Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 icon

Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49





Скачать 132.66 Kb.
НазваниеМетодика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49
страница1/5
Дата08.04.2013
Размер132.66 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5

Содержание


Введение 2

Глава I. Научно-теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба 5

1.1.Характеристика голоса и развитие детского голоса в норме 5

1.2.Анатомические и функциональные нарушения у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба 12

Глава II. Экспериментальное исследование голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами губы 25

2.1. Краткая характеристика детей экспериментальной группы 25

2.2. Содержание и структура исследования 27

Глава III. Логопедическая работа по устранению нарушений произношения у детей с врожденными расщелинами губы и неба 40

3.1. Методика обучающего эксперимента 40

3.2.Анализ результатов экспериментального исследования 49

Заключение 54

Список литературы 57






Введение


Актуальность изучения темы «Голосовые расстройства у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба» (ВРГН) мотивирована тем, что расщелины верхней губы и неба в структуре врожденных уродств по частоте занимают второе место и относятся к наиболее тяжелым порокам развития лица и челюстей, приводящим к значительным анатомическим и функциональным нарушениям. По данным ВОЗ частота рождения детей с ВРГН в мире составляет 0,6-1,6 случая на 1000 новорожденных [1]. Имеется тенденция к увеличению данного показателя, одной из причин которого является резкое ухудшение экологии. В результате этого появляется множество дополнительных эндогенных факторов, способствующих возникновению врождённых аномалий. Так, в США отмечено колебание частоты этого порока: от 0,78 в штате Нью-Йорк, до 1,82 на Гаваях, 0,94 в Алабаме и даже до 2,5 на 1000 новорождённых в Нью-Мехико [1].

Ежегодно в России появляется от 3,5 до 5 тысяч подобных детей [1], до 54% которых составляют пациенты с врождёнными односторонними сквозными расщелинами верхней губы и нёба [1].

Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию, так же стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека. Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает его слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, проявляются как в информативно-коммуникационных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка. В этой связи исследование голоса в норме и патологии является одной из актуальнейших задач логопедии. Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложной задачей, поэтому логопедическая цель заключается в том, чтобы научить говорить ребенка так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей.

Данная проблема достаточно широко освещена в научной литературе. В своем исследовании мы опирались на работы следующих авторов: Л.С. Волковой [40], Т.В. Волосовец, В.Е. Агаевой [13;14;15], Г.И. Соломатиной [60;61;62], О.С. Орловой [48;49], Е.С. Алмазовой [1] и пр.

Объект исследования – голосовые расстройства у детей с расщелинами верхней губы и неба.

Предмет исследования – особенности голосового расстройства у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

Цель исследования – выявление голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами неба и верхней губы и обоснование основных направлений логопедической работы.

Нами была выдвинута гипотеза: состояние голоса у детей с врожденными расщелинами неба и верхней губы имеет количественные и качественные особенности по сравнению с детьми в норме, но при условии комплексного коррекционного обучения можно повысить эффективность как голосовой, так и речевой коррекции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.

  2. Показать нарушения в структуре речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

  3. Наметить методику обследования голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

  4. Провести эксперимент обучения в условиях специального детского сада.

  5. Определить методику восстановления речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба

  6. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая и теоретическая значимость нашего исследования заключаются в уточнении и углублении данных об особенности голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов коррекционной работы.

В данной работе были применены следующие методы:

  • изучение и анализ литературных источников;

  • метод наблюдения;

  • метод индивидуального лабораторного исследования;

  • изучение медицинской и психической документации, беседы с детьми, их родителями.

Структура дипломного исследования: состоит из введения, 3-х глав (1 глава - теоретический анализ; 2 и 3 глава – экспериментальное обследование голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба, особенности логопедической работы с такими детьми), заключения, библиографии и приложений.

Объем дипломного исследования составляет 62 страницы. Всего проанализировано 63 работы.


^

Глава I. Научно-теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными расщелинами губы и неба

    1. Характеристика голоса и развитие детского голоса в норме


Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща. В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани.

В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких[12, C.44]. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений.

При продуцировании шепота голосовые складки раскрыты, не колеблются, а выходящий из легких воздух встречает сопротивление органов артикуляции в виде щелей и смычек, что вызывает специфический шум.

Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки — физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др. Поскольку голосовой феномен — явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушной среде, поэтому звук голоса — это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С [12, C 46]. Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные — шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука — это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. [12, C. 47]

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика — относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основной тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметной, меняющейся мелодики речи делает ее маловыразительной и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон — объем голоса — возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. [12]

Сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос составляет от 40 до 70 дБ. [12]

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон — максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte).

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Тембр звука является существенной характеристикой голоса. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс — это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, — носовую полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. [12, C 56].

При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При этом тембр голоса «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Таким образом, рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых в зависимости от пола и возраста. В логопедии «под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности». Это в полной мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

Под голосовым аппаратом следует понимать целый комплекс органов, принимающих участие в процессе голосообразования: гортань, глотка, носовая полость и ее придаточные пазухи, трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Патологическое состояние любого из этих органов может отрицательно повлиять на качество голоса.

Особое место в голосообразующей системе занимает диафрагма — вдыхательная мышца. Сокращение ее мышечных пучков ведет к уплощению и снижению купола диафрагмы, увеличению объема грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Органы брюшной полости при этом смещаются книзу. Хотя диафрагма типично вдыхательная мышца, она не остается пассивной и при выдохе.

Также выдох обеспечивается работой поперечно-полосатых межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Струи выходящего воздуха, сопровождающей обычное дыхание, оказывается недостаточно для фонаторного выдоха, когда требуется тончайшая регулировка подскладочного давления и объема пропускаемого между голосовыми складками потока. В момент речи на помощь приходит диафрагма вместе с гладкими мышцами трахеи и бронхов. Благодаря слабым вдыхательным движениям, которые происходят во время фонаторного выдоха, диафрагма корригирует силу подскладочного давления и объем пропускаемого через голосовую щель воздуха, обеспечивая тем самым извлечение разных по высоте и силе наиболее красивых звуков. Это дает основание относить ее к системе органов голосового аппарата.

Особенность дыхания состоит в том, что в состоянии покоя оно происходит непроизвольно, автоматически. В состоянии покоя вдох и выдох осуществляются через нос, и их продолжительность практически равна в среднем до 16—18 дыхательных движений в минуту. Характер дыхания при фонации существенно меняется: вдох осуществляется быстрее, а продолжительность выдоха увеличивается в 20, 30 и более раз, особенно при пении. Своеобразие фонационного дыхания выражается еще и в том, что вдох происходит и через нос, и через рот, а выдох только через рот.

Различают три основных типа дыхания:

1) реберное (костальное), иногда его называют грудным;

2) брюшное (абдоминальное);

3) смешанное (костоабдоминальное) [15].

Для полноценного голосообразования важно не количество воздуха, взятого на вдохе, а умение экономно произвести фонационный выдох, сформировать так называемую дыхательную «опору» — осознанное замедление выдоха. Опора характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, т.е. активным его торможением, выражающимся в произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки. Без опоры дыхания нет и опоры звука. Воспроизводимый при замедленном выдохе звук обладает способностью литься с достаточной силой и вместе с тем компактно.

В логопедической практике давно известно, что речевая и голосовая патологии часто сопровождаются нарушениями дыхания.

Голос человека оказывает весьма существенное влияние на коммуникационное взаимодействие людей, на реализацию конкретным индивидом его коммуникативных функций, так как в случае его нарушений снижается разборчивость и внятность речи и, следовательно, затрудняется ее восприятие окружающими. Рассматривая значение голоса в процессе общения, невозможно умалить его роль в передаче интонации, которая определяет не только эмоциональную, но во многом и смысловую сторону высказывания. Голосовая функция неразрывно связана с экспрессивной речью. Способность говорить и выражать свои мысли не может осуществляться без полноценного развития голоса.

Здоровый ребенок овладевает нормой правильного звукопроизношения на основе речевого опыта, постепенно прилаживая органы артикуляции для получения продукта, соответствующего воспринимаемым слуховым образцам. На формирование индивидуального голоса влияют не только анатомические и физиологические данные самого человека (ребенка). Во многом становление голоса складывается по подражанию, наиболее действенного в возрасте до 7 лет, и зависит от того, какими были голос и манеры его использования у окружающих — родителей, воспитателей, педагогов и, нередко, сверстников.

Рефлекторный крик новорожденного — это первая фонация. Голос новорожденных различается по силе, но имеет одинаковую высоту, по данным Дж. Киттеля (Kittel G., 1978) 425—435 Гц, и не различается по тембру [15]. Он строится на непрерывном звучании гласного. С двух-, трехнедельного возраста функциональное назначение и способ подачи голоса начинают изменяться. Ребенок выражает голосом протест против своих ощущений боли, голода и любого дискомфорта, а также потребность во внимании. При виде матери голос ребенка свидетельствует об удовольствии и способ его подачи становится более мягким. При чувстве голода или боли ребенок издает более резкие крики на твердой голосовой атаке.

Период формирования голоса условно разделяется на несколько этапов: дошкольный — до 6—7 лет, домутационный — до 13—14 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — до 17—19 лет.

Процесс формирования голоса проходит несколько стадий:

- пренатальная - до момента рождения;

- младенчество - от рождения до 2 лет;

- ранний детский возраст – от 2 до 5 лет;

- средний детский возраст – от 5 до 9 лет;

- позднее детство – от 9 лет до начала пубертного периода;

- ранний взрослый период - пубертат, обычно от 12 до 18 лет;

- средний взрослый период – от 15 до 18 лет;

- окончательное взросление – от 19 лет до 21 года.

У детей дошкольного возраста фонация осуществляется за счет краевого натяжения коротких тонких голосовых складок, состоящих из соединительной ткани и желез. С пяти лет начинают формироваться отдельные пучки вокальных мышц. Голос имеет высокое звучание, его диапазон составляет 5—6 нот.

Формирование голоса зависит от многих факторов — конституции человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции, психического развития индивида. Для полноценного голосообразования требуется правильное строение и функционирование артикуляционного аппарата, звуки речи должны соответствовать нормам фонетической системы языка. У здорового маленького ребенка левая и правая половины тела симметричны, это касается и внутренних органов. Приблизительно с пяти лет развивается легкая асимметрия, что является физиологической нормой. Е. Н. Малютин (1934) указывал на менее активную функцию левой голосовой складки [16]. Но значительная асимметрия гортани уже свидетельствует о патологических ее изменениях.

Таким образом, голос – это совокупность звуков, производимых голосовым аппаратом человека. Источником голоса служат голосовые складки человека, которые при сближении напряжены и начинают колебаться. Высота звука определяется частотой колебательных движений: чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше звук. Местом, где зарождается высотные характеристики звука, является гортань – голосовые складки человека. Различают три типа голосообразования: придыхательный, твердый, мягкий.

Отличительными особенностями в строении формировании отдельных органов голосового аппарата ребенка являются: 1) диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата; 2) неравномерность и скачкообразность в процессе развития; 3) наличие периодов, когда развитие протекает почти незаметно; 4) неоднородность окончания роста разных органов голосового аппарата. Процесс формирования голоса проходит несколько стадий: пренатальная, младенчество, ранний детский возраст, средний детский возраст, позднее детство, ранний взрослый период, средний взрослый период, окончательное взросление. Соответственно выделяемым возрастным периодам меняются анатомические структуры голосового аппарата и голос ребенка, в частности, частота основного тона, интенсивность голоса, диапазон и тембр.
  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconМетодика исследования. 28 Методика компьютерной стабилографии. 28 Клиническая характеристика исследуемого

Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconМетодика исследования 23 Анализ результатов исследования 25 Основы коррекционной работы 30

Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconМетодика экспериментального исследования Организация экспериментального исследования

Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconМетодика проведения педагогического эксперимента и характеристика испытуемых студентов 31 > Анализ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconМетодика моделирования стресса и схема эксперимента Показатели устойчивости к эмоциональному стрессу

Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconМетодика исследования поверхностных рефлексов (кожных рефлексов и рефлексов со слизистых оболочек).

Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconПрограмма по развитию социально-важных навыков у детей с дцп и анализ результатов исследования заключение
Он представлен такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая и профессиональная...
Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconСоставить план обследования больного с учетом результатов субъективного и объективного исследования.
Тема занятия: «Клинические формы туберкулеза органов дыхания. Классификация. Клиника и диагностика»
Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconЗадачи исследования : Изучить литературу по теме исследования. Отобрать пробы воды и провести анализ

Методика обучающего эксперимента 40 Анализ результатов экспериментального исследования 49 iconМетодика исследования двигательной сферы у детей разного возраста. Поверхностные, глубокие и патологические

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы