|
Скачать 292.3 Kb.
|
Содержание
Сернистый ангидридСоляная кислота Система барьеров Ферментные системы Не делай этого! |
ПЛАН проведения интегрированного урока по ОБЖ-Экологии с учащимися 9 класса МОУ «СОШ с. Идолга», 2011г. I.Общие сведения об уроке. 1.1.Дата и место проведения урока: апрель 2011г., кабинет химии-биологии. 1.2.Раздел программы 1. «Безопасность и защита человека в ЧС». Глава 1. «Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека». 1.3.Номер урока по теме: № 2,3. 1.4.Тема урока: «Химические, пищевые и шумовые загрязнения окружающей среды обитания человека». 1.5.Продолжительность урока: 90 минут. 1.6.Цели урока:
1.7.Задачи урока. 1.7.1.Познакомить учащихся с понятием экологического равновесия в природе и к чему может привести его нарушение (подготовительная часть урока). 1.7.2.Химические загрязнения окружающей среды. Представление о ксенобиотиках. Симптомы химических отравлений. 1.7.3.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим от химических реагентов. 1.7.4.Безопасное питание. «Благополучный» пищевой рацион. Пищевые отравления и их симптомы. 1.7.5.Оказание первой доврачебной помощи при пищевых отравлениях. 1.7.6.Физические факторы загрязнения окружающей среды (шум, вибрация, электромагнитные излучения) и их влияние на здоровье подростка. 1.7.7.Методы защиты и борьбы с отрицательным воздействием физических факторов на здоровье в подростковом возрасте. 1.8.Тип урока: урок формирования знаний по ОБЖ, экологии, химии. 1.9.Методы обучения:
1.10.Используемая литература. 1.10.1.ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206, [2] с. 1.10.2.ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с. 1.10.3.Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении./Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. – М.: Высшая школа, 1998. 1.10.4.Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд./А.Т.. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001.-160 с. : 8 л. 4 л. 1.10.5.Справочник фельдшера./Г.Н. Родионова, А.В. Авдеенко и др.; под ред. д.м.н., профессора, член-корр.РАЕ и РЭА Ю.Ю. Елисеева. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1020. 1.10.6.ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. под ред. Ю.Л. Воробьева.//Продукты под контролем. – 2-е изд. , Ипр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2] с.: ил. 1.10.7.ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил.(основной учебник). II. Ход урока
Урок разработал: Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории МОУ «СОШ с. Идолга», победитель ПНПО, кандидат технических наук ___________________ /А.В. Борисенко/ Конспект интегрированного урока по ОБЖ-Экологии с учащимися 9-го класса МОУ «СОШ с. Идолга» Татищевского муниципального района. 1.Тема урока: «Химические, пищевые и шумовые загрязнения окружающей среды обитания человека». 2.Учебные вопросы: 2.1.Химические загрязнения окружающей среды. Представление о ксенобиотиках. Симптомы химических отравлений. 2.2.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим от химических реагентов. 2.3.Безопасное питание. «Благополучный пищевой рацион» и болезни питания. 2.4.Пищевые отравления и оказание первой доврачебной помощи. 2.5.Физические факторы загрязнения окружающей среды (шум, вибрация, электромагнитные излучения) и их влияние на здоровье подростка. 2.6.Защита и борьба с отрицательным воздействием физических факторов на здоровье в подростковом возрасте Введение. По мере развития цивилизации человечество пыталось все в большей степени удовлетворять свои жизненные потребности. Преследуя определенные цели (добычу ресурсов, изготовление продуктов, прокладку дорог), люди не думали об экологических последствиях своих действий. По мере роста масштабов производства его экологические последствия становились все более серьезными и распространенными, а природные пространства непрерывно сокращались. Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать взамен естественной природной среды – биосферы, искусственную среду обитания – техносферу, ставшую основным источником опасности для всех живых организмов, живущих на Земле. Экологическая система (экосистема) нашей планеты или ее отдельного региона – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом. Однако в настоящее время в связи с быстрым ростом населения Земли и объемов производства масштабы и скорость воздействия на экосистемы стали слишком велики. Это привело к нарушению естественных взаимосвязей и экологического равновесия [1]. Одной из главных опасностей, которые несет окружающая среда, являются различные загрязнения. Загрязнение – это привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических, информационных агентов или увеличение их концентрации. Загрязнения выводят из состояния равновесия не только природные экосистемы, но и ее отдельные компоненты, одним из которых выступает человек [2]. Основными загрязнителями природных экосистем, приводящих к нарушению экологического равновесия, являются:
Воздействие на организм некоторых видов загрязнителей показано в табл.1. Таблица 1.
Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, т.к. у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства. А значит достижение экологической безопасности (сохранение экологического равновесия) – это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество [1]/ 1-ый учебный вопрос. Химические загрязнения окружающей среды. Представление о ксенобиотиках. Симптомы химических отравлений. Сегодня большинство из нас проживает в городах и испытывает на себе действие множества факторов городской среды. С одной стороны, город предоставляет человеку многие бытовые, культурные, социальные преимущества, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии, дает возможность лучше реализовать профессиональные и творческие способности. С другой стороны, город, особенно крупный – это новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных, факторов, где наиболее сильно изменена естественная среда обитания человека. Как говорилось выше, одной из главных опасностей, которые несет окружающая среда, являются различные загрязнения. Главные источники химического загрязнения окружающей среды в России – это промышленные предприятия, автомобильный транспорт, тепловые и атомные электростанции [3]. В городах весомый вклад в химическое загрязнение среды вносят плохо утилизируемые отходы, а в сельской местности – пестициды и минеральные удобрения, стоки животноводческих комплексов. В целом на каждого жителя России в год приходится до 300кг загрязняющих веществ. Человек живет в окружении разнообразных химических веществ, многие из которых относят к группе ксенобиотиков – чужеродных соединений. Чужеродное соединение – это вещество, которое организм не может использовать ни для производства энергии, ни для построения каких-либо своих частей. Чужеродные химические вещества, являющиеся ядовитыми или отравляющими, имеют различное происхождение. Многие из них – природные, но более 7млн веществ созданы человеком искусственным путем. Отравляют планету многие вещества – и органические и неорганические. Токсичны во всех своих соединениях 12 металлов – бериллий (Be), алюминий (Al), хром (Cr), селен (Se), серебро (Ag), кадмий (Cd), олово (Sn), сурьма (Sb), барий (Ba), ртуть (Hg), таллий (Tl), свинец (Pb). Особую угрозу жизни и здоровью человека представляют три металла – свинец, кадмий, ртуть. Каждое из новых химических веществ может стать причиной отравления или химической болезни. Причиной химического отравления могут стать многие вещества, с которыми мы сталкиваемся в быту. Их примерами могут служить следующие:
Кроме перечисленных химических веществ, вызывающих отравления, выделяют еще и аварийные химические опасные вещества (АХОВ), которые при проливе или выбросе в атмосферу (окружающую среду) способны вызывать массовые поражения людей и животных, а также заражения воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов. Отличительной особенностью АХОВ является то, что при высоких концентрациях химических веществ поражение людей может происходить в короткие сроки. Поэтому сохранение жизни и здоровья людей будет зависеть от знания признаков появления в окружающей среде опасных химических веществ, правил поведения и необходимых мер защиты. В табл.2 приведены основные виды химических веществ, вызывающих различные отравления, вплоть до гибели людей. Таблица 2.
Как вы заметили это самые распространенные АХОВ, которые могут быть на производствах. Поэтому знание признаков поражения и мер ПМП приведет к спасению большого количества людей. 2-ой учебный вопрос. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим от отравления химическими реагентами. Отравление рассматривается как химическая травма, развивающаяся вследствие попадания в организм химических реагентов через дыхательные пути, рот, кожу и при инъекциях [4,5]. Отравления бывают эндогенными, когда внутренние органы поражаются в результате тяжелого заболевания (инфекции, злокачественной опухоли, болезни печени, крови и т.д.), и экзогенными, когда отравляющее вещество поступает извне. Общие принципы оказания первой доврачебной помощи.
При оказании первой доврачебной помощи в условиях школы следует помнить о том, что после оказания помощи необходимо обратиться в медицинское учреждение. В каждом конкретном случае первая доврачебная помощь заключается в следующем: При попадании в глаза едкого вещества (клей, растворитель, лак) следует немедленно промыть глаза большим количеством воды или 2%-ным раствором бикарбоната натрия. Отравление кислотами. При попадании концентрированных кислот внутрь и при потере сознания з а п р е щ а е т с я вызывать искусственную рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие. В этом случае необходимо вызвать врача. При отравлении обычными кислотами следует выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этой процедуры сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости составляет не менее 6 литров. Отравление щелочами. При отравлении щелочью следует выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же 2%-ного водного раствора уксусной кислоты и снова вызвать рвоту. После этой процедуры сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости составляет не менее 6 литров. Отравление фенолом. При отравлении фенолом следует выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же розового раствора перманганата калия (марганцовки) и снова вызвать рвоту. После этой процедуры сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Третье промывание сделать 5%-ным водным раствором этанола (спирта) объемом жидкости составляет не менее 1 литра. Защита от ксенобиотиков. В организме человека и животных есть различные механизмы защиты от ксенобиотиков. Главными из них являются:
Если собственные механизмы защиты от ксенобиотиков оказываются бессильными и возникает сильное отравление, то, чтобы спасти человеку жизнь, в больнице применяют различные методы детоксикации его организма. Пути детоксикации организма человека. 1.УФ облучение и магнитная обработка крови. 2.Насыщение тканей кислородом. 3.Гемодиализ (подключение к искусственной почке). 4.Гемосорбция (очистка крови от токсинов). 5.Промывание кишечника. 6.Усиленный диурез (выделение мочи). 7.Замена крови. 8.Антидоты (противоядия). 3-ий учебный вопрос. Безопасное питание. «Благополучный пищевой рацион» и болезни питания. Из истории пищевого рациона. Пищевое взаимодействие живых организмов является одним из важнейших принципов существовании в окружающей среде. Чтобы понять, как питаться безопасно для здоровья, обратимся к истории пищевого рациона человека. Люди в самом начале своего существования питались лишь растительной пищей. О генетической приспособленности человека е растительной пище свидетельствует строение жевательного аппарата, наличие червеобразного отростка, участвующего в усвоении растительной пищи, более низкая температура тела, чем у хищников. После того как в местах первоначального распространения человека влажные тропические леса заменились на саванны с переменным увлажнением, переход к питанию мясной пищей помог человеку разрешить важную экологическую проблему – проблему пропитания в засушливое время года. Позже развитие скотоводства, молочного хозяйства привело к появлению стабильного источника животной пищи. Но питание мясом никогда не носило преимущественного характера по той причине, что растительные продукты более «родные», свойственные человеку, а также из-за относительной дороговизны мяса. Таким образом, исторически сложился смешанный рацион питания, в котором преобладают растительные компоненты. Современный «благополучный рацион» и болезни питания. Мясо – важный продукт питания человека, поскольку содержит незаменимые аминокислоты, имеет высокую энергетическую ценность. Оно особенно необходимо в период активного роста. Растительная пища. С ней мы получаем значительное количество биологически активных веществ (БАВ), осуществляющих регуляторные процессы в организме. Такими веществами являются витамины. Витамины. Одним из основных витаминов, необходимых человеку, является витамин «С». В настоящее время множество заболеваний обмена веществ связано с 70%-ной нехваткой витамина «С» у населения, особенно в зимнее время. Хлеб – один из основных продуктов питания человека. В зернах хлебных злаков содержатся важнейшие витамины «группы В». С развитием мукомольного производства хлеб стал иным, чем тот, к которому привыкли наши предки. «Достижения» пищевой индустрии почти полностью исключили из хлеба такие нужные человеку пищевые волокна и витамины, и сегодня их добавляют искусственно. Современный «благополучный рацион» городского жителя строится на излишнем употреблении колбас, ветчины, мясных консервов, сливочного масла, концентрированных соков. Такой рацион представляет собой высококалорийное, избыточное питание, содержащее вдвое больше животных жиров, значительно больше сахара и соли, но в три раза меньше, чем в прошлом рационе, пищевых волокон и микроэлементов. Несвойственное человеку питание сопровождается заболеваниями сердца, сосудов, сахарным диабетом. В последнее время, отмечен рост числа тяжелых заболеваний пищеварительного тракта, в том числе и раковых. Избыток пищевых углеводов, белков и жиров приводит к следующим болезням:
Рекомендации по обеспечению собственной экологической безопасности при питании.
4-ый учебный вопрос. Пищевые отравления и оказание первой доврачебной помощи. Согласись, собираясь поесть, мы редко задумываемся об опасности, которая может скрываться в пищевых продуктах. Химические и другие загрязняющие вещества накапливаются в почве, воде и атмосфере. Все они в той или иной степени усваиваются растениями (а это – овощи и фрукты), а затем попадают в организм животных, мясо и молоко которых мы также употребляем в пищу [6,7]. Желудочно-кишечные заболевания возникают чаще в виде острых поносов. Их причинами являются: употребление в пищу недоброкачественных продуктов, питье загрязненной воды (особенно в условиях природы), несоблюдение правил личной гигиены. В экстремальной ситуации голод зачастую заставляет забывать об осторожности, и, набросившись на кажущиеся съедобными плоды и ягоды, ты с жадностью съедаешь их в большом количестве. ^ , т.к. отравление будет очень серьезным. Некоторые советы, которые помогут тебе не навредить своему здоровью.
Симптомы пищевых отравлений.
Первая доврачебная помощь при пищевых отравлениях. При пищевых отравлениях следует в первую очередь промыть желудок. С этой целью необходимо выпить подсоленной теплой кипяченой воды или слабый раствор марганцовокислого калия до появления рвоты (повторить несколько раз). Полезно в раствор добавить размельченный активированный уголь. Вызвать рвоту методом надавливания двумя пальцами на корень языка. После этого – крепкий сладкий чай или кофе, обеспечить пострадавшему покой и тепло. Если понос сопровождается кровью и состояние больного тяжелое, необходимо обратиться за медицинской помощью. 5-ый учебный вопрос. Физические факторы загрязнения окружающей среды (шум, вибрация, электромагнитные излучения) и их влияние на здоровье подростка. Физические факторы, воздействующие на здоровье человека. Человек всегда жил в мире звуков. Звук для человека всегда был источником информации об окружающем мире. Еще в давние времена шелест листьев, журчание ручья наполняли душу нашего предка спокойствием, в то время как рев зверя предупреждал об опасности. В природе любые громкие звуки являются сигналами тревоги, они приводят организм в состояние повышенной возбудимости. Потоки машин, телефонные звонки, шум механизмов на предприятиях и в быту, речь, музыка – все это сливается в постоянный шумовой фон, образуя «шумовое загрязнение». Среди людей в современном мире начала проявляться так называемая «шумовая болезнь», основными признаками которой являются:
В современном мире на человека постоянно воздействуют физические факторы окружающей среды. К основным физическим факторам окружающей среды, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека, относятся: шум, вибрация, инфразвуки и электромагнитные излучения. Шум Врачи и экологи все чаще стали говорить о шумовом загрязнении среды. Уровень естественного шумового фона составляет 20-30 децибел (дБ). При увеличении шума на 1 дБ происходит десятикратное увеличение шумового давления, поэтому рост шума от 30 до 60 дБ (разговор средней громкости) означает тысячекратное увеличение шумового давления. В табл. 3 приведены сведения об опасности воздействия звуков на человека. Таблица 3.
Из таблицы видно, что любой шум достаточной эффективности и длительности приводит к снижению слуховой чувствительности. Известны исследования изменений слуховой чувствительности у молодежи при частом прослушивании громкой музыки: у 20% из них слух притуплен в такой же степени, как у 85-летних стариков. Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо известна. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день-два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами или, как это имеет место в промышленности, годами, восстановление слуха не происходит и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный. Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. А систематическое недосыпание и бессонница ведут к нервным расстройствам. Инфразвуки и ультразвуки Исследования показали, что неслышимые звуки также бывают опасны. Инфра- и ультразвуки – это не слышимые нами звуки, способные проникать даже сквозь самые толстые стены и вызывать у жителей крупных городов различные заболевания нервной системы, ухудшение настроения, чувство тревоги и страха. Инфразвуки вызывают у некоторых людей приступы морской болезни. Источниками инфразвуков являются: компрессорные станции, автотранспорт, воздухозаборные шахты метро. Вибрация Вибрация также наносит немало вреда здоровью: ухудшается общее самочувствие, состояние нервной и кровеносной систем. Источниками вибрации являются: транспорт, линии метрополитена, расположенные близко к поверхности земли; трамвайные и железнодорожные пути; некоторые производства; вентиляционные системы. Длительное воздействие вибрации может вызвать возникновение вибрационной болезни, выражающейся в изменении сосудов конечностей, нервно-мышечного и костно-суставного аппарата. Электромагнитные излучения (ЭМИ) Увеличение уровня ЭМИ по сравнению с природным, естественным фоном также превращается в экологическую проблему. Масштабы электромагнитного загрязнения стали такими существенными, что Всемирная организация здравоохранения включила эту проблему в число наиболее важных проблем для человечества. Источниками ЭМИ являются: радиотелевизионные и радиолокационные станции, высоковольтные линии электропередачи, различные промышленные установки, приборы, в том числе бытового назначения (телевизоры, микроволновые печи, ПК, сотовые телефоны). Систематическое воздействие электромагнитного поля радиоволн с уровнями, превышающими допустимые, может вызвать изменения в ЦНС, сердечно-сосудистой, эндокринной и других системах человека. 6-ой учебный вопрос. Защита и борьба с отрицательным воздействием физических факторов на здоровье в подростковом возрасте. Научные исследования показали, что длительное воздействие даже слабого электромагнитного поля сверхнизких частот может привести к серьезным нарушениям в работе сердца, печени, поджелудочной железы, легких и головного мозга. Наиболее трудные условия в экологическом отношении складываются в крупных городах, насыщенных промышленностью и транспортом. Их жителям необходимо предпринимать определенные меры безопасности, чтобы избежать или в максимальной степени ослабить негативное воздействие неблагоприятных физических факторов на здоровье. В табл. 4 показано влияние неблагоприятных физических факторов на здоровье. Таблица 4.
Мы должны постараться защитить себя и своих близких от негативного воздействия неблагоприятных физических факторов различного происхождения, контролируя его интенсивность и длительность. Для этого надо помнить о том, что:
Литература 1.ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206, [2] с. 2.ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с. 3.Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении./Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. – М.: Высшая школа, 1998. 4.Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд./А.Т.. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001.-160 с. : 8 л. 4 л. 5.Справочник фельдшера./Г.Н. Родионова, А.В. Авдеенко и др.; под ред. д.м.н., профессора, член-корр.РАЕ и РЭА Ю.Ю. Елисеева. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1020. 6.ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. под ред. Ю.Л. Воробьева.//Продукты под контролем. – 2-е изд. , Ипр. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2] с.: ил. 7.ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил. Преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории МОУ «СОШ с. Идолга», победитель ПНПО, кандидат технических наук ___________________ /А.В. Борисенко/ |