|
Скачать 98 Kb.
|
Содержание
Материал и методы исследованияРезультаты исследования и обсуждение |
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩНИКА ХИРУРГА-СТОМАТОЛОГА В РАЗНЫЕ ГОДЫ И.Н.Костина ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия, г.Екатеринбург [email protected] Прохождение производственной практики – качественная составляющая процесса «Реализация основных образовательных программ» на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральской государственной медицинской академии (УГМА). Производственная практика выполняет такие важные функции в профессиональной подготовке студента, как углубление и расширение теоретических знаний, применение их в конкретных клинических ситуациях, развитие познавательной, творческой активности, клинического мышления будущего специалиста, формирование социально активной личности, любви к профессии, степени профессиональной пригодности [1]. Производственная практика оказывает большое влияние на освоение профессиональной деятельности, на успешность социальной адаптации к профессии. В основе мониторинга в рамках системы качества образования лежит принцип «ориентация на потребителя» для осуществления обратной связи с внутренними потребителями – студентами. Полученные результаты позволят диагностировать образовательный процесс, эффективно управлять им [2]. Производственная практика студентов стоматологического факультета в качестве «помощника врача хирурга-стоматолога» предусмотрена учебной программой по дисциплине «хирургическая стоматология» на 7 семестре 4 курса обучения по окончании зимней сессии. Цель производственной практики – закрепление, совершенствование приобретенных теоретических знаний и практических навыков оказания квалифицированной хирургической стоматологической помощи пациентам на амбулаторном приеме. Продолжительность производственной практики составляет 72 ч. (14 календарных дней). Студенты проходили практику в стоматологических поликлиниках (СП) г.Екатеринбурга и Свердловской области. ^ Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета – внутренних потребителей образовательного процесса – о прохождении производственной практики в качестве помощника хирурга-стоматолога в январе-феврале 2010-2011 годах использована анкета из 18 вопросов. Анкета содержала 5 вопросов по организации практики и зачета, 9 вопросов по самооценке студентами подготовленности и прохождения практики, 4 вопроса по оценке места прохождения практики. В анонимном анкетировании участвовали 45 студентов в 2010 году и 38 студентов в 2011 году (46,4% и 41,8% соответственно от общего количества обучающихся на 4 курсе стоматологического факультета), которое было проведено после окончании производственной практики и сдачи зачета. ^ При изучении ответов респондентов на вопросы по организации производственной практики необходимо отметить, что в 2010 году 100% студентов и только 97,4% студентов в 2011 году понимали цели производственной практики. В 2010 году 95,6% студентов и в 2011 году 84% студентов желали самостоятельно работать с пациентами. В 2010 году 20% студентов, в 2011 году 29% студентов были пассивны в своем выборе СП для прохождения практики. В 2010 и 2011 годах при сдаче зачета по производственной практике студент получил оценку по пятибалльной шкале. До этого использовалась шкала «зачтено», «не зачтено». При опросе в 2010 году 53,3% студентов отметили субъективность или неудовлетворенность таким изменением, 37,8% студентов его одобрили, 8,9% студентов затруднялись дать ответ. При опросе в 2011 году 21% студентов отметили субъективность или неудовлетворенность в использовании балльной шкалы, 50% студентов одобрили, 29% затруднялись с ответом. Самооценка подготовленности к производственной практике была высокой у студентов в 2010 году и более низкой в 2011 году. Например, самостоятельно принимать пациентов были готовы 82,2% студентов в 2010 году и только 21% в 2011 году. Несмотря на такую разницу в готовности самостоятельно работать с пациентом некоторые практические навыки студенты в 2010 и 2011 году оценили хорошо. 91,1% (2010 г.) и 82% (2011 г.) студентов готовы самостоятельно выполнить анестезию, 88,9% и 87% студентов – вести медицинскую документацию, 86,7% и 87% студентов – читать рентгенограммы, 82,2% и 84% студентов – удалять зубы (табл. 1). Больше половины студентов испытали трудности в самостоятельном выписывании рецептов (табл. 1). Свою теоретическую и практическую подготовленность к производственной практике в 2010 и 2011 годах 77,7% и 77% студентов оценили на «хорошо» и «отлично», 15,5% и 23% студентов на «удовлетворительно». Однако по окончании производственной практики в 2010 и 2011 годах самооценка у большинства студентов повысилась и уже 88,9% и 89% студентов оценили свои умения и навыки на «хорошо» и «отлично», 8,9% и 8% студентов на «удовлетворительно» (табл. 1) Необходимость психологической адаптации к работе в новых условиях, небольшая продолжительность производственной практики вызвали у большей части студентов (77,8% 2010 г. и 71% 2011 г.) страх допустить ошибку в работе. 26,7% (2010 г.) и 29% (2011 г.) студентов испытывали неуверенность в собственных знаниях и умениях (табл. 1). 2,2% (2010 г.) и 5% (2011 г.) студентам не давали возможность проведения самостоятельной работы на практике. У 2,2% (2010 г.) и 16% (2011 г.) отсутствовали необходимые знания. Таблица 1 Опрос студентов по самооценке подготовленности к производственной практике
По ответам респондентов можно судить, что условия прохождения производственной практики студентами в качества помощника хирурга-стоматолога в целом хорошие. Большинство студентов отмечают возможность общения с врачами-профессионалами (66,7% 2010 г. и 74% 2011 г.), хорошо оборудованное рабочее место хирурга-стоматолога (71,1% 2010 г. и 61% 2011 г.), доброжелательное отношение со стороны сотрудников СП (75,6% 2010 г. и 74% 2011 г.), уважительное отношение к студентам (80% 2010 г. и 82% 2011 г.), предоставление студенту самостоятельной работы (66,7% 2010 г. и 55% 2011 г.) (табл. 2). У 86,7% (2010 г.) и 96% (2011 г.) студентов при прохождении производственной практики со стороны базовых руководителей были положительно и адекватно оценены действия по диагностике и лечению заболеваний. 64,4% (2010 г.) и 55% (2011 г.) студентов могли обсуждать непонятные вопросы с базовым руководителем практики (табл. 2). Таблица 2 Опрос студентов по оценке места прохождения производственной практики
В результате осуществления мониторинга в 2010 и 2011 годах по данным анкетирования внутренних потребителем образовательного процесса выяснилось, что преподавателями кафедры хорошо организована подготовка и обучение студентов для прохождения производственной практики. Студенты достаточно высоко оценивают свои практические навыки до и после прохождения производственной практики, что демонстрирует их хорошую мотивацию в приобретении профессиональных компетенций. Студенты заинтересованы в закреплении своих знаний и умений на практике. Они получили возможность повысить уровень самооценки по окончании производственной практики, сформировать уверенность в правильности выбора профессии. Отсюда и высокая удовлетворенность обучением у студентов (88,9% и 89%) по окончании практики в 2010 и 2011 годах. Однако, обучаясь на 4 курсе стоматологического факультета, пройдя уже две другие производственные практики, многие студенты испытывают проблемы психологической, социальной адаптации к будущей профессии. У студентов в 2011 году это проблема по данным анкетирования была выражена ярче. Внутренние потребители образовательных услуг – студенты имеют разный уровень подготовки, мотивации к обучению, разную начальную подготовленность к обучению по дисциплине «хирургическая стоматология» и разные интеллектуальные способности. Личные качества студента (активность, исполнительность, энергичность, ответственность, самостоятельность) играют важную роль и в большей степени определяют профессиональную пригодность, нежели сам процесс обучения в вузе. По результатам проведенного исследования требует улучшения организация психологического сопровождения профессионального становления будущего специалиста. Для более эффективной реализации этой задачи, повышения качества образование возможно создание в УГМА центра психологического консультирования обучающихся. Необходимо научить студентов самостоятельно контролировать в учебном процессе уровень своих достижений, чтобы корректировать проблемы обучения и преодолевать собственные трудности. Необходимо изучение психологических факторов обучения, разработка и внедрение программ психологической адаптации обучающихся. Литература 1. Бирюкова Н.М. Производственная практика как ведущее звено в формировании профессиональных компетенций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://konf.samsspc.ru/voprosy-prakticheskoj-podgotovki-studentov (дата обращения 16.06.2010) 2. Капелюн З., Донецкая С., Струминская Л. Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе // Стандарты качества. – 2006. - № 1. |