|
Скачать 1.27 Mb.
|
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Государственное учреждение «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию» Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» УТВЕРЖДАЮ Министр здравоохранения Республики Беларусь __________________Л.А. Постоялко «_____»_______________2005г. Рег. № ТД_______________/тип ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ Учебная программа Специальность: 1-79 01 02 «Педиатрия» Общее количество учебных часов: 255час. Минск 2005 Типовая учебная программа по дисциплине «Детская хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования Республики Беларусь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование Специальность М.01.01.00 «Лечебно-профилактическое дело», 30.12.1998 года, регистрационный № РД РБ 02100.5.214-98. А в т о р ы: зав. кафедрой детской хирургии Белорусского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук, доцент В.И.Аверин; доцент, кафедры детской хирургии Белорусского государственного медицинского университета кандидат медицинских наук В.М.Черевко. Р е ц е н з е н т ы: профессор 1-ой кафедры хирургических болезней, Белорусского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук С.И. Леонович; доцент кафедры неотложной хирургии Белорусской академии постдипломного образования, доктор медицинских наук В.В. Троян. Типовая учебная программа по дисциплине «Детская хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования согласована и рекомендована к утверждению Государственным учреждением «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию». Типовую учебную программу по дисциплине «Детская хирургия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» высшего медицинского образования Республики Беларусь разрешается тиражировать в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений по тексту. ВВЕДЕНИЕ Программа разработана на основе «Программы по детской хирургии для студентов педиатрического факультета медицинских институтов», составленной в 2000 г. коллективом сотрудников кафедры детской хирургии БГМУ. Цель изучения дисциплины: выработка у будущего врача-педиатра тактики ведения детей с хирургическими заболеваниями и пороками развития. В задачи обучения входит научить студентов: -ставить предварительный диагноз хирургических заболеваний у детей в типичных ситуациях; -решать вопросы о сроках направления к хирургу; -оказывать неотложную помощь; -проводить необходимую патогенетическую терапию, направленную на профилактику осложнений; -определять и обеспечивать необходимые условия транспортировки детей с хирургическими заболеваниями и пороками развития. Изучение детской хирургии проводится по классическому принципу – от пропедевтики детских хирургических болезней к изучению нозологических единиц. Преподавание дисциплины производится на 4, 5, 6 курсах. На 4 курсе студенты изучают семиотику и диагностику острых хирургических заболеваний органов брюшной полости у детей. В процессе преподавания студенты 4 курса впервые получают практические навыки по обследованию детей с хирургическими заболеваниями, при этом большое внимание уделяется выработке умения наладить контакт с ребёнком и родителями, провести осмотр ребёнка, интерпретировать полученные данные. На 5 курсе преподаются наиболее часто встречающиеся пороки развития и гнойно-воспалительные заболевания. Главной особенностью занятий на 4-5 курсах является подробное изучение каждой нозологической единицы с разбором этиологии, патогенеза, клинических проявлений, диагностики, лечения и профилактики. На 5 курсе студенты пишут историю болезни на курируемых больных. При написании истории болезни обращается внимание на правильность записи общего и местного статуса, умение обосновать и формулировать диагноз, правильно составить план обследования ребёнка в зависимости от характера заболевания, а также на чёткость назначений при оказании неотложной помощи. В конце цикла студенты представляют историю болезни для проверки. Задачей занятий со студентами на 6 курсе является углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных на 4 и 5 курсах по диагностике и оказанию неотложной помощи детям с хирургической патологией и пороками развития. Большое внимание уделяется этическим проблемам в детской хирургии. Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, лабораторных занятиях и в ходе самостоятельной учёбы студентов. Необходимым дополнением к лекциям и лабораторным занятиям является демонстрация слайдов, видеоматериалов, фотографий, таблиц, муляжей. Текущий контроль знаний студентов осуществляется путем опроса на лабораторных занятиях и при непосредственной работе с больным. ^ Программа состоит из следующих разделов: введение, содержание дисциплины (тематический план лекций и тематический план практических занятий, содержание программы (лекций и практических занятий), планируемый уровень подготовки студентов в результате изучения курса дисциплины и рекомендуемая литература. ^ В соответствии с утвержденным учебным планом специальности высшего медицинского образования периоды обучения, распределение бюджета учебного времени и формы контроля обучения представлены в табл.1. ^ для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»
Распределение содержания учебной программы по периодам обучения и распределение бюджета учебного времени по формам и видам учебных занятий представлено в табл. 2 и 3. Таблица 2 Примерный тематический план лекций в 8-9 семестрах по детской хирургия для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»
^ для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»
Окончание табл. 3
При изучении хирургической неонатологии на 5 курсе (09, 11, 12, 13, 14, 15, 17 темы) и на 6 курсе (28, 29 темы) академическая группа делится на 2 подгруппы, что приведет к улучшению качества преподавания данных тем. ^ 01. Особенности хирургии детского возраста, деонтология и методы исследований в детской хирургии. 01.01. Детская хирургия в программе обучения врача-педиатра и его практической деятельности. 01.02. Особенности хирургии детского возраста. 01.03. Деонтологические аспекты. 01.04. Методы исследования в детской хирургии. ^ 02.01. Актуальность проблемы. 02.03. Возрастная заболеваемость детей острым аппендицитом. 02.04. Классификация его клинических форм. 02.05. Особенности клиники и диагностики у детей до 3 лет. 02.06. Методика осмотра маленьких детей с болями в животе. 02.07. Дифференциальная диагностика. 02.08. Организационные вопросы диагностики. 02.09. Основные принципы лечения неосложненного острого аппендицита у детей. ^ 03.01. Определение понятия, краткий исторический экскурс. 03.02. Причины развития перитонита у детей. 03.03. Патогенез. 03.04. Классификация перитонита – по путям возникновения, течению, локализации и т.д. 03.05. Клиническая картина в зависимости от фазы развитии процесса. 03.06. Принципы лечение 03.07. Предоперационная подготовка. 03.08. Принципы оперативного вмешательства. 03.09. Послеоперационное лечение. ^ 04.01. Определение понятия, актуальность проблемы. Возрастная заболеваемость и причины инвагинации у детей. 04.01.01. Патогенез и классификация инвагинации. 04.01.02. Клиническая картина. 04.01.03. Диагностика и дифференциальная диагностика. 04.01.04. Современные методы лечения (консервативное и оперативное). 04.02. Классификация кишечной непроходимости. 04.02.01. Основные сведения о механизме образования спаек в брюшной полости. 04.02.02. Клиника, диагностика и принципы лечения спаечной кишечной непроходимости. ^ 05.01. Анатомические предпосылки образования паховых грыж и других вариантов нарушений облитерации влагалищного отростка брюшины. 05.01.01. Ущемление паховой грыжи. 05.01.02. Клиническая картина и диагностика, дифференциальная диагностика. 05.01.03. Тактика педиатра и принципы лечения. 05.02. Анатомические предпосылки образования пупочных грыж. 05.02.01. Клиника и диагностика. 05.02.02. Принципы лечения. 05.02.03. Диагностика и лечение грыж белой линии живота. 05.03. Неопущение яичек. 05.03.01. Клиника, диагностика и тактика педиатра. ^ 06.01. Актуальность проблемы химических ожогов пищевода и желудка для врача-педиатра. 06.01.01. Общая характеристика едких веществ и морфологические измене 06.01.02. Степени и стадии ожога пищевода. 06.01.03. Клиническая картина в зависимости от периода заболевания. 06.01.04. Диагностика, первая помощь и лечение ожога пищевода. 06.01.05. Осложнения и исходы ожога пищевода. 06.02. Классификация инородных тел ЖКТ. Тактика педиатра и хирурга при инородных телах ЖКТ. ^ 07.01. Актуальность проблемы для врача-педиатра. 07.02. Основные особенности травм у детей. 07.03. Классификация травм грудной клетки. 07.03.01. Повреждения органов грудной клетки и костного каркаса. Виды пневмоторакса и гемоторакса. Клиника, диагностика, первая помощь и принципы лечения. 07.04. Классификация травм брюшной полости. 07.04.01. Клиника, диагностика и лечение травм паренхиматозных и полых органов брюшной полости. Тактика педиатра. 07.05. Закрытые повреждения органов забрюшинного пространства. Клиника, диагностика и лечение. 08. Гнойно-воспалительные заболевания у новорожденных и грудных детей (некротизирующий фасциит, некротическая флегмона новорожденных, мастит, омфалит, абсцессы, целлюлит, паранихия. Инфицированные родовые повреждения – раны, кефалогематомы, кальциноз). 1. Актуальность, частота ГВЗ. Достижения неонатологии, ГВЗ и осложнения. Этиологическая структура ГВЗ. Эволюция возбудителей ГВЗ. 2. Бактериальная колонизация и инфицирование новорожденного. Входные ворота инфекции. 3. Анатомо-физиологические особенности и защитные механизмы новорожденного. Факторы влияющие на иммунитет плода и новорожденного, Факторы риска. 4. Патогенез ГВЗ. Значение дисбактериоза и транслокации бактерииъй в развитии ГВЗ. 5. Клинические признаки ГВЗ. ГВЗ с ранним и позним развитием. 6. Заболевания кожи (везикуло пустулез, псевдофурункулез, синдром Лайелла, рожистое воспаление) и подкожной клетчатки (флегионо новорожденного, адипозонекроз, кальциноз). Паропроктит. 7. Заболевания железистый тканей (лимфоаденит, мастит). Воспалительные заболевания пупочной области и их осложнения (омфалиты, пупочные синусы и свищи, фунгус, флебит пупочной вены, абсцессы печени, перитонит, сепсис). 8. Инфицированные родовые повреждения и гангрена новорожденного. Неонатальный сепсис и общие принципы лечения ГВЗ (особенности санации очага воспаления и антибактериальной терапии). 9. Профилактика ГВЗ (мероприятия направленные на экзогенную и эндогенную инфекцию). ^ 09.01. Определение понятия. 09.02. Классификация. 09.03. Этиология. 09.04. Патогенез. 09.05. Острая форма (метафизарная, эпифизарная). 09.05.01. Клиническая картина 09.05.02. Осложнения. 09.05.03. Дифференциальная диагностика. 09.05.04. Лечение 09.06. Хроническая форма. 09.06.01. Клиническая картина. 09.06.02. Осложнения. 09.06.03. Дифференциальная диагностика. 09.06.04. Лечение 09.07. Атипичные формы. ^ 10.01. Определение понятия, актуальность. 10.02. Факторы приводящие к формированию врожденных пороков развития. 10.03. Перинатальна и постнатальная диагностика врожденных пороков развития. 10.04. Показания и противопоказания к хирургическому лечению. 10.05. Сроки оперативного лечения врожденных пороков развития. 10.06. Правила транспортировки новорожденных с врожденными пороками развития. 10.07. Предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных с врожденными пороками развития. 10.08. Ближайшие и отдаленные результаты лечения детей с врожденными пороками развития. ^ 11.01. Особенности обследования детей с заболеваниями печени и желчевыводящих путей. 11.02. Портальная гипертензия определение понятия. 11.02.01. Анатомические особенности портальной системы 11.02.02. Классификация. 11.02.03. Этиология, патогенез. 11.02.04. Клиника и диагностика портальной гипертензии. 11.02.05. Современные подходы к проблеме портальной гипертензии, выбор метода лечения. 11.02.06. Кровотечение из варикозно расширенных пищевода: диагностика, тактика, лечение. 11.03. Виды, частота встречаемости и характер пороков развития печени и желчевыводящих путей у детей. 11.03.01. Атрезия желчных ходов: классификация, диагностика, дифференциальная и лечение. 11.03.02. Кисты печени и желчных ходов у детей. 11.04. Опухоли печени. ^ 12.01. Бактериальная деструкция легких, определение понятия. 12.01.01. Классификация. 12.01.02. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. 12.02. Диафрагмальные грыжи, определение понятия. 12.02.01. Классификация. 12.02.02. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. 12.03. Напряженный пневмоторакс, определение понятия. 12.03.01. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. 12.03.02. Правила транспортировки. 12.04.Острая дыхательная недостаточность обусловленная врождёнными пороками верхних дыхательных путей (атрезия хоан, синдром Пьера-Робена, ларингомаляция, ларингоцистоцеле). 12.04.01. Клиника, диагностика, лечение. 12.04.02. Правила транспортировки. ^ 13.01. Пороки развития пищевода. 13.01.01 Актуальность проблемы для практической деятельности врача педиатра. 13.01.02. Подготовка к транспортировке и транспортировка ребенка в хирургический стационар. 13.01.03. Лечение атрезии пищевода. 13.02. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение врожденного пилоростеноза. ^ 14.01. Определение понятия 14.02. Актуальность проблемы для практической деятельности педиатра. 14.03. Классификация ВКН. 14.04. Причины вызывающие различные виды ВКН. 14.05. Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика ВКН. 14.06. Подготовка к транспортировке, транспортировка ребенка в хирургический стационар. 14.07. Лечение ВКН. |