|
Скачать 2.43 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» Н.А. Чулков БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие Издательство ТПУ Томск 2011
В учебном пособии рассмотрены терминология дисциплины, опасные и вредные факторы среды обитания, их воздействие на человека; основы физиологии труда и нормативные требования к условиям жизнедеятельности; методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем, средства защиты от их воздействия на человека и природную среду в штатных и чрезвычайных ситуациях; организационные, правовые и социально-экономические положения в области производственной безопасности. Пособие подготовлено на кафедре «Экология и безопасность жизнедеятельности» для студентов ИДО направления 080100 «Экономика», специальностей 080103 «Национальная экономика», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 080507 «Менеджмент организации», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 010502 «Прикладная информатика (в экономике)», 280202 «Инженерная защита окружающей среды». УДК 53(075.32) ББК 22.3я723 Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Рецензенты: М.В. Белов – кандидат физико-математических наук, начальник отдела ОТиПБ ОАО «Транснефть». © ![]() ПредисловиеОсновной задачей, которую решал при написании данного пособия автор, являлось стремление максимально доступно и просто изложить сложные технические вопросы обеспечения безопасности труда для студентов гуманитарных специальностей. Природная среда – биосфера – всё интенсивнее преобразуется человеком в его интересах и превращается в техносферу. Трудности человечества заключаются в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия существования на Земле. Печально, что зачастую многие нововведения были не всегда обдуманными и не сопровождались анализом последствий. Вот почему в настоящее время требования безопасности и экологичности являются определяющими при создании и внедрении новых технических объектов и технологий. Хотелось бы, чтобы ни один новый проект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не мог быть реализован. Таким образом, сама жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления – безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, целью которой является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения. Деятельность человека является основой его существования. На трудовую деятельность на производстве и в быту приходится не менее 50 % жизни человека. А именно в процессе трудовой деятельности он подвергается наибольшей опасности. Анализ производственных аварий, травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний показывает, что основной причиной их является несоблюдение требований безопасности, незнание человеком техногенных опасностей и методов защиты от них. При этом человеческий фактор во многих случаях является главенствующей причиной возникновения опасностей. Вот почему изучение опасностей трудовой деятельности, причин их возникновения, методов и средств защиты должно являться одним из основных элементов профессиональной подготовки специалистов различного уровня. При формировании содержания пособия автор придерживался следующих методических принципов: – все проблемы возникают в системе «человек-производство-среда», поэтому для их разрешения необходимо изучить все звенья этой системы как источника опасности; – уметь идентифицировать вредные и опасные факторы, формирующиеся в звеньях этой системы; – получить навыки анализа и применения в выпускных квалификационных проектах и работах изученных методов и средств защиты от выявленных негативных значений факторов окружающей производственной среды. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) включает следующие темы: теоретические основы БЖД в системе «человек–производство–окружающая среда», правовые и организационные основы, анатомо-физиологические последствия воздействия на человека опасных и вредных факторов, их идентификацию, вопросы производственной санитарии и техники безопасности. Приводится большой список опубликованной литературы по рассматриваемой тематике. Пособие основано на новейшей системе действующих государственных нормативных актов в области производственной безопасности, утверждённых органами законодательной власти на конец 2005 г. Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей и направлений гуманитарного факультета ИДО. Оно не является альтернативным имеющимся учебникам по курсу «Безопасность жизнедеятельности», но во многом облегчит студенту достижение образовательной цели – освоение знаний и успешная сдача экзамена. Автор заранее благодарен всем, кто сочтёт целесообразным высказать замечания и пожелания по содержанию учебного пособия. ^ Поддержание оптимальных (комфортных) условий деятельности и отдыха создаёт предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности. Выбор оптимальных параметров среды обитания должен основываться на учёте физиологических показателей человека, требует знания анатомо-физиологических особенностей человека. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья человека из-за снижения травматизма и заболеваемости в условиях воздействия негативных факторов среды обитания. Целесообразность выбора и применения конкретных защитных средств обосновывается информацией, полученной при идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых техническими средствами, техносферой, стихийными явлениями, экологическими происшествиями, чрезвычайными событиями. Таким образом, безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. ^ – существенная часть окружающей среды, обусловливающая в любой момент совокупность факторов (физических, химических, биологических, психофизиологических), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Техносфера – область биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским и социально-экономическим потребностям. Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. Биосфера неоднородна и представляет собой совокупность экосистем. ^ – совокупность всех растительных и животных организмов биологической ниши. Круг практических задач БЖД обусловлен выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и природной среды (биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или окружающую среду. Ввиду этого взаимодействие человека со средой может быть позитивным и негативным. Различают следующие состояния взаимодействия в системе «человек–среда обитания»: комфортное (оптимальное), или жизненно необходимое, когда создаются благоприятные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и продуктивной деятельности; допустимое (нейтральное), когда отсутствует негативное воздействие на здоровье человека, но взаимодействия в системе «человек-среда обитания» приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека; опасное (вредное), когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая заболевания или деградацию окружающей среды; чрезмерно опасное (ЧП), когда потоки энергии высоких уровней за короткий период могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде. Из четырёх характерных состояний взаимодействия человека и окружающей среды лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два последние (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности, сохранения и развития природной среды. Актуальность проблем БЖД. Данные о негативном воздействии факторов внешней среды на человека и природу свидетельствуют о неуклонном росте травматизма, числа и тяжести заболеваний, количества аварий и катастроф, увеличении материального ущерба, деградации природы. Оценочные данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире на производстве погибают 200 тыс. чел. и 120 млн чел. получают травмы. В нашей стране эти цифры составляют до 15 тыс. и 500 тыс. человек соответственно. Ежегодно около 25 тыс. работающих получают инвалидность по труду. Постоянно возрастает не только общее число несчастных случаев, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Катастрофа на Чернобыльской АЭС привела к материальному ущербу в 17 млрд рублей, при этом погибло 30 и подверглось серьёзным лучевым заболеваниям примерно 200 чел., находившихся в зоне реактора, эвакуировано из опасной зоны около 100 000 человек. Стремительное наращивание производственных мощностей, развитие энергетики и средств транспорта, интенсивная добыча природных ресурсов, широкое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация и ирригация поставили ряд регионов страны на грань экологической катастрофы (экоцида). В экологически неблагоприятных условиях живёт пятая часть населения страны, в том числе 40 % городского населения. Достаточно привести, к примеру, такие регионы, как Средний и Южный Урал, Среднее Поволжье, Приазовье, Прикамье, Кузбасс, Приангарье. В условиях десятикратного превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) токсичных веществ в атмосферном воздухе проживает население более 74 городов с общей численностью более 50 млн человек. На более чем 60 % нашей территории здоровье населения ухудшается из-за низкого качества окружающей среды и продуктов питания. Ежегодно от экологических заболеваний на планете умирает 1,6 млн чел. В кризисных регионах существуют такие приоритетные заболевания, как злокачественные новообразования, болезни эндокринной системы, органов пищеварения, органов дыхания, системы кровообращения, кожи, органов чувств. Следствием напряжённой экологической ситуации в Российской Федерации является неуклонное снижение продолжительности жизни, особенно мужчин. В 42 регионах РФ рождаемость оказалась ниже смертности. Неуклонно растёт число отравлений в сфере производства и в быту. Причины отравлений различны, но наиболее характерными являются недоброкачественные пищевые продукты, алкоголь, токсичные жидкости, фармацевтические препараты, загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды. На пожарах в РФ ежегодно погибает около 8,5 тыс. чел., получают травмы более 10 тыс. Основная часть людей гибнет на пожарах из-за удушья, неисправности каких-либо механизмов и приборов. Например, при сгорании телевизора «Горизонт» в помещение выделяются оксид углерода, стирол, формальдегид, цианистый водород, фенол. По данным МЧС стихийные явления приводят к гибели до 250 тыс. чел. и подвергают опасности жизнь около 25 млн чел. в год. Так, при землетрясениях в мире погибает в год более 50 тыс. чел. Ниже приведены данные, характеризующие смертность людей на 100 тыс. чел.: курение 21 900 автокатастрофы 1 600 авиакатастрофы 730 угледобыча 440 радон 400 пешеходы 290 проживание с курильщиком 200 рентгенодиагностика 75 велоспорт 75 некачественная питьевая вода 7 ураган 3 асбест 1 Приведённые данные должны убедить читателя в огромной актуальности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и сохранением природы на современном этапе развития общества. В решении этих задач огромное значение придаётся науке. Хотя «Безопасность жизнедеятельности» как наука находится в начальной стадии своего формирования, её достижения и особенно перспективы несомненны. Её существование обусловлено реальным положением в сфере обеспечения безопасности человека на всех стадиях его жизни. На ближайшее время антропоцентризм будет основой в решении вопросов техносферы, хотя сохранится актуальность задач защиты биосферы при приоритете защиты человека, оставшегося в современном мире один на один с техносферой. Основная масса людей давно живёт уже не в биосфере, практически уничтоженной в регионах современных городов и промышленных зон. Развитие науки о безопасности жизнедеятельности, несомненно, должно опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды, прогнозирования и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основываться на законах и подзаконных актах. Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека – сложные, комплексные задачи. Их решение возможно лишь на базе определённого образовательного уровня всего населения страны и развития системы подготовки специалистов в области БЖД. Просматриваются, как минимум, четыре уровня образования в области БЖД. Высшая школа имеет отношение ко второму – на базе высшего общетехнического образования и к третьему – на базе специального технического, экономического, биологического и медицинского. Разрабатывая новую технику, инженер обязан обеспечить не только её функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней её безопасности и экологичности. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все опасные и вредные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф. Основной задачей деятельности инженеров по БЖД должна быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управления в области БЖД на промышленном и региональном уровнях. Подготовка специалистов такого уровня возможна лишь на базе отдельной специальности, например, на кафедре «Экология и безопасность». Основными задачами ИТР являются выбор и поддержание комфортных условий труда при реализации производственных процессов, а также обеспечение допустимого риска воздействия на человека и природную среду опасных и вредных факторов технических систем. Конкретная роль инженера в обеспечении БЖД на производстве зависит от его должностных обязанностей. Инженер-руководитель производственного процесса обязан:
Инженер-разработчик технических средств и производственных процессов на этапе подготовки и проектирования производства обязан:
|