Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г





Скачать 224.1 Kb.
Название Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г
Дата 19.05.2013
Размер 224.1 Kb.
Тип Программа
Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор БОУ СПО ВО «ЧХТК»

__________С.А. Ерехинский

«____» _________ 20 ___г.


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Безопасность жизнедеятельности


2011 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 190623.01 Машинист локомотива


Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»


Разработчик:


Смирнова Валентина Александровна - преподаватель высшей квалификационной категории




СОГЛАСОВАНО с

методической комиссией

Руководитель

_______________/Н. В. Афанасьева/

и рекомендовано к применению

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ^

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. ^

    условия реализации программы учебной дисциплины


11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


15



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 190623.01 Машинист локомотива


Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области транспортных средств при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


^ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы


^ 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики прогнозировать развитие событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, составляющих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.



^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.


^ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

^ Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:




практические занятия

28

контрольные работы

1

^ Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:




систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.




Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета






2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

^ Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в ЧС




17







Содержание учебного материала

2


1

Тема 1.1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека

1

Роль дисциплины «БЖД» в процессе освоения основной профессиональной деятельности. Современное состояние и негативные факторы среды обитания. Принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания. Особенности труда. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Рациональная организация рабочего места. Методы и средства защиты от вредных и опасных факторов. Производственной санитарии.

^ Самостоятельная работа обучающихся

Нахождение и использование информации из различных источников о зависимости транспортной безопасности от природных факторов в нормативных условиях эксплуатации и при ЧС.

2




Тема 1.2. Чрезвычайные ситуации мирного времени

^ Содержание учебного материала

2


2

1

Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Основные виды потенциальных опасностей (пожары, взрывы и т.д.) и их последствия в профессиональной деятельности и быту. Принципы снижения вероятности их реализации. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России.

^ Практические занятия

1

2

1

Применение профилактических мер для снижения уровня опасности различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

2

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожаре. Применение первичных средств пожаротушения

^ Самостоятельная работа обучающихся

Нахождение и использование информации из различных источников о характерных признаках ЧС: по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, по возможности предотвращения ЧС.

3




Тема 1.3. Гражданская оборона (ГО) – составная часть обороноспособности страны. Общая характеристика ГО и современных средств массового поражения

Содержание учебного материала

3

2

1.

Назначение и задачи гражданской обороны. Основные задачи ГО. Формирование

ГО. Режимы функционирования ГО. Руководство ГО. ЧС военного времени. Способы защиты населения от оружия массового поражения

^ Практические занятия

1

2

1.


Использование средств индивидуальной защиты от ОМП. Приборы радиационного, химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения.

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка учебной и специальной литературы по вопросам:

  1. Классификация ЧС мирного и военного времени. ФЗ № 68 от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС».

  2. Краткая характеристика оружия массового поражения: ядерное, химическое, бактериологическое и его поражающие факторы.

  3. Защита населения после применения противником оружия массового поражения (ОМП).




3




Тема 1.4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций

^ Содержание учебного материала

1

2

1

Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов. Защита предприятий и населения в ЧС. Психологические аспекты безопасности в ЧС. Ликвидация ЧС и их последствий. Причины неустойчивой работы предприятий.

^ Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и использование информации из различных источников для подготовки рефератов по темам:

- «Определение методов и средств защиты от вибрации в производственных условиях»

- «Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля»

1




Раздел 2. Основы медицинских знаний

10




Тема 2.1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

Содержание учебного материала

5

1

1

Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Способы транспортировки пострадавших

2

Первая медицинская помощь при кровотечении, ранении







3

Первая медицинская помощь при переломах, ушибах







^ Практические занятия

2

2

1

Экстренная реанимационная помощь пострадавшему

2

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, замерзании

^ Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и использование информации из различных источников для подготовки рефератов по темам:

- «Первичные реанимационные меры для спасения пострадавших».

- «Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, переломах конечностей».

-«Первая медицинская помощь при кровотечениях».

- «Первая медицинская помощь при ожогах».

- «Первая медицинская помощь при обморожениях, замерзании».

-«Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах».

- «Первая медицинская помощь при отравлениях».

3




Раздел 3. Основы военной службы и обороны государства

56




Тема 3.1. Вооруженные силы Российской Федерации.


^ Содержание учебного материала

8

2

1

Национальная безопасность РФ. Основы обороны государства. История и предназначение Вооруженных Сил. Федеральный Закон РФ «Об обороне».

2

Характеристика видов ВС и родов войск. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящего на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям НПО

3

Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией







^ Практические занятия

2

2

1

Структура Вооруженных сил Российской Федерации

2

Изучение перечня военно-учетных специальностей ВС и определение среди них родственных полученной специальности

^ Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

4




Тема 3.2. Воинская обязанность


^ Содержание учебного материала

5

2

1

Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение.

2

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет.

3

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе







^ Практические занятия

2

3

1

Обязательная подготовка граждан к военной службе

2

Порядок прохождения военной службы и поступление на нее в добровольном порядке.

^ Самостоятельная работа обучающихся

Систематическое изучение учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, методическим рекомендациям, составленным преподавателем)

4





Тема 3.3. Особенности военной службы

Содержание учебного материала

7

2

1.

Правовые основы военной службы. Конституция Российской Федерации, федеральные законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе»

2

Прохождение воинской службы по призыву

3

Прохождение воинской службы по контракту

4

Особенности альтернативной службы

5

Льгота, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву

6

Военные аспекты международного права

7

Статус военнослужащего, его права, свободы и обязанности

^ Практические занятия

4

2

1

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни

2

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды

3

Права и ответственность военнослужащих

^ Самостоятельная работа обучающихся

Систематическое изучение учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, методическим рекомендациям, составленным преподавателем)

4




Тема 3.3. Психологические основы подготовки к военной службе

^ Содержание учебного материала

8

2

1

Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Личность и социальная роль военного человека. Морально-этические качества военнослужащих.

2

Психологическая классификация воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические и прочие.

3

Самовоспитание и самосовершенствование личности. Психическое саморегулирование и самоанализ. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции

4

Владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы

5

Правила безконфликтного общения.

^ Практические занятия

3

2

1

Психологические свойства в структуре личности.

2

Самоанализ по методу «Перспективы»

^ Самостоятельная работа обучающихся

Систематическое изучение учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, методическим рекомендациям, составленным преподавателем)

4




Контрольная работа по разделу 3 «Основы военной службы и обороны государства»

1




^ Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1




Всего:

84





1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
^

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»;

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочее место преподавателя 1;

  2. Рабочие места обучающихся 25-30;

  3. Комплект плакатов (стендов) для оформления кабинета;

  4. Комплект рисунков, схем, таблиц для демонстраций;

  5. Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы);

  6. Модели – макеты;

  7. Наборы деталей и элементов конструкций;

  8. Задания для практических работ, методические указания по их выполнению и образцы выполненных работ;

  9. Учебно-методическая литература;

  10. Электронные учебники;

Оборудование для практических работ


Технические средства обучения:

  1. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс;

  2. Телевизор с видеомагнитофоном и DVD - плеером;

  3. Диапроектор



^

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф.учеб. заведений. -8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

    1. Тупикин Е.Н. Евтеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся начального профессионального образования. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

    2. Тупикин Е.Н. Евтеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие для преподавателей организаторов ОБЖ начального профессионального образования. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

    3. http://duty.mil.ru/ справочный материал


Дополнительные источники:


  1. Вестник военной информации. Агентство «Военинформ» Минобороны РФ и Российское информационное агентство «Новости» за 1997-1999 гг.

  2. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. – М.: 1999.

  3. Военная психология и педагогика. Учебное пособие / под редакцией В. Ф. Кулакова. – М.: 1998.

  4. Отечество, долг, честь. Учебно-методическое пособие по общественной подготовке для руководителей учебных групп / под редакцией В. Ф. Кулакова. – М., 1998.

  5. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник (10 и 11 классы, отдельно для каждого класса). – М.:1997, 1998.

  6. На службе Отечеству. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М.: 1998.

  7. Тупикин Е. И. и др. Основы экологии природоохранной деятельности. – М.: 1998.

  8. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. – М.: 1997.

  9. Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни» 1996-1999 гг.

  10. Конституция Российской Федерации (1993 г.), федеральные законы Российской Федерации: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

  11. Правила дорожного движения в Российской Федерации. – М., 1994.

  12. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. – М., 1993.

  13. Правила поведения и действий населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. Пособие. – М., 1993.

  14. Фредерик де Мулинен. Право войны. Руководство для Вооруженных Сил. М., 1993.

  15. Казанский Ю. А. и др. Введение в экологию. – М., 1992.

  16. Шелтон Г. Ортотрофия. Основы правильного питания. – М.,1992.

  17. Краткие справочные данные о чрезвычайных ситуациях, техногенного и природного происхождения. Вып.1. – М.: 1990; Вып. 2. – М.,1991.

  18. Семенов С. И. и др. Проведение занятий по гражданской обороне. – М., 1990.

  19. Чусов Ю. Н. Закаливание школьников. – М.,1985.

  20. Военно-энциклопедический словарь. – М., 1983.

21. http://theobg.by.ru/index.htm справочные материалы

22. http://0bj.ru/ информационный материал

23. http://www.ampe.ru/web/guest/russian справочные материалы

24. http://www.goodlife.narod.ru материалы по темам курса

25. http://www.znopr.ru материалы по темам курса

26. http://kuhta.clan.su справочные материалы

^ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:

  1. Видеофильм «Оказание доврачебной помощи»

  2. Видеофильм «Борьба с пожаром»

  3. Видеофильм «Расследование несчастных случаев на предприятии»

  4. Видеофильм «Защита населения от ОМП»



^

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знание




принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Оценка результатов устного и письменного опроса

Оценка самостоятельной работы

Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий


основы военной службы и обороны государства;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;


основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;


область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;


Оценка результатов практических работ на заданную тематику


Оценка самостоятельной работы


задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;


Оценка результатов устного ответа.

Оценка самостоятельной работы

Оценка практической работы


меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;


Оценка устного ответа.

Оценка самостоятельной работы

Оценка практической работы


порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


Оценка устного ответа.

Оценка результатов практических работ

Оценка самостоятельной работы


Умение




-организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Оценка устного ответа.

Оценка практической работы

Оценка самостоятельной работы


предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Оценка устного ответа.

Оценка практической работы

Оценка самостоятельной работы


использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Оценка устного ответа.

Оценка практической работы

Оценка самостоятельной работы


применять первичные средства пожаротушения;

Оценка практической работы

Оценка самостоятельной работы


ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;


применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;


владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

Оценка результатов устного и письменного опроса


Оценка самостоятельной работы


Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий


Оценка результатов дифференцированного зачета


оказывать первую помощь пострадавшим;



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» Безопасность

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности....
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Рабочая учебная программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Направление подготовки

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Рабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология (наименование учебной дисциплины)
Ученым советом гбоу впо волггму минздравсоцразвития России 2011 г., Протокол №
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Программа дисциплины и темы контрольных работ Безопасность жизнедеятельности (для студентов всех

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Рабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии и инфекционная безопасность Специальность

Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г icon Примерная программа учебной дисциплины математика 2011 г

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы