|
Скачать 80.87 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИНУСИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для поступающих в КГБОУСПО «МИНУСИСНКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» Минусинск, 2011 Программа по биологии составлена на основании примерной программы, разработанной Министерством образования РФ. Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета КГБОУСПО «Минусинского медицинского техникума. ^ Данная программа представлена для абитуриентов, поступающих в КГБОУСПО «Минусинский медицинский техникум». Последовательность расположения тем в программе обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и теоретических прикладных основ общей биологии. Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением проблем экологии человека, общества и способствует развитию глубокого понимания сущности человека как живого организма. В программу введены сведения об условиях жизни, закономерностях живой природы и о взаимозависимостях в её процессах и явлениях. Содержание программы отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Благодаря программе абитуриенты могут обобщить и повторить имеющиеся знания о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности; об условиях его существования, выживания и развития, здоровом образе жизни; о развитии жизни, уровнях ее организации, об эвалюционном развитии организмов и их экологии. ^
Место человека в системе органического мира. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человек как вид. ^ Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание дыхание, рост, дифференцировка. Ткани, их строение и функции. ^ 1. Нервная система. Центральный и периферический отделы нервной системы. Вегетативная нервная система. 2. Эндокринная система. Железы внутренней секреции, их строение и функции. Регуляция деятельности желез. Возрастные особенности деятельности желез внутренней секреции. Заболевания и профилактика. 3. Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Общий обзор скелета человека. Соединения костей. Мышцы. Сухожилия. Работа мышц. Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Заболевания. Гигиена ОДС. Доврачебная помощь при повреждении ОДС. 4. Кровь и кровообращение. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав крови. Функции компонентов крови. Иммунитет. Переливание крови. Органы кровообращения, их строение и функции. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности кровеносной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему. Доврачебная помощь при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы. 5. Дыхательная система. Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции. Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена органов дыхания. Влияние вредных привычек на дыхательную систему. Доврачебная помощь при нарушениях органов дыхания. 6. Пищеварительная система. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена пищеварения. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения. 7. Выделительная система. Строение и функции выделительной системы. Строение почки. Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и вторичной мочи. Регуляция деятельности выделительной системы. Заболевания и профилактика. Гигиена выделительной системы. 8. Кожа. Строение и функции кожи. Терморегуляция. Заболевания кожи и их профилактика. Гигиена кожи. Первая доврачебная помощь при ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах. ^ Взаимосвязь систем органов. Обмен веществ и энергии. Ассимиляция, диссимиляция. Нарушения в деятельности организма, их компенсация. ^ Учение об анализаторах. Роль анализаторов в деятельности нервной системы. Зрительный анализатор. Строение и функции. Гигиена зрения. Дальнозоркость. Близорукость, Аккомодация. Слуховой анализатор. Строение и функции. Гигиена слуха. Орган равновесия. Строение и функции. Обоняние, осязание, вкус. Строение и функции анализаторов. ^ Основные процессы высшей нервной деятельности: мышление, речь, память, сон и бодрствование. Нарушения высшей нервной деятельности, их профилактика. Влияние вредных привычек на деятельность нервной системы. Гигиена нервной деятельности и анализаторов. ^ Человек как личность. Самосознание. Общественный образ жизни. Межличностные отношения. Культура. Творческие способности человека. Способы передачи информации. ^ Человек как часть природы. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Адаптация организма человека к условиям окружающей среды. ^
Биология как наука. Её достижения, методы исследования. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. ^ 1. Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка- структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Их сходства и различия. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение и функции белков, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ и воды. Строение клетки. Функции органоидов: мембраны, ядра, цитоплазмы, ЭПС, комплекса Гольджи, митохондрий, пластид клеточного центра, органоидов передвижения, рибосом, лизосом. Обмен веществ и превращение энергии, их взаимосвязь. Ферменты, их роль в обмене веществ и энергии в клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла и хлоропластов в поглощении и использовании энергии солнечного света. Хемосинтез, его сходство и отличия от фотосинтеза. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. Митоз, его значение. Развитие половых клеток, мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза. Коньюгация и кроссинговер хромосом, их значение. 2. Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов, их отличия. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов- онтогенез. Специализация клеток, образование тканей и органов в процессе онтогенеза многоклеточных организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Развитие прямое и с превращением. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов, их проявление в онтогенезе. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности, установленные Г. Менделем и Т. Морганом, цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследственные болезни человека. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: модификационная, мутационная, комбинативная, их причины, роль в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции, её роль в селекции и сельском хозяйстве. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, никотина, наркотиков на генетический аппарат клетки. Профилактика наследственных заболеваний человека. Селекция, её задачи. Методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, гетерозис, полиплоидия, мутагенез и их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытые Н.И.Вавиловым. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы, их значение. Вирусы- неклеточные формы жизни. Особенности их строения и функционирования. Заболевания, вызываемые вирусами, их профилактика. 3. Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Разнообразие видов растений и животных. Структура вида. Популяция- форма существования вида элементарная единица эволюции. 4. Экосистемный уровень. Среда обитания организмов. Факторы среды. Ограничивающий фактор. Фотопериодизм. Биологические ритмы. Биоценоз и экосистема (биогеоциноз). Функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты, их роль в экосистеме. Разнообразие видов в экосистеме, пищевые связи между ними. Разнообразие экосистем. Цепи и сети питания, пастбищные и детритные цепи, их звенья. Правила экологической пирамиды. Численность популяций. Колебания численности популяций и их причины. Регуляция численности популяций. Саморегуляция в экосистемах. Развитие экосистем, их смена. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах, его значение. Агроэкосистемы, их основные компоненты. Сходство и отличие их от природных экосистем. 5. Биосферный уровень. Биосфера, её структура. Учение Вернадского В.И. о биосфере, ноосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Космическая роль растений на Земле. Проблема устойчивого развития биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. ^ Основные положения теории эволюции. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции: наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе. Приспособленность, её относительность. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Способы видообразования: географическое и экологическое- микроэволюция. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Формы естественного отбора. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов. Макроэволюция. Рекомендуема литература:
|