|
Скачать 0.98 Mb.
|
Балашовский институт (филиал) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 033100 «Физическая культура» Автор-составитель Е. А. Цыглакова Балашов 2009 УДК 613.6 ББК 5я73+51.1(2)5 О75 Рецензенты: Кандидат биологических наук, преподаватель Балашовского филиала Саратовского государственного аграрного университета им. Н. В. Вавилова ^ Кандидат медицинских наук, доцент Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» ^ Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». О75 Основы медицинских знаний : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 003100 «Физическая культура» / авт.-сост. Е. А. Цыглакова. — Балашов : Николаев, 2009. — 68 с. ISBN 978-5-94035-393-5 В пособие рассматриваются шесть основных тем, которые посвящены вопросам сохранения, укрепления здоровья и профилактике заболеваний. Подробно описаны принципы оказания неотложной помощи при травмах и угрожающих жизни состояниях, алгоритмы выполнения различных медицинских манипуляций. Издание адресовано преподавателям, студентам педвузов, а также всем, кто интересуется проблемами здоровья. УДК 613.6 ББК 5я73+51.1(2)5 ^ Введение 7 Глава 1. Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика заболеваний 8 1.1. Определение понятия «здоровье». Компоненты здоровья 8 1.2. Болезнь и предболезнь 9 1.3. Здоровый образ жизни и физическая активность 10 ^ 2.1. Курение 13 2.2. Алкоголизм 14 2.3. Наркомания 18 Глава 3. Уход за пострадавшими и больными 22 3.1. Артериальное давление 22 3.2. Первая помощь при повышении температуры 26 3.3. Способы введения лекарственных веществ в организм 28 ^ 4.1. Характеристика детского травматизма. Особенности лечения травм и травматического шока у детей и подростков 32 4.2. Первая помощь при ранениях, кровотечениях и укусах животных 35 4.3. Переломы. Виды. Помощь. ПМП при повреждениях позвоночника, головы, груди и живота. Способы транспортировки раненых 39 4.4. Первая помощь при попадании инородных тел 42 4.5. Терминальные состояния. Особенности выполнения реанимационных мероприятий 44 ^ 5.1. Классификация отравлений и особенности диагностики 53 5.2. Общие принципы оказания первой помощи при отравлениях 55 5.3. Отравление кислотами и щелочами 56 5.4. Отравление лекарственными препаратами 57 5.5. Пищевые отравления 58 5.6. Отравление этиловым спиртом и его суррогатами 60 5.7. Отравление угарным газом 62 5.8. Отравление ядохимикатами 63 ^ 6.1. СПИД и его профилактика 65 6.2. Венерические заболевания 68 Список используемой литературы 72 ВведениеЦелью учебного пособия «Основы медицинских знаний» является систематизация и углубление знаний по отдельным темам курса, необходимых каждому современному человеку в его повседневной жизни и деятельности. В нем даны рекомендации, которые помогут студентам приобрести необходимые для педагогической профессии системные знания и умения по формированию здорового образа жизни и оказанию помощи лицам, получившим травму либо находящимся в состоянии, угрожающем жизни и здоровью. Актуальность проблемы обучения будущих педагогов, преподавателей физической культуры основам медицинских знаний продиктована значительным снижением уровня здоровья в России не только у взрослых, но и детей. Только осознанное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него поможет разрешить эту проблему. Автор попытался сделать пособие полезным не только для изучения основ медицинских знаний, но и для понимания жизненных трудностей и путей их разрешения. ^ 1.1. Определение понятия «здоровье». Компоненты здоровья. 1.2. Болезнь и предболезнь. 1.3. Здоровый образ жизни и физическая активность. ^ Здоровье — одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из условий счастья человека. В большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» [1]. В то же время живой организм — система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм. Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Исходя из этого определения, можно подумать, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации. Сегодня это определение подвергается критике почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Существуют и другие определения здоровья, которые подчеркивают качественные и количественные составляющие, а также индивидуальные и коллективные параметры здоровья. В настоящее время принято выделять несколько уровней в понятии «здоровье»: ^ связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами, это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет два компонента: — соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития; — физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его являются морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. ^ связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги или депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). ^ связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты. Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально [1]. |