Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта





Скачать 132.18 Kb.
Название Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта
Дата 09.04.2013
Размер 132.18 Kb.
Тип Документы
Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта.

Гвоздкова Ирина Юрьевна, начальник отдела МЦКО


Наибольшее количество травм обучающиеся (воспитанники) получают во время образовательного процесса в результате конфликтов со сверстниками на переменах, на прогулках после уроков. При этом, в последнее время резко увеличилось количество травм и несчастных случаев, произошедших с обучающимися на уроках физкультуры.


Статистика получения травм обучающимися

общеобразовательных учреждений в 2011/2012 учебном году




При этом основными причинами жалоб родителей о получении травм их детьми в образовательном учреждении являются:

  • не оказание или непрофессиональное оказание первой помощи обучающемуся, получившему травму;

  • расследование и оформление несчастного случая с нарушением требований нормативных документов;

  • нежелание администрации школы принимать меры адекватного характера к работникам образовательного учреждения, по вине которых произошел несчастный случай.

Главным юридическим документом, в котором отражаются вышеуказанные позиции, является акт по форме Н-2, который в соответствии с Приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 № 639 «О введении в действие Положения о расследовании и учёте несчастных случаев с учащейся молодёжью и воспитанниками в системе Гособразования СССР» (далее Положение), должен составляться администрацией образовательного учреждения в обязательном порядке, профессионально и в полном объеме.

В настоящее время родители обучающихся, в подавляющем большинстве, являются грамотными и образованными людьми. Они понимают, что именно с помощью акта Н-2 имеется возможность получить полную информацию произошедшего, установить виновных, оценить действия администрации образовательного учреждения и защитить в судебном порядке права своего ребенка.

Несмотря на большое общестатистическое количество травм, полученных детьми, в каждом отдельном образовательном учреждении они происходят не часто, поэтому руководители, впервые составляя акт формы Н-2, зачастую делают это юридически неграмотно, чем искажают или усугубляют отдельные моменты произошедшего несчастного случая. Они не владеют содержанием Положения и тем самым, нарушают порядок расследования несчастных случаев.

При этом, в соответствии с п.1.7 Положения ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, составление акта формы Н-2, разработку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель учреждения, где произошел несчастный случай.

Учитывая вышеизложенные причины, стоит отдельно и более подробно остановиться на действиях администрации образовательного учреждения в случаях получения травм обучающимся или воспитанниками во время, до и после образовательного процесса.


* * *


В соответствии с п.1.4 действующего Положения произошедший несчастный случай, вызвавший у учащегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом формы Н-2.

Все несчастные случаи, оформленные актом Н-2, утверждаются и регистрируются окружным управлением образования в обязательном порядке, в течение суток, так как в противном случае данный инцидент будет считаться как сокрытие информации. Начальник окружного управления образованием утверждает четыре экземпляра акта формы Н-2.

После утверждения акты по одному экземпляру направляются: в учреждение, где произошел несчастный случай, в архив окружного управления образования, специалисту, курирующему вопросы охраны труда, родителям пострадавшего.

  • Акт по форме Н-2 должен быть выдан родителям не позднее трех дней с момента окончания по нему расследования, причем на руки под роспись в соответствующем журнале исходящей документации или заказным письмом по почте.

В случае отказа родителей (законных представителей) ребенка в получении акта формы Н-2 от подписи, составляется соответствующий акт в произвольной форме.


В качестве практической помощи руководителям образовательных учреждений предлагаем алгоритм расследования и учета несчастных случаев, а также рекомендации для правильного оформления акта по форме Н-2.

^ Основными задачами, которые должны быть решены в соответствии с требованиями Положения, являются:

  • определение истинных причин происшедшего несчастного случая и разработка на этой основе необходимых мер по предупреждению подобных случаев;

  • установление должностных и иных лиц, допустивших нарушения требований нормативных актов, приведших к несчастному случаю, в целях привлечения их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.


^ Алгоритм расследования и учёта несчастных случаев


1. О каждом несчастном случае, произошедшем с обучающимся или воспитанником, пострадавший или очевидец немедленно извещает непосредственного руководителя образовательного учреждения или администрацию (при отсутствии руководителя на месте), который в свою очередь обязан: срочно организовать первую доврачебную помощь пострадавшему и его доставку в медпункт, сообщить о произошедшем руководителю образовательного учреждения.


2. После принятых мер по оказанию пострадавшему первой помощи руководитель должен решить вопрос о доставке его в медицинское учреждение.


3. Незамедлительно сообщить о произошедшем случае родителям.

Даже в случае отказа родителей от госпитализации, если травма произошла во время образовательного процесса, ответственность несет руководитель образовательного учреждения и согласие на госпитализацию пострадавшего не требуется. Родителям в этом случае сообщают, в какое медицинское учреждение доставлен ребенок.

При этом, администрация образовательного учреждения должна сделать письменный запрос в медицинское учреждение, куда доставлен или находится на излечении пострадавший, о характере и степени тяжести повреждений здоровья пострадавшего ребенка.


^ Формирование комиссии по расследованию несчастного случая


Формирование комиссии по расследованию несчастного случая осуществляется с учетом п.1.5. Положения, регламентирующего вопросы состава и последующих действий комиссии. В состав комиссии не включается руководитель, непосредственно отвечающий за организацию работ по безопасному содержанию рабочего (учебного) места, где произошел несчастный случай (например, в состав комиссии не должен входить заместитель директора по учебно-воспитательной работе, если несчастный случай произошел во время учебных занятий).

Сам руководитель образовательного учреждения не может являться членом комиссии, т.к. он - заинтересованное лицо.


^ В ходе расследования любого несчастного случая члены комиссии обязаны лично:

  • опросить пострадавшего (по возможности) и очевидцев несчастного случая, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников).

  • изучить действующие в образовательном учреждении нормативные и организационно-распорядительные документы, регламентирующие требования безопасности, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса;

  • рассмотреть (заслушать) должностных и иных лиц, показания которых могут быть необходимы;

  • установить причины происшествия и лиц, допустивших нарушения законодательных, нормативных правовых актов по охране труда и безопасности жизнедеятельности;

  • предложить руководителю образовательного учреждения необходимые мероприятия по предупреждению подобных несчастных случаев.


^ Опрос пострадавшего, очевидцев и иных лиц


  • Важным элементом расследования несчастного случая является опрос пострадавшего и очевидцев происшедшего с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников), должностных и иных лиц, показания которых могут быть необходимы для правильного анализа происшедшего несчастного случая.

Объяснения должностных и иных лиц, сведения которых представляются важными для выяснения обстоятельств и причин несчастного случая, могут быть получены членами комиссии в форме объяснительной записки.

Образец прилагается:


В комиссию по расследованию

несчастного случая

Объяснение очевидцев происшествия, ответственного лица, должностного лица.


от _________________________________________________________

(ф.и.о., профессия (должность)

проживающего по адресу: ______________________________________________

по несчастному случаю с обучающимся (воспитанником) ____________________________________________________________

(ф.и.о. пострадавшего)

____________________________________________________ (наименование учреждения, класс, группа)

происшедшему в ___________ часов __________ минут ___________________ дата.

По существу данного несчастного случая я могу дать следующее объяснение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________ ___________________ ______________________

(ф.и.о.)(подпись)(дата)


При опросе очевидцев, пострадавшего, а также в объяснениях должностных и иных лиц, необходимы следующие сведения:

- где конкретно находился пострадавший (очевидец происшествия) в момент несчастного случая, чем были заняты при этом;

- как вел себя пострадавший до несчастного случая и в момент происшествия;

- что предшествовало несчастному случаю;

- как протекал учебно-воспитательный процесс;

- что произошло с пострадавшим;

- действия ответственных лиц (учителя, дежурного учителя, администрации, медицинских работников);

- какие нарушения правил охраны труда и техники безопасности были замечены;

- что, по мнению очевидцев, является причиной несчастного случая.


Образец протокола опроса прилагается:


ПРОТОКОЛ

опроса пострадавшего при несчастном случае

(очевидца несчастного случая, должностного лица)

_____________________________ ______ ___________ 20___ г.

(место составления протокола)

Опрос начат в __ час. __ мин.

Опрос окончен в __ час. __ мин.

Мною, председателем (членом) комиссии по расследованию несчастного случая, образованной приказом _________________________

_________________________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы председателя комиссии, (члена комиссии), производившего опрос)

в помещении _____________________________________ произведен опрос

(указать место проведения опроса)

пострадавшего, очевидца несчастного случая, должностного лица организации (нужное подчеркнуть):

1) фамилия, имя, отчество ________________________________________

2) дата рождения ____________________________________________________

3) место рождения ___________________________________________________

4) домашний адрес ___________________________________________________

5) телефон __________________________________________________________

6) школа, класс (для обучающихся) _____________________________________

7) место работы, должность____________________________________________

___________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы опрашиваемого)

По существу несчастного случая, происшедшего ______________20___ г. с _______________________________________________________,

(фамилия, инициалы пострадавшего)

могу показать следующее: __________________________________________

(излагаются показания опрашиваемого, а также поставленные перед ним вопросы и ответы на них)


________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы опрашиваемого, дата)

_________________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы лица, проводившего опрос, дата)

С настоящим протоколом ознакомлен ______________________________________

(подпись, фамилия, инициалы опрашиваемого, дата)

Протокол прочитан вслух ________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы лица, проводившего опрос, дата)


^ Ознакомление с документами

(локальными и нормативными актами, организационно-распорядительными документами образовательного учреждения).


В обязательном порядке, должны быть рассмотрены следующие документы:

- должностные инструкции работников, должностных лиц образовательного учреждения;

- приказы о распределении обязанностей по охране труда (наличие должностных обязанностей по охране труда);

- приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию помещения, оборудования и т.п.;

- действующие в учреждении инструкции по охране труда, по должностям и видам выполняемых работ;

- документы, подтверждающие прохождение пострадавшим в установленном порядке инструктажей по технике безопасности;

- документы, подтверждающие прохождение руководителями, и специалистами обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда;

- действующие в учреждении документы на оборудование - акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования, акты-испытания оборудования, акты приемки в эксплуатацию оборудования (в т.ч. детских игровых площадок ), спортивных сооружений график ежедневного визуального осмотра оборудования и т.п.;

- технические документы на оборудование при эксплуатации, которых произошел несчастный случай;

- документы, отражающие техническое, санитарно-гигиеническое состояние помещения (протоколы замеров, акты обследования, предписания и т.д.).


Дополнительно следует остановиться на формулировке следующих позиций акта Н-2:


«Вид происшествия»

Для заполнения акта по форме Н-2 такой классификатор видов происшествия отсутствует. Можно привести несколько примерных видов происшествия, характерных для несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками:

  • Падение

  • Падение с высоты

  • Столкновение

  • Нанесение телесных повреждений другим лицом

  • Падение при столкновении

  • Удар о металлический предмет

  • Воздействие вращающегося предмета

  • Поражение электрическим током

  • и т.п.


«Подробное описание обстоятельств несчастного случая»

При описании обстоятельств несчастного случая, следует дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай; указать какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего, других детей, а также учителя (воспитателя и т.п.); изложить последовательность событий.

Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим.

При описании травмы, нанесенной пострадавшему (ушиб, перелом, растяжение, ожог и т.д.) необходимо указать также пораженную часть тела.

Указать действия администрации по организации первой помощи пострадавшему.


Доведение сообщения о несчастном случае до сведения родителей (законных представителей) и вышестоящего органа управления образованием.

В конце заполнения пункта, по результатам полученного медицинского заключения, указать степень тяжести повреждения у пострадавшего и установленный диагноз.

Пункт 17 акта формы Н-2 составляется в соответствии с документом (справкой) из лечебного учреждения.


«Причины несчастного случая»

1. Организационные

Действия ответственных лиц (учитель, воспитатель), находившихся в окружении пострадавшего:

- отсутствие (ослабление) контроля со стороны ответственных лиц за поведением обучающихся (воспитанников) и соблюдения детьми требований безопасности при выполнении упражнений, заданий;

- ненадлежащее исполнение администрацией образовательного учреждения обязанностей по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий образовательного процесса;

  • нарушение техники безопасности (отсутствие страховки при выполнении упражнений);


2. Технические

- конструктивные недостатки оборудования;

- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации учебных мест;

- неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории;

- нарушение правил пожарной безопасности; недостаточная освещенность.


3. Личностные

Одной из главных причин является поведение обучающихся и воспитанников (в т.ч. и пострадавшего ребенка получившего травму):

- нарушение обучающимся или воспитанником дисциплины; низкая нервно-психическая устойчивость;

- низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом;

- отсутствие навыка выполнения действия (на уроках);

- игровой азарт, соревновательный момент, оказывающий дезорганизующее влияние на поведение, когда нужно быстро реагировать на возникающие опасные ситуации (неудачные падения).

- недостатки в обучении детей правилам поведения, безопасным методам и приемам работы, выполнения упражнений.


«Мероприятия по устранению причин несчастного случая»

Мероприятия должны быть тесно связаны, и следовать из обстоятельств и причин несчастного случая.

В акте должны быть изложены конкретные практические мероприятия, которые не могут подменяться общими фразами. Прежде всего, мероприятия должны быть направлены на ликвидацию выявленных в ходе расследования нарушений правил и норм охраны труда и техники безопасности. Поэтому они всегда должны сопровождаться техническими, либо организационно-техническими мероприятиями по устранению причин несчастного случая.

В данном разделе акта должны быть исключены общие записи типа: «издать приказ…», «подготовить план мероприятий» и т.п. Обязательно должны быть указаны конкретные исполнители. В графе «срок исполнения» следует избегать записей «постоянно» или «немедленно», «в течение месяца» вместо указания конкретного срока исполнения.

В мероприятиях следует также указать действия администрации образовательного учреждения по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушения требований нормативно правовых актов по охране труда и безопасности жизнедеятельности (издание соответствующего приказа).


«Лица, допустившие нарушения правил охраны труда и техники безопасности»

В данном пункте необходимо указать конкретных лиц, ответственных за нарушения, которые привели к несчастному случаю. Исходя, из причин несчастного случая должно быть установлено конкретное лицо, ответственное за допущенные нарушения. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работников образовательного учреждения является нарушения:

- приказ об охране труда;

- должностной инструкции, разработанной и утвержденной в установленном порядке, а также доведенной до конкретного лица под роспись;

- заключенного с ним трудового договора;

- отраслевых правил и положений, регламентирующих порядок организации работы по охране труда; межотраслевых правил безопасности, локальных нормативных актов по охране труда(при условии, что виновное лицо было ознакомлено с этими требованиями в установленном порядке);

- иных документов (если виновное лицо было ознакомлено с их требованиями).

По окончанию расследования и оформления материалов члены комиссии составляют и подписывают акт по форме Н-2 в 4-х экземплярах.

Руководитель образовательного учреждения незамедлительно принимает меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай.


«Контроль»

Руководитель учреждения обязан обеспечить анализ при­чин несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса, рассмотрение их в коллективах преподава­телей, учителей, воспитателей и учащихся, разработку и осуществле­ние мероприятий по профилактике травматизма и предупреждению других несчастных случаев.

Ответственность за правильное и своевременное расследо­вание и учет несчастных случаев, составление комиссией акта формы Н-2, разра­ботку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель образовательного учреждения, где произошел несчастный случай.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Методические рекомендации по организации и проведению расследования и оформлению несчастных случаев

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Оформление материалов расследования, учет и регистрация несчастных случаев на производстве
При оформлении материалов расследования несчастного случая на производстве, а также при его учете...
Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Методика расследования несчастных случаев на производстве

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Методика расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гу мо «Мособлпожспас»

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Положение о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками в моу сош №1

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon С. В. Боровкова моу «Синявинская сош» Протокол № от Приказ от № Порядок расследования и учёт несчастных

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Настоящее положение разработано в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и Положением

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Приказ от 24 февраля 2005 г. №160 Оформах документов, необходимых для расследования несчастных случаев

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Iii. Страхование от несчастных случаев на время поездки

Нарушения порядка расследования несчастных случаев или травм, полученных обучающимися во время образовательного процесса, как причина конфликта icon Правила №1 страхование от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы