Стоматология –Безопасность жизнедеятельности Медицина катастроф.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
^
|
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
|
|
|
Для студентов обучающихся по:
|
|
специальности
|
Стоматология
|
|
|
|
|
Форма обучения
|
очная
|
|
|
|
Москва
2011 г.
|
^
Цель дисциплины - подготовка студентов, обучающихся по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования к работе по оказанию медицинской помощи пораженному населению в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Задачами дисциплины являются:
- обучение студентов принципам организации и работы в специализированных клиниках в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени;
- подготовка студентов, обучающихся по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования к практическому выполнению функциональных обязанностей в специализированных клиниках и медицинских учреждениях общего профиля;
- формирование у студентов умений по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
^
Дисциплина «Медицина катастроф. Безопасность жизнедеятельности» изучается в профессиональном цикле дисциплин по специальности Стоматология.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, правоведение, история медицины, история Отечества, экономика, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика).
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика, математика, медицинская информатика, химия, биохимия, биология, анатомия человека, топографическая анатомия, оперативная хирургия, гистология, цитология, эмбриология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патофизиология).
- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, общественное здоровье и здравоохранение, экономика и управление здравоохранения, эпидемиология, медицинская реабилитация, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, радиология стоматологическая, , инфекционные болезни, фтизиатрия).
^
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3);
способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);
способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5);
способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);
способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);
способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);
способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные способен и готов:
- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,
- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);
способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);
способен и готов:
- применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях,
- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза,
- использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки,
- осуществлять уход за больными (ПК-3);
способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);
способен и готов удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5);
способен и готов:
- провести подкожные и внутримышечные инъекции
- провести венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции; подготовить и заполнить инфузионную систему (ПК-6);
способен и готов определить группы крови по АВО, определить резус-принадлежности экспресс-методом, пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента (ПК-7);
способен и готов пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом (ПК-8);
способен и готов проводить:
- санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений,
- дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,
- санитарную обработку больного при поступлении в стационар,
- гигиеническую обработку тела операционного больного,
- дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными,
- оценку стерильности материала в биксе (ПК-9);
профилактическая деятельность
способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);
способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).
способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);
способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);
способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);
способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);
диагностическая деятельность
способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);
способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);
способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);
способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19);
способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);
способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);
способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);
способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);
лечебная деятельность
способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);
способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25);
способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-36);
способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-37);
способен и готов оказать помощь при родах (ПК-38);
способен и готов назначить лечение заболеваний у детей, провести лечебные мероприятия по оказанию неотложной помощи клинических состояний (ПК-39);
способен и готов применять методы лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК- 40);
организационно-управленческая деятельность
способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41);
способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42);
^
Знать:
- задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);
-медицинские силы и средства, предназначенные для оказания медицинской помощи пораженному населению в чрезвычайных ситуациях ;
-основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях ;
-способы и средства защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества медицинских учреждений в чрезвычайных ситуациях ;
-основы оказания различных видов медицинской помощи пораженному населению;
-основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях ;
-основы организации медицинского снабжения формирований и учреждений,предназначенных для ликвидации последствий ЧС;
- цели,задачи и основные понятия токсикологии и медицинской защиты;
характеристику химических и радиационных очагов поражения;
-основы оценки химической и радиационной обстановки;
-патологию,клинику и лечение поражений токсичными химическими веществами (ТХВ) и ионизирующими излучениями;
-средства индивидуальной защиты от РВ, ТХВ и БС их физиолого-гигиеническая оценка;
медицинские средства профилактики и оказания медицинской помощи пораженных ионизирующими излучениями ,ТХВ и БС;
-основы организации и проведения специальной обработки населения и территории;
-радиационные поражения в результате внешнего и внутреннего облучения;
-принципы организации радиационной и химической разведки, радиометрического и дозиметрического контроля;
- задачи и организационную структуру медицинских сил и средств гражданской обороны; организацию и способы защиты от поражающих факторов оружия массового поражения ;
-медицинские силы и средства, предназначенные для оказания медицинской помощи пораженному населению в военное время;
-порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения ;
-основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий в военное время;
-концепцию национальной безопасности РФ;
- цели и задачи мобилизационной подготовки здравоохранения;
- нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения;
задачи и организационную структуру специальных формирований здравоохранения.
Уметь:
-оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь пораженному населению в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
-выполнять свои функциональные обязанности при работе в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф;
-осуществлять основные мероприятия по защите населения, больных, медицинского персонала и имущества от поражающих факторов различных видов оружия и в чрезвычайных ситуациях;
- использовать медицинские средства защиты;
-проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в очагах поражения;
-использовать кислородные ингаляторы и приборы искусственной вентиляции легких в чрезвычайных ситуациях;
-оценивать химическую и радиационную обстановку;
-пользоваться медицинским и другими видами имущества, находящимися на обеспечении формирований и учреждений медицинской службы медицины катастроф.
Владеть:
- приемами оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения ЧС;
- методами оценки медико-тактической характеристики очагов поражения;
- методами проведения радиационной и химической разведки и контроля;
- средствами проведения оксигенотерапии и ИВЛ в полевых условиях;
- основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.
^
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Семестры
|
|
IV
|
V
|
^
|
120
|
72
|
48
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
Лекции (Л)
|
32
|
16
|
16
|
Практические занятия (ПЗ)
|
88
|
56
|
32
|
^
|
60
|
36
|
24
|
Из них:
Подготовка к экзамену
|
36
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
экзамен
|
|
|
^
зачетные единицы
|
216
|
|
|
6,0
|
|
|
^
5.1.Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Название раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Мобилизационная подготовка здравоохранения
|
Геополитическое положение Российской Федерации:
актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ;
основные значимые элементы современной системы международных отношений.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы России.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности.
Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире.
Основные черты вооруженных конфликтов конца XX - начала XXI века.
Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Характеристики современных войн в зависимости от целей, средств их достижения, масштабов военных действий.
Виды вооруженных конфликтов и их основные характеристики.
Определение локальной и региональной войны.
Военная организация государства:
главная задача военной организации;
основные принципы обеспечения военной безопасности;
сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ;
компоненты обеспечения экономических и политических интересов РФ;
осуществление силовых операций мирного времени;
применение военной силы для обеспечения безопасности РФ.
Классификация военных конфликтов.
Боевые характеристики обычного оружия.
Высокоточное оружие, кассетные и объемнодетонирующие боеприпасы.
Ядерное оружие. История создания и первого применения. Поражающие факторы ядерного оружия.
Биологическое оружие. Характеристики биологических поражающих очагов. Организация и проведение изоляционно-ограничительных мероприятий.
Нелетальное оружие. Нормативные правовые акты, регламентирующие изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации.
Определение и классификация оружия нелетального действия и специальных средств.
Комбинированное поражение различными видами оружия.
Виды нормативных правовых актов.
Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.
Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.
Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.
Ведомственные документы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения Российской Федерации.
Полномочия государственных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Определение, классификация и предназначение специальных формирований здравоохранения.
История создания специальных формирований здравоохранения.
Предназначение и задачи органов управления специальных формирований здравоохранения.
Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.
Характеристики современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск.
Роль и место тыловых госпиталей здравоохранения (ТГЗ).
Характеристика раненых и больных эвакуируемых в ТГЗ.
Виды тыловых госпиталей здравоохранения, их задачи и организационно-штатная структура:
базовый тыловой госпиталь;
нейрохирургический тыловой госпиталь;
травматологический тыловой госпиталь;
терапевтический тыловой госпиталь;
кожно-венерологический тыловой госпиталь;
туберкулезный тыловой госпиталь.
Комплектование тыловых госпиталей личным составом.
Материальное, техническое и финансовое обеспечение тыловых госпиталей.
Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначенных для развертывания специальных формирований здравоохранения.
Основные принципы формирования и организации работы тыловых госпиталей здравоохранения в период мобилизации.
Комплектование тыловых госпиталей техникой.
Определение, предназначение и история формирования государственного резерва.
Законодательное и нормативное правовое регулирование работы с государственным и материальными резервом:
формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва;
структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;
организация работ по накопление, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве;
управление системой мобилизационного резерва.
Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва.
Учет и отчетность.
Финансирование материальных ценностей мобилизационного резерва.
Основные термины, понятия и определения.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения. Цели и задачи воинского учета. Категории граждан подлежащих и неподлежащих воинскому учету.
Обязанности должностных лиц организаций ответственных за военно-учетную работу при осуществлении воинского учета.
Определение, задачи, перечень работ и документация по бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
|
2.
|
Медицинское обеспечение
мероприятий
гражданской
обороны
|
Гражданская оборона, ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны. Формирования МСГО возможности по оказанию медицинской помощи пораженным. Подготовка и укомплектование кадрами формирований МСГО.
Ядерное оружие и его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения.
Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ. Проблемы хранения и уничтожения запасов ОВ.
Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов.
Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.
Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения в военное время.
Характеристика защитных сооружений:
- убежища, быстровозводимые убежища;
- противорадиационные укрытия;
- простейшие укрытия.
Характеристика средств индивидуальной защиты:
- средства защиты органов дыхания (фильтрующие противогазы, гопкалитовый патрон, камера защитная детская, понятие о промышленных противогазах, изолирующие противогазы, респираторы, простейшие средства защиты органов дыхания);
- средства защиты кожи (изолирующие, фильтрующие, подручные).
Порядок обеспечения, накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты.
Эвакуация населения.
Медицинское обеспечение при угрозе нападения противника. Развертывание сил и средств МСГО. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений.
Медицинское обеспечение при угрозе нападения противника . Развертывание сил и средств МСГО. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений.
Понятие о лечебно-эвакуационных мероприятиях. Основные принципы организации ЛЭМ. Виды медицинской помощи. Объем медицинской помощи. Медицинская сортировка. Медицинская эвакуация (определение, цель, принципы организации, способы, требования). Особенности организации ЛЭМ в очагах химического и бактериологического заражения.
Принципиальная схема развертывания ОПМ,ОПВП и организация работы их функциональных подразделений.
Место квалифицированной и специализированной медицинской помощи в системе лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых и силы МС ГО. Отряд (бригада) специализированной медицинской помощи: задачи, организационная структура, организация работы, оснащение.
Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в военное время в очагах массового поражения, при проведении эвакуационных мероприятий и в местах временного расселения.
Роль и значение дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
- определение, цели и задачи дисциплины;
- значение безопасности жизнедеятельности населения в развитии России;
- составные элементы изучения безопасности жизнедеятельности;
- научные основы безопасности жизнедеятельности;
- проблемы и перспективы развития дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности
- основные принципы правового обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- основные законодательные акты и нормативы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- правовые основы экологической безопасности;
- правовые основы промышленной безопасности;
- охрана труда;
- защита здоровья и обеспечение безопасности населения;
- ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по БЖ населения.
Человек и среда обитания
- характеристика среды обитания человека;
- характеристика факторов среды обитания, влияющих на жизнедеятельность населения;
- влияние негативных факторов на жизнедеятельность человека;
- техногенные опасности и защита от них;
- антропогенные опасности и защита от них;
- источники возникновения экологических проблем и их влияние на человека;
- экологические основы безопасности;
-принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания.
Культура формирования безопасности жизнедеятельности
- определение и задачи культуры безопасности жизнедеятельности;
- роль человеческого фактора в снижении рисков опасности;
- проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
- роль воспитательного и образовательного процесса в формировании культуры безопасности жизнедеятельности;
- значение морально-психологической подготовки населения в преодолении рисков опасности.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
- здоровье человека, как один из основных факторов безопасности жизнедеятельности;
- медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни;
- факторы среды, формирующие здоровье человека (питание, физкультура, семья, режим труда и отдыха);
- факторы среды, разрушающие здоровье человека (гиподинамия, заболевания, алкоголизм, наркомания, табакокурение, профессиональные вредности) ;.
- профилактика заболеваний среди населения
.
|
3.
|
Медицина
катастроф
|
Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: территориальные и функциональные подсистемы и уровни управления РСЧС;
Краткая история развития ВСМК. Основные задачи и принцип построения. Служба медицины катастроф, что в нее входит, штатные и нештатные формирования. Организационная структура санитарно-эпидемиологической службы и ее работа в ЧС.
Задачи и состав сил и средств РСЧС.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России:
государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);
поисково-спасательная служба;
центр по проведению спасательных операций особого риска; авиация МЧС России.
Режим функционирования РСЧС
Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК. Организация ВСМК:
федеральный уровень;
региональный уровень;
территориальный уровень;
местный и объектовый уровень.
Управление службой медицины катастроф:
определение;
система управления ВСМК, принципы организации взаимодействия;
управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС.
Служба медицины катастроф Минздрава России:
формирования службы медицины катастроф Минздрава России;
полевой многопрофильный госпиталь;
бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);
врачебно-сестринские бригады (ВСБ);
врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи;
бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи.
Задачи и основные принципы санитарно-противоэпидемиологического обеспечения при ЧС. Сеть наблюдения и лабораторного контроля, Мероприятия по контролю и защите продуктов питания, пищевого сырья и воды.
Основные способы психологической защиты населения и спасателей в ЧС. Понятие о психиатрии катастроф. Психотравмирующие и психодепримирующие факторы ЧС. Особенности развития психических расстройств в ЧС различного характера. Отличительные особенности реактивных психозов и психогений.
Служба медицины катастроф Минобороны России. Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС МПС России и МВД России.
Определение, принципы и мероприятия медицинской защиты.
Медицинские средства защиты и их использование.
Табельные медицинские средства индивидуальной защиты.
Медико-психологическая защита населения и спасателей в ЧС. Содержание и задачи. Психотравмирующие факторы ЧС. Особенности развития психических расстройств у пораженных, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях различного характера. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении.
Подготовка ЛПУ к работе в ЧС.
Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения.
Защита медицинского персонала, больных и имущества.
Организация работы ЛПУ в чрезвычайных ситуациях.
Эвакуация медицинских учреждений.
Организация лечебно-эвакуационных мероприятий в ЧС.
Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения.
Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения:
основные требования и принципиальная схема лечебно-эвакуационного обеспечения;
этапы медицинской эвакуации;
виды и объемы медицинской помощи.
Особенности медицинской сортировки пораженных (больных) в условиях чрезвычайных ситуаций.
Особенности медицинской эвакуации пораженных (больных) в условиях чрезвычайных ситуаций.
Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях.
Медицинская экспертиза и реабилитация участников ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основные понятия медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС;
Особенности медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий химических аварийтехногенных ЧС:
краткая характеристика химических аварий;
основные мероприятия по организации и оказанию медицинской помощи пораженным в очаге;
силы, привлекаемые для ликвидации последствий аварии;
ликвидация медико-санитарных последствий транспортных аварий при перевозке химически опасных грузов;
организация первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий:
краткая характеристика радиационных аварий;
поражающие факторы радиационных аварий, формирующие медико-санитарные последствия;
характеристика медико-санитарных последствий радиационных аварий;
основы медицинского обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий;
силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий.
Медико-санитарное обеспечение при чрезвычайных ситуациях транспортного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера:
краткая характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций;
характеристика чрезвычайных ситуаций взрыво- и пожароопасного характера;
силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий;
особенности организации и оказания медицинской помощи при взрывах и пожарах.
Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах:
краткая характеристика террористических актов;
особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах.
Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах:
условия деятельности органов здравоохранения при локальных вооруженных конфликтах;
принципы организации медико-санитарного обеспечения населения при локальных вооруженных конфликтах.
Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений:
характеристика землетрясений;
основы организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий землетрясений;
силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений;
основы организации оказания медицинской помощи в очаге землетрясений.
Особенности медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий природных катастроф:
характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнения, бури, ураганы, циклоны, смерчи, селевые потоки, снежные лавины, лесные и торфяные пожары);
основы организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф;
силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий природных катастроф;
принципы оказания медицинской помощи при наводнении, при попадании людей под снеговые лавины, в районе, пострадавшем от селя, при ликвидации медико-санитарных последствий пожаров.
Основы организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях:
задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях;
организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля;
организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по контролю и защите продуктов питания, пищевого сырья, воды и организация их санитарной экспертизы в чрезвычайных ситуациях.
Характеристика эпидемического очага и мероприятия по его ликвидации. Характеристика и классификация медицинского имущества.
Основы организации медицинского снабжения службы медицины катастроф и подготовка аптечных учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях.
Учет медицинского имущества и управление обеспечением медицинским имуществом.
Организация медицинского снабжения в режиме чрезвычайной ситуации.
Организация работы подразделений медицинского снабжения службы медицины катастроф в режиме повышенной готовности.
Организация защиты медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях.
Задачи военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Медицинские формирования Министерства обороны РФ:
Предназначение, задачи, структура и принципы использования врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи;
Предназначение, задачи, принципы развертывания и организация работы медицинских отрядов специального назначения (МОСН).
|
4.
|
Токсикология и медицинская
защита
|
Предмет токсикологии. Цели и задачи токсикологии как науки и учебной дисциплины. Структура токсикологии, взаимосвязь с другими медицинскими дисциплинами. Понятие о ядах, токсичных химических веществах (сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществах). Основные принципы классификации ядов и отравлений. Токсичность и токсический процесс как основные понятия токсикологии. Определения токсичности. Количественная оценка токсичности. Основные категории токсических доз (концентраций), используемых в токсикологии: предельно допустимые, пороговые, эффективные, инкапаситирующие, смертельные. Токсический процесс. Формы проявления токсического процесса у человека. Основные типы преимущественного действия токсичных веществ (местное, рефлекторное, резорбтивное действие) на организм. Виды зависимостей «доза-эффект» при действии токсичных химических веществ. Острые, подо-стрые и хронические формы интоксикации.
Критерии отнесения химических соединений к группе веществ с преимущественно раздражающим действием. Явление раздражения покровных тканей как форма транзиторной токсической реакции. Перечень и классификация веществ, обладающих выраженным раздражающим и прижигающим действием. Токсические свойства, механизм действия, патогенез и клинические проявления поражений «полицейскими газами» (хлорацетофеноном, адамситом, веществами «Си-Эс», «Си-Ар» и др.). Особенности токсического действия природных алкилирующих соединений раздражающего действия (капсаицин и его аналоги, резинифератоксин и др.). Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.
Перечень и классификация веществ, обладающих пульмонотоксическим действием. Особенности механизма действия, патогенеза и проявлений токсического процесса при острых ингаляционных поражениях аммиаком, хлором, оксидами азота, фторидами хлора и серы, фосгеном, перфторизобутиленом, изоцианатами, а также соединениями, вызывающими токсическую пневмонию и отёк лёгких при пероральном попадании в организм (паракват, малатион и др.). Профилактика поражений. Оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.
Перечень и классификация веществ, нарушающих биоэнергетические процессы в организме. Особенности механизма действия, патогенеза и проявлений токсического процесса при поражении химическими веществами, вызывающими гемолиз (мышьяковистый водород, и др.), нарушающими кислородно-транспортную функцию крови (оксид углерода, карбонилы металлов, нитро- и аминосоединения ароматического ряда, и др.), подавляющими активность энзимов цикла трикарбоновых кислот (фторацетат и другие производные фторкарбоновых кислот), ингиби-рующими цепь дыхательных ферментов в митохондриях (цианиды, азиды, нитрил акриловой кислоты, и др.), разобщающими процессы биологического окисления и фосфорилирования (ди-нитроортокрезол, и др.). Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.
Перечень и классификация веществ, нарушающих преимущественно пластические функции клетки, биосинтез и процессы клеточного деления. Механизм действия, патогенез и проявления токсического процесса при поражении токсичными модификаторами пластического обмена (диоксины, полихлорированные бифенилы), ингибиторами синтеза белка и клеточного деления (иприты, соединения мышьяка и тяжёлых металлов, взрывчатые вещества из группы эпоксидов, метилбромид, метилхлорид, диметилсульфат, рицин и др.). Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.
Перечень и классификация нейротоксикантов в соответствии с механизмом их действия. Особенности механизма действия, патогенеза и проявлений токсического процесса при поражении: судорожными агентами и ГАМК-ергических (столбнячный токсин, производные гидразина, бициклические эфиры карбоновых кислот и кислот фосфора, полихлорированные инсектициды с циклогексановым или бициклогептановым фрагментом) механизмов, веществами паралитического (ботулотоксин, тетродотоксин, сакситоксин) и седативно-гипнотического (барбитураты, бензодиазепины, оксид азота, эфиры, спирты, алифатические и циклические углеводороды, гало-генированные углеводороды и эфиры, опиаты) действия, психодислептиками (производными лизергиновой кислоты, амфетамина, псилоцибина, гликолатов, диссоциативных анестетиков фенциклидинового ряда, галлюциногенных каннабинолов, веществами, вызывающими органические повреждения нервной системы (талий и др.). Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.
Физико-химические и токсические свойства метилового спирта, этиленгликоля, дихлорэтана, трихлорэтилена, тетраэтилсвинца и др. Механизмы токсического действия и патогенез интоксикации. Основные проявления токсического процесса. Первая помощь и принципы лечения.
Предмет радиобиологии. Цели и задачи радиобиологии как науки и учебной дисциплины. Структура радиобиологии как науки и направления практической деятельности врача. Основные разделы радиобиологии как учебной дисциплины.
Виды ионизирующих излучений и их свойства. Количественная оценка ионизирующих излучений. Основы дозиметрии. Источники радионуклидов в природе и народном хозяйстве. Факторы, вызывающие поражения людей при ядерных взрывах и радиационных авариях. Общая характеристика радиационных поражений, формирующихся при ядерных взрывах, радиационных авариях. Понятие зон радиоактивного заражения. Очаги радиационного поражения. Физическая, физико-химическая, химическая и биологическая стадии в действии ионизирующих излучений. Молекулярные механизмы лучевого повреждения биосистем. Биологическое усиление радиационного поражения. Реакции клеток на облучение. Формы лучевой гибели клеток. Действие излучений на ткани, органы и системы организма. Радиобиологические эффекты. Классификация радиобиологических эффектов. Значение радиобиологических эффектов для судьбы облученного организма.
Общая характеристика и классификация лучевых поражений в результате внешнего облучения в зависимости от вида и условий воздействия. Основные клинические формы острой лучевой болезни при внешнем относительно равномерном облучении: костномозговая, кишечная, токсемическая, церебральная. Особенности радиационных поражений при воздействии нейтронов.
Поражения радиоактивными веществами при их попадании внутрь организма. Оценка поражающего действия радиоактивных продуктов ядерных взрывов и аварий на атомных энергетических установках при внутреннем заражении. Кинетика радионуклидов в организме. Поступление радионуклидов в организм. Судьба радионуклидов, проникших в кровь. Выведение радионуклидов из организма. Профилактика поражения радионуклидами. Медицинские средства защиты и раннего лечения.
Местные лучевые поражения кожи. Общая характеристика. Зависимость степени тяжести лучевого поражения кожи от дозы внешнего гамма-излучения. Патогенез и основные клинические проявления лучевых поражений кожи. Местные лучевые поражения слизистых оболочек. Принципы профилактики и лечения лучевых поражений кожи.
Общие принципы лечения и антидотной терапии поражённых токсичными химическими веществами. Основные механизмы действия лекарственных средств, применяемых при острых отравлениях. Антидоты. Состояние и перспективы развития антидотной терапии. Средства и методы профилактики острых лучевых поражений. Радиопротекторы. Показатели защитной эффективности радиопротекторов. Механизмы радиозащитного действия. Краткая характеристика и порядок применения радиопротекторов. Средства длительного поддержания повышенной радиорезистентности организма. Средства профилактики общей первичной реакции на облучение.
Средства профилактики ранней преходящей недееспособности. Средства раннего (догоспитального) лечения острой лучевой болезни.
Классификация и общая характеристика технических средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, индивидуальной защиты кожи, индивидуальной защиты глаз. Назначение и классификация. Эксплуатационная и физиолого-гигиеническая характеристика фильтрующих противогазов, респираторов, изолирующих дыхательных аппаратов. Правила и порядок использования средств индивидуальной защиты органов дыхания. Использование средств защиты органов дыхания для защиты пораженных. Медицинское обеспечение работ в изолирующих противогазах. Правила и порядок использования средств защиты кожных покровов. Медицинский контроль при проведении работ в защитной одежде изолирующего типа. Эксплуатационная и физиолого-гигиеническая характеристика и правила пользования защитными очками.
Химическая разведка и контроль: предназначение, задачи, организация и порядок проведения. Методы обнаружения и способы определения токсичных химических веществ в различных средах. Назначение, устройство и порядок работы приборов, предназначенных для проведения индикации токсичных химических веществ. Организация и порядок проведения экспертизы воды и продовольствия на заражённость токсичными химическими веществами.
Радиационная разведка и контроль: предназначение, задачи, организация и порядок проведения. Средства и методы радиационной разведки и контроля. Методы измерения ионизирующих излучений. Приборы радиационной разведки и контроля: назначение, устройство, порядок работы. Организация и порядок проведения контроля доз облучения людей. Организация и порядок проведения экспертизы воды и продовольствия на зараженность радиоактивными веществами.
Определение понятия специальной обработки, её назначение. Виды специальной обработки. Теоретические основы дегазации и дезактивации, средства и методы проведения специальной обработки. Частичная специальная обработка, средства, используемые для её проведения. Полная специальная обработка. Приёмы, способы и средства проведения. Меры безопасности при проведении специальной обработки.
Задачи, принципы и организационная структура системы медицинской защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации химической и радиационной природы. Особенности организации работы медицинской службы, организация и порядок проведения специальных санитарно-гигиенических, специальных профилактических и лечебных мероприятий в очагах химических и радиационных поражений и на этапах медицинской эвакуации. Химическая обстановка. Методы выявления химической обстановки. Оценка химической обстановки. Медико-тактическая характеристика очагов химических поражений. Радиационная обстановка. Методы выявления радиационной обстановки. Оценка радиационной обстановки. Медико-тактическая характеристика очагов радиационных поражений.
|
^
№ п/п
|
Название обеспечиваемых (последующих)
дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Реанимация и интенсивный уход
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Травматология и ортопедия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Военно-полевая терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Военно-полевая хирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
^
№
п/п
|
Название раздела дисциплин
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1.
|
Мобилизационная подготовка здравоохранения
|
8
|
28
|
18
|
54
|
2.
|
Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны
|
8
|
28
|
18
|
54
|
3.
|
Медицина катастроф
|
8
|
16
|
12
|
36
|
4.
|
Токсикология и медицинская защита
|
8
|
16
|
12
|
36
|
5.4. Лекции
№ п/п
|
Название тем лекций дисциплины
|
Объем по
семестрам
|
IV
|
V
|
1
|
Мобилизационная подготовка здравоохранения
|
8
|
|
2
|
Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны
|
8
|
|
3
|
Медицина катастроф
|
|
8
|
4
|
Токсикология и медицинская защита
|
|
8
|
^
№ п/п
|
Название тем практических занятий и формы контроля
|
Объем по
семестрам
|
IV
|
V
|
1
|
Мобилизационная подготовка здравоохранения
|
28
|
|
2
|
Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны
|
28
|
|
3
|
Медицина катастроф
|
|
16
|
4
|
Токсикология и медицинская защита
|
|
16
|
^
Самостоятельная работа
|
Всего
|
Семестры
|
V
|
VI
|
В том числе:
|
72
|
36
|
36
|
Работа с логико-дидактическими схемами, реферирование литературы.
|
36
|
18
|
18
|
Подготовка к экзамену
|
36
|
18
|
18
|
^ . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
^ :
Терминальных дыхательных движений;
Инспираторной и экспираторной одышки; +
Относительного покоя;
Асфиксии;
Терминальная.
2. ^
Ладонь левой руки кладут на нижнюю треть грудины, примерно на два пальца выше мечевидного отростка, вдоль грудины, а сверху на эту ладонь под углом 60-90° кладут ладонь правой руки;+
Обеими кулаками давят на мечевидный отросток грудины;
Ладонь левой руки кладут на верхнюю треть грудины, а сверху на эту ладонь под углом 60-90° кладут ладонь правой руки;
Ладонь левой руки кладут на нижнюю треть грудины, примерно на два пальца выше мечевидного отростка, поперек грудины, а сверху на эту ладонь под углом 60-90° кладут ладонь правой руки;
Ладонь левой руки кладут на среднюю треть грудины, примерно на два пальца выше мечевидного отростка, вдоль грудины, а сверху на эту ладонь под углом 60-90° кладут ладонь правой руки.
^
Запрокидыванием головы, выдвижением нижней челюсти вперед, открытие рта; +
Запрокидыванием головы, открытие рта, искусственная вентиляция легких;
Открытие рта, очищение ротовой полости от инородных тел, искусственная вентиляция легких;
Очищение ротовой полости от инородных тел, искусственная вентиляция легких; непрямой массаж сердца;
Прекардиальный удар, искусственная вентиляция легких; непрямой массаж сердца.
^ :
Расширение зрачков, появление трупных пятен;
Сужение зрачков, появление пульса на крупных сосудах, восстановление самостоятельного дыхания; +
Расширение зрачков, отсутствие их реакции на свет, синюшность кожных покровов;
Окоченение, синюшность кожных покровов, отсутствие реакции на болевые раздражители;
Отсутствие сознания, сердечной и дыхательной деятельности, расширение зрачков.
^
до 150 человек
до 300 человек
150-400 человек
150- 600 человек
свыше 600 человек +
6. Фильтрующее средство защиты кожных покровов обеспечивает защиту:
от альфа-частиц
от отравляющих веществ в парообразном состоянии +
от отравляющих веществ в жидком состоянии
ослабляет световое излучение
от бактериологических веществ в виде капель
^
Задача 1.
Маленький ребенок во время игры случайно засунул в нос пуговицу. Общее состояние удовлетворительное. Испуган, плачет. Кожные покровы обычной окраски. Дыхание через рот свободное. По органам и системам без особенностей.
Ваш диагноз? Какую первую помощь окажете?
Ответы:
Инородное тело (пуговица) носового хода.
При наличии инородного тела (пуговицы) в носовом ходу следует попытаться успокоить малыша, затем необходимо зажать противоположную ноздрю и попросить пострадавшего сделать резкий выдох, пуговица вылетит. В противоположном случае, обратится к врачу. Пытаться достать инородное тело с помощью острых предметов нельзя.
Задача 2.
Мужчина в ресторане во время еды неожиданно поперхнулся, схватился за шею. На глазах и окружающих бледнеет, испуган, дышать не может. Общее состояние тяжелое. Кожные покровы бледные с синюшным оттенком, холодный липкий пот. АД 160/90 мм рт. Ст. Пульс 129 в минуту. Дыхания нет.
Ваш диагноз? Какую первую помощь окажете?
Ответы:
Инородное тело трахеи. Асфиксия.
Срочно попытаться удалить инородное тело одним из следующих способов: осуществить толчкообразные удары по спине сзади между лопатками, наклонив его вперед; можно, обхватив пострадавшего сзади, нажать в эпигастральную область, обеими руками «под диафрагму» либо прислонить пострадавшего к стене спиной и нажать обеими руками «под диафрагму». При безуспешности указанных мероприятий провести нижнюю трахеотомию и трахеостомию подручными (даже нестерильными) средствами. Для чего использовать нож, вилку, быстро сделать прокол-разрез по срединной линии шеи ниже перешейка щитовидной железы, располагая лезвие вначале в сагиттальной, а затем во фронтальной плоскости, создав трахеостомическое отверстие. Затем вставить канюлю из подручных материалов (стержень от ручки и т.д.)
Задача 3.
Мужчина ехал летом в переполненной электричке. Неожиданно потерял сознание, упал. Общее состояние тяжелое. Кожные покровы бледные. Реакция на свет зрачков живая. АД 100/60 мм рт. ст. Пульс 100 в минуту. Тоны ритмичны. По органам и системам без особенностей.
Ваш диагноз? Какую первую помощь окажете?
Ответы:
Тепловой удар.
Немедленно уложить пострадавшего на спину на жесткую поверхность. В случаи потери сознания во время теплового удара при сохранении дыхательной и сердечной деятельности следует: вынести пострадавшего из душного в хорошо проветриваемое помещение (из вагона, по –возможности, на платформу; расстегнуть ворот рубашки, освободить от стесняющей грудь одежды; использовать обонятельные, болевые раздражители (приложить к носу ватку, смоченную нашатырем, духами; аккуратно побить по щекам и т.д.; побрызгать на лицо водой.
Если после проведенных мероприятий сознание не восстанавливается, необходимо положить пострадавшего на бок во избежании возможной аспирации, например, рвотными массами, и вызвать врача.
Задача 4. Женщина целый день загорала на солнце на пляже. Встала с лежака и неожиданно упала, потеряв сознание. Общее состояние тяжелое. Кожные покровы, несмотря на загар, бледные, горячие наощупь. АД 105/75 мм рт. Ст. Пульс 73 в минуту. Тоны ритмичны. По органам и системам без особенностей.
Ваш диагноз? Какую первую помощь окажете?
Ответы:
Солнечный удар.
Немедленно прекратить действие прямых солнечных лучей, отнести пострадавшую в тень, в прохладное проветриваемое помещение. Следует уложить на спину на жесткую поверхность. В случаи потери сознания при сохранении дыхательной и сердечной деятельности необходимо охладить боковые поверхности шеи, грудь, руки, приложив холод, лед, бутылки с холодной водой. По –возможности, использовать обонятельные, болевые раздражители (приложить к носу ватку, смоченную нашатырем, духами; аккуратно побить по щекам и т.д.); побрызгать на лицо водой. Если после проведенных мероприятий сознание не восстанавливается, необходимо до приезда бригады скорой помощи положить пострадавшего на бок во избежании возможной аспирации.
^
а) основная литература:
Архангельский В.И., Бабенко О.В. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 432 с.
Внутренние болезни. Военно-полевая терапия: Учебное пособие/Под ред. проф.А.Л. Ракова и проф. А.Е. Сосюкина.- СПб.: Фолиант, 2004 364 с
Военно-полевая хирургия. Под ред. Е.К. Гуманенко. СПб., 2003.
Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита: Учебник/Под ред. проф. С.А. Куценко.- СПб.: Фолиант, 2004.
Краснов А.Ф. и др. Хирургия катастроф. - М., 2001.
Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. - Новогорск, МЧС России, 2000.
Мобилизационная подготовка здравоохранения: учебное пособие / Под. ред. доц. Погодина Ю.И. - М., 2006. - 224 с.
б) дополнительная литература:
Организация медицинского обеспечения населения в условиях вооруженных конфликтов. Методические рекомендации. - М., ВЦМК «Защита», 2003.
Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации/Под ред. Погодина Ю.И., Трифонова СВ. - М.: Медицина для Вас, 2003. - 212 с.
Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф: учебник. - М., 2002.
Указания по военно-полевой хирургии. - М., 2000.
Хирургическая стоматология. / Под ред. Т.Г. Робустовой. - М., 2000.
Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. - М., 2002.
Военно-медицинский журнал
Медицина катастроф
в) программное обеспечение (заполняется вузом)
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы(заполняется вузом)
^
Специализированные классы для демонстрации видеофильмов, оснащен телевизором и видеомагнитофоном, экраном и мультимедийным проектором с компьютерной техникой для демонстрации фильмов и слайдов, а также тематические классы, оборудованные муляжами и фантомами для отработки навыков оказания первой медицинской и первой врачебной помощи и отработки студентами различного рода лечебных мероприятий (внутривенных и внутримышечных инъекций, различного рода пункций и блокад и т.д.).
^
Основным условием формирования устойчивых знаний и умений при подготовке врачей- стоматологов является сочетание знаний базисных дисциплин (общая хирургия, хирургия катастроф, оперативная хирургия, хирургические и внутренние болезни, травматология, урология, стоматология и челюстно-лицевая хирургия, офтальмология, лор-болезни, анестезиология и реаниматология, психиатрия, детские болезни, инфекционные болезни, акушерство и гинекология, анатомия, физиология, патологическая физиология и анатомия и др.) со знаниями и умениями, вырабатываемыми на занятиях по дисциплинам данной программы и во время производственной практики.
Программа включает лекции, семинары, а также практические (групповые) занятия (упражнения, решение ситуационных задач, осмотр больных в отделениях токсикологии и изучение работы отделений стационара) и самостоятельная работа под руководством преподавателя (курация больных), которые проводятся в составе учебной группы (не более 10-15 человек). На лекциях излагаются основные теоретические положения, новые научные достижения и перспективы развития дисциплины. Они должны носить актуальный и проблемный характер.
На семинарских занятиях, создавая обстановку творческой дискуссии, проводится обсуждение наиболее сложных вопросов изучаемого материала в целях углубления и закрепления знаний студентов полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. Семинары рекомендуется сопровождать реферативными докладами обучаемых.
Практические занятия имеют цель углубления и закрепления теоретических знаний привития студентам по изучаемым дисциплинам. На практических занятиях особое внимание уделяется решению ситуационных задач, посещению отделений токсикологии, травматологии, хирургии и реаниматологии с демонстрацией тематических больных, а также обращением внимания студентов на работу отделений.
Самостоятельная работа, проводимая под руководством преподавателей, является одной из форм учебной работы и предназначена для изучения нового материала, практического закрепления знаний и умений и обучения студентов индивидуальному выполнению задания по программному материалу.
Организация и методика проведения занятий должны постоянно совершенствоваться с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
При проведении практических занятий, особое внимание должно уделяться формированию мышления врача, работающего в экстремальных условиях и привитию студентам понятий и некоторых практических навыков и умений медико-психологической коррекции, необходимых им для работы по предназначению, должны использоваться такие формы обучения, как групповые упражнения, решение ситуационных задач при возможности с использованием аппаратно-программных комплексов компьютерной техники, посещение приемных отделений и отделений реанимации многопрофильных стационаров, бомбоубежищ, расположенных в многопрофильных больницах.
Для освоения дисциплины желательно использовать лечебно-диагностические возможности много профильных больниц, которые ведут прием пострадавших с множественными и сочетанными повреждениями, а также бытовыми отравлениями.
Темы программы целесообразно отрабатывать в ходе единой комплексной задачи, в которой создается определенная тактическая и медицинская обстановка, приближенная к реальным условиям чрезвычайных ситуаций мирного времени. Они должны способствовать привитию студентам творческого мышления, умения решать медико-тактические задачи по медицинскому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени и вырабатывать необходимые практические умения по оценке медицинской обстановки, формулированию решений, докладов, распоряжений по медицинскому обеспечению населения.
Разработчики:
^
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
Московский государственный медико-стоматологический университет
|
Заведующий кафедрой медицины катастроф и мобилизационной подготовки здравоохранения
|
Н.В. Ярыгин
|
Российский государственный медицинский университет
|
Заведующий кафедрой медицины катастроф
|
И.П. Левчук
|
|
|
|
Эксперты
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|