Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» icon

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф»





НазваниеРуководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф»
страница1/6
Дата05.05.2013
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Авдеева В. Г.,


руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф»


«Итоги организации и совершенствования деятельности учебных центров по обучению водителей и сотрудников служб, участвующих

в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий,

приёмам оказания первой медицинской помощи»


Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из приоритетных государственных задач. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» (20.02.2006 № 100), утверждённое Указом Президента Росси (22.09.2006 № 1042), определило программно-целевой подход к проведению системы мероприятий по спасению жизни пострадавших и снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

В государственную программу повышения безопасности дорожного движения весомым блоком вошли мероприятия по организации обучения населения приёмам оказания первой медицинской помощи, позволившие начать реанимацию систему обучения первой медицинской помощи в России. Программно-целевые мерлоприятия:

  • Разработка нормативно-правовых, финансово-экономических и методических документов, обеспечивающих организацию обучения населения приёмам оказания первой медицинской помощи и изменение системы подготовки водителей автотранспортных средств.

  • Создание в субъектах Российской Федерации учебных центров по обучению водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания первой медицинской помощи.

  • Оснащение вышеуказанных учебных центров и развитие материально-технической базы автошкол.

  • Разработка учебных и учебно-методических материалов для нужд учебного процесса по первой медицинской помощи.

Участники «круглого стола» «Вопросы образования и здравоохранения в предупреждении и ликвидации дорожно-транспортных происшествий», проведённого под эгидой Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Комитета Совета Федерации по образованию и науке на третье место (17.09.2008, г. Санкт-Петербург) поставили проблему «неудовлетворительной оснащённости и подготовленности немедицинского персонала, участвующего в обеспечении безопасности дорожного движения, к оказанию первой медицинской помощи».

Требования, предъявляемые к качеству обучения водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания первой медицинской помощи высоки. Подготовка водителей, спасателей, сотрудников ГИБДД МВД России должна обеспечить высокую готовность к оказанию первой медицинской и психологической помощи, а также умение пользоваться современными средствами первой помощи. По сей день обучение первой помощи в автошколах и ведомственных учебных центрах по лицензированным программам не соответствует этим требованиям.

Многочисленные исследования доказали, что основы для создания государственной системы обучения первой медицинской помощи (далее «Системы») были заложены специалистами Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) задолго до федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» (ФЦП). В «Организационных указаниях по подготовке ВСМК в области защиты жизни и здоровья населения от чрезвычайных ситуаций на 1996-1997 годы» указывалось: «недостаточно активно и целенаправленно осуществляется подготовка персонала спасательных формирований и населения к оказанию медицинской помощи. В результате отсутствия систематических занятий, формального подхода к их организации и проведению население…не владеет основными навыками в оказании первой медицинской помощи…». Этот тезис о состоянии подготовки к оказанию первой медицинской помощи актуален и сегодня.

Подготовка населения и сотрудников служб РСЧС к оказанию первой медицинской помощи является организационно-функциональной задачей ВСМК, определённой законодательно. Деятельность ВСМК по организации обучения лиц, не имеющих профессионального медицинского образования, подтверждает правильность основных концептуальных положений ФЦП. Эти преимущества ВСМК позволили возложить на неё решение задач в области государственной образовательной политики по первой медицинской помощи.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении табеля оснащения учебных центров по обучению водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП» от 19 марта 2007 года № 178 проведены поставки обучающего оборудования в субъекты Российской Федерации для Учебных центров по обучению водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приёмам оказания первой медицинской помощи ДТП (далее – «Учебные центры»), созданных в структуре территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК). В 2007 году субсидии на обучающее оборудование получили 25 ТЦМК субъектов Российской Федерации, в результате было закуплено учебно-тренировочное оборудование: Белгородская область, Владимирская область, Московская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Республика Карелия, Калининградская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Чеченская республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Свердловская область, Республика Хакасия, Кемеровская область, Брянская область, Мурманская область.

Объёмы финансирования за счёт средств федерального бюджета на оснащение Учебных центров в 90 действующих региональных и окружных центрах медицины катастроф в 2006 году составили 16 млн., в 2007 году - 27 млн. рублей. Объёмы финансирования на оснащение Учебных центров в Мурманской, Свердловской, Пермской области и Южный федеральный округе за счёт средств федерального бюджета в 2006 году составили 6 млн., в 2007 году – 15 млн. рублей.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении распределения субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности» от 20 мая 2008 года № 232 в 2008 году субсидии на приобретение оборудования для Учебных центров 36-и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации составили по пункту 50 ФЦП – 66 млн. рублей, пункту 83 ФЦП – 4 млн. рублей.

