|
Скачать 0.8 Mb.
|
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Белорусский государственный медицинский университет утверждаю Первый проректор, профессор С.Д.Денисов « » __________ . 2011 г. Рег. № УД-188/1011/р. СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Учебная программа (рабочая) для специальности 1-79 01 07 Стоматология
Минск БГМУ 2011 Учебная программа (рабочая) составлена на основе типовой учебной программы «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний», утвержденной 13 июля 2010 года, регистрационный № ТД-L.188/тип. Рекомендована к утверждению в качестве учебной программы на заседании кафедры стоматологии детского возраста 20 мая 2011 г. (протокол № 10).
Одобрена в качестве учебной программы методической комиссией стоматологических дисциплин Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» и рекомендована к утверждению 26 мая 2011 г. (протокол № 7).
^ Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по диагностике, лечению и профилактике стоматологических заболеваний у детей. Учебная программа (рабочая) дисциплины «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» включает новейшие научные данные по стоматологии детского возраста и профилактике стоматологических заболеваний. Особенность учебной программы (рабочей) состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции с учетом международного опыта, достижений научно-технического прогресса в области стоматологии и увеличения объема новой информации. Цель изучения дисциплины «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний об особенностях оказания лечебной и профилактической стоматологической помощи детям. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в формировании клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии. Специфика подготовки врачей-стоматологов определяет необходимость целенаправленного изучения студентами профилактики и лечения стоматологических заболеваний у детей. Приобретение студентами знаний и умений обеспечивает формирование профессиональной компетенции при оказании стоматологической помощи детям. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Основные физико-химические свойства стоматологических материалов. Основные механические характеристики зуба, мышечной и костной ткани. Основные понятия о функциональных и патологических динамических статических нагрузках на ткани зубов, реставрации, периодонте. Свойства рентгеновского и лазерного излучения. ^ Биохимия твердых тканей зуба и челюстей. Биохимический состав слюны, обмен фтора, кальция, фосфора в организме. Роль и функция витаминов. ^ Основные закономерности эмбрионального развития человека. Критические периоды развития организма и тератогенез. Клинические проявления генетической патологии челюстно-лицевой области. Эволюция челюстно-лицевой области. ^ Анатомическая терминология. Строение верхней и нижней челюстей. Строение зуба. Развитие мышц лица, шеи, зубной, альвеолярной и базальной дуг. Строение и функции периодонта. Височно-нижний челюстной сустав: строение, функции. Твердое/мягкое небо: строение, формы. Возрастные различия в анатомии органов полости рта. ^ Развитие лица и зубочелюстной системы. Общая морфологическая характеристика зубов (эмаль, дентин, пульпа, периодонт, цемент). Маргинальный периодонт: его строение, клеточный состав. Зубная альвеола: строение, функциональная характеристика. Слизистая оболочка полости рта: гистохимическая и функциональная характеристика. ^ Назначение медицинского инструментария. Препарирование и реставрация твердых тканей зуба. Инструменты, материалы и методы для эндодонтического лечения зубов. ^ Функциональная характеристика органов и тканей челюстно-лицевой области. Микробиология, вирусология, иммунология. Микрофлора полости рта; биоценоз над- и поддесневой дентальной биопленки. Специфические и неспецифические факторы защиты органов полости рта. Методы диагностики микробных, грибковых и вирусных заболеваний. ^ Патоморфология заболеваний зубов, периодонта, костной ткани и слизистой оболочки полости рта. Патологическая физиология. Общее учение о врожденных пороках. Основы патологических процессов, протекающих в эмали, дентине, цементе, периодонте, кости, слизистых оболочках. Фармакология. Лекарственные препараты при лечении заболеваний кариеса, пульпы, периодонта, слизистой оболочки полости рта у детей. Местная анестезия, седация, премедикация, общее обезболивание. ^ Этиология, патогенез, клиника, классификация, диагностика, лечение некариозных заболеваний твердых тканей зуба кариеса, пульпита, апикального периодонтита, гингивита и маргинального периодонтита, заболеваний слизистой оболочки полости рта. ^ Методы местного обезболивания в челюстно-лицевой области. Одонтогенные воспалительные заболевания, травма, доброкачественные и злокачественные опухоли, патология слюнных желез, актиномикоз челюстно-лицевой области: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Педиатрия. Заболевания внутренних органов у детей. Аллергические заболевания. Болезни крови и кроветворных органов. Гиповитаминозы. ^ Методы и техника рентгенологического исследования челюстей, височно-нижнечелюстного сустава. Оториноларингология. Взаимосвязь дыхания, глотания, речеобразования при формировании зубочелюстной системы. Взаимосвязь стоматологических заболеваний с патологией ЛОР-органов. ^ Особенности психологии детей и подростков. Инфекционные болезни. Инфекционные заболевания у детей у детей с проявлениями в полости рта, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. ^ Методы изучения распространенности стоматологических заболеваний. Основы планирования стоматологической помощи. Принципы организации стоматологической лечебно-профилактической помощи. Организация экспертизы временной нетрудоспособности. Финансирование учреждений здравоохранения стоматологического профиля. Дерматовенерология. Дерматовенерические заболевания с проявлениями в полости рта: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. ^ «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» состоит из трех разделов: «Профилактика стоматологических заболеваний», «Детская терапевтическая стоматология» и «Поликлиническая и госпитальная детская хирургическая стоматология». ^ Студент должен знать:
уметь:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы самостоятельной управляемой работы студентов. Самостоятельная работа студентов организуется во время аудиторных занятий и самостоятельной внеаудиторной учебы. Самостоятельная работа студентов включает:
Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Студентов знакомят с международными и отечественными юридическими и этическими нормами, важными для проведения стоматологического обследования и лечения детей. К практической работе допускаются студенты, освоившие правила безопасных методов и приемов работы при оказании стоматологической помощи детям. На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи, проводят сбор анамнеза и стоматологическое обследование пациента, обучаются методам профилактики и диагностики, овладевают основными мануальными навыками лечения стоматологических заболеваний у детей. Студенты учатся представлять полученные данные в виде записей в истории болезни, обосновывать и формулировать диагноз, составлять план лечебно-профилактических мероприятий и регистрировать его выполнение. Контроль подготовки студентов осуществляется путём устного опроса, проверки выполнения письменных тестовых заданий, решения ситуационных задач в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачетов и экзамена с использованием компьютерного тестового контроля знаний студентов. Итоговая аттестация – государственный экзамен. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
|