|
Скачать 47.61 Kb.
|
Содержание
Практическая значимость |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕИзвестно, что в традиционной педагогической практике дошкольный возраст рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению. Это касается, в том числе, и дошкольников с отклонениями в развитии, в частности, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей (С. О. Филиппова, 1999). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%) (С. О. Филиппова, 1999). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом – приспособить его самого к обычным условиям социальной среды. Здесь одной из важнейших задач выступает задача подготовки детей к обучению в школе. Готовность к школе состоит из нескольких компонентов, и, прежде всего, физической готовности. Обучение в школе предполагает достаточно большие нагрузки, и во избежание различных отклонений и появления заболеваний определяется этот вид готовности. Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным настолько, насколько это позволяет заболевание. Однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Во всех известных направлениях изучения психологической готовности к школе признается необходимость наличия у детей уже сложившейся к 6—7 годам структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных и других особенностей психики, характеризующих уровень готовности к школьному обучению. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность. Таким образом, в структуру готовности ребенка к школе относят три компонента: мотивационный, интеллектуальный и компонент произвольности. К этим компонентам так же добавляют эмоциональную зрелость ребенка. Вопрос о школьной готовности ребенка с нарушениями ОДА ставится при поступлении в школу, так как от этого зависит успешность его обучения в школе, т.е. качество получаемых знаний и, следовательно, то, какие он будет получать оценки. При этом важно, чтобы ребенок с нарушениями ОДА пошел в школу психологически готовый к этому. Школа - это, по сути, начало социального пути человека, а от того, каким будет это начало зачастую зависит и продолжение. Особенно это важно для детей с нарушениями ОДА, так как в силу своего заболевания (в случае отсутствия психических осложнений) такие дети должны быть ориентированы на получение образования и установку на интеллектуальный общественно-полезный труд. Именно поэтому проблема психологической подготовки ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата школе является актуальной для психолого-педагогической науки. Именно поэтому существует настоятельная потребность решения задач исследования особенностей школьной готовности детей с нарушениями ОДА. В настоящее время проблемы готовности к школе и оптимизации дошкольной подготовки детей с аномальным развитием находятся в центре внимания различных областей научного знания – психологии и нейропсихологии, логопедии и др. Вместе с тем, можно констатировать малую продуктивность существующих подходов к определению готовности ребенка к школе, а также подходов к подготовке дошкольников к обучению, к компенсации учебной неготовности детей. Таким образом, исследования по данной теме существенно повышают качество разработок творческих, научных коллективов в данной отрасли знаний. Гипотеза нашего исследования состоит в том, что у детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с нарушениями опорно-двигательного аппарата развитие психологических характеристик готовности к школе отличается своеобразием проявлений их динамики, связанной с их врожденными и индивидуальными особенностями. Объектом исследования являются индивидуальные нейропсихологические особенности детей старшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проявляющиеся во время психодиагностики на школьную готовность. Предмет исследования – проявления нейропсихологического фактора у детей 6 – 7- летнего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата во время психодиагностики на школьную готовность. Цель нашего исследования - изучение особенностей проявления нейропсихологических характеристик детей 6 – 7-летнего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в связи с возможными трудностями при начальном обучении. Данная цель определила постановку следующих задач исследования:
^ исследования заключается в выявлении и анализе своеобразия проявлений психологических характеристик детей 6 –7-летнего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что позволит специалистам квалифицированно проводить психопрофилактику трудностей, возникающих при начальном обучении в школе. Знание своеобразия проявлений позволит проводить коррекцию уже возникших трудностей. Исследование с использованием описанных ниже методик в их совокупности проводится впервые. В этом – новизна нашего исследования. |