|
Скачать 78.01 Kb.
|
Ф. И.О. учителя: Селемет Светлана Викторовна Предмет: ознакомление с окружающим миром и ОБЖ. Должность: учитель начальных классов Наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Ладушкинский городской округ» Учебно-методический комплект: Школа России, под редакцией Плешакова Класс – 4 Тема урока Путешествие бутерброда. Береги зубы. Цели: ознакомить с работой пищеварительной системы и ролью зубов в ней; показать необходимость ухода за зубами ; развивать речь, мышление. Оборудование: ^ Снова звонок Нас зовет на урок. Чтоб сильным и здоровым стать, Нужно организм свой изучать. ^ 1.Фронтальный опрос по теме. - Что такое опорно-двигательная система? (Органы, которые служат опорой нашему организму и участвуют в движении. Это скелет и мышцы). - Назовите основные отделы скелета, из каких костей они состоят, какую роль играют в организме? (Кости служат для защиты жизненно важных органов человека . Кости черепа защищают мозг, кости грудной клетки – сердце и легкие, кости таза – мочеполовую систему и кишечник. Кости служат для опоры, обеспечения прочности и подвижности ). - Расскажите, что знаете о строении кости. (Костная ткань самая прочная в организме. Прочность ей придают минеральные вещества, упругость – особый белок. Упругости и прочности способствует и губчатое строение кости. Кость снаружи покрыта специальной пленкой.) - Как работают мышцы? (мышцы сокращаются и расслабляются. Сокращение мышц приводит в движение кости.) - Какие правила необходимо соблюдать, чтоб осанка была красивой, а организм – здоровым ? (Не сутулиться при письме. Сидя на стуле , ноги ставить на пол, не носить тяжелые вещи в одной руке…) 2. Работа в группах. - Составьте памятку «Как избежать травм костей». (При ходьбе смотри под ноги, а не по сторонам. Не прыгай с высоты. При игре не толкайся и не пихайся. Не ставь подножки . И т.д.) -Как понимаете пословицу: «Береженного бог бережет»? ( Чтобы не случалось неприятностей, нужно заботиться о себе, выполнять правила безопасного поведения.) 3. Найдите, какие ошибки допустил художник. (Перепутал кости верхних конечностей – плечо и предплечье, перепутаны кости нижних конечностей – кости голени и бедра, тазовая кость перевернута, нет костей стопы.) ^ 1. Работа с учебником (повторение по вопросам учебника на стр. 16 ). Вывод: в процессе пищеварения участвуют многие системы (кровь разносит питательные вещества, выделительная система – выводит излишки и т.д.), но пищеварительная система поглощает и перерабатывает пищу. Как устроена пищеварительная система, рассмотрим по таблице. -Где начинается путешествие бутерброда? (Во рту или ротной полости.) Пищеварительный процесс занимает от 8 до 24 часов, пища за это время проходит около 10 м от рта до анального отверстия. - Что происходит здесь с пищей? Прочитайте текст учебника на стр. 20. (Пища перемалывается, смачивается слюной, распознается на вкус.) - Сколько зубов у человека? (У детей – 24, у взрослых – 32 зуба.) - Как они называются и какова их функция? (Резцы откусывают, клыки перекусывают твердые волокна, переднекоренные из мельчают, заднекоренные перетирают пищу.) Зубы – самая твердая часть организма. Слой белой эмали, которой они покрыты, не уступает в твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Раз в жизни человек меняет свои зубы на новые. Но как бы ни тверды были зубы, они так же боятся вездесущих микробов, как и другие, части тела. После каждого приема пищи в узеньких щелочах между зубами остаются крошки. А в пище, которую ты ешь, в воде, которую ты пьешь, в воздухе, которым ты дышишь, всегда полно опасных микробов . Оказавшись вместе с крошками в «уютных» щелочах между зубами, они чувствуют себя и уютно и быстро размножаются. Есть зубы у акулы И у крокодила. И нас с тобой природа Ими наградила. Чтоб мог ты грызть морковку, Есть яблоки и грушу И чтоб орешек вкусный Сейчас же был раскушен. А без зубов обед твой И ужин был бы страшен- Не ел бы ни чего ты, Кроме манной каши. Поэтому, конечно, Беречь ты зубки должен, Тем более что чистить Их совсем не сложно. ^ - Кто из вас знает, как правильно чистить зубы? 2. Практическая работа. - Возьмите зубные щетки и выполняйте все, что я буду говорить: 1). Сначала производят 10-20 подметающих вертикальных движений по внешней поверхности зубов сверху вниз по верхней челюсти, а затем снизу вверх по нижней. Причем начинать надо с правой стороны; 2) затем чистят внутренние (язычные и небные) поверхности, располагая головку щетки под углом 45 градусов к зубам; 3) далее чистят жевательную поверхность зубов – щетка движется вперед-назад сначала по верхней , затем по нижней челюсти; 4) заканчивают чистку круговыми массирующими движениями по наружной поверхности зубов с захватом десен (при сомкнутых челюстях). Это очень полезная процедура, благодаря которой улучшается кровообращение в деснах, а зубы после такой полировки выглядят особенно блестящими. Зубная нить, или флос помогает эффективно очистить межзубные пространства от остатков пищи и зубного налета. Флос обычно применяется 1 раз в день – вечером. Ополаскиватели и эликсиры освежают дыхание, укрепляют зубы, а некоторые обладают бактерицидными свойствами. Укрепляет зубы и еда: продукты, содержащие витамин D: птица, телятина, яйца , сливочное масло, морская рыба; продукты, содержащие кальций: молочные, кисло-молочные, сыры, лук-порей, брокколи ; продукты, содержащие фтор: черный чай, хлеб из муки грубого помола, морская рыба, минеральная вода. - Что же делать , если вы не уберегли свои зубы? (Идти к стоматологу.) Если у вас появилась в зубе дырочка, а вы не торопитесь пойти к врачу, вы сами гостеприимно предоставляете удобную квартирку микробам. А устроившись там, они быстро примутся разрушать ваш зуб. А вот совет от Г. Остера: Когда тебя родная мать Ведет к зубным врачам, Не жди пощады от нее, Напрасно слез не лей. Молчи, как пленный партизан, И стисни зубы так, Чтоб не сумела их разжать Толпа зубных врачей. - К чему может привести такое поведение? (Зубы будут болеть, разрушаться, не смогут пережевывать пищу, плохо пережеванная пища будет попадать в желудок – желудок заболит.) Вывод: плохой уход за зубами ведет к нарушению работы всей пищеварительной системы. ^ 1. Беседа. - Какие еще органы расположены во рту? (Язык, слюнные железы.) - Какую функцию выполняют они? (Язык определяет вкус и подталкивает пищу и начинает ее переваривать.) - Посмотрите по таблице, куда идет пища из ротовой полости? (По пищеводу в желудок.) 2. Работа с учебником. - Прочитайте статью в учебнике. Что узнали о желудке? (Желудок небольшой, его стенки состоят из мышц, а внутри он выстлан клетками, которые выделяют желудочный сок. В желудке пища превращается в раствор питательных веществ.) Все сказку Красную шапочку знают, Но только вот здесь закавыка какая: Бабушка в волчьем сидела желудке! Скажу вам, что это лишь милая шутка. Желудок размером не очень велик, И бабушек прятать он не привык. У человека, у зверя любого Служит желудок совсем для другого. Соком желудочным пищу польет, Побудет чуть-чуть она здесь – и вперед. Конфета, ватрушка или печенье Дальше отправятся без промедленья. ^ Желудок – главный орган пищеварительной системы. В его мускулистых стенках таятся особые железки, которые выделяют кислые соки. Они способны растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. Для каждого продукта железки вырабатывают свою кислоту. Трудится желудок добросовестно, но медленно. С сахаром и фруктами он справляется быстрее, с мясом медленнее. 3. Фронтальная работа, может быть работа в группах с дальнейшей презентацией. - Как мы можем помочь своему желудку? Давайте составим памятку ребятам, заботящимся о своем желудке. пищу пережевывай тщательно, не ешь на ходу. не наедайся сверх меры, французы говорят, что из-за стола нужно выходить с чувством легкого голода. не ешь несвежие продукты. не ешь вместе несовместимую пищу, например рыбу или мясо с молоком. не наедайся на ночь. Дай желудку отдохнуть. - Что может произойти, если не соблюдать эти правила? (Человека тошнит, желудок отправляет непереваренную пищу обратно, человека рвет.) В таком случае полезна диета: нужно есть только самую легкую пищу – чай с сухариками, рисовый отвар, кисель. Пусть расстроенные органы немного отдохнут. 5. Физкультминутка Движение – это здоровье, Движение – это жизнь. Не ленись – подтянись, Руки набок, ноги врозь, Три наклона вниз, На четвертый поднимись. Раз – налево, два – направо. Приседанья каждый день Прогоняют сон и лень. ^ - Выполнив свою часть работы, желудок отправляет пищу дальше. В какой орган она поступает? (В кишечник.) - Посмотрите на схему. Из каких отделов состоит кишечник? (Тонкая кишка, толстая и прямая.) Сам желудок не способен переварить все то, что в него попадает. С хлебом, например, он справляется, а с маслом – нет. Поэтому эта пища поступает в кишечник, в двенадцатиперстную кишку. Кишечнику помогает печень. Ну а теперь расскажу вам про печень. Знайте, что нужно беречь ее нам. Печень устроилась, как королева, Конечно же, справа, а вовсе не слева. Зачем она нам? Я отвечу: к примеру, Является печень защитным барьером. Первый удар на себя принимает, Если попалась отрава какая. Ну а еще, словно тайный заводик, Желчь постоянно она производит. С этой работой своею незримой Печень нам просто необходима. - Для чего нужна желчь? (Участвует в расцеплении жиров.) - Для чего нужна желчь? (Участвует в расщеплении жиров.) В выработке желчи ей помогает желчный пузырь. Всегда на кого-то он зол и сердит, Желчью своей до краев он налит- Жидкостью горькой, такою особой, Она нам нужна, переваривать чтобы Суп, и котлету, и винегрет- Словом, все, что съедим на обед. ^ Из тонкого кишечника пища поступает в толстый. Здесь за нее принимаются тысячи кишечных микробов. Они перерабатывают в растворы уцелевшие остатки пищи. Здесь наш бутерброд превращается в маленькие капельки прозрачной жидкости. Все, что не переварилось, выходит через прямую кишку и называется калом. ^ 1. Работа по индивидуальным карточкам. 1) В организме взрослого человека…(32) зуба. Резцы…(откусывают) еду. Клыки…(перекусывают жесткую пищу. Переднекоренные…(пережевывают), заднекоренные…(перетирают) пищу. Если не чистить зубы, то…(они будут болеть и разрушаться). 2). Желудок - …(основной) орган пищеварительной системы. Он принимает пищу из…(пищевода) и посылает ее в…(кишечник). В кишечнике пища…(переваривается и остатки превращаются в кал). 2. Тест 1) Резцы: а) измельчают пищу; б) откусывают пищу; в) перетирают пищу. 2) Для укрепления зубов необходимы: а) сладости; б) каша; в) яйца и сливочное масло. 3) В желудке пища: а) перемалывается; б) всасывается в кровь; в) расщепляется. 4) Из желудка пища попадает: а) в тонкий кишечник; б) толстый кишечник; в) прямую кишку. 5) Защитная реакция желудка – это: а) икота; б) рвота: в) голод. ^ 8. Итог урока -Какова основная функция желудочно-кишечного тракта? (переработать пищу до состояния, в котором она сможет усвоиться.) - Как вы думаете, что может произойти , если нарушится слаженная работа этой системы? (Пища будет плохо перерабатываться , кровь не сможет перенести питательные вещества к органам. Они не смогут выполнять свои функции. Выйдет из строя весь организм .) Помните: чтобы ваш организм работал без сбоев, необходимо его беречь. Домашнее задание Стр. 19-21, стр. 24, № 4, *5. |
![]() |
«зубов мудрости» С 6 до 12 лет временные зубы меняются на постоянные. Когда постоянные зубы готовы к росту, корни... |
![]() |
Адрес: г. Москва, ул. Кравченко, Телефон: 784 38 36, 8 917 548 16 46 Сайт: www doctorplotnikov ru Зубы мудрости это третьи моляры (восьмые зубы в ряду), которые обычно прорезаются в возрасте 17-25... |
![]() |
«Как сохранить здоровье зубов?» Родители заставляют своих детей чистить зубы, а дети все равно жалуются на больные зубы и на то,... |
![]() |
Классный час в 3 «В» классе на тему: «Ослепительная улыбка на всю жизнь» Цель: беречь зубы, познакомить со строением зуба, формировать устойчивую привычку чистить зубы 2... |
![]() |
Люди всегда стремились восстановить отсутствующие зубы. Сдавних времен предпринимались попытки заменить Люди всегда стремились восстановить отсутствующие зубы. С давних времен предпринимались попытки заменить... |
![]() |
Чтобы зубы были крепкими и здоровыми Каждый человек мечтает о красивой улыбке, открывающей великолепные белоснежные зубы. Но эти мечты... |
![]() |
Путешествие в страну здоровья |
![]() |
«Путешествие в мир музыки и движений» |
![]() |
Станислав Гроф Путешествие в поисках себя |
![]() |
Елена Михайловна «Как сберечь зубы» Закрепить знания о профилактических мерах ухода за зубами (чистить зубы два раза в день зубной пастой,... |