|
Скачать 400.17 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный химико-технологический университет» Факультет неорганической химии и технологии Кафедра общей химической технологии Утверждаю: проректор по УР _______________ В.В. Рыбкин « » 2011 г. Рабочая учебная программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности Направление подготовки: ^ Профиль подготовки: Микроэлектроника и твердотельная электроника Квалификация (степень): бакалавр Форма обучения: очная Иваново, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: - формирование представлений о вредных и опасных для человека факторах в техносфере, качественных и количественных уровнях опасности для жизнедеятельности человека; - оценка степени опасности трудовой деятельности для обеспечения безопасных условий труда; - формирования безусловности приоритетов безопасности при решении любых инженерных задач. ^ Дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (код УЦ ООП – Б.3.9). Она базируется на результатах изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла; математического и естественнонаучного цикла; профессионального цикла, в том числе правоведения, математики, физики, химии (общей и неорганической химии), органической химии, физической и коллоидной химии, экологии, теоретических основ электротехники. ^ знать: основы трудового законодательства; основные понятия и методы математического анализа, фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, электричества и магнетизма, оптики и атомной физики; основные химические понятия и законы; проблемы экологии; уметь: анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; применять математические методы, физические и химические законы для решения практических задач; владеть: математической логикой; навыками практического применения законов физики, химии, экологии. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предшествует изучению дисциплины «Технология и оборудование производства изделий твердотельной электроники и наноэлектроники» и выполнению бакалаврской выпускной квалификационной работы. ^ 210100 «Электроника и наноэлектроника») Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); - использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); -способность владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15); - способность осуществлять контроль соблюдения экологической безопасности (ПК-17); - способность владеть методами профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения экологических нарушений (ПК-26). ^ знать: критерии, отечественные и международные стандарты и нормы в области безопасности жизнедеятельности; уметь: оценивать последствия воздействия негативных техногенных факторов на человека и окружающую среду; владеть: методами оценки материальных затрат на обеспечение безопасности жизнедеятельности. ^ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
^
Содержание раздела 1. Теоретические и правовые основы безопасности жизнедеятельности. Основы физиологии труда. Аттестация рабочих мест. Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек – среда обитания». Понятие об опасности как системе. Классификация опасностей по различным признакам. Методы оценок степени опасности. Критерии безопасности. Основные положения теории риска. Индивидуальный и социальный риск. Концепция приемлемого риска. Принципы, методы и средства обеспечения безопасной деятельности человека. Организационные и правовые основы БЖД. Законодательные акты, система стандартов, нормативно-техническая документация по безопасности труда. Государственный и общественный надзор и контроль за соблюдением требований безопасности и законодательства РФ об охране труда. Организационные основы управления за охраной труда на производстве. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. Организация и методы снижения травмоопасности. Расследование и учет несчастных случаев. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Характеристика основных форм деятельности человека. Работоспособность человека и ее динамика. Физиологические характеристики человека. Классификация условий трудовой деятельности. Аттестация рабочих мест. Содержание раздела 2. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Способы и методы защиты от вредных и опасных факторов. Производственный микроклимат и его влияние на жизнедеятельность человека. Теплообмен человека с окружающей средой. Процесс терморегуляции. Гигиеническое нормирование микроклиматических параметров. Методы оценок состояния микроклимата. Мероприятия и средства по достижению гигиенических требований к микроклиматическим параметрам. Гигиенические и технические требования к выбору и эксплуатации систем вентиляции. Виды вентиляции, их назначение, сравнительная характеристика. Понятие воздушного вентиляционного баланса. Расчёт местной и общеобменной систем вентиляции, понятие кратности воздухообмена. Оценка эффективности работы вентиляционных систем. Аварийная вентиляция, её назначение и расчёт. Кондиционирование воздуха. Понятие токсичности. Виды отравления токсичными веществами; явления кумуляции, сенсибилизации и привыкания. Пути поступления химических веществ в организм человека. Классификация вредных веществ по характеру их токсического воздействия на организм человека. Показатели токсичности (ПДКр.з., ЛД50(ж), ЛД50(к), ЛК50 , КВИО, ЗОД, ЗХД) и методы их определения. Классификация вредных веществ по степени их токсического воздействия на организм человека. Гигиеническое нормирование допустимого уровня загрязнения воздуха вредными веществами. Нормативные показатели: ПДК, ВДК, ОБУВ; методы их установления. Факторы, определяющие воздействие вредных веществ на организм человека. Типы совместного действия вредных веществ. Запылённость; факторы, определяющие степень токсического воздействия пыли на организм человека. Степень опасности влияния на человека пыли фиброгенного действия. Методы и периодичность контроля чистоты воздуха производственных помещений. Оценка условий труда по уровню загрязнения воздуха рабочей зоны токсичными веществами и аэрозолями. Понятия пылевой и контрольной пылевой нагрузок на органы дыхания. Мероприятия по обеспечению безопасных условий работы с токсичными, агрессивными и пылящими веществами и материалами. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях вредными веществами. Понятие о шуме, инфра- и ультра- звуках, источниках их возникновения. Основные характеристики шума. Классификации шумов: по происхождению, характеру спектра, частоте, временным характеристикам. Гигиенические допустимые нормы воздействия шума, УЗ и ИЗ на работающих. Возможные последствия воздействия акустических излучений на организм человека. Оценка условий труда по акустическому излучению. Средства и методы защиты от шума (звукоизоляция, звукопоглощение и др.) Вибрация: понятие, основные параметры. Характеристика видов вибрации. Возможные последствия воздействия вибрации на организм человека, технологическое оборудование и строительные конструкции. Гигиенические допустимые нормы воздействия вибрации на работающих. Средства и методы защиты от вибрации. Электрический ток. Виды воздействия электрического тока на организм человека. Факторы, определяющие опасность поражения человека электрическим током. Классификация помещений по степени возможного поражения людей электрическим током. Анализ поражения электрическим током в сетях с изолированной и заземленной нейтралью. Виды поражений в зоне растекания тока в грунте. Технические способы и средства защиты от поражения электрическим током: изоляция токоведущих частей, заземление, зануление, защитное отключение и т.д. Первая помощь при поражении электрическим током. Статическое электричество. Условия генерации и рассеивания электростатических зарядов. Виды материалов по способности накапливать статическое электричество. Опасность статического электричества. Нормирование уровней напряжённости электростатических полей. Методы и технические средства защиты от статического электричества. Электромагнитные излучения видимого, УФ- и ИК- диапазонов. Производственное освещение. Основные светотехнические характеристики. Естественное, искусственное и совмещённое освещение; нормирование, расчёт и конструктивное исполнение. Виды освещения по функциональному назначению. Контроль уровня освещения рабочих мест. Оценка условий труда по фактору «световая среда». Источники возникновения УФ- и ИК- излучений; воздействие излучений на живые организмы. Основные характеристики. Нормы допустимого уровня облучения работающих. Мероприятия по снижению отрицательного воздействия УФ- и ИК- излучений. Электромагнитные поля промышленных токов и радиочастот. Источники; биологическое воздействие; нормирование. Защита от ЭМИ. Безопасность работы на компьютере. Виды ионизирующих излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений. Понятие о дозах ионизирующих излучений. Нормы радиационной безопасности и дозиметрический контроль. Защита персонала при работе с источниками ионизирующих излучений. Содержание раздела 3. Безопасность в чрезвычайных и аварийных ситуациях. Оценка степени пожарной безопасности технологических процессов. Основы пожарной профилактики на производстве. Методы и средства тушения пожаров. Понятия о чрезвычайных ситуациях и их классификация. Оценка чрезвычайных ситуаций и прогнозирование их последствий. Защита населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Взрыв и пожар - как наиболее часто встречающиеся чрезвычайные происшествия. Виды горения. Опасные факторы пожара и взрыва. Показатели пожаро- и взрывоопасности веществ и материалов, их применение в зависимости от агрегатного состояния вещества. Влияние различных факторов на значения показателей. Экспериментальные и расчётные методы их определения. Горение и взрывы пылевоздушных смесей. Понятие о самовозгорании и требование пожарной безопасности совместного хранения веществ и материалов. Пожарная профилактика: исключение источника воспламенения, исключение горючей среды, техническая и конструктивная защита, пожарно-техническая и организационная защита. Классификация помещений по взрывоопасным и пожароопасным зонам. Понятие о категориях, группах взрывоопасных смесей. Выбор и маркировка электрооборудования, используемого во взрыво- и пожароопасных зонах. Молниезащита зданий. Категорирование производственных помещений и зданий по взрывопожароопасности. Возгораемость и огнестойкость строительных конструкций. Мероприятия по предупреждению распространения пламени при возникновении очага пожара. Условия необходимые для предотвращения пожара, огнетушащие составы и средства. ^
^
* - часы указаны без учета часов, выделенных на подготовку к экзамену ( см табл. п.4). ^ Раздел 1. Лабораторные занятия: 6 часа - ознакомление с целями и задачами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»; - ознакомление со справочной литературой, нормативной и нормативно-технической документацией по охране труда. Примечание: на первом занятии до студентов доводится содержание и календарный план проведения лабораторного практикума, проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении работ с оформлением в соответствующем журнале. По данному разделу выполняется одна лабораторная работа по теме «Аттестация рабочих мест». Раздел 2. Лабораторные занятия: 24 часа. По данному разделу выполняются 5 лабораторных работ по темам, приведённым ниже. Варианты заданий по каждой теме представлены в Сборнике лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Целью проведения лабораторных работ является определение конкретных параметров вредных и опасных факторов в техносфере, сравнение их с критериями безопасности (ПДК, ПДУ и др.), оценка условий труда по гигиеническим критериям и определение тяжести и напряженности трудового процесса. Проделанные работы должны заканчиваться выдачей конкретных рекомендаций по улучшению условий труда. Наименование лабораторных работ: - вредные вещества в воздухе производственной среды; - метеорологические условия; - оценка уровня освещения рабочих мест; - изучение методов защиты от производственного шума; - электробезопасность. Перед каждой лабораторной работой студент сдаёт коллоквиум, отражающий уровень его теоретической подготовки (тема коллоквиума соответствует наименованию лабораторной работы). Коллоквиум проводится путём тестирования и дополнительного устного собеседования с преподавателем. После выполнения лабораторной работы студенту предлагается решение и анализ ситуационной задачи для закрепления знаний и умения их использования при оценке степени опасности конкретной аварийной и чрезвычайной ситуации. Раздел 3. Лабораторные занятия: 4 часов. По данному разделу выполняется одна лабораторная работа по теме «Пожарная безопасность». Варианты заданий представлены в Сборнике лабораторных работ. Аттестация по учебному модулю включает также сдачу коллоквиума и решение ситуационной задачи с моделированием возможных негативных последствий и их ликвидацией. ^ Практические занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» не планируются. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература: 1. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (Техносферная безопасность). Учебник для бакалавров всех направлений подготовки в высших учебных заведениях России / С.В. Белов; - М.: Из-во Юрайт; И.Д.Юрайт, 2010.- 671 с. 2. Безопасность труда в химической промышленности / Л.К. Маринина, А.Я. Васин, Н.И. Торопов и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. -528 с. 3. Охрана труда и экологическая безопасность в химической промышленности: Изд. 2-е / А.С. Бобков, А.А. Блинов И.А., Роздин , Е.И. Хабарова - М.: Химия,1998.- 400с.: ил. 4. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. Пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др.; - М.: Высш. шк., 1999.-318с.: ил. 5. Сборник лабораторных работ по дисциплине Безопасность жизнедеятельности. Изд-во ИГХТУ, 2005. 6. Сборник примеров и задач к лабораторному практикуму по дисциплине Безопасность жизнедеятельности. Изд-во ИГХТУ, 2008. 108 с. б) дополнительная литература: 1. Нейман Л.А. Безопасность жизнедеятельности: теория ,вопросы и ответы: Учеб. пособие - М.: Вузовская книга, 1997. - 142 с.: ил. 2. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под ред. Л.А. Маравья.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 447 с.; 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Проф. Э.А.Арустамова.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательский Дом « Дашков и Ко », 2000. - 678с. 4. Макаров Г.В. и др. Охрана труда в химической промышленности. М., Химия, 1989,- 496 с. 5. Нормативные материалы и стандарты. 6. Справочная литература по показателям токсичности и взрывопожароопасности веществ и материалов. в) программное обеспечение: - системные программные средства: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista; - прикладные программные средства: Microsoft Office 2007 Pro, FireFox. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: -справочники, нормативная и нормативно-техническая документация в электронном виде. ^ : - тренировочные и контрольные тесты по каждому разделу; - текст лекций с контрольными вопросами для самопроверки. ^ Лаборатория оснащена ПЭВМ типа Pentium, современными стендами и установками позволяющими: - освоить методы оценки степени загрязнения воздуха токсичными веществами и аэрозолями и изучить влияние различных факторов на качество воздуха рабочей зоны; - научиться проводить оценку соответствия метеорологических условий в помещении санитарно-гигиеническим требованиям и эффективности некоторых средств обеспечения параметров микроклимата; - изучить принцип определения уровня зрительного напряжения и освоить методики оценки соответствия уровня освещения рабочего места санитарно- гигиеническим требованиям и условий труда на рабочем месте по фактору «световая среда»; - изучить методику определения показателей шума в рабочем помещении; научиться проводить оценку эффективности средств защиты от производственного шума и определять класс вредности и опасности условий труда по акустическому фактору; - освоить методы оценки степени взрывопожароопасности веществ и материалов; установления взрыво- и пожароопасных зон, определение категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и назначение категорий зданий и сооружений по молниезащите с целью обеспечения взрывопожарной безопасности при использовании горючих газов, паров ЛВЖ и ГЖ и твердых горючих веществ; - изучить методики оценки степени опасности включения человека в электрическую сеть, исправности электрооборудования и эффективности способов обеспечения электробезопасности. Перечень оборудования на каждой установке приводится в Сборнике лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» под ред. В.А. Шарнина. Иваново, изд. ИГХТУ, 2005 г., 96 с. ^ по данной дисциплине проводится с использованием мультимедийных презентаций. Презентация позволяет преподавателю четко структурировать материал лекции, экономить время, затрачиваемое на рисование на доске схем, написание формул, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Студентам предоставляется возможность копирования презентаций для самоподготовки и подготовки к экзамену. Проработка отдельных разделов изучаемой дисциплины может предполагать использование диалоговой формы ведения лекции, а также включение элементов анализа чрезвычайных и аварийных ситуаций. ^ необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Экспериментальная и расчётная часть лабораторного практикума предполагает глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При проведении лабораторного занятия преподавателю рекомендуется: - провести экспресс-опрос (в тестовой форме или устное собеседование) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой); - проверить написание теоретического введения, порядка выполнения лабораторной работы и схемы установки, подготовленных студентом дома; - оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные; - выдать студенту вариант ситуационного задания, соответствующего тематике выполняемой лабораторной работы, которое позволит ему закрепить теоретический материал по конкретному разделу изучаемой дисциплины. ^ учитывает предварительную самостоятельную подготовку студента, объем и качество выполненной и оформленной экспериментальной части лабораторной работы, глубину обсуждения полученных результатов, правильность выводов и необходимых рекомендаций для улучшения условий труда и ликвидации чрезвычайных и аварийных ситуаций. Оценка «удовлетворительно» выставляется при выполнении работы по стандартной схеме и удовлетворительном владении теоретическим материалом. Оценка «хорошо» выставляется при наличии творческого, тщательно продуманного плана работы, качественного выполнения экспериментальной части, детального анализа полученных результатов и хороших знаний изучаемого материала. Оценка «отлично» требует индивидуального и нестандартного подхода к выполнению работы, включения в нее элементов исследования, компьютерной обработки результатов, полноты соответствующих выводов и рекомендаций для улучшения условий труда и снижения негативного воздействия аварийных и чрезвычайных ситуаций, четкости и ясности оформления отчета по лабораторной работе и отличных теоретических знаний изучаемой темы. ^ по данной дисциплине преподаватель должен рекомендовать студентам использовать следующие виды работы: - выполнение домашних заданий разнообразного характера, подготовка к коллоквиумам, подбор и изучение литературных источников, справочной и нормативно-технической документации по отдельным разделам курса в сети Интернет; - выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы; - подготовка рефератов, докладов и презентаций по наиболее проблемным темам и аварийным и чрезвычайным ситуациям в техносфере; - подготовка к экзамену. ^ Итоговая оценка по предмету за работу в семестре складывается из баллов, полученных за каждый модуль (коллоквиум, лабораторная работа). Всего по итогам текущей работы студент может набрать максимально 50 баллов, в том числе: - коллоквиумы - 30 баллов; - лабораторные работы – 20 баллов; Минимальное количество баллов за работу в семестре – 26. Итоговый экзамен по дисциплине проводится в две ступени: 1 ступень. Тестовый экзамен: 30 открытых заданий. Оценка «удовлетворительно» проставляется в том случае, если студент даст правильные ответы не менее, чем на 16 заданий. 2 ступень. Письменный экзамен, который проводится для студентов, претендующих на оценки «хорошо» и «отлично». Он включает в себя оценку и анализ конкретного ситуационного задания с выдачей рекомендаций по улучшению условий труда и ликвидации аварийных ситуаций. Максимальная суммарная оценка сдачи по двум ступеням итогового экзамена складывается из 30 баллов, полученных за первую ступень и 20 баллов - за вторую. Минимальная суммарная оценка – 26 баллов. Вопросы к экзамену по безопасности жизнедеятельности.
Некоторые предлагаемые варианты тестовых заданий для контроля уровня знаний студентов по разделам изучаемой дисциплины Вредные вещества в воздухе производственной среды ^ а) острых отравлений при минимальном превышении ПДКрз; б) острых отравлений при кратковременном действии, вследствие выраженных особенностей механизма действия; в) острых отравлений при действии на органы дыхания; г) злокачественных опухолей. ^ а) продолжительностью воздействия; б) концентрацией вещества; в) абсолютным количеством, вызывающим определенный эффект; г) агрегатным состоянием. ^ а) нейротропного действия; в) общетоксического действия; б) специфического действия; г) кроветворного действия. ^ а) канцерогены; б) аллергены; в) мутагены; г) тератогены. 5. Отношение максимально-достижимой концентрации вещества в воздухе при 20оС к летальной концентрации – это: а) ОБУВ; б) ЛК50 ; в) КВИО; г) ПДКРЗ . ^ а) чрезвычайно опасным; б) умеренно опасным; в) высоко опасным; г) мало опасным. ^ а) концентрации вещества; б) агрегатного состояния; в) класса опасности вещества; г) технологического процесса. ^ а) счетный; б) лабораторный; в) оптический; г) гравиметрический. 9. Рациональная организация режимов труда и отдыха при работе с вредными веществами относится к группе мероприятий: а) технических; б) медико-санитарных; в) организационных; г) технологических. ^ а) нм/ м3 ; б) мг/ м3 ; в) част./ дм3; г) мг/кг. 11. Для установления класса условий труда при работе с вредными веществами необходимо знать численное значение: а) ПДКр.з. ; б) ЛК50 ; в) ЛД50 ж. ; г) ЛД50 к. ; ^ а) судорожной болезни; б) фиброзу; в) деформации суставов; г) катаракте. Метеорологические условия производственной среды ^ а) конвекция; б) излучение; в) потоотделение; г) изменение обмена веществ. ^ : а) I - а; б) I - б; в) I I; г) I I I. 3. Нормирование микроклиматических параметров проводят с целью: а) определения напряженности и тяжести труда; б) выбора конструктивных элементов здания; в) оценки состояния микроклимата в рабочей зоне; г) выбора системы вентиляции. ^ а) %; б) г/м3 ; г) Н/м2; г) Па. 5.Принцип работы термографа основан на: а) удлинении и укорачивании пучка обезжиренных волос; б) растяжении и сжатии термополимерной пленки; в) изменении кривизны биметаллической пластинки; г) изменении сопротивление резистора. ^ а) психрометром; б) актинометром; в) кататермометром; г) анемометром. 7.Систему организованного естественного воздухообмена называют: а) аспирацией; б) аэрацией; в) инфильтрацией; г) проветриванием; ^ а) отрицательным; б) несбалансированным; в) положительным; г) неуравновешенным. ^ а) категории тяжести выполняемых работ и теплоизбытков от оборудования; б) допустимой температуры воздуха в рабочей зоне, высоты помещения и температурного градиента; в) температуры воздуха рабочей зоны и температуры поверхностей нагретого оборудования; г) температуры наружного воздуха в теплый период года и градиента температур внутреннего и наружного воздуха. ^ а) ЛД50 ; б) ПДКР.З. ; в) КВИО; г) ЛК50. ^ а) инфильтрацией; б) аэрацией; в) аспирацией; г) дегазацией; 12. Для обеспечения оптимальных микроклиматических условий в помещении предусматривают: а) отопление; б) вентиляцию; в) увлажнение воздуха; г) кондиционирование. Оценка уровня освещения рабочих мест ^ а) яркость; б) освещенность; в) сила света; г) видимость. 2.Для расчета показателя ослепленности необходимо использовать следующую величину: а) освещенность; б) световой поток; в) яркость; г) видимость. ^ а) общее; б) боковое; в) местное; г) комбинированное. 4.На сколько разрядов разбиты зрительные работы? а) 5; б) 6; в) 7; г) 8. 5. Нормативные значения коэффициента пульсации определяются: а) разрядом зрительной работы и видом ламп; б) системой освещения и количеством источников света; в) индексом производственного помещения и его окраской; г) типом светильника и их количеством. ^ а) отсутствия пульсации светового потока; б) простоты в эксплуатации; в) близости спектра излучения к естественному свету; г) простоты в изготовлении. ^ а) накаливания; б) галогенные; в) люминесцентные; г) ДРЛ. 8. Показатель ослепленности нормируется в зависимости от: а) разряда зрительных работ; б) вида ламп; в) характеристики фона; г) контраста фона и объекта различения. ^ а) освещенность; б) КЕО; в) сила света; г) яркость. 10.На сколько групп административных районов по ресурсам светового климата разбита территория России : а) 4; б) 5; в) 6; г) 3. ^ а) лампами накаливания; б) галогенными лампами накаливания; в) люминесцентными лампами; г) ДРЛ ^ а) прямого света; б) рассеянного света; в) отражённого света; г) прожекторы. Изучение методов защита от производственного шума и вибрации ^ а) совокупность параметров шума, оказывающих негативное воздействие на человека; б) область среды, в которой распространяются звуковые волны; в) область фоновых (на уровне порога слышимости) значений шумовых характеристик; г) замкнутая сферическая область со звуковыми волнами, распространяющимися в определенном направлении. ^ а) механическим; б) гидродинамическим; в) аэродинамическим; г) вентиляционным. ^ а) диаграмма; б) спектр; в) гистограмма; г) рентгенограмма. 4. Количество энергии, переносимое звуковой волной за единицу времени через единицу поверхности, называется: а) звуковой мощностью; б) интенсивностью звука; в) звуковым давлением; г) громкостью. ^ а) нижнюю граничную частоту октавы; б) верхнюю граничную частоту октавы; в) среднегеометрическую частоту; г) среднеарифметическую частоту. ^ а) порогом ощущения; б) порогом тугоухости; в) порогом слышимости; г) вредным порогом. ^ а) Па; б) дБ; в) Вт; г) Фон. 8. Совокупность девяти допустимых уровней звукового давления на разных среднегеометрических частотах октавных полос называется: а) кривыми равной громкости шума; б) предельным спектром шума; в) предельным эквивалентным уровнем звука; г) предельным уровнем звука. ^ а) уровню звукового давления; б) уровню громкости.; б) интенсивности звука; г) уровню звуковой мощности. ^ а) звукоотражением; б) звукопогашением; в) звукоизоляцией; г) звукопоглощением. ^ а) увеличивает звукоизолирующую способность преграды; б) уменьшает звукоизолирующую способность преграды; в) не влияет на звукоизолирующую способность преграды; г) зависит от параметров воздушной прослойки. Электробезопасность ^ а) электролитического; б) термического; в) физического; г) биологического. ^ а) термического; б) химического; в) электролитического; г) биохимического. ^ а) вид включения человека и режим работы сети; б) сопротивление заземляющего устройства и напряжение прикосновения; в) величина приложенного напряжения и сопротивление тела человека; г) состояние организма человека и характер работ, выполняемых в рабочем помещении. ^ а) рука - рука; б) голова - рука; в) рука - нога; г) нога - нога. 5. Помещения с температурой воздуха свыше 35оС относятся, с точки зрения возможности поражения электрическим током, к: а) особо опасным; б) с повышенной опасностью; в) без повышенной опасности г) высоко опасным. ^ а) фазным; б) линейным; в) постоянным; г) переменным. 7. Прикосновение человека к одной фазе при нормальном режиме работы электрооборудования менее опасно в сети с: а) изолированной нейтралью; б) заземленной нейтралью; в) зануленной нейтралью; г) не зависит от вида нейтрали. ^ а) пороговым; б) не отпускающим; в) критическим; г) смертельным. ^ а) фазное; б) двухфазное; в) шаговое; г) линейное. 10. Безопасно покинуть зону растекания тока позволяет: а) увеличение ширины шага; б) уменьшение ширины шага; в) ползком; г) бегом. ^ а) снижении напряжения между корпусом, оказавшимся под напряжением, и землей до безопасного значения; б) превращении замыкания на корпус в однофазное короткое замыкание; в) срабатывании автоматических средств защиты; г) выравнивании потенциала на корпусе электрооборудования. ^ а) 42 и 100 В; б) 6 и 12 В; в) 12 и 42 В; г) 127 и 220 В. Пожарная безопасность и пожарная профилактика ^ а) восстановления; б) замещения; в) окисления; г) разложения. 2. При неполном сгорании углеводородов не образуются: а) оксид углерода и вода; б) углекислый газ и вода; в) углекислый газ и водород; г) вода и сажа. ^ а) концентрационных пределов распространения пламени; б) температуры самовоспламенения; в) температуры вспышки; г) температуры воспламенения. ^ а) чрезвычайно опасным б) особо опасным; в) опасным при повышенной температуре; г) постоянно опасные. ^ а) температуры воспламенения и концентрационных пределов воспламенения; б) концентрационных и температурных пределов воспламенения; в) температуры самовоспламенения и концентрационных пределов воспламенения; г) температуры вспышки и температурных пределов воспламенения. ^ а) температуры воспламенения и вспышки; б) температурные пределы распространения пламени; в) концентрационные пределы распространения пламени; г) температуры вспышки и самовоспламенения. ^ а) нижний концентрационный предел распространения пламени; б) верхний концентрационный предел распространения пламени; в) температура вспышки; г) температурный предел распространения пламени. ^ а) А ; б) Г; в) В2; г) Б. ^ а) А; б) Б; в) В1-В4; г) Д 10. Зона, расположенная в помещении, где возможно выделение взрывоопасных концентраций пылей при авариях, относится к классу: а) В-IIа; б) В- Iг; в) В- I; г) В-II. ^ а) В-1; б) П-1; в) П-3; г) В-1г. 12. Знак Т1 в маркировке электрооборудования указывает на: а) знак уровня взрывозащиты; б) знак температурного класса; в) знак вида взрывозащиты; г) знак группы взрывоопасной смеси. Примечание: время проведения тестирования на коллоквиумах составляет 15 минут. Примерный вариант экзаменационного билета ^ а) активные и пассивные; б) импульсные и кумулятивные; в) потенциальные и реализованные; г) субъективные и объективные. ^ а) гомосфера; б) биосфера; в) ноксосфера; г) ноосфера. 3. Неблагоприятное воздействие на работающего опасного производственного фактора может привести к: а) профессиональному заболеванию; б) чрезвычайной ситуации; в) несчастному случаю; г) хроническому отравлению. ^ а) гигиенические нормативы условий труда; б) экологические нормативы; в) гигиенические критерии; г) экологические критерии. ^ а) от веса перемещаемого груза; б) от длины пути, проходимым человеком за смену; в) от энерготрат; г) от количества выделяемого организмом человекатепла. ^ а) кататермометром; б) анемометром; в) актинометром; г) психрометром. 7. Достоинство аэрации заключается в том, что она позволяет: а) удалять вредные вещества непосредственно от мест их выделения; б) создать большие кратности воздухообмена без затрат энергии; в) очистить удаляемый из помещения воздух от вредных примесей; г) удалить из помещения взрывопожароопасные вещества. ^ а) аэрации; б) местной приточной; в) местной вытяжной; г) инфильтрации. 9. Идентичность действия промышленных ядов при их совместном присутствии называется: а) синергизм; б) антагонизм; в) аддитивность; г) кумуляция. ^ а) канцерогены; б) аллергены; в) мутагены ; г) тератогены. 11.Вещества с ПДКрз более 10 мг/м3 относятся к: а) чрезвычайно опасным; б) умеренного опасным; в) высоко опасным; г) мало опасным. ^ а) 15 раз; б) 80 раз; в) 50 раз; г) 30раз. ^ а) вида производства; б) величины освещенности; в) наименьшего размера объекта различения; г) К.Е.О. ^ а) отсутствия пульсации светового потока; б) простоты в эксплуатации; в) близости спектра излучения к естественному свету; г) простоты в изготовлении. ^ а) освещенность; б) КЕО; в) видимость; г) яркость. 17. Какой вид шума возникает при работе двигателей внутреннего сгорания? а) механический; б) ударный; в) аэродинамический; г) взрывной. ^ а) звукового давления от n-го числа разных источников шума; б) звукового давления от n-го числа одинаковых источников шума; в) громкости от всех (n) источников шума, находящихся в рабочем помещении; г) звукового давления от n-го числа одинаковых источников шума, имеющих звукоизолирующий кожух с эффективностью Li. ^ а) фотоэлемент; б) мембрана; в) резистор; г) пьезоэлемент. ^ а) на 3 среднегеометрических частотах; в) на 7 среднегеометрических частотах; б) на 5 среднегеометрических частотах; г) на 9 среднегеометрических частотах. ^ а) 2-х; б) 3-х; в) 4-х; г) 5-ти степеней. 22. Помещения с химически агрессивной средой по опасности поражения электрическим током относятся к: а) особо опасным; б) с повышенной опасностью; в) чрезвычайно опасным; г) высоко опасным. ^ а) 0,5; б) 10; в) 20; г) 50. 24. К дополнительным средствам индивидуальной защиты относятся: а) диэлектрические калоши; б) диэлектрические перчатки; в) указатели напряжений; г) переносные ограждения.
а) для жидкостей; б) для твердых тел; в) для газов; г) для всех агрегатных состояний. ^ а) 15; б) 28; в) 65; г) 250. ^ а) А; б) Б; в) В1 – В4; г) Г. 28. Группа взрывоопасной смеси устанавливается по численному значению: а) температуры вспышки; в) температуры самовоспламенения; б) температуры воспламенения; г) нижнему температурному пределу воспламенения. ^ а) кошмы; в) внутренние пожарные краны; б) спринклерные установки; г) дренчерные установки. ^ а) пневмокониоз; б) рак кожи; в) нарушение терморегуляции; г) функциональное расстройство центральной нервной системы. ^ При анализе качества воздуха в рабочей зоне на участке травления изделий в растворе плавиковой кислоты среднесменная концентрация паров HF составила 1 мг/м3. Оценить уровень загрязнения воздуха рабочей зоны, класс условий труда по «Химическому фактору» и вероятность острого (хронического) отравления рабочего, обслуживающего данную установку. Предложить необходимые мероприятия по нормализации чистоты воздуха рабочей зоны и средства индивидуальной защиты на аварийную ситуацию. Примечание: - к билету прилагается справочный и нормативный материал, необходимый при решении ситуационного задания; - время проведения тестирования составляет один академический час (45 минут); - время, отводимое на ситуационное задание, составляет один академический час; - общее время проведения экзамена составляет два академических часа. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 210100 «Электроника и наноэлектроника» и профилю подготовки «Микроэлектрониа и твердотельная электроника». Авторы: доцент, к.х.н. Куприяновская А.П. доцент, к.х.н. Кузьмина И.А. доцент, к.х.н. Тукумова Н.В. доцент, к.х.н. Чеснокова Т.А. Заведующий кафедрой ОХТ профессор, д.х.н. Шарнин В.А. Рецензент (ы) Программа одобрена на заседании (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от года, протокол № . |