С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon

С. К. Шойгу «15» мая 1999 г





Скачать 487.6 Kb.
Название С. К. Шойгу «15» мая 1999 г
Дата 26.04.2013
Размер 487.6 Kb.
Тип Документы
У Т В Е Р Ж Д А Ю:

Министр Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

С.К. Шойгу

«15» мая 1999 г.


П Р О Г Р А М М А

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

МЧС РОССИИ


Расчет часов по предметам обучения


№ п/п

Предметы обучения

Всего

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

1

Медицинская подготовка

64

18

46

2

Противопожарная подготовка

30

14

16

3

Психологическая подготовка

20

12

8

4

Специальная подготовка

6

2

4

5

РХБЗ

2

2




6

Связь

2

2




7

Топография

2




2

8

Тактико-специальная подготовка

20

16

4

9

ИТОГО:

146








Рабочая программа разработана на основании «Программы первоначальной подготовки спасателей МЧС России», утвержденной от 15 мая 1999 г.

При организации занятий в Учебном центре по программе «Первоначальная подготовка спасателей» используется материальная база и спасатели ПСО-17 ГУ МО «Мособлпожспас».


^ Медицинская подготовка


Задачи обучения:

знать содержание и объем первой медицинской помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, их вынос, транспортировку и погрузку на транспорт, правила личной и общественной гигиены;

уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, в ходе обучения формировать у обучаемых психологическую устойчивость к стрессовому воздействию факторов различных ЧС;

прививать навыки, развивать способности управления своим психологическим состоянием.


^ Методические указания

Занятия по медицинской подготовке проводятся специалистами медицинской службы в учебных классах и на учебных площадках, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т.п. с использованием кино-видеоматериалов, диафильмов, слайдов, фотографий и др., а также табельных и подручных средств для оказания первой медицинской помощи.

В начале каждого занятия руководитель объясняет и показывает последовательность выполнения приема по оказанию первой медицинской помощи с использованием табельных и подручных средств, а затем отрабатывает их с обучаемыми практически.

Для практической отработки приемов все обучаемые разбиваются на две группы и поочередно их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 80% учебного времени.

Навыки в использовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах.

Занятия должны обеспечиваться учебным имуществом на 50% обучаемых из расчета практического выполнения приемов в отведенное время.

Полученные на занятиях по медицинской подготовке знания и практические навыки совершенствуются в ходе занятий по тактико-специальной подготовке.

По окончании обучения проводится зачет.





темы

Наименование

темы

Курсовое обучение

№ занятия

К-во часов

1

Поражающие факторы, возникающие при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и современных средствах поражения

1

1

2

Первая медицинская помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при ее оказании

1

1

3

Основы анатомии и физиологии человека

1-4

8

4

Средства оказания первой медицинской помощи

1

2

5

Первая медицинская помощь при ранениях

1-5

10

6

Первая медицинская помощь при кровотечениях

1,2

4

7

Первая медицинская помощь при травматическом шоке

1

2

8

Первая медицинская помощь при острых заболеваниях

1,2

3

9

Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей

1-4

6

10

Основы сердечно-легочной реанимации

1,2

4

11

Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания

1

2

12

Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях

1

2

13

Первая медицинская помощь при несчастных случаях

1

2

14

Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и аварийными химическими опасными веществами (АХОВ)

1

2

15

Первая медицинская помощь при радиационных поражениях

1

2

16

Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики

1,2

3

17

Основы гигиенических знаний

1,2

2

18

Основы эпидемиологии

1

2

19

Вынос и транспортировка пораженных, из очагов поражения

1

2

20

Зачет

-

4




И Т О Г О

-

64


Тема 1. Поражающие факторы, возникающие при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и современных средствах поражения


Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Поражающие факторы: механический, термический, химический, радиационный, биологический, психогенный. Их медико-тактические характеристики. Санитарные потери: величина и структура их.


Тема 2. Первая медицинская помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при ее оказании


Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Виды медицинской помощи. Задачи и объем первой медицинской помощи. Обязанности спасателя по оказанию первой медицинской помощи. Юридические основы прав и обязанностей спасателя по оказанию первой медицинской помощи. Понятие о медицинской сортировке, эвакуации.


Тема 3. Основы анатомии и физиологии человека


Занятия 1-4. Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Занятия 2-4. Практические - по 2 часа. Понятие об анатомии и физиологии человека. Понятие об органах, системах организма. Скелет и его функции. Кости головы, конечностей, таза, позвоночник, грудная клетка, суставы верхних и нижних конечностей. Мышечная система, сухожилия.

Органы кровообращения. Понятие о кровообращении. Количество крови в организме человека, свертываемость ее. Значение своевременной остановки кровотечения.

Органы кровообращения: сердце, сосуды, их строение. Работа сердца.

Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей, сонная артерия. Определение мест прижатия важнейших артерий.


Тема 4. Средства оказания первой медицинской помощи


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Назначение, устройство и правила пользования аптечкой индивидуальной, пакетом перевязочным индивидуальным, санитарной сумкой, индивидуальным противохимическим пакетом, перевязочным материалом. Индивидуальный перевязочный пакет, его устройство, состав, правила вскрытия. Наложение окклюзионных повязок с помощью ИПП. Аптечка индивидуальная. Состав, правила пользования. Использование содержимого аптечки индивидуальной: для обезболивания, при отравлении ФОВ, для профилактики лучевых поражений, при первичной реакции ОЛБ, для профилактики инфекционных заболеваний. Санитарная сумка, устройство, состав, правила пользования.


Тема 5. Первая медицинская помощь при ранениях


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Общее понятие о закрытых и открытых повреждениях. Понятие о ране, опасность ранения (кровотечение, загрязнение раны, повреждение жизненно важных органов). Проникающие ранения черепа, груди, живота. Симптомы, первая медицинская помощь. Понятие об асептике. Правила обращения со стерильным материалом. Понятие об антисептике. Виды перевязочного материала: марля, бинты, легнин, косынки, индивидуальный перевязочный материал, салфетки. Первичная повязка.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Повязки на голову и шею, на глаза, лоб, ухо, волосистую часть головы, нижнюю челюсть, подбородок. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. Сетчато-трубчатые повязки.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Повязки на грудь, живот и промежности. Особенности оказания первой помощи и наложение окклюзивной повязки при проникающих ранениях грудной клетки с открытым пневмотораксом и живота. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Повязка верхних и нижних конечностей. Повязка верхних конечностей: на область плечевого сустава, плеча, локтевого сустава, кисти, пальцев.

Занятие 5. Практическое - 2 часа. Повязка нижних конечностей: на паховую область, верхнюю часть бедра, тазобедренный сустав, среднюю часть бедра, коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопу.

Особенности наложения повязок зимой. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи.


Тема 6. Первая медицинская помощь при кровотечениях


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Кровотечение и его виды, способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение давящей повязки, закрутки жгута. Максимальное сгибание конечности. Правильность наложения жгута. Изготовление его из подручных средств. Первая помощь при кровотечении из внутренних органов.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Тренировка спасателей в наложении повязок, жгута, первой медицинской помощи при внутреннем кровотечении.


Тема 7. Первая медицинская помощь при травматическом шоке


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Понятие о травматическом шоке, его признаки, причины, профилактика. Первая медицинская помощь при шоке.


Тема 8. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Острая коронарная недостаточность. Стенокардия. Инфаркт миокарда, кардиогенный шок. Острая сосудистая недостаточность. Асфиксия (механическая). Почечная колика. Острые нарушения мозгового кровообращения. Коматозные состояния. Симптомы. Первая медицинская помощь.


Тема 9. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей


Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Причины, признаки и оказание первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях и вывихах. Ушибы мягких тканей в сочетании с переломами костей.

Занятие 2. Теоретическое - 1 час. Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. Виды транспортных шин, подручные средства. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей конечностей.

Занятия 3 и 4. Практические - по 2 часа. Способы оказания первой медицинской помощи при вывихах, переломах конечностей, ребер, костей черепа, позвоночника и таза. Способы транспортировки при различных переломах.


Тема 10. Основы сердечно-легочной реанимации


Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Понятие о реанимации. Терминальные состояния, определение признаков клинической и биологической смерти. Определение объема и последовательности реанимационных мероприятий.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Проведение искусственного дыхания методами «рот в рот», «рот в нос», с помощью воздуховода. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями.


Тема 11. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Понятие о синдроме длительного сдавливания. Вид компрессии (раздавливание, прямое сдавливание, позиционное сдавливание), локализация, сочетание повреждения мягких тканей, осложнения, степени тяжести, периоды компрессии, комбинации с другими поражениями; классификация компрессивного синдрома. Ишемия конечностей, классификация; некроз конечности. Клинические признаки ишемии. Прогноз. Определение комбинированных поражений конечностей. Особенности оказания первой медицинской помощи, правила освобождения пострадавших из-под развалин. Профилактика осложнений.


Тема 12. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Ожоги, их причины, признаки, виды и классификация.

Отморожение, причины, признаки, виды и классификация. Профилактика ожогов и отморожений. Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги от воздействия агрессивных сред.

Первая медицинская помощь при отморожениях. Общее охлаждение, особенности оказания первой медицинской помощи при нем.


Тема 13. Первая медицинская помощь при несчастных случаях


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Первая медицинская помощь при утоплении. Белая и синяя асфиксия. Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. Профилактика теплового и солнечного удара. Первая помощь. Тренировка спасателей в оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.


Тема 14. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и аварийными химическими опасными веществами (АХОВ)


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Отравляющие и аварийные химические опасные вещества, их классификация по действию на организм человека. Признаки поражения. Антидоты. Средства защиты. Оказание первой медицинской помощи. Особенности оказания помощи при отравлении продуктами горения. Использование аптечки индивидуальной, антидотная терапия.


Тема 15. Первая медицинская помощь при радиационных поражениях


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Лучевая болезнь, начальные ее признаки. Оказание первой медицинской помощи. Профилактические мероприятия, способствующие увеличению сопротивляемости организма спасателя к воздействию проникающей радиации в очаге. Особенности оказания первой медицинской помощи пораженным на загрязненной местности. Использование аптечки индивидуальной.


Тема 16. Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики


Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Занятие 2. Практическое - 2 часа. Признаки расстройства психики у пострадавших в очагах чрезвычайных ситуаций. Первая медицинская помощь, особенности ее оказания. Правила ухода и транспортировки.


Тема 17. Основы гигиенических знаний


Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Личная гигиена и ее значение в сохранении здоровья спасателя. Знание личной гигиены в мероприятиях по защите человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Гигиена одежды, обуви, снаряжения. Меры защиты продуктов питания от порчи, загрязнения, заражения. Определение зараженности тары, продуктов.

Занятие 2. Практическое - 1 час. Требования, предъявляемые к качеству воды, потребность ее для организма. Индивидуальное обеззараживание воды во флягах с помощью таблеток.

Размещение в полевых условиях, выбор места. Способы утепления, отопления, вентиляции и уборки помещений, в которых размещаются спасателя. Устройство и оборудование уборных.

Тема 18. Основы эпидемиологии


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Инфекционные заболевания, источники, причины, пути распространения. Возбудители инфекционных заболеваний. Пути заражения: контактный, пищевой, водный, капельно-пылевой, трансмиссивный. Понятие об особо опасных инфекциях, эпидемии. Особенности работы спасателя в очагах особо опасных инфекций.


Тема 19. Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Размещение типового санитарного оборудования на транспортных средствах (в железнодорожных вагонах, теплоходах, самолетах, автобусах, автомашинах) для перевозки пострадавших. Погрузка и размещение пострадавших внутри транспортных средств. Носилки, виды их, лямки, их использование. Вынос пострадавших с использованием подручных средств, на руках, спине. Переноска пострадавших одним или двумя спасателями.


По окончании обучения спасатель должен:


Знать

Уметь

1. Задачи и объем первой медицинской помощи (ПМП)

1. Распознать признаки смерти

2. Юридические основы при оказании первой медицинской помощи




3. Достоверные признаки клинической и биологической смерти

3. Правильно применять основные средства для оказания первой медицинской помощи

4. Средства для оказания первой медицинской помощи

4. Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях различной локализации

5. Виды ран, осложнения ранений. Понятие об асептике и антисептике

5. Владеть приемами остановки наружного кровотечения

6. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений

6. Распознать признаки внутреннего кровотечения

7. Знать признаки внутреннего кровотечения

7. Провести простейшие противошоковые мероприятия

8. Признаки вывиха, растяжение связок

8. Владеть способами первой медицинской помощи при вывихах, растяжениях связок и ушибах

9. Виды переломов и их осложнения

9. Использовать табельные и подручные средства иммобилизации при оказании первой медицинской помощи при переломах

10. Особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации

10. Владеть различными способами переноски и транспортировки пострадавших одним или двумя спасателями

11. Особенности способов переноски и транспортировки пострадавших

11. Определить степень жизнедеятельности конечности и оказать адекватную первую медицинскую помощь

12. Признаки синдрома длительного сдавливания. Последовательность в оказании первой медицинской помощи

12. Определить ведущее поражение при комбинированных и сочетанных повреждениях и оказать первую медицинскую помощь в необходимой последовательности

13. Виды сочетанных, комбинированных поражений и последовательность в оказании первой медицинской помощи

13. Оказывать первую медицинскую помощь, исходя из степени ожога (отморожения)

14. Признаки ожога, отморожения и способы оказания первой медицинской помощи

14. Владеть различными способами искусственного дыхания и приемами непрямого массажа сердца

15. Приемы оказания первой медицинской помощи при переохлаждении организма

15. Вводить антидот. Пользоваться индивидуальным противохимическим пакетом, аптечкой индивидуальной, надеть противогаз на пораженного, пользоваться средствами индивидуальной защиты

16. Приемы простейших реанимационных мероприятий

16. Оказывать первую медицинскую помощь на зараженной территории

17. Классификацию опасных химических веществ. Признаки поражения и способы оказания первой медицинской помощи

17. Оказывать первую медицинскую помощь при острых психических расстройствах

18. Предельно допустимые дозы облучения и уровни радиации на местности

18. Провести дезинфекцию


19. Первые признаки лучевой болезни и ее профилактику




20. Особенности первой медицинской помощи при острых психических расстройствах





21. Правила соблюдения личной гигиены при работе в различных чрезвычайных ситуациях




22. Признаки различных инфекционных заболеваний и меры профилактики




23. Правила работы спасателя при карантине и обсервации






Руководства

1. Учебное пособие для санитаров «Оказание первой медицинской помощи, сбор и эвакуация раненых с поля боя».

2. Учебник для санитарных инструкторов.

3. Инструкция по неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях, часть 1, М, 1992 г.

4. Учебник спасателя, МЧС России, 1997 г.

5. Петровский В.И. Первая медицинская помощь. Популярная энциклопедия. М. Науч.изд. «Большая Российская энциклопедия», 1994.

6. Потапов В.Ф. Обучение населения приемам оказания медицинской помощи. М. Медицина, 1983.


Противопожарная подготовка


Задачи обучения:

- знать общие обязанности спасателей при выполнении боевой задачи на пожаре; общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии; общие сведения об основных огнетушащих веществах; общие сведения о пожарно-техническом оборудовании; меры безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре;

- уметь правильно действовать при обнаружении пожара, применять средства пожаротушения, умело использовать ручной механизированный и немеханизированный инструмент при ведении спасательных работ.


Методические указания


Занятия по пожарной тактике, первичным средствам пожаротушения проводятся в специально оборудованном классе, а по пожарным машинам в парке. Обучаемые знакомятся с общими сведениями о процессах горения, пожаре и его развитии, с огнетушащими веществами, используемые в первичных средствах пожаротушения, а также с пожарной техникой. Способы и приемы тушения пожаров, работа с пожарными лестницами, спасательными веревками, механизированным и электрифицированным инструментом изучаются на специально оборудованных учебных площадках, где обучаемым демонстрируются возможные причины возникновения пожаров, способы их ликвидации, показываются приемы спасения людей, а также приемы работы с механизированным и электрифицированным инструментом, спасательной веревкой и пожарными лестницами.

При обучении используются учебные плакаты, схемы, макеты, видеофильмы, кинофильмы.

По окончании обучения по предмету проводится зачет.





темы

Наименование темы

Курсовое обучение



занятия

Кол-во

часов

^ 1. Пожарно-тактическая подготовка

1

Пожарная тактика и ее задачи

1

2

2

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии

1

2

3

Разведка пожара. Действия спасателя при спасании людей.

Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара.

1-3

6




ИТОГО:




10

^ 2. Пожарная техника

1

Общие сведения о пожарных машинах общего назначения

1,2

4

2

Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях

1,2

4

3

Огнетушители

1,2

2




ИТОГО:




10

^ 3. Пожарно-строевая подготовка

1

Упражнения с пожарным оборудованием

1,2

4

2

Спасание людей на пожарах и самоспасание

1-3

6




ИТОГО:




10




ВСЕГО:




30


I. Пожарно-тактическая подготовка


Тема 1. Пожарная тактика и ее задачи.

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии


Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Пожарная тактика и ее задачи. Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре. Виды боевых действий. Характерные ошибки, допускаемые при ведении боевых действий.

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих (ГЖ) жидкостей, Газой, лаков и красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыли с воздухом.

Общие понятия о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения.

Классификация и общие сведения об основных огнетушащих средствах: виды, краткая характеристика, области и условия применения.


Тема 2. Разведка пожара.

Действия спасателя при спасении людей.


Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Понятие о разведке пожара, ее цели и задачи. Действия спасателя при ведении разведки, отыскание людей в задымленных помещениях, спасение людей и эвакуация имущества на пожаре. Правила открывания дверей в горящее помещение. Правила по эвакуации людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации. Меры безопасности при ведении разведки пожара и спасения людей.


Тема 3. Тушение пожара.

Действия спасателя при тушении пожара.


Занятие 1. Теоретическое- 2 часа. Понятие о локализации и ликвидации пожара. Характер боевых действий на каждом этапе.

Особенности боевых действий при недостатке сил и средств. Определение боевых участков на пожаре, способы подачи огнетушащих средств (водяных, пенных и порошковых стволов) и работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкций. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов (в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ). Меры безопасности при работе со стволами. Особенности работы в задымленных помещениях. Меры безопасности при тушении пожара и разборке конструкций. Способы прокладки рукавных линий.

Занятие 2 и 3. Практические – 2 час. Приемы и способы вскрытия и разборки конструкций на пожаре.


^ II. Пожарная техника.


Тема 1. Общие сведения о пожарных машинах общего назначения.


Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Назначение и тактико-технические характеристики автоцистерн пожарных, рукавных автомобилей, автомобилей пенного и порошкового пожаротушения. Схема боевого развертывания.

Назначение и тактико-технические характеристики пожарных мотопомп.

Схема боевого развертывания.

Занятие 2. Практическое 2 часа. Занятие на пожарной цистерне с показом основных агрегатов, узлов оборудования. Их расположение и назначение.


Тема 2. Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях.


Занятие 1. Теоретическое – 2 часа. Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов.

Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Гидроинстврумент и пневмоинструмент. Средства и способы защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы и их эксплуатация.

Техника безопасности при работе с пожарным и аварийно–спасательным оборудованием.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Приёмы работы с механизированным и не механизированным, электрофицированным и пневмоинструментом. Меры безопасности.


Тема 3. Огнетушители


Занятие 1. Теоретическое -1. Назначение, виды, область применения, состав огнетушащего вещества, маркировка огнетушителей, сроки перезарядки.

Занятие 2. Практическое – 1 час. Приведение огнетушителей в действие, меры безопасности.


III. Пожарно-строевая подготовка.


Тема 1. Упражнения с пожарно-техническим оборудованием.


Занятие 1. Практическое – 2 часа. Прокладка рукавных линий из скаток, с рукавной катушкой. Уборка рукавных линий. Подъем рукавной линии на высоты с помощью спасательной веревки и по пожарным лестницам. Наращивание действующей рукавной линии.

Работа с действующими стволами стоя, с колена, лежа, маневрирование стволами. Особенности работы с рукавами и стволами при подаче воды в зимнее время.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Упражнения с ручными пожарными лестницами (снятие, переноска, установка и укладка на автомобиль). Использование ручных пожарных лестниц как вспомогательное оборудование при спасании людей и выполнения других работ при тушении. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.


Тема 2. Спасение людей на пожаре и самоспасание.


Занятия 1-3. Практические – по 2 часа. Отработка приемов и способов спасания людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на «пострадавшего». Спасение пострадавшего с этажей учебной башни. Спасение и эвакуация людей получивших травмы. Самоспасание с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления.


Руководящие нормативные документы и литература.

  1. Приказ МЧС России. От 05.03.98 г. № 152

  2. методическое пособие по тактико-специальной подготовке пожарных подразделений войск ГО РФ, М., 1997 г.

  3. Пособие по технической подготовке для пожарных и трубопроводных подразделений Войск гражданской обороны, М., 1985 г.

  4. Учебник « Пожарно-профилактическая подготовка» М., Воениздат, 1984 г.

  5. Учебник «Пожарно-техническая подготовка» М., Воениздат 1995 г.

  6. Боевой устав пожарной охраны с дополнениями 2000 г.

  7. Пожарная тактика М., Стройиздат 1996 г.

  8. Противопожарная подготовка подразделений пожаротушения гражданской обороны, М., Воениздат 1996 г.



^ Психологическая подготовка


Задачи обучения:

- знать психологические требования к профессии спасателя, свои индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приемы управления собственным состоянием;

- уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их, применять на практике знания, умения и навыки поддержания психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.


^ Методические указания


В рамках программы проводится тестирование, на основе которого делаются выводы об индивидуально-психологических особенностях спасателя.

Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов МЧС, министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу с учетом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.

К проведению занятий по тематике программы привлекаются прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах психологи, медицинские работники, преподаватели, командно-начальствующий состав сил аварийно-спасательных служб РФ.

Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке спасателей в соответствующих учебных центрах (пунктах подготовки) создается современная учебно-материальная база, которая включает:

специальные классы (кабинеты), оснащенные современными техническими средствами обучения и контроля знаний, аппаратурой контроля психологического состояния обучаемых, средствами индивидуальной защиты;

входящие в состав тренировочных баз специально оборудованные площадки, полосы, участки психологической подготовки, тренажеры, имитаторы аварийных ситуаций;

кино- и видеоаппаратуру, комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, кино- и видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки профессионально-важных качеств спасателей.

Изучение предмета завершается итоговым занятием (зачетом).


^ Тематический расчет часов




темы

Наименование темы

Курсовое обучение



занятия

Кол-во

часов

1

Морально-психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе

1

2

2

Профессионально-важные качества спасателя

1,2

4

3

Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях

1

2

4

Психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях

1,2

8

5

Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях

1,2

6

6

Виды саморегуляции и психологической реабилитации

1-4

8



Итоговое занятие (зачет)

-

4



Итого




34



Тема 1. Морально-психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Спасение людей - смыслообразующая основа жизни спасателя, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры самостоятельных действий спасателей при аварии на ЧАЭС, в других чрезвычайных ситуациях.

История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей. Демонстрация документальных кинофильмов.

Возрастание социальной значимости профессии спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера.

Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации обучаемых - спасателей.


Тема 2. Профессионально-важные качества спасателя


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Понятие профессионально-важных качеств, их роль в обеспечении успешности деятельности спасателя.

Требования профессиональной деятельности к психологическим особенностям спасателя:

личностным характеристикам (эмоциональной устойчивости в экстремальных условиях, стилю взаимоотношений в отряде, готовности к риску, дисциплинированности, настойчивости и целеустремленности при ведении спасательных работ);

статистическим и динамическим характеристикам психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;

способностям к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков.

Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по способам их коррекции и учета.


Тема 3. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления.

Демонстрация документальных кинофильмов, комментарий и беседа по результатам их просмотра.

Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранение самообладания, способности к активной деятельности; кратковременные изменения психического состояния; патологические нарушения психической деятельности.

Практическое ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).

Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения при ведении спасательных работ. Приемы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из опыта ведения спасательных работ.


Тема 4. Психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях


Занятие 1. Практическое- 4 часа (Проводится в ходе занятий по тактико-специальной подготовке).

Понятие психологической готовности к действиям в чрезвычайной ситуации.

Основные направления формирования психологической готовности: развитие чувства ответственности за выполнение служебного долга; приобретение и постоянное совершенствование опыта действий в реальных чрезвычайных ситуациях (землетрясения, взрывы, наводнения, пожары, аварии на химически и радиационно опасных объектах, эпидемии и др.); отработка действий на их моделях; развитие способности переносить интенсивные экстренные и длительные физические нагрузки; накопление опыта острых эмоциональных воздействий при работе с ранеными, погибшими; развитие волевых качеств; тренировка оперативного мышления.

Занятие 2. Практическое - 4 часа. (Проводится в ходе занятий по тактико-специальной подготовке).

Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях: создание моделей чрезвычайных ситуаций; проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ; создание трудных ситуаций по спасению пораженных (манекенов) из-под завалов при наличии загораний; тушение загораний на манекенах; преодоление водных преград в специальном снаряжении; тренировки по решению задач с применением видеокомпьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно опасных объектах; принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка; посещение морга, анатомического театра, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.


Тема 5. Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности - факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя.

Изменение текущего состояния спасателей при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.

Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателей.

Занятие 2. Практическое - 4 часа. Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приемы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочных состояний.

Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении работ.


Тема 6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Формирование практических навыков по выработке устойчивости к стрессу.

Определение у спасателей уровней общей физической работоспособности и мощности. Определение индивидуально допустимых физических нагрузок для спасателей. Определение времени отдыха и уровня калорийности питания спасателей, необходимых для их быстрого восстановления после рабочих нагрузок. Определение реабилитационных и лечебных мероприятий для спасателей, выполняющих работы в условиях воздействий на них различных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Проведение активных методов отдыха.


Занятия 3 и 4. Практические - по 2 часа. Формирование практических навыков аутогенной тренировки.

Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.


Руководства

1. Социальная психология. Издательство политической литературы. М., 1975.

2. Приемы психической саморегуляции (Практическое пособие). М., ПАВС, 1992

3. Волович В.Г. С природой один на один (Адаптация и выживание в экстремальных условиях) - М., Воениздат, 1989.

4. Волович В.Г. На грани риска (Выживание в экстремальных условиях)- М., Мысль, 1986.

5. Бахарев В.Д. Аутотренинг. - М., Знание, 1992.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Изд. МГУ, 1980.

7. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. - Л., Наука, 1988.


Перечень кино- и видеофильмов, рекомендуемых для просмотра в ходе психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях:

1. «Против огненной стихии». ШГО СССР.

2. «Землетрясение в Ташкенте». ШГО СССР.

3. «В случае аварии на АЭС». ШГО СССР.

4. «Действия в зоне карантина». ШГО СССР.

5. «Между жизнью и смертью». НИИ общей реаниматологии.

6. «Пришедшие в час беды». ШГО СССР.

7. «Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ». ШГО СССР.

8. «Поисково-спасательные работы в горах». ГосНИИ ГА.

9. «Поисково-спасательные работы на воде». ГосНИИ ГА.

  1. «Ураган».



«Специальная (техническая) подготовка»


Задачи обучения:

знать назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении поисково-спасательных работ (далее – ПСР) правила их хранения и сбережения;

уметь готовить штатные технические средства и оборудование к работе, правильно их эксплуатировать;

быть ознакомленным с приборами наблюдения, поиска пострадавших, разведки.


^ Методические указания


Изучение пожарными штатных технических средств, применяемых при ведении ПСР, проводится в оборудованных технических классах, на учебных площадках или на образцах.

Особое внимание уделяется изучению устройства, работы механизмов и агрегатов, применению их в различных чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС).

На всех практических занятиях совершенствуются навыки в проведении осмотров, ежедневного технического обслуживания, а также соблюдении мер безопасности.

Формирование навыков в применении технических средств, инструмента и оборудования проводится на практических занятиях в учебных городках или учебных площадках, где обучаемые выполняют приемы и способы подготовки их к работе и работы с ними.

^ Тематический расчёт часов




Наименование темы

Обучение в образовательном учреждении

№ занятия

К-во часов

1.

Технические средства и оборудование, применяемые при ведении поисково-спасательных работ


ИТОГО:

1,2

6


6



Тема 1. Технические средства и оборудование, применяемые при ведении

поисково-спасательных работ


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Назначение, основные технические характеристики штатных комплектов технических средств, аварийно-спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, элек­трических, пневматических, гидравлических, специальных) и оборудования. Техника безопасности при работе с различным инструментом.

Занятие 2. Практическое - 4 часа. Формирование первоначальных навыков в подготовке к работе и эксплуатации комплектов технических средств, инструментов, приспособлений, устройств, механизмов и оборудования, применяемых при ведении ПСР.


«Радиационная, химическая и биологическая защита»


Задачи обучения:

Ознакомиться с основными аварийно химически опасными веществами (далее – АХОВ), их свойствами, поражающими факторами и способами защиты от них;

Научиться пользоваться средствами индивидуальной защиты, действовать в условиях заражения воздуха и местности.

^ Методические указания


Занятия по изучению АХОВ и способам защиты от них проводятся в специально оборудованном классе с демонстрацией кино-, видеофильмов, слайдов, плакатов, схем и другого учебного материала.

При обучении пользованию средствами индивидуальной защиты, особое внимание обращается на правильность их надевания.


^ Тематический расчет часов




Наименование темы

Обучение в образовательном учреждении

№ занятия

К-во часов

1.

Аварийно химические опасные вещества

ИТОГО:

1

2


2


Тема 1. Аварийно химически опасные вещества


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Перечень и общая характеристика АХОВ. Взрыво- и пожароопасность. Воздействие АХОВ на организм челове­ка. Защита от АХОВ в чрезвычайных ситуациях. Способы и средства ликвидации последствий выбросов АХОВ в окружающую среду.


«Подготовка в связи»


Задачи обучения:

знать табельные средства связи и требования руководящих документов по обеспечению безопасности связи при повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;

уметь самостоятельно технически грамотно эксплуатировать табельные средства связи во всех режимах работы, обеспечивать устойчивую связь в различной обстановке, проводить техническое обслуживание средств связи;

ознакомиться со средствами радиосвязи, используемыми в войсках ГО и в органах управления по делам ГОЧС.


^ Методические указания


Основной формой обучения являются практические занятия на штатной технике связи, в ходе которых главное внимание уделяется вопросам подготовки к работе и эксплуатации средств связи в различных режимах.

Первоначальное обучение работе на средствах связи проводится в классе и на действующей (штатной) аппаратуре, затем – на учебных полях в ходе комплексных занятий.

При проведении занятий широко используются стенды, плакаты и другие наглядные пособия. К работе на средствах связи обучаемые допускаются после изучения требований безопасности и дисциплины связи, получения твердых навыков в приеме и передаче радиотелефонограмм с соблюдением правил ведения переговоров.


^ Тематический расчет часов




Наименование темы

Обучение в образовательном учреждении

№ занятия

К-во часов

2.

Основы управления и связи в поисково-спасательных формированиях (ПСФ)

ИТОГО:

1

2


2


Тема 2. Основы управления и связи в ПСФ


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Значение управления и связи при подготовке и ведении ПСР. Средства управления и связи: табельные, стационарные, мобильные, радиостанции, телефонные аппараты.

Понятие о линии и канале связи. Способы организации радиосвязи, преимущества и недостатки. Классификация радиоволн. Дисциплина связи и ее требования. Понятия о безопасности связи. Правила установления радиосвязи и ведение обмена в радиотелефонном режиме. Ознакомление со средствами связи, используемыми в войсках гражданской обороны (далее - ГО) и органах управления по делам ГОЧС.


«Топография»


Задачи обучения:

научиться ориентироваться на местности, производить простейшие измерения на ней, выдерживать заданное направление движения без карты и по карте при выполнении задач днем и ночью.


^ Методические указания


Практические занятия проводятся на местности. Чтение топографических карт и измерения расстояний по ним пожарные осваивают по топографическим картам масштаба 1: 50000 и 1: 100000.

Навыки, полученные на занятиях по топографии, совершенствуются на других занятиях в полевых условиях.


^ Тематический расчет часов





Наименование темы

Обучение в образовательном учреждении

№ занятия

К-во часов

2.

Топографические карты, схемы местности и планы

ИТОГО:

1

2


2


Тема 2. Топографические карты, схемы местности и планы


Занятие 1. Практическое - 2 часа. Классификация топографических карт, схемы местности и планы. Условные знаки топографических карт. Определение по карте: расстояний, высот точек местности и превышений. Ориентирование по карте в населенных пунктах и на местности.

Руководства

1. Учебник. Военная топография. – М, Воениздат, 1973.

2. Методика топографической подготовки.

3. Условные знаки топографических карт.

4. Комплект плакатов по топографии.

5. И.А. Соколов. Топографическая карта и местность. – М, Издательство ДОСААФ, 1974.

6. Мелихов Е.Н. Элементы топографии и ориентирования на местности. Спутник туриста. – М, Физкультура и спорт, 1969.


«Тактико-специальная подготовка»


Задачи обучения:

Знать обязанности, права и правовую ответственность спасателя, основные положения законодательства по вопросам организации ПСР, нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСФ, обязанности спасателя при приведении формирования в готовность к выполнению задач, характеристику стихийных бедствий, аварий, катастроф, их последствия, требования безопасности при ведении ПСР, потенциально возможные ЧС в зоне ответственности, назначение цели, задачи и возможности ПСФ;

Уметь вести ПС Р при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, выполнять страховку и самостраховку, оказывать пострадавшим первую медицинскую и психологическую помощь, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности, проводить разведку района ЧС, оценивать степень риска при выполнении различных работ, переносить большие физические и морально-психологические нагрузки, вести работы по спасению домашних и сельскохозяйственных животных, продовольствия, материальных ценностей;

Ознакомиться с отечественным и зарубежным опытом ведения поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, с задачами МЧС России, применяемыми технологиями ПСР, направлениями их совершенствования, основами экологии.


^ Методические указания


Обучение проводится на оборудованных площадках учебного поля, на объектах экономики или на макете местности. Кроме этого, при возможности используется полевая учебно-материальная база соединений и воинских частей гражданской обороны.

На занятиях должна создаваться сложная обстановка, характеризующая ЧС, с использованием имитационных средств, которая позволяла бы вызывать у обучаемых физическое и умственное напряжение, проявление инициативы, эффективное использование штатных средств механизации работ.

Основными формами обучения пожарных являются теоретические, практические и тактико-строевые занятия.

Теоретические занятия (лекция, рассказ) имеют целью дать систематизированные основы знаний о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), структуре, задачах ПСФ, изучить основные положения законодательства по вопросам организации ПСР, нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСФ, обязанности спасателя, требования безопасности при ведении ПСР.

Практические занятия проводятся с целью формирования практических навыков, углубления теоретических знаний по подготовке и применению аварийно-технических средств, инструментов, оборудования, приборов, оказанию пострадавшим первой медицинской помощи, отработке приемов и способов ведения ПСР в различных ЧС.

Тактико-строевые занятия являются первой ступенью тактической выучки пожарных и слаживания дежурных смен ПСФ. На тактико-строевых занятиях отрабатывается техника выполнения приемов и способов решения спасателями специальных задач по ликвидации последствий ЧС осуществляется первоначальное слаживание дежурных смен ПСФ. Занятия проводятся в тактической обстановке, характерной для ЧС.

На занятии руководитель показывает обучаемым на местности, макетах, образцах аварийных транспортных средств и т. д. приемы и способы действий, которые подлежат отработке, после чего проводит тренировки пожарных.

В ходе тренировок руководитель занятия переходит к выполнению сле­дующего приема или способа действий только после того, как убедится, что предыдущий прием или способ действий обучаемыми понят правильно и выполняется четко и умело.

На этапе обучения в составе подразделения перед проведением практических и тактико-строевых занятий руководителем проводится инструктаж обучаемых по мерам безопасности.

На практических занятиях (в обстановке повышенного риска) обязательно присутствие медицинского работника, а в распоряжении руководителя должно быть транспортное средство.

Контрольное занятие определяет и проводит старший начальник.

По окончании обучения данный предмет обучения заканчивается зачетом (4 часа), в который включаются вопросы: специальной подготовки, топографии, подготовки по связи, радиационной, химической и биологической защиты.


^ Тематический расчет часов





Наименование темы

Обучение в образовательном учреждении

№ занятия

К-во часов

1.

Организация спасательного дела в России

1,2

4

3.

Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и следствия.

1,2

4

7.

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

1,2

4

8.

Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях

ИТОГО:

1,2,11,13

8


20


Тема I. Организация спасательного дела в России


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. МЧС России. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Силы РСЧС, возлагаемые задачи.

Поисково-спасательные формирования региона, субъекта РФ, города. Организационная структура, решаемые задачи, кадровый состав.

Занятие 2. Теоретическое - 2 часа. Социально-правовые аспекты трудовой деятельности спасателей, нормативная правовая база трудовой деятельности спасателей, требования, предъявляемые к ним, профессиональный отбор, обязанности и права спасателей, специальности, необходимые для эффективной работы, условия труда спасателей, организация и проведение медицинских осмотров, аттестация спасателей, уровни профессионального роста.


Тема 3. Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Причины и последствия


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Определение ЧС природного и техногенного характера. Причина возникновения чрезвычайной ситуации. Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС, особенности протекания. Охват территории, географические координаты. Условия спасения людей при ЧС природного и техногенного характера.

Занятие 2. Теоретическое - 2 часа. Виды аварий, катастроф, стихийных бедствий, характерных для региона, республики, области, города. Озна­комление со статистическими данными о чрезвычайных ситуациях за послед­ние годы. Классификация ЧС. Необходимые силы и средства для их ликвида­ции, объем работ, который может выполнить ПСФ в полном составе и в составе дежурной смены.


Тема 7. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Основы выживания. Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека. Порог выживаемости чело­века (условия, время, возможность возвращения к жизни). Физиологические аспекты выживаемости человека. Возможные последствия для организма че­ловека, пребывающего в экстремальных условиях.

Экстремальные условия и их влияние на человека: жара, холод, ветер, пыль, стесненные условия, высота, повышенные уровни освещенности, шу­ма, вибрации, дыма, перепады давления и т. д.

Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания, охраны. Определение места нахождения. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде.

Занятие 2. Теоретическое - 2 часа. Выживание в техногенной среде: при транспортных авариях, при химическом и радиационном заражении, при пе­ремещении в разрушенных зданиях и сооружениях в условиях возможного возникновения взрывов, пожаров, вредных выбросов и т. д.

Выживание в условиях эпидемии, в нетрадиционных ситуациях.


Тема 8. Действия спасателя при ведении поисково-спасательных работ

в чрезвычайных ситуациях


Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Особенности действий спасателя при ведении ПСР в особых условиях: в районе социальной напряженности; в районе боевых действий; в условиях химического, радиационного и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, разрушений, пожаров и задымления, в условиях дорожно-транспортного происшествия в горной местности, при работе на воде.

Занятие 2. Теоретическое - 2 часа. Определение мест возможного нахождения пострадавших. Организация и проведение поиска пострадавших. Визуальный осмотр. Свидетельства очевидцев. Способы извлечения пострадавших. Определение их состояния. Транспортировка пострадавших в безопасное место.

Занятие 11. Тактико-строевое - 2 часа. Получение задачи на спасение людей, оказавшихся в условиях задымления и пожара. Подготовка к выполнению задачи. Поиск пострадавших в условиях задымления и пожаров. Определение мест вероятного нахождения пострадавших. Вывод (вынос) пострадавших из опасной зоны, оказание первой медицинской помощи. Транспортировка пострадавших различными способами. Меры безопасности при работе в условиях задымления и пожара.

Занятие 13. Практическое - 2 часа. Формирование навыков в работе с техническими средствами по деблокированию пострадавших из аварийных транспортных средств. Определение способа деблокирования. Спасение по­страдавших. Оказание им первой медицинской помощи. Меры безопасности.


Руководства

  1. Охрана труда спасателя МЧС России, 1998

  2. Учебник спасателя МЧС России, 1997

  3. Справочник спасателя, книга 2 ВНИИ ГОЧС М, 1985

  4. Федеральный Закон РФ от 11.11.1994 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

  5. Федеральный закон РФ от 14.07.1995 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

  6. Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 № 1113 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

  7. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

  8. Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

  9. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»

  10. Методическое пособие по тактико-специальной подготовке спасательных подразделений Войск ГО Российской Федерации под общей редакцией генерал-полковника Г.Н. Кириллова – М, 1997

  11. А.К. Бахтин. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий – М. Энергоиздат, 1984

  12. Учебно-методическое пособие по выполнению приемов и способов спасения и самоспасения пострадавших (пораженных) в очагах поражения – М, МВКУДИВ, 1997.




Приложение № 1






«Утверждаю»

Начальник Государственного учреждения МО

«Противопожарная служба Московской области»

С.А. Кролев

«______» _______________ 2005 г.


^ ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ

занятий с личным составом по обучению пожарных по программе

«Первоначальная подготовка спасателей» с 23 мая по 23 июля 2005 года


Дата проведения занятий

Предметы обучения №№ тем и занятий, вид занятий. Фамилия, инициалы руководителя.

Дата занятий/Часы занятий

23-26.05

30.05-02.06

06-09.06

13-16.05

20-23.06

27-30.06

04-07.07

11-14.07

1-4 день

1-2 час

Специальная подготовка

Т.1/1 (Т3)

Иванов

Специальная подготовка

Т.1/2 (П3)

Сидоров

Связь

Т.2/1 (Т3)

Пастухов

ТСП

Т.1/1 (Т3)

Усов

ТСП

Т.3/1 (Т3)

Перов

ТСП

Т.7/1 (Т3)

Родин

ТСП

Т.8/1 (Т3)

Бегов

ТСП

Т.8/11 (ТС3)

Белов

3-4 час

РХБЗ

Т.1/2 (П3)

Петров

Специальная подготовка

Т.1/2 (П3)

Беляев

Топография

Т.2/1 (П3)

Королев

ТСП

Т.1/2 (Т3)

Жабин

ТСП

Т.3/2 (Т3

Уткин)

ТСП

Т.7/2 (Т3)

Савин

ТСП

Т.8/2 (Т3)

Пухов

ТСП

Т.8/13 (Т3)

Гусев




Начальник ПСО-13

ГУ МО «Спасательная служба Московской области»


А.Р. Тулов

«_____» _______________ 2005 г.




Начальник Управления по ЧС и ПБ района (города)

Московской области


А.Б. Петров

«_____» _______________ 2005 г.



Приложение № 3 к приказу министра

от 17.06.2003145


Документы

для аттестации на квалификацию «Спасатель»


  1. 2 фото 3х4 без уголка

  2. Копия паспорта

  3. Заявление на имя председателя аттестационной комиссии (А.Б. Пантелеев)

  4. Служебная характеристика

  5. Документ, подтверждающий прохождение обучения на спасателя

  6. Медицинская справка о состоянии здоровья и допуске к работе в экстремальных условиях

  7. Личные данные:

- цвет волос;

- цвет глаз;

- рост;

- особые приметы, если они есть.


Начальник отдела подготовки руководящего

состава, поисково-спасательных формирований

и обучения населения

подполковник В.Н. Русин


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Приказ от 11 мая 1999 г. N 359 об утверждении правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного

С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Приказ министерства здравоохранения республики беларусь 25 мая 2006 г. N 430 об утверждении прейскуранта
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах...
С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Приказ Минздрава РФ от 19 августа 1997 г. N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского

С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Программа разработана на основании Программы первоначальной подготовки спасателей мчс россии, утвержденной

С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Приказ Минздрава РФ от 19 августа 1997 г. N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского
В целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического...
С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "A" общие положения
Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением...
С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Конференция будет проходить в уо «Гродненский государственный медицинский университет» по адресу:

С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Автореферат разослан 2011 г
Более 350 млн человек во всем мире являются носителями вируса гепатита в и более 170 млн носителями...
С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Список погибших в результате событий 14 мая 2010 года данные на 14 мая 2010 года

С. К. Шойгу «15» мая 1999 г icon Еспублики Беларусь от 31 мая 2006 г. №38 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2006 г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы