Содержание
Зав. кафедройПредседатель комиссии Председатель ЦМС 1. Цель и задачи дисциплины. Цель дисциплины Задачи дисциплины Уровень компетентности 5 Объем дисциплины и виды учебной работы 6. Содержание дисциплины Введение в специальность. III. Отдельные формы внешних кризисов. Раздел 1.Внешние кризисы Тема 1. Особенности протекания внутренних кризисов. Факторы, влияющие на картину ПТСР Посттравматическое расстройство личности. Методы диагностики ПТСР Использование катарсических техник. Работа с травматической личностью. Смерть и умирание. Работа с терминальными больными Психотерапевтическая работа с жертвами насилия. ... Полное содержание |
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, профессор Ярыгин Н.В. __________________________ «___» _______________ 2007г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПо дисциплине специализации «Психологическое консультирование и психотерапия посттравматического стрессового расстройства и кризисных состояний» Для студентов дневного отделения факультета «Клинической психологии» По специальности 030302 – «Клиническая психология» Кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии 5 курс 9 семестр Рабочая программа составлена на основе образовательного стандарта профессиональной подготовки по специальности 030302 – «Клиническая психология». Программа рассмотрена на Заседании кафедры «Психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии» МГМСУ «____»______________2007г., протокол №_____________________________ ^ : профессор _____________________________ / Малыгин В.Л./ Рабочая программа одобрена на Заседании учебно-методической комиссии факультета клинической психологии по специальности 030302 – «Клиническая психология» «___»_____________2007г., протокол № __________ ^ : профессор ______________________ /Сирота Н.А./ Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «____»_____________2007г., протокол №__________ ^ : член-корр. РАМН, профессор _________ /Луцевич Э.В./ Введение В современной социально-политической ситуации изучение возникновения и динамики психологических реакций человека на экстремальные события приобретает всё большую актуальность. Такие глобальные социальные проблемы как международные конфликты, стихийные бедствия, технологические катастрофы, терроризм, межличностное насилие, ставят перед психологами задачу изучения реакций человека на травматические стрессоры, а так же оказание психологической помощи пострадавшим. Решение данных проблем невозможно без обращения к феноменологии психологической травмы, без понимания того, что происходит в структуре личности под воздействием экстремального события, на каких уровнях личностной организации возникают разрушительные изменения, ведущие порой к возникновению посттравматического стрессового расстройства (Падун М.А.). В отечественной психологии проблема психической травмы и её последствий начала исследоваться сравнительно недавно. Большинство проведённых исследований сосредоточено на выявлении признаков травматических расстройств у лиц, переживших различные виды психических травм (война в Афганистане, Чеченской республике, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, пожарные, беженцы, спасатели). Помимо участия в боевых действиях к числу травматических ситуаций относят физическое или сексуальное насилие, естественные природные катастрофы, технологические катастрофы, дорожно-транспортные происшествия и.т.д. Данная программа посвящена проблемам стресса, острой стрессовой реакции (ОСР), посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и внутренним кризисам. В программе освящена история исследования ПТСР, изложены современные представления об этом явлении: его причинах, механизмах развития, структуре, характерных проявлениях; предложены основные методы диагностики и коррекции ПТСР, прошедшие апробацию и подтвердившие свою эффективность в работе с посттравматическим синдромом. Приложение к руководству содержит критерии посттравматического стрессового расстройства и острых стрессовых реакций согласно МКБ – 10 и DSM – IV. Программа рассчитана на 120 часов, из них 20 часов лекционного материала, 48 – практических занятий и 52 часа на самостоятельную работу. В данной программе используются последние данные и исследования, посвященные данной теме. На практических занятиях демонстрируются последние психотерапевтические методики, инновационные технологии в области кризисной психологии. ^ Профессиональная теоретическая и практическая подготовка психологов, по определению кризисных состояний и психологической коррекции этих состояний. ^
^ Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
а) Студент должен знать и уметь использовать
б) Студент должен иметь навыки:
в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам: - для психологов: по физиологии, анатомии, введению в профессию, введению в общую психологию, психиатрии, возрастной психологии, психокоррекции кризисных состояний;
Создание целостной картины о кризисной проблематике, умение проводить диагностику и знание основных психотерапевтических принципов кризисной терапии.
Знать и понимать комплексность подхода в кризисной терапии, в психотерапии пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством. ^
^
6.2.Содержание разделов дисциплины\ Введение в кризисную терапию Тема 1. Кризисная психотерапия История выделения данного направления. Понятия кризиса медицинская и психологическая модель кризиса. Классификация кризисов. Внутренние и внешние кризисы. Возможные исходы кризиса. ^ Тема 1. Экстренная психологическая помощь Чрезвычайная (экстремальная) ситуация Классификация экстремальных ситуаций. Факторы экстремальной ситуации. Главные принципы оказания помощи. Отличия работы психолога в экстремальной ситуации от обычной терапевтической. Правила первой помощи для психологов. Динамика психогенных расстройств. Классификации стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций (Решетников, Александровский). Симптомы возникающие в ЧС (Крюкова). Техники экстренной психологической помощи. Психогении в экстремальных ситуациях. Адаптационные реакции в ЧС. Психология терроризма. Психологический портреты террориста и его жертвы. Виктимология. «Стокгольмский синдром». Психологический дебрифинг. Тема 2. Понятие стресса, причины стресса, показатели стресса. Стресс по Г.Селье. Понятие стресса, стадии развития стресса. Физиология стресса, стресс-лимитирующие системы. Острая и хроническая психическая травма. Понятие дистресса и эустресса. Эмоциональный стресс по Косицкому Г.И. Стадии эмоционального стресса. Физиологические корреляты возникновения стрессовых реакций: тип нервной системы, гормональные особенности, наличие функциональной асимметрии головного мозга. Психологические корреляты возникновения стрессовых реакций: уровень личностной тревожности, уровень локус контроля, баланс положительной и отрицательной мотивации, уровень самооценки. Понятие стрессоустойчивости. Субсиндромы стресса: вегетативный, эмоционально-поведенческий, когнитивный, социально-психологический. Острая реакция на стресс, фазы течения, клиника, варианты выхода из этого состояния (хроническая социальная дезадаптация, психосоматическое и нервно-психическое расстройство. Тема 3 Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Определение ПТСР. Диагностические критерии по МКБ-10 и DSM IV, понятие и характеристики травмы. История ПТСР. Этиология и эпидемиология ПТСР Критерии диагностики ПТСР: интрузия, избегание, гиперактивность; клиническая картина; варианты течения ПТСР: острое, хроническое, отсроченное. Простое и сложное ПТСР. Типы ПТСР: тревожный, астенический, дисфорический, соматоформный (Волошин, 2001). Клиническая картина. Боевой стресс. Особенности, клиническая карина Тема 4.Факторы, влияющие на картину ПТСР Типы травматических ситуаций. Факторы риска развития ПТСР: характерологические особенности личности, развитие алкогольной или наркотической зависимости, наличие в анамнезе психологических травм, несчастное детство и психическая патология у членов семьи, возраст больного ( преодоление экстремальных ситуаций труднее дается очень молодым и очень старым людям), наличие психических заболеваний в анамнезе.. Факторы, облегчающие защиту от ПТСР: способность к эмоциональному самоконтролю, наличие хорошей самооценки, способность к своевременной интеграции травматического опыта других в свою жизнь, наличие хорошей социальной поддержки. Понятие первичная и вторичная травма. Тема 5. Теоретические модели ПТСР Психодинамическая модель (Фрейд, Пиаже). Когнитивная модель ПТСР – искажения реальной картины и искажение когнитивной целостности. Психофизиологическая модель Колба. Теория синдрома стрессовых реакций М.Горовица. Психосоциальная модель. «Двухфакторная теория» (по Павлову). Биологическая модель. Мультифакторная теория Мэркера. Тема 6. Посттравматическое расстройство личности. Психологические последствия травмы. Экзистенциальный взгляд Дж. Ялома. Посттравматическое расстройство личности. Диссоциативные варианты ПТСР. Травматическая личность (Черепанова). Психология: жертва, спасатель, преследователь. Тема 7. Методы диагностики ПТСР Шкала оценки тяжести воздействия травматического события, Миссисипская шкала, Опросник Бека для оценки депрессии, Опросник психологической симптоматики Дерогатиса, Опросник травматического стресса (Котенева). Тема 8. Психотерапия ПТСР Стратегия психокоррекции и психотерапии при ПТСР. Установление раппорта, создание зоны доверия, установление безопасного контакта. Создание ресурсного состояния Формирование комплекса героя, работа с комплексом жертвы. Отреагирование психотравмирующего материала. Осознание психотравмирующего опыта, интеграция травмированной части с целостной. Переформирование системы убеждений и ценностей, реальное видение прошлой ситуации, позитивные стороны события, формирование новой модели поведения, социальная адаптация. Работа с чувством вины, которое формируется у пострадавших, этапы и принципы. Семейная психотерапия лиц с ПТСР, основные принципы. Групповая психотерапия пациентов с ПТСР, основные принципы, этапы течения. Социальная реабилитация лиц, страдающих ПТСР. Шоковая травма как вариант ПТСР. Синдром «эмоционального выгорания», «вторичная травма». Симптомы, отличия. Психологическая помощь. Раздел 2. Отдельные формы внешних кризисов. Тема 1..Горе, скорбь, и тяжелая утрата Реакция горя, её причины. Классификации реакции горя и скорби на тяжёлую утрату. Нормальная и патологическая реакция горя, её стадии. Клинические стадии горя и тяжелой утраты по J.Bowlby. Клинические стадии горя и тяжелой утраты по С. Parkers. Симптомы нормальной и патологической реакции горя (депрессии). Различия в тактике лечения и психологической помощи. Факторы риска возникновения большого депрессивного эпизода у пациента после смерти супруга. Осложнения тяжёлой утраты. Тема 2.Основные принципы психологической поддержки и психотерапии лиц, находящихся в состоянии горя. Формирование окружения и постоянного присутствия третьих лиц. Взаимодействие с группой поддержки. Тактильный контакт и эмоциональное сопереживание с целью вызывания слез. Вызывание “любых” сильных чувств (злости, агрессии, ненависти и пр.). Работа с иррациональным чувством вины. Работа по принятию горя и формирование свободы в проявлении чувств. Тема 3. Смерть и умирание. Работа с терминальными больными Стадии реакции пациента на известие об обнаружении у него неизлечимой болезни по Э.Кюблер-Росс: психологический шок и отрицание, озлобление, «сделка», депрессия, принятие. Клиническая картина. Как следует и как не следует вести себя с умирающим пациентом. Особенности психотерапевтической работы с умирающими больными и их родственниками.Тема 4. Психология насилия Семейное (домашнее) насилие. Мифы о семейном насилии. Характерные признаки поведения жертвы. Сексуальное насилие. Факторы психической травм, связанных с сексуальным насилием (Хиндман). Проблема инцеста. Последствия сексуального насилия. Физическое и психическое насилие. Особенности клинической психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики лиц, переживших насилие Особенности клинической психодиагностики, клинической картины, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики детей, подвергшихся насилию. Раздел 3 Внутренние кризисы. ^ Внутренние кризисы. Возрастные и экзистенциальные кризисы, их отличие, этиопатогенез, дифференциальная диагностика с др. состояниями, течение и прогноз. Данности экзистенциальной психотерапии. Уровни Уилбера. Духовные кризисы. Особенности психокоррекции и психотерапии при возрастных и экзистенциальных кризисах. Поддерживающая психотерапия и методики на получения ресурса.6.3.Тематический план лекций 5 курс, 9. семестр. Лекция 1. Введение в кризисную терапию Кризисная психотерапия История выделения данного направления. - Понятия кризиса медицинская и психологическая модель кризиса. - Классификация кризисов. - Внутренние и внешние кризисы. Возможные исходы кризиса. Лекция 2. Внешние кризисы Экстренная психологическая помощь -Чрезвычайная (экстремальная) ситуация Классификация экстремальных ситуаций. Факторы экстремальной ситуации. -Главные принципы оказания помощи. Отличия работы психолога в экстремальной ситуации от обычной терапевтической. Правила первой помощи для психологов. Динамика психогенных расстройств. -Классификации стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций (Решетников, Александровский). -Психология терроризма. Психологический портреты террориста и его жертвы. Виктимология. «Стокгольмский синдром». Лекция 3. Понятие стресса, причины стресса, показатели стресса. Стресс по Г.Селье. -Понятие стресса, стадии развития стресса. Общий адаптационный синдром. Физиология стресса, стресс-лимитирующие системы. Острая и хроническая психическая травма. Понятие дистресса и эустресса. Эмоциональный стресс по Косицкому Г.И. Стадии эмоционального стресса. -Физиологические корреляты возникновения стрессовых реакций: тип нервной системы, гормональные особенности, наличие функциональной асимметрии головного мозга. Психологические корреляты возникновения стрессовых реакций: уровень личностной тревожности, уровень локус контроля, баланс положительной и отрицательной мотивации, уровень самооценки. Понятие стрессоустойчивости. -Субсиндромы стресса: вегетативный, эмоционально-поведенческий, когнитивный, социально-психологический. -Острая реакция на стресс, фазы течения, клиника, варианты выхода из этого состояния (хроническая социальная дезадаптация, психосоматическое и нервно-психическое расстройство). Лекция 4. Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. - Определение ПТСР. Диагностические критерии по МКБ-10 и DSM IV, понятие и характеристики травмы. История ПТСР. Этиология и эпидемиология ПТСР Критерии диагностики ПТСР: интрузия, избегание, гиперактивность; клиническая картина; варианты течения ПТСР: острое, хроническое, отсроченное. Простое и сложное ПТСР. Типы ПТСР: тревожный, астенический, дисфорический, соматоформный (Волошин, 2001). Клиническая картина Боевой стресс, особенности. Клиническая картина ^ Типы травматических ситуаций. -Факторы риска развития ПТСР: характерологические особенности личности, развитие алкогольной или наркотической зависимости, наличие в анамнезе психологических травм, несчастное детство и психическая патология у членов семьи, возраст больного ( преодоление экстремальных ситуаций труднее дается очень молодым и очень старым людям), наличие психических заболеваний в анамнезе. - Факторы, облегчающие защиту от ПТСР: способность к эмоциональному самоконтролю, наличие хорошей самооценки, способность к своевременной интеграции травматического опыта других в свою жизнь, наличие хорошей социальной поддержки. -Первичная, вторичная травма. Лекция 5. Теоретические модели ПТСР -Психодинамическая модель (Фрейд, Пиаже). Когнитивная модель ПТСР – искажения реальной картины и искажение когнитивной целостности. Психофизиологическая модель Колба. -Теория синдрома стрессовых реакций М.Горовица. Психосоциальная модель. «Двухфакторная теория» (по Павлову). Биологическая модель. Мультифакторная теория Мэркера. ^ Психологические последствия травмы. Экзистенциальный взгляд Дж. Ялома. Посттравматическое расстройство личности. -Диссоциативные варианты ПТСР. -Травматическая личность (Черепанова). Психология: жертва, спасатель, преследователь. ^ Шкала оценки тяжести воздействия травматического события, Миссисипская шкала, Опросник Бека для оценки депрессии, Опросник психологической симптоматики Дерогатиса, Опросник травматического стресса (Котенева). Лекция 6. Психотерапия ПТСР -Стратегия психокоррекции и психотерапии при ПТСР. Установление раппорта, создание зоны доверия, установление безопасного контакта. -Создание ресурсного состояния (ресурсные трансы, используемые в гипнотических техниках, упражнения из телесно-ориентированной психотерапии, работа с образами в техниках психосинтеза и символодраме). -Формирование комплекса героя, работа с комплексом жертвы (список «Робинзона», техники разотождествления психосинтеза, гештальттерапия). ^ -Отреагирование психотравмирующего материала (клиническая трансперсональная психотерапия; техники НЛП - визуально-кинестетическая диссоциация, техника быстрого лечения фобий, реимпринтинг; метод десенсибилизации и переработки движениями глаз Ф.Шапиро; работа с травматическими переживаниями в эриксоновском гипнозе; гештальттерапия, психодрама). -Осознание психотравмирующего опыта, интеграция травмированной части с целостной личностью (клиническая трансперсональная психотерапия; техники психосинтеза; НЛП, эриксоновского гипноза, гештальттерапия). ^ -Переформирование системы убеждений и ценностей, реальное видение прошлой ситуации, позитивные стороны события, формирование новой модели поведения, социальная адаптация (техники когнитивной психотерапии, НЛП, гештальттерапия). -Работа с чувством вины, которое формируется у пострадавших, этапы и принципы. Семейная психотерапия лиц с ПТСР, основные принципы. -Групповая психотерапия пациентов с ПТСР, основные принципы, этапы течения. Социальная реабилитация лиц, страдающих ПТСР. - Шоковая травма как вариант ПТСР. Лекция 7. Особенности протекания внутренних кризисов. -Внутренние кризисы. Возрастные и экзистенциальные кризисы, их отличие, этиопатогенез, дифференциальная диагностика с др. состояниями, течение и прогноз. Задачи, которые решает человек в экзистенциальном кризисе. Данности (свобода, страх смерти, изоляция, бессмысленность) экзистенциальной психотерапии. Уровни Уилбера. -Духовные кризисы. 4 воздействия энергии самости по Ассаджиоли. Особенности психокоррекции и психотерапии при возрастных и экзистенциальных кризисах. Поддерживающая психотерапия и методики на получения ресурса.^ Стадии реакции пациента на известие об обнаружении у него неизлечимой болезни по Э.Кюблер-Росс: психологический шок и отрицание, озлобление, «сделка», депрессия, принятие. Клиническая картина. Как следует и как не следует вести себя с умирающим пациентом. Особенности психотерапевтической работы с умирающими больными и их родственниками.Лекция 8. Отдельные формы внешних кризисов. Горе, скорбь, и тяжелая утрата -Реакция горя, её причины. Классификации реакции горя и скорби на тяжёлую утрату. Нормальная и патологическая реакция горя, её стадии. - Клинические стадии горя и тяжелой утраты по J.Bowlby. Клинические стадии горя и тяжелой утраты по С. Parkers. Особенности проявления реакции горя при утрате родителя и при утрате ребенка. Симптомы нормальной и патологической реакции горя (депрессии). Различия в тактике лечения и психологической помощи. -Факторы риска возникновения большого депрессивного эпизода у пациента после смерти супруга. Осложнения тяжёлой утраты. Лекция 9. Основные принципы психологической поддержки и психотерапии лиц, находящихся в состоянии горя. -Формирование окружения и постоянного присутствия третьих лиц. Взаимодействие с группой поддержки. Тактильный контакт и эмоциональное сопереживание с целью вызывания слез. Вызывание “любых” сильных чувств (злости, агрессии, ненависти и пр.). Работа с иррациональным чувством вины: перенесение центра тяжести в реальность, формирование реальной вины. -Работа, направленная на освобождение (сепарацию) от связи с умершими, реадаптацию к окружающей реальности, формирование новых взаимоотношений. Работа по принятию горя и формирование свободы в проявлении чувств. Чего не следует делать при оказании помощи пациенту, находящемуся в состоянии горя. Лекция 10. Психология насилия -Семейное (домашнее) насилие. Мифы о семейном насилии. Характерные признаки поведения жертвы. -Сексуальное насилие. Факторы психической травм, связанных с сексуальным насилием (Хиндман). Проблема инцеста. Последствия сексуального насилия. Физическое и психическое насилие. -Особенности клинической психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики лиц, переживших насилие -Особенности клинической психодиагностики, клинической картины, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики детей, подвергшихся насилию. 6.4. Тематический план практических занятий (практикумы).
6.5. Самостоятельная работа студентов
^ Общие:
Конкретные знания:
^ а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
^
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой). Обязательным условием освоения дисциплины является освоение психотерапевтических методик и техник, набор опыта в работе с пациентами, выполнение которого контролируется на практических занятиях. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования. Рабочая учебная программа по дисциплине «Психологическое консультирование и психотерапия посттравматического стрессового расстройства и кризисных состояний» составлена доцентом кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Искандировой А.Б. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология». |
![]() |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы психологического консультирования, психокоррекции |
![]() |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Патопсихология» для студентов дневного факультета клинической |
![]() |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической |
![]() |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного |
![]() |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология» для студентов дневного факультета |
![]() |
Календарный план лекций для студентов дневного отделения 3 курса педиатрического факультета, вечернего |
![]() |
Рабочая учебная программа по фтизиопульмонологии для студентов иностранного факультета англоязычного |
![]() |
Пушкарев, А. Л., Доморацкий, В. А., Аринчина, Н. Г. Диагностика посттравматического стрессового расстройства |
![]() |
Расписание лекций и практических занятий для студентов 3 курса факультета клинической психологии |
![]() |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатика и ЭВМ в психологии» для специальности 030302 |