|
Скачать 34.62 Kb.
|
Дополнительное образование как путь интеграции детей с ОВЗ в окружающее обществоАвтор: Тихонова Н.В.Инклюзивный вид обучения детей с ограниченными возможностями здоровья прочно занимает своё место и в сфере дополнительного образования, в частности, в детских музыкальных школах. Распространённой особенностью детей-инвалидов являются музыкальные задатки. Преподаватели отмечают прилежность у этих учеников, необычайную чувствительность к музыке; раскрепощённость, достигаемую посредством музыкального творчества. В г. Архангельске наибольший опыт обучения детей-инвалидов имеют две музыкальные школы: ГОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 1 Баренцева региона» (22 ученика с ОВЗ) и МОУ ДОД «Детская школа искусств № 43 «Тоника» (14 учеников с ОВЗ). ДМШ № 1 Баренцева региона открылась первой на Европейском Севере и в декабре 2007 году отметит свое 100-летие. Школа отличается высоким профессиональным уровнем музыкантов - преподавателей. Одним из важных направлений работы является приобщение к миру музыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги накопили обширный опыт работы с детьми, страдающими детским церебральным параличём, астмой, имеющими умственные отклонения, незрячими и слабовидящими. Наиболее тесные контакты налажены около семи лет назад с МУ «Опорно-экспериментельный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья». Дети с ОВЗ наряду со здоровыми сверстниками - активные участники многочисленных концертных мероприятий: внутришкольных, городских, областных даже международного значения. К настоящему моменту сформировались два направления в обучении детей-инвалидов: общеэстетическое и профессиональная ориентация. При успешном овладении комплексом умений и навыков, полным курсом обучения дети получают свидетельство о начальном музыкальном образовании, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование в среднем музыкальном учебном заведении. Одной из сложностей, с которой сталкивается администрация ДМШ, является финансирование индивидуальных программ обучения. К примеру, незрячим учащимся необходим предмет «Нотная грамота по Брайлю». В соответствии с лицензией учреждения данная дисциплина не запланирована в учебном плане. Учредитель финансирует только минимум, а все дополнительные предметы предложено оплачивать родителям. Т.к. семьи, имеющие ребёнка-инвалида, по большей части малообеспеченные, возможность обучения становиться проблематичной. Шесть лет назад началось сотрудничество ДШИ № 43 «Тоника» и Ломоносовской окружной организации ВОИ. Для бучения детей-инвалидов было создано отделение общего эстетического развития (ООЭР), куда принимаются все желающие. Учебные программы скорректированы и дают возможность сформировать разнообразные умения у детей с тяжелыми заболеваниями (ревматоидный артрит, астма, различные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, отклонения в психическом развитии). Это и овладение навыками игры на музыкальных инструментах, занятия прикладным и художественным творчеством, пением, изучение теории и истории музыки. Общее число обучающихся колеблется (в зависимости от состояния здоровья) от 25 до 10 учащихся. Очень важно, что дети - инвалиды не чувствуют себя изолированными в школе. Они выступают в совместных концертах с основным контингентом учащихся, принимают участие в школьных праздниках. Основная часть детей – это ученики специальной (коррекц.) общеобразовательной школы. У них ослаблена память, быстрая утомляемость, замедленное восприятие. Поэтому учебная работа строится с учетом особенностей умственно отсталых детей. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на уроках и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с детьми. Педагогами школы постоянно корректируются программы, изыскиваются эффективные методы работы для успешного обучения и реабилитации детей с ОВЗ. Затраты преподавательского труда в данном случае несоизмеримо большие, чем при обучении здорового ребёнка. Однако коэффициент удорожания педагогической услуги для специального (коррекц.) класса предусмотрен только для общеобразовательной школы: на музыкальную школу не распространяется. Частичное решение возникающих проблем стало возможным благодаря созданию неформального коалиционного объединения, основные участники которого два учреждения дополнительного образования детей и координационный центр некоммерческого благотворительного фонда «Мир искусства», г. Москва. Коалиция начала свою деятельность с 29.05.05 г. с принятия НБФ «Мир искусства» решения о финансировании обучения на весь период освоения программы (от 5 до 11 лет) учеников-инвалидов: в ДМШ № 1 Баренцева региона -12 детей, в ДШИ № 43 -5 детей. Общественные и некоммерческие организации оперативно откликаются на возникающие проблемы в деле инклюзивного дополнительного образования детей с ОВЗ. Однако для создания устойчивой системы в этой сфере необходимо принятие законодательных актов как на уровне субъектов, муниципалитетов, так и на федеральном уровне. В частности, в законотворческой работе нуждаются «Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 ( в редакции от 22.02.1997 № 212). |