Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011





Скачать 2.43 Mb.
Название Учебное пособие Издательство тпу томск 2011
страница 1/20
Дата 08.04.2013
Размер 2.43 Mb.
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


Н.А. Чулков


БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Учебное пособие


Издательство ТПУ

Томск 2011






УДК 53(075.32)

ББК 22.3я723

П 37



П 37

Чулков Н. А.

Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Томск:
Изд-во ТПУ, 2011. – 180 с.


В учебном пособии рассмотрены терминология дисциплины, опасные и вредные факторы среды обитания, их воздействие на человека; основы физиологии труда и нормативные требования к условиям жизнедеятельности; методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем, средства защиты от их воздействия на человека и природную среду в штатных и чрезвычайных ситуациях; организационные, правовые и социально-экономические положения в области производственной безопасности.

Пособие подготовлено на кафедре «Экология и безопасность жизнедеятельности» для студентов ИДО направления 080100 «Экономика», специальностей 080103 «Национальная экономика», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 080507 «Менеджмент организации», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 010502 «Прикладная информатика (в экономике)», 280202 «Инженерная защита окружающей среды».

УДК 53(075.32)

ББК 22.3я723


Рекомендовано к печати Редакционно-издательским
советом Томского политехнического университета


Рецензенты:

М.В. Белов – кандидат физико-математических наук, начальник отдела ОТиПБ ОАО «Транснефть».


©Томский политехнический университет, 2011

Предисловие


Основной задачей, которую решал при написании данного пособия автор, являлось стремление максимально доступно и просто изложить сложные технические вопросы обеспечения безопасности труда для студентов гуманитарных специальностей.

Природная среда – биосфера – всё интенсивнее преобразуется человеком в его интересах и превращается в техносферу. Трудности человечества заключаются в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия существования на Земле. Печально, что зачастую многие нововведения были не всегда обдуманными и не сопровождались анализом последствий. Вот почему в настоящее время требования безопасности и экологичности являются определяющими при создании и внедрении новых технических объектов и технологий. Хотелось бы, чтобы ни один новый проект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не мог быть реализован.

Таким образом, сама жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления – безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, целью которой является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения.

Деятельность человека является основой его существования. На трудовую деятельность на производстве и в быту приходится не менее 50 % жизни человека. А именно в процессе трудовой деятельности он подвергается наибольшей опасности. Анализ производственных аварий, травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний показывает, что основной причиной их является несоблюдение требований безопасности, незнание человеком техногенных опасностей и методов защиты от них. При этом человеческий фактор во многих случаях является главенствующей причиной возникновения опасностей. Вот почему изучение опасностей трудовой деятельности, причин их возникновения, методов и средств защиты должно являться одним из основных элементов профессиональной подготовки специалистов различного уровня.

При формировании содержания пособия автор придерживался следующих методических принципов:

– все проблемы возникают в системе «человек-производство-среда», поэтому для их разрешения необходимо изучить все звенья этой системы как источника опасности;

– уметь идентифицировать вредные и опасные факторы, формирующиеся в звеньях этой системы;

– получить навыки анализа и применения в выпускных квалификационных проектах и работах изученных методов и средств защиты от выявленных негативных значений факторов окружающей производственной среды.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) включает следующие темы: теоретические основы БЖД в системе «человек–производство–окружающая среда», правовые и организационные основы, анатомо-физиологические последствия воздействия на человека опасных и вредных факторов, их идентификацию, вопросы производственной санитарии и техники безопасности.

Приводится большой список опубликованной литературы по рассматриваемой тематике. Пособие основано на новейшей системе действующих государственных нормативных актов в области производственной безопасности, утверждённых органами законодательной власти на конец 2005 г.

Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей и направлений гуманитарного факультета ИДО. Оно не является альтернативным имеющимся учебникам по курсу «Безопасность жизнедеятельности», но во многом облегчит студенту достижение образовательной цели – освоение знаний и успешная сдача экзамена.

Автор заранее благодарен всем, кто сочтёт целесообразным высказать замечания и пожелания по содержанию учебного пособия.


^

1. базовые положения
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятия и определения


Поддержание оптимальных (комфортных) условий деятельности и отдыха создаёт предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности. Выбор оптимальных параметров среды обитания должен основываться на учёте физиологических показателей человека, требует знания анатомо-физиологических особенностей человека. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья человека из-за снижения травматизма и заболеваемости в условиях воздействия негативных факторов среды обитания. Целесообразность выбора и применения конкретных защитных средств обосновывается информацией, полученной при идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых техническими средствами, техносферой, стихийными явлениями, экологическими происшествиями, чрезвычайными событиями.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

^ Среда обитания – существенная часть окружающей среды, обусловливающая в любой момент совокупность факторов (физических, химических, биологических, психофизиологических), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Техносфера – область биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским и социально-экономическим потребностям.

Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. Биосфера неоднородна и представляет собой совокупность экосистем.

^ Биотоп – неорганическая основа (вода, воздух, почва) биологической ниши.

Биоценоз
– совокупность всех растительных и животных организмов биологической ниши.

Круг практических задач БЖД обусловлен выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и природной среды (биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или окружающую среду. Ввиду этого взаимодействие человека со средой может быть позитивным и негативным. Различают следующие состояния взаимодействия в системе «человек–среда обитания»:

комфортное (оптимальное), или жизненно необходимое, когда создаются благоприятные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и продуктивной деятельности;

допустимое (нейтральное), когда отсутствует негативное воздействие на здоровье человека, но взаимодействия в системе «человек-среда обитания» приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

опасное (вредное), когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая заболевания или деградацию окружающей среды;

чрезмерно опасное (ЧП), когда потоки энергии высоких уровней за короткий период могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырёх характерных состояний взаимодействия человека и окружающей среды лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два последние (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности, сохранения и развития природной среды.

Актуальность проблем БЖД. Данные о негативном воздействии факторов внешней среды на человека и природу свидетельствуют о неуклонном росте травматизма, числа и тяжести заболеваний, количества аварий и катастроф, увеличении материального ущерба, деградации природы. Оценочные данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире на производстве погибают 200 тыс. чел. и 120 млн чел. получают травмы. В нашей стране эти цифры составляют до 15 тыс. и 500 тыс. человек соответственно. Ежегодно около 25 тыс. работающих получают инвалидность по труду. Постоянно возрастает не только общее число несчастных случаев, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Катастрофа на Чернобыльской АЭС привела к материальному ущербу в 17 млрд рублей, при этом погибло 30 и подверглось серьёзным лучевым заболеваниям примерно 200 чел., находившихся в зоне реактора, эвакуировано из опасной зоны около 100 000 человек.

Стремительное наращивание производственных мощностей, развитие энергетики и средств транспорта, интенсивная добыча природных ресурсов, широкое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация и ирригация поставили ряд регионов страны на грань экологической катастрофы (экоцида). В экологически неблагоприятных условиях живёт пятая часть населения страны, в том числе 40 % городского населения. Достаточно привести, к примеру, такие регионы, как Средний и Южный Урал, Среднее Поволжье, Приазовье, Прикамье, Кузбасс, Приангарье. В условиях десятикратного превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) токсичных веществ в атмосферном воздухе проживает население более 74 городов с общей численностью более 50 млн человек. На более чем 60 % нашей территории здоровье населения ухудшается из-за низкого качества окружающей среды и продуктов питания. Ежегодно от экологических заболеваний на планете умирает 1,6 млн чел. В кризисных регионах существуют такие приоритетные заболевания, как злокачественные новообразования, болезни эндокринной системы, органов пищеварения, органов дыхания, системы кровообращения, кожи, органов чувств. Следствием напряжённой экологической ситуации в Российской Федерации является неуклонное снижение продолжительности жизни, особенно мужчин. В 42 регионах РФ рождаемость оказалась ниже смертности.

Неуклонно растёт число отравлений в сфере производства и в быту. Причины отравлений различны, но наиболее характерными являются недоброкачественные пищевые продукты, алкоголь, токсичные жидкости, фармацевтические препараты, загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды.

На пожарах в РФ ежегодно погибает около 8,5 тыс. чел., получают травмы более 10 тыс. Основная часть людей гибнет на пожарах из-за удушья, неисправности каких-либо механизмов и приборов. Например, при сгорании телевизора «Горизонт» в помещение выделяются оксид углерода, стирол, формальдегид, цианистый водород, фенол.

По данным МЧС стихийные явления приводят к гибели до
250 тыс. чел. и подвергают опасности жизнь около 25 млн чел. в год. Так, при землетрясениях в мире погибает в год более 50 тыс. чел. Ниже приведены данные, характеризующие смертность людей на 100 тыс. чел.:

курение 21 900

автокатастрофы 1 600

авиакатастрофы 730

угледобыча 440

радон 400

пешеходы 290

проживание с курильщиком 200

рентгенодиагностика 75

велоспорт 75

некачественная питьевая вода 7

ураган 3

асбест 1

Приведённые данные должны убедить читателя в огромной актуальности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и сохранением природы на современном этапе развития общества.

В решении этих задач огромное значение придаётся науке. Хотя «Безопасность жизнедеятельности» как наука находится в начальной стадии своего формирования, её достижения и особенно перспективы несомненны. Её существование обусловлено реальным положением в сфере обеспечения безопасности человека на всех стадиях его жизни. На ближайшее время антропоцентризм будет основой в решении вопросов техносферы, хотя сохранится актуальность задач защиты биосферы при приоритете защиты человека, оставшегося в современном мире один на один с техносферой. Основная масса людей давно живёт уже не в биосфере, практически уничтоженной в регионах современных городов и промышленных зон.

Развитие науки о безопасности жизнедеятельности, несомненно, должно опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды, прогнозирования и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основываться на законах и подзаконных актах.

Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека – сложные, комплексные задачи. Их решение возможно лишь на базе определённого образовательного уровня всего населения страны и развития системы подготовки специалистов в области БЖД. Просматриваются, как минимум, четыре уровня образования в области БЖД. Высшая школа имеет отношение ко второму – на базе высшего общетехнического образования и к третьему – на базе специального технического, экономического, биологического и медицинского.

Разрабатывая новую технику, инженер обязан обеспечить не только её функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней её безопасности и экологичности. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все опасные и вредные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф. Основной задачей деятельности инженеров по БЖД должна быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управления в области БЖД на промышленном и региональном уровнях. Подготовка специалистов такого уровня возможна лишь на базе отдельной специальности, например, на кафедре «Экология и безопасность».

Основными задачами ИТР являются выбор и поддержание комфортных условий труда при реализации производственных процессов, а также обеспечение допустимого риска воздействия на человека и природную среду опасных и вредных факторов технических систем. Конкретная роль инженера в обеспечении БЖД на производстве зависит от его должностных обязанностей.

Инженер-руководитель производственного процесса обязан:

  • обеспечить оптимальные условия деятельности на рабочих местах подчинённых ему сотрудников;

  • идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;

  • организовать инструктаж или обучение работающих безопасным приёмам деятельности;

  • обеспечить применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;

  • постоянно осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия опасных и вредных факторов на работающих и на окружающую среду;

  • лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчинёнными;

  • при возникновении аварий организовать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, предотвращение действия химических и других негативных факторов окружающей среды (ОС).

Инженер-разработчик технических средств и производственных процессов на этапе подготовки и проектирования производства обязан:

  • идентифицировать опасные и вредные факторы, возникновение которых потенциально возможно при эксплуатации технических систем и реализации производственных процессов в штатных и аварийных режимах работы;

  • оценить остаточный риск возникновения опасности (вредности), социальный и материальный ущерб при её реализации;

  • применить в технических системах и производственных процессах экобиозащитную технику с целью снижения остаточного риска до допустимых значений;

  • обеспечить конструктивными решениями непрерывный контроль за состоянием защитных средств и рабочих параметров системы или процесса, влияющих на уровень их безопасности и экологичности;

  • сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем или производственных процессов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Л. А. Коломиец [и др.]; Нии онкологии тнц со рамн (Томск). Томск : Издательство Томского университета,

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие Томск 2009 ббк 88. 37

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие Омск Издательство Омгту 2009

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие Ростов-на-Дону Издательство скагс 1999

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие Томск 2001 удк 621. 31: 658. 382

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие Санкт-Петербург Издательство «Дидактика Плюс» 2004

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2001

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие Петрозаводск Издательство Петрозаводского университета 2004 удк 616. 89-07(075. 8)

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие для медицинских университетов издательство Курского государственного медицинского

Учебное пособие Издательство тпу томск 2011 icon Учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство ннгу им. Н. И. Лобачевского, 2004. 212 с. Isbn 5-85746-804-3

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы