Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009





Скачать 0.84 Mb.
Название Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009
страница 1/4
Дата 22.02.2013
Размер 0.84 Mb.
Тип Рабочая учебная программа
  1   2   3   4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАРМАКОЛОГИИ


для специальности 060105 стоматология


г. Ставрополь, 2009

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

^

КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ




Утверждаю

Проректор по учебной работе

доцент Ю.А.Филимонов

_______” _________________200 г.


Согласовано

Декан факультета доцент

Н.И.Ивенский


^

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАРМАКОЛОГИИ


для специальности 060105 стоматология


Всего часов: 180 часов

Лекций 40 часов

Практических занятий 80 часов

Самостоятельная работа 60 часов


Отчетность: экзамен , 6-й семестр


г


. Ставрополь, 200


Рабочая учебная программа составлена на основании типовой

программы по фармакологии и государственного образовательного

стандарта.

^ Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании

кафедры фармакологии


“_______” _________________200__ года, протокол № ________




Заведующий кафедрой фармакологии, доктор мед.наук,

профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Э.Б. Арушанян


Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией


“________” ______________________200__ года

^

Председатель ЦМК, профессор,

Заслуженный деятель науки

В.И.Ефременко




О


РГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Дисциплина фармакология занимает пограничное положение на стыке теоретических и клинических дисциплин. Знания, полученные при изучении большинства теоретических и медико-биологических дисциплин, необходимы студенту для усвоения основных положений фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ. Знания, приобретенные на фармакологии, используются при изучении клинических дисциплин.

Фармакология рассматривает следующие разделы:

- ^ Общая рецептура, где изучаются основные формы лекарственных веществ, вырабатываются навыки оформления рецептурных бланков и выписывания рецептов на твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.

- ^ Общая фармакология, которая рассматривает общие закономерности фармакодинамики (механизм действия, точка приложения действия, фармакологические эффекты) и фармакокинетики (всасывание, распределение, биотрансформация, выведение) лекарственных веществ. Виды действия, факторы, влияющие на действие лекарственных веществ, явления наблюдаемые при повторном применении лекарственных веществ, взаимодействие лекарственных веществ.

- ^ Частная фармакология включает следующие разделы и темы:

Нейротропные средства. Вещества, влияющие на центральную и периферическую нервную систему.

Средства, влияющие на функции исполнительных органов (влияющие на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, функции органов дыхания, на систему крови, функцию почек и сократительную активность миометрия).

Средства, влияющие на процессы тканевого обмена (витаминные, гормональные препараты, нестероидные противовоспалительные средства).

Противомикробные средства (антисептические средства, химиотерапевтические средства).

Вещества, влияющие на иммуногенез.

Дисциплина изучается в объеме 180 часов – чтение лекций (36 часов), практических занятий (76 часов), самостоятельных занятий (68 часов).

Лекции читаются профессором (заведующим кафедрой), профессорами и доцентом кафедры. На лекциях используются информационные технологии и технические средства обучения.

Практические занятия проводятся в тематических учебных аудиториях, оборудованных стендами с информационным материалом, кодоскопом, видеомагнитофоном, телевизором, компьютером. Количество студентов в группе составляет 10 – 13 человек.

Контроль знаний студентов осуществляется на каждом практическом занятии:

1. С помощью индивидуальных заданий по рецептуре выявляется исходный уровень знаний студентов.

2. С помощью устного собеседования определяется и корректируется уровень знаний.

3. Применение ситуационных задач дает возможность расширить умение студентов самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств.

4. С помощью программированных тестовых заданий по фармакодинамике, фармакокинетике и фармакотерапии определяется конечный уровень знаний.

Контроль знаний на заключительных занятиях позволяет оценить степень усвоения студентами определенного раздела и осуществляется с помощью индивидуальных заданий по врачебной рецептуре, тестовых заданий программированного контроля, теоретических вопросов с последующим разбором и обсуждением результатов контрольных заданий.

Итоговая аттестация включает: контроль знаний по врачебной рецептуре (индивидуальные задания по рецептуре), контроль теоретических знаний (тестовые задания программированного контроля, экзаменационные билеты с теоретическими вопросами).

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: федеральный государственный образовательный стандарт, учебную программу, рабочую учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласованно изучается с теоретическими, медико-биологическими и клиническими дисциплинами, что отражено в совместном протоколе согласования.


Цели и задачи дисциплины.

Целью и задачей преподавания фармакологии на стоматологическом факультете является научить студентов выбирать оптимальный, наиболее эффективный и наименее опасный препарат по его фармакологической характеристике (фармакокинетике, фармакодинамике, механизму действия) при заданной патологии; заменять один препарат на другой при возможных нежелательных реакциях (на основе знаний фармакологической характеристики групп лекарственных веществ и особенностей действия отдельных препаратов). Привить студентам навыки выписывания рецептов; выполнения эксперимента на лабораторных животных с применением фармакологических веществ; работы с литературой, включающей учебники и монографии; умение чтения графиков, рисунков, схем, полученных с помощью регистрирующих устройств и аппаратуры.

В результате изучения фармакологии студент должен:

ЗНАТЬ:

- Классификацию и основные характеристики лекарственных средств.

- Принадлежность лекарственных средств к определенным группам.

- Фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных средств.

- Показания и противопоказания к применению лекарственных средств.

- Побочные эффекты лекарственных средств.

- Общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств.

УМЕТЬ:

- Анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств.

- Оценивать возможность использования лекарственных средств для целей терапии.

- Выписывать рецепты лекарственных средств в различных лекарственных формах.

- Пользоваться специальной справочной литературой.

^ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- О применении лекарственных средств при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики препаратов.

ВЛАДЕТЬ:

- Навыками оценки возможности использования лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний.


^ ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- Оценивать возможные эффекты при передозировке лекарственных средств и способы терапии интоксикаций лекарственными средствами.

- Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

- Владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты.

- Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности.

- Готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами.

- Способность владеть компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

- Способность и готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

- Способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

- Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях .

- Соблюдение установленных требований к хранению и контролю за состоянием аппаратуры и правил работы с медикаментозными средствами и их хранением.

- Способность и готовность к деятельности и общению, публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого; к социальной мобильности.

- Готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знакомство с методами управления, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений.

- Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции.

- Готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

- Способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики.

- Соблюдение законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией.

- Способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению.

- Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии.

- Способность и готовность устанавливать отклонения в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин.

- Способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления заболеваний на ранних стадиях, при типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме.

- Способность и готовность оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможные токсические эффекты лекарственных средств.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Фармакология изучает влияние лекарственных средств на организм человека и животных, рассматривая вопросы фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ.

Фармакология рассматривает следующие разделы:

- Общая рецептура, где изучаются основные формы лекарственных веществ, вырабатываются навыки оформления рецептурных бланков и выписывания рецептов на твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.

- Общая фармакология, которая рассматривает общие закономерности фармакодинамики (механизм действия, точка приложения действия, фармакологические эффекты) и фармакокинетики (всасывание, распределение, биотрансформация, выведение) лекарственных веществ. Виды действия, факторы, влияющие на действие лекарственных веществ, явления, наблюдаемые при повторном применении лекарственных веществ, взаимодействие лекарственных веществ.

- Частная фармакология включает следующие разделы и темы:

Нейротропные средства. Вещества, влияющие на центральную и периферическую нервную систему.

Средства, влияющие на функции исполнительных органов (влияющие на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, функции органов дыхания, на систему крови, функцию почек).

Средства, влияющие на процессы тканевого обмена (витаминные, гормональные препараты, нестероидные противовоспалительные средства).

Противомикробные средства (антисептические средства, химиотерапевтические средства). Противоопухолевые средства.

Вещества, влияющие на иммуногенез.


^ Требования к знаниям и умениям студентов (перечень знаний, перечень практических умений).

1. Уметь анализировать действие лекарственных веществ по их фармакологическим эффектам, проводить сравнительную оценку действия препаратов каждой группы лекарственных веществ.

2. Уметь выбрать лекарственное средство для фармакотерапии при определенной патологии на основе знаний о его фармакологических свойствах.

3. Уметь самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств с использованием графиков регистрирующих устройств.

4. Уметь выписать в рецептах различные лекарственные формы.

Отчетность. Контроль знаний студентов осуществляется на каждом практическом занятии:

1. С помощью индивидуальных заданий по рецептуре выявляется исходный уровень знаний студентов.

2. С помощью устного опроса определяется и корректируется исходный уровень знаний.

3. Применение ситуационных задач дает возможность проконтролировать знания студентов и расширить их умение самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств.

4. С помощью программированных тестовых заданий по фармакодинамике, фармакокинетике и фармакотерапии определяется конечный уровень знаний.

Контроль знаний на заключительных занятиях позволяет оценить степень усвоения студентами определенного раздела и осуществляется с помощью индивидуальных заданий по врачебной рецептуре, тестовых заданий программированного контроля, теоретических вопросов с последующим разбором и обсуждением результатов контрольных заданий.

Экзаменационный контроль включает: контроль знаний по врачебной рецептуре (индивидуальные задания по рецептуре), контроль теоретических знаний (тестовые задания программированного контроля, экзаменационные билеты с теоретическими вопросами).


^ Наименование разделов, тем и их краткое содержание.

РАЗДЕЛ 1. Общая рецептура и общая фармакология.


ТЕМА 1. Предмет задачи и методы фармакологии. Твердые лекарственные формы.

Фармакология как наука (цели, задачи, предмет изучения и методы исследования). Основные этапы развития фармакологии. История отечественной фармакологии. Государственная фармакопея. Рецепт. Правила выписывания рецептов на ядовитые и сильнодействующие вещества.

Виды лекарственных форм и правила выписывания рецептов на различные лекарственные формы.

Твердые лекарственные формы. Таблетки. Драже. Порошки. Капсулы. Правила выписывания рецептов на твердые лекарственные формы.


^ ТЕМА 2. Жидкие лекарственные формы.

Жидкие лекарственные формы. Определение понятия раствора. Виды растворов. Способы прописывания и дозирования растворов. Лекарственные формы для инъекций. Выписывание рецептов. Настои и отвары. Приготовление, дозирование и прописывание рецептов. Понятия о настойках и экстрактах. Виды экстрактов. Рецепты, дозирование. Новогаленовые препараты. Правила прописывание рецептов. Суспензии. Способы прописывания рецептов.


^ ТЕМА 3. Мягкие лекарственные формы.

Мягкие лекарственные формы. Определения, понятия, способы прописывания. Мази. Виды. Мазевые основы. Состав, формы прописи. Пасты. Виды паст. Правила прописывания рецептов. Стоматологические пасты. Состав. Правила приготовления и выписывания.


^ ТЕМА 4. Общая фармакология.

Фармакология как наука (цели, задачи, предмет изучения и методы исследования). Основные этапы развития фармакологии. История отечественной фармакологии. Понятие о фармакодинамике и фармакокинетике.

Пути введения лекарственных веществ в организм: обсудить преимущества и недостатки энтерального и парентерального путей введения лекарств. При обсуждении энтерального пути введения обратить внимание на основные механизмы всасывания лекарств (пассивная диффузия, фильтрация, активный транспорт, пиноцитоз). Распространение лекарственных средств в организме.

Понятие о биологических барьерах (гематоэнцефалический, плацентарный). Обратить внимание на факторы, влияющие на распространение лекарств (сродство к тканям, интенсивность кровообращения и др.).

Биотрансформация. Виды превращения лекарственных препаратов (метаболическая трансформация, конъюгация). Подробнее остановиться на роли в этих процессах микросомальных ферментов печени (цитохром Р-450, в5).

Пути выведения лекарственных веществ из организма (с мочой, с желчью, слюнными, слезными и молочными железами).

Виды действия лекарственных препаратов (местное и резорбтивное, прямое и рефлекторное, специфическое и неспецифическое, обратимое и необратимое, избирательное и неизбирательное, основное и побочное). Понятия о дозах (разовая, суточная, курсовая, пороговая, среднетерапевтическая, ударная, токсическая и летальная). Зависимость эффекта лекарственных средств от дозы и концентрации, Широта терапевтического действия. Виды лекарственной терапии.

Явления, возникающие при повторном введении лекарств (кумуляция, толерантность, тахифилаксия, лекарственная зависимость). Взаимодействие лекарственных средств. Фармакологическое взаимодействие (фармакокинетический и фармакодинамический типы). Физико-химическое (фармацевтическое взаимодействие). Факторы, влияющие на выраженность эффекта лекарственных средств (возраст, пол, состояние организма, генетические факторы).

Понятие о хронофармакологии. Основные задачи. Биоритмы, их природа, возможности влияния на фармакологический эффект. Хронестезия и хронокинетика. Влияние лекарственных веществ на биоритмы, особенности их перестройки. Значение реаорганизации биоритмов для специфического и побочного действия лекарств. Мозговая железа эпифиз и ее фармакологическое значение в качестве источника биологических активных веществ. Хронотерапия. Основные задачи и место в практической медицине. Центральные аппараты управления биоритмами и их место в фармакологическом эффекте.


РАЗДЕЛ 2. Нейротропные средства. Вещества, влияющие на периферический отдел нервной системы.


ТЕМА 6. Вещества, влияющие на афферентную иннервацию (местноанестезирующие, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие и раздражающие средства).

Классификация лекарственных веществ, действующих на афферентный отдел периферической нервной системы. Классификация местноанестезирующих средств по химическому строению. Механизм клеточного действия. Факторы, влияющие на проявление действия местных анестетиков. Использование различных местноанестезирующих средств для терминальной, инфильтрационной, проводниковой и спинномозговой анестезии. Способы местного обезболивания в стоматологии. Резорбтивное действие препаратов и его клиническое использование. Побочные эффекты, отравление и меры помощи.

Фармакологические свойства органических и неорганических вяжущих средств. Механизм действия. Показания к применению. Использование препаратов для лечения стоматитов различной этиологии.

Обволакивающие и адсорбирующие вещества. Принцип фармакологического действия. Применение.

Раздражающие вещества. Фармакологические свойства. Показания к назначению.

Особенности применения средств, влияющих на афферентный отдел нервной системы, в стоматологии.

^ ТЕМА 7. Лекарственные вещества, действующие преимущественно в области окончаний эфферентных нервов. М- и Н-холинергические вещества. Антихолинэстеразные средства.

Анатомо-физиологические особенности эфферентных нервов: двигательных и вегетативных (симпатических и парасимпатических). Классификация нервов по характеру медиации нервного импульса, нейрохимия синаптической передачи. Локализация М-холинорецепторов и Н-холинорецепторов.

Общая классификация веществ, действующих на холинергические синапсы. Антихолинэстеразные вещества (М- и Н-холиномиметические средства непрямого действия). Механизм действия. Классификация. Фармакологические свойства антихолинэстеразных средств короткого, обратимого действия и длительного, необратимого действия. Показания к применению. Использование препаратов для лечения ксеростомии и невралгии тройничного нерва. Побочные эффекты. Картина отравления и меры помощи. Реактиваторы холинэстеразы.

Особенности применения холинергических веществ в стоматологии.


^ ТЕМА 8. М-холинергические вещества. Н-холинергические вещества.

Классификация М-холинергических веществ. Механизм клеточного действия препаратов, влияющих на М-холинорецепторы.

М-холиноблокаторы. Фармакологические свойства. Особенности действия отдельных препаратов. Показания к применению. Использование в стоматологии (для снижения секреции слюнных желез, для предупреждения ларингоспазма). Побочные эффекты. Клиническая картина отравления и меры помощи при отравлении. Использование М-холиноблокаторов в практике врача-стоматолога.

Классификация Н-холинергических веществ.

Ганглиоблокирующие средства. Классификация и механизм действия. Влияние ганглиоблокаторов на сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, гладкомышечные образования и др. Показания и противопоказания к применению. Использование в стоматологической анестезиологии. Осложнения при применении ганглиоблокаторов. Передозировка ганглиоблокаторов и меры помощи.

Миорелаксанты (курареподобные вещества). Классификация миорелаксантов. Механизм действия антидеполяризующих и деполяризующих миорелаксантов. Особенности применения. Использование в стоматологической анестезиологии. Осложнения. Передозировка препаратов и меры помощи.


^ ТЕМА 9. Средства, воздействующие на адренергические процессы.

Фармакодинамика адренергических средств. Анатомо-физиологические особенности симпатических нервов. Механизм передачи импульсов в адренергических синапсах. Биосинтез и метаболизм катехоламинов. Виды адренорецепторов и их локализация. Классификация лекарственных веществ, действующих в области адренергических синапсов.

Особенности клеточного действия и фармакологическая характеристика веществ неизбирательно действующих на любые адренергические синапсы: альфа- и бета-адреномиметики; симпатомиметики , вещества непрямого пресинаптического действия. Вещества неизбирательно угнетающие адренергическую передачу: альфа- и бета- адреноблокаторы, вещества прямого постсинаптического действия; симпатолитики- вещества, непрямого пресинаптического действия.

Фармакологическая характеристика адренергических веществ избирательно действующих на альфа-адренорецепторы: альфа-адреномиметики; альфа-адреноблокаторы.

Фармакологическая характеристика адренергических веществ избирательно действующих на бета-адренорецепторы: бета-адреномиметики; бета-адреноблокаторы.

Особенности действия отдельных препаратов. Показания к применению. Особенности применения адренергических средств в стоматологии (коллаптоидные состояния, остановка локальных кровотечений). Осложнения и меры помощи.


РАЗДЕЛ 3. Нейротропные средства. Вещества, влияющие

преимущественно на центральную нервную систему


ТЕМА 11. Средства, угнетающие витальные функции организма (ингаляционные и неингаляционные средства для наркоза, снотворные, спирт этиловый).

Общая характеристика наркоза. История открытия и применения наркозных средств (Уэлс, Мортон, Пирогов, Иноземцев). Классификация средств для наркоза. Механизм действия средств для наркоза (системная природа наркозного эффекта и клеточный механизм действия). Различия в клеточном механизме действия средств для ингаляционного и неингаляционного наркоза. Характеристика стадий ингаляционного наркоза. Осложнения по стадиям, и их предупреждение.

Фармакологическая характеристика средств для ингаляционного наркоза. Использование подсушивающих свойств эфира в стоматологии для обезболивания слизистой оболочки рта и твердых тканей зуба (в составе жидкости Гартмана); для обработки кариозных полостей и корневых каналов перед пломбированием. Особенности действия средств для неингаляционного наркоза. Показания и противопоказания к применению. Меры помощи при передозировке.

Виды сочетаний лекарственных средств при наркозе в стоматологии: вводный, базисный, смешанный, потенцированный наркоз.

Снотворные средства. Классификация, механизм действия. Снотворные средства небарбитурового ряда. Особенности действия. Применение.

Спирт этиловый. Местное и резорбтивное действие. Применение в стоматологии. Острое и хроническое отравление, лечение.


^ ТЕМА 12. Наркотические анальгетики. Противосудорожные средства.

Наркотические анальгетики. Механизм болеутоляющего действия. Фармакологическая характеристика наркотических анальгетиков из группы естественных алкалоидов опия. Показания к применению. Использование в стоматологии в пред- и послеоперационный период, при травмах в челюстно-лицевой области. Осложнения при использовании. Острое отравление наркотическими анальгетиками и меры помощи. Специфические антагонисты наркотических анальгетиков. Хроническое отравление наркотическими анальгетиками. Понятие о нейролептанальгезии.

Синтетические заменители наркотических анальгетиков. Особенности действия отдельных препаратов. Сравнение синтетических заменителей морфина и естественных алкалоидов опия. Показания к применению. Использование в стоматологии при травмах в челюстно-лицевой области. Осложнения.

Антиконвульсанты. Противоэпилептические средства. Классификация. Механизм действия и фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Показания к применению. Использование в стоматологии для лечения невралгии тройничного нерва. Осложнения при использовании противоэпилептических средств и меры помощи.


Тема 13. Нейролептики, анксиолитики, седативные средства.

Классификация нейролептиков. Происхождение антипсихотического действия нейролептиков.Фармакологическая характеристика каталептогенных нейролептиков: производные фенотиазина; производные бутирофенона; производные тиоксантена.

Фармакологическая характеристика некаталептогенных нейролептиков. Особенности действия. Применение в стоматологии. Побочные эффекты и осложнения.

Особенности действия отдельных препаратов. Показания к применению в стоматологии. Побочные эффекты и осложнения. Меры помощи.

Классификация анксиолитиков. Фармакологическая характеристика производных бензодиазепина. Механизм клеточного действия.

Бензодиазепины: препараты продолжительного действия, средней продолжительности и короткого действия. Особенности действия отдельных препаратов. Показания к применению. Осложнения.

Небензодиазепиновые анксиолитики. Особенности действия препаратов. Побочные эффекты. Показания к применению в стоматологии.

Седативные средства. Показания к применению.

Особенности действия и применения нейролептиков, анксиолитиков и седативных средств в стоматологии.


^ ТЕМА 14. Психостимулирующие вещества. Аналептики.

Общая классификация средств, возбуждающих центральную нервную систему. Нейрофизиологический и клеточный механизм действия, фармакологическая характеристика психомоторных стимуляторов и ноотропных средств. Показания для применения. Побочные эффекты и осложнения при их назначении. Меры помощи.

Психотонические средства и растительные адаптогены. Показания к применению.

Классификация аналептических средств. Механизм действия аналептиков. Основная направленность действия аналептических средств: непосредственная стимуляция дыхательного центра; рефлекторное возбуждение дыхательного центра; смешанное действие. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Передозировка и меры помощи при ней.

Применение препаратов в стоматологии.

РАЗДЕЛ 4. Средства, влияющие на функции исполнительных органов


ТЕМА. 16. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему. Сердечные гликозиды.

Растения, содержащие сердечные гликозиды. История изучения. Строение сердечных гликозидов. Роль гликона и агликона в их действии. Понятие о биологической стандартизации сердечных гликозидов.

Классификация сердечных гликозидов.

Механизм действия сердечных гликозидов: систолическое действие (положительное инотропное действие); диастолическое действие (отрицательное хронотропное действие); влияние на проводящую систему сердца (отрицательное дромотропное действие).

Фармакологическая характеристика отдельных групп препаратов - скорость всасывания и выведения, связь с белками плазмы крови, способность к кумуляции: вещества быстрого и короткого действия; вещества со средней продолжительностью действия; медленного и продолжительного действия.

Терапевтическое действие сердечных гликозидов при декомпенсации сердечной деятельности. Изменение ЭКГ под влиянием сердечных гликозидов.

Картина острого и хронического отравления сердечными гликозидами (в стоматологии при одновременном назначении препаратов кальция). Меры помощи.

Фармакологическая характеристика негликозидных кардиотонических средств.


^ ТЕМА 17. Средства для лечения коронарной недостаточности (антиангинальные средства).

Классификация антиангинальных средств.

Средства, одновременно улучшающие доставку кислорода к миокарду и снижающие его потребность в кислороде. Классификация и механизм системного действия нитратов и антагонистов ионов Са.

Средства, улучшающие доставку кислорода к миокарду. Классификация и механизм действия коронарорасширяющих средств нейротропного и миотропного действия.

Нейротропные средства: психодепремирующие вещества и средства рефлекторного действия. Применение в стоматологии для купирования острого приступа стенокардии.

Миотропные вещества: ингибиторы фосфодиэстеразы и аденозиндезаминазы.

Средства, понижающие потребность миокарда в кислороде. Классификация и особенности действия препаратов: β - адреноблокаторы, вещества метаболического действия.

^ ТЕМА 18. Антигипертензивные и гипертензивные средства.

Физиологические механизмы регуляции сосудистого тонуса. Антигипертензивные вещества. Классификация. Механизм действия, фармакологическая характеристика, показания к применению сосудорасширяющих средств центрального нейротропного действия: психодепримирующие вещества и центральные антиадренергические препараты.

Точки приложения и механизм действия, фармакологическая характеристика нейротропных антигипертензивных средств периферического действия: ганглиоблокаторы; симпатолитики; а-адреноблокаторы. Применение в стоматологии для купирования гипертонического криза.

Фармакологическая характеристика и показания к применению сосудорасширяющих средств миотропного действия: миотропные спазмолитики; антагонисты ионов кальция.

Механизм действия и фармакологическая характеристика средств, влияющих на ренин-ангиотензиновую систему: β-адреноблокаторы; ингибиторы ангиотензинконвертирующего фермента; блокаторы ангиотензиновых рецепторов.

Фармакодинамика, механизм действия и применение средств. угнетающих сердечную деятельность (β-адреноблокаторы, центральные антиадренергические вещества, а- и β-адреноблокаторы, симпатолитики, антагонисты кальция).

Фармакологическая характеристика препаратов, снижающих массу циркулирующей крови: петлевые диуретики, тиазиды, антагонисты альдостерона.

Гипертензивные средства. Классификация. Механизм действия, фармакологические свойства и показания к применению гипертензивных препаратов центрального (аналептики, психостимуляторы, психотонические вещества) и периферического (Н-холиномиметики, альфа-адреномиметики, симпатомиметики, альфа- и бета-адреномиметики) нейротропного действия. Механизм действия и фармакологическая характеристика сосудосуживающих средств миотропного действия. Характеристика препаратов, усиливающих сердечную деятельность. Препараты, увеличивающие объем циркулирующей крови. Применение препаратов в стоматологии при коллапсе.

Осложнения при использовании гипертензивных и антигипертензивных препаратов разных групп и способы их коррекции.


^ ТЕМА. 19. Средства, влияющие на систему крови.

Классификация, механизм действия, фармакологическая характеристика, побочное действие, показания и противопоказания для применения средств, влияющих на систему крови. Применение в стоматологии.

Средства, стимулирующие эритропоэз:

а) для лечения гипохромных анемий;

б) средства, применяемые для лечения гиперхромных анемий.

Средства, стимулирующие лейкопоэз. Использование препаратов для лечения пародонтоза.

Средства, влияющие на процессы свертывания крови:

а) Гемостатики системного и местного действия. Применение препаратов для остановки кровотечений из пульпы, после кюретажа десен, экстракции зуба.

б) Антикоагулянты прямого и непрямого действия.

в) Средства, влияющие на фибринолиз: активаторы и ингибиторы.

Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов: а) вещества, усиливающие агрегацию тромбоцитов. Механизм действия. Фармакологическая характеристика. Применение. Использование в стоматологии для остановки локальных кровотечений. б) дезагреганты, фармакологическая характеристика.


Тема. 20. Средства, влияющие на функцию органов дыхания

Вещества, применяемые при бронхообструктивном синдроме. Основные факторы, определяющие бронхоконстрикцию. Классификация средств, применяемых при бронхоабструктивном синдроме. Фармакологическая характеристика бронхорасширяющих средств.

Нейротропные средства: а) стимулирующие адренергическую передачу: - бета-адреномиметики; альфа-,бета-адреномиметики; симпатомиметики. б) антихолинергические средства.

Вещества с противовоспалительной и противоаллергической активностью: а) глюкокортикоиды; б) вещества, влияющие на функцию тучных клеток; в) вещества, влияющие на эффекты и образование лейкотриенов: г)блокаторы Н1 гистаминовых рецепторов.

Миотропные средства: а) миотропные спазмолитики; б) блокаторы кальциевых каналов.

Фармакологическая характеристика отхаркивающих средств:

а) прямого действия - трипсин кристаллический, мукалтин, ацетилцистеин, корень алтея, натрия гидрокарбонат, бромгексин,терпингидрат, корень солодки, пертуссин. б) рефлекторного действия - трава термопсиса, корень ипекакуаны. Показания к применению. Комбинированное использование отхаркивающих и бронхолитических средств.

Фармакологическая характеристика средств, стимулирующих дыхание: а) прямого действия; б) рефлекторного действия; в) смешанного действия.

Фармакологическая характеристика средств применяемых при отеке легких (диуретики; ганглиоблокаторы; сердечные гликозиды, негликозидные кардиотонические средства; пеногасители; наркотические анальгетики; оксигенотерапия). Комбинированное применение препаратов.


Тема. 21. Средства, влияющие на функции органов пищеварения.

Классификация средств, влияющих на функцию органов пищеварения.

Механизм действия, фармакологические свойства, применение, побочные эффекты веществ, влияющих на секреторную функцию желудка. Средства, повышающие уровень секрета: Средства заместительной терапии. Препараты, усиливающие секрецию. Средства, понижающие уровень секрета: антацидные вещества – всасывающиеся и не всасывающиеся. Понижающие секрецию желез желудка – М-холиноблокаторы; М- и Н- холиноблокаторы; вещества, блокирующие Н2 – гистаминовые рецепторы; блокаторы протонового насоса; простагландины и их синтетические аналоги; антагонисты Helicobacter pylori.

Механизм действия, фармакологические свойства, применение, побочное действие средств, влияющих на моторную функцию желудка. Средства, повышающие моторную функцию желудка. Холиномиметические ве­щества. Рвотные средства – центрального и периферического действия. Средства, понижающие моторную функцию желудка. Противорвотные средства: дофаминоблокаторы, нейролептики; М-холиноблокаторы; ганглиоблокаторы; местные анестетики, вяжущие средства; миотропные спазмолитики.


  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101 лечебное дело г. Ставрополь, 2009

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая учебная программа по общественному здоровью и здравоохранению для специальности 060105 стоматология

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая учебная программа по оториноларингологии для специальности 060105 стоматология
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060105 «стоматология»

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая учебная программа по дисциплине: «судебная медицина» для специальности 060105 «стоматология»

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая программа учебной дисциплины терапевтическая стоматология для специальности: 060105. 65 “
Рабочая программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога,...
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая программа по дисциплине «психология» для специальности 060105 стоматология

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая программа по дисциплине: иммунология для специальности стоматология, 060105

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая программа по дисциплине «психология и педагогика» для специальности 060105 стоматология

Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060105 стоматология г. Ставрополь, 2009 icon Рабочая программа по неврологии для специальности Стоматология (060105) Факультет Стоматологический

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы