже ведет к быстрому снижению содержания аскорбиновой кислоты.

Таким образом, для восполнения суточной потребности витамина С лучше всего употреблять свежие овощи и фрукты.

^ 2. Результаты исследования


Анализ литературы показал, что витамин С является необходимым компонентом питания школьников, причем суточная доза аскорбиновой кислоты должна составлять 80–100 мг, а минимальное количество – 20 мг. Поскольку школьники младшей возрастной группы получают в школьной столовой завтраки и обеды, то они должны обеспечивать большую часть суточной потребности в витамине С. Однако, поскольку в рацион питания свежие овощи и фрукты, содержащие максимальное количество аскорбиновой кислоты, включаются нечасто, то нами высказана гипотеза о том, что меню, предлагаемое школьной столовой, не удовлетворяет требованиям по оптимальному содержанию в нем витамина С, в связи с чем необходимо восполнять этот недостаток за полдником или ужином дома.

Для проверки высказанной гипотезы мы провели анализ меню школьной столовой за неделю в период с 11 апреля по 15 апреля 2011 года. Расчет содержания витамина С в ингредиентах блюд мы вели по справочным данным, представленным в Приложении. При этом мы учитывали, что при варке теряется 70% аскорбиновой кислоты. Результаты анализа приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Содержание аскорбиновой кислоты в школьных завтраках и обедах в период с 11апреля по 15 апреля 2011 года

Название блюда

Масса одной порции, г

Содержание аскорбиновой кислоты, мг

1

2

3

^ Понедельник (11.04.2011 г.)

Завтрак:

– Сосиски (колбаски детские) отварные

– Каша гречневая вязкая с маслом

– Баранка сдобная

– Напиток из плодов шиповника

– Хлеб пшеничный


50

150

30

180

40


0

0

0

25

0

Обед:

– Суп картофельный с горохом

– Тефтели с томатным соусом

– Рожки отварные

– Икра кабачковая


250

60/30

150

30


0

0

0

1

1

2

3

– Компот из сухофруктов

– Хлеб пшеничный

– Хлеб ржано-пшеничный

200

25

25

4

0

0

Итого:

30

Вторник (12.04.2011 г.)

Завтрак:

– Котлеты рыбные

– Картофельное пюре

– Огурец свежий

– Какао со сгущенным молоком

– Хлеб пшеничный


60

150

20

180

40


0

4

3

0

0

Обед:

– Щи из свежей капусты с картофелем

– Плов из отварной говядины

– Компот из сухофруктов

– Хлеб пшеничный

– Хлеб ржано-пшеничный


250

150

200

25

25


15

0

4

0

0

Итого:

26

Среда (13.04.2011 г.)

Завтрак:

– Макароны, запеченные с сыром

– Яблоки

– Кофейный напиток с молоком

– Круассан


150

170

200

25


0

2

0

0

Обед:

– Суп молочный с рисом

– Грудки куриные, тушеные в сметанном соусе

– Каша гречневая вязкая с маслом

– Чай с лимоном

– Хлеб пшеничный


250

60/25

150

200/7

25


0

0

0

1

0

Итого:

3

Четверг (14.04.2011 г.)

Завтрак:

– Пудинг творожный с повидлом

– Чай с сахаром

– Колбаса п/к порциями

– Хлеб пшеничный


120/20

200

15

25


0

0

0

0

Обед:

– Суп с рисом и томатом

– Гуляш их отварного мяса

– Спагетти отварные

– Компот из сухофруктов

– Хлеб пшеничный

– Хлеб ржано-пшеничный


250

30/30

150

200

25

25


1

0

0

4

0

0

Итого:

5

Пятница (15.04.2011 г.)

Завтрак:

– Беф-строганов из отварного мяса

– Рис отварной

– Огурец свежий


65

150

20


0

0

3

1

2

3

– Чай с лимоном

– Хлеб пшеничный

200/7

40

1

0

Обед:

– Помидоры порционные

– Суп картофельный с вермишелью

– Рыба по-сурски

– Кисель витаминизированный

– Хлеб пшеничный

– Хлеб ржано-пшеничный


25

250

150

200

25

25


9

0

0

30

0

0

Итого:

43


По данным, представленным в таблице 2.1, мы построили график, отражающий содержание аскорбиновой кислоты в меню по дням недели.



Рисунок 2.1 – Содержание аскорбиновой кислоты в школьных завтраках и обедах за неделю


Из графика, представленного на рисунке 2.1, видно, что оптимальное содержание витамина С в рационе наблюдается только в пятницу, а в среду и четверг присутствует наименьшее количество аскорбиновой кислоты в меню. Если посмотреть в меню на пятницу, то среди предложенных блюд можно видеть кисель витаминизированный, который и обеспечивает необходимую дозу витамина С. Однако, этот продукт содержит искусственно синтезированную аскорбиновую кислоту, поэтому увлекаться им каждый день не стоит. На наш взгляд, в рацион школьников надо чаще включать напитки из плодов шиповника (например, он присутствует в меню на понедельник), черной смородины, черноплодной рябины и т.д., т.к. эти ягоды содержат большое количество витамина С, и даже после варки оно остается оптимальным.

Таким образом, проведя анализ меню, мы подтвердили гипотезу о недостаточном количестве аскорбиновой кислоты в рационе школьной столовой. Исходя из этого, мы решили составить рекомендации, позволяющие восполнить недостаток витамина С в питании школьников. С этой целью мы снова обратились к Приложению, чтобы выявить продукты, наиболее богатые аскорбиновой кислотой, и экспериментальным путем определить в них реальное содержание витамина С.

Наш выбор по ряду объективных причин пал на цитрусовые фрукты. Во-первых, они содержат большое количество аскорбиновой кислоты. Во-вторых, при употреблении их не нужно подвергать термической обработке, следовательно, количество витамина С в них уменьшаться не будет. В-третьих, на рынках и в магазинах города Саранска в течение всего года представлен широкий ассортимент цитрусовых, и в-четвертых, что немаловажно, их цена оказывается гораздо ниже, чем на другие фрукты и ягоды, богатые витамином С, особенно в зимнее время.

Пройдясь по магазинам города, нам удалось встретить следующие цитрусовые фрукты: апельсины, лимоны, мандарины, лаймы, грейпфруты, помело, свити, кумкваты. Для анализа мы выбрали наиболее распространенные и выгодные по цене фрукты: апельсины, мандарины, лимоны и грейпфруты.

Количественное содержание витамина С в этих фруктах мы определили, используя метод химического эксперимента. Метод основан на взаимодействии аскорбиновой кислоты с йодом. Однако, чтобы узнать, какое количество йода будет реагировать именно с аскорбиновой кислотой, необходим индикатор – крахмал. Крахмал тоже способен реагировать с йодом, при этом появляется сине-фиолетовая окраска. Но взаимодействие йода с аскорбиновой кислотой идет быстрее, чем с крахмалом, поэтому сине-фиолетовая окраска будет появляться только тогда, когда в реакцию вступит вся аскорбиновая кислота. На основании этого мы сможем узнать, сколько йода тратится на взаимодействие с аскорбиновой кислотой, и оценить ее содержание. Данный метод очень простой и доступный, так как раствор йода есть в любой домашней аптечке, а крахмал – на кухне.

Используя этот метод, мы провели количественное определение аскорбиновой кислоты в некоторых цитрусовых фруктах. Подробно ход эксперимента описан в экспериментальной части. Для расчета содержания аскорбиновой кислоты мы также использовали таблетку «Кислота аскорбиновая с глюкозой», содержащую 100 мг витамина С. Проведя анализ, мы выяснили, что на реакцию с одной таблеткой аскорбиновой кислоты тратится 100 капель йода. Таким образом, можно сделать вывод, что одна капля йода соответствует 1 мг аскорбиновой кислоты. Исходя из этого, мы оценили содержание аскорбиновой кислоты в свежевыжатых соках из цитрусовых. В таблице 2.2 представлены данные эксперимента.

Таблица 2.2

Содержание аскорбиновой кислоты в некоторых цитрусовых

№ п/п

Фрукт

Количество выжатого сока, мл

Количество капель йода, пошедшее на реакцию с 5 мл сока

Содержание аскорбиновой кислоты в целом фрукте, мг

1

Апельсин

118

4

94

2

Мандарин

50

2

25

3

Лимон

72

3

54

4

Грейпфрут

176

3

132


Из таблицы 2.2 видно, что для восполнения суточной потребности в витамине С необходимо съесть две трети грейпфрута, один апельсин, два лимона или четыре мандарина.

По данным таблицы 2.2 мы построили диаграмму, отражающую содержание аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах.



Рисунок 2.2 – Содержание аскорбиновой кислоты в цитрусовых


Проведенный анализ показал, что цитрусовые действительно являются хорошим источником аскорбиновой кислоты. Однако никто не станет съедать за день два лимона, да и грейпфрут не все любят, поэтому мы рекомендуем включать в рацион школьника апельсины и мандарины.

Но в столовой зачастую не хватает времени на то, чтобы почистить и съесть целый апельсин или мандарин, поэтому удобнее было бы использовать соки на основе этих фруктов. Апельсиновый сок, например, широко представлен разными марками производителей, и его можно рекомендовать для употребления в питании школьников. Но не все соки одинаково полезны, т.к. при хранении они постепенно снижают содержание витамина С, и кроме того, некоторые производители добавляют в соки синтетическую аскорбиновую кислоту, что отражено на упаковке. Поэтому мы провели определение содержания аскорбиновой кислоты в апельсиновом соке некоторых производителей, на упаковках которых имелась отметка «Для детского питания». На всех упаковках указывалось природное содержание аскорбиновой кислоты в соке, и только в соке марки «Моя семья» присутствовал искусственно добавленный витамин С. Результаты определения представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Содержание аскорбиновой кислоты в апельсиновом соке

№ п/п

Марка сока

Количество капель йода, пошедшее на реакцию с 10 мл сока

Содержание аскорбиновой кислоты в 200 мл, мг

1

«Моя семья»

4

80

2

«Любимый сад»

2

40

3

«Тонус»

4

80

4

«Мой»

1

20

5

«Я»

4

80

6

«100% Gold»

2

40

7

«J7»

5

100

8

«Остров Колибри»

3

60

9

«Добрый»

3

60


По результатам, представленным в таблице 2.3, мы построили диаграмму, отражающую содержание аскорбиновой кислоты в апельсиновом соке разных производителей.



Рисунок 2.3 – Содержание аскорбиновой кислоты в апельсиновых соках


Из диаграммы на рисунке 2.3 видно, что наибольшее количество аскорбиновой кислоты содержится в соке торговой марки «J7», и, на мой взгляд, он является самым вкусным, так как содержит большое количество мякоти. На последнем месте по содержанию витамина С оказался сок «Мой». Тем не менее, аскорбиновая кислота присутствует в соках всех производителей, поэтому каждый может выбрать себе сок по душе.

Таким образом, на основании проведенного исследования мы составили рекомендации по рациону питания школьников младших классов, который обеспечивает суточную потребность в аскорбиновой кислоте:

– в рационе питания школьника обязательно должны присутствовать свежие овощи, фрукты и ягоды;

– в меню школьной столовой 2-3 раза в неделю должны быть включены напитки из плодов шиповника, черной смородины, черноплодной рябины и др.;

– в рацион питания обязательно следует включать цитрусовые фрукты или соки на их основе;

– продукты, имеющие высокое содержание витамина С, следует употреблять в сыром виде;

– в зимне-весенний период, а также во время эпидемий ОРВИ и гриппа суточную дозу аскорбиновой кислоты следует увеличить до 500 мг – 1 г за счет продуктов, богатых этим витамином.


^ 3. Экспериментальная часть


Материалы для исследования: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут, апельсиновые соки разных производителей.

Оборудование: колба коническая на 50 мл, цилиндр мерный на 50 мл, пипетки глазные аптечные (2 шт.), посуда для выжимания сока.

Реактивы: раствор йода 5% спиртовой (аптечный), раствор крахмала, таблетка «Кислота аскорбиновая с глюкозой» с содержанием аскорбиновой кислоты 100 мг.


^ Ход определения:

1. Приготовили раствор крахмала: в холодной воде развели крахмал (~ одна треть чайной ложки) и вылили этот раствор в 100 мл кипящей воды, прокипятили 1 минуту и охладили.

2. Таблетку аскорбиновой кислоты измельчили и растворили в 50 мл воды, очищенной с помощью фильтра «Аквафор». Раствор перенесли в колбу, с помощью пипетки добавили 2 капли раствора крахмала, перемешали, а затем добавляли пипеткой по каплям раствор йода до тех пор, пока в колбе не появлялась сине-фиолетовая окраска. Определение провели два раза. На одну таблетку аскорбиновой кислоты затратилось 100 капель йода.

3. Цитрусовые фрукты разрезали поперек на две половины, выжимали из них сок вручную (рисунок 3.1) и измеряли с помощью цилиндра его количество (рисунок 3.2). Данные заносили в таблицу 2.2. Для анализа отбирали по 5 мл сока, разбавляли сок в цилиндре до 50 мл, переносили в колбу, добавляли 2 капли раствора крахмала, перемешивали. После этого к каждому раствору прикапывали раствор йода до появления сине фиолетовой окраски (рисунки 3.3, 3.4). Отмечали количество капель йода, пошедшее на определение. Для каждого сока определение проводили два раза. Средние значения заносили в таблицу 2.2.

4. Содержание аскорбиновой кислоты в готовых апельсиновых соках проводили аналогичным образом. Для проведения анализа брали 10 мл каждого сока без разбавления. Количество капель йода, пошедшее на реакцию, записывали в таблицу 2.3.




Рисунок 3.1 – Получение сока

цитрусовых




Рисунок 3.2 – Измерение объема

выжатого сока



Рисунок 3.3 – Вид анализируемого раствора в начале прибавления йода



Рисунок 3.4 – Вид раствора после

завершения реакции йода с

аскорбиновой кислотой



Выводы


1. Проанализирована литература по теме исследования, в результате чего получены сведения об аскорбиновой кислоте, ее свойствах и функциях в организме человека, данные о содержании витамина С в продуктах питания.

2. По результатам анализа меню школьных завтраков и обедов за неделю показано, что рацион питания в школьной столовой не позволяет восполнить суточную потребность в витамине С.

3. Проведено количественное определение содержания аскорбиновой кислоты в некоторых цитрусовых фруктах и соках на их основе.

4. Сформулированы рекомендации по питанию для школьников начальных классов, позволяющему обеспечивать необходимое количество аскорбиновой кислоты в рационе.


Литература


1. Справочник Видаль: Лекарственные препараты в России. – М.: АстраФармСервис. – 2001. – 1536 с.

2. Энциклопедия для детей. Том 17 – Химия. – М.: Аванта+, 2000. – 640 с.

3. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986. – 92 с.

4. Руководство по лечебному питанию детей / Под ред. Ладодо К.С. – М: Медицина, 2000. – 384 с.

5. Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов. – М., 2000. – 47 с.


Приложение

Содержание аскорбиновой кислоты в продуктах питания [5]

Наименование пищевых продуктов

Количество аскорбиновой кислоты, мг/100 г

Наименование пищевых продуктов

Количество аскорбиновой кислоты, мг/100 г

Овощи

Фрукты и ягоды

Баклажаны

5

Абрикосы

10

Горошек зеленый консервированный

10

Апельсины

50

Горошек зеленый свежий

25

Арбуз

7

Кабачки

10

Бананы

10

Капуста

белокочанная

40

Брусника

15

Капуста квашеная

20

Виноград

4

Капуста цветная

75

Вишня

15

Картофель лежалый

10

Гранат

5

Картофель

свежесобранный

25

Груша

8

Лук зеленый

27

Дыня

20

Морковь

8

Земляника садовая

60

Огурцы

15

Клюква

15

Перец зеленый

сладкий

125

Крыжовник

40

Перец красный

250

Лимоны

50

Редис

50

Малина

25

Редька

20

Мандарины

30

Репа

20

Персики

10

Салат

15

Слива

8

Томатный сок

15

Смородина красная

40

Томат-паста

25

Смородина черная

250

Томаты красные

35

Черника

5

Хрен

110-200

Шиповник сушеный

До 1500

Чеснок

Следы

Яблоки, антоновка

30

Шпинат

30

Яблоки северных сортов

20

Щавель

60

Яблоки южных сортов

5-10

Молочные продукты

Кумыс

20

Молоко кобылье

25

Молоко козье

3

Молоко коровье

2



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Количественное определение витамина с в соках цитрусовых растений
Другие виды животных не нуждаются в этом, так как они наделены генетической способностью синтезировать...
«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon 5. Заболевания, вызванные авитаминозом III. Исследовательская работа Лабораторный опыт «Определение

«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Определение содержания витамина с в цитрусовых

«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Мбоу «Физико-математический лицей» Исследовательская работа «Зависимость приступов бронхиальной астмы

«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Определение формы стопы методом получения отпечатка (Исследовательская работа)

«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Применение
Тест на полосках для быстрого определения уробилиногена, глюкозы, кетонов, удельной плотности, крови,...
«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Научно-исследовательская работа. Культурно-массовая работа. Общественно-профессиональная деятельность

«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Определение содержания витаминов в подсолнечном масле и яблочном соке

«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Сколько фолиевой кислоты содержится в организме человека?
Фолиевая кислота (фолацин, фолаты) – это группа веществ, которые состоят из птерина, парааминобензойной...
«Лицей №43» Исследовательская работа Определение содержания аскорбиновой кислоты в цитрусовых фруктах и соках icon Учебно-исследовательская работа

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы