|
Скачать 1.88 Mb.
|
Утверждаю Руководитель ФБМСЭ Главный Федеральный эксперт Профессор Пузин С.Н. обеспечение инвалидов с нарушениями функциЙ передвижения креслами-колясками Методические рекомендации для специалистов федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации Москва – 2007 Составители:
© ФГУ «ФБМСЭ» Москва – 2007 содержание
введение Устойчивая тенденция увеличения показателей заболеваемости и смертности населения, наличие в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки инвалидности, делают актуальными проблемы медико-социальной реабилитации инвалидов в Российской Федерации. В Российской Федерации отмечается высокий уровень первичной инвалидности. Анализ первичной инвалидности за 1994-2003 гг. показал, что число лиц, впервые признанных инвалидами (ВПИ) в год в среднем колебалось в пределах 1-1,1 млн. человек, в том числе лиц пенсионного возраста – в пределах 500-600 тыс. человек. С принятием Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и Закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. увеличилось число лиц, впервые признанных инвалидами: в 2004 г. – 1,5 млн. человек (темп роста 34,1%), в 2005 г. – 1,8 млн. человек (темп роста 22,2%). Рост числа инвалидов произошел в основном за счет лиц пенсионного возраста. Вместе с тем, внесенные в законодательные акты Российской Федерации изменения направлены на совершенствование процесса социальной интеграции инвалидов в общество и на обеспечение социальных гарантий инвалидам. Среди нормативных актов федерального уровня, определяющих правовой статус инвалидов в области реабилитации и социальной интеграции, важнейшее значение имеет Федеральный Закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В новой редакции Закона указывается, что к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся «утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». Данный Перечень был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 877-ПП были утверждены правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации. Приказом Минздравсоцразвития России от 7.05.2007г. № 321 были установлены сроки пользования техническими средствами реабилитации до их замены. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации принимается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при установлении медицинских показаний и противопоказаний. К техническим средствам реабилитации, включенным в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, относятся кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные. Согласно данным научных исследований1, в комнатном кресле-коляске нуждается 9,5%, в прогулочном кресле-коляске – 9%, в велоколяске – 4,4% инвалидов. Основным показанием к обеспечению инвалида креслом-коляской является наличие ограничения способности к самостоятельному передвижению. Анализ практики работы федеральных учреждений медико-социальной экспертизы с индивидуальной программой реабилитации инвалида показал, что за последние два года она формируется гораздо чаще - в 80-90 % случаев первичного или повторного освидетельствования больных. Однако, имеется много проблем в аспекте правильной оценки специалистами бюро МСЭ нуждаемости инвалидов в технических средствах реабилитации. Настоящие методические рекомендации ставят своей целью обучение специалистов федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, Фонда социального страхования Российской Федерации знаниям, умениям и навыкам в вопросах обеспечения инвалидов креслами-колясками. ^ Движение – одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее возможность активного взаимодействия составных частей организма и целого организма с окружающей средой. Движения, характерные для человека, представляют собой результат сокращения скелетных мышц, обеспечивающих поддержание позы, перемещение звеньев или всего тела в пространстве. Двигательные реакции бывают простыми (безусловно рефлекторные реакции на болевой, световой, температурный и другие раздражители) и сложными – серия последовательных движений, направленных на решение определенной двигательной задачи. Примером последних могут быть локомоции, т.е. движения скелетно-мышечной системы, обеспечивающей передвижения человека в пространстве (например, ходьба и др.). Управление движениями скелетных мышц при выполнении двигательных актов осуществляется на основе взаимодействия различных отделов центральной нервной системы (спинальный, бульбарный, среднемозговой уровни, мозжечок). При этом ведущую роль играет кора больших полушарий, особенно при совершении сложных движений человека, на основе условно рефлекторных связей и при взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Большую роль при образовании и осуществлении двигательного навыка играют анализаторы (проприоцептивный, вестибулярный, зрительный). Функционально наиболее простыми являются «позные» движения, обеспечивающие поддержание позы и неподвижного положения организма в пространстве, а также локомоторные движения, обеспечивающие пространственные перемещения организма. Двигательная система у человека формируется из скелета и мышц. Скелет выполняет опорную функцию, является основой крепления мышц, определяет возможность направления движений тела или конечностей. Патологические изменения движений многообразны. Они могут касаться нарушений темпа, характера, ритмичности и точности, координации движений; чаще – ограничения объема и силы движений; наличия насильственных избыточных (гиперкинезия) или замедленных и ограниченных (брадикинезия) движений; акинезии и др. Ходьба представляет собой один из основных видов передвижения всего тела в пространстве. Она является сложным локомоторным актом, в котором принимаю участие почти все механизмы двигательного аппарата, а также регулирующие его деятельность и питающие его органы нервная и кровеносная системы. В регуляцию ходьбы вовлечены различные разделы центральной нервной системы; в частности, передвижения ног осуществляются под контролем структур спинного мозга; в регуляции равновесия при ходьбе принимают участие стволово-мозжечковые механизмы. В процессе ходьбы участвует почти вся мускулатура туловища и конечностей, этот способ передвижения сопровождается усилением вентиляции легких, повышением сердечного дебета (увеличением ударного объема и числа сердечных сокращений), повышением интенсивности обмена веществ. Способность человека к самостоятельному передвижению включает:
Инвалиды с ограничением способности к самостоятельному передвижению представляют собой группу лиц всех возрастных категорий, имеющую специфические особенности жизнедеятельности, проявляющиеся в ограничении способности самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом. Реабилитация таких инвалидов связана с созданием для них безбарьерной среды, возможности профессионально-трудовой, социально-бытовой и социально-средовой адаптации и интеграции. Одной из основных мер реабилитации таких инвалидов является обеспечение их техническими средствами реабилитации (креслами-колясками). 2. классификация, типы и виды кресел-колясок В соответствии с ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) «Кресла-коляски. Термины и определения», введенным в действие 01.07.94, кресло-коляска – это транспортное средство, предназначенное для инвалидов и больных и приводимое в движение мускульной силой пользователя или сопровождающего, электроприводом или смешанным приводом. Термином пользователь обозначают лицо, пользующееся креслом-коляской для передвижения или отдыха. Согласно ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) «Кресла-коляски. Термины и определения», следует различать следующие виды кресел-колясок:
По типам привода различают следующие виды кресел-колясок:
^ различают следующие виды кресел-колясок:
Составными частями кресел-колясок являются:
Система опоры тела – части кресла-коляски, на которые непосредственно опирается тело пользователя. В систему опоры тела входят: сиденье, спинка, подлокотник, подножка, а также приспособления для кресел-колясок. Система опоры тела может быть:
Составные части системы опоры тела:
^ – устройства, служащие для удобства пользователям кресел-колясок. Они включают удлинитель спинки, подголовник, боковые упоры для головы, боковые упоры для тела, подушку на сиденье, подушку на спинку, поясничный валик, валик для сохранения зазора между ногами, сплошную подставку под икры, составную подставку под икры, регулируемую по глубине подставку под икры, держатели для ног, задники-держатели, предохранительный пояс, приставной столик. ^ кресла-коляски – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, необходимый для ее передвижения. Ходовая система состоит из системы привода, системы управления и системы торможения. ^ – это набор деталей и сборочных единиц, необходимые для приведения кресла-коляски в движение, она состоит из механизма управления, привода и ведущих колес. Механизм управления приводом кресла-коляски – это составная часть системы привода, предназначенная для сообщения на привод усилия, необходимого для начала движения кресла-коляски. Источником усилия может служить мускульная энергия пользователя, а также любая другая энергия, контролируемая пользователем или сочетание энергий. Основной привод кресла-коляски – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, предназначенный для передачи усилия на ведущие колеса. Основной привод может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или комбинированным. ^ – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, необходимый для ее управления. Система управления состоит из механизма управления, привода управления и ведущих колес. Механизм управления движения кресла-коляски является элементом системы управления, предназначенным для сообщения на привод усилия, необходимого для движения кресла-коляски и приводимый в действие пользователем. Привод управления креслом-коляской – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, предназначенный для сообщения усилия ведущим колесам кресла-коляски. ^ – это набор деталей и сборочных единиц, необходимый для снижения скорости движения и фиксации стационарного положения кресла-коляски. Система торможения состоит из механизма управления торможением, привода торможения и колесного и стояночного тормоза. Механизм управления торможением кресла-коляски является частью системы торможения, которая управляется непосредственно пользователем с целью передачи на привод усилия, необходимого для торможения. Привод торможения кресла-коляски представляет собой набор деталей, предназначенных для сообщения усилия на колесный тормоз посредством механизма управления. Колесный тормоз кресла-коляски – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, посредством которого производится ее торможение; колесный тормоз может быть фрикционным и электрическим. Различают рабочий тормоз кресла-коляски (систему торможения, предназначенную для снижения скорости движения кресла-коляски или ее полной остановки) и предохранительный тормоз кресла-коляски (систему торможения, предназначенную для удержания кресла-коляски в неподвижном состоянии с пользователем или без него на наклонной поверхности). ^ колеса: ведущее, управляющее, поворотное, поддерживающее. Ведущее колесо кресла-коляски – это колесо, соединенное с системой привода, обеспечивающее возможность преобразования усилия в движение кресла-коляски. Управляющее колесо кресла-коляски – это колесо, соединенное с системой управления, позволяющее при контакте с поверхностью дороги (пола) придерживаться выбранного направления движения. Поворотное колесо кресла-коляски – это колесо, поворачивающееся при изменении направления движения, независимо от системы управления креслом-коляской. Поддерживающее колесо кресла-коляски – это колесо, жестко закрепленное, не предназначенное для сообщения движения или направления движения. ^ – узел, служащий для соединения и размещения составных частей кресла-коляски. В соответствии с ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) принято использовать следующие размеры кресел-колясок: ширина сиденья, высота сиденья, глубина сиденья, высота спинки, высота подлокотников, расстояние между подлокотниками, габаритная ширина кресла-коляски, габаритная высота кресла-коляски, габаритная длина кресла-коляски, габаритная ширина кресла-коляски в сложенном виде, габаритная высота кресла-коляски в сложенном виде. Согласно ГОСТ Р 50603-93 «Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида», введенного в действие 01.01.95, кресла-коляски классифицируют по наиболее характерным признакам, что находит свое отражение в использовании пятизначного цифрового кода, в котором каждая цифра (разряд) обозначает определенный тип кресла-коляски в пределах каждой группы (цифры должны быть отделены друг от друга тире). ^ – способ приведения в движение и управления. Различают следующие типы кресел-колясок:
Второй знак – классификация кресел-колясок по габаритной ширине и диаметру колес. Этот знак дает общее указание на пригодность использования кресел-колясок на конкретной местности и на пригодность кресла-коляски для конкретного вида деятельности ее пассажира. Сочетание диаметра колес и габаритной ширины кресел-колясок обозначают в соответствии с таблицей 1. Т а б л и ц а 1.
Цифра «0» во втором разряде обозначает специальную конструкцию кресла-коляски, например, конструкцию кресла-коляски с габаритной шириной, превышающей 700 мм по ГОСТ Р 50602. ^ – регулирование сиденья и спинки сиденья (таблица 2). Т а б л и ц а 2.
Цифра «0» в третьем разряде обозначает либо то, что кресла-коляски поставляются с сиденьем без спинки, либо то, что угол между сиденьем и спинкой неизменный, а регулируется вся система поддержки тела. Четвертый знак – регулирование подлокотников и подножек (таблица 3). Т а б л и ц а 3.
Если кресла-коляски поставляются с регулируемыми по высоте и съемными подлокотниками, то четвертый знак должен быть таким же, как и у кресел-колясок с подлокотниками, регулируемыми по высоте. Цифра «0» в четвертом разряде обозначает, что подлокотник или подножка в кресле-коляске отсутствует. ^ – способность к складыванию. Способ, которым могут быть уменьшены габаритные размеры кресла-коляски, должен быть обозначен в соответствии со следующими типами: тип 1 – нескладываемое, тип 2 – катаемое складное, тип 3 – некатаемое складное, тип 4 - разборное, тип 5 – разборное (катаемое складное), тип 6 – разборное (некатаемое складное). Пример обозначения кресла-коляски с расшифровкой каждой цифры кода: кресло-коляска фирмы “Майра”, модель 1.406-14-93: 4-7-1-2-5, где в пятизначном цифровом коде каждая цифра обозначает следующее : 4- кресло-коляска имеет ручной рычажный привод, двуручное ;7-диаметр всех колес превышает 260 мм; 1- наклон сиденья и спинки не регулируется;2- подлокотник не регулируется, подножка регулируется;5- разборное ( катаемое, складное) кресло-коляска. Технические средства реабилитации инвалидов, в том числе кресла-коляски, должны отвечать требованиям ГОСТ Р 51632-2000 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний». Общие технические требования включают: требования назначения, требования стойкости к внешним воздействиям, требования радиоэлектронной защиты, требования эргономики, требования к конструкции. Требования безопасности включают: требования электрической безопасности, требования пожарной безопасности. ^ должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры», введенного в действие 01.01.1995, согласно которому габаритные размеры устанавливаются для незанятых пользователем кресел-колясок и включают:
При изготовлении кресел-колясок для особо грузных пользователей и ампутантов значения габаритных размеров могут быть увеличены: длина – до 1750 мм, ширина – до 810 мм. Габаритные размеры кресел-колясок измеряются в соответствии с ГОСТ Р 50605-93 «Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота», введенного в действие 01.01.1995. При определении габаритных размеров кресла-коляски должен соблюдаться определенный порядок подготовки кресла-коляски. Кресла-коляски должны быть оснащены всеми вспомогательными устройствами ( например, подголовниками, удлинителем спинки), входящими в комплект поставки, и должны быть в состоянии готовности для пользователя. Если спинка кресел-колясок регулируется по высоте и (или) по углу наклона, то при проведении измерений она должна быть установлена в верхнее вертикальное положение или верхнее положение, максимально близкое к вертикальному. Подножка должна быть отрегулирована таким образом, чтобы ее нижняя точка находилась на 50 мм выше опорной поверхности. Для определения габаритных размеров кресел-колясок в состоянии полной готовности для пользователя поворотные колеса следует устанавливать для движения вперед, а спинку- в ее верхнее вертикальное положение. Измеряют горизонтальное расстояние L между крайними передней и задней точками кресла-коляски (с учетом подножки). Измеряют горизонтальное расстояние L0 между крайними передней и задними точками кресло- коляски ( без учета подножки). Измеряют максимальную ширину В кресла-коляски. Измеряют вертикальное расстояние Н от основания до верхней точки кресла-коляски. Размеры кресла-коляски в сложенном виде включают: определение минимальной длины L min, для чего измеряют расстояние между крайними передней и задней точками кресла-коляски; определение минимальной ширины Вmin для чего измеряют общую ширину кресла-коляски; определение минимальной высоты Нmin, для чего измеряют расстояние от основания до крайней верхней точки кресла-коляски. Минимальный радиус поворота кресла-коляски – радиус наименьшей окружности, в которую может быть вписано кресло-коляска при его повороте на 360, должен быть не более 650 мм. Минимальная ширина разворота кресла-коляски – минимальная ширина коридора, в котором кресло-коляска может быть развернуто на 180, не касаясь стен, должна быть не более 1100 мм. Значения геометрических параметров кресла-коляски, измеренные по ГОСТ Р 51082-97 «Кресла-коляски. Метод измерения параметров сиденья и колеса», указывают в технических условиях на кресла-коляски конкретных типов. В соответствии с ГОСТ Р 51083-97 «Кресла-коляски. Общие технические условия» масса полностью оснащенного для нормального использования кресла-коляски с ручным приводным ободом – не более 25 кг, с ручным рычажным приводом – не более 35 кг. Допускается, по согласованию с заказчиком, изготовление кресел-колясок, параметры которых имеют другие значения, установленные техническими условиями на кресла-коляски конкретных типов. Правила установки кресла-коляски для испытаний регламентированы ГОСТ Р ИСО 7176-22-2004 «Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки», они включают: оборудование для испытаний и средства измерений, оснащение кресла-коляски, регулировку кресла-коляски, заключительные регулировки, заключительный контроль, порядок установки испытательного манекена, регистрацию результатов установки регулируемых элементов кресла-коляски. К креслам-коляскам предъявляются определенные технические требования в соответствии с ГОСТ Р 51083-97 «Кресла-коляски. Общие технические условия»:
Кресла-коляски подвергают испытаниям следующих категорий: квалификационным, приемо-сдаточным, периодическим, сертификационным, типовым. Техническим комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО), членами которой являются федерации национальных органов по стандартизации, разработан международный стандарт на кресла-коляски ИСО 7176, который состоит из следующих частей под общим заголовком «Кресла-коляски»:
ГОСТ Р ИСО 7176-22-2000 «Кресла-коляски. Правила установки». |