Из бюджета субъектов Российской Федерации приобретено учебно-тренировочное оборудование для Учебных центров в 38 ТЦМК. Таким образом, Минздравсоцразвития России и органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации активно формируется материально-техническая база для функционирования Учебных центров. Комплексный анализ работы субъектов Российской Федерации по созданию Учебных центров представлен в таблицах 1, 2.

В настоящее время в 83 субъектах Российской Федерации функционирует 82 центра медицины катастроф (ЦМК), из которых 61 ЦМК являются самостоятельными учреждениями здравоохранения. ЦМК, не имеющие юридической самостоятельности, в количестве 21, функционируют в составе республиканских и областных больниц, что создаёт организационные трудности при создании Учебных центров. Примером сложившейся ситуации с созданием Учебных центров являются ТЦМК Еврейской автономной области и Амурской области.

Несмотря на объективные трудности, существующие в работе по созданию Учебных центров в субъектах Российской Федерации, на местах за период с 2006 по 2008 год проделан большой объём работы.

К 2008 году в 41 ТЦМК созданы условия для функционирования Учебных центров. Получили лицензию на право образовательной деятельности в сфере первой медицинской помощи 28 ТЦМК. В стадии лицензирования образовательной деятельности находятся Учебные центры: Костромская, Вологодская, Пензенская, Тамбовская, Ростовская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чеченская Республика, Республики Хакасия, Карелия, Татарстан.

В 33 ТЦМК выделены специальные помещения для проведения занятий по первой медицинской помощи. При этом 24 имеют лекционные аудитории, 33 – аудитории для практических занятий, 18 – компьютерные классы. Имитационные аудитории/полигоны функционируют в Учебных центрах при ТЦМК Удмуртской Республики, Ростовской и Свердловской областей, Пермского края, Республики Бурятии. В ТЦМК Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвержден проект здания для Учебного центра.

ТЦМК Удмуртской Республики, Республики Мордовия, Кемеровской области, Карачаево-Черкесской Республики (4) проводят обучение водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, на базе учреждений среднего профессионального медицинского образования.

Организационные трудности не помешали ЦМК (4) Белгородской области, Тюменской области, Калининградской области, Удмуртской Республики, созданным при республиканских/областных клинических больницах, организовать обучение населения и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

В 2009-2010 годах планируется создание Учебных центров в 16 субъектах Российской Федерации: Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская, Смоленская, Тверская, Вологодская, Кировская, Ленинградская, Челябинская области, Республики Мари-Эл, Северная Осетия – Алания, Башкортостан, Тыва, Чеченская Республика, Красноярский край.

Важным показателем работы Учебных центров является учёт категорий и количества обученных по программам первой медицинской помощи. Данные об обученных представили:

^ Количество обученных водителей: Ульяновская, Тюменская, Оренбургская, Свердловская, Калининградская области, Пермский край, Республика Хакасия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Дагестан (9 ТЦМК);

^ Количество обученных спасателей: Алтайский, Хабаровский, Пермский, Краснодарский, Приморский край, Тюменская, Свердловская, Ульяновская, Новосибирская, Иркутская, Нижегородская, Калининградская, Белгородская области, Республики Хакасия, Дагестан, Калмыкия, Бурятия, Чувашская Республика, (18 ТЦМК);

^ Количество обученных сотрудников ГИБДД МВД России: Алтайский, Хабаровский, Пермский, Приморский, Краснодарский край, Тюменская, Тамбовская, Ульяновская, Свердловская, Новосибирская, Иркутская, Волгоградская, Пензенская, Калининградская, Нижегородская, Белгородская области, Республики Кабардино-Балкария, Дагестан, Калмыкия (19 ТЦМК).

^ Количество обученных «преподавателей первой медицинской помощи»: Пермский край, ВЦМК «Защита» Москва.

Однако только ЦМК 6 субъектов Российской Федерации (Тюменская, Свердловская, Ульяновская, Калининградская области, Пермский край, Республика Дагестан) представили данные о подготовке всех вышеперечисленных контингентов (кроме категории «преподаватели первой медицинской помощи»).

Проблема обучения водителей приёмам оказания первой медицинской помощи в автошколах – прежде всего проблема подготовки квалифицированных кадров для автошкол – преподавателей и инструкторов первой медицинской помощи. Эта проблема не может быть решена через создание новой образовательной дисциплины «Безопасность дорожного движения» и федерального государственного образовательного стандарта по аналогии с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности». Идея хорошая, но проблема качественного обучения водителей приёмам оказания первой медицинской помощи не будут решена. Для решения этой проблемы необходимо создание дисциплины «Первая медицинская помощь»!

Приведём ещё один пример вопиющего непрофессионализма в отношении программно-методического обеспечения обучения водителей приёмам оказания первой медицинской помощи. Это создание Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «А», «В», «В,С», «С», «С», «Е», утверждённой Минобрнауки России от 25.09.2008 года, согласованной с Минтрансом России от 24.09.2008 года, Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 22.09.2008 года, введённой в действие с 01.01.2009 года Приказом Минобрнауки России от 30.09.2008 № 278. Программа принципиально не отличается от первоначальных вариантов: «Примерная программа и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий», приложение № 16 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» от 26.03.99 № 100; Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «А», «В», «В,С», «С», «С», «Е» «Примерный тематический план и программа предмета «Оказание первой помощи» (1999). Программа 2008 года содержит непростительные ошибки и курьёзы. В таблице 3 приведено сравнение раздела «Перечень обязательных практических навыков и манипуляций» вышеперечисленных программ.

Таблица 3

^ Сравнение перечней обязательных практических навыков и манипуляций

по первой медицинской помощи для водителей автотранспортных средств

(по данным программ подготовки водителей автотранспортных средств и международных Стандартов 2005)


Перечень практических навыков и манипуляций

Международный Стандарт 2005

Программа Минздрава России 1999

Программа Минобороны России 1999

Программа Минобрнауки России 2009

Определение «признаков жизни» по наличию движений, кашля или дыхания у пострадавшего

Определение пульса на лучевой, бедренной, сонной артерии.

Определение частоты пульса и дыхания.

Реакция зрачков.

Определение пульса на лучевой, бедренной, сонной артерии.

Определение частоты пульса и дыхания.

Реакция зрачков.

Определение пульса на лучевой, бедренной, сонной артерии.

Определение состояния зрачков и их реакции на свет.

Осмотр пострадавшего.

^ Данных нет.

Данных нет.

Данных нет.

Обеспечение и поддержание проходимости верхних дыхательных путей.

Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

Искусственная вентиляция лёгких: «изо рта в рот», «изо рта в нос», применение воздуховода и др. средств.

Искусственная вентиляция лёгких: «изо рта в рот» с применением и без применения устройства для проведения искусственного дыхания, «изо рта в нос»

Искусственная вентиляция лёгких: «изо рта в рот» с применением и без применения устройства для проведения искусственного дыхания, «изо рта в нос».

Искусственная вентиляция лёгких: «рот в рот», «рот в нос», применение воздуховода.

Закрытый массаж сердца у новорожденных, младенцев, детей и взрослых пострадавших.

Закрытый массаж сердца двумя руками, одной рукой.

Закрытый массаж сердца двумя руками, одной рукой.

Техника проведения закрытого массажа сердца одним или двумя спасателями.

Проведение базового реанимационного комплекса.

Проведение реанимационных мероприятий одним, двумя спасателями.

Проведение реанимационных мероприятий одним, двумя спасателями.

^ Данных нет.

Временная остановка кровотечения: пальцевое прижатие артерии в точках прижатия (височная, нижнечелюстная, подключичная,, сонная, подмышечная, плечевая, бедренная, подколенная), наложение давящей повязки, максимальное сгибание конечности, наложение табельного и импровизированного жгута.

Временная остановка кровотечения: прижатие артерии (плечевой, подколенной, бедренной сонной); наложение жгута-закрутки; максимальное сгибание конечности в суставе (коленном, локтевом); наложение резинового жгута; передняя тампонада носа; салфетка «Колитекс ГЕМ».

Временная остановка кровотечения: прижатие артерии (плечевой, подколенной, бедренной сонной); наложение жгута-закрутки; максимальное сгибание конечности в суставе (коленном, локтевом); наложение резинового жгута; передняя тампонада носа; салфетка «Колитекс ГЕМ».

Остановка кровотечения: пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, максимальное сгибание конечности. ^ Наиболее правильные места наложения жгута или жгута-закрутки, пальцевое прижатие артерий (плечевая, сонная, подключичная, подмышечная, бедренная), передняя тампонада носа; салфетка «Колитекс ГЕМ» и порошок «Статин» для остановки капиллярного и венозного кровотечения.

Обработка дезсредствами кожи/слизистой вокруг раны.

^ Туалет раны.

Туалет раны.

Этапы и методы первичной обработки ран.

Наложение бинтовых (циркулярных, спиральных, крестообразных), косыночных, окклюзионных, лейкопластырных повязок.

Наложение бинтовых повязок: циркулярная на конечность, спиральная, «чепец», черепашья, косыночная, Дезо, окклюзивная, давящая, контурная. Использование сетчатого бинта. Эластическое бинтование конечности. Лейкопластырнве повязки.

Техника вскрытия индивидуального перевязочного пакета.

Наложение бинтовых повязок: циркулярная на конечность, спиральная, «чепец», черепашья, косыночная, Дезо, окклюзивная, давящая, контурная. Использование сетчатого бинта. Эластическое бинтование конечности. Лейкопластырнве повязки.

Техника вскрытия индивидуального перевязочного пакета.

Методика и правила наложения типичных бинтовых повязок: циркулярная, спиральная, крестообразная, колосовидная, возвращающая, Дезо. Косыночные повязки. Герметизирующая повязка при пневмотораксе. Техника наложения индивидуального перевязочного пакета.

Транспортная иммобилизация табельными и подручными средствами.

Одевание «шейного воротника» или шейной шины.

Транспортная иммобилизация с использованием подручных средств и сетчатых шин.

Техника транспортной иммобилизации при повреждениях позвоночника, таза, живота, множественных переломах рёбер, черепно-мозговой травме.

Транспортная иммобилизация с использованием подручных средств и сетчатых шин.

Техника транспортной иммобилизации при повреждениях позвоночника, таза, живота, множественных переломах рёбер, черепно-мозговой травме.

Наложение транспортной иммобилизации с использованием подручных средств и стандартных шин …

^ Техника наложения транспортной иммобилизации при повреждениях позвоночника, костей таза, органов живота, множественных переломах рёбер, черепно-мозговой травме.

Придание транспортных положений и транспортировка пострадавших с травмами головы, груди, живота, таза, конечностей, в сознании, без сознания.

^ Данных нет.

Данных нет.

Данных нет.

Способы извлечения пострадавших из транспортных средств, переноска и перекладывание пострадавших.

Снятие мотоциклетного шлема.

Техника извлечения и укладывания на носилки пострадавших с повреждениями грудной клетки, живота, таза, позвоночника, головы.

Техника переноски на носилках, на одеяле, на щите, на руках, на спине, на плечах, на стуле.

Погрузка…

Снятие мотоциклетного шлема.

^ Снятие одежды с пострадавшего.

Техника извлечения и укладывания на носилки пострадавших с повреждениями грудной клетки, живота, таза, позвоночника, головы.

Техника переноски на носилках, на одеяле, на щите, на руках, на спине, на плечах, на стуле.

Погрузка…

Снятие мотоциклетного шлема.

^ Снятие одежды с пострадавшего.

Техника укладывания на носилки, правила переноски с различными повреждениями. Техника переноски пострадавших с применением лямок, одним или двумя людьми, с применением подручных средств.

^ Порядок снятия одежды с пострадавших в ДТП.

Данных о б использовании медикаментов нет.

Использование гипотермического пакета-контейнера.

Техника закапывания капель в глаза, промывания водой.

Применения нашатырного спирта при обмороке.

Использование гипотермического пакета-контейнера.

Техника закапывания капель в глаза, промывания водой.

Применения нашатырного спирта при обмороке.

Техника применения гипотермического пакета-контейнера.

^ Данных о промывании желудка нет.

Техника промывания желудка.

Техника промывания желудка.

Данных нет.
  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconКомитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области гуз «Волгоградский областной центр

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconКемеровский областной Центр медицины катастроф

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconОсновные понятия медицины катастроф

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconКафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconМетодические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации подготовлены директором
Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов
Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconЛ. Л. Миронов Кафедра скорой медицинской помощи и медицины катастроф

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconК. Г. Шаповалов Степанов А. В., д м. н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconКурс медицины катастроф Медицинская помощь пострадавшим с автодорожной травмой на территории Московской

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconМетодические рекомендации для врачей рпг вгсч, бригад специализированной медицинской помощи службы

Руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» гуз «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» iconВсоответствии с концепцией медицины катастроф, основанной на единстве принципов и критериев, организации

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы