Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г





Скачать 292.3 Kb.
Название Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г
Дата 08.04.2013
Размер 292.3 Kb.
Тип Урок
ПЛАН

проведения интегрированного урока по ОБЖ-Экологии

с учащимися 9 класса МОУ «СОШ с. Идолга», 2011г.


I.Общие сведения об уроке.

1.1.Дата и место проведения урока: апрель 2011г., кабинет химии-биологии.

1.2.Раздел программы 1. «Безопасность и защита человека в ЧС».

Глава 1. «Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека».

1.3.Номер урока по теме: № 2,3.

1.4.Тема урока: «Химические, пищевые и шумовые загрязнения окружающей среды обитания человека».

1.5.Продолжительность урока: 90 минут.

1.6.Цели урока:

  • обучающая – ознакомить учащихся с основными видами загрязнений окружающей среды и их влиянием на здоровье человека;

  • развивающая – выявить и по возможности скорректировать основные ценностные ориентиры учащихся по правилам поведения в условиях широкого применения химических, пищевых и шумовых загрязнителей окружающей среды;

  • воспитывающая – выработать мотивацию учащихся на необходимость получения знаний о различных видах загрязнений окружающей среды и оказанию первой доврачебной помощи при химических и пищевых отравлениях, а также знанию мер безопасности для борьбы с шумовыми загрязнениями в местах обитания человека.

1.7.Задачи урока.

1.7.1.Познакомить учащихся с понятием экологического равновесия в природе и к чему может привести его нарушение (подготовительная часть урока).

1.7.2.Химические загрязнения окружающей среды. Представление о ксенобиотиках. Симптомы химических отравлений.

1.7.3.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим от химических реагентов.

1.7.4.Безопасное питание. «Благополучный» пищевой рацион. Пищевые отравления и их симптомы.

1.7.5.Оказание первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях.

1.7.6.Физические факторы загрязнения окружающей среды (шум, вибрация, электромагнитные излучения) и их влияние на здоровье подростка.

1.7.7.Методы защиты и борьбы с отрицательным воздействием физических факторов на здоровье в подростковом возрасте.

1.8.Тип урока: урок формирования знаний по ОБЖ, экологии, химии.

1.9.Методы обучения:

  • рассказ и иллюстрация изучаемого материала с использованием интерактивной доски и ИКТ;

  • чередование выступлений учителя химии (теоретическая часть) и преподавателя-организатора ОБЖ (практическая часть по способам оказания первой доврачебной помощи);

  • закрепление полученных знаний учащимися методом решения простых тестов и контрольного опроса с корректировкой ответов.

1.10.Используемая литература.

1.10.1.ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206, [2] с.

1.10.2.ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с.

1.10.3.Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении./Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. – М.: Высшая школа, 1998.

1.10.4.Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд./А.Т.. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001.-160 с. : 8 л. 4 л.

1.10.5.Справочник фельдшера./Г.Н. Родионова, А.В. Авдеенко и др.; под ред. д.м.н., профессора, член-корр.РАЕ и РЭА Ю.Ю. Елисеева. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1020.

1.10.6.ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. под ред. Ю.Л. Воробьева.//Продукты под контролем. – 2-е изд. , Ипр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2] с.: ил.

1.10.7.ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил.(основной учебник).


II. Ход урока


Часть урока

Содержание урока

Вре

мя,

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительная

1.1.Организационный этап.

1

Проверка наличия уча-щихся и их готовности к уроку.

Готовятся к уроку

1.2.Введение в урок.

5

Озвучиваю тему, цель, за-дачи урока. Докладываю о значении экологического равновесия в окружающей среде обитания человека, и к чему это может при-вести.

Слушают. Записы-вают тему в рабо-чие тетради.

2.Основная

2.1.Химические загря-знения окружающей среды. Представление о ксенобиотиках. Симптомы химичес-ких отравлений.


12

Материал докладывает учитель химии-экологии. На интерактивной доске показывает слайды по основным химическим за-грязнителям окружающей среды и симптомам хими-ческих отравлений.

Записывают о ксе-нобиотиках и ос-новных химичес-ких загрязнителях окружающей сре-ды. Уточняют сим-птомы химических отравлений.

2.2.Оказание первой доврачебной помощи при химических отравлениях.

8

Материал докладывает преподаватель-орг. ОБЖ по способам оказания пер-вой доврачебной помощи при отравлениях различ-ными химическими реа-гентами. Учащимся пред-лагаются памятки по спо-собам оказания ПДП.

Работают с памят-ками по оказанию ПДП при различ-ных отравлениях химическими реа-гентами.

2.3.Безопасное пита-ние. «Благополучный» пищевой рацион. Пи-щевые отравления и их симтомы.

8

Материал докладывает учитель химии-экологии о «благополучном» пище-вом рационе, об основных пищевых отравлениях и их симптомах.

Ученица 9 класса Губатенко С. дела-ет сообщение о «благополучном» пищевом рационе, отвечает на вопро-сы учителей и уча-щихся.

Ученики записыва-ют в тетради осно-вные признаки пи-щевых отравлений.




2.Основная

2.4.Оказание первой доврачебной помощи при пищевых отравле-ниях.

12

Материал докладывает преподаватель-орг. ОБЖ по способам оказания пер-вой доврачебной помощи при пищевых отравлении-ях. Учащимся предлага-ются памятки по способам оказания ПДП.

Работают с памят-ками по оказанию ПДП при различ-ных пищевых отра-влениях.

2.5.Физические факто-ры загрязнения окру-жающей среды (шум, вибрация, электромаг-нитные излучения) и их влияние на здоро-вье подростка.

12

Материал докладывает преподаватель-орг. ОБЖ о физических факторах, влияющих на здоровье в подростковом возрасте, таких как:

  • шум;

  • инфразвук;

  • вибрация;

  • электромагнитные излу-чения (ЭМИ).

Выделяет главные факто-ры, в наибольшей степени воздействующие на здо-ровье в подростковом возрасте. Останавливается на симптомах болезней, возникающих от воздейст-вия физических факторов на здоровье человека.

Ученица 9 класса Хлебунова Юлия делает сообщение о влиянии ЭМИ на здоровье подрост-ка. Обращает особое внимание на пользователей мобильными теле-фонами и ПК. Учащиеся слушают и записывают ос-новные болезни, вызываемые воз-действием физии-ческих факторов на окружающую сре-ду.

2.6. Методы защиты и борьбы с отрицатель-ным воздействием фи-зических факторов на здоровье в подростко-вом возрасте.

8

Материал докладывает преподаватель-орг. ОБЖ о существующих методах борьбы с шумовыми за-грязнениями окружающей среды. Акцентирует вни-мание на основных спосо-бах защиты от воздейст-вия физических факторов на здоровье подростков при нахождении дома, в школе, общественных местах.

Учащиеся слушают и записывают све-дения об основных методах борьбы с шумовыми загряз-нениями окружаю-щей среды.




2.Основная

2.7.Закрепление полу-ченных знаний учащи-мися на интегрирован-ном уроке методом несложного контроль-ного тестирования по изученным вопросам.

12

1.Учителя предлагают не-сложные тесты по вопро-сам данного урока.

2.Проводят анализ ответов и при необходимости кор-ректируют их.

Ученики работают с тестами, уточня-ют непонятные во-просы и корректи-руют свои ответы с помощью препода-вателей.

3.Заключительная

3.1.Подведение итогов урока и его анализ.

10

1.Учителя подводят итоги интегрированного урока, отмечают его преимуще-ства перед другими урока-ми, о выполнении целей и задач урока. При невы-полнении поставленных задач указывают причину невыполнения.

2.Отмечают учеников, подготовивших сообще-ния на уроке.

3.Проводят анализ выпол-нения учащимися предло-женных в ходе урока тестов на закрепление материала.

Слушают. Уточняют резуль-таты анализа, зада-ют вопросы.

3.2.Выдача домашних заданий и выставление оценок в журнал и дневники.

2

Домашнее задание:

а) дописать конспекты по уроку из учебника;

б) памятки, выданные в ходе урока по оказанию ПДП, вклеить в свои рабо-чие тетради и использо-вать в жизненных ситуациях.

Записывают ДЗ в тетради и дневни-ки, уточняют его, если это необхо-димо.



Урок разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории

МОУ «СОШ с. Идолга», победитель ПНПО,

кандидат технических наук ___________________ /А.В. Борисенко/


Конспект

интегрированного урока по ОБЖ-Экологии с учащимися 9-го класса

МОУ «СОШ с. Идолга» Татищевского муниципального района.


1.Тема урока: «Химические, пищевые и шумовые загрязнения окружающей среды обитания человека».


2.Учебные вопросы:


2.1.Химические загрязнения окружающей среды. Представление о ксенобиотиках. Симптомы химических отравлений.

2.2.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим от химических реагентов.

2.3.Безопасное питание. «Благополучный пищевой рацион» и болезни питания.

2.4.Пищевые отравления и оказание первой доврачебной помощи.

2.5.Физические факторы загрязнения окружающей среды (шум, вибрация, электромагнитные излучения) и их влияние на здоровье подростка.

2.6.Защита и борьба с отрицательным воздействием физических факторов на здоровье в подростковом возрасте


Введение.

По мере развития цивилизации человечество пыталось все в большей степени удовлетворять свои жизненные потребности. Преследуя определенные цели (добычу ресурсов, изготовление продуктов, прокладку дорог), люди не думали об экологических последствиях своих действий. По мере роста масштабов производства его экологические последствия становились все более серьезными и распространенными, а природные пространства непрерывно сокращались. Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать взамен естественной природной среды – биосферы, искусственную среду обитания – техносферу, ставшую основным источником опасности для всех живых организмов, живущих на Земле.

Экологическая система (экосистема) нашей планеты или ее отдельного региона – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом. Однако в настоящее время в связи с быстрым ростом населения Земли и объемов производства масштабы и скорость воздействия на экосистемы стали слишком велики. Это привело к нарушению естественных взаимосвязей и экологического равновесия [1].

Одной из главных опасностей, которые несет окружающая среда, являются различные загрязнения. Загрязнение – это привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических, информационных агентов или увеличение их концентрации. Загрязнения выводят из состояния равновесия не только природные экосистемы, но и ее отдельные компоненты, одним из которых выступает человек [2].

Основными загрязнителями природных экосистем, приводящих к нарушению экологического равновесия, являются:

  • химические загрязнители, или ксенобиотики (от xenos – чужой и bios - жизнь), - это чужеродные для организма человека химические соединения;

  • физические загрязнители – это электромагнитные излучения, шум, вибрация и др.;

  • биологические загрязнители – это болезнетворные микроорганизмы (бактерии, вирусы);

  • информационные загрязнители – это избыточная информация, отрицательно воздействующая на психику.

Воздействие на организм некоторых видов загрязнителей показано в табл.1.


Таблица 1.

Загрязнители

Симптомы превышения нормы

Химические




Фенол

Головные боли

Тяжелые металлы и органические примеси

Отравления, раковые заболевания

Оксид углерода и диоксид азота

Снижение иммунитета, болезни кроветворных органов

Сернистый ангидрид, взвешенные твердые частицы (сажа, асбест, соли тяжелых металлов)

Легочные заболевания

Формальдегид

Негативное воздействие на нервную систему

Физические




Высокий уровень шума

Головные боли, повышение давления, потеря слуха

Сильная вибрация

Боль в суставах, ухудшение координации

Избыточная освещенность

Головные боли, раздражительность, ухудшение зрения

Ионизирующее излучение

При дозе, превышающей 75-100 бэр в год, развивается лучевая болезнь


Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, т.к. у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства. А значит достижение экологической безопасности (сохранение экологического равновесия) – это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество [1]/


1-ый учебный вопрос. Химические загрязнения окружающей среды. Представление о ксенобиотиках. Симптомы химических отравлений.


Сегодня большинство из нас проживает в городах и испытывает на себе действие множества факторов городской среды. С одной стороны, город предоставляет человеку многие бытовые, культурные, социальные преимущества, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии, дает возможность лучше реализовать профессиональные и творческие способности. С другой стороны, город, особенно крупный – это новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных, факторов, где наиболее сильно изменена естественная среда обитания человека.

Как говорилось выше, одной из главных опасностей, которые несет окружающая среда, являются различные загрязнения. Главные источники химического загрязнения окружающей среды в России – это промышленные предприятия, автомобильный транспорт, тепловые и атомные электростанции [3].

В городах весомый вклад в химическое загрязнение среды вносят плохо утилизируемые отходы, а в сельской местности – пестициды и минеральные удобрения, стоки животноводческих комплексов. В целом на каждого жителя России в год приходится до 300кг загрязняющих веществ.

Человек живет в окружении разнообразных химических веществ, многие из которых относят к группе ксенобиотиков – чужеродных соединений. Чужеродное соединение – это вещество, которое организм не может использовать ни для производства энергии, ни для построения каких-либо своих частей. Чужеродные химические вещества, являющиеся ядовитыми или отравляющими, имеют различное происхождение. Многие из них – природные, но более 7млн веществ созданы человеком искусственным путем.

Отравляют планету многие вещества – и органические и неорганические. Токсичны во всех своих соединениях 12 металлов – бериллий (Be), алюминий (Al), хром (Cr), селен (Se), серебро (Ag), кадмий (Cd), олово (Sn), сурьма (Sb), барий (Ba), ртуть (Hg), таллий (Tl), свинец (Pb). Особую угрозу жизни и здоровью человека представляют три металла – свинец, кадмий, ртуть.

Каждое из новых химических веществ может стать причиной отравления или химической болезни. Причиной химического отравления могут стать многие вещества, с которыми мы сталкиваемся в быту. Их примерами могут служить следующие:

  • алкоголь и его суррогаты;

  • лекарства;

  • бытовая химия;

  • пестициды;

  • вредные газы;

  • промышленные яды;

  • животные и растительные яды;

  • пищевые добавки.

Кроме перечисленных химических веществ, вызывающих отравления, выделяют еще и аварийные химические опасные вещества (АХОВ), которые при проливе или выбросе в атмосферу (окружающую среду) способны вызывать массовые поражения людей и животных, а также заражения воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов. Отличительной особенностью АХОВ является то, что при высоких концентрациях химических веществ поражение людей может происходить в короткие сроки. Поэтому сохранение жизни и здоровья людей будет зависеть от знания признаков появления в окружающей среде опасных химических веществ, правил поведения и необходимых мер защиты.

В табл.2 приведены основные виды химических веществ, вызывающих различные отравления, вплоть до гибели людей.

Таблица 2.

Вид АХОВ

Смерт.

концентр.

(Ссм), мг/л

Признаки поражения

(симптомы химических отравлений)

ПМП пострадавшим

1

2

3

4

АММИАК

бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта.

3,5

в течение

30 минут.

Раздражение слизи-стых и кожи, насморк, кашель, удушье, учащенное сердцебиение, покра-снение и зуд кожи, резь в глазах.

Дать увлажненный кислород, пары уксусной кислоты. Кожу и слизистые промыть водой и 2%-ным раствором борной кислоты .В глаза закапать 2-3 капли 30%-ного раствора альбуцида, в нос – теплое растительное масло.

^ СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД

бесцветный газ со сладковатым привкусом во рту.

7,8 – 5 мин 1,4 – 30 мин

Сильное раздражение слизистых, кожи. Затрудненное дыха-ние и глотание. Кашель, жжение, по-краснение кожи.

Дать кислород, слизистые промыть водой или 2%-ным раствором соды. При сильном кашле – кодеин.

СЕРОВОДОРОД

газ с запахом тухлого яйца.

1,1 – 5 мин. 0,83 – 3 мин.

Головная боль. Раздражение слизи-стых, тошнота, по-нос, боли в груди. Обморок, удушье, светобоязнь, коньюн-ктивиты.

Тепло, покой. Дать кислород, теплое молоко с содой. На глаза примочки 3% -го раствора борной кислоты. Искусствен-ное дыхание с О2.

^ СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

бесцветная жидкость, дымит на воздухе.

6,0 – 30 мин.

Затрудненное дыхание, ожоги кожи и слизистых, кашель, одышка, рвота кровью, боли за грудиной и в области желудка.

Кислоту смывать бо-льшим количеством воды в течение

15–20 мин. Глаза промыть струей воды или 3%-ным раство-ром соды. Покой, тепло.

ФОСГЕН бесцветный газ с запахом прелого сена и гнилых фруктов.

0,4–5 мин.

0,3–30 мин.

0,1–60 мин.

Скрытый период 2 – 12 часов, слезотечение, боль в груди, затрудненное дыхание, кашель, тошнота, удушье.

Покой, тепло, горячее молоко с содой. Дать кислород. Слизистые промыть 2%-ным раствором соды. Искусственное дыхание противо-показано.

ХЛОР

Зеленовато-желтый газ с резким, раздражающим запахом хлорки.

0,1–60 мин.

Рвота, одышка, резь в глазах, нарушение координации движений.

Промыть 2%-ным раствором соды. Тепло, кодеин, искусственное дыхание.



Как вы заметили это самые распространенные АХОВ, которые могут быть на производствах. Поэтому знание признаков поражения и мер ПМП приведет к спасению большого количества людей.


2-ой учебный вопрос. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим от отравления химическими реагентами.


Отравление рассматривается как химическая травма, развивающаяся вследствие попадания в организм химических реагентов через дыхательные пути, рот, кожу и при инъекциях [4,5]. Отравления бывают эндогенными, когда внутренние органы поражаются в результате тяжелого заболевания (инфекции, злокачественной опухоли, болезни печени, крови и т.д.), и экзогенными, когда отравляющее вещество поступает извне.

Общие принципы оказания первой доврачебной помощи.

  1. Вначале необходимо определить ядовитое вещество, в результате которого произошло отравление.

  2. Ускоренное выведение токсического вещества из организма.

  3. Специфическая (антидотная) терапия, благоприятно изменяющая метаболизм токсического вещества в организме или уменьшающая его токсичность.

  4. Симптоматическая терапия, направленная на защиту и поддержание той функции организма, которая преимущественно поражается данным токсическим веществом.

При оказании первой доврачебной помощи в условиях школы следует помнить о том, что после оказания помощи необходимо обратиться в медицинское учреждение. В каждом конкретном случае первая доврачебная помощь заключается в следующем:

При попадании в глаза едкого вещества (клей, растворитель, лак) следует немедленно промыть глаза большим количеством воды или 2%-ным раствором бикарбоната натрия.

Отравление кислотами.

При попадании концентрированных кислот внутрь и при потере сознания

з а п р е щ а е т с я вызывать искусственную рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие. В этом случае необходимо вызвать врача.

При отравлении обычными кислотами следует выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этой процедуры сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости составляет не менее 6 литров.

Отравление щелочами.

При отравлении щелочью следует выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же 2%-ного водного раствора уксусной кислоты и снова вызвать рвоту. После этой процедуры сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости составляет не менее 6 литров.

Отравление фенолом.

При отравлении фенолом следует выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия (марганцовки) и снова вызвать рвоту. После этой процедуры сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Третье промывание сделать 5%-ным водным раствором этанола (спирта) объемом жидкости составляет не менее 1 литра.

Защита от ксенобиотиков.

В организме человека и животных есть различные механизмы защиты от ксенобиотиков. Главными из них являются:

  1. ^ Система барьеров, препятствующих проникновению ксенобиотиков во внутреннюю среду. Этими барьерами служат кожа, эпителий пищеварительного тракта и дыхательной системы.

  2. Транспортные системы, обеспечивающие выведение ксенобиотиков из организма. Наиболее мощная из них находится в почках.

  3. ^ Ферментные системы, главные из которых находятся в печени, превращающие ксенобиотики в менее ядовитые вещества.

Если собственные механизмы защиты от ксенобиотиков оказываются бессильными и возникает сильное отравление, то, чтобы спасти человеку жизнь, в больнице применяют различные методы детоксикации его организма.

Пути детоксикации организма человека.

1.УФ облучение и магнитная обработка крови.

2.Насыщение тканей кислородом.

3.Гемодиализ (подключение к искусственной почке).

4.Гемосорбция (очистка крови от токсинов).

5.Промывание кишечника.

6.Усиленный диурез (выделение мочи).

7.Замена крови.

8.Антидоты (противоядия).


3-ий учебный вопрос. Безопасное питание. «Благополучный пищевой рацион» и болезни питания.


Из истории пищевого рациона.

Пищевое взаимодействие живых организмов является одним из важнейших принципов существовании в окружающей среде. Чтобы понять, как питаться безопасно для здоровья, обратимся к истории пищевого рациона человека.

Люди в самом начале своего существования питались лишь растительной пищей. О генетической приспособленности человека е растительной пище свидетельствует строение жевательного аппарата, наличие червеобразного отростка, участвующего в усвоении растительной пищи, более низкая температура тела, чем у хищников.

После того как в местах первоначального распространения человека влажные тропические леса заменились на саванны с переменным увлажнением, переход к питанию мясной пищей помог человеку разрешить важную экологическую проблему – проблему пропитания в засушливое время года. Позже развитие скотоводства, молочного хозяйства привело к появлению стабильного источника животной пищи. Но питание мясом никогда не носило преимущественного характера по той причине, что растительные продукты более «родные», свойственные человеку, а также из-за относительной дороговизны мяса. Таким образом, исторически сложился смешанный рацион питания, в котором преобладают растительные компоненты.

Современный «благополучный рацион» и болезни питания.

Мясо – важный продукт питания человека, поскольку содержит незаменимые аминокислоты, имеет высокую энергетическую ценность. Оно особенно необходимо в период активного роста.

Растительная пища. С ней мы получаем значительное количество биологически активных веществ (БАВ), осуществляющих регуляторные процессы в организме. Такими веществами являются витамины.

Витамины. Одним из основных витаминов, необходимых человеку, является витамин «С». В настоящее время множество заболеваний обмена веществ связано с 70%-ной нехваткой витамина «С» у населения, особенно в зимнее время.

Хлеб – один из основных продуктов питания человека. В зернах хлебных злаков содержатся важнейшие витамины «группы В». С развитием мукомольного производства хлеб стал иным, чем тот, к которому привыкли наши предки. «Достижения» пищевой индустрии почти полностью исключили из хлеба такие нужные человеку пищевые волокна и витамины, и сегодня их добавляют искусственно.

Современный «благополучный рацион» городского жителя строится на излишнем употреблении колбас, ветчины, мясных консервов, сливочного масла, концентрированных соков. Такой рацион представляет собой высококалорийное, избыточное питание, содержащее вдвое больше животных жиров, значительно больше сахара и соли, но в три раза меньше, чем в прошлом рационе, пищевых волокон и микроэлементов.

Несвойственное человеку питание сопровождается заболеваниями сердца, сосудов, сахарным диабетом. В последнее время, отмечен рост числа тяжелых заболеваний пищеварительного тракта, в том числе и раковых. Избыток пищевых углеводов, белков и жиров приводит к следующим болезням:

  • сахарный диабет, т.к. происходит уменьшение секреции инсулина;

  • отложение жира в мышечной ткани и образование холестериновых бляшек в сосудах;

  • образование камней в почках и других органах;

  • отложение солей в костях;

  • хронические запоры;

  • атеросклероз (болезнь артерий).

Рекомендации по обеспечению собственной экологической безопасности при питании.

    • Прежде всего, сократить употребление мяса и животных жиров до 30-50г в день. Не стоит заменять мясо колбасой или сосисками: в них много вредных добавок и красителей, а пищевая ценность невелика.

    • На вашем столе как можно чаще должны появляться морковь, капуста, яблоки, любые другие овощи и фрукты. Они содержат и витамины, и микроэлементы, и клетчатку.

    • Полезны различные растительные масла, сливочное масло употребляйте в минимальном количестве.

    • Одним из главных блюд в вашем рационе должна стать каша, лучше всего овсяная. Ее можно чередовать с гречневой, рисовой, пшенной.

    • Помните об умеренности в еде. Калорийность пищи должна соответствовать вашим энергетическим затратам.

    • Не забывайте о хорошей физической нагрузке, которая помогает сохранять тонус кишечника, повышает иммунитет организма.


4-ый учебный вопрос. Пищевые отравления и оказание первой доврачебной помощи.


Согласись, собираясь поесть, мы редко задумываемся об опасности, которая может скрываться в пищевых продуктах. Химические и другие загрязняющие вещества накапливаются в почве, воде и атмосфере. Все они в той или иной степени усваиваются растениями (а это – овощи и фрукты), а затем попадают в организм животных, мясо и молоко которых мы также употребляем в пищу [6,7].

Желудочно-кишечные заболевания возникают чаще в виде острых поносов. Их причинами являются: употребление в пищу недоброкачественных продуктов, питье загрязненной воды (особенно в условиях природы), несоблюдение правил личной гигиены.

В экстремальной ситуации голод зачастую заставляет забывать об осторожности, и, набросившись на кажущиеся съедобными плоды и ягоды, ты с жадностью съедаешь их в большом количестве. ^ НЕ ДЕЛАЙ ЭТОГО!, т.к. отравление будет очень серьезным.

Некоторые советы, которые помогут тебе не навредить своему здоровью.

  • Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы, растущие вблизи автомагистралей, мусорных свалок, промышленных и военных объектов.

  • Перед едой мойте фрукты и овощи в теплой кипяченой воде.

  • Покупайте фрукты и овощи средних размеров, поскольку слишком большие могут быть выращены с помощью чрезмерного использования химических удобрений.

  • По этой же причине не покупайте фрукты и овощи неестественной окраски.

  • Зимой и весной с овощей, выращенных в теплицах (например, огурцов), срезайте кожуру.

  • Учитывайте возможность радиоактивного заражения сельскохозяйственной продукции, грибов и ягод.

  • При малейшем подозрении, что продукт испорчен, не используйте его в пищу.

  • Старайтесь не употреблять импортные консервы, конфеты, печенье, на упаковке которых нет сведений о составе продукта и сроке хранения на русском языке.

  • Все сельскохозяйственные продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца, и его можно потребовать.

Симптомы пищевых отравлений.

  • тошнота;

  • боль в животе;

  • резкая общая слабость;

  • головокружение;

  • понос;

  • иногда рвота;

  • возможно повышение температуры тела.

Первая доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

При пищевых отравлениях следует в первую очередь промыть желудок. С этой целью необходимо выпить подсоленной теплой кипяченой воды или слабый раствор марганцовокислого калия до появления рвоты (повторить несколько раз). Полезно в раствор добавить размельченный активированный уголь. Вызвать рвоту методом надавливания двумя пальцами на корень языка. После этого – крепкий сладкий чай или кофе, обеспечить пострадавшему покой и тепло. Если понос сопровождается кровью и состояние больного тяжелое, необходимо обратиться за медицинской помощью.


5-ый учебный вопрос. Физические факторы загрязнения окружающей среды (шум, вибрация, электромагнитные излучения) и их влияние на здоровье подростка.


Физические факторы, воздействующие на здоровье человека.

Человек всегда жил в мире звуков. Звук для человека всегда был источником информации об окружающем мире. Еще в давние времена шелест листьев, журчание ручья наполняли душу нашего предка спокойствием, в то время как рев зверя предупреждал об опасности. В природе любые громкие звуки являются сигналами тревоги, они приводят организм в состояние повышенной возбудимости. Потоки машин, телефонные звонки, шум механизмов на предприятиях и в быту, речь, музыка – все это сливается в постоянный шумовой фон, образуя «шумовое загрязнение». Среди людей в современном мире начала проявляться так называемая «шумовая болезнь», основными признаками которой являются:

  • снижение работоспособности;

  • нарушение сна;

  • повышение давления;

  • расстройства сердечно-сосудистой системы.

В современном мире на человека постоянно воздействуют физические факторы окружающей среды. К основным физическим факторам окружающей среды, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека, относятся: шум, вибрация, инфразвуки и электромагнитные излучения.

Шум

Врачи и экологи все чаще стали говорить о шумовом загрязнении среды. Уровень естественного шумового фона составляет 20-30 децибел (дБ). При увеличении шума на 1 дБ происходит десятикратное увеличение шумового давления, поэтому рост шума от 30 до 60 дБ (разговор средней громкости) означает тысячекратное увеличение шумового давления. В табл. 3 приведены сведения об опасности воздействия звуков на человека.

Таблица 3.

Пример шумового воздействия

Номинал воздействия звука, дБ

Отрицательный эффект, вызываемый продолжительностью воздействия шума

Реактивный двигатель на расстоянии 25м

150

Разрыв барабанных перепонок

Удар грома, рок-музыка, сирена (близкое расстояние)

120

Порог боли у человека




Мотоцикл, трактор, отбойный молоток

100

Серьезная угроза для слуха (при времени воздействия 8ч)

Оживленная городская улица, миксер

90

Угроза для слуха (при времени воздействия 8ч)

Товарный поезд (расстояние 15м)

80

Возможна угроза для слуха

Скоростная автомагистраль, пылесос

70

Раздражающее действие

Щебетание птиц

60

-

Библиотека, тихий разговор

40

-

Шепот, шелест листьев

20

-

Дыхание, тихий шепот

10

-


Из таблицы видно, что любой шум достаточной эффективности и длительности приводит к снижению слуховой чувствительности. Известны исследования изменений слуховой чувствительности у молодежи при частом прослушивании громкой музыки: у 20% из них слух притуплен в такой же степени, как у 85-летних стариков.

Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо известна. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день-два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами или, как это имеет место в промышленности, годами, восстановление слуха не происходит и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный. Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. А систематическое недосыпание и бессонница ведут к нервным расстройствам.

Инфразвуки и ультразвуки

Исследования показали, что неслышимые звуки также бывают опасны. Инфра- и ультразвуки – это не слышимые нами звуки, способные проникать даже сквозь самые толстые стены и вызывать у жителей крупных городов различные заболевания нервной системы, ухудшение настроения, чувство тревоги и страха. Инфразвуки вызывают у некоторых людей приступы морской болезни.

Источниками инфразвуков являются: компрессорные станции, автотранспорт, воздухозаборные шахты метро.

Вибрация

Вибрация также наносит немало вреда здоровью: ухудшается общее самочувствие, состояние нервной и кровеносной систем.

Источниками вибрации являются: транспорт, линии метрополитена, расположенные близко к поверхности земли; трамвайные и железнодорожные пути; некоторые производства; вентиляционные системы.

Длительное воздействие вибрации может вызвать возникновение вибрационной болезни, выражающейся в изменении сосудов конечностей, нервно-мышечного и костно-суставного аппарата.

Электромагнитные излучения (ЭМИ)

Увеличение уровня ЭМИ по сравнению с природным, естественным фоном также превращается в экологическую проблему. Масштабы электромагнитного загрязнения стали такими существенными, что Всемирная организация здравоохранения включила эту проблему в число наиболее важных проблем для человечества.

Источниками ЭМИ являются: радиотелевизионные и радиолокационные станции, высоковольтные линии электропередачи, различные промышленные установки, приборы, в том числе бытового назначения (телевизоры, микроволновые печи, ПК, сотовые телефоны).

Систематическое воздействие электромагнитного поля радиоволн с уровнями, превышающими допустимые, может вызвать изменения в ЦНС, сердечно-сосудистой, эндокринной и других системах человека.


6-ой учебный вопрос. Защита и борьба с отрицательным воздействием физических факторов на здоровье в подростковом возрасте.


Научные исследования показали, что длительное воздействие даже слабого электромагнитного поля сверхнизких частот может привести к серьезным нарушениям в работе сердца, печени, поджелудочной железы, легких и головного мозга.

Наиболее трудные условия в экологическом отношении складываются в крупных городах, насыщенных промышленностью и транспортом. Их жителям необходимо предпринимать определенные меры безопасности, чтобы избежать или в максимальной степени ослабить негативное воздействие неблагоприятных физических факторов на здоровье.

В табл. 4 показано влияние неблагоприятных физических факторов на здоровье.

Таблица 4.

Уровень воздействия

Источники шумового загрязнения

(шум, вибрация)

Уровень шумового загрязнения, дБ

Недопустимый

Выстрел из орудия

170

Выстрел из винтовки

160

Старт космической ракеты

150

Взлет реактивного самолета (на расстоянии 25м)

130-140

Гром

120-130

Оркестр поп-музыки

110-120

Предельно допустимый

Тяжелый грузовик

100

Отбойный молоток

90

Салон автомобиля

70-80

Допустимый

Читальный зал

40

Сельская местность

30

Шепот (на расстоянии 1м)

20

Зимний лес в безветренную погоду

Ниже 10


Мы должны постараться защитить себя и своих близких от негативного воздействия неблагоприятных физических факторов различного происхождения, контролируя его интенсивность и длительность.

Для этого надо помнить о том, что:

  • защититься от транспортного шума помогут звуконепроницаемые стекла;

  • снизить уровень бытового шума можно с помощью следующих несложных правил: не кричать на улице, в школе на переменах, не включать дома громкую музыку, не выставлять магнитофоны из окон для «увеселения» публики;

  • запредельно громкая музыка на дискотеках, постоянное прослушивание плеера не сказываются отрицательно на вашем самочувствии лишь до поры до времени;

  • деревья отлично поглощают шум: ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, а ударяясь о землю, поглощаются ею. Лучшим стражем тишины считается ель.


Литература


1.ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206, [2] с.

2.ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с.

3.Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении./Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. – М.: Высшая школа, 1998.

4.Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд./А.Т.. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001.-160 с. : 8 л. 4 л.

5.Справочник фельдшера./Г.Н. Родионова, А.В. Авдеенко и др.; под ред. д.м.н., профессора, член-корр.РАЕ и РЭА Ю.Ю. Елисеева. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1020.

6.ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. под ред. Ю.Л. Воробьева.//Продукты под контролем. – 2-е изд. , Ипр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2] с.: ил.

7.ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил.


Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории

МОУ «СОШ с. Идолга», победитель ПНПО,

кандидат технических наук ___________________ /А.В. Борисенко/






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Проведения урока по обж с учащимися 7 класса II

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Конспект урока. Технологическая карта урока. Дата : 25. 09. 09. Место проведения : моу сош №2п. Спирово.

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Конспект урока презентации по первой медицинской помощи при травмах «Травмы головы и позвоночника»

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Региональный конкурс учебно-исследовательских работ школьников Секция экологии Пожуй жвачку и надейся
Выполнен ученицей 9 класса мкоу сош пос. Николаевка Партизанского муниципального района Приморского...
Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Открытого интегрированного урока

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Ирование уроков обж 9 класс. Учитель Фёдоров Р. А. Маоу сош №31 Великого Новгорода Педагог Фёдоров

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Заслуженный учитель рф, моу «соу сош №5 г. Ершова», Вдовина Т. О., к п. н., Заслуженный учитель рф,

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Ответы по обж для 9 класса

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Моу горицкая сош

Проведения интегрированного урока по обж-экологии с учащимися 9 класса моу «сош с. Идолга», 2011г icon Моу «Новоусманская сош №2»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы