|
Скачать 1.02 Mb.
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник ГУ МО «Мособлпожспас» С ![]() «22» августа 2011г. МЕТОДИКА расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ГУ МО «Мособлпожспас» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Вопросам расследования и учета несчастных случаев на производстве Трудовой кодекс РФ уделяет значительное внимание: пять его довольно подробных статей (227-231) регламентируют классификацию несчастных случаев, обязанности работодателя при несчастном случае на производстве, порядок расследования несчастных случаев, оформление материалов расследования несчастных случаев и их учет, а также порядок рассмотрения разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев. В соответствии со статьей 229 ТК РФ Минтрудом России утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. № 73). ^ ТК РФ и Положение классифицируют несчастные случаи по двум основаниям: первое - по способу воздействия на человека, второе - по степени тяжести последствий. Применительно к первому основанию имеется довольно подробный перечень видов несчастных случаев:
Этот перечень не является исчерпывающим, и с учетом многообразия опасных и вредных производственных факторов, вполне возможны и другие виды несчастных случаев. Названные "травмы", "повреждения", "ожоги" и др. считаются несчастными случаями, если они, во-первых, повлекли за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть, и, во-вторых, произошли при выполнении работником в течение рабочего времени своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, при следовании к месту командировки и обратно. Характерным признаком несчастного случая является внезапность, нечаянность, т.е. главный элемент происшествия (случайного события). Именно поэтому происшедшие на производстве острые отравления, тепловые удары, поражения молнией, обморожения расследуются и учитываются как несчастные случаи. Как отмечалось, все несчастные случаи на производстве считаются связанными с производством, пока не доказано иное. Отсутствие связи несчастного случая с производством устанавливается только при наличии особых обстоятельств. Здесь должна быть доказана причинно-следственная связь между употреблением работником алкоголя и наступлением несчастного случая. ^ О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая извещает непосредственного руководителя работ, который обязан:
В случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.п.) ТК РФ устанавливает обязанность работодателя в течение суток сообщить о несчастном случае в ряд организаций:
Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 утверждена форма Извещения о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом), по которой работодатель обязан в течение суток после происшествия несчастного случая в органы и организации, указанные в статье 228 ТК РФ, по телефону, факсом, телеграфом и другими имеющимися средствами связи. О случаях острого отравления работодатель или уполномоченное им лицо, сообщают также в территориальный орган санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации. О несчастных случаях на производстве со смертельным исходом государственная инспекция труда по субъекту РФ направляет сообщение в Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда по субъекту РФ, а в соответствующих случаях - в территориальный орган государственного надзора информацию по установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации форме о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев. ^ В соответствии со "Схемой определения тяжести несчастных случаев на производстве", утвержденной приказом Минздрава России от 17 августа 1999г. № 322 несчастные случаи на производстве по степени тяжести подразделяются на:
Квалифицирующими признаками тяжести несчастного случая на производстве являются:
Признаками тяжелого несчастного случая на производстве являются также повреждения, угрожающие жизни пострадавшего. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не влияет на оценку тяжести травмы. Заключение о степени тяжести производственной травмы дают по запросу работодателя или председателя комиссии по расследованию несчастного случая на производстве клинико-экспертные комиссии (КЭК) лечебно-профилактического учреждения, где осуществляется лечение пострадавшего в срок до 3-х суток с момента поступления запроса. Это заключение в обязательном порядке также оформляется в выписном эпикризе независимо от характера проведенного лечения. К тяжелым несчастным случаям на производстве относятся такие, которые в острый период сопровождаются:
К тяжелым несчастным случаям на производстве относятся также:
К тяжелым несчастным случаям на производстве относятся такие повреждения, которые непосредственно не угрожают жизни пострадавшего, но являются тяжкими по последствиям. К ним относятся:
К тяжелым несчастным случаям на производстве также относятся:
Врачи скорой и неотложной помощи, а также любые другие медицинские работники, оказывающие пострадавшему первую медицинскую помощь, не дают заключения о тяжести повреждения. В их компетенцию входит определение характера дальнейшего леченая пострадавшего (амбулаторное или стационарное), а также констатация летального исхода. ^ Организация расследования несчастны случаев и их учет являются обязанностью работодателя (ст. 228 ТК РФ), который, немедленно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа, (при необходимости сотрудник отдела охраны труда ГУ МО «Мособлпожспас»). Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай (мастер, прораб, начальник смены и т. п.), в состав комиссии не включается (ст. 229 ТК РФ). По требованию пострадавшего, а в случае смерти пострадавшего -его родственников, в состав комиссии включается доверенное лицо пострадавшего. Пострадавший на производстве работник вправе доверить любому лицу, в том числе не работающему в данной организации, действовать в его интересах при расследовании несчастного случая. Такое представительство осуществляется по правилам ст. 182 ГК РФ. В случае смерти пострадавшего доверенное лицо определяется его родственниками. Доверенное лицо действует на основании доверенности, составленной в произвольной форме и подписанной пострадавшим, а в случае смерти пострадавшего - одним из его родственников. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или его представитель либо председатель комиссии обязаны по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования. Несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ в другую организацию, расследует комиссия, образованная работодателем, на производстве которого произошел несчастный случай, причем в состав комиссии входит представитель организации направившей это лицо. Несчастный случай с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуется организацией, производящей эти работы. Комиссия, проводящая расследование, информирует работодателя, на территории которого производились эти работы, о своих выводах. Несчастный случай с работником при выполнении работы по совместительству расследуется и учитывается комиссией по месту производства работ по совместительству. Для расследования группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом в комиссию обязательно включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов. В такой комиссии председательствует государственный инспектор по охране труда. В случаях расследования острого отравления или радиационного воздействия в состав комиссии включаются представители органа санитарно-эпидемиологической службы. Для расследования группового несчастною случая с числом погибших пять и более человек создается комиссия, в которую входят представители Федеральной, инспекции труда при Министерстве труда и социальною развития РФ, федерального органа исполнительной власти и общероссийского объединения профсоюзов. Председателем комиссии является главным государственный инспектор по охране труда по субъекту РФ. Крупные аварии с человеческими жертвами 15 и более человек расследуются комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 14 ст. 229 ТК РФ). ^ Под расследованием несчастных случаев на производстве понимается собирание и анализ информации об обстоятельствах несчастного случая. При этом различаются два вида расследования: техническое (служебного), осуществляемое специально созданной комиссией по правилам Положения, и предварительное следствие, осуществляемое следователями органов прокуратуры, внутренних дел, и др., в соответствии с требованиями уголовно - процессуального законодательства (ст. 125 УПК РФ). Предполагается, что оба этих расследования не противостоят, не исключают одно другое, а взаимодействуют, взаимно дополняются, поскольку имеют общую задачу - выяснение причин несчастного случая и установление виновных в несчастном случае лиц. Сроки расследования установлены ст. 229 ТК РФ в зависимости от классификации несчастного случая:
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения медицинских и иных заключении эти сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней (ч. 8 ст. 229 ТК РФ). По требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обязан обеспечить: выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ, привлечение в этих целях специалистов-экспертов; фотографирование (съемку) места несчастного случая и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем места происшествия; предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования (ч. 20 ст. 229 ТК РФ). Главная цель расследования несчастного случая состоит в установлении обстоятельств, при которых он произошел; в определении причин, его повлекших: в выявлении лиц, виновных в несчастном случае; и, наконец, в анализе уровня организации безопасности труда на данном производстве. Расследование несчастных случаев происходит в рамках определенной процедуры:
Характеристика вышеперечисленных действий по расследованию несчастных случаев состоит в следующем. Осмотр места происшествия несчастного случая - начальный и основной момент расследования. Задача осмотра - фиксирование обстановки места происшествия в момент несчастного случая. Каждый несчастный случай индивидуален, и поэтому масштабы осмотра определяются применительно к данному происшествию, однако в любом случае осмотру обязательно подлежат: рабочее место, машины, агрегаты, механизмы, транспортные средства, на которых произошел несчастный случай; части сооружений, построек, машин, оборудования, а также материалы, инструменты, приспособления и другие предметы, которыми было причинено увечье пострадавшему; средства индивидуальной зашиты, спецодежда и спецобувь пострадавшего, защитные устройства, блокировки, сигнализация и пр. Осмотру могут также подлежать помещения цеха (участка) в целях определения технического состояния рабочих мест, машин, агрегатов, механизмов, аналогичных тем, где произошел несчастный случай, и для определения уровня безопасности труда в цехе (на участке). Результаты осмотра оформляются в виде планов, схем, эскизов, при необходимости - фото-, кино-, видеоматериалов места происшествия. Составление планов, фото-, киносъемку и пр. обязан обеспечить по требованию комиссии работодатель, за счет средств своей организации. При невозможности сохранить на рабочем месте обстановку, в которой произошел несчастный случай, руководитель организации или уполномоченное лицо обязаны составить протокол осмотра, схему (эскизы) места происшествия с указанием точного расположения пострадавшего и механизмов, оборудования как до. так и после происшествия, произвести фотографирование места несчастного случая. Опрос пострадавших, свидетелей, руководителей работ имеет целью получение информации (показаний) об обстоятельствах происшествия. Опрос производится липом, ведущим расследование. Показания оформляются протоколом, который подписывайся опрощенным и членом комиссии по расследованию. Противоречия в показаниях разных свидетелей должны быть устранены путем дополнительных опросов. Показания пострадавшего могут приниматься в рукописном виде с указанием даты составления, а также могут быть записаны со слов пострадавшего членом комиссии. Ознакомление с необходимой документацией - важный этап получения доказательств, необходимых для полного и объективного расследования. Комплекс такой документации неодинаков для разных несчастных случаев. Первоочередной интерес представляют:
При необходимости комиссия производит изъятие документов для приобщения их к материалам расследования. Проведение технических расчетов, лабораторных исследований и экспертиз также имеет целью получение доказательств. Специалистов привлекают или в качестве консультантов по отдельным вопросам, требующим специальных знаний: в этом случае консультант дает необходимые пояснения лицам, ведущим расследование; или же они привлекаются в качестве экспертов, и в этом случае комиссия ставит перед специалистами вопросы в письменной форме, на которые они представляют письменное экспертное заключение, прилагаемое к материалам расследования несчастного случая. В сложных случаях экспертиза может быть поручена группе экспертов. При необходимости допустимо проведение повторных экспертиз. Проведение этих мероприятий также осуществляется за счёт средств организации-работодателя. Материалы расследования несчастных случаев с тяжким исходом включают также:
Результатом расследования несчастного случая является акт, составляемый по формам Н-1 или Н-ШС, установленных постановлением Минтруда России от 24 октября 2002г. № 73 "Об утверждении форм и документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве". Акт оформляется в двух экземплярах. При групповом несчастном случае акт составляется на каждого пострадавшего отдельно (ч. 2 ст. 230 ТК РФ). В акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране труда. Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. При несчастном случае с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта (ч. 4 ст. 230 ТК РФ). Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, либо при поступлении жалобы пострадавшего или его доверенного лица либо родственников погибшего о несогласии с выводами комиссии по расследованию, проведенному без участия инспектора, проводит расследование независимо от срока давности (ч. 16 ст. 230 ТК РФ). По результатам расследования инспектор составляет заключение, являющееся обязательным для работодателя. При этом инспектор вправе потребовать от работодателя составления нового акта, если имеющийся акт оформлен с нарушениями требований ТК РФ или не соответствует материалам расследования несчастного случая (ч. ч. 17 и 18 ст. 230 ТК РФ). Пострадавший в результате несчастного случая либо его представитель вправе ознакомиться с материалами расследования. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастного случая, непризнание работодателем несчастного случая (отказ квалифицировать происшествие в качестве несчастного случая), отказ в проведении его расследования и составлении акта, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими органами государственной инспекции труда или судом. Помимо этого, пострадавший (его представитель) имеет возможность подать жалобу в прокуратуру, где по большинству тяжелых несчастных случаев ведется расследование по правилам УПК РФ, и в рамках этого расследования он будет признан потерпевшим (ст. 136 УПК РФ), Формы документов (формы 1-9), необходимые для расследования и учета несчастных случаев производстве согласно постановления Минтруда России от 24 октября 2002г. №73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве", и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, представлены в приложениях. Каждый несчастный случай на производстве, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчёт о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве. Акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом - документами и материалами расследования, прилагаемыми к соответствующему акту о расследовании несчастного случая на производстве, копии актов по форме Н-1 на каждою пострадавшею председатель комиссии (по несчастным случаям, происшедшим на судах - работодатель, судовладелец) в 3-х дневный срок после их утверждения направляет в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае на производстве, а при страховом случае указанные документы и акты по форме Н-1 направляет также в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя). Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда) и территориальный орган государственного надзора по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (объектах). Копии актов о расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, вместе с копиями актов по форме Н-1 на каждого пострадавшего, направляются председателем комиссии в Министерство труда и социального развития Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственною травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике (ч. ч. 10 и 11 ст. 230 ТК РФ). В соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда) (по ее требованию) высылаются копии актов по форме Н-1 о несчастных случаях, произошедших на производстве. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда), а в соответствующих случаях - в территориальный орган государственного надзора - информацию по установленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации форме о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель, сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда), о страховых случаях - в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя), в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам государственного надзора - в эти органы (ч. 15 ст. 236 ТК РФ). Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы пострадавшего или его доверенного лица или родственников погибшего при несогласии с выводами комиссии по расследованию, проведенному без его участия, и при поступлении информации, самостоятельно или с привлечением профсоюзной инспекции труда, а при необходимости органов государственного надзора проводит расследование несчастного случая на производстве независимо от срока давности. По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение (форма 8), которое является обязательным для работодателя (ч. 16 ст. 230 ТК РФ). Государственный инспектор по охране труда вправе потребовать от работодателя составления нового акта по форме Н-1, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. При этом прежний акт о несчастном случае признается утратившим силу на основании решения работодателя или государственного инспектора (ч. 18 ст. 230 ТК РФ). В ходе расследования каждого несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно - распорядительными документами (коллективными договорами, уставами, внутренними уставлениями религиозных организаций и др.), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и, по возможности, объяснения от пострадавшего по существу происшествия. На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев; определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности; в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и, руководствуясь требованиями Положения, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. ^ Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством:
При выявлении несчастного случая на производстве, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные статьей 228 Кодекса (далее - сокрытый несчастный случай на производстве), поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии, а также при поступлении, от работодателя (его представителя) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая), государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование несчастного случая, как правило, с участием профсоюзного инспектора труда, при необходимости представителей иных органов государственного надзора и контроля, а в случаях, упомянутых во втором абзаце пункта 20 настоящего Положения, - исполнительного ор страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя). По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение по форме 5, и выдает предписания, являющиеся обязательными для исполнения работодателем (его представителем). Несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме 2, (далее - акт формы Н-1). Несчастные случаи, происшедшие во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, квалифицированные по результатам расследования как несчастные случаи на производстве, оформляются актом о несчастном случае на производстве по форме 3, предусмотрено (далее - акт формы Н-ШС). Указанные несчастные случаи, квалифицированные комиссией как не связанные с производством, оформляются актом произвольной формы. Содержание акта формы Н-1 (Н-1ПС) должно соответствовать выводам комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование несчастного случая на производстве. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения установленных нормативных требований, со ссылками на нарушенные ими правовые нормы законодательных и иных нормативных правовых, актов. По результатам расследования каждого группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом составляется акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по форме 4 в двух экземплярах, которые подписывается всеми лицами, проводившими в установленном порядке его расследование. Результаты расследования случаев исчезновения работников или других лиц при исполнении ими трудовых обязанностей либо работ по заданию работодателя (его представителя), проведенного в соответствии с Положением, оформляются комиссией актом о расследовании данного происшествия, который должен содержать сведения о пострадавшем, включая сведения о его обучении по охране труда, о наличии опасных производственных факторов на его рабочем месте (предположительном месте исчезновения) и другие установленные обстоятельства происшествия, а также заключение комиссии о предполагаемых (возможных) причинах исчезновения и виновных в этом лирах. Оформленный и подписанный всеми членами комиссии акт о расследовании случая исчезновения вместе с другими материалами расследования направляется председателем комиссии в соответствующий орган прокуратуры, а их копии - в государственную инспекцию труда. Решение о квалификации и оформлении данного происшествия как несчастного случая (связанного или не связанного с производством) принимается соответствующей государственной инспекцией труда с учетом полученных в ходе его расследования сведений после принятия в установленном порядке решения о признании пропавшего лица умершим. Акты формы Н-1 (Н-ШС) по несчастным случаям на производстве, расследование которых проводилось без образования комиссии, оформляются работодателем (его представителем) или уполномоченным им лицом на основании и в соответствии с заключением (актом о расследовании несчастного случая), составленным государственным инспектором труда, проводившим в установленном порядке расследование несчастного случая, о чем в акте формы Н-1 (Н-1 ПС) делается соответствующая запись (вместо подписей членов комиссии). Оформленный акт о расследовании несчастного случая с прилагаемыми к нему материалами расследования и копией (копиями) составленного в установленных случаях акта формы Н-1 в трехдневный срок после их представления работодателю направляются председателем комиссии (государственным инспектором труда, проводившим расследование несчастного случая) в прокуратуру, куда ранее направлялось извещение о несчастном случае. Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора (по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (объектах), а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя), в установленном порядке. |