|
Скачать 237.18 Kb.
|
Конспект урока. Технологическая карта урока. Дата : 25.09.09. Место проведения : МОУ СОШ №2п. Спирово. Предмет : Биология Класс: 8а. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Тема: «Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека» . Задачи: Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
^ - информационные технологии - технологии здоровьесбережения. Основные методы: - словесный. - наглядный. - исследовательский. Оборудование:
Ход урока.
Цель: установить личностный контакт с учениками и обеспечить мотивацию на совместную работу на уроке.
Цель: используя познавательные вопросы и задания, повторить и углубить знания обучающихся об особенностях опорно – двигательного аппарата человека.
1.Постановка темы урока и задач урока совместно с обучающимися путем создания проблемных ситуаций. 2.Объяснение нового материала. Цель: используя различные формы и методы работы на уроке, обеспечить как можно более эффективное усвоение нового материала обучающимися по плану:
Цель: Помочь обучающимся сформулировать основные выводы урока.
Цель: подвести итоги урока, выставить оценки и предложить обучающимся разноуровневые домашние задания. ^ Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: 1. Таблицы:
2. Модель: «Скелет человека» 3. Памятки по сохранению осанки тела. 4. Компьютер, экран, мультимедийный проектор. 5. Презентация к уроку. Ход урока:
Вступительное слово учителя: Человек приспособлен, а, может быть, приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться, и начинают делать это осознанно уже в первые месяцы жизни – тянуться, хватать различные предметы. Ребята, благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? (Все это обеспечивает опорно-двигательная система). Ребята, давайте еще раз вспомним некоторые особенности нашего аппарата опоры и движения. Внимание на экран. ^
(Локтевая кость, кости плюсны, череп (лобная кость), бедренная кость, ключица, большая берцовая, малая берцовая, лопатка, тазовые кости).
(Подвижное, полуподвижное, неподвижное).
(В костях имеются органические и минеральные вещества. Прокаленная кость лишена органических веществ, она хрупкая и легко распадается на твердые частицы. Минеральные вещества придают костям твердость, прочность. Декальцинированная кость лишена минеральных солей СаСО3 и Са3(РО)4 , ее легко можно завязать в узел. Органические вещества обеспечивают кости упругость и эластичность. Мы видим, что сочетание разных компонентов приводит к новому качеству, которым каждый из этих компонентов в отдельности не обладает).
(При интенсивной работе мышц возникает нехватка кислорода. В мышцах накапливается молочная кислота, а она токсична. Именно поэтому, мясо становится несъедобным. При уменьшении работы мышц, когда животное отдыхает, кислорода становится достаточно для полного окисления молочной кислоты и выведения ее из организма, и мясо можно употреблять в пищу).
(Так как, функции скелетных и гладких мышц различны, то можно предположить, что тело человека стало бы более гибким, пластичным, ведь поперечно-полосатые мышцы не могут так сильно удлиняться, как гладкие. Но, он стал бы двигаться медленно, так как стремительность движений обеспечивается быстротой сокращения скелетной мускулатуры, а гладкая мускулатура способностью к быстрому сокращению не обладает).
1.Постановка темы урока и задач урока совместно с обучающимися путем создания проблемных ситуаций. После демонстрации фрагмента клипа на слайде появляются следующие высказывания: «Движение - это жизнь». (Вольтер) « Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель) «Нужно стараться всячески быть в движении тела» (М.В. Ломоносов) «Физическим воспитанием можно укрепить тело, а с ним и дух» (А.И.Радищев) «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай». Ребята, пожалуйста, внимательно прочитайте данные высказывания, и ответьте на вопрос: какова тема нашего урока? Учащиеся высказывают свои мысли, учитель корректирует их и записывает на доске тему урока: «Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека». Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем занятии? (На основе ответов учащихся учитель на доске формирует план урока). План урока.
^ С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. Как многообразны и сложны движения человека! Вспомните акробатические трюки гимнастов, изящные пируэты танцоров. (Демонстрация слайда со сложными движениями человека). Все эти движения возможны благодаря развитой системе опоры и движения. Ребята, давайте посмотрим как же формируется в течение нашей жизни опорно – двигательная система. Презентация.
Демонстрация слайдов - «Формирование прямохождения и изгибов позвоночника в первый год жизни ребенка». В процессе роста и развития в первый год жизни позвоночник приобретает физиологические изгибы (выпуклости): 2 изгиба в переднем и 2 в заднем направлении. Выпуклость называется лордозом, а вогнутость кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы. ^ связано с прямохождением. По мере приобретения ребенком двигательных навыков позвоночник подвергается значительным физическим нагрузкам. Ребенок пытается поднять голову - появляется шейный лордоз. Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз. Ребенок делает попытки ходить – возникает поясничный лордоз, он проявляется в 9-11 месяцев, и полностью этот вид лордоза формируется к 6-7 годам. Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность. - «Особенности скелета и мышц девушки и юноши». Рост и окостенение скелета завершаются у девушек и юношей к 17-21годам. Нормальное развитие опорно-двигательной системы зависит от многих факторов – наследственности, влияния окружающей среды, вредных привычек, образа жизни. Но в большей мере на развитие скелета и мышц влияет двигательная активность человека. ^ (Сообщение о значении тренировки мышц). Давайте послушаем сообщение о значении тренировки мышц. ^ При работе мышцы лучше снабжаются кровью. Она приносит клеткам мышц больше питательных веществ и кислорода. Постоянные упражнения удлиняют мышцы. Вырабатывают их способность лучше растягиваться. При работе мышц масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными. Усиливается питание и газообмен в мышцах. Отток вредных веществ из них. Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При длительной и систематической мышечной нагрузке изменяются не только мышцы, но и скелет. Сухожилия работающей мышцы раздражают надкостницу. Вследствие этого кости становятся толще, крепче. Развитые мышцы должны иметь достаточную опору. После сообщения учитель делает выводы. Для успешной тренировки нужно соблюдать некоторые правила:
^ . Ребята, а к чему приводит недостаток движения? Чем опасен двигательный голод? (Заслушивается сообщение о гиподинамия). Гиподинамия. В наше время значительную часть тяжелого физического труда взяли на себя различные машины и приспособления. Это привело к тому, что человек стал меньше двигаться, снизилась его мышечная нагрузка. А в нашей жизни широко распространилось слово «гиподинамия». Гиподинамия – это недостаток движения, она выступает как характерная особенность самого образа жизни. Главным признаком всего живого является способность к движению. В человеке самой природой заложена потребность в движении, мышечном усилии, и подавление этой потребности неизбежно ведет к тяжелым последствиям для здоровья. Что же происходит при гиподинамии? (Надпись на слайде).
Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Ребята, посмотрите внимательно на рисунок, на нем изображены люди, которые идут по своим делам. Чем же отличается движения этих людей? (демонстрация слайда «Осанка при ходьбе»). А теперь понаблюдайте друг за другом и обратите внимание как вы сидите за партами, как вы двигаетесь и скажите, всегда ли вы помните о том, что спина должна быть прямой, плечи расправленными, а походка легкой? Конечно, речь идет об осанке. Именно положение тела при ходьбе отличает людей на рисунке. И вас я просила обратить внимание друг на друга не случайно, а для того чтобы вам было легче разобраться что же такое осанка? Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело.При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как, часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая спина, развивается у девушек. Тогда их не спасут ни красивое, лицо, ни модная одежда. Осанка – не наследуемый признак. В основном формируется от 5 до 18 лет. Зависит от строения скелета и формы позвоночного столба. ^ (надпись на слайде)
Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка и пр.), делает фигуру стройнее, а походку легкой. Но, к сожалению, далеко не каждый из нас может похвастаться правильной осанкой. Одним из нарушений осанки является искривление позвоночника. Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника. (Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов). ^ – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца. Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость. При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза. Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков. В подростковом возрасте чаще всего встречается левосторонний и правосторонний грудной сколиоз. Это заболевание особенно сильно прогрессирует в период роста и развития организма. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбиться, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол. Ролевая игра «На приеме у врача - ортопеда». ^ Определение лордозов. Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена. ^ Определение кифозов. Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз. ^ . Определение сколиозов. Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Ребята, как вы считаете, какие причины способствуют нарушению осанки? (Ответы детей дополняет информация на слайдах). “Причины нарушения правильной осанки тела”..
При заболевании рахитом нарушается обмен фосфорно-кальциевых солей в организме, происходит деформация грудной клетки и конечностей, нарушение суставно-связочного аппарата, замедляется рост организма. Причины возникновения рахита – это дефицит витамина "Д" в организме, который образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей на тело или поступает при употреблении рыбных и молочных продуктов. В нашем регионе человек испытывает недостаток инсоляции солнечных лучей, что и способствует возникновению заболевания у детей подросткового возраста. При ожирении происходит нарушение обмена веществ, при этом процесс образования жира преобладает над процессами его распада. Жир откладывается в подкожной клетчатке, сальных и других тканях. При ожирении наблюдается задержка роста, психического развития, повышение артериального давления. 37% подростков, страдающим ожирением имеют искривление позвоночника в грудном или поясничном отделе.
^ ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются Во всех школах кабинетная система, и подростки, у которых рост колеблется от 146- 164 см сидят за партами, которые не соответствуют их росту. Ученики приспосабливаются к этим партам, позвоночник постоянно имеет прогибы в грудном отделе, в результате меняется осанка и формируется грудной кифоз позвоночника. Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое, у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника. Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. В течение исследовательской работы проводилось взвешивание ученических рюкзаков и сумок у подростков. Взвешивание проводилось на трех параллелях: в 7-х , 8-х и 9-х классах. Средний вес одного рюкзака у учащихся класса от 4,900кг до 7,200кг, к этому весу добавляется вес сменной обуви от 0,6кг до 0, 8 кг. В нем 5-6 учебников, дневник, рабочие тетради, письменные принадлежности, атлас, альбом. Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз. Искривление позвоночника возникает у девочек в процессе раннего ношения обуви на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины. Все это приводит к изменению прогиба поясничной части позвоночника и, соответственно, к сдавливанию межпозвоночных дисков. Формируется лордоз поясничного отдела позвоночника. Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит подросток. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки. ^ человека способствует правильному положению тела. Голова поднята плечи развернуты спина ровная. Развитию позвоночных искривлений может способствовать неправильное или не сбалансированное питание. Необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор. Это, в первую очередь, молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло. Необходимо употреблять рыбопродукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Все это способствует укреплению костно-мышечной ткани. Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном подростковом возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени подросток проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы. Каковы последствия нарушения осанки тела? Последствия нарушений правильной осанки тела
Какие меры необходимо применять для предупреждения нарушений осанки? ^ Любое заболевание, в том числе и нарушение осанки тела, легче предупредить, чем заниматься его лечением. Заботиться об осанке тела ребенка необходимо с рождения.
Нужно помнить, что существуют три степени нарушений осанки. Обычно с нарушениями первой степени человек справляется сам. Нарушения второй степени требуют консультаций специалиста. При тяжелых нарушениях третьей степени необходимо систематическое лечение и даже оперативное вмешательство. В связи с прямохождением у человека наряду с изгибами позвоночника и другими особенностями скелета, стопа тоже видоизменилась и приобрела сводчатую форму. Это позволяет смягчать толчки при ходьбе. Если люди много времени проводят на ногах, переносят большие тяжести, у них может развиться плоскостопие, т.е. форма свода стопы меняется, становиться плоской. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают. ^ ( Заранее подготовленный ученик демонстрирует упражнения, предупреждающие плоскостопие.) Оборудование: круглая палочка, мячик, обруч, стул, мяч, небольшие предметы.
Полезно также ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, носить удобную обувь.
Вот и подходит к своему логическому завершению наш урок. Ребята прежде, чем мы подведем итог нашему уроку, хотелось бы услышать от вас краткие выводы по изученному материалу. (Учащиеся делают выводы). После ваших выступлений стало очевидно, что сегодняшний урок для вас не прошел напрасно, вы еще раз, но по - новому взглянули на себя, на свой организм узнали много нового, интересного и полезного.И в заключении хотелось бы добавить, красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка создает человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника внутренние органы. Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом. Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь! Будьте стройны, красивы и здоровы! ^ Практическая работа «Есть ли у вас плоскостопие?» Проверить у членов семьи наличия плоскостопия. Познакомить с методикой определения наличия плоскостопия. Освоить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
Самоанализ урока. Тема урока: Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
^ - информационные технологии - технологии здоровьесбережения. Основные методы: - словесный. - наглядный. - исследовательский. Оборудование:
Структура урока.
Такая последовательность этапов характерна специфике темы урока. Содержание материала каждого этапа отвечает программным требованиям и решает задачи, поставленные на уроке. На уроке соблюдены принципы обучения: научность, последовательность, доступность. |