|
Скачать 265.84 Kb.
|
Министерство здравоохранения и социального развития Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный медико-стоматологический университет «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, профессор Ярыгин Н.В. ______________________ «___» ______________2011г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи» для специальности 060101.52 «Лечебное дело», квалификация «фельдшер» ^ скорой медицинской помощи Курс I семестр 2 курс II семестр 3,4 Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по Специальности 060101.52, квалификация – фельдшер Программа рассмотрена на заседании кафедры терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи «_____» __________2011 г., протокол №__ Зав. кафедрой, д.м.н. профессор ____________А.Л. Верткин Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии по среднему медицинскому образованию «____»__________2011г. протокол №_________ Председатель комиссии: д.м.н., профессор Маркин В.А.____________________ Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______ Председатель ЦМС, Член-корр. РАМН, проф. Луцевич Э.В. ________________ Рабочая программа одобрена на Ученом совете ФСПО МГМСУ «____»__________2011г. протокол № ______ Председатель профессор Арутюнов С.Д. ________________ Авторы:Заведующий кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии, д.м.н., профессор Верткин А.Л., д.м.н, к.м.н., доцент Наумов А.В.., к.м.н., доцент Шамуилова М.М.
Фельдшер должен знать:
Фельдшер должен уметь: поставить диагноз, в соответствии с современной классификацией; определить тактику ведения пациента; назначить и провести лечение в пределах профессиональной компетенции; организовать уход за пациентом; осуществить диспансерное наблюдение и реабилитацию пациента; оформить медицинскую документацию; оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в терапии; организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение;выявлять общие и специфические признаки заболевания; оценить тяжесть состояния больного, причину этого состояния; определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказывать необходимую неотложную помощь; организовать уход за пациентом и реабилитацию; определять оптимальный режим дозирования, выбирать правильный способ введения с учетом фармакокинетических и фармакодинамических параметров лекарственных средств, а также определить необходимость применения специальных методов исследования, выполнять и дать интерпретацию; назначать эффективную и безопасную комбинацию лекарственных средств в конкретной клинической ситуации; учитывать факторы риска и клинические проявления основных побочных действий лекарственных средств, в процессе монотерапии и при их комбинации с препаратами иного механизма действия обосновать поставленный диагноз, план и тактику ведения больного, показания к госпитализации; обеспечить транспортировку в стационар. Фельдшер должен иметь навыки: ранней диагностики угрожающих жизни состояний; адекватной оценки степени тяжести и их причину; выбора наиболее оптимального (эффективного, безопасного и экономичного) лекарственного препарата или их комбинаций, режима дозирования, способа введения в зависимости от конкретной клинической ситуации; реанимационных мероприятий, объективных методов обследования больного; умения работать с различными информационными источниками по вопросам неотложной помощи Фельдшер должен иметь представление о клинических признаках заболеваний внутренних органов, принципах доказательной медицины, рациональной терапии, критериях выбора наиболее оптимального медикаментозного лечения, международных и отечественных стандартах и рекомендациях по лечению неотложных состояний. Основные базисные знания, необходимые для изучения дисциплины:
методы временной остановки кровотечения; пункция плевральной полости при пневмо- и гемотораксе; транспортная иммобилизация;
Уровень компетентности: Обладание необходимыми знаниями о клинической и патологоанатомической картине неотложных состояний при кардиологических, терапевтических, пульмонологических, гастроэнтерологических и других соматических заболеваниях – для обеспечения теоретического и практического фундамента в подготовке современного врача неотложной терапии. Умение в максимально ранние сроки поставить диагноз, найти его причину, выбрать наиболее эффективный и безопасный препарат, способ его введения и режим дозирования. Врач должен уметь на основании существующих рекомендаций и стандартов лечения неотложных состояний и результатов фармакоэкономического анализа, наличия и тяжести сопутствующей патологии, возможных лекарственных взаимодействий и прочих индивидуальных факторов прогнозировать эффективность и возможные побочные эффекты проводимой терапии. Коммуникативность: Уметь грамотно и свободно использовать полученные знания и представления о фармакотерапии неотложных состояний при общении с коллегами и пациентами.
^ Организация терапевтической помощи. История терапии. Система организации терапевтической помощи. Заполнение и ведение медицинской документации. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Доказательная медицина. Уровни доказательности. Стандарты и рекомендации по лечению. Многоцентровые клинические испытания ЛП. Информирование пациента. Фармакоэкономика. Формулярная система. Этические нормы применения ЛП в различных клинических ситуациях (реанимация, бессознательное состояние). ^ . Взаимодейтствия ЛП. Характер, клиническая характеристика лекарственных взаимодействий. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Гипертонический криз. Основные причины возникновения. Классификация. Клиническая картина ГК. Диагностические критерии. Лечение. Часто встречающиеся ошибки терапии. Показания к госпитализации. Стенокардия. Определение. Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина. Основные направления терапии. Неотложная терапия вазоспастической стенокардии. Часто встречающиеся ошибки терапии. Показания к госпитализации. ^ Определение. Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина и диагностические критерии. Клинические критерии. Клинические варианты ИМ. Основные направления терапии. Лечение и профилактика осложнений ИМ. Часто встречающиеся ошибки терапии. Показания к госпитализации. ^ Определение. Причины возникновения и патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностические критерии. Алгоритм лечения острой сердечной недостаточности. Часто встречающиеся ошибки терапии. Показания к госпитализации. ^ Определение. Этиология и патогенез. Клиническая картина, классификация и диагностические критерии. Показания к госпитализации. Мерцание предсердий. Трепетание предсердий. Лечение брадиаритмий. Часто встречающиеся ошибки терапии. Синкопе. Определение. Классификация. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика. Неотложная терапия. Лечение в межприступном периоде. Часто встречающиеся ошибки терапии. Поражения сердечно-сосудистой системы при алкоголизме. Этиология. Патоморфология. Клиника, принципы лечения. Диагностика, течение и лечение заболеваний сердца при беременности. Этиология. Клиника, принципы лечения. Сердечно-легочная реанимация. Сердечно-легочная реанимация. Основные признаки остановки кровообращения. Основные реанимационные мероприятия. Специализированные реанимационные мероприятия. Способы введения лекарственных препаратов при СЛР. Терминальные состояния. Кардиогенный шок. Алгоритм действий при фибрилляции желудочков и гемодинамически неэффективной желудочковой тахикардии. Заболевания органов дыхания. Обострение бронхиальной астмы. Определение. Диагностические критерии БА. Критерии обострения БА. Выбор препарата. Купирование астматического статуса. Критерии эффективности проводимого лечения. Часто встречающиеся ошибки терапии. Пневмонии. Определение. Этиология и патогенез. Клиническая картина, классификация. Показания к госпитализации. Осложнения. ^ Определение. Этиология и патогенез. Диагностика. Физикальный осмотр. Варианты развития ТЭЛА. Основные направления терапии ТЭЛА. Часто встречающиеся ошибки терапии. ^ Острый абсцесс, гангрена легкого. Острый гнойный плеврит. Спонтанный неспецифический пневмоторакс. Определение. Этиология и патогенез. Клиническая картина. Острые аллергозы. Острые аллергозы. Крапивница. Отек Квинке. Определение. Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностические критерии. Лечение острых аллергических заболеваний. Анафилактический шок. Противошоковые мероприятия. Часто встречающиеся ошибки терапии. Показания к госпитализации. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Язвенная болезнь. Клиника. Лечение. Дисфагия. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь/ Эзофагит. Клиника. Диагностика. Лечение. Кровотечения. Неотложная помощь при наружном кровотечении. Кровотечение из ЖКТ. Клиническая картина и диагностика кровотечения из ЖКТ. Лечение кровотечения из верхнего отдела ЖКТ. Дискинезия желчных путей, острый и хронический холецистит. Острый и хронический панкреатит. ^ Причины. Алгоритм исследования острой абдоминальной боли. Ишемическая болезнь кишечника. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика. Лечение. ^ Острые заболевания органов брюшной полости. Заболевания почек.. Воспалительные заболевания органов мочевой системы. Почечная колика. Гематурия. Острая задержка мочи. Острая почечная недостаточность. Определение. Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностические критерии. Неотложная помощь. Инфекционные болезни. Лихорадочный синдром. Инфекционная лихорадка. Лихорадка менее 2 недель. Лихорадка более 2 недель. Алгоритмы диагностики и лечения лихорадки у взрослых и детей. Краткая характеристика отдельных нозологических форм: Грипп.. Определение. Этиология. Патогенез. Клиника. Неотложная помощь и ведение больных. Острые отравления. Острые отравления. Структура острых наркотических отравлений. Классификация токсичных веществ. Отравление алкоголем и его суррогатами. Отравление психоактивными веществами Алгоритм дифференциальной диагностики отравлений между основными группами психоактивных веществ. Дифференциальная диагностика отравлений. Неотложная помощь при острых отравлениях. Прогноз. Часто встречающиеся ошибки терапии. ^ . Заболевания щитовидной железы. Сахарный диабет. Классификация. Клиника. Диагностика. Неотложные состояния. Первая помощь. Заболевания опорно-двигательного аппарата. Артралгия и артрит. Неотложная помощь при травмах. Неотложная помощь при политравме. Неотложная помощь и тактика ведения больных с ортопедической травмой.
^ В процессе обучения используются специализированные классы (пульмонологический, эндокринологический, компьютерный); учебные видеофильмы, диски: «Фармакотнрапия неотложных состояний», «Остеопороз в практике терапевта», «Остеопороз в общесоматической практике», «Эректильная дисфункция», «Рациональная фармакотерапия обезболивания», «Артериальная гипертония у беременных», « Современная клиническая фармакология антибактериальных препаратов», «Современные нитраты в кардиологической практике», «Сердечно-легочная реанимация», «Острые гастроэнтерологические синдромы»; постеры: «Тропонин I – надежный биохимический маркер острого коронарного синдрома», «Возрастной гипогонадизм – этиопатогенез, диагностика и лечение»; персональные компьютеры с возможностью подключения к глобальной сети интернет, мультимидийные проекторы (2), наборы слайдов, таблицы, компьютерные презентации, обучающие компьютерные программы, компьютерные наборы тематических и итоговых тестов, ситуационные задачи. Имеется фонд методических пособий по клинической фармакологии, написанный сотрудниками кафедры.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Обучение проводится на базе ГКБ № 50, в которой имеются отделения общей и кардиореанимации, инфарктное, кардиологическое отделение, гастроэнтерологическое отделение, общетерапевтические отделения (4), отделение общей реанимации, общехирургические отделения (2), отделение легочной хирургии, отделение оперативной гинекологии, ЛОР – отделение, урологические отделения (3), отделение анестезиологии, консультативно – диагностический центр. На базе больницы работают отделения функциональной, радиоизотопной, эндоскопической и лабораторной диагностики, микробиологическая лаборатория. Кафедра имеет 7 учебных аудиторий, из них 3 – специализированные (пульмонологический, эндокринологический, компьютерный), кабинет остеопороза, сомнологический и аллергологический центры, лекционный зал, 8 комнат для профессорско – преподавательского состава, подсобное помещение для хранения архива кафедры, учебных пособий, технического оборудования. Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Вёрткин А.Л. |