|
Скачать 26.75 Kb.
|
Тактика лечения переломов длинных трубчатых костей у детей с черепно-мозговой травмой Синица Н.С. ФГ ЛПУ НКЦОЗШ, г. Ленинск-Кузнецкий Травма головы и опорно- двигательной системы является наиболее частым при сочетанных повреждениях. Чаще всего такие повреждения являются следствием дорожно-транспортных происшествий. Чаще всего черепно-мозговая травма ограничивается сотрясением головного мозга (82% наблюдений), однако у 18% пострадавших переломы длинных трубчатых костей сочетались с ушибами головного мозга различной степени тяжести и внутричерепными гематомами. В 2000 – 2004 годах на лечении в нашей клинике находился 21 ребенок с тяжелой черепно-мозговой травмой в сочетании с переломами длинных трубчатых костей. В структуре повреждений опорно- двигательной системы почти в половине случаев (12) были переломы бедренной кости, значительно реже переломы костей голени (7) и плеча (2). У 10 детей наблюдалось сочетание нескольких переломов ( бедро + бедро –1, бедро + голень –3, бедро + плечо – 1, голень + голень - 2, голень + плечо –2, бедро + голень + голень - 1). Таким образом, всего было: 12 переломов бедра, 10 переломов костей голени, 3 перелома плечевой кости. Нужно отметить, что в основном переломы локализовались в диафизарных отделах костей и лишь в одном случае - перелом бедра отмечен в области дистального метафиза. При поступлении пострадавшего ребенка по нашему мнению необходимо осуществлять стабильную фиксацию переломов, как можно раньше, даже не добиваясь идеального стояния отломков. Такой прием является одним из элементов противошоковых мероприятий, обеспечивающих высокую мобильность пострадавшего. Применение таких методов репозиции и фиксации переломов костей как скелетное вытяжение и гипсовая иммобилизация у детей с тяжелым повреждением ЦНС затрудняет диагностику, лечение и уход за больным. Однако тяжесть состояния заставляет выбирать наименее травматичные и малоинвазивные методы остеосинтеза. Исходя из вышеизложенного, мы считаем наиболее целесообразным применять при переломах бедренной кости у детей старшей возрастной группы спицестержневые аппараты внешней фиксации, у детей младшей возрастной группы использовать интрамедулярный остеосинтез гибкими стержнями. На ортопедическом столе мы использовали вытяжение для репозиции перелома. Под наркозом проводилась закрытая репозиция отломков и рентгеноскопический контроль. Применялось два стержня (один медиально и один латерально, размером 3 мм в диаметре и 400 мм в длину). Точки введения стержней были на 2 – 4 см проксимально по отношению к ростковой зоне. Проводилось 2 разреза длиной до 1 см на медиальной и латеральной сторонах нижней части бедра. Сверлом приготовлены два отверстия, в латеральном и медиальном корковых слоях нижней части бедренной кости на одном уровне, выше ростковой пластинки. Через эти отверстия проводились два стержня тупым, согнутым под углом 10 градусов проксимальным концом вперед для предотвращения прокола противоположного коркового слоя и для обеспечения прохождения спиц через внутрикостный канал. Под рентгеноскопическим наведением, после того как спицы прошли через место перелома вытяжение ослаблялось и стержни проталкивались дальше, фиксируя кончик в губчатой ткани метафиза. Стержни, пересекающие друг друга по кривой, обеспечивали двойную трехточечную фиксацию. Перед окончательным доведением концы спиц скусывались и погружались в мягких тканях, за края раны. Раны ушивались 1-2 швами. Переломы голени были в основном у детей старшей возрастной группы. В качестве фиксаторов, в зависимости от вида перелома использовали аппарат Илизарова, либо накостный остеосинтез металлическими пластинами. При переломе плечевой кости предпочтение отдавали накостному остеосинтезу металлическими пластинами. Такая тактика позволяет осуществлять стабильную фиксацию перелома, часто одновременно с бригадой нейрохирургов. Таким образом, лечение больных детей с сочетанными повреждениями во всех случаях требует индивидуального подхода, однако при выборе метода остеосинтеза у таких больных предпочтение следует отдавать малоинвазивным способам стабильной фиксации. |