|
Скачать 100.67 Kb.
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: ХИМИК Наименование профессии: химик Доминирующий способ мышления: адаптация – координация. Вам интересно согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремиться к развитию и внедрению новых решений. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей. Область базовых знаний № 1 их уровень: естественные науки (биология, физика, химия) – уровень высокий (теоретический). Область базовых знаний № 2 их уровень: естественные науки (биология, физика, химия) – уровень средний (практическое использование). ^ : химия. Межличностное взаимодействие: частое по типу "рядом". Доминирующий интерес: исследовательский - сообразителен и наблюдателен, несоциален, аналитичен, рационален, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии. ^ : реалистический - любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (сверлильный и токарный станок, скальпель хирурга, управление механизмами и машинами и т.п.) ^ : в помещении, сидячий. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: Способности: - высокий уровень концентрации внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте, предмете, не отвлекаясь на другие). - умение анализировать и систематизировать большое количество информации. - способность заниматься длительное время кропотливой работой. - высокая помехоустойчивость. - умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и оттенков. - хорошая память на символы и знаки. - хорошее обоняние. ^ - организованность; - аккуратность; - четкость, собранность; - упорство; - самоконтроль; - любознательность. - усидчивость, терпеливость ^ - неаккуратность; - неряшливость; - рассеянность, невнимательность; - неорганизованность; - отсутствие склонности к исследовательской деятельности; - дальтонизм. ^ - анатом; - антрополог; - археолог; - астроном; - этнолог; - географ; - геолог; - металлург; - фармаколог; - физиолог; - криминалист;
Историческая справка: Слово "химия" впервые встречается в 336 году в книге римского астронома Юлия Матерна Фирмика. Наиболее вероятной версией происхождения этого слова является та, которая связывает слово "химия" с древним название Египта – Kham. Египетские жрецы умели выплавлять и проверять на чистоту такие металлы, как золото, серебро, свинец, готовить из них сплавы, знали рецепты приготовления лекарств, красителей, косметических препаратов. За 3 тысячи лет до н.э. люди научились выплавлять из руд медь и делать ее сплав с оловом – бронзу, и это ознаменовало переход человека из каменного в бронзовый век. Около 1500 лет до н.э. человечество открыло секрет выплавки железа и перешло в железный век. Постепенно люди научились обжигать керамику, окрашивать ткани, дубить кожи, варить пиво и сбраживать виноградный сок. В последующее время, вплоть до 17-го века химия развивалась как тайная наука, главной целью которой стало превращение неблагородных металлов в золото с помощью магического философского камня. Основоположником химии как науки можно считать английского химика Роберта Бойля. Его именем назван величайший газовый закон – закон Бойля-Мариота. Великий русский ученый М.В.Ломоносов стоял у истоков корпускулярной (атомистической) химии. В начале 19-го века химия стала самостоятельной наукой. Тогда же химия разделилась на неорганическую и органическую. Как самостоятельная дисциплина сложилась аналитическая химия. За этой наукой, без преувеличения, будущие открытия и достижения человечества. ^ - химический анализ и исследование состава веществ, продукта, полупродукта (промежуточные соединения), сырья реакционной смеси; - изучение свойств различных веществ; - прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве; - химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением); - получение, производство различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.); - разработка способов и подбор условий синтеза (температуры, давления, последовательности, количественного соотношения компонентов); - химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств; - создание технологических продуктов (описание характеристик исходных веществ, типа, числа, габаритов, мощности и последовательности включения аппаратов технологической цепочки; определение материальных и энергетических расходов; контроль за количеством и качествам отходов, способами их хранения и утилизации); - наблюдение, управление химическим процессом (теплообмен и теплопровод, диспергирование (измельчение), сепарация (разделение) – фильтрование, дисциляция и т.п.). ^ - отраслевые и академические научно-исследовательские институты; - химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.); - образовательные учреждения (вузы, колледжи, школы); - предприятия целлюлозно-бумажной промышленности; - горно-обогатительные комбинаты; - медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность); - центральные заводские лаборатории и контрольные станции; - предприятия пищевой промышленности; - парфюмерная промышленность. Учебные заведения, обучающие данной профессии: 1. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Инд. 117234. Москва, Ленинские горы. Тел. 939-13-89. 2. Российский химико-технологический университет. Инд. 125047. Москва, пл. Миусская, 9. Тел.258-85-20, 258-87-33. 3. Московский государственный открытый университет. Инд. 129805. Москва, ул. Павла Корчагина, 22. Тел.283-77-58, 283-42-96. 4. Московский городской педагогический университет. Инд.119435, Москва. Ул. М. Пироговская, 1. Тел.932-47-53, 246-60-11. 5. Московский государственный открытый институт. Инд. 109004. Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Тел.376-03-31, 227-20-53. ^ Общая характеристика профессии: ♦ проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др. необходимый для контроля соответствия продуктов технологического процесса и готовой продукции заданным нормам;
♦ обонятельная и осязательная чувствительность; -Ф- точная зрительно-моторная координация на уровне движений кистей рук;
Работа не рекомендуется людям с заболеваниями: -V- органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.);
♦ нервной системы (менингит, миастения и др.); ♦ кожи с локализацией на кистях рук (дерматиты, экзема и др.). ^ Должен знать: ♦ основы общей химии; ♦ правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований; ♦ методы проведения расчетов по их результатам; ♦ ГОСТы на анализируемые вещества; ♦ правила наладки лабораторного оборудования. ^ ♦ лаборант медицинского анализа; ♦ лаборант химико-бактериологического анализа. ЛАБОРАНТ-АНАЛИТИК Общая характеристика профессии: ♦ выполняет работы связанные с контролем качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства в различных отраслях экономики. ^ ♦ тонкое цветоразличение; ♦ обонятельная и осязательная чувствительность; ♦ точная зрительно-моторная координация на уровне движений кистей рук; ♦ хорошая зрительная память; ♦ аккуратность; ♦ педантичность. ^ Работа не рекомендуется людям с заболеваниями: ♦ органов дыхания; ♦ сердечно-сосудистой системы; ♦ органов пищеварения; ♦ почек и мочевыводящих путей; ♦ нервной системы; ♦ кожи с локализацией на кистях рук. ^ Должен знать: ♦ основы общей химии;
Специальности: химическая технология и биотехнология, химическая технология полимерных волокон и текстильных материалов, химическая технология неорганических веществ и материалов, химическая технология органических веществ и топлива, химическая технология высокомолекулярных соединений и полимерных материалов, химическая технология материалов современной энергетики, химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий, энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии и т.д. ^ начальное профессиональное (аппаратчик-оператор, контролер в химическом производстве) — ПТУ (ПТЛ), готовящее кадры для химической промышленности (обычно для ближайшего химического предприятия); среднее специальное (техник) — химико-технологические колледжи (техникумы), а также индустриальные, технические колледжи (техникумы) с химико-технологическими отделениями; высшее (инженер) — химико-технологические институты (университеты, академии), химические факультеты технических вузов. ^
^ химия, ОБЖ, физкультура, занятия в кружке юного химика Характер и содержание работы: а) на производственных предприятиях химической промышленности:
б) в НИИ химико-технологического профиля:
Очевидные плюсы:
«Подводные камни»:
Возможные профессиональные заболевания: аллергические, дыхательных путей, почек, печени, опорно-двигательного аппарата — вероятность средняя в случае длительной работы с нарушениями правил техники безопасности. Вилка зарплаты: в Москве — 20 000-60 000, в крупных областных центрах — 10 000-25 000, в глубинке — 7 000-15 000. |