|
Скачать 0.9 Mb.
|
Министерство здравоохранения и социального развития РФ ГОУВПО Ставропольская государственная медицинская академия Кафедра патологической анатомии "Утверждаю" Зав. кафедрой, д.м.н. профессор__________ Боташева В.С. «___»_____________ 2008 г. Методическая разработкадля преподавателяпо проведению практического занятия по учебной дисциплине патологическая анатомия со студентами 3 курса по специальности “Врач общей практики ” Тема №7. Болезни сердечно – сосудистой системы. Занятие № 19. Эндокардиты. Миокардиты. Кардиосклероз. Атеросклероз. ^ «_____» _____________ 2008 г. Протокол №______ Ставрополь, 2008 г. ТЕМА: " Болезни сердечно-сосудистой системы: атеросклероз, кардиосклероз, миокардит, эндокардит, приобретенные пороки сердца " Обучаемый контингент: студенты 3 курса лечебного факультета ^ Общая цель занятия. Научить студентов определять этиологию, патогенез, морфологию атеросклероза, миокардита, эндокардита, приобретенных пороков сердца, а также различать клинико-морфологические формы атеросклероза и наиболее частные его осложнения. ^ . Студенты должны: Знать: - давать определения атеросклероза; - различать стадии атеросклероза на основании данных макроскопического, светооптического и электроно-микроскопического исследования; - назвать факторы, имеющие наибольшее значение в развитии атеросклероза; - назвать и объяснить современные теории развития атеросклероза; - называть и дифференцировать клинико-морфологические формы атеросклероза; - называть и оценивать осложнения и исходы при различных клинико-морфологических формах атеросклероза, - давать определения миокардита, называть и дифференцировать клинико-морфологические формы идиопатического миокардита, - давать определения пороков сердца, знать их этиологию, классификацию, морфологию, исходы, - давать определения эндокардита, - называть причины, механизм развития, морфологию, исходы бактериального (септического) эндокардита, фибропластического париетального эндокардита с эозинофилией. Уметь: - определять по макро – и микроскопической картине формы и осложнения эндокардита; - определять по макро – и микроскопической картине проявления и осложнения миокардита; - определять по макро – и микроскопической картине проявления и осложнения атеросклероза. 4. Учебное время: 3 академических часа (135 мин) Учебное и материальное обеспечение: Клиническая база ПАО ГУЗ СККЦ СВМП, ЦПАО городской больницы № 4. Учебный корпус № 3, кафедра патологической анатомии, учебные комнаты № 1- 4. Микроскопы МБР. Контингент тематических умерших больных с патологией по теме занятия. ^ Учебные музейные макропрепараты: атеросклероз аорты с аневризмой брюшного отдела; ишемический инфаркт (серое размягчение) головного мозга; киста в головном мозге после инфаркта; атеросклеротический нефросклероз; гангрена нижней конечности. Микропрепараты: липоидоз артерии; липосклероз аорты (окраска гематоксилином и эозином и суданом III); инфаркт миокарда (окраска гематоксилином и эозином). Электронограммы и цветные иллюстрации: 1. Кардиосклероз. 2. Атеросклероз, стадия атерокальциноза. 3. Различные стадии атеросклероза. 4. Атеросклероз, стадия атероматоза. Слева – фиброзная бляшка с ваекуляризацией. В центре – расщепленная внутренняя эластичная мембрана. Справа – мышечные оболочки артерии. 5. Гипертоническая болезнь: Артериолосклеротический нефросклероз. 6. Эндокардит при ревматизме. 7. Эндокардит при системной красной волчанке. Окраска по Гейденгайну. 8. Атеросклероз, стадия липоидоза (ЭО). 9. Вирусный миокардит. 10. инфаркт миокарда с явлениями организации. Технические средства обучения: микроскоп, монитор для интерактивной демонстрации микропрепаратов. ЛИТЕРАТУРА: 1. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Медицина, 1993. – 668 с. 2. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия: Учебник. В 2-х т. Т.2, ч.I. – М.:Медицина, 2001. – 736 с. 3. Патологическая анатомия. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева. – М.:Медицина, 1998. – 640 с. 4. Серов В.В., Пальцев М.А., Ганзен Т.Н. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.:Медицина, 1997. – 544 с. 5. Контрольно-обучающие тесты по патологической анатомии. /Под ред. М.А.Пальцева, В.С.Паукова.- М.: Русский врач, 1997. 6. Consrantinides P. Ultrastructural Pathology.: Elsevier Science Publishers B.N.- Amsterdam-New-York-Oxford, 1984. 7. Cellular Pathobiology of Human Disease. /Ed. B.F.Tramp, A.Laufer, R.T.Jones.: Gustav Fischer.- New-York-Stuttgart, 1983. 8. Cotran R.S., Kumar V., Robbins S.W. Pathologic Basis of Disease, 5ht Ed.: W.B.Saunders Company. Philadelphia-London-Toronto-Montreal-Sydney, 1994. 9. Pathology. 3rd Ed. /Editors, Virginia A. Livoisi el el.: Harwak Publishing.- Philadelphia, Baltimore, Hong Kong, London, Munich, Sydney. Tokyo,1994. Хронокарта занятия.
- контроль прибытия студентов на занятие - освещение содержания и цели занятия - освещение учебных вопросов, подлежащих изучению на занятии - контроль базисного и исходного уровня знаний студентов II. ^ - объяснение преподавателем макропрепаратов - работа студентов по выполнению программы занятия (изучение и описание макропрепаратов под контролем преподавателя) - разбор со студентами основных макропрепаратов по теме занятия и собеседования -объяснение преподавателем микропрепаратов с применением интерактивных компьютерных программ - самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: изучение под микроскопом и на дисплее основных микропрепаратов, их зарисовка, описание III. ^ - итоговый (выходной) контроль знаний студентов: решение тестов, ситуационных задач -заключение и подведение итогов учебного занятия, - задание студентам для подготовки к следующему занятию ^ :
- проверить форму одежды; - проверить наличие контингента на занятии; -проверить выполнение домашнего задания - довести до сведения студентов содержание и цели занятия, учебные вопросы, подлежащие изучению на занятии; - провести контроль базисного и исходного уровня знаний студентов (№1-14). ^ - объяснить макропрепараты и обратить внимание студентов на особенности морфологической картины изучаемой патологии сердечно-сосудистой системы; - контролировать действия студентов при изучении и описании макропрепаратов по патологии сердца, используя трафарет описания; - следить за соблюдением мер безопасности и бережным отношением к музейным макропрепаратам; - изучать следующий вопрос по такой же схеме; - проводить собеседование с выделением патогномоничных признаков изучаемых заболеваний; - обратить внимание студентов на осложнения, развивающиеся при данной патологии сердца, которые приводят к летальному исходу; - объяснить микроскопическую картину с использованием микроскопа и дисплея, с последующей зарисовкой и описанием микропрепаратов в альбоме; -обратить внимание на форму заболевания, рассмотреть компоненты экссудата и стадию заболевания; - объяснить микроскопическую картину с использованием микроскопа и дисплея с последующей записью названия и окраски микропрепарата для демонстрации; - проконтролировать правильность зарисовки микропрепарата и обозначения структур в рабочей тетради; - при выполнении задания подписать рабочую тетрадь с зарисованными микропрепаратами; ^ - провести итоговый (выходной) контроль знаний студентов с решением тестов и ситуационных задач (№1-14А); - подвести итоги учебного занятия, оценить качество полученных знаний; - дать задание студентам для подготовки к следующему занятию: повторить из курса гистологии – сердечно-сосудистую систему; воспользуйтесь основной и дополнительной литературой Л 1-4 из методической разработки к занятию № 20. С методической разработкой по теме следующего практического занятия и рекомендуемой литературой для студентов можно ознакомиться на кафедре. Методическую разработку составил к.м.н., доцент Косторная И.В. Министерство здравоохранения и социального развития РФ ГОУВПО Ставропольская государственная медицинская академия Кафедра патологической анатомии "Утверждаю" Зав. кафедрой, д.м.н. профессор__________ Боташева В.С. «____»_____________ 2008 г. |
![]() |
6. Болезни сердечно-сосудистой системы, иммунной системы и системы крови Заболевания сердечно-сосудистой |
![]() |
«Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы» Цель лекции: Знать основные проявления при заболеваниях сердечно-сосудистой системы; особенности... |
![]() |
Болезни сердечно-сосудистой системы (II). Врождённые пороки сердца. Болезни эндокарда. Болезни перикарда. |
![]() |
Проблемы гипоксии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Применение препарата Гипоксен при |
![]() |
Исследование сердечно-сосудистой системы Важнейшие клинические синдромы при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем |
![]() |
Болезни сердечно-сосудистой системы |
![]() |
Болезни сердечно-сосудистой системы |
![]() |
Болезни сердечно-сосудистой системы |
![]() |
Болезни сердечно-сосудистой системы |
![]() |
Болезни сердечно-СосудистоЙ системы |