|
Скачать 0.88 Mb.
|
![]() СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ П.П. Баранов, В.В. Русских АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ Учебное пособие Ростов-на-Дону Издательство СКАГС 1999 Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1999. - 80 с. Утверждено решением кафедры теории и истории права и государства Ростовского юридического института СКАГС (протокол № 4 от 26.01.1999 г.) Ответственный редактор д. ю. н., профессор, академик АМАН Д.Ю. Шапсугов В учебном пособии в систематизированном виде излагаются основные положения теории правосознания и правовой культуры: составляющие правовой сферы духовного мира человека, определение, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры, особенности профессионального правосознания, проблемы ею деформации. Специальный раздел посвящен вопросам правового воспитания граждан. Работа адресована студентам юридических вузов и факультетов. ISBN 5-89546-042-9 ВВЕДЕНИЕ Настоящее пособие призвано помочь студентам овладеть теоретическими основами правосознания, правовой культуры и правового воспитания. От степени освоения учебного материала, глубины понимания соответствующих проблем во многом зависит характер юридически значимого поведения будущих юристов. Следует отметить, что в силу ряда причин (обращение к весьма «тонкой» материи - явлениям психологического характера, обилие специальных, довольно сложных терминов и т.п.) при изучении вопросов, связанных с правосознанием, правовой культурой, правовым воспитанием, студенты нередко испытывают затруднения. Данная работа может в определенной степени облегчить изучение указанных тем. В учебном пособии в систематизированном виде излагаются основные положения теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие дает возможность читателям ознакомиться с разными точками зрения на рассматриваемые проблемы, что позволяет ощутить «вовлеченность» в научную дискуссию, определить собственную позицию, стимулирует самостоятельность мышления. Работа рекомендована студентам 5 курса очной формы обучения в качестве учебного пособия по спецкурсу «Проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания». 'Баранов П.П., Русски) 11 И ^ В философской и психологической научной литературе под духовным миром человека понимается внутренний, нравственный мир людей1, совокупность тесно связанных с организмом различных психических явлений (чувств, переживаний, настроений, стремлений и т.д.)2, создающих индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать*. Категория духовного мира весьма объемна и многомерна. Многие ученые трактуют сферу духовного мира очень широко. Например, немецкий философ Николай Гартман, говоря о духовном мире народа как об общем духовном достижении людей, относил к нему язык, производство, технику, нравы, действующее право, господствующие ценности и мораль, традиционные формы воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, моду, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в различных формах4. Своеобразную и специфическую часть духовного мира людей, что видно даже из одного вышеприведенною мнения, составляют правовые явления. Традиционно в науке общей теории права к таким явлениям относят правовое сознание и правовую культуру. По нашему мнению, правовая сфера духовного мира человека включает в себя следующие духовные проявления: 1 ![]() 455; Словарь современного русского литературного шика. М., 1993. Т. 4. С. 531. 2 См.: Краткая философская энциклопедия. М., 19W <' 147. 3 См.: Психология. Словарь/ Под ред. А.В. П с г р ■> и с к о г о и М.Г. Ярошевского.М., 1990. С. 112. 4 См.: Краткая философская энциклопедия. М , I')'>-• С 147. правовое сознание, правовую культуру, правовое мировоззрение, правовое мышление. Понятия «правосознание» и «правовая культура» достаточно глубоко изучены в отечественной и зарубежной литературе, являлись объектами многочисленных научных исследований. Можно даже утверждать, что на сегодняшний день в отечественной юридической науке практически создана теория правосознания и правовой культуры. Ф Правосознание определяется как система правовых чувств, эмоции, идеи, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям'. Правовое сознание - сложное и многогранное явление общественной жизни. Будучи целостным духовным образованием, правосознание имеет различные стороны, сложную структуру. Структура правосознания, рассматриваемого в гносеологическом аспекте (как одна из форм познания правовой действительности), состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой гшихологии. ij\ -^-Правовая идеология- это система проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и уче-5ий, характеризующих взятую в развитии правовую систему. -{■Правовая психология - это сумма правовых психических роявлений (эмоций, желаний, чувств, настроений), определяющих различные правовые аспекты общественной жизни и характерных для конкретной личности, социальной группы или общества в целом. Правосознание оказывает определяющее влияние на юридически значимое поведение человека, которое включает в себя две большие группы: а) поведение общественно полез- ' ![]() ное, желательное с точки зрения интересов права: социально-"правовая активность, выполнение обязанностей, использование своих прав; б) поведение нежелательное и социально-вредное: неиспользование прав, неисполнение обязанностей, преступление'. Правосознание всегда «ближе» к поступку, поведению, чем правовая норма. Именно оно, а не правовая норма, «предотвращает противоправное поведение» и придает поступку «желательное юридическое значение». «Право, как один из регуляторов общественных отношений, - подчеркивает А. Тамаш, - действует через правосознание и с его помощью, не растворяясь и не исчезая при опосредовании правосознанием...»2 То, что мы называем правом, возникает и действует через правосознание, - отмечает И. Сабо3. До того как поведение осуществится, оно формируется в сознании человека, складывается на основе свойств индивида и особенностей окружающей среды4. Наравне с законами и иными нормативными актами правосознание регулирует общественные отношения, направляя в определенное (правомерное) русло социально значимые действия и акты индивидов и социальных групп. Важнейшим методологическим принципом рассмотрения проблемы правовой культуры в юридической науке принято считать выделение соответственно правовой культуры общества и правовой культуры личности. При пом правовая культура общества представляется как разновидность обще ственной культуры, отражающей определе л\\ уровень np;i восознания, законности, юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми Правовая культура личности, будучи компонентом прановой куныуры 1 ![]() ![]() 2 Т а м а ш А. Судья и общество. ДиаЛМГТИКУ при восознания и правоприменения. М.,1980. С. 118. 3 См.: С а б о И. Основы теории пр:им М г» и Г. 205. 4 См.: Кудрявцев В.Н. Правовое ПОИ п с норма и пато логия. М., 1982. С. 101. общества, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность человека1. Правовая культура личности предполагает ее позитивное правосознание в действии и выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентации. Это дает основание исследователям в структуре правовой культуры личности выделять три группы элементов, рассматриваемых в непосредственном единстве: идейно-теоретические, правовые представления, позитивные правовые чувства и творческую деятельность человека в правовой сфере2. Правовая культура личности несомненно связана с правосознанием, опирается на него. Однако она представляет собой самостоя тельную и более широкую категорию, так как включает в себя не только само правосознание (правовые чувства, эмоции, идеи, взгляды, оценки, установки), но и юридически значимое конкретное поведение людей, их правомерную деятельность. Под мировоззрением принято понимать систему обще-ственных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и "самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности1. Характеристика правовою мировоззрении людей представляется нам весьма существенной задачей при анализе состояния правовой сферы их духовного мира. Центр тяжести здесь -1 совокупность идей, взглядов и представлений правового характера, которые разделяются человеком. Это та правовая идеология, с которой он внутренне согласен и считает своей собственной. При изучении правового мировоззрения, 1 ![]() права/ Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 500-501. 2 См.: Там же. С. 502, 504, 507. 3 См.: Большой энциклопедический словарь. М., СПб, 1997. С. 737. на наш взгляд, основной акцент должен делаться уже не на констатации фактического наличия или отсутствия в структуре правосознания тех или иных правовых сведений (знает, не знает, недостаточно знает) и не на эмоциональном отношении к правовым явлениям, а на феномене их принятая, идентификации с их содержанием. Полнота или неполнота правовых идей и взглядов, которыми вооружен современный человек, степень овладения ими, широта или узость юридического кругозора - основные вопросы, которые должны находиться в фокусе при исследовании правового мировоззрения. На первый план здесь выходит самостоятельность мышления людей в области права, свобода оперирования юридическим материалом, широта взглядов и подходов к праву. Иными словами, правовое мировоззрение людей характеризует их правосознание в качестве своего рода «высшего эшелона». Можно сказать, что это их правовые знания, опосредованные установками, оценками, чувствами в правовой области, собственным правовым опытом и ставшие в определенный момент ведущим стимулом целенаправленной правовой деятельности. Выделение в структуре правосознания правовых взглядов, представлений, правового мировоззрения в целом традиционно для правовой теории. Более того, на ранних этапах ее развития правосознание часто сводилось только к совокупности правовых взглядов. Так, по определению А.Я. Вышинского, правовые представления - это мировоззрение в области вопросов, регулируемых правом, а правосознание - общая система правовых, философских и политических взглядов1, Как справедливо показано Г.С. Остроумовым, привосоз-нание действительно имеет мировоззренческие функции, однако это не открытие Вышинского: мысль эта |ЫСКи пиналась задолго до него, она вытекает из общего понимания функций общественного сознания, отдельных его форм3 1 ![]() советском праве. М., 1950. С. 180-183. 2 См.: Остроумов Г.С. Правовое ex O'ihuhhc действительно сти. М., 1969. С. 30. К Основу правового мировоззрения людей образуют правовые взгляды. Последние, как известно, представляют собой прежде всего юридические понятия, их различные сочетания'. В связи с этим понятийный юридический аппарат, которым оперирует человек, можно считать тем фундаментом, на котором базируется его правовое мировоззрение. Он представляет собой одну из основных форм правового осознания людьми окружающей действительности. Понятийный аппарат человека дополняется правовыми представлениями - развернутыми, обобщенными формами правового освоения социальной практики. Мы говорим о правовых представлениях человека, когда через них просматривается его общее понимание права, правопорядка, когда с помощью правовых понятий его сознание отражает объективные связи правовых явлений, их свойства, назначение и роль в общественной жизни. К весьма малоизученному теорией права правовому явлению духовного мира человека относится также правовое мышление. В настоящее время имеются лишь отдельные попытки рассмотрения данного правового феномена в тех или иных его аспектах2. Под понятием «мышление» в психологии и логике понимается высшая степень человеческого познания. Мышление позволяет вырабатывать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания'. Правовое мышление человека можно определить как процесс активной интеллектуальной деятельности личности, как высшую ступень отражения правовой действительности, связанные с выработкой правовых идей, понятий, убеждений 1 ![]() 2 См.: Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. М., 1989; Фролов Ю.А. Со циально-правовое мышление сотрудников органов внутренних дел. Автореф. лис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1997. ' См.: Большой энциклопедический словарь. М., СПб, 1997. С. 744. и использованием правовых средств для разрешения различных правовых ситуаций в жизни либо формирования той или иной четкой позиции по отношению к принятому юридически значимому решению. Феномены «правосознание», «правовая культура», «правовое мировоззрение» по отношению к правовому мышлению выступают более статичными, так как они складываются у конкретных субъектов деятельности на разных этапах их жизни, с уже сформированными уровнями развития на тот или иной определенный момент. Что же касается правового мышления, то это явление безусловно гораздо более динамичное. Интеллектуальная работа при разрешении различных правовых ситуаций - это постоянный каждодневный процесс. Вполне очевидно, что правовое мышление человека тесно связано с его правосознанием и правовой культурой. Выступая в качестве высшей ступени познания правовой деятельности, оно является ярким и наиболее значимым проявлением познавательной функции как правосознания, так и правовой культуры. Таким образом, подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правовая сфера духовного мира человека должна рассматриваться как система, включающая в себя правосознание, правовую культуру, правовое мировоззрение и правовое мышление. ^ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКОЙ Правовая сфера духовного мира человека была в центре внимания многих дореволюционных русских ученых-юристов. Так М.М. Ковалевский (1851-1916 гг.) основу происхождения политической власти видел в конечном счете не в материальных производственных отношениях, а в свойствах человеческой психики. В «психическом», «гипнотическом» воздействии инициаторов на пассивную массу, способную лишь к «подражательным процессам», заключалась, по мнению этого видного представителя позитивистской социологии, причина возникновения политической власти, государства и права1. Н.М. Коркунов (1853-1904 гг.) утверждал, что «основой всего права в конце концов является все-таки индивидуальное сознание». Право, по мнению этого выдающегося ученого, выражает не «объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о данном порядке общественных отношений»2. Психологическая трактовка права Н.М. Коркунова оказала весьма существенное воздействие на психологическую теорию Л.И. Петражицкого (1867-1931 гг.). Представители психологической школы исходили из постулата, что само право коренится в характере человека, его переживаниях, а эмоции лежат в основе поведения человека. Профессор Л.И. Петражицкий и его последователи уделяли большое внимание анализу этических переживаний и нравственного и правового типа. В их интерпретации исчезает различие между правом и правосознанием. Заслугой теоретиков психологической школы права было стремление привлечь внимание к правовым переживаниям, эмоциям человека. Л.И. Петражицкий трактовал право всецело как элемент ![]() 2 Там же. С. 611. К) И психики индивида. Право, по его мнению, это этические пре-живания императивно-атрибутивного характера (переживание чувства обязанности и правомочия). Л.И. Петражицкий рассматривал право как позитивное и интуитивное. Позитивное право предполагает внешние источники, на которые оно опирается (кодексы, законы, обычаи). Интуитивное право есть результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида. Отсюда следует, что существует столько систем интуитивного права, сколько самих индивидов (правовой плюрализм)1. Сам Л.И. Петражицкий писал, что право «остается индивидуальным, индивидуально-разнообразным по содержанию, не шаблонным правом, и можно сказать, что по содержанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, интуитивных прав столько, сколько индивидов»2. По существу, здесь утрачивается различие между правом и индивидуальным правосознанием. Центральное место категория «правосознание» занимает в учении замечательного русского философа И.А. Ильина. В этой категории ученый усматривал основную сущность права - сущность душевно-духовную. И.А.Ильин был ярким представителем этико-нормативной теории права. Право, по мысли И.А. Ильина, несмотря на свою объективность являегся атрибутом духа, способом жизни, его необходимым проявлением. Ученый различает естественное и положительное право. Для него естественное право представляет собой «прообраз положительного права», данную от бога и от природы свободу самовоспитания и самостроительства, котирую надо искать в глубине собственного духа3. Положительное право всегда содержит ■• Себе естественное право и становится объективным правом и зависимости от уровня и состояния правосознания ЧОЛОВСКЙ Но мысли 1 ![]() 2Петражицки й Л.И. Теория прам " п« удирства в связи с теорией нравственности. Т. П. СПб, 1909 < ШО 3 См.: Ильин И.А. О государств и чемокритии// Советское государство и право. 1991. № 11. С. П2. И.А. Ильина, существование положительного права вытекает из ущербности правосознания, которое не способно удержать своим предметом естественное право во всем объеме. Таким образом, И.А. Ильин выделяет две наиболее характерные черты права: объективность и духовность. Правосознание определяется ученым как «знающая воля к праву, признающая его в его объективном значении и обязательности и признающая его потому, что она признает его цель». Именно поэтому правосознание выступает как «воля к цели права» и для него проистекает необходимость «знать право и необходимость жизненно осуществлять его, т.е. бороться за право»1. По мнению И.А. Ильина, правосознание в своем целостном виде представляет неразрывную совокупность четырех элементов: 1) знание права; 2) признание права; 3) прочувствование права; 4) претворение права в жизнь. Взаимообусловленность и взаимозависимость права и правосознания И.А. Ильин выразил следующей формулой: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность»2. И.А. Ильин одним из первых ученых-юристов поднял важную проблему деформации и дефективности правосознания. Раскрывая сущность этой проблемы, он указывал: «...Уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право»5. Безусловный интерес вызывает постановка и решение И.А. Ильиным оригинальной проблемы аксиом правосозна- ' ![]() 2 И л ь и н И.А. Указ. соч. С. 40. 3 И л ь и н И.А. Указ. соч. С. 20. 12 13 ния. Под аксиомами правосознания ученый понимает его основные истины, которым в реальной жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования1. Первой аксиомой является закон духовного достоинства. И.А. Ильин убедительно показывает, что без чувства собственного духовного достоинства немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Второй аксиомой правосознания является закон автономии, под которым ученый понимает способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной и волевой самодисциплине. Под третьей аксиомой правосознания И.А. Ильин понимает закон взаимного признании, представляющий собой взаимное духовное признание людей, их уважение и доверие друг к другу. И.А. Ильин подчеркивает, что действующее в стране право не может существовать вне живого правосознания, которое предполагает не только восприятие его каждым гражданином государства, но и неуклонное соблюдение. «Человек не может обходиться без правосознания, ибо всякая случайная встреча с другим человеком, всякий разговор, всякое соседство, не говоря уже о сделках и об участии в любой общественной организации, - ставит немедленно вопрос о праве и не праве, о моем и твоем праве, о взаимных обязанностях, о законах и т.д. И каждое такое явление обращается к правосознанию человека и приводит его в движение»2. А отсюда, - правосознание является творческим источником права, основой правопорядка и политической жизни. Каждый закон, возникнув в правосознании властвующих людей, обращается к правосознанию множества подчиненных людей. Следовательно, действовать в жизни право может только благодаря тому, что оно обращается к внутреннему миру человека. Поэтому, по Ильину, любой человек призван добровольно вменять себе законы своего государства, стараться правильно понимать их и повиноваться им «по чувству свободно признанной обязанности». По Ильину, вся жизнь человека и нем ei < 1 судьба слагают- ся при участии правосознания и под его руководством. Нужно отметить, что в правосознании участвуют не только «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и вся человеческая душа. Правосознание можно было бы описать, как естественное чувство права или как особую духовную построенность инстинкта в отношении к себе и другим людям. Из вышесказанного следует вывод: правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и аксиомы правосознания: чувство собственного достоинства, способность к самоуправлению, взаимное уважение людей друг к другу. В двадцатых годах нынешнего столетия обращались к правовой сфере духовного мира человека, пытались возродить традиции психологической школы права М.А. Рейс-нер, Е.А. Энгель, И.Д. Ильинский. Так, согласно М.А. Рей-снеру, право, как идеологическая форма заключает в себе два основных момента: волевую сторону или одностороннее «субъективное право» и нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права»'. Ученый давал классовое толкование интуитивного права. В целом же самим правоведам в этот период был свойственен правовой нигилизм. Господствующей являлась идеологическая трактовка права, доходящая подчас до отрицания юридической реальности вообще, либо предвещающая скорое исчезновение юридического момента в отношениях людей (Е.Б. Пашуканис). f К настоящему времени в юридической науке созданы основы общей теории правового сознания, правовой культуры, правового воспитания. В последние годы заметно усилился интерес к социологическим исследованиям по данной проблематике, достаточно полно изучены общие вопросы правосознания как формы общественного сознания: понятие, виды, структура, функции и т.д. Значительный вклад в разработку общих теоре- 'Ильин И.А. Указ. соч. С. 147. 2 См.: Ильин А.И. Путь к очевидности. М., 1993. С. 251. 14 1 См.: История политических и правовых учений/ Под ред. B.C. Нерсесянца.М, 1997. С. 647. 15 тических проблем правового сознания, правовой культуры и правового воспитания внесли П.П. Баранов, К.Г. Вельский, Г.А. Злобин, З.Д. Иванова, К.Е. Игошев, В.П. Казимирчук, Н.М. Кейзеров, Е.А. Лукашева, А.В. Мицкевич, Е.В. Назарен-ко, М.Ф. Орзих, Г.С. Остроумов, И.Ф. Покровский, Д.А. Пого-пейко, И.Ф. Рябко, И.Е. Фарбер и другие. Анализ социологических и социально-психологических аспектов функционирования правосознания дан в работах А.Д. Бойкова, А.И. Долговой, В.И. Каминской, А.Р. Ратинова, В.А. Щегорцова. Важное значение для изучения рассма!риваемой проблемы имеют работы, специально посвященные профессиональному правосознанию, правовой культуре юристов (В.Н. Кудрявцев, Н.Я. Соколов) или отдельных профессиональных групп юристов, в частности, работников органов внутренних дел (Н.Л. Гранат, А.Ф. Гранин, С.Н. Кожевников, В.П. Сальников). Особое место в ряду имен ученых, заложивших фундаментальные основы общей теории правосознания, принадлежит доктору юридических наук, профессору Исааку Ефимовичу Фарберу, автору одного из первых и наиболее значительных научных трудов по рассматриваемой проблеме1. В своей работе И.Е. Фарбер исследовал вопросы о предмете правосознания и правосознании как о части надстройки, о признаках правосознания и о его структуре, включающей не только правовую идеологию, как это считалось, но и правовую психологию, что явилось в to время новым положением для советской юридической науки. В работе рассмотрены вопросы происхождения и развития правосознания в истории общества, зависимости правосознания от экономических отношений, определяющих содержание правовых представлений и взглядов людей. И.Е. Фарбер пришел к важному и правильному выводу о том, что правосознание отражает, наряду с экономическими, и политические, моральные, семейные, личные и иные общественные отношения, но с одной их существенной стороны - со стороны действий людей, их поведения2. ^ Правосознание - это система правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям1. В юридической литературе высказывались также мнения, согласно которым правосознание отождествлялось или -* вплотную сближалось с правом2. Такая позиция представляется спорной. Правосознание представляет собой одну из форм общественного сознания. На формирование и развитие правосознания оказывают влияние политические, экономические, социально-культурные факторы. Оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Тесная связь правосознания и политического сознания дала основание для использования в юридической и философской литературе термина «политико-правовое сознание». Однако тесная связь между названными формами сознания не исключает качественного различия между ними. Политическое сознание отражает политические отношения общества, ядро которых образуют отношения между социальными группами, классами, нациями, народами, их отношения к государству. Политическое сознание выражает внутри- и межгосударственные отношения в обобщенном, концентрированном виде. Правовое сознание отражает правовые отношения между участниками правовой жизни общества. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, ![]() го сознания. М., 1963. 2 См.: Там же. С. 24, 28. 1 См.: Баранов П.П. Правосознание и правовое воспита ние // Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новго род, 1993. С. 474-475. 2 См.: Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 95. • которые получают политическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются политическими. Так, например, обстоит дело с социальными, экономическими, культурными правами человека, отношениями в области земледелия и водопользования, правилами охраны окружающей среды, охраны и гуманизации труда. В то же время необходимо понимать, что как самостоятельные, автономные явления правосознание, политическое сознание, другие формы сознания - это абстракции. В реальной жизни между ними нет непроницаемых перегородок, какого-то особого отдела сознания, отвечающего только за анализ, скажем, юридических или политических явлений. Правовую действительность отражает - каждая под своим углом зрения - и нравственная, и политическая, и экономическая, и религиозная и другие формы общественного сознания. Специфика правосознания состоит в том, что оно отражает юридическую реальность сквозь призму должного, с позиций сложившихся в обществе принципов, нормативных представлений и делает это в понятиях прав и обязанностей субъектов общественной жизни. Оно имеет оценочную природу, причем оценке подвергается не только само право, но и то, что подлежит юридическому урегулированию. В нем находит свое отражение «правовая природа вещей», т.е. объективные свойства социальных процессов, поступков, общественных отношений, которые требуют юридического опосредования, нормативной оценки. Правосознание - это не только отражение в сознании общества, социальной группы, личности правовых отношений, правовых установлений, оценка действующего права, но и средство воздействия на правовую систему государства, поскольку правосознание - это еще и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве. Правосознание как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений, процессами правотворчества и правореализации, правовыми отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие элементов правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторону общественной жизни. Структура правосознания может рассматриваться в гносеологическом (познавательном) и социологическом аспектах. При гносеологическом подходе правосознание трактуется как отражение правовой действительности, одна из форм ее познания. При социологическом - исследуется с точки зрения его места в системе общественных явлений и роли в развитии общества в целом. Структура правосознания, рассматриваемая в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии. ^ - это сумма правовых психических проявлений (эмоций, желаний, чувств, настроений), отражающих различные правовые аспекты общественной жизни и характерных для конкретной личности, социальной группы или общества в целом. Она возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности и является первой, эмпирической ступенью правосознания. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным сознанием, здравым смыслом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках. ^ - это система проникнутых внутренним единством научных положений, идей, теорий и учений, характеризующих взятую в развитии правовую систему. Она являет собой более высокий по сравнению с правовой 18 19 психологией научно-теоретический уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых явлений общественной жизни. В идеологической сфере правосознания на базе приоритетного чувственного материала происходит окончательное оформление идей и представлений о правовой действительности. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеология даст обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимаю! участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы. В разработке правовых идей, теоретических проблем права, правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания, обобщают наличный опыт правовой жизни общества, учитывают позитивные и возможные негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при определенных показателях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии причастные к этому компетентные специалисты используют материалы конкретных социологических исследований, статистические данные о состоянии экономики, демографических процессов в обществе, учитывают общественное мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику правонарушений. Таким образом, основное различие между правовой идеологией и правовой психологией состоит не только в том, что они отражают общественное бытие и общее! венную правовую реальность при помощи различных социальных инструментов: первая - при помощи идей^ теорий, вторая - при помощи чувств, эмоций и других психических проявлений. Оно состоит, главным образом, в различных уровнях и спо- 20 собах этого отражения. Если о^ражение_^бщественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического, научного осознания, теоретических знаний и оценок законодательства, правопорядка, законности и иных правовых явлений, то такое отражение в правовой психологии осуществляется прежде всего на уровне обыденного, повседневного сознания1. Социологический анализ структуры правосознания позволяет выделить в нем три компонента - познавательное, оценочное и практическое правосознание. В русле такого анализа исследователи рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как правило, следующие: познавательную (гносеологическую), оценочную и регулятивную. По мнению В.И. Каминской и А.Р. Ратинова, результатами функционирования правосознания являются правовая подготовка, ценностные отношения к праву, практике его применения, правовые установки и ориентации, а эмпирическими показателями оказываются соответственно юридические знания и умения, оценочные суждения (мнения) и, наконец, поведенческие позиции (решения)2. Познавательная функция правосознания выполняет задачу отражения правовой реальности и состоит из ряда последовательно возникающих психических образований: ощущений, главным образом слуховых и зрительных; восприятий; памяти, которая накапливает правовые знания посредством процессов запоминания, воспроизведения, узнавания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, являющегося высшим познавательным процесом, продуктом которого служат правовые идеи, понятия и убеждения. Однако, познавая правовую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функ- 1 ![]() алектика формирования и развития). Ярославль, 1979. С. 63-64. 2 См.: К а м и н с к а я В.И., Ратинов А.Р. Правосозна ние как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. 21 ция правосознания) через психические эмоциональные процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, аффекты, страсти). Практической стороной правосознания, осуществляющей разумную реализацию намерений человека, является воля (регулятивная функция правосознания). Она охватывает: уяснение правовых знаний; внутреннее согласование возникающих побуждений со сложившимися правовыми убеждениями и с существующей объективной реальностью, включающей действующую в обществе систему правовых норм и ценностей, определение цели, решение и, наконец, исполнение решения в правовой сфере. Иногда выделяют функцию моделирования - формирование модели поведения, которое расценивается как необходимое. По мнению некоторых ученых, функции правосознания имеют своеобразную иерархию. Важнейшей функцией правосознания, например, объявляется гносеологическая1. Возможны самые разные классификации правосознания. Наиболее распространенные - квалификация по его субъектам и с позиций социального уровня. ^Р Виды_ правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, распространенные в данном обществе и отражающие типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической наукёГили идеологии; в законодательстве, поскольку принимается государственным органом; в массовых взглядах, представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д. Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. То, что правосознание опосредуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые прежде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор ^это_различия интересов социально-демографических групп, связанных с~нёодйнаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим. Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт - вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью. В.А. Щегорцов справедливо отмечает, что правосознание индивида опосредовано самим общественным и групповым правосознанием, из которых человек черпает свои представления о правах и обязанностях, понятие о правомерности или неправомерности содеянного и т.д.1 Общественное сознание предшествует сознанию индивидов, и они вынуждены сообразовывать свое восприятие действительности с тем, которое выработано до них и которое усваивается им в процессе социализации. Это, в частности, проявляется в том, что сознание общества материализуется в различных социальных институтах. Юридические нормы, из- 1 См.: К у з н е ц о в Э.В., Сальников В.П., Сапун В. А. и др. Методологические проблемы правосознания сотрудников органов внутренних дел. Л., 1986. С. 45. 22 1 См.: Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981. С. 56-57. 23 данные государством законы, юридическая наука и т.д. - это своего рода объективированное правосознание, в котором аккумулирован опыт не одних только современников, но и всех предшествующих поколений, участвовавших в правовых отношениях. С позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное. Обыденное_правосознание в основном формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей^их личного жизненного опыта. В обыденном сознании выделяется рациональная сфера - сумма знаний об объективном мире, навыки, умения, которые необходимы для повседневной дек гельности каждого и образуют ее осознанную основу. Эта сфера эмпирического происхождения - итог индивидуального опыта. Кроме того, в обыденном правосознании выделяется эмоциональная область - психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях, установках. Особенностью обыденного правосознания является то, что наибольшую роль в нем играют именно психологические элементы. Обыденное сознание очень ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника"- индивидуального опыта. Научное правосознание складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений, а его содержание в основном составляют правовая идеология, система теоретических правовых знаний. ^ - это правосознание юристов, т.е. общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью и требует специальной общеобразовательной или практической подготовки. ^ Профессиональное правосознание представляет собой коллективную форму правового сознания, которая выступает в виде системы правовых взглядов, представлений, идей, установок, ценностных ориентации, чувств, эмоций и других структурных образований правосознания людей, профессионально занимающихся деятельностью, требующей специальной образовательной и практической подготовки. В данную общность людей входят и лица, занимающиеся научным трудом, преподающие юридические дисциплины в высших и средних специальных учебных заведениях1. Профессиональное правосознание юриста - это научнообоснованная, стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по уровню отражения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. Для профессионального правосознания человека характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание заимосвязей различных правовых норм, представление. о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах права, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права, - например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного. Многочисленные эмпирические обследования показывают, что различные"профессиональные -группы правоведов • ![]() 25 неодинаково воспринимают юридическую действительность. .Судья оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор - иначе, чем адвокат, следователь - иначе, чем эксперт-криминалист, юрисконсульт банка - иначе, чем преподаватель юридического факультета и т.д., хотя все они получили высшее юридическое образование. Столь пестрое многообразие правосознания объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную. Правосознание юристов может рассматриваться и анализироваться как система, потому что оно обладает отчетливо выраженным системообразующим фактором или качеством интегральное! и. Отдельные интегральные свойства правосознания исследовались в научной литературе (например, его структура).^ ней выделяют такие подсистемы, как правовые .знания, взгляды,Lпредставления, установки, ориентации, чувства, позиции, навыки поведения и др. В структуре правосознания выделяются также правовой, опыт и ложные (мифические) правовые конструкции. Принципиально важным свойством правосознания юристов как системного образования является его способность к самоорганизации. Профессиональное правосознание юриста оказывает регулирующие воздействия на его юридически значимое пове-дение. Во-первых, профессиональное правосознание способствует осознанию специалистом целей юридически значимого поведения. Во-вторых, оно помогает юристу «увидеть» набор возможных средств достижения этих целей и произвести выбор конкретных средств из некоторого множества возможных. Особенно отчетливо регулирующее воздействие профессионального правосознания «просматривается» в ситуации выбора законопослушного или противоправного средства (действий, актов и др.) при решении конкретной правоохранительной задачи, например, при задержании человека, подозреваемого в совершении преступления. В-третьих, профессиональное правосознание помогает человеку, занимающемуся юридической деятельностью, правильно оценить социальную эффективность избранной им стратегии решения задачи, осмыслить конечные результаты профессиональной деятельности. Важнейшую роль играет профессиональное правосознание при осуществлении такого вида юридической деятельности, как применение права. То обстоятельство, что правосознание в значительной мере определяет качество правоприменительной деятельности, отмечено многими исследователями профессионального правосознания. В.В. Лапаева указывает на то, что правосознание правоприменителя является самостоятельным фактором эффективности правоприменения1. По этому же поводу А.С. Пиголкин замечает: «Необходимое условие правильных и глубоких выводов при изучении обстоятельств дела - высокий уровень правосознания работников, осуществляющих применение права. Правосознание призвано верно определить круг исследуемых фактов, намечать правильные пути их исследования, использовать научные методы познания и оценки таких данных»2. Н.Я. Соколов пишет, что в силу органическою единства сознания и деятельности правосознание юриста профессионала неизбежно проявляется на каждой стадии правоприменительного процесса\ Правосознание юриста, занимающегося правоприменением, весьма специфично - отражает особенность юридической профессии как таковой (профессиональное правосознание) и особенности такого вида деятельности, как применение права. Среди этих особенностей можно назвать сложные 1 ![]() ния в праве. М., 1987. С. 1. 2 Пиголкин А.С. Изучение фактических данных и обстоя тельств дела при применении норм права// Советсткое государство и право. 1968. № 3. С. 34. 3 С о к о л о в Н.Я. Правосознание юристов: понятие, сущность и содержание// Советсткое государство и право. 1983. № 10. С. 24. 27 26 условия такой деятельности (недостаток информации, постоянные стрессы, возможные конфликты и т.п.), повышенную ответственность за результаты своей работы, так как акты применения права - это официальные документы, которые влияют на судьбу конкретного человека. Н.Н. Вопленко так определяет правосознание правоприменителей: «Это обусловленная спецификой социальной роли и правоприменительной деятельности профессионально формируемая система правовых идей, взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентации, определяющая образ жизни и мотивы деятельности правоприменителя»1. Рассмотрим более детально, по стадиям правоприменения, моменты, в которых профессиональное правосознание «подключается» к процессу применения права. Известно, что применение норм права требует тщательного предварительного установления фактических обстоятельств по делу. На этой стадии профессиональное правосознание выполняет ориентирующую функцию: необходимо не просто установить суть происшедшего, но так отобрать и выстроить эмпирический материал, социальные факты, чтобы впоследствии стала возможной их юридическая оценка. Применение норм права определяется обычно как регламентированная государством властная организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц и организаций по индивидуализации норм права для единичного случая, конкретного субъекта. Всякий раз совершение такого акта юристом подразумевает вынесение им заключения о применимости к данному конкретному случаю или ситуации определенной нормы права. Правоприменитель каждый раз решает для себя, верно ли, что к действиям конкретного лица применимо определенное правовое правило. Решающую роль профессиональное правосознание правоприменителя выполняет на стадии юридической квалификации установленных фактов с точки зрения избранной правовой нормы. Получение ответов, скажем, на вопросы о том, есть состав правонарушения или нет, каким образом должны быть выстроены эти факты с точки зрения логики доказывания вины, сбор и оценка доказательств, определение возможных юридических последствий и другие аналитические процедуры выполняются лишь с помощью достаточно развитых правового знания, правовых установок, правового мировоззрения в целом. Вообще, система «правосознание юридически значимое поведение правоприменителя» функционирует с помощью целой группы «передаточных механизмов». Отметим некоторые из них'. 1. Такое воздействие правосознания на поведение осуще ствляется с помощью сознательного намерения правоприме нителя. Имеется в виду ситуация, когда правоприменитель сознательно выдвигает перед собой цель, предусмотренную законом, идентифицирует с ней свои собственные цели и, со ответственно этому, строит всю стратегию конкретного пра вового отношения. 2. Рассматриваемое воздействие осуществляется через распознавание практических ситуаций и обстоятельств субъектом-правоприменителем «с точки зрения норм права». Этот путь позволяет ему находить оптимальный вариант юридически значимого поведения, сопоставляя «то, что тре буется по закону» с тем, «что есть в жизни». Его профессио нальное правосознание «служит основой для толкования нормативных актов»2, средством, обеспечивающим воспол- ![]() 28 1 См: Баранов П.П. Профессиональное правосознание ра ботников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М., 1991. С. 111-115. 2 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в со ветском государстве. М., 1971. С. 174. 29 нение пробелов, неизбежно в них возникающих, средством отыскания указанного оптимума, наконец, средством обратной связи, то есть выработки оценки соответствия или несоответствия своих действий норме права.
Содержание «Я-образа» есть мнение, представление человека о том, каким его считают окружающие люди1. Поведение окружающих людей служит как бы опорой для поведения работника органов внутренних дел, является источником формирования его сознания.
ков-правоприменителей и их юридически значимое поведение и такой тонкий передаточный механизм, как нравственные принципы, нравственная позиция личности. Решающее значение в правоприменительной деятельности приобретает оценка того, совпадает ли эта нравственная позиция с тем, что требует правовая норма, подсказывает правовое знание, правовое мировоззрение и т.п ![]() 30 31 ^ Одну из трактовок деформации правосознания применительно к профессиональному правосознанию сотрудников органов внутренних дел дает B.C. Медведев: «Профессиональная деформация сотрудника органов внутренних дел представляет собой рассогласование, нарушения в структуре его личности, отдельных качеств, возникающие в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности. Это порождает искаженное, «перевернутое» понимание ее цели, задач, и особенно -средств их достижения»1. Деформации подвержены все без исключения сферы правового сознания граждан РФ. Она вторгается в область правовых знаний, которыми они располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой сфере, проникает в правовое мировоззрение, правовую идеологию. Деформация (искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых взглядов, знаний, установок, которые в силу разных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции. Как и всякое социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Деформация правосознания граждан может быть обусловлена различными факторами объективного и субъективного свойства. Основой для психологических изменений у отдельных людей является нынешнее тяжелое нравственное «нездоровье» нации. Для того, чтобы его констатировать, нет нужды в специальных исследованиях. Повседневная жизнь в изобилии дает фактический материал для подобных умозаключений. Особенно опасна деформация правового сознания юридических работников. Учитывая то, что их дея- 1 ![]() 32 тельность носит государственно-властный характер, последствия деформации могут быть исключительно тяжкими. Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания:
В отечественной юридической литературе можно встретить несколько трактовок понятия «правовой нигилизм». Одни ученые определяют правовой нигилизм как активную противоправную тенденцию личности (И.И. Карпец, А.Р. Ратинов). Другие говорят о таком уровне дефектности правового сознания, который характеризуется нигилистическим отношением к праву в целом, убеждением, что руководствоваться надо не правом, а своими желаниями и интересами (А.И. Долгова). Третьи указывают, что правовой нигилизм проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права (В.А. Туманов). Четвертые полагают, что правовой нигилизм - это направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную и личную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений (Н.Л. Гранат). Довольно часто приходится слышать, что правовой нигилизм - чуть ли не особенность, имманентное качество правосознания россиян, имеющее исторические корни и едва ли 33 устранимое в ближайшем будущем. Нам представляется, что утверждения о фатальном нигилизме русского народа (иллюстрируемые обычно тремя-четырьмя пословицами, поговорками, может быть, каким-нибудь четверостишием) беспочвенны. Русский народ в современном состоянии изначально отнюдь не более «нигилистичен», чем любой другой. Распространенность исследуемого явления объясняется, скорее всего, не врожденными качествами, а сегодняшними условиями существования нации. В деятельности юристов - государственных служащих правовой нигилизм может проявляться в установке на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, в пренебрежении правовыми принципами, неверии в справедливость норм права, скептическом отношении к возможностям правоохранительных органов. В области правоприменения правовой нигилизм ведет к произвольному толкованию норм права, произвольной оценке фактических обстоятельств. В основе правового нигилизма лежит манипулирование правовыми категориями в зависимости от текущих интересов субъекта, других заинтересованных лиц, конкретной обстановки, показателей отчетности и иных, не относящихся к делу факторов. 3. Самой тяжелой формой деформации правосознания является феномен его перерождения. Это крайняя степень искажения. От правового нигилизма перерожденческое правосознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и не связанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. Определяющим механизмом деформации правосознания юристов является стереотипизация - формирование в сознании под воздействием различных факторов клишированных, шаблонизированных моделей, схем, образцов правового знания, отношения к правовым явлениям, предопределяющих в 34 своей совокупности не адекватное закону поведение. Наиболее распространены: обвинительный уклон, установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости и социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания. Возможными путями преодоления деформированности правосознания юристов могут быть1:
1 ![]() 35 ^ В науке существуют три группы подходов к культуре: антропологический, социологический, философский. При антропологическом подходе культура понимается как все созданное человеком, в отличие от того, что создала природа. В культуру включаются практически все без исключения сферы человеческой деятельности (экономика, политика, право, наука и др.). Последователи данной концепции при определении правовой культуры включают в нее все без исключения компоненты правовой жизни: право, правосознание, правоотношение, законность, правопорядок, правовую деятельность. Социологический подход трактует культуру в виде совокупности духовных ценностей (культура здесь выступает как элемент общественной жизни). При философском подходе культура рассматривается среди явлений, выделенных чисто аналитически, не связанных с общественным развитием. В юридической литературе можно встретить достаточно широкие определения правовой культуры, например, как системы «овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей»1, или как «объективированных результатов правовой деятельности общества... а также отражение правовых явлений в сознании людей (правовое сознание)»2. Другой, широко представленный в литературе подход -ценностный, заключается в выявлении и описании ценнос- 1 ![]() восознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43. 2 См., например: Моралева К.А., Могилевский Р.С,Орехов В.В. и др. Социальное планирование и пробле мы правового воспитания // Человек и общество. Л., 1973. Вып. 12. С. 108-109. 36 тей, которые входят в совокупность, обозначаемую правовой культурой1. В работах некоторых ученых (А.Л. Ли-кас, Е.В. Аграновской, Е.А. Зорченко и др.) правовая культура рассматривается как способ деятельности, своего рода технология (приемы, способы, процедуры) деятельности в сфере права2. Правовая культура характеризуется и как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития: юридических актов и иных текстов правового характера, уровне правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом3. Правовая культура и культура вообще соотносятся между собой как частное и общее, что предполагает включение в состав общей культуры элементов правовой культуры. Важным методологическим подходом в изучении культуры является ее анализ как определенного творческого процесса и как специфического способа человеческой деятельности. Такой подход ориентируется на выделение двух параметров правовой культуры - творческого и личностного. Правовая культура с этих позиций понимается как система ценностей и процесс их реализации. Правовую культуру можно рассматривать с разных позиций. С позиций функционально-содержательного аспекта ее можно определить как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, созданные людьми в сфере права. 1 ![]() 2См., например: Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 12-15. 3 См.: С е м и т к о А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. М., 1990. С. 21. 37 По сути дела - это совокупность всех проявлений правовой деятельности, воплотивших достижения юридической мысли, юридической техники и правовой практики. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность. Л.К. Суворов определяет правовую культуру личности как совокупность социально-полезных качеств правосознания и основанного на нем правомерного поведения, отражающих степень освоения человеком правовых достижений общества1. Правовая культура личности является необходимой предпосылкой и созидательным началом правового состояния общества, его целью и составной частью, но вместе с тем и степенью и характером правового развития самой личности. Уровень правовой культуры лиц, занимающихся юридической деятельностью, оказывает на результаты этой деятельности очень сильное воздействие. Это справедливо и в отношении лиц, осуществляющих правотворчество, и для субъектов, применяющих право. А.Ф. Гранин указывает: «Правовая культура в сочетании с нравственной являются важными идеологическими факторами, от которых зависит не только строжайшее соблюдение законности, но и обоснованность, справедливость, разумность применения норм права»2. В литературе можно встретить различные точки зрения по поводу элементов структуры правовой культуры. А.П. Семитко, например, указывает 4 таких элемента: правовые тексты и деятельность, правовое сознание и субъект3. ' ![]() 2 Гранин А.Ф. Правовая культура работника учреждений внутренних дел. Киев, 1969. С. 17. 'Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. М., 1990. С. 50. 38 В структуре правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте, например, выделяют:
- правовое поведение, деятельность1. Представляется, что в структуре правовой культуры сле дует выделять:
права, его понимание. Некоторые ученые не отождествляют знание права с его пониманием2. Однако, думается, во избежание терминологической путаницы целесообразно было бы считать понимание смысла правовой нормы необходимым составным компонентом знания, наряду с механическим запоминанием. Важнейшая роль в структуре знания принадлежит, безусловно, правовым принципам. Знание принципов - это системообразующий фактор, придающий логическую стройность, завершенность, осмысленность конгломерату юридических сведений. В то же время знания и понимания правовых норм еще недостаточно для правомерного поведения. Ю.В. Кудрявцев пишет по этому поводу: «Криминологическими исследованиями установлено, что для совершения умышленных антисоциальных действий, особенно корыстного характера, знание или незнание конкретной нормы права 1 ![]() ние как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 42-43. 2 См.: например, Сальников В.П. Социалистическая пра вовая культура: методологические проблемы. Саратов, 1989. С. 49-50. 39 не играет существенной роли. Здесь важно отношение к обществу и его принципам, прежде всего нравственным, убеждение субъекта в справедливости своих действий, практическая оценка им возможных выгод или потерь в результате совершенного деяния. Все это, в свою очередь, связано тесно с обстоятельствами среды и воспитания человека, его статусом и образом жизни, отношением с окружающими, позитивным или негативным личным опытом, мировоззрением»1. Таким образом, неотъемлемым элементом правовой культуры должно являться уважение к праву - прочное убеждение в его высокой ценности для всех членов общества, выражающееся в установке субъекта на безусловное, правомерное поведение. Л.К. Суворов подчеркивает, что «уважение к праву включает в себя следующие элементы: уважение к действующему законодательству и принципам законности, к правам, законным интересам и достижениям личности, уважение к своей профессии»2. Поведенческий элемент правовой культуры представляет собой правомерное поведение - социально-правовую активность. В.В. Копейчиков и В.В. Бородин справедливо отмечают, что «правовая культура - это не только высокий уровень юридического мышления, но и высокое качество юридической деятельности, независимо от того, кто ее конкретно осуществляет»3. При рассмотрении сущности социально-правовой активности можно отметить различия в подходах к данной проблеме. 1 ![]() государство и право, 1983. № 3. С. 29. 2 Суворов Л.К. Правовая культура работников органов внутренних дел. М., 1991. С. 21. 3 Копейчиков В.В., Бородин В VB. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государ ства. М., 1983. С. 28. 40 Одни авторы исследуют данный вид активности, выводя ее из правового сознания личности, отношения к правовым нормам и правовым явлениям как готовности к практической деятельности людей в сфере применения права1. Вторые относят социально-правовую активность к добровольной общественно значимой деятельности в правовой сфере2, либо к деятельности, связанной со стремлением специального субъекта к познанию правовых явлений и практическому участию в функционировании правовой сферы3. Социально-правовой активности личности присущи следующие характерные черты:
По мнению В.И. Гоймана, правовая активность предполагает в структуре личности такие свойства, как:
1 ![]() при социализме // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974. С. 183; Н а з а р е н к о Е.А. Акту альные теоретические вопросы правового воспитания в социалисти ческом обществе // Вопросы государства и права развитого социали стического общества. Харьков. 1975. С. 212. 2 См.: Козимирчук В.П. Социалистический образ жизни и социально-правовая активность личности // Соц. законность. 1977. № 3. С. 24. 3См.:Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения (философско-методологический очерк). Киев, 1976. С. 202. 41 - поведенческие, то есть правовые навыки, умения, привычки, установки и иные стереотипы и образцы правомерного поведения1. Н.Н. Вопленко по отношению к работникам органов внутренних дел отмечает, что социально-правовая активность сотрудников органов внутренних дел, предопределяемая их убежденностью в справедливости правовых норм и законностью, должна выступать высшим показателем индивидуальной правовой культуры2. Таким образом, правовая культура характеризуется сочетанием трех важнейших компонентов: знания права, уважения к праву и социально-правовой активности. Дравшая культура выполняет следующие функции: познавательно-преобразовательную (теоретическая и организаторская деятельность), праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую (формирование правовых качеств личности), коммуникативную (правовое общение людей всех времен), прогностическую (научное прогнозирование, предвидение). Правовое сознание по своему содержанию значительно уже правовой культуры, является ее компонентом. В силу этого правовое сознание и правовая культура соотносятся между собой как часть и целое. Правовая культура, помимо правового сознания, включает и иные личностные характеристики субъектов права (правовые навыки, правовые умения, правовые привычки, стереотипы (образцы) правомерного поведения). Вследствие неоднородности российского общества в нем всегда присутствуют группы людей с очень высоким и чрез- 1 ![]() проблемы ее развития (по материалам конкретно-социологического исследования) // Правовые вопросы деятельности ОВД в современных условиях. Ташкент, 1985. С. 85. 2 См.: Вопленко Н.Н. Индивидуально-психологические особенности формирования правомерного поведения // Вопросы тео рии государства и права. Саратов, 1980. С. 126. 42 вычайно низким уровнем правосознания, правовой культуры, социальные слои, располагающиеся «посередине» условной шкалы. Поэтому о правовой культуре общества в целом мы говорим, подразумевая наиболее характерные, распространенные, массовидные ее проявления. В настоящее время, увы, о подлинной юридической культуре населения в целом говорить преждевременно. Далеко не все граждане имеют необходимые правовые познания, осознанную необходимость строгого выполнения требований законности. Большинство мало верит в справедливость правовых норм, в способность правоохранительных органов отстоять и защитить права личности в случае их нарушения. Такому отношению граждан можно найти объяснение: На процесс правового формирования личности огромное влияние оказывают та духовная атмосфера, тот правовой климат, которые господствуют в данном обществе. Чем прочнее правопорядок в обществе, чем выше организованность и дисциплина его членов, чем глубже уважение к законам и законности, тем успешнее процесс овладения правовой культурой, правовыми знаниями, правовыми убеждениями. И напротив, атмосфера беззакония, неуважительного отношения к закону, расхлябанности, недисциплинированности тормозят процесс правового формирования личности, порождают антисоциальную направленность, антисоциальное поведение. К сожалению, сами должностные лица, те, кого принято именовать «властью», очень часто демонстрируют пренебрежение ценностями права, правовой нигилизм, а то и прямо совершают преступления. Особенно удручает низкий уровень правовой культуры работников юридических профессий, тех, кто непосредственно связан с процессом правотворчества, реализации права. Следует отметить низкое качество многих современных нормативно-правовых актов, как с содержательной стороны, так и с точки зрения соотношения с другими нормативно-правовыми актами. Низкая культура нормативных актов проявляется в обилии двусмысленных, неясных формулировок, понятий, терминов, нечетком определении правового статуса 43 субъекта, неоправданно большом количестве оценочных понятий в обозначении одних и тех же явлений различными терминами, или наоборот, одним термином - различных явлений. Отмеченный недостаток проявляется и в массе юридических противоречий: новые акты слабо согласованы с предыдущими, друг с другом, подчас не обеспечивается связь между материальным и процессуальным законом. Ю.А. Тихомиров указывает, что нечеткость и неточность понятий и терминов, заложенных в концепциях проектов законов, их недооценка, мстят за себя потом юридическими ошибками, ложными взглядами и ошибочными позициями правоприменителей1. Низкий уровень правовой культуры правоприменителя может проявиться в недостаточности правовых знаний, неуважении к праву, как следствие - в ошибочном правоприменительном акте. Важнейшей задачей государства, от успешного решения которой зависит успех всех правовых преобразований, всей юридической политики, является в настоящий момент распространение высокой юридической культуры на все слои населения. Эта цель может быть достигнута только с помощью правового воспитания. 1 ![]() 44 ^ В отечественной правовой литературе можно встретить разнообразные определения понятия «правовое воспитание». Например, А.С. Пиголкин определяет правовое воспитание как комплекс мер и приемов воздействия на сознание трудящихся с целью привития устойчивых и прочных юридических знаний, убежденности в правильности и справедливости норм законодательства, непримиримости в борьбе с антиобщественными проявлениями1. |£Под воспитанием в широком смысле слова понимают процесс влияния на личность как объективных (общественный строй, микросреда и др.), так и субъективных (целенаправленная сознательная деятельность) факторов} Под воспитанием в узком смысле слова имеется в виду только целенаправленная идеологическая деятельность2. Необходимо отметить, что понятие воспитания в двух смыслах берется некоторыми авторами-юристами в качестве «базисного» понятия при определении правового воспитания. Так, один из основоположников отечественной правовой педагогики И.Ф. Рябко утверждал, что правовое воспитание - это определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и индивидуальных факторов3. Аналогичной позиции придерживается А.Д. Бойков, который выделяет два смысловых значения термина «правовое воспитание». £в широком смысле - это всеохватывающий процесс воздействия на сознание объективных условий жизни: ближайшего бытового окружения, учебного коллектива, наблюдения за правовой действительностью, личного право- ' ![]() 2 См.: Общие основы педагогики. М, 1967. С. 114-125. 3 См.: Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов-на-Дону, 1969. С. 135. 45 вого опыта и прочего] В узком смысле правовое воспитание следует рассматривать как вид целенаправленного воздействия на сознание, как специфический вид специально организованной деятельности1. По мнению М.М. Галимова и О.Ф. Мураметса, употребление термина «правовое воспитание» в широком и узком понимании, ведет к тому, что за исходное берется понятие воспитания в широком смысле, и поэтому не удается показать специфику воспитательной деятельности. Получается, что любая деятельность того или иного органа является воспитательной, что не соответствует действительности2. Необходимо различать понятия «правовое воспитание» личности и «правовое формирование» ее. Под первым понимается целенаправленный, организованный, управляемый педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов, социальных групп, осуществляемый с помощью специальных правовоспитательных форм и средств. Второе понятие - более широкое и объемное. Оно включает помимо самого процесса правового воспитания еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности социальных факторов. Можно предложить следующее определение правового воспитания. ^ есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале 1 ![]() воспитания. В кн.: Правовая культура и вопросы правового воспи тания. С. 13; его же: Методологические и методические вопросы про паганды права. В кн.: Вопросы теории и практики правового воспи тания. М., 1976. С. 24. 2 См.: Г а л и м о в М.М., Мураметс О.Ф. Правовое воспи тание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань, 1976. С. 17. 46 современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. Правовое воспитание выполняет две основные_функции: 1) передача воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений; 2) формирование правовых идей, убеждений, чувств в правосознании граждан. Исходя из этого, следует различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых, вторым - процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего комплекса правовых средств. Главными особенностями правовоспитательного процесса являются: а) его исходной базой, при помощи и на основе которой он строится, выступает система общеобязательных правовых норм; б) при его осуществлении до сведения воспитуемых до водятся, внедряются в правосознание установленные госу дарством и связанные с их поведением правовые предписа ния, дозволения, запреты; в) он опирается на гарантированную возможность в не обходимых случаях применять принудительную силу госу дарства в виде юридической ответственности правонаруши телей; г) его воздействием охватываются не только законопос лушные граждане, но и лица, склонные к совершению право нарушений, в связи с чем решаются задачи предупреждения правонарушений; д) осуществляется он в специальных правовых воспита тельных формах с использованием правовых средств и методов; е) осуществляющие его лица, как правило, имеют юри дическое образование или специальную юридическую подго- |