И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon

И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург





Название И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург
Дата 10.02.2013
Размер 98 Kb.
Тип Документы
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩНИКА ХИРУРГА-СТОМАТОЛОГА В РАЗНЫЕ ГОДЫ


И.Н.Костина

ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия, г.Екатеринбург

[email protected]


Прохождение производственной практики – качественная составляющая процесса «Реализация основных образовательных программ» на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральской государственной медицинской академии (УГМА). Производственная практика выполняет такие важные функции в профессиональной подготовке студента, как углубление и расширение теоретических знаний, применение их в конкретных клинических ситуациях, развитие познавательной, творческой активности, клинического мышления будущего специалиста, формирование социально активной личности, любви к профессии, степени профессиональной пригодности [1]. Производственная практика оказывает большое влияние на освоение профессиональной деятельности, на успешность социальной адаптации к профессии.

В основе мониторинга в рамках системы качества образования лежит принцип «ориентация на потребителя» для осуществления обратной связи с внутренними потребителями – студентами. Полученные результаты позволят диагностировать образовательный процесс, эффективно управлять им [2].

Производственная практика студентов стоматологического факультета в качестве «помощника врача хирурга-стоматолога» предусмотрена учебной программой по дисциплине «хирургическая стоматология» на 7 семестре 4 курса обучения по окончании зимней сессии. Цель производственной практики – закрепление, совершенствование приобретенных теоретических знаний и практических навыков оказания квалифицированной хирургической стоматологической помощи пациентам на амбулаторном приеме. Продолжительность производственной практики составляет 72 ч. (14 календарных дней). Студенты проходили практику в стоматологических поликлиниках (СП) г.Екатеринбурга и Свердловской области.

^ Материал и методы исследования

Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета – внутренних потребителей образовательного процесса – о прохождении производственной практики в качестве помощника хирурга-стоматолога в январе-феврале 2010-2011 годах использована анкета из 18 вопросов. Анкета содержала 5 вопросов по организации практики и зачета, 9 вопросов по самооценке студентами подготовленности и прохождения практики, 4 вопроса по оценке места прохождения практики.

В анонимном анкетировании участвовали 45 студентов в 2010 году и 38 студентов в 2011 году (46,4% и 41,8% соответственно от общего количества обучающихся на 4 курсе стоматологического факультета), которое было проведено после окончании производственной практики и сдачи зачета.

^ Результаты исследования и обсуждение

При изучении ответов респондентов на вопросы по организации производственной практики необходимо отметить, что в 2010 году 100% студентов и только 97,4% студентов в 2011 году понимали цели производственной практики. В 2010 году 95,6% студентов и в 2011 году 84% студентов желали самостоятельно работать с пациентами. В 2010 году 20% студентов, в 2011 году 29% студентов были пассивны в своем выборе СП для прохождения практики.

В 2010 и 2011 годах при сдаче зачета по производственной практике студент получил оценку по пятибалльной шкале. До этого использовалась шкала «зачтено», «не зачтено». При опросе в 2010 году 53,3% студентов отметили субъективность или неудовлетворенность таким изменением, 37,8% студентов его одобрили, 8,9% студентов затруднялись дать ответ. При опросе в 2011 году 21% студентов отметили субъективность или неудовлетворенность в использовании балльной шкалы, 50% студентов одобрили, 29% затруднялись с ответом.

Самооценка подготовленности к производственной практике была высокой у студентов в 2010 году и более низкой в 2011 году. Например, самостоятельно принимать пациентов были готовы 82,2% студентов в 2010 году и только 21% в 2011 году. Несмотря на такую разницу в готовности самостоятельно работать с пациентом некоторые практические навыки студенты в 2010 и 2011 году оценили хорошо. 91,1% (2010 г.) и 82% (2011 г.) студентов готовы самостоятельно выполнить анестезию, 88,9% и 87% студентов – вести медицинскую документацию, 86,7% и 87% студентов – читать рентгенограммы, 82,2% и 84% студентов – удалять зубы (табл. 1). Больше половины студентов испытали трудности в самостоятельном выписывании рецептов (табл. 1).

