|
Скачать 1.19 Mb.
|
Авдеева В. Г., руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» «Итоги организации и совершенствования деятельности учебных центров по обучению водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, приёмам оказания первой медицинской помощи» Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из приоритетных государственных задач. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» (20.02.2006 № 100), утверждённое Указом Президента Росси (22.09.2006 № 1042), определило программно-целевой подход к проведению системы мероприятий по спасению жизни пострадавших и снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В государственную программу повышения безопасности дорожного движения весомым блоком вошли мероприятия по организации обучения населения приёмам оказания первой медицинской помощи, позволившие начать реанимацию систему обучения первой медицинской помощи в России. Программно-целевые мерлоприятия:
Участники «круглого стола» «Вопросы образования и здравоохранения в предупреждении и ликвидации дорожно-транспортных происшествий», проведённого под эгидой Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Комитета Совета Федерации по образованию и науке на третье место (17.09.2008, г. Санкт-Петербург) поставили проблему «неудовлетворительной оснащённости и подготовленности немедицинского персонала, участвующего в обеспечении безопасности дорожного движения, к оказанию первой медицинской помощи». Требования, предъявляемые к качеству обучения водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания первой медицинской помощи высоки. Подготовка водителей, спасателей, сотрудников ГИБДД МВД России должна обеспечить высокую готовность к оказанию первой медицинской и психологической помощи, а также умение пользоваться современными средствами первой помощи. По сей день обучение первой помощи в автошколах и ведомственных учебных центрах по лицензированным программам не соответствует этим требованиям. Многочисленные исследования доказали, что основы для создания государственной системы обучения первой медицинской помощи (далее «Системы») были заложены специалистами Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) задолго до федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» (ФЦП). В «Организационных указаниях по подготовке ВСМК в области защиты жизни и здоровья населения от чрезвычайных ситуаций на 1996-1997 годы» указывалось: «недостаточно активно и целенаправленно осуществляется подготовка персонала спасательных формирований и населения к оказанию медицинской помощи. В результате отсутствия систематических занятий, формального подхода к их организации и проведению население…не владеет основными навыками в оказании первой медицинской помощи…». Этот тезис о состоянии подготовки к оказанию первой медицинской помощи актуален и сегодня. Подготовка населения и сотрудников служб РСЧС к оказанию первой медицинской помощи является организационно-функциональной задачей ВСМК, определённой законодательно. Деятельность ВСМК по организации обучения лиц, не имеющих профессионального медицинского образования, подтверждает правильность основных концептуальных положений ФЦП. Эти преимущества ВСМК позволили возложить на неё решение задач в области государственной образовательной политики по первой медицинской помощи. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении табеля оснащения учебных центров по обучению водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП» от 19 марта 2007 года № 178 проведены поставки обучающего оборудования в субъекты Российской Федерации для Учебных центров по обучению водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания первой медицинской помощи ДТП (далее – «Учебные центры»), созданных в структуре территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК). В 2007 году субсидии на обучающее оборудование получили 25 ТЦМК субъектов Российской Федерации, в результате было закуплено учебно-тренировочное оборудование: Белгородская область, Владимирская область, Московская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Республика Карелия, Калининградская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Чеченская республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Свердловская область, Республика Хакасия, Кемеровская область, Брянская область, Мурманская область. Объёмы финансирования за счёт средств федерального бюджета на оснащение Учебных центров в 90 действующих региональных и окружных центрах медицины катастроф в 2006 году составили 16 млн., в 2007 году - 27 млн. рублей. Объёмы финансирования на оснащение Учебных центров в Мурманской, Свердловской, Пермской области и Южный федеральный округе за счёт средств федерального бюджета в 2006 году составили 6 млн., в 2007 году – 15 млн. рублей. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении распределения субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности» от 20 мая 2008 года № 232 в 2008 году субсидии на приобретение оборудования для Учебных центров 36-и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации составили по пункту 50 ФЦП – 66 млн. рублей, пункту 83 ФЦП – 4 млн. рублей. Из бюджета субъектов Российской Федерации приобретено учебно-тренировочное оборудование для Учебных центров в 38 ТЦМК. Таким образом, Минздравсоцразвития России и органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации активно формируется материально-техническая база для функционирования Учебных центров. Комплексный анализ работы субъектов Российской Федерации по созданию Учебных центров представлен в таблицах 1, 2. В настоящее время в 83 субъектах Российской Федерации функционирует 82 центра медицины катастроф (ЦМК), из которых 61 ЦМК являются самостоятельными учреждениями здравоохранения. ЦМК, не имеющие юридической самостоятельности, в количестве 21, функционируют в составе республиканских и областных больниц, что создаёт организационные трудности при создании Учебных центров. Примером сложившейся ситуации с созданием Учебных центров являются ТЦМК Еврейской автономной области и Амурской области. Несмотря на объективные трудности, существующие в работе по созданию Учебных центров в субъектах Российской Федерации, на местах за период с 2006 по 2008 год проделан большой объём работы. К 2008 году в 41 ТЦМК созданы условия для функционирования Учебных центров. Получили лицензию на право образовательной деятельности в сфере первой медицинской помощи 28 ТЦМК. В стадии лицензирования образовательной деятельности находятся Учебные центры: Костромская, Вологодская, Пензенская, Тамбовская, Ростовская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чеченская Республика, Республики Хакасия, Карелия, Татарстан. В 33 ТЦМК выделены специальные помещения для проведения занятий по первой медицинской помощи. При этом 24 имеют лекционные аудитории, 33 – аудитории для практических занятий, 18 – компьютерные классы. Имитационные аудитории/полигоны функционируют в Учебных центрах при ТЦМК Удмуртской Республики, Ростовской и Свердловской областей, Пермского края, Республики Бурятии. В ТЦМК Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвержден проект здания для Учебного центра. ТЦМК Удмуртской Республики, Республики Мордовия, Кемеровской области, Карачаево-Черкесской Республики (4) проводят обучение водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, на базе учреждений среднего профессионального медицинского образования. Организационные трудности не помешали ЦМК (4) Белгородской области, Тюменской области, Калининградской области, Удмуртской Республики, созданным при республиканских/областных клинических больницах, организовать обучение населения и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП. В 2009-2010 годах планируется создание Учебных центров в 16 субъектах Российской Федерации: Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская, Смоленская, Тверская, Вологодская, Кировская, Ленинградская, Челябинская области, Республики Мари-Эл, Северная Осетия – Алания, Башкортостан, Тыва, Чеченская Республика, Красноярский край. Важным показателем работы Учебных центров является учёт категорий и количества обученных по программам первой медицинской помощи. Данные об обученных представили: ^ Ульяновская, Тюменская, Оренбургская, Свердловская, Калининградская области, Пермский край, Республика Хакасия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Дагестан (9 ТЦМК); ^ Алтайский, Хабаровский, Пермский, Краснодарский, Приморский край, Тюменская, Свердловская, Ульяновская, Новосибирская, Иркутская, Нижегородская, Калининградская, Белгородская области, Республики Хакасия, Дагестан, Калмыкия, Бурятия, Чувашская Республика, (18 ТЦМК); ^ Алтайский, Хабаровский, Пермский, Приморский, Краснодарский край, Тюменская, Тамбовская, Ульяновская, Свердловская, Новосибирская, Иркутская, Волгоградская, Пензенская, Калининградская, Нижегородская, Белгородская области, Республики Кабардино-Балкария, Дагестан, Калмыкия (19 ТЦМК). ^ Пермский край, ВЦМК «Защита» Москва. Однако только ЦМК 6 субъектов Российской Федерации (Тюменская, Свердловская, Ульяновская, Калининградская области, Пермский край, Республика Дагестан) представили данные о подготовке всех вышеперечисленных контингентов (кроме категории «преподаватели первой медицинской помощи»). Проблема обучения водителей приёмам оказания первой медицинской помощи в автошколах – прежде всего проблема подготовки квалифицированных кадров для автошкол – преподавателей и инструкторов первой медицинской помощи. Эта проблема не может быть решена через создание новой образовательной дисциплины «Безопасность дорожного движения» и федерального государственного образовательного стандарта по аналогии с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности». Идея хорошая, но проблема качественного обучения водителей приёмам оказания первой медицинской помощи не будут решена. Для решения этой проблемы необходимо создание дисциплины «Первая медицинская помощь»! Приведём ещё один пример вопиющего непрофессионализма в отношении программно-методического обеспечения обучения водителей приёмам оказания первой медицинской помощи. Это создание Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «А», «В», «В,С», «С», «С», «Е», утверждённой Минобрнауки России от 25.09.2008 года, согласованной с Минтрансом России от 24.09.2008 года, Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 22.09.2008 года, введённой в действие с 01.01.2009 года Приказом Минобрнауки России от 30.09.2008 № 278. Программа принципиально не отличается от первоначальных вариантов: «Примерная программа и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий», приложение № 16 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» от 26.03.99 № 100; Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «А», «В», «В,С», «С», «С», «Е» «Примерный тематический план и программа предмета «Оказание первой помощи» (1999). Программа 2008 года содержит непростительные ошибки и курьёзы. В таблице 3 приведено сравнение раздела «Перечень обязательных практических навыков и манипуляций» вышеперечисленных программ. Таблица 3 ^ по первой медицинской помощи для водителей автотранспортных средств (по данным программ подготовки водителей автотранспортных средств и международных Стандартов 2005)
|