3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon

3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся





Скачать 0.9 Mb.
Название 3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся
страница 1/4
Дата 24.04.2013
Размер 0.9 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4




ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРОФСОЮЗЛАРЫ ФЕДЕРАЦИЯСЕ







ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН




И Н Ф О Р М А Ц И Я

о работе аппарата Федерации профсоюзов

Республики Татарстан совместно с республиканскими отраслевыми профорганами

в 2012 году


г. Казань, январь 2013 г.

Информация

^ О РАБОТЕ АППАРАТА ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН совместно с республиканскими отраслевыми профорганами В 2012 ГОДУ


В условиях рыночной экономики деятельность Федерации профсоюзов Республики Татарстан1 и ее членских организаций была направлена на:

  • защиту социально-трудовых прав работников;

- дальнейшее развитие социального партнерства;

  • обеспечение своевременной и достойной оплаты труда;

  • соблюдение трудового законодательства;

- укрепление организационного единства, совершенствование молодежной и финансовой политики;

- формирование общественного мнения в поддержку профсоюзов, создания единой информационной системы профсоюзов, использование современных информационных технологий.

В рамках плана работы выборных органов и аппарата Федерации на 2012 год подготовлены и проведены в режиме видеоконференции 2 заседания Совета Федерации профсоюзов РТ2, 13 заседаний Исполкома Федерации профсоюзов РТ3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся.


^ Защита трудовых прав и социально-экономических интересов работников - членов профсоюзов


Социальное партнерство

Важнейшим механизмом успешной социальной политики является договорное регулирование трудовых отношений, главная цель которого – повышение качества жизни населения республики.

В конце минувшего года, по инициативе профсоюзов, заключено очередное Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, Координационным советом объединений работодателей, Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2013-2014 годы4 – главный документ в системе социального партнерства.

Соглашение, которое определяет позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия по их реализации, подписано в 17 раз, а сама система социального партнерства отметила свое 20-летие.

Приоритетной задачей Соглашения по-прежнему является преодоление экономической бедности на основе роста минимальной заработной платы до минимального потребительского бюджета, увеличения реальной заработной платы и повышения качества жизни в целом. Оно ориентировано на модернизацию рынка труда, переход к активным формам занятости, повышение её эффективности на основе создания современных рабочих мест с достойными условиями и оплатой труда, что напрямую корреспондируется с Посланием Президента Госсовету республики и Концепцией МОТ по достойному труду.

В Соглашении учтены действующие в предыдущие годы положения. Кроме того, определены дополнительные обязательства сторон по доведению заработной платы, в целом по республике, до уровня не менее 27,5 тыс. рублей в 2013 году и 33,0 тыс. рублей – в 2014 году.

В бюджетной сфере предусмотрены меры по повышению заработной платы и последовательному её приближению к уровню средней заработной платы в целом по Республике Татарстан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В рамках принятого Соглашения предусмотрено также расширение сферы влияния социального партнёрства на основе создания новых профсоюзных организаций и заключения в них коллективных договоров.

^ Важнейшее место в переговорном процессе занимает Республиканская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.5 В 2012 году организовано и проведено 14 заседаний РТК и её рабочей группы.

Федерация выступила инициатором рассмотрения на заседаниях РТК вопросов об основных показателях прогноза социально-экономического развития республики и социальных параметрах проекта бюджета Татарстана на 2013 год, о ситуации на рынке труда, выполнении социальных программ в республике, тарифной политике в сфере ЖКХ, реализации Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в РТ и др.

Работа РТК, как главного координатора договорного регулирования в Татарстане, способствовала реализации Республиканского соглашения, устойчивому развитию экономики, повышению уровня и качества жизни населения.

^ В республике действует вертикаль социального партнерства от Республиканского соглашения до коллективных договоров. В 2012 г. в Татарстане реализовано 196 соглашений, в том числе 24 – на отраслевом уровне, 129 – на территориально-отраслевом, 43 – на территориальном уровне, 4845 коллективных договоров, регулирующих социально-трудовые отношения около 630 тысяч работающих членов профсоюзов. Их действие распространяется также по отдельным позициям на пенсионеров, студентов, детей и др. членов семьи.

Общее количество соглашений по сравнению с 2011 годом увеличилось на 10,7% за счет территориально-отраслевых соглашений, рост которых составил 17%.





За последние три года наметился позитивный тренд в колдоговорном регулировании трудовых отношений. Повысилась доля работающих на предприятиях и в организациях (с первичными профорганизациями), охваченных коллективными договорами с 94,7% в 2010г. до 98,4% в 2012 г.


^ Главная линия в системе координат Республиканского соглашения – стремление к достойной оплате труда.

С учетом остроты проблемы и в рамках реализации Соглашения Федерацией подготовлен проект соглашения «О минимальной заработной плате в РТ» на 2013 год с предложением о её поэтапном доведении до величины прожиточного минимума трудоспособного населения республики.

Однако подписание не состоялось. При этом опыт регионов России показывает, что позитивные результаты возможны, и Федерация намерена работать в этом направлении и в 2013 году.

Начиная с 2006 года, в рамках Соглашения создается система договорных отношений по поэтапному повышению минимальной заработной платы до минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Татарстане6, который стал важнейшим ориентиром роста заработной платы на отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства, а также на большинстве предприятий реального сектора экономики. Работа в этом направлении продолжена и в 2012 году, в результате – численность работников, имеющих начисленную заработную плату ниже МПБ, снизилась с октября 2011 г. по сентябрь 2012 г. на 26% (с 188713 чел. до 140130 чел.), ниже ПМ – на 29% (с 7927 чел. до 5626 чел.).

В систему договорного регулирования по всей вертикали социального партнерства внедрены и другие определяющие индикаторы роста заработной платы: проведение её индексации, доведение тарифа первого разряда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и тарифной составляющей – до 50-70%.


Установленные Соглашением индикаторы эффективности социального партнерства на 2012 год активно интегрировались в отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры.

^ Анализ отраслевых соглашений показал, что, несмотря на посткризисные осложнения, профсоюзам в отчетном периоде удалось сохранить и в ряде случаев расширить круг принятых обязательств.

В республике на отраслевом уровне действуют 24 соглашения, заключенные 17 республиканскими отраслевыми профсоюзными органами: 12 - во внебюджетном секторе экономики (в т.ч. одно межотраслевое, распространяющее свое действие на работников предприятий авиационной, оборонной, радиоэлектронной отраслей промышленности и машиностроения), 12 – в бюджетных отраслях.

В общем спектре социально-трудовых отношений, регулируемых на отраслевом уровне социального партнерства, центральное место занимает оплата труда.

Практически во всех отраслевых соглашениях реального сектора экономики (за исключением агропромышленного комплекса и потребкооперации) установлен минимальный норматив оплаты труда на уровне МПБ. С учетом межотраслевого соглашения, объединяющего 4 отрасли, на сегодняшний день в 12 из 16 отраслей внебюджетного сектора экономики республики (75%) предложено регулировать зарплату на основе минимальных гарантий оплаты труда в размере МПБ.

Во всех соглашениях тарифная часть заработной платы определена на уровне 50 – 70 %. В 7 из них обозначен рост минимальной тарифной ставки до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения Республики Татарстан и выше. Это условие отражено в соглашениях республиканских комитетов химических отраслей промышленности, «Электропрофсоюз» РТ, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, жизнеобеспечения, в оборонном комплексе и машиностроении. Обязательство о минимальной месячной тарифной ставке в размере не ниже ПМ региона принято также в организациях, объединенных республиканским комитетом ТРО «Нефтегазстройпрофсоюз», на которые распространяется действие Отраслевого соглашения по нефтегазовому комплексу Российской Федерации.

На сегодняшний день отдельные республиканские комитеты (рескомы «Электропрофсоюз» РТ, «Химпрофсоюз») ставят более продвинутые задачи о повышении минимального размера тарифной ставки 1-го разряда до уровня МПБ.

Особое внимание в минувшем году, как и прежде, уделялось территориальному уровню социального партнерства, повышению активности координационных советов организаций профсоюзов, как региональной структуры Федерации, принимающей непосредственное участие в организации колдоговорного регулирования в муниципальных образованиях.

Продолжалась работа по выполнению обязательств территориальных соглашений о сотрудничестве в рамках социального партнерства между представителями профсоюзов, работодателей и органов местного самоуправления. В республике действуют 43 соглашения.

Федерация принимает меры по совершенствованию коллективно-договорного регулирования на территориальном уровне с едиными подходами к формированию социально-экономической политики в муниципальных районах в соответствии с индикаторами эффективности социального партнерства. При этом главный вектор социального партнерства – повышение качества жизни, а ключевой вопрос соглашений и коллективных договоров – заработная плата.

Во всех действующих территориальных соглашениях предусмотрены меры по доведению минимальной заработной платы до уровня МПБ, в коллективных договорах рекомендовано учитывать механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции и тарифной составляющей.

В результате государственного и колдоговорного регулирования социально-трудовых отношений за последние четыре года (2009-2012) в 2,1 раза снизилось количество работников в Татарстане, получающих заработную плату ниже минимального потребительского бюджета. При этом в отдельных муниципальных образованиях показатели снижения еще более значительны: в городском округе Набережные Челны – в 3,9 раза, Азнакаевском и Дрожжановском муниципальных районах – в 3,5 раза, Тюлячинском и Сармановском – в 3,4 раза, в Ютазинском – в 3,2 раза, еще в 18 муниципальных районах – более чем в два раза. В 70 % районов удалось добиться темпа роста заработной платы, превышающего среднереспубликанский уровень.

Важнейшее место в системе социального партнерства занимает коллективный договор, где красной линией проходят обязательства по оплате труда.

Регулярный мониторинг оплаты труда в рамках реализации колдоговорных обязательств на предприятиях реального сектора экономики показал как отдельные подвижки в этом направлении работы, так и неиспользованные резервы.

^ Так, в 2012 г. доля тарифа на уровне 50% и выше установлена на 52% обследованных предприятий (в 2011 г. – 57%), среди них: МУП «Водоканал» - 65%; ОАО «Таттелеком» - 61%; Елабужские электрические сети филиал ОАО «Сетевая компания» - 56%, ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» - 55,6% и др.

^ Доля тарифа превысила 70% на 23% предприятий (в 2011г. – 27%), это акционерные общества: «Радиоприбор» - 86,3%; «Бугульминский электронасосоный завод» - 86%; «Казаньоргсинтез» - 75%; «ПО ЕлАЗ» - 70% и др.

^ На каждом третьем предприятии тариф 1 разряда соответствует уровню ПМ и превышает его (в 2011 г. – на каждом четвертом предприятии), к ним относятся: Казанская ТЭЦ – 1 филиал ОАО «Генерирующая компания» - 8870 руб.; ООО «Газпром трансгаз Казань» - 6930 руб.; акционерные общества: «Казанькомпрессормаш» - 6750 руб.; «Татэлектромонтаж» - 6020 руб. и др.

^ На трети предприятий в 2012 г. (как и в 2011 г.) были увеличены тарифные ставки: к примеру в акционерных обществах: «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» - на 50%; «ХК «Татнефтепродукт» - на 20,8%; «Чистопольское АТП» - на 20%; «Казанский хлебозавод № 3» - на10% и др.

^ Минимальная заработная плата доведена до уровня и выше МПБ (в июне 2012 г. МПБ = 9544 руб.) на каждом пятом предприятии (в 2011 г. – на каждом седьмом предприятии), среди них: ОАО «Зеленодольский молкомбинат» - 14500 руб.; ОАО «СЗМН» - 10260 руб.; ОАО «Бугульминский завод ЖБИ» - 10022 руб.; ОАО «Татнефть» - 9654 руб. и др.

В рамках реализации обязательств в сфере оплаты труда на 80% обследованных предприятий удалось повысить среднюю зарплату от 1% до 78% (в 2011 г. – на 73% обследованных предприятий): ООО «Казанский завод силикатно-стеновых материалов» - на 50%; ООО НП «Центромонтажавтоматика» - 41%; ОАО «Вертолеты МИ+» - 31,7%; ОАО «КАМАЗ» - 25,2%; ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» - 21,8% и др.

В то же время вопрос результативности действующих обязательств требует дополнительного детального анализа по каждому предприятию на отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.


Уровень жизни населения

В своем Послании Госсовету республики Президент Татарстана отметил, что «В условиях происходящих сегодня экономических и политических изменений особую значимость для нас приобретают задачи по укреплению экономики и повышению благосостояния наших граждан».

Взаимодействие в рамках трехстороннего сотрудничества позволило в прошедшем году решить серьезные вопросы, в частности, связанные с социально-экономическим развитием республики, повышением уровня жизни татарстанцев, их заработной платы, снижением уровня бедности, выполнением предусмотренных социальных гарантий.

Рост денежных доходов, заработной платы и стабилизация рынка труда на фоне повышения бюджетной обеспеченности - свидетельство тому, что в Татарстане созданы экономические предпосылки для кардинального повышения качества жизни граждан, что предусматривается и в рамках социального партнерства.

Индекс промышленного производства за 11 месяцев 2012 г. составил 107,0%. Бюджетная обеспеченность повысилась, по сравнению с началом года, на 49%. Оборот розничной торговли увеличился на 17,8%. Численность официально зарегистрированных безработных снизилась на 12,7%. Темп роста реальных денежных доходов составил 113,2%.

^ Среднедушевые доходы населения республики в ноябре 2012 г. превысили 25,5 тыс. рублей.

За период январь-ноябрь 2012 г. заработная плата в республике достигла 22,4 тыс. руб. и выросла на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Темп роста реальной заработной платы составил 111,8%.


Среднедушевые денежные доходы населения РТ, тыс. руб.




Размер средней заработной платы в 11 видах экономической деятельности, где трудится около 80% от среднесписочной численности работников, превысил среднюю ее величину по республике. Так в нефтегазохимическом комплексе средняя зарплата составила 33,5 тыс. руб., в финансовой деятельности – 30,5 тыс. руб., в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 27,1 тыс. руб., в строительстве – 25,5 тыс. руб., на предприятиях транспорта и связи – 24,2 тыс. руб., в обрабатывающих производствах – 23,3 тыс. руб. По итогам 10 месяцев 2012 г. Татарстан лидировал по уровню зарплаты среди регионов Приволжского федерального округа.


^ Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

в регионах Приволжского федерального округа

в январе-октябре 2012 г., тыс. руб.





Произошли определенные позитивные подвижки в повышении уровня жизни работников бюджетных учреждений.

В режиме трехстороннего сотрудничества осуществляется поэтапное введение новых систем оплаты труда (далее – НСОТ) в бюджетном секторе экономики.

Активная позиция и участие Татарского республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки, Федерации профсоюзов РТ способствовала введению НСОТ с 1 сентября 2010 г. в образовательных учреждениях. При этом минимальный базовый оклад установлен на уровне МРОТ, фонд оплаты труда увеличен на 16%.

С 1 января 2011 года НСОТ введена в учреждениях дошкольного образования и учреждениях дополнительного образования.

При переходе на НСОТ удалось сохранить ежемесячные стимулирующие надбавки молодым специалистам, педагогическим работникам сельских образовательных учреждений. Введены компенсационные выплаты для доведения заработной платы общеотраслевых служащих и рабочих до уровня ЕТС. Молодым специалистам сохранена также ежемесячная доплата в размере 20% от ставки 1 разряда ЕТС.

С 1 сентября 2011 года тарифная ставка первого разряда четырехразрядной тарифной сетки по оплате труда работников образования проиндексирована на 6,5%; на 30% увеличен фонд оплаты труда для учителей, что позволило откорректировать недостатки НСОТ – повысить стимулирующие выплаты за качество с 15 до 26%, а также за квалификационную категорию и классное руководство.

С 1 октября 2011 г. на 6,5% повысился фонд оплаты труда работников дошкольных учреждений, дополнительного и общего образования (кроме учителей).

С 1 октября 2012 г. всем работникам учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования установлена дополнительная надбавка в размере 6% от суммы должностного оклада и выплат стимулирующего характера (без учета премиальных выплат, выплат за качество и выплат за работу в сельской местности). В 2 раза увеличены выплаты за проверку тетрадей. За специфику работы введена доплата в размере 9% учителям общеобразовательных учреждений.

С 1 декабря всем педагогическим работникам общеобразовательных учреждений установлены: дополнительные выплаты за квалификационную категорию (за II категорию – 2,5%, I категорию – 10%, высшую – 25%); доплата за специфику в размере 42% (ранее – 9%). В общеобразовательных учреждениях фонд выплат за качество возрос в 1,5 раза - с 26% до 40%.

В результате – средняя заработная плата работников образования в 2012 г. повысилась на 19,3% и составила 16180 руб., а средняя заработная плата учителя в декабре 2012 г. достигла 23300 руб. (100% от уровня средней заработной платы в экономике РТ). На реализацию дополнительных мер по увеличению заработной платы в системе образования направлено более 290 млн. руб.

В связи с многочисленными предложениями профсоюзов, НСОТ в здравоохранении введена с 1 июля 2012 г. вместо ранее запланированного срока – 1 октября 2012 г.

Важнейшей особенностью новой системы оплаты труда в сфере здравоохранения РТ, в отличие от других регионов РФ, стало установление минимального базового оклада на уровне МРОТ, т.е. 4611 руб., что позволило решить проблему доведения заработной платы низкоквалифицированных работников до уровня МРОТ.

Благодаря активной позиции профсоюзов, удалось распространить все выплаты, предусмотренные по новой системе оплаты труда, на медицинских работников, работающих по совместительству.

Однако увеличение фонда заработной платы всего на 16% с 1.01.2012г., не давало возможности значительно повысить оплату труда высококвалифицированных специалистов.

В рамках совместной работы Министерства здравоохранения Республики Татарстан и комитета Татарстанской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ удалось сохранить выплаты стимулирующего характера в размерах, предусмотренных для пилотного проекта (выплаты за стаж, специфику и выполнение критериев оценки качества). На данные расходы дополнительно выделены средства из бюджета Республика Татарстан в размере 320 млн. рублей, при этом фонд оплаты труда увеличился, в целом, на 19,9%.

В результате внедрения НСОТ и модернизации системы здравоохранения среднемесячная заработная плата в учреждениях здравоохранения за 11 месяцев 2012 года повысилась на 23,1% и составила в ноябре 19536,3 руб.

С 1 октября 2012 г. НСОТ внедрена в учреждениях культуры. Заработная плата работников культуры и искусства в ноябре 2012 г. составила 13437,0 руб. (по сравнению с сентябрем 2012 г. рост на 9,0%).

^ В то же время необходимо отметить, что в реализации обязательств соглашений и коллективных договоров есть серьезные проблемы.

В 2012 г., как и в 2011 г., продолжился процесс восстановления темпов роста заработной платы (в январе 2012 г. – 121,4%, в ноябре – 113,6%). Однако докризисный уровень не достигнут. Темпы роста номинальной заработной платы за 11 месяцев 2012 г. (116,6%) ниже в 1,72 раза, реальной заработной платы – в 1,66 раза относительно января-ноября 2007 года. Рост цен и тарифов на ЖКУ во II полугодии вызвал снижение темпов роста как номинальной, так и реальной заработной платы.

Сохраняется стабильное отставание уровня заработной платы в Татарстане от РФ (в течение минувшего года - в пределах 13,5 – 16%).



Заработная плата работников бюджетной сферы остается по-прежнему несоизмеримо низкой по сравнению с социальной значимостью, сложностью и ответственностью их труда.

У 28% работников образования, 26% работников здравоохранения и предоставления социальных услуг (РТ в целом – 13,7%) уровень оплаты труда ниже величины МПБ (сентябрь 2012 г. - МПБ = 9938 руб.).

На сегодняшний день сохраняется серьезная диспропорция в оплате труда, медленно снижается разрыв между заработной платой работников бюджетной сферы и средней по республике. В ноябре 2012 г. заработная плата в образовании составила 77,2% (ноябрь 2011 г. -73,2 %), в здравоохранении - 83,8% (ноябрь 2011 г. – 73,2%) от среднереспубликанского показателя, в области культуры и искусства – 57,6 (ноябрь 2011 г. – 53%) .

По-прежнему уровень оплаты труда бюджетников значительно ниже российских показателей. Так, по данным Росстата, за январь-октябрь 2012 г. заработная плата в сфере образования (15729,7 руб.) отставала на 12,6% от российского уровня (17998 руб.), в здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг (16039,8 руб. - РТ; 19782 руб. - РФ) – на 18,9% (средняя заработная плата в целом по Татарстану 22356,3 руб. - на 13,3%).

Сохраняется высокий уровень дифференциации заработной платы на территориальном, отраслевом уровнях, а также на предприятиях.

На 2987 крупных и средних предприятиях в сентябре 2012 г. уровень оплаты труда сформировался в размере ниже стоимостной величины МПБ.

Медленно сокращается численность работников, получающих заработную плату ниже минимальных социальных нормативов.

Продолжает оставаться крайне низким минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Более 10 лет не реализована норма Трудового кодекса РФ о равенстве МРОТ и ПМ. На этом фоне не выполняется закон «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан», в соответствии с которым предусмотрено ежегодное заключение Республиканского соглашения о минимальной заработной плате, отражающего её поэтапный рост до уровня МПБ. (По данной проблеме Федерация профсоюзов РТ обращалась к Президенту Татарстана и в Республиканскую прокуратуру).

Не решена проблема экономической и детской бедности. В структуре малоимущего населения за 2011 год: 61,4% - работающих граждан, 24,1% - детей, 14,6% - населения старше трудоспособного возраста, что требует кардинальных законодательных решений как на федеральном, так и республиканском уровнях.

Анализ реализации коллективных договоров в сфере оплаты труда на предприятиях реального сектора экономики показал серьёзные проблемы в колдоговорном регулировании:

-в 48% проанализированных предприятий доля тарифа не достигла 50% в структуре оплаты труда;

-в более чем 60% предприятий размер тарифа I разряда – ниже величины ПМ;

-на 80% предприятий МЗП не достигла размера МПБ;

-на 20% предприятий заработная плата в течение минувшего года не повышалась.

Проблемы роста заработной платы, в т.ч. её минимальных гарантий, требуют дальнейшего их решения в рамках колдоговорного и законодательного регулирования.


Сохраняется задолженность по заработной плате. Её величина изменялась в течение года от 60,3 млн. руб. в январе до 69,4 млн. руб., в мае и 40,4 млн. руб. в декабре. При этом значительную долю от общей суммы задолженности составляет задолженность на предприятиях, которые находятся на различных стадиях конкурсного производства ( I кв.- 49,8%; II кв.- 68,6%; III кв.- 64,6%; IV кв.- 40%), что требует законодательных решений на федеральном уровне, о чем Федерация профсоюзов РТ неоднократно обращалась в Правительство и Государственную Думу РФ.


^ Просроченная задолженность по заработной плате, млн. руб.

(на конец периода)




Основной причиной просроченной задолженности по заработной плате является отсутствие собственных средств у предприятий и организаций, дебиторская задолженность.

Федерация, отраслевые профсоюзные органы держат на контроле вопросы своевременной выплаты заработной платы, предоставления компенсаций за неиспользованный отпуск, правильности начисления отпускных, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, неправомерного направления работников в отпуска без сохранения заработной платы и др.

Работа по обеспечению выплаты задолженности по заработной плате проводится по нескольким направлениям.

На предприятиях и в организациях РТ осуществляется текущий профсоюзный мониторинг проблемных предприятий в части нарушений прав работников.

Профсоюзы принимают участие в заседаниях Координационного совета по оплате труда, доходам и уровню жизни населения при РТК, решения которого направляются в соответствующие профсоюзные организации для принятия мер и контроля за их выполнением.

На заседаниях Пленумов и Президиумов республиканских профсоюзных органов, Исполкома и Совета Федерации регулярно рассматриваются вопросы соблюдения трудового законодательства, в том числе, своевременной выплаты заработной платы.

Используется и правоприменительная практика. К примеру, по итогам первого полугодия 2012 г. на ФКП «Казанский завод точного машиностроения» через комиссию по трудовым спорам погашена задолженность в сумме 21 млн. руб., в ОАО «Коммунальные сети» Лаишевского района - 1,4 млн. руб., в Верхнеуслонском филиале ОАО «Красный Восток» - 1,2 млн. руб. и др.


Защита пенсионных прав граждан

На сегодняшний день одной из самых болезненных проблем в сфере регулирования социально-трудовых отношений является пенсионное обеспечение.

Ежегодно проводимый профсоюзами анализ показывает, что сложившая пенсионная система требует кардинальных изменений как с точки зрения увеличения размеров пенсий, так и повышения уровня жизни пенсионеров в целом.

Выходя на пенсию, человек теряет в деньгах в 3-4 раза по сравнению с прежней зарплатой. Подавляющая часть работающих граждан, после выхода на пенсию, выпадает из численности среднего класса. Покупательная способность пенсий остается крайне низкой. Соответственно снижается и уровень жизни. В итоге каждый третий пенсионер, не считая занятых в теневом секторе экономики, вынужден работать.

Низкая заработная плата большинства населения является серьезнейшим вызовом пенсионной системе. По мнению экспертов, 30% работающих в России, при существующей величине оплаты труда, за всю свою трудовую деятельность не смогут заработать себе пенсию на уровне прожиточного минимума, а еще 30% работающих будут получать пенсию, размер которой не превысит 1,2-1,4 ПМ пенсионера.

В целях защиты пенсионных прав работников Федерация профсоюзов проводит обучение профактива и осуществляет информационное сопровождение проблем пенсионного страхования. В 2012 году вопросы пенсионного законодательства освещались на Днях Федерации в 13 муниципальных районах и городских округах, на лекциях в Учебно-исследовательском центре профсоюзов.

Определенное место в росте пенсионных накоплений граждан занимает Программа государственного софинансирования пенсий, которая, по мнению Правительства РФ, призвана повысить размеры пенсий. В части реализации Программы на сегодняшний день внесены соответствующие дополнения в макеты коллективных договоров и соглашений, которые определяют возможность вступления в Программу софинансирования платежей, а также дополнительного привлечения работодателей к участию в этом проекте. Необходимо отметить, что в Программе софинансирования по итогам года в республике участвуют 335 тысяч человек, что составляет 8,8 % от численности всего населения.

Результаты пока не дали ожидаемого эффекта, прежде всего, в силу невысокого уровня заработной платы большинства работников. В перспективе – работа по дальнейшей реализации Программы будет продолжена в рамках колдоговорного регулирования.


Профсоюзы последовательно поддерживают развитие негосударственного пенсионного обеспечения граждан, количество участников по итогам 9 месяцев 2012 года охватывает более 96 тысяч человек. В республике - 20 тыс. получателей дополнительных пенсий, средний размер которых составляет 1020 рублей. Федерация профсоюзов РТ и сама является одним из учредителей Негосударственного пенсионного фонда «Берсил». Ежегодно растет число его участников. На 1 января т.г. их количество достигло 17,1 тыс. человек. Средний размер дополнительной пенсии увеличился до 1600 руб.

По инициативе профсоюзов в республике реализуется дополнительное пенсионное обеспечение работников бюджетной сферы. В настоящее время дополнительной пенсией охвачены почти 9 тысяч человек, размер которой составляет 162 рубля, что совершенно неадекватно сегодняшнему дню. В настоящее время главной задачей является увеличение суммы выплат, над чем предстоит последовательно и системно работать в рамках бюджетного процесса.

Одним из основных направлений деятельности профсоюзов является защита пенсионных прав граждан. Так, в течение 2012 года правовыми инспекторами профсоюзов составлено около 500 исковых заявлений в судебные органы. Благодаря их квалифицированной помощи, почти 90% граждан, из числа обратившихся, удалось добиться пересмотра начисления пенсии в сторону ее увеличения, назначения досрочной пенсии и т.д. При этом экономическая эффективность только в образовании и здравоохранении составила около 30 миллионов рублей.

Вместе с тем, тревожной проблемой продолжает оставаться задолженность работодателей по страховым отчислениям в Пенсионный фонд, которая на 1 декабря 2012 года составляла 1,7 млрд. рублей. В течение года на заседаниях Исполкома Федерации систематически заслушивалась работа республиканских отраслевых профсоюзных комитетов, в т.ч. работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, радиоэлектронной промышленности, строительства и промышленности строительных материалов, жизнеобеспечения, лесных отраслей по контролю за соблюдением работодателями законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данная тема регулярно анализировалась в ходе Дней Федерации в муниципальных районах и городских округах. Осуществляемый Федераций профсоюзов РТ, совместно с Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ, мониторинг предприятий-должников позволяет проводить более четкий контроль за своевременным перечислением взносов.

В рамках социального диалога профсоюзы занимают активную позицию по вопросам совершенствования пенсионного обеспечения граждан и его законодательного регулирования.

Так, в минувшем году ^ Федерацией внесены предложения в проект ежегодно принимаемого постановления Кабинета Министров РТ об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в республике для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии и, соответственно, состава потребительской корзины.

Сравнительный анализ показал, что в Татарстане установлен самый низкий показатель прожиточного минимума для пенсионеров (4302 руб.), который значительно отстает от его уровня в других регионах ПФО. Почти на треть от его максимальной величины в Пермском крае, в Самарской и Нижегородской областях и др.

Причиной тому являются заниженные параметры потребительской корзины пенсионера нашей республики, как в группе продуктов питания, так и непродовольственных товаров и услуг.

В целях повышения социальной защиты малоимущих граждан Федерация предложила создать рабочую группу и приступить к разработке нового закона о потребительской корзине в нашей республике в первом полугодии 2013 года с учетом необходимости расширения состава и норм потребления продуктов, непродовольственных товаров и услуг.

^ В рамках общественного обсуждения проекта Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года профсоюзы Татарстана направили Обращение в Правительство России, изложили свое мнение о будущем пенсионного развития и соответственно внесли ряд предложений, в частности:

-ограничить длительность трудового стажа тридцатью годами, с условием замещения утраченного заработка пенсией на уровне 40%;

-рассмотреть вопрос о возможности перехода к добровольной накопительной пенсионной системе, но лишь после создания необходимых условий для повышения доходности пенсионных накоплений, как долгосрочной и эффективной меры;

-осуществить реформирование основных институтов действующей пенсионной системы на основе разработки справедливой и эффективной пенсионной формулы.

Считая своевременной работу по дальнейшему развитию пенсионной системы, Федерация профсоюзов видит необходимость в дальнейшем сотрудничестве с Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ и другими социальными партнерами по поиску, разработке и реализации эффективных решений в сфере защиты пенсионных прав граждан.

^ В минувшем году Федерацией профсоюзов РТ решен комплекс задач по дальнейшему развитию социального партнерства.

В сентябре 2012 года по инициативе Федерации профсоюзов подготовлено и направлено совместное Обращение Правительства, Федерации профсоюзов, Координационного совета объединений работодателей Республики Татарстан к руководителям министерств и ведомств Татарстана, а также муниципальных районов и городских округов республики о необходимости объединения усилий всех социальных партнеров по вовлечению в коллективно-договорное регулирование трудовых отношений большего числа предприятий и организаций республики, по созданию первичных профорганизаций, объединений работодателей на отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства.

В рамках реализации обязательств Республиканского соглашения в декабре 2012 г. проведено заседание Исполкома Федерации профсоюзов, на котором рассмотрен вопрос о состоянии и развитии социального партнерства в г. Казани. Исполком обсудил работу Координационного совета профсоюзных организаций города по реализации обязательств территориального соглашения на 2012 г., в т.ч. рассмотрел вопросы организационного укрепления профсоюзов и расширения их членской базы. Сторонам территориального трехстороннего соглашения предложено в приоритетном порядке решать задачи развития профсоюзного движения, расширения сферы влияния социального партнерства, повышения уровня и качества жизни населения города, заработной платы на основе колдоговорного и законодательного регулирования.

^ Вопросы достойного труда были проанализированы и обсуждены на внеочередном заседании Исполкома Федерации профсоюзов РТ и научно-практической конференции в АТиСО, дана оценка стандартам, разработанным ФНПР. Федерацией предложены варианты дополнительных стандартов как по оплате труда и занятости, так и в сфере развития социального партнерства. В газете «Новое слово» опубликовано интервью Председателя Федерации профсоюзов РТ.

На будущие годы предстоит сложный процесс реализации Стандартов достойного труда, отдельные из которых уже обозначены в Республиканском, отраслевых и территориальных соглашениях, начиная с 2006 г. (речь идет о перспективе доведения МЗП до уровня МПБ). Федерация профсоюзов считает целесообразным расширить законодательные нормы, регулирующие вопросы оплаты труда в РФ, принять на федеральном уровне новый основополагающий закон «О потребительских бюджетах в системе оплаты труда в РФ», отказавшись от ПМ, как неэффективного и архаичного социального норматива, «временно» установленного в период кризиса 90-х годов.

Предложения Федерации профсоюзов РТ о необходимости разработки государственной программы «Достойный труд – основа социальной политики», а также совершенствования трудового законодательства, с учетом данных стандартов, направлены Председателю Правительства РФ.

В целях совершенствования социального партнерства Федерация анализирует проекты постановлений, законов, программ и т.д. ^ В 2012 году отделом социального партнерства рассмотрены и даны предложения в 38 нормативных правовых акта, в том числе в проекты:

Законов РФ:

О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Профсоюзы выступили против изменения порядка расчета потребительской корзины, являющейся основой определения ПМ, при котором непродовольственные товары и услуги предложено определять в процентном соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания;

-«О внесении изменений в ФЗ «^ О потребительской корзине в целом по РФ» (в рамках обсуждения вопроса социальных доплат к пенсии).

  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Доклад о состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия в
О состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия
3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о соблюдении прав, свобод

3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека управление

3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека управление
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Экзаменационные вопросы для 5 курса стоматологического факультета
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)...
3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Программа симпозиума Актуальные вопросы травматологии и ортопедии детского возраста Симпозиум 26
Приглашаем Вас принять участие в 16 конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии», в...
3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon 3. Условия, при которых может состояться обследование на пмпк ребенок может быть направлен на пмпк

3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей

3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

3, на которых рассмотрены актуальные вопросы защиты законных прав и интересов трудящихся icon Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы