Болезни сердечно – сосудистой системы icon

Болезни сердечно – сосудистой системы





Скачать 0.9 Mb.
Название Болезни сердечно – сосудистой системы
страница 1/15
Дата конвертации 11.04.2013
Размер 0.9 Mb.
Тип Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУВПО Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра патологической анатомии


"Утверждаю"

Зав. кафедрой, д.м.н.

профессор__________ Боташева В.С.

«___»_____________ 2008 г.


Методическая разработка

для преподавателя


по проведению практического занятия по учебной дисциплине

патологическая анатомия со студентами 3 курса по специальности

“Врач общей практики ”


Тема №7. Болезни сердечно – сосудистой системы.

Занятие № 19. Эндокардиты. Миокардиты. Кардиосклероз. Атеросклероз.


^

Обсуждена на заседании кафедры


«_____» _____________ 2008 г.

Протокол №______


Ставрополь, 2008 г.

ТЕМА: " Болезни сердечно-сосудистой системы: атеросклероз, кардиосклероз, миокардит, эндокардит, приобретенные пороки сердца "

Обучаемый контингент: студенты 3 курса лечебного факультета

^ Учебные и воспитательные цели:

Общая цель занятия. Научить студентов определять этиологию, патогенез, морфологию атеросклероза, миокардита, эндокардита, приобретенных пороков сердца, а также различать клинико-морфологические формы атеросклероза и наиболее частные его осложнения.

^ Частные цели занятия. Студенты должны:

Знать:

- давать определения атеросклероза;

- различать стадии атеросклероза на основании данных макроскопического, светооптического и электроно-микроскопического исследования;

- назвать факторы, имеющие наибольшее значение в развитии атеросклероза;

- назвать и объяснить современные теории развития атеросклероза;

- называть и дифференцировать клинико-морфологические формы атеросклероза;

- называть и оценивать осложнения и исходы при различных клинико-морфологических формах атеросклероза,

- давать определения миокардита, называть и дифференцировать клинико-морфологические формы идиопатического миокардита,

- давать определения пороков сердца, знать их этиологию, классификацию, морфологию, исходы,

- давать определения эндокардита,

- называть причины, механизм развития, морфологию, исходы бактериального (септического) эндокардита, фибропластического париетального эндокардита с эозинофилией.

Уметь:

- определять по макро – и микроскопической картине формы и осложнения эндокардита;

- определять по макро – и микроскопической картине проявления и

осложнения миокардита;

- определять по макро – и микроскопической картине проявления и

осложнения атеросклероза.


4. Учебное время: 3 академических часа (135 мин)

Учебное и материальное обеспечение:

Клиническая база ПАО ГУЗ СККЦ СВМП, ЦПАО городской больницы № 4. Учебный корпус № 3, кафедра патологической анатомии, учебные комнаты № 1- 4. Микроскопы МБР.

Контингент тематических умерших больных с патологией по теме занятия.

^ Наглядные учебные пособия.

Учебные музейные макропрепараты: атеросклероз аорты с аневризмой брюшного отдела; ишемический инфаркт (серое размягчение) головного мозга; киста в головном мозге после инфаркта; атеросклеротический нефросклероз; гангрена нижней конечности.

Микропрепараты: липоидоз артерии; липосклероз аорты (окраска гематоксилином и эозином и суданом III); инфаркт миокарда (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы и цветные иллюстрации:

1. Кардиосклероз.

2. Атеросклероз, стадия атерокальциноза.

3. Различные стадии атеросклероза.

4. Атеросклероз, стадия атероматоза. Слева – фиброзная бляшка с ваекуляризацией.

В центре – расщепленная внутренняя эластичная мембрана.

Справа – мышечные оболочки артерии.

5. Гипертоническая болезнь:

Артериолосклеротический нефросклероз.

6. Эндокардит при ревматизме.

7. Эндокардит при системной красной волчанке. Окраска по Гейденгайну.

8. Атеросклероз, стадия липоидоза (ЭО).

9. Вирусный миокардит.

10. инфаркт миокарда с явлениями организации.


Технические средства обучения: микроскоп, монитор для интерактивной демонстрации микропрепаратов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Медицина, 1993. – 668 с.

2. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия: Учебник. В 2-х т. Т.2, ч.I. – М.:Медицина, 2001. – 736 с.

3. Патологическая анатомия. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева. – М.:Медицина, 1998. – 640 с.

4. Серов В.В., Пальцев М.А., Ганзен Т.Н. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.:Медицина, 1997. – 544 с.

5. Контрольно-обучающие тесты по патологической анатомии. /Под ред. М.А.Пальцева, В.С.Паукова.- М.: Русский врач, 1997.

6. Consrantinides P. Ultrastructural Pathology.: Elsevier Science Publishers B.N.- Amsterdam-New-York-Oxford, 1984.

7. Cellular Pathobiology of Human Disease. /Ed. B.F.Tramp, A.Laufer, R.T.Jones.: Gustav Fischer.- New-York-Stuttgart, 1983.

8. Cotran R.S., Kumar V., Robbins S.W. Pathologic Basis of Disease, 5ht Ed.: W.B.Saunders Company. Philadelphia-London-Toronto-Montreal-Sydney, 1994.

9. Pathology. 3rd Ed. /Editors, Virginia A. Livoisi el el.: Harwak Publishing.- Philadelphia, Baltimore, Hong Kong, London, Munich, Sydney. Tokyo,1994.


Хронокарта занятия.

  1. Организационная часть 10 мин:

- контроль прибытия студентов на занятие

- освещение содержания и цели занятия

- освещение учебных вопросов, подлежащих изучению на занятии

- контроль базисного и исходного уровня знаний студентов

II. ^ Основная часть 70 мин:

- объяснение преподавателем макропрепаратов

- работа студентов по выполнению программы занятия (изучение и описание макропрепаратов под контролем преподавателя)

- разбор со студентами основных макропрепаратов по теме занятия и собеседования

-объяснение преподавателем микропрепаратов с применением интерактивных компьютерных программ

- самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: изучение под микроскопом и на дисплее основных микропрепаратов, их зарисовка, описание

III. ^ Заключительная часть 10 мин:

- итоговый (выходной) контроль знаний студентов: решение тестов,

ситуационных задач

-заключение и подведение итогов учебного занятия, - задание студентам для подготовки к следующему занятию

^ Действия преподавателя по проведению занятия:

  1. Организационная часть:

- проверить форму одежды;

- проверить наличие контингента на занятии;

-проверить выполнение домашнего задания

- довести до сведения студентов содержание и цели занятия, учебные вопросы, подлежащие изучению на занятии;

- провести контроль базисного и исходного уровня знаний студентов

(№1-14).

^ II. Основная часть:

- объяснить макропрепараты и обратить внимание студентов на особенности морфологической картины изучаемой патологии сердечно-сосудистой системы;

- контролировать действия студентов при изучении и описании макропрепаратов по патологии сердца, используя трафарет описания;

- следить за соблюдением мер безопасности и бережным отношением к музейным макропрепаратам;

- изучать следующий вопрос по такой же схеме;

- проводить собеседование с выделением патогномоничных признаков изучаемых заболеваний;

- обратить внимание студентов на осложнения, развивающиеся при данной патологии сердца, которые приводят к летальному исходу;

- объяснить микроскопическую картину с использованием микроскопа и дисплея, с последующей зарисовкой и описанием микропрепаратов в альбоме;

-обратить внимание на форму заболевания, рассмотреть компоненты экссудата и стадию заболевания;

- объяснить микроскопическую картину с использованием микроскопа и дисплея с последующей записью названия и окраски микропрепарата для демонстрации;

- проконтролировать правильность зарисовки микропрепарата и обозначения структур в рабочей тетради;

- при выполнении задания подписать рабочую тетрадь с зарисованными микропрепаратами;

^ III. Заключительная часть:

- провести итоговый (выходной) контроль знаний студентов с решением тестов и ситуационных задач (№1-14А);

- подвести итоги учебного занятия, оценить качество полученных знаний; - дать задание студентам для подготовки к следующему занятию: повторить из курса гистологии – сердечно-сосудистую систему; воспользуйтесь основной и дополнительной литературой Л 1-4 из методической разработки к занятию № 20. С методической разработкой по теме следующего практического занятия и рекомендуемой литературой для студентов можно ознакомиться на кафедре.

Методическую разработку составил к.м.н., доцент Косторная И.В.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУВПО Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра патологической анатомии


"Утверждаю"

Зав. кафедрой, д.м.н.

профессор__________ Боташева В.С.

«____»_____________ 2008 г.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Болезни сердечно – сосудистой системы icon 6. Болезни сердечно-сосудистой системы, иммунной системы и системы крови Заболевания сердечно-сосудистой

Болезни сердечно – сосудистой системы icon «Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы»
Цель лекции: Знать основные проявления при заболеваниях сердечно-сосудистой системы; особенности...
Болезни сердечно – сосудистой системы icon Болезни сердечно-сосудистой системы (II). Врождённые пороки сердца. Болезни эндокарда. Болезни перикарда.

Болезни сердечно – сосудистой системы icon Проблемы гипоксии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Применение препарата Гипоксен при

Болезни сердечно – сосудистой системы icon Исследование сердечно-сосудистой системы
Важнейшие клинические синдромы при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Болезни сердечно – сосудистой системы icon Болезни сердечно-сосудистой системы

Болезни сердечно – сосудистой системы icon Болезни сердечно-сосудистой системы

Болезни сердечно – сосудистой системы icon Болезни сердечно-сосудистой системы

Болезни сердечно – сосудистой системы icon Болезни сердечно-сосудистой системы

Болезни сердечно – сосудистой системы icon Болезни сердечно-СосудистоЙ системы

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина