|
Скачать 86.51 Kb.
|
Попов Л.Н. Профессиональное владение голосом как основной аспект технологического уровня воспитательного процесса и необходимое качество личности педагога Главное средство воспитательного воздействия на личность ребенка – устная речь педагога, а его голос – инструмент этого воздействия. Именно голос актуализирует во внешнюю, звуковую форму речи всю совокупность компонентов воспитательного процесса. Трактовка процесса воспитания как искусства подразумевает наличие в структуре сознания педагога и, соответственно, воспитательного процесса особого уровня – технологического. Технологический, ремесленный уровень педагогического сознания является «передаточным механизмом» между творческим уровнем и практической речевой деятельностью. Посредством этого «механизма» сознание управляет голосом и жестами педагога-воспитателя. Голос будет качественным (обладающим определенными профессиональными свойствами) и «уместным» в любой ситуации педагогического общения только тогда, когда он будет функционировать в рамках духовно-душевно-телесного единства личности педагога (трехканальность педагогического воздействия) в процессе его собственного «проживания и переживания» самой сущности целостного процесса воспитания и, в частности, устного текста (говорения) – то есть интонирования, педагогического тона (способа функционирования творческого педагогического сознания и внутренней формы педагогического текста). Пользуясь голосом таким образом, педагог сможет воплотить речевое высказывание в нужную, соответствующую смыслу любой педагогической ситуации «звуковую оболочку» (в плане высоты, громкости, длительности, тембра и пространственной локализации). Постановка голоса (технологический уровень) и формирование собственно творческого сознания студента педагогического вуза посредством интонирования (творческий уровень) – два полюса единого процесса необходимой качественной речевой подготовки профессионального педагога-воспитателя. Профессиональный речевой голос – это живой инструмент, способный адекватно и неповторимо выразить многообразные мысли и чувства человека средствами языка/речи в определенном стиле и в конкретной ситуации. Постановка (воспитание) профессионального голоса педагога предусматривает развитие его выразительности через овладение речевыми и голосовыми (техническими) умениями и навыками для формирования профессиональных свойств голоса. Выделяются необходимые профессиональные свойства (качества) речевого голоса: устойчивость, полетность, звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, уместность, суггестивность и другие. Общие принципы голосообразования человека, умеющего говорить правильно и красиво, обусловливаются его стремлением к достижению наибольшей эффективности процесса говорения при наименьших физических затратах. Работу над постановкой голоса необходимо строить на базе слуховых, мышечных и вибрационных ощущений: обучающийся должен активно слушать себя, другого человека (педагога) и постоянно фиксировать свое внимание на мышечных и вибрационных ощущениях. Голосовой аппарат человека можно условно разделить на три части (отдела): дыхательная, звукообразующая и звукопроводящая системы. Все они теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Основной жизненной функцией дыхания является газообмен крови. Вдох и выдох обычно осуществляются непроизвольно, но в процессе речевой деятельности дыханием можно и нужно управлять – изменять его характер. Дыхательная система состоит из трахеи (дыхательного горла), бронхов с бронхиолами (бронхиального дерева) и легочной ткани, где в легочных пузырьках (альвеолах) происходит газообмен между воздухом и кровью. Трахея разделяется на два бронха, которые образуют в легких бронхиолы – мелкие разветвления. На двух главных ветвях бронхиального дерева расположены два легких, они имеют конусообразную вершину. Более широкое основание легкого лежит на диафрагме. Боковыми частями легкие прилегают к стенкам грудной полости. С наружной стороны легкие покрыты двойной гладкой и скользкой оболочкой – плеврой. Все движения внутренних стенок грудной клетки и диафрагмы передаются легким, потому что они прилегают к этим стенкам (в легких нет собственной мускулатуры). Диафрагма прикреплена к нижним ребрам и поясничным мышцам. При вдохе дыхательные межреберные мышцы и диафрагма сокращаются, грудная клетка расширяется и слегка приподнимается. Опускаясь и уплотняясь, купол диафрагмы расширяет легкие, и они заполняются воздухом. Как только мышцы расслабляются, легкие сжимаются благодаря гладкой мускулатуре бронхов и эластичности тканей. Процесс дыхания обычно происходит автоматически, но в речи (или в пении) вдох и выдох должен совершаться произвольно, при активном участии мышц вдоха и выдоха. Диафрагма – мощная мышца вдоха, при ее участии воздухом заполняется нижняя, более широкая часть легких. Брюшной пресс, наоборот, очень сильная мышца выдоха. Основную энергию звучащему голосу дают произвольные мышцы-выдыхатели грудной клетки и брюшного пресса. Но диафрагма и гладкие мышцы, заключенные в станках бронхиального дерева, также активно участвуют в выдохе, противодействуя ему. При сокращении диафрагма надавливает на органы, находящиеся в брюшной полости – живот слегка выпячивается вперед, а нижнебрюшные мышцы подтягивают низ живота. При помощи мышц-выдыхателей человек может регулировать струю воздуха, подаваемую к голосовым складкам (связкам), он может корректировать подскладочное давление, необходимое для более сильного или более легкого звучания (штриха). Гладкие мышцы, заключенные в стенках бронхов, регулируют просвет воздухоносных путей и тем самым дают возможность человеку гибко менять объем воздуха, идущего к голосовым складкам. Гладкие мышцы не поддаются управлению, но говорящий может влиять на их работу косвенным путем. Различаются три типа дыхания: грудное, брюшное и смешанное (грудо-брюшное). Правильное, естественное произнесение текста основано на смешанном дыхании. В процессе речеобразования дыхательный аппарат (дыхание) выполняет свою главную «технологическую» функцию – создает подскладочное давление – энергетически обеспечивает звучащую речь, а в ней – основное – гласный звук. Однако дыхательный аппарат играет не менее важную роль и в интонировании звучащего текста. Именно «речевое дыхание» в первую очередь материализует разнообразное духовно-душевно-телесное (смысловое) напряжение посредством так называемого «штриха» – короткого, длинного, легкого, глубокого и всякого другого движения диафрагмы и мышц брюшного пресса. Другой отдел голосового аппарата – звукообразующая система. В нее входят гортань и голосовые складки (связки). Гортань расположена между трахеей и глоткой, она занимает переднюю часть шеи. Гортань выполняет три функции: защитную, дыхательную и голосовую. В системе голосового аппарата гортань является органом, непосредственно образующим звук. Позади гортани находится пищевод, с боков – крупные кровеносные сосуды и нервы, верхний ее край поднимается к подъязычной кости, нижний переходит в трахею или дыхательное горло. Гортань образована из хрящей. Основной хрящ – перстневидный. Над перстневидным хрящом располагается щитовидный хрящ, у мужчин он резко выдается на шее и носит название «адамова яблока» или «кадыка». Сзади на верхней поверхности перстневидного хряща располагаются два черпаловидных хряща. Они имеют у основания два отростка – мышечный и голосовой; к последнему прикрепляется голосовая мышца. Кроме того, вход в гортань закрывается особым хрящом – надгортанником, укрепленным при помощи связок у верхнего края щитовидного хряща. Все хрящи гортани, помимо суставов, скреплены многочисленными связками. Мышцы гортани разделяются на наружные и внутренние. Наружные мышцы, соединяясь с другими частями скелета, поднимают и опускают гортань или фиксируют ее в определенном положении. К ним относятся грудинно-подъязычные и грудинно-щитовидные мышцы. Перстне-щитовидная передняя мышца помогает движениям щитовидного хряща – движет его вперед и вниз. Внутренние мышцы гортани выполняют дыхательную и голосообразующую функции. Щито-черпаловидная, или голосовая внутренняя мышца (парная), находится в толще голосовой складки – она натянута между внутренним краем щитовидного хряща и голосовым отростком черпаловидного хряща. В спокойном состоянии голосовые складки образуют треугольное отверстие для прохождения воздуха – голосовую щель. При колебаниях складок образуется звук – голос. Во время речи голосовые складки сближаются. Дыхательная деятельность гортани обеспечивается одной парой мышц. Это перстне-черпаловидная задняя мышца, которая расширяет голосовую щель. Все другие мышцы гортани прямо или косвенно содействуют сужению голосовой щели. «Противовесом» перстне-черпаловидной задней мышцы является перстне-черпаловидная боковая мышца, сближающая голосовые складки. Благодаря своему «центральному» положению в системе голосового аппарата и своей подвижности гортань выполняет некую «координирующую» функцию, как в плане техники речи, так и в плане актуализации интонационно-смысловых особенностей педагогического текста. Звукопроводящая система – это полость рта, носа и носоглотки (головной, верхний резонатор), мягкое небо, язык с небным сводом, зубы и нижняя челюсть, а также грудной, нижний резонатор. Звук, который образуется благодаря подскладочному давлению воздуха и при движении голосовых складок, усиливается, резонируя в полостях глотки. Глотка начинается у основания черепа и доходит до пищевода. Полость глотки принимает активное участие в процессе звукообразования. Глоточный резонатор выполняет важную роль в озвучивания речевого голоса. Верхняя часть глотки через особые отверстия сообщается с полостью носа и называется носоглоткой. Полость носа состоит из двух половин и разделена носовой перегородкой. Спереди она открывается наружу двумя отверстиями – ноздрями. Полость носа имеет придаточные полости: гайморову, лобную и решетчатую. Носовая полость в целом выполняет дыхательную и резонаторную функции и принимает участие в образовании голоса. Воздействие звуковых волн на придаточные полости носа повышает тонус голосовых мышц, отчего усиливается звук и улучшается тембр речевого голоса. В верхней части полости рта находится твердое небо, сзади оно переходит в мягкое небо. Нижнюю часть полости рта образует подвижный язык. Спереди полость рта ограничена зубами, с боков щеками; сзади расположены зев и глотка. Твердое небо принимает активное участие в формировании голоса. В процессе говорения звуковые волны ударяются в твердое небо, звук резонирует и поэтому улучшается его качество – яркость и дальность распространения. Мягкое небо (небная занавеска) играет весьма серьезную роль в образовании голоса. Подвижное, высокое мягкое небо существенно облегчает работу дыхательной и звукообразующей систем, сокращает энергетические затраты организма, и придает значительное звуковое и смысловое разнообразие устному высказыванию. Важным органом, принимающем участие в звукообразовании, является нижняя челюсть. Благодаря ее подвижности формируются гласные звуки речи. В языке различают переднюю, среднюю и заднюю часть. При помощи языка, а также губ и зубов формируются переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные, губные и зубные, щелевые и смычные и другие согласные звуки. Согласные классифицируются по месту и способу их артикуляции. Интонирование, в том числе гармоничное функционирование всех систем голосового аппарата человека, и, в первую очередь, произнесение согласных «на дыхании» значительно улучшает дикцию речи. Вся система голосообразования человека пронизана нервными окончаниями и нервами, посредством которых осуществляется связь органов голосообразования с центральной нервной системой (головным и спинным мозгом). Мозг человека способен устанавливать временные связи не только под влиянием непосредственных раздражителей, но и под влиянием слова, его значения и смысла. Голос человека – единое целое. Все отделы голосового аппарата одновременно выполняют функции дыхания, звукообразования и звукопроведения. Условно подразделяя голос на отдельные системы, говорящий скорее и точнее фиксирует в сознании как отрицательные (мышечную «зажатость»), так и положительные ощущения (вибрационную свободу) и сразу же, в процессе произнесения текста делает из этого соответствующие выводы и совершает нужные действия. Гармоничное взаимодействие всех отделов голосового аппарата обеспечивает необходимые профессиональные качества голоса педагога. Прочная и в то же время гибкая система голосового аппарата человека располагает всеми возможностями для актуализации самых разнообразных эмоций, мыслей, стилей высказывания и образов (интонирования) в процессе воспитательного воздействия. Сознательные и целенаправленные усилия по постановке речевого голоса (шире, по овладению технологическим уровнем воспитания) приведут начинающего педагога к вершинам мастерства – творческому овладению профессией. Литература
|