Свою теоретическую и практическую подготовленность к производственной практике в 2010 и 2011 годах 77,7% и 77% студентов оценили на «хорошо» и «отлично», 15,5% и 23% студентов на «удовлетворительно». Однако по окончании производственной практики в 2010 и 2011 годах самооценка у большинства студентов повысилась и уже 88,9% и 89% студентов оценили свои умения и навыки на «хорошо» и «отлично», 8,9% и 8% студентов на «удовлетворительно» (табл. 1)

Необходимость психологической адаптации к работе в новых условиях, небольшая продолжительность производственной практики вызвали у большей части студентов (77,8% 2010 г. и 71% 2011 г.) страх допустить ошибку в работе. 26,7% (2010 г.) и 29% (2011 г.) студентов испытывали неуверенность в собственных знаниях и умениях (табл. 1). 2,2% (2010 г.) и 5% (2011 г.) студентам не давали возможность проведения самостоятельной работы на практике. У 2,2% (2010 г.) и 16% (2011 г.) отсутствовали необходимые знания.

Таблица 1

Опрос студентов по самооценке подготовленности к производственной практике

Вопросы анкеты


Результаты опроса

2010 год

2011 год

1.Вы были готовы самостоятельно принимать пациентов?

82,2%

21%

2. Вы были готовы самостоятельно делать анестезию?

91,1%

82%

3. Вы были готовы самостоятельно вести медицинскую документацию?

88,9%

87%

4. Вы были готовы самостоятельно читать рентгенограммы?

86,7%

87%

5. Вы были готовы самостоятельно удалить зуб?

82,2%

84%

6.Вы были готовы самостоятельно выписать рецепт?

46,7%

34%

7. Что Вам мешало в самостоятельной работе в СП:

- страх допустить ошибку

- отсутствие необходимых знаний

- отсутствие желания делать что-либо самостоятельно

- неуверенность в собственных знаниях и умениях

- врачи, которые мало давали работы студенту


77,8%

2,2%

2,2%

26,7%

2,2%


71%

16%

0

29%

5%

8. Вы оцениваете степень своей готовности к самостоятельной работе:

- отлично, хорошо

- удовлетворительно

- затрудняюсь с ответом


77,8%

15,5%

8,9%


77%

23%

0

9. Вы оцениваете свои умения и навыки по окончании практики:

- отлично, хорошо

- удовлетворительно

- затрудняюсь с ответом


88,9%

8,9%

2,2%


89%

8%

3%


По ответам респондентов можно судить, что условия прохождения производственной практики студентами в качества помощника хирурга-стоматолога в целом хорошие. Большинство студентов отмечают возможность общения с врачами-профессионалами (66,7% 2010 г. и 74% 2011 г.), хорошо оборудованное рабочее место хирурга-стоматолога (71,1% 2010 г. и 61% 2011 г.), доброжелательное отношение со стороны сотрудников СП (75,6% 2010 г. и 74% 2011 г.), уважительное отношение к студентам (80% 2010 г. и 82% 2011 г.), предоставление студенту самостоятельной работы (66,7% 2010 г. и 55% 2011 г.) (табл. 2).

У 86,7% (2010 г.) и 96% (2011 г.) студентов при прохождении производственной практики со стороны базовых руководителей были положительно и адекватно оценены действия по диагностике и лечению заболеваний. 64,4% (2010 г.) и 55% (2011 г.) студентов могли обсуждать непонятные вопросы с базовым руководителем практики (табл. 2).

Таблица 2

Опрос студентов по оценке места прохождения производственной практики


Вопросы анкеты

Результаты опроса

2010 год

2011 год

1. Выбор СП для практики обусловлен желанием:

- познакомиться со СП

- приобрести навыки самостоятельной работы

- адаптации к возможному в будущем месту работы

- быть рядов с родственником-стоматологом


40%

95,6%

35,6%

8,9%


34%

84%

26%

5%

2.Ваше общение с базовым руководителем практики:

- понимание, уважение

- доброжелательное

- формальное (смотри, не мешай)

- обсуждение непонятных студенту вопросов

- предоставление студенту самостоятельной работы

- проявление интереса к проблемам студента


80%

75,6%

4,4%

64,4%

66,7%

44,4%


82%

74%

3%

55%

55%

34%

3. Вы оцениваете СП – место прохождения практики как:

- укомплектована современным оборудованием

- укомплектована врачами-профессионалами

- старые методы диагностики, лечения, старое оборудование


46,7%

66,7%

31,2%


45%

74%

42%

4. На Ваш взгляд рабочее место хирурга было оборудовано:

- отлично, хорошо

- удовлетворительно

- затрудняюсь с ответом


71,1%

26,7%

2,2%


61%

34%

5%

5. Как характеризовались Ваши действия в диагностике, лечении пациента со стороны базового руководителя:

- отлично, хорошо, адекватно

- затрудняюсь с ответом



86,7%

17,8%



96%

8%


В результате осуществления мониторинга в 2010 и 2011 годах по данным анкетирования внутренних потребителем образовательного процесса выяснилось, что преподавателями кафедры хорошо организована подготовка и обучение студентов для прохождения производственной практики. Студенты достаточно высоко оценивают свои практические навыки до и после прохождения производственной практики, что демонстрирует их хорошую мотивацию в приобретении профессиональных компетенций.

Студенты заинтересованы в закреплении своих знаний и умений на практике. Они получили возможность повысить уровень самооценки по окончании производственной практики, сформировать уверенность в правильности выбора профессии. Отсюда и высокая удовлетворенность обучением у студентов (88,9% и 89%) по окончании практики в 2010 и 2011 годах.

Однако, обучаясь на 4 курсе стоматологического факультета, пройдя уже две другие производственные практики, многие студенты испытывают проблемы психологической, социальной адаптации к будущей профессии. У студентов в 2011 году это проблема по данным анкетирования была выражена ярче.

Внутренние потребители образовательных услуг – студенты имеют разный уровень подготовки, мотивации к обучению, разную начальную подготовленность к обучению по дисциплине «хирургическая стоматология» и разные интеллектуальные способности. Личные качества студента (активность, исполнительность, энергичность, ответственность, самостоятельность) играют важную роль и в большей степени определяют профессиональную пригодность, нежели сам процесс обучения в вузе.

По результатам проведенного исследования требует улучшения организация психологического сопровождения профессионального становления будущего специалиста. Для более эффективной реализации этой задачи, повышения качества образование возможно создание в УГМА центра психологического консультирования обучающихся.

Необходимо научить студентов самостоятельно контролировать в учебном процессе уровень своих достижений, чтобы корректировать проблемы обучения и преодолевать собственные трудности. Необходимо изучение психологических факторов обучения, разработка и внедрение программ психологической адаптации обучающихся.


Литература

1. Бирюкова Н.М. Производственная практика как ведущее звено в формировании профессиональных компетенций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://konf.samsspc.ru/voprosy-prakticheskoj-podgotovki-studentov (дата обращения 16.06.2010)

2. Капелюн З., Донецкая С., Струминская Л. Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в вузе // Стандарты качества. – 2006. - № 1.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург

И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon В. А. Руднов Уральская государственная медицинская академия, Екатеринбург, Россия

И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации гоу впо «Дагестанская государственная

И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon Оценка гнатологических показателей пациентов с аномалиями сроков прорезывания постоянных зубов 14.
Работа выполнена в гоу впо «Ставропольская государственная медицинская академия Росздрава»
И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon Учебное пособие для системы последипломного образования врачей Красноярск 2007
Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению...
И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon Роль иммунных и аутоиммунных механизмов в развитии острого гнойного периостита челюстей 14. 03. 03
Работа выполнена в гоу впо “Читинская государственная медицинская академия Росздрава”
И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon Обоснование использования биорезорбируемых средств при непосредственной и ранней отсроченной дентальной
Работа выполнена в гоу впо «Ставропольская государственная медицинская академия Росздрава»
И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon Учебное пособие челябинск 2003 уральская государственная медицинская академия дополнительного образования

И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon Учебное пособие издано при поддержке фармацевтической компании Prespharm. Уральская государственная

И. Н. Костина гоу впо уральская государственная медицинская академия, г. Екатеринбург icon Клиническая оценка и пути повышения резистентности эмали и дентина витальных зубов после отбеливания
Работа выполнена в гоу впо «Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы