Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф





Скачать 0.49 Mb.
Название Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф
Дата 25.02.2013
Размер 0.49 Mb.
Тип Примерная программа

Стоматология –Безопасность жизнедеятельности Медицина катастроф.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ


____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.




^

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ





БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ








Для студентов обучающихся по:




специальности

Стоматология














Форма обучения

очная










Москва

2011 г.



^ 1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - подготовка студентов, обучающихся по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования к работе по оказанию медицинской помощи пораженному населению в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Задачами дисциплины являются:

- обучение студентов принципам организации и работы в специализированных клиниках в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени;

- подготовка студентов, обучающихся по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования к практическому выполнению функциональных обязанностей в специализированных клиниках и медицинских учреждениях общего профиля;

- формирование у студентов умений по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим при чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Медицина катастроф. Безопасность жизнедеятельности» изучается в профессиональном цикле дисциплин по специальности Стоматология.

    Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, правоведение, история медицины, история Отечества, экономика, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика).

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика, математика, медицинская информатика, химия, биохимия, биология, анатомия человека, топографическая анатомия, оперативная хирургия, гистология, цитология, эмбриология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патофизиология).

- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, общественное здоровье и здравоохранение, экономика и управление здравоохранения, эпидемиология, медицинская реабилитация, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, радиология стоматологическая, , инфекционные болезни, фтизиатрия).

^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3);

способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);

способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные способен и готов:

- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);

способен и готов:

- применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях,

- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза,

- использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки,

- осуществлять уход за больными (ПК-3);

способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);

способен и готов удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5);

способен и готов:

- провести подкожные и внутримышечные инъекции

- провести венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции; подготовить и заполнить инфузионную систему (ПК-6);

способен и готов определить группы крови по АВО, определить резус-принадлежности экспресс-методом, пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента (ПК-7);

способен и готов пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом (ПК-8);

способен и готов проводить:

- санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений,

- дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,

- санитарную обработку больного при поступлении в стационар,

- гигиеническую обработку тела операционного больного,

- дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными,

- оценку стерильности материала в биксе (ПК-9);

профилактическая деятельность

способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);

способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).

способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);

способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);

способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);

способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);

диагностическая деятельность

способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);

способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);

способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19);

способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);

способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);

способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);

способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);

лечебная деятельность

способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);

способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25);

способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-36);

способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-37);

способен и готов оказать помощь при родах (ПК-38);

способен и готов назначить лечение заболеваний у детей, провести лечебные мероприятия по оказанию неотложной помощи клинических состояний (ПК-39);

способен и готов применять методы лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК- 40);

организационно-управленческая деятельность

способен и готов понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 41);

способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42);


^ В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);

-медицинские силы и средства, предназначенные для оказания медицинской помощи пораженному населению в чрезвычайных ситуациях ;

-основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях ;

-способы и средства защиты населения, больных, медицинского персонала и имущества медицинских учреждений в чрезвычайных ситуациях ;

-основы оказания различных видов медицинской помощи пораженному населению;

-основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях ;

-основы организации медицинского снабжения формирований и учреждений,предназначенных для ликвидации последствий ЧС;

- цели,задачи и основные понятия токсикологии и медицинской защиты;

характеристику химических и радиационных очагов поражения;

-основы оценки химической и радиационной обстановки;

-патологию,клинику и лечение поражений токсичными химическими веществами (ТХВ) и ионизирующими излучениями;

-средства индивидуальной защиты от РВ, ТХВ и БС их физиолого-гигиеническая оценка;

медицинские средства профилактики и оказания медицинской помощи пораженных ионизирующими излучениями ,ТХВ и БС;

-основы организации и проведения специальной обработки населения и территории;

-радиационные поражения в результате внешнего и внутреннего облучения;

-принципы организации радиационной и химической разведки, радиометрического и дозиметрического контроля;

- задачи и организационную структуру медицинских сил и средств гражданской обороны; организацию и способы защиты от поражающих факторов оружия массового поражения ;

-медицинские силы и средства, предназначенные для оказания медицинской помощи пораженному населению в военное время;

-порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения ;

-основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий в военное время;

-концепцию национальной безопасности РФ;

- цели и задачи мобилизационной подготовки здравоохранения;

- нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения;

задачи и организационную структуру специальных формирований здравоохранения.

Уметь:

-оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь пораженному населению в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

-выполнять свои функциональные обязанности при работе в составе формирований и учреждений службы медицины катастроф;

-осуществлять основные мероприятия по защите населения, больных, медицинского персонала и имущества от поражающих факторов различных видов оружия и в чрезвычайных ситуациях;

- использовать медицинские средства защиты;

-проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в очагах поражения;

-использовать кислородные ингаляторы и приборы искусственной вентиляции легких в чрезвычайных ситуациях;

-оценивать химическую и радиационную обстановку;

-пользоваться медицинским и другими видами имущества, находящимися на обеспечении формирований и учреждений медицинской службы медицины катастроф.

Владеть:

- приемами оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения ЧС;

- методами оценки медико-тактической характеристики очагов поражения;

- методами проведения радиационной и химической разведки и контроля;

- средствами проведения оксигенотерапии и ИВЛ в полевых условиях;

- основными техническими средствами индивидуальной и медицинской защиты.

^ 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры




IV

V

^ Аудиторные занятия

120

72

48

В том числе:

-

-

-

Лекции (Л)

32

16

16

Практические занятия (ПЗ)

88

56

32

^ Самостоятельная работа

60

36

24

Из них:

Подготовка к экзамену



36







Вид промежуточной аттестации

экзамен







^ Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

216







6,0








^ 5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1.Содержание разделов дисциплины



п/п

Название раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Мобилизационная подготовка здравоохранения

Геополитическое положение Российской Федерации:

актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ;

основные значимые элементы современной системы международных отношений.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Определение понятий: национальная безопасность, национальные интересы России.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности.

Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире.

Основные черты вооруженных конфликтов конца XX - начала XXI века.

Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Характеристики современных войн в зависимости от целей, средств их достижения, масштабов военных действий.

Виды вооруженных конфликтов и их основные характеристики.

Определение локальной и региональной войны.

Военная организация государства:

главная задача военной организации;

основные принципы обеспечения военной безопасности;

сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ;

компоненты обеспечения экономических и политических интересов РФ;

осуществление силовых операций мирного времени;

применение военной силы для обеспечения безопасности РФ.

Классификация военных конфликтов.

Боевые характеристики обычного оружия.

Высокоточное оружие, кассетные и объемнодетонирующие боеприпасы.

Ядерное оружие. История создания и первого применения. Поражающие факторы ядерного оружия.

Биологическое оружие. Характеристики биологических поражающих очагов. Организация и проведение изоляционно-ограничительных мероприятий.

Нелетальное оружие. Нормативные правовые акты, регламентирующие изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации.

Определение и классификация оружия нелетального действия и специальных средств.

Комбинированное поражение различными видами оружия.

Виды нормативных правовых актов.

Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.

Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.

Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.

Ведомственные документы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения Российской Федерации.

Полномочия государственных органов исполнительной власти в области мобилизаци­онной подготовки и мобилизации.

Обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Определение, классификация и предназначение специальных формирований здравоохранения.

История создания специальных формирований здравоохранения.

Предназначение и задачи органов управления специальных формирований здравоохранения.

Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.

Характеристики современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск.

Роль и место тыловых госпиталей здравоохранения (ТГЗ).

Характеристика раненых и больных эвакуируемых в ТГЗ.

Виды тыловых госпиталей здравоохранения, их задачи и организационно-штатная структура:

базовый тыловой госпиталь;

нейрохирургический тыловой госпиталь;

травматологический тыловой госпиталь;

терапевтический тыловой госпиталь;

кожно-венерологический тыловой госпиталь;

туберкулезный тыловой госпиталь.

Комплектование тыловых госпиталей личным составом.

Материальное, техническое и финансовое обеспечение тыловых госпиталей.

Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначенных для развертывания специальных формирований здравоохранения.

Основные принципы формирования и организации работы тыловых госпиталей здравоохранения в период мобилизации.

Комплектование тыловых госпиталей техникой.

Определение, предназначение и история формирования государственного резерва.

Законодательное и нормативное правовое регулирование работы с государственным и материальными резервом:

формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва;

структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

организация работ по накопление, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве;

управление системой мобилизационного резерва.

Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва.

Учет и отчетность.

Финансирование материальных ценностей мобилизационного резерва.

Основные термины, понятия и определения.

Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения. Цели и задачи воинского учета. Категории граждан подлежащих и неподлежащих воин­скому учету.

Обязанности должностных лиц организаций ответственных за военно-учетную работу при осуществлении воинского учета.

Определение, задачи, перечень работ и документация по бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.

2.

Медицинское обеспечение

мероприятий

гражданской

обороны

Гражданская оборона, ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны. Формирования МСГО возможности по оказанию медицинской помощи пораженным. Подготовка и укомплектование кадрами формирований МСГО.

Ядерное оружие и его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения.

Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ. Проблемы хранения и уничтожения запасов ОВ.

Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов.

Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.

Основные принципы, способы и мероприятия по защите населения в военное время.

Характеристика защитных сооружений:

- убежища, быстровозводимые убежища;

- противорадиационные укрытия;

- простейшие укрытия.

Характеристика средств индивидуальной защиты:

- средства защиты органов дыхания (фильтрующие противогазы, гопкалитовый патрон, ка­мера защитная детская, понятие о промышленных противогазах, изолирующие противогазы, респираторы, простейшие средства защиты органов дыхания);

- средства защиты кожи (изолирующие, фильтрующие, подручные).

Порядок обеспечения, накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты.

Эвакуация населения.

Медицинское обеспечение при угрозе нападения противника. Развертывание сил и средств МСГО. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений.

Медицинское обеспечение при угрозе нападения противника . Развертывание сил и средств МСГО. Эвакуация лечебно-профилактических учреждений.

Понятие о лечебно-эвакуационных мероприятиях. Основные принципы организации ЛЭМ. Виды медицинской помощи. Объем медицинской помощи. Медицинская сортировка. Медицинская эвакуация (определение, цель, принципы организации, способы, требования). Особенности организации ЛЭМ в очагах химического и бактериологического заражения.

Принципиальная схема развертывания ОПМ,ОПВП и организация работы их функциональных подразделений.

Место квалифицированной и специализированной медицинской помощи в системе лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых и силы МС ГО. Отряд (бригада) специализированной медицинской помощи: задачи, организационная структура, организация работы, оснащение.

Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в военное время в очагах массового поражения, при проведении эвакуационных мероприятий и в местах временного расселения.

Роль и значение дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»

- определение, цели и задачи дисциплины;

- значение безопасности жизнедеятельности населения в развитии России;

- составные элементы изучения безопасности жизнедеятельности;

- научные основы безопасности жизнедеятельности;

- проблемы и перспективы развития дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности

- основные принципы правового обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- основные законодательные акты и нормативы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

- правовые основы экологической безопасности;

- правовые основы промышленной безопасности;

- охрана труда;

- защита здоровья и обеспечение безопасности населения;

- ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по БЖ населения.

Человек и среда обитания

- характеристика среды обитания человека;

- характеристика факторов среды обитания, влияющих на жизнедеятельность населения;

- влияние негативных факторов на жизнедеятельность человека;

- техногенные опасности и защита от них;

- антропогенные опасности и защита от них;

- источники возникновения экологических проблем и их влияние на человека;

- экологические основы безопасности;

-принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания.

Культура формирования безопасности жизнедеятельности

- определение и задачи культуры безопасности жизнедеятельности;

- роль человеческого фактора в снижении рисков опасности;

- проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности;

- роль воспитательного и образовательного процесса в формировании культуры безопасности жизнедеятельности;

- значение морально-психологической подготовки населения в преодолении рисков опасности.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

- здоровье человека, как один из основных факторов безопасности жизнедеятельности;

- медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни;

- факторы среды, формирующие здоровье человека (питание, физкультура, семья, режим труда и отдыха);

- факторы среды, разрушающие здоровье человека (гиподинамия, заболевания, алкоголизм, наркомания, табакокурение, профессиональные вредности) ;.

- профилактика заболеваний среди населения

.

3.

Медицина

катастроф

Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: территориальные и функциональные подсистемы и уровни управления РСЧС;

Краткая история развития ВСМК. Основные задачи и принцип построения. Служба медицины катастроф, что в нее входит, штатные и нештатные формирования. Организационная структура санитарно-эпидемиологической службы и ее работа в ЧС.

Задачи и состав сил и средств РСЧС.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России:

государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

поисково-спасательная служба;

центр по проведению спасательных операций особого риска; авиация МЧС России.

Режим функционирования РСЧС

Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК. Организация ВСМК:

федеральный уровень;

региональный уровень;

территориальный уровень;

местный и объектовый уровень.

Управление службой медицины катастроф:

определение;

система управления ВСМК, принципы организации взаимодействия;

управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС.

Служба медицины катастроф Минздрава России:

формирования службы медицины катастроф Минздрава России;

полевой многопрофильный госпиталь;

бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

врачебно-сестринские бригады (ВСБ);

врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи;

бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи.

Задачи и основные принципы санитарно-противоэпидемиологического обеспечения при ЧС. Сеть наблюдения и лабораторного контроля, Мероприятия по контролю и защите продуктов питания, пищевого сырья и воды.

Основные способы психологической защиты населения и спасателей в ЧС. Понятие о психиатрии катастроф. Психотравмирующие и психодепримирующие факторы ЧС. Особенности развития психических расстройств в ЧС различного характера. Отличительные особенности реактивных психозов и психогений.

Служба медицины катастроф Минобороны России. Силы и средства ликвидации меди­ко-санитарных последствий ЧС МПС России и МВД России.

Определение, принципы и мероприятия медицинской защиты.

Медицинские средства защиты и их использование.

Табельные медицинские средства индивидуальной защиты.

Медико-психологическая защита населения и спасателей в ЧС. Содержание и задачи. Психотравмирующие факторы ЧС. Особенности развития психических расстройств у пораженных, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях различного характера. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении.

Подготовка ЛПУ к работе в ЧС.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения.

Защита медицинского персонала, больных и имущества.

Организация работы ЛПУ в чрезвычайных ситуациях.

Эвакуация медицинских учреждений.

Организация лечебно-эвакуационных мероприятий в ЧС.

Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения.

Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения:

основные требования и принципиальная схема лечебно-эвакуационного обеспечения;

этапы медицинской эвакуации;

виды и объемы медицинской помощи.

Особенности медицинской сортировки пораженных (больных) в условиях чрезвычайных ситуаций.

Особенности медицинской эвакуации пораженных (больных) в условиях чрезвычайных ситуаций.

Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях.

Медицинская экспертиза и реабилитация участников ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основные понятия медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС;

Особенности медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий химических аварийтехногенных ЧС:

краткая характеристика химических аварий;

основные мероприятия по организации и оказанию медицинской помощи пораженным в очаге;

силы, привлекаемые для ликвидации последствий аварии;

ликвидация медико-санитарных последствий транспортных аварий при перевозке химиче­ски опасных грузов;

организация первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий:

краткая характеристика радиационных аварий;

поражающие факторы радиационных аварий, формирующие медико-санитарные послед­ствия;

характеристика медико-санитарных последствий радиационных аварий;

основы медицинского обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий;

силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий.

Медико-санитарное обеспечение при чрезвычайных ситуациях транспортного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера:

краткая характеристика транспортных и дорожно-транспортных чрезвычайных ситуаций;

характеристика чрезвычайных ситуаций взрыво- и пожароопасного характера;

силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий;

особенности организации и оказания медицинской помощи при взрывах и пожарах.

Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах:

краткая характеристика террористических актов;

особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах.

Особенности медико-санитарного обеспечения при локальных вооруженных конфликтах:

условия деятельности органов здравоохранения при локальных вооруженных конфликтах;

принципы организации медико-санитарного обеспечения населения при локальных вооруженных конфликтах.

Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений:

характеристика землетрясений;

основы организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий землетрясений;

силы и средства, привлекаемые для ликвидации медико-санитарных последствий землетрясений;

основы организации оказания медицинской помощи в очаге землетрясений.

Особенности медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий природных катастроф:

характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнения, бури, ураганы, циклоны, смерчи, селевые потоки, снежные лавины, лесные и торфяные пожары);

основы организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф;

силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий природных катастроф;

принципы оказания медицинской помощи при наводнении, при попадании людей под сне­говые лавины, в районе, пострадавшем от селя, при ликвидации медико-санитарных последствий пожаров.

Основы организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях:

задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспече­ния в чрезвычайных ситуациях;

организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля;

организация санитарно-противоэпидемических мероприятий по контролю и защите продуктов питания, пищевого сырья, воды и организация их санитарной экспертизы в чрезвычайных ситуациях.

Характеристика эпидемического очага и мероприятия по его ликвидации. Характеристика и классификация медицинского имущества.

Основы организации медицинского снабжения службы медицины катастроф и подготовка аптечных учреждений к работе в чрезвычайных ситуациях.

Учет медицинского имущества и управление обеспечением медицинским имуществом.

Организация медицинского снабжения в режиме чрезвычайной ситуации.

Организация работы подразделений медицинского снабжения службы медицины ката­строф в режиме повышенной готовности.

Организация защиты медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях.

Задачи военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и лик­видации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Медицинские формирования Министерства обороны РФ:

Предназначение, задачи, структура и принципы использования врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи;

Предназначение, задачи, принципы развертывания и организация работы медицинских отрядов специального назначения (МОСН).

4.

Токсикология и медицинская

защита

Предмет токсикологии. Цели и задачи токсикологии как науки и учебной дисциплины. Структура токсикологии, взаимосвязь с другими медицинскими дисциплинами. Понятие о ядах, токсичных химических веществах (сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществах). Основные принципы классификации ядов и отравлений. Токсичность и токсический процесс как основные понятия токсикологии. Определения токсичности. Количественная оценка токсичности. Основные категории токсических доз (концентраций), используемых в токсикологии: предельно допустимые, пороговые, эффективные, инкапаситирующие, смертельные. Токсический процесс. Формы проявления токсического процесса у человека. Основные типы преимущественного действия токсичных веществ (местное, рефлекторное, резорбтивное действие) на организм. Виды зависимостей «доза-эффект» при действии токсичных химических веществ. Острые, подо-стрые и хронические формы интоксикации.

Критерии отнесения химических соединений к группе веществ с преимущественно раздражающим действием. Явление раздражения покровных тканей как форма транзиторной токсической реакции. Перечень и классификация веществ, обладающих выраженным раздражающим и прижигающим действием. Токсические свойства, механизм действия, патогенез и клинические проявления поражений «полицейскими газами» (хлорацетофеноном, адамситом, веществами «Си-Эс», «Си-Ар» и др.). Особенности токсического действия природных алкилирующих соединений раздражающего действия (капсаицин и его аналоги, резинифератоксин и др.). Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.

Перечень и классификация веществ, обладающих пульмонотоксическим действием. Особенности механизма действия, патогенеза и проявлений токсического процесса при острых ингаляционных поражениях аммиаком, хлором, оксидами азота, фторидами хлора и серы, фосгеном, перфторизобутиленом, изоцианатами, а также соединениями, вызывающими токсическую пневмонию и отёк лёгких при пероральном попадании в организм (паракват, малатион и др.). Профилактика поражений. Оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.

Перечень и классификация веществ, нарушающих биоэнергетические процессы в организме. Особенности механизма действия, патогенеза и проявлений токсического процесса при поражении химическими веществами, вызывающими гемолиз (мышьяковистый водород, и др.), нарушающими кислородно-транспортную функцию крови (оксид углерода, карбонилы металлов, нитро- и аминосоединения ароматического ряда, и др.), подавляющими активность энзимов цикла трикарбоновых кислот (фторацетат и другие производные фторкарбоновых кислот), ингиби-рующими цепь дыхательных ферментов в митохондриях (цианиды, азиды, нитрил акриловой кислоты, и др.), разобщающими процессы биологического окисления и фосфорилирования (ди-нитроортокрезол, и др.). Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.

Перечень и классификация веществ, нарушающих преимущественно пластические функции клетки, биосинтез и процессы клеточного деления. Механизм действия, патогенез и проявления токсического процесса при поражении токсичными модификаторами пластического обмена (диоксины, полихлорированные бифенилы), ингибиторами синтеза белка и клеточного деления (иприты, соединения мышьяка и тяжёлых металлов, взрывчатые вещества из группы эпоксидов, метилбромид, метилхлорид, диметилсульфат, рицин и др.). Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.

Перечень и классификация нейротоксикантов в соответствии с механизмом их действия. Особенности механизма действия, патогенеза и проявлений токсического процесса при пораже­нии: судорожными агентами и ГАМК-ергических (столбнячный токсин, производные гидразина, бициклические эфиры карбоновых кислот и кислот фосфора, полихлорированные инсектициды с циклогексановым или бициклогептановым фрагментом) механизмов, веществами паралитиче­ского (ботулотоксин, тетродотоксин, сакситоксин) и седативно-гипнотического (барбитураты, бензодиазепины, оксид азота, эфиры, спирты, алифатические и циклические углеводороды, гало-генированные углеводороды и эфиры, опиаты) действия, психодислептиками (производными лизергиновой кислоты, амфетамина, псилоцибина, гликолатов, диссоциативных анестетиков фенциклидинового ряда, галлюциногенных каннабинолов, веществами, вызывающими органические повреждения нервной системы (талий и др.). Профилактика поражений, оказание медицинской помощи в очаге и на этапах медицинской эвакуации.

Физико-химические и токсические свойства метилового спирта, этиленгликоля, дихлорэта­на, трихлорэтилена, тетраэтилсвинца и др. Механизмы токсического действия и патогенез интоксикации. Основные проявления токсического процесса. Первая помощь и принципы лечения.

Предмет радиобиологии. Цели и задачи радиобиологии как науки и учебной дисциплины. Структура радиобиологии как науки и направления практической деятельности врача. Основные разделы радиобиологии как учебной дисциплины.

Виды ионизирующих излучений и их свойства. Количественная оценка ионизирующих излучений. Основы дозиметрии. Источники радионуклидов в природе и народном хозяйстве. Факторы, вызывающие поражения людей при ядерных взрывах и радиационных авариях. Общая характеристика радиационных поражений, формирующихся при ядерных взрывах, радиационных авариях. Понятие зон радиоактивного заражения. Очаги радиационного поражения. Физическая, физико-химическая, химическая и биологическая стадии в действии ионизирующих излучений. Молекулярные механизмы лучевого повреждения биосистем. Биологическое усиление радиационного поражения. Реакции клеток на облучение. Формы лучевой гибели клеток. Действие излучений на ткани, органы и системы организма. Радиобиологические эффекты. Классификация радиобиологических эффектов. Значение радиобиологических эффектов для судьбы облученного организма.

Общая характеристика и классификация лучевых поражений в результате внешнего облучения в зависимости от вида и условий воздействия. Основные клинические формы острой луче­вой болезни при внешнем относительно равномерном облучении: костномозговая, кишечная, токсемическая, церебральная. Особенности радиационных поражений при воздействии нейтронов.

Поражения радиоактивными веществами при их попадании внутрь организма. Оценка поражающего действия радиоактивных продуктов ядерных взрывов и аварий на атомных энергетических установках при внутреннем заражении. Кинетика радионуклидов в организме. Поступление радионуклидов в организм. Судьба радионуклидов, проникших в кровь. Выведение радионуклидов из организма. Профилактика поражения радионуклидами. Медицинские средства защиты и раннего лечения.

Местные лучевые поражения кожи. Общая характеристика. Зависимость степени тяжести лучевого поражения кожи от дозы внешнего гамма-излучения. Патогенез и основные клиниче­ские проявления лучевых поражений кожи. Местные лучевые поражения слизистых оболочек. Принципы профилактики и лечения лучевых поражений кожи.

Общие принципы лечения и антидотной терапии поражённых токсичными химическими веществами. Основные механизмы действия лекарственных средств, применяемых при острых отравлениях. Антидоты. Состояние и перспективы развития антидотной терапии. Средства и методы профилактики острых лучевых поражений. Радиопротекторы. Показатели защитной эффективности радиопротекторов. Механизмы радиозащитного действия. Краткая характеристика и порядок применения радиопротекторов. Средства длительного поддержания повышенной радиорезистентности организма. Средства профилактики общей первичной реакции на облучение.

Средства профилактики ранней преходящей недееспособности. Средства раннего (догоспитального) лечения острой лучевой болезни.

Классификация и общая характеристика технических средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, индивидуальной защиты кожи, индивидуальной защиты глаз. Назначение и классификация. Эксплуатационная и физиолого-гигиеническая характеристика фильтрующих противогазов, респираторов, изолирующих дыхательных аппаратов. Правила и порядок использования средств индивидуальной защиты органов дыхания. Использование средств защиты органов дыхания для защиты пораженных. Медицинское обеспечение работ в изолирующих противогазах. Правила и порядок использования средств защиты кожных покровов. Медицинский контроль при проведении работ в защитной одежде изолирующего типа. Эксплуатационная и физиолого-гигиеническая характеристика и правила пользования защитными очками.

Химическая разведка и контроль: предназначение, задачи, организация и порядок проведения. Методы обнаружения и способы определения токсичных химических веществ в различных средах. Назначение, устройство и порядок работы приборов, предназначенных для проведения индикации токсичных химических веществ. Организация и порядок проведения экспертизы воды и продовольствия на заражённость токсичными химическими веществами.

Радиационная разведка и контроль: предназначение, задачи, организация и порядок про­ведения. Средства и методы радиационной разведки и контроля. Методы измерения ионизирующих излучений. Приборы радиационной разведки и контроля: назначение, устройство, порядок работы. Организация и порядок проведения контроля доз облучения людей. Организация и порядок проведения экспертизы воды и продовольствия на зараженность радиоактивными веществами.

Определение понятия специальной обработки, её назначение. Виды специальной обработки. Теоретические основы дегазации и дезактивации, средства и методы проведения специальной обработки. Частичная специальная обработка, средства, используемые для её проведения. Полная специальная обработка. Приёмы, способы и средства проведения. Меры безопасности при проведении специальной обработки.

Задачи, принципы и организационная структура системы медицинской защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации химической и радиационной природы. Особенности организации работы медицинской службы, организация и порядок проведения специальных санитарно-гигиенических, специальных профилактических и лечебных мероприятий в очагах химических и радиационных поражений и на этапах медицинской эвакуации. Химическая обстановка. Методы выявления химической обстановки. Оценка химической обстановки. Медико-тактическая характеристика очагов химических поражений. Радиационная обстановка. Методы выявления радиа­ционной обстановки. Оценка радиационной обстановки. Медико-тактическая характеристика очагов радиационных поражений.

^ 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Название обеспечиваемых (последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4




Реанимация и интенсивный уход

+

+

+

+




Травматология и ортопедия

+

+

+

+




Военно-полевая терапия

+

+

+

+




Военно-полевая хирургия

+

+

+

+

^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Название раздела дисциплин

Л

ПЗ

СРС

Всего часов

1.

Мобилизационная подготовка здравоохранения

8

28

18

54

2.

Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны

8

28

18

54

3.

Медицина катастроф

8

16

12

36

4.

Токсикология и медицинская защита

8

16

12

36

5.4. Лекции

п/п

Название тем лекций дисциплины

Объем по

семестрам

IV

V

1

Мобилизационная подготовка здравоохранения

8




2

Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны

8




3

Медицина катастроф




8

4

Токсикология и медицинская защита




8

^ 5.5. Практические занятия

п/п

Название тем практических занятий и формы контроля

Объем по

семестрам

IV

V

1

Мобилизационная подготовка здравоохранения

28




2

Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны

28




3

Медицина катастроф




16

4

Токсикология и медицинская защита




16

^ 5.6. Лабораторные работы - не предусмотрено программой

5.7. Семинары – не предусмотрено программой

5.8. Самостоятельная работа


Самостоятельная работа

Всего

Семестры

V

VI

В том числе:

72

36

36

Работа с логико-дидактическими схемами, реферирование литературы.

36

18

18

Подготовка к экзамену

36

18

18



^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

^ 1. Первая стадия истинного утопления называется:

Терминальных дыхательных движений;

Инспираторной и экспираторной одышки; +

Относительного покоя;

Асфиксии;

Терминальная.


2. ^ Укажите правильное расположение рук при непрямом массаже сердца у взрослого:

Ладонь левой руки кладут на нижнюю треть грудины, примерно на два пальца выше мечевидного отростка, вдоль грудины, а сверху на эту ладонь под углом 60-90° кладут ладонь правой руки;+

Обеими кулаками давят на мечевидный отросток грудины;

Ладонь левой руки кладут на верхнюю треть грудины, а сверху на эту ладонь под углом 60-90° кладут ладонь правой руки;

Ладонь левой руки кладут на нижнюю треть грудины, примерно на два пальца выше мечевидного отростка, поперек грудины, а сверху на эту ладонь под углом 60-90° кладут ладонь правой руки;

Ладонь левой руки кладут на среднюю треть грудины, примерно на два пальца выше мечевидного отростка, вдоль грудины, а сверху на эту ладонь под углом 60-90° кладут ладонь правой руки.


^ 3. Тройной прием Сафара характеризуется:

Запрокидыванием головы, выдвижением нижней челюсти вперед, открытие рта; +

Запрокидыванием головы, открытие рта, искусственная вентиляция легких;

Открытие рта, очищение ротовой полости от инородных тел, искусственная вентиляция легких;

Очищение ротовой полости от инородных тел, искусственная вентиляция легких; непрямой массаж сердца;

Прекардиальный удар, искусственная вентиляция легких; непрямой массаж сердца.


^ 4. К показателям эффективности реанимационных мероприятий относится:

Расширение зрачков, появление трупных пятен;

Сужение зрачков, появление пульса на крупных сосудах, восстановление самостоятельного дыхания; +

Расширение зрачков, отсутствие их реакции на свет, синюшность кожных покровов;

Окоченение, синюшность кожных покровов, отсутствие реакции на болевые раздражители;

Отсутствие сознания, сердечной и дыхательной деятельности, расширение зрачков.


^ 5. В убежище большой вместимости вмещается:

до 150 человек

до 300 человек

150-400 человек

150- 600 человек

свыше 600 человек +


6. Фильтрующее средство защиты кожных покровов обеспечивает защиту:

от альфа-частиц

от отравляющих веществ в парообразном состоянии +

от отравляющих веществ в жидком состоянии

ослабляет световое излучение

от бактериологических веществ в виде капель


^ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1.

Маленький ребенок во время игры случайно засунул в нос пуговицу. Общее состояние удовлетворительное. Испуган, плачет. Кожные покровы обычной окраски. Дыхание через рот свободное. По органам и системам без особенностей.

Ваш диагноз? Какую первую помощь окажете?

Ответы:

Инородное тело (пуговица) носового хода.

При наличии инородного тела (пуговицы) в носовом ходу следует попытаться успокоить малыша, затем необходимо зажать противоположную ноздрю и попросить пострадавшего сделать резкий выдох, пуговица вылетит. В противоположном случае, обратится к врачу. Пытаться достать инородное тело с помощью острых предметов нельзя.


Задача 2.

Мужчина в ресторане во время еды неожиданно поперхнулся, схватился за шею. На глазах и окружающих бледнеет, испуган, дышать не может. Общее состояние тяжелое. Кожные покровы бледные с синюшным оттенком, холодный липкий пот. АД 160/90 мм рт. Ст. Пульс 129 в минуту. Дыхания нет.

Ваш диагноз? Какую первую помощь окажете?

Ответы:

Инородное тело трахеи. Асфиксия.

Срочно попытаться удалить инородное тело одним из следующих способов: осуществить толчкообразные удары по спине сзади между лопатками, наклонив его вперед; можно, обхватив пострадавшего сзади, нажать в эпигастральную область, обеими руками «под диафрагму» либо прислонить пострадавшего к стене спиной и нажать обеими руками «под диафрагму». При безуспешности указанных мероприятий провести нижнюю трахеотомию и трахеостомию подручными (даже нестерильными) средствами. Для чего использовать нож, вилку, быстро сделать прокол-разрез по срединной линии шеи ниже перешейка щитовидной железы, располагая лезвие вначале в сагиттальной, а затем во фронтальной плоскости, создав трахеостомическое отверстие. Затем вставить канюлю из подручных материалов (стержень от ручки и т.д.)


Задача 3.

Мужчина ехал летом в переполненной электричке. Неожиданно потерял сознание, упал. Общее состояние тяжелое. Кожные покровы бледные. Реакция на свет зрачков живая. АД 100/60 мм рт. ст. Пульс 100 в минуту. Тоны ритмичны. По органам и системам без особенностей.

Ваш диагноз? Какую первую помощь окажете?

Ответы:

Тепловой удар.

Немедленно уложить пострадавшего на спину на жесткую поверхность. В случаи потери сознания во время теплового удара при сохранении дыхательной и сердечной деятельности следует: вынести пострадавшего из душного в хорошо проветриваемое помещение (из вагона, по –возможности, на платформу; расстегнуть ворот рубашки, освободить от стесняющей грудь одежды; использовать обонятельные, болевые раздражители (приложить к носу ватку, смоченную нашатырем, духами; аккуратно побить по щекам и т.д.; побрызгать на лицо водой.

Если после проведенных мероприятий сознание не восстанавливается, необходимо положить пострадавшего на бок во избежании возможной аспирации, например, рвотными массами, и вызвать врача.


Задача 4. Женщина целый день загорала на солнце на пляже. Встала с лежака и неожиданно упала, потеряв сознание. Общее состояние тяжелое. Кожные покровы, несмотря на загар, бледные, горячие наощупь. АД 105/75 мм рт. Ст. Пульс 73 в минуту. Тоны ритмичны. По органам и системам без особенностей.

Ваш диагноз? Какую первую помощь окажете?

Ответы:

Солнечный удар.

Немедленно прекратить действие прямых солнечных лучей, отнести пострадавшую в тень, в прохладное проветриваемое помещение. Следует уложить на спину на жесткую поверхность. В случаи потери сознания при сохранении дыхательной и сердечной деятельности необходимо охладить боковые поверхности шеи, грудь, руки, приложив холод, лед, бутылки с холодной водой. По –возможности, использовать обонятельные, болевые раздражители (приложить к носу ватку, смоченную нашатырем, духами; аккуратно побить по щекам и т.д.); побрызгать на лицо водой. Если после проведенных мероприятий сознание не восстанавливается, необходимо до приезда бригады скорой помощи положить пострадавшего на бок во избежании возможной аспирации.

^ 7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

Архангельский В.И., Бабенко О.В. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 432 с.

Внутренние болезни. Военно-полевая терапия: Учебное пособие/Под ред. проф.А.Л. Ракова и проф. А.Е. Сосюкина.- СПб.: Фолиант, 2004 364 с

Военно-полевая хирургия. Под ред. Е.К. Гуманенко. СПб., 2003.

Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита: Учебник/Под ред. проф. С.А. Куценко.- СПб.: Фолиант, 2004.

Краснов А.Ф. и др. Хирургия катастроф. - М., 2001.

Лобанов А.И. Организация медицинского обеспечения населения в военное время. - Новогорск, МЧС России, 2000.

Мобилизационная подготовка здравоохранения: учебное пособие / Под. ред. доц. Погодина Ю.И. - М., 2006. - 224 с.

б) дополнительная литература:

Организация медицинского обеспечения населения в условиях вооруженных конфликтов. Методические рекомендации. - М., ВЦМК «Защита», 2003.

Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации/Под ред. Погодина Ю.И., Трифонова СВ. - М.: Медицина для Вас, 2003. - 212 с.

Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф: учебник. - М., 2002.

Указания по военно-полевой хирургии. - М., 2000.

Хирургическая стоматология. / Под ред. Т.Г. Робустовой. - М., 2000.

Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. - М., 2002.

Военно-медицинский журнал

Медицина катастроф

в) программное обеспечение (заполняется вузом)

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы(заполняется вузом)


^ 8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Специализированные классы для демонстрации видеофильмов, оснащен телевизором и видеомагнитофоном, экраном и мультимедийным проектором с компьютерной техникой для демонстрации фильмов и слайдов, а также тематические классы, оборудованные муляжами и фантомами для отработки навыков оказания первой медицинской и первой врачебной помощи и отработки студентами различного рода лечебных мероприятий (внутривенных и внутримышечных инъекций, различного рода пункций и блокад и т.д.).

^ 9.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основным условием формирования устойчивых знаний и умений при подготовке врачей- стоматологов является сочетание знаний базисных дисциплин (общая хирургия, хирургия катастроф, оперативная хирургия, хирургические и внутренние болезни, травматология, урология, стоматология и челюстно-лицевая хирургия, офтальмология, лор-болезни, анестезиология и реаниматология, психиатрия, детские болезни, инфекционные болезни, акушерство и гинекология, анатомия, физиология, патологическая физиология и анатомия и др.) со знаниями и умениями, вырабатываемыми на занятиях по дисциплинам данной программы и во время производственной практики.

Программа включает лекции, семинары, а также практические (групповые) занятия (упражнения, решение ситуационных задач, осмотр больных в отделениях токсикологии и изучение работы отделений стационара) и самостоятельная работа под руководством преподавателя (курация больных), которые проводятся в составе учебной группы (не более 10-15 человек). На лекциях излагаются основные теоретические положения, новые научные достижения и перспективы развития дисциплины. Они должны носить актуальный и проблемный характер.

На семинарских занятиях, создавая обстановку творческой дискуссии, проводится обсуждение наиболее сложных вопросов изучаемого материала в целях углубления и закрепления знаний студентов полученных ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. Семинары рекомендуется сопровождать реферативными докладами обучаемых.

Практические занятия имеют цель углубления и закрепления теоретических знаний привития студентам по изучаемым дисциплинам. На практических занятиях особое внимание уделяется решению ситуационных задач, посещению отделений токсикологии, травматологии, хирургии и реаниматологии с демонстрацией тематических больных, а также обращением внимания студентов на работу отделений.

Самостоятельная работа, проводимая под руководством преподавателей, является одной из форм учебной работы и предназначена для изучения нового материала, практического закрепления знаний и умений и обучения студентов индивидуальному выполнению задания по программному материалу.

Организация и методика проведения занятий должны постоянно совершенствоваться с учетом новых достижений в здравоохранении, возрастающих требований и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

При проведении практических занятий, особое внимание должно уделяться формированию мышления врача, работающего в экстремальных условиях и привитию студентам понятий и некоторых практических навыков и умений медико-психологической коррекции, необходимых им для работы по предназначению, должны использоваться такие формы обучения, как групповые упражнения, решение ситуационных задач при возможности с использованием аппаратно-программных комплексов компьютерной техники, посещение приемных отделений и отделений реанимации многопрофильных стационаров, бомбоубежищ, расположенных в многопрофильных больницах.

Для освоения дисциплины желательно использовать лечебно-диагностические возможности много профильных больниц, которые ведут прием пострадавших с множественными и сочетанными повреждениями, а также бытовыми отравлениями.

Темы программы целесообразно отрабатывать в ходе единой комплексной задачи, в которой создается определенная тактическая и медицинская обстановка, приближенная к реальным условиям чрезвычайных ситуаций мирного времени. Они должны способствовать привитию студентам творческого мышления, умения решать медико-тактические задачи по медицинскому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени и вырабатывать необходимые практические умения по оценке медицинской обстановки, формулированию решений, докладов, распоряжений по медицинскому обеспечению населения.

Разработчики:

^ Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

Московский государственный медико-стоматологический университет

Заведующий кафедрой медицины катастроф и мобилизационной подготовки здравоохранения

Н.В. Ярыгин

Российский государственный медицинский университет

Заведующий кафедрой медицины катастроф

И.П. Левчук










Эксперты

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия


































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» Безопасность

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Рабочая учебная программа по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Рабочая учебная программа по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» по специальности

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Примерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Г. С. Ястребов «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. «Феникс», 2005 г. П. П. Губченко

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности....
Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Рабочая учебная программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Направление подготовки

Примерная программа дисциплины безопасность жизнедеятельности медицина катастроф icon Программа дисциплины и темы контрольных работ Безопасность жизнедеятельности (для студентов всех

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы