|
Скачать 129.41 Kb.
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: ПОВАР - КОНДИТЕР Наименование профессии: повар - кондитер оминирующий способ мышления: производство - ловкость Область базовых знаний № 1 их уровень: естественные науки (физика, химия, биология) - уровень 3, высокий (теоретический) Область базовых знаний № 2 их уровень: кулинарное и ресторанное дело - уровень 2, средний (практическое использование знаний) Профессиональная область: пищевая промышленность (технология производства) Межличностное взаимодействие: частое по типу "рядом" Доминирующий интерес: реалистический - любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (сверлильный и токарный станок, скальпель хирурга, управление механизмами и машинами и т.п.) Дополнительный интерес: артистический - высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью Условия работы: в помещении, мобильный Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: Способности: - Способность переносить значительное физическое напряжение. - Тонкие вкусовые ощущения. - Хорошо развитое обоняние. - Высокий уровень развития ощущений температуры, давления, прикосновения, осязательные ощущения (умение вовремя определить готовность блюда с помощью прикосновения, обоняния, осязания и т.д.). - Хорошее зрительное восприятие цвета (способность четко различать все оттенки цветов). - Хорошо развитый глазомер (умение быстро и точно без взвешивания определить массу полуфабриката). - Достаточное развитие долговременной словесно - логической памяти (необходимо всегда помнить основные ингредиенты, входящие в состав изделия, калорийность продуктов и другие значимые сведения). - Высокое развитие зрительной памяти, вкусовой, обонятельной и двигательной памяти. - Творческое воображение. - Пространственное воображение. - Способность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой (переключение внимания). - Чувство времени. - Ручная ловкость. Личностные качества, интересы и склонности: - аккуратность; - терпеливость и выдержанность; - доброжелательность и приветливость; - ответственность; - оригинальность; - творческое начало; - изобретательность; - расторопность Качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности: - нечистоплотность; - неряшливость; - невнимательность; - чрезмерная медлительность; Медицинские противопоказания -кожные заболевания, венерические болезни, хронические заболевания легких, снижение остроты зрения, эпилепсия); Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности: - модельер одежды; - реставратор; - фитодизайнер; - скульптор; - стеклодув; - резчик по камню; ^ От поколения к поколению передавали люди опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища - основа жизни, здоровья и благополучия. Еще в Древней Греции возник культ Акслепия, мифического врача - целителя, получившего в Риме имя Эскулапа. Его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Она стала покровительницей поварского дела, получившего название "кулинария" (от лат. - culina - кухня). В древнейших письменных памятниках Вавилона, Египта, Китая и арабского Востока уже содержиться записи отдельных кулинарных рецептов. Всемирную славу приобрели сочинения француских гастрономов 19-го века: Карема, Кремона, Эскофье и др. Кулинария как наука возникла в России лишь в конце 18-го века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашеного питания. Возникли они еще в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского слова "корм"), в которых путники могли найти приют и пищу. Затем появились придорожные трактиры ( от лат. - trakt - путь, поток) - гостиницы с обеденым залом и кухней. В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появляться рестораны (от фр. - restauration - восстановление). В России первая кулинарная книга "Поваренные записки" была составлена С.Друковцовым в 1779 г. Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г. по инициативе профессора И.Е. Андриевского и кулинара Д.В. Каншина. Предприятия общественного питания играют важную роль в жизни общества. И сфера услуг пищевой промышленности продолжает совершенствоваться и расширяться с каждым годом. ^ : - прием сырья и его переработка (отбор сырья по ГОСТу, проверка его качества, взвешивание и отмеривание, просеивание, очистка, переработка, мытье, дробление, процеживание, протирание, смешивание различных видов сырья и т.д.); - подготовка полуфабрикатов; - хранение продуктов; - приготовление горячих блюд; - приготовление мучной выпечки; - оформление мучной выпечки; - оформление блюд перед подачей на стол; - приготовление и оформление блюд по заказам для торжественых мероприятий; - разработка новых технологий приготовления пищи, обработки сырья, приготовления блюд и кулинарных изделий ^ - предприятия общественного питания (рестораны, кафе, закусочные, столовые, чайные, буфеты); - медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря); - образовательные учреждения (школы, детские сады, институты, колледжи, техникумы, училища); - заготовочные фабрики, фабрики - кухни; комбинаты полуфабрикатов; - магазины - кулинарии ^ обучающие данной профессии: Профессию повара - кондитера можно получить в средних специальных и высших учебных заведениях. Средние специальные учебные заведения: 1. Московский пищевой колледж. Инд:115492, Москва, ул. 6-я Радиальная, 10. Тел.327-51-49. 2. Московский технологический колледж питания. Инд:127427, Москва, ул. Ботаническая, 13. Тел.219-21-61. Высшие учебные заведения: 1. Московская государственная академия пищевых производств. Инд:125080, Москва, ш. Волоколамское, 11. Тел.158-71-84, 158-72-01. 2. Московская государственная академия прикладной биотехнологии. Инд:109818, Москва, ул. Талалихина, 33. Тел.277-03-05, 276-14-23. 3. Московский государственный заочный институт пищевой промышленности. Инд:109803, Москва, ул. Земляной вал, 73. Тел.297-51-97, 297-43-40. Наименование профессии: повар – кондитер КОНДИТЕР Специальность: технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. ^ начальное профессиональное — ПТУ (ПТЛ) пищевого профиля; среднее специальное (техник) — колледжи (техникумы) пищевой промышленности либо общественного питания высшее (инженер) — вузы пищевой промышленности либо общественного питания. ^ - желательно не быть склонным к аллергии, а также иметь повышенный интерес к хлебопечению. ^ домоводство, физкультура, биология, органическая химия. Характер и содержание работы по данной профессии: а) на производственных предприятиях пищевой промышленности кондитерского или хлебопекарного профиля:
б) в ресторанах и кафе-кондитерских: — изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий (возможно, по собственной рецептуре). Очевидные плюсы:
«Подводные камни»:
^ опорно-двигательного аппарата, остеохондроз, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта — вероятность средняя. ^ в Москве — 15 000-30 000, в крупных областных центрах — 10 000-18 000, в глубинке — 5 000-15 000 (нередко работы нет вовсе, но это не исключает возможности открытия собственного бизнеса). ^ Колледж кондитерских производств №51, Москва, ул. Лобачика,1, http://k51.profedu.ru/ Тел.(499)264-72-55, (499)264-20-58 ВАФЕЛЬЩИК Общая характеристика: - изготовление вафель на специальных поточно-конвейерных линиях; - производство начинок; - определение их готовности и качества; - с помощью намазной машины нанесение различных начинок на листы, выпеченные из вафельного теста и склеивание их; - проверка веса полученных пластов; - контроль охлаждения вафель в холодильной камере. ^ - хорошая память; - хорошие зрение, вкус и осязание; - умение не отвлекаться во время производственного процесса; - хорошие глазомер и координация движений рук; - внимательность; - сосредоточенность; - физическая закалка. ^ - кондитер; - конфетчик; - бисквитчик. КОНДИТЕРОписание: ♦ специалист по изготовлению кондитерских изделий. Кондитерские изделия — это высококачественные, разнообразного вида и вкуса, тонкого аромата пищевые продукты. К ним относятся сахаристые кондитерские изделия (карамель, конфеты, шоколад и пр.) и мучные кондитерские изделия (печенье, торты, пирожные, кексы и пр.). Разнообразные виды мучных кондитерских изделий являются результатами труда кондитера. ^ ♦ процесс производства мучных изделий имеет множество ручных операций, выполняемых кондитером с помощью специальных инструментов: скалок, лопаток, ножей, форм и т. п.; ♦ кондитер приготавливает различные виды теста, кремов, начинок; ♦ заготавливает сырье по заданной рецептуре: замешивает, сбивает, раскатывает тесто; ♦ разделывает полученные полуфабрикаты, нарезает, формирует, выпекает их; ♦ отделывает изделия кремом, помадкой, шоколадом и пр.; ♦ проверяет вес готовых изделий; ♦ работают кондитеры на кондитерских фабриках и комбинатах (в бригадах по 7-10 человек), а также в ресторана, кафе, столовых и т. п. Работа осуществляется чаще в две смены; ♦ кондитеры шестого разряда и мастера производят изделия по индивидуальным заказам, выполняя всю работу от начала до конца самостоятельно; ♦ проверяет вес готовых изделий, следит за соблюдением технологического режима при изготовлении конфет и шоколада на машинах. ^ Должен иметь: ♦ развитые вкусовые и обонятельные ощущения; ♦ образная вкусовая, обонятельная, двигательная память и творческое воображение; ♦ развитые суставно-мышечные ощущения, ощущения температуры, давления, прикосновения; ♦ глазомер, так как на глаз разрезаются пирожные, определяется их размер и форма, осуществляется пространственное расположение элементов украшения; ♦ активная мыслительная деятельность, художественный вкус, воображение; ♦ требуется физическая выносливость, так как приходится работать стоя, при относительно высокой температуре; ♦ чувство времени; ♦ распределенное внимание; ♦ аккуратность и высокая культура в работе; ♦ ловкость рук; ♦ скорость и сила движений; ♦ наблюдательность. ^ ♦ ассортимент выпускаемых изделий; ♦ виды, сорта сырья и его свойства;
♦ правила санитарии и гигиены. Медицинские противопоказания: Работа не рекомендуется людям, имеющим такие заболевания: ♦ аллергические реакции на пищевые продукты;
♦ органов зрения (значительное понижение остроты зрения и цветоразличения); ♦ кожи с локализацией на кистях рук (дерматиты, экзема и др.). Родственные профессии: ♦ бармен ♦ изготовитель пищевых полуфабрикатов; ♦ кулинар блюд из рыбы и морепродуктов; ♦ пекарь; ♦ повар. Квалификационные требования: ♦ профессиональное техническое училище (диапазон разрядов 1-5). ПОВАР Специальность: технология продукции общественного питания. ^ начальное профессиональное (повар, кондитер) — ПТУ (ПТЛ) общественного питания; среднее специальное (технолог) — колледжи (техникумы) общественного питания и пищевой промышленности. Качества и способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования: домоводство, технология, ОБЖ, русский язык и литература, биология. Характер и содержание работы: а) на предприятиях общественного питания:
Очевидные плюсы:
«Подводные камни»:
Возможные профессиональные заболевания: органов дыхания, аллергические, пищеварительной системы, сердечно-сосудистые — риск умеренный. ^ в Москве и Московской области — 20 000-50 000, в крупных областных центрах — 10 000-20 000, в глубинке — 4 000-10 000. ШЕФ-ПОВАР Описание: ♦ лицо, контролирующее производственные процессы на кухне ресторана. ^ ♦ превышает предложение. Обязанности: ♦ осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью подразделения; ♦ направляет деятельность коллектива на обеспечение ритмичного выпуска продукции собственного производства требуемого ассортимента и качества в соответствии с производственным заданием; ♦ проводит работу по совершенствованию организации производственного процесса, внедрению прогрессивной технологии, эффективному использованию техники, повышению профессионального мастерства работников в целях повышения качества выпускаемой продукции; ♦ составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырье, обеспечивает их своевременное приобретение и получение со складов, контролирует ассортимент, количество и сроки их поступления и реализации; ♦ на основе изучения спроса потребителей составляет меню и обеспечивает разнообразие ассортимента блюд и кулинарных изделий; ♦ осуществляет постоянный контроль за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены; ♦ осуществляет расстановку поваров и других работников производства, составляет графики выхода на работу; ♦ маляр по металлу; ♦ преподаватель (мастер) в учебном заведении; ♦ художник. |