Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новолавельская средняя общеобразовательная школа №3»
Муниципального образования «Пинежский муниципальный район»
Рассмотрено
при МБОУ ДОД "РЦДО"
Протокол №
от « » 2012г.
|
Согласовано
Заместитель директора по ВР
______________________
Е.Г.Емельянова
|
Утверждаю
Директор МБОУ
«Новолавельская СОШ№3»
________________________
Л.В.Тихонова
Приказ №
от « » 2012г.
|
^
«Школа здоровья»
1 – 4 классы
Составила:
Шубина Галина Васильевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
п.Новолавела
2012 г.
^
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства,- актуальная задача современного образования.
Данная программа направлена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимопонимания с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Программа ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
^ : формирование и развитие у детей представлений о здоровье, позитивной мотивации на здоровый образ жизни.
Задачи курса:
формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения;
безопасной жизни;
физического воспитания;
обеспечение физического и психического саморазвития.
Возраст детей 6 - 10 лет.
Срок реализации программы 4 года.
Программа реализуется на кружке «Школа здоровья». Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
К концу курса дети должны знать:
что такое здоровье, от чего оно зависит;
что нужно знать и уметь, чтобы быть всегда здоровым;
как заботиться о своих органах чувств и ухаживать за ними;
как следует питаться;
воспитать в себе сдержанность, уверенность;
как вести себя в школе и в общественных местах;
как оказать первую помощь в различных ситуациях;
как уберечь себя от вредных привычек;
правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёмах, при пожаре;
как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Мероприятия по отслеживанию результатов обучения:
тестирование;
игры – соревнования «Кто больше знает?»;
КВН;
практические работы;
кроссворды;
самоанализ здоровья;
анкетирование;
диагностика.
I. Учебно-тематический план.
1 класс.
№
п/п
|
Название
раздела
|
Всего часов
|
Из них:
|
Теоретические
|
Практические
|
|
Вводное занятие.
|
1.
|
0,5
|
0,5
|
1.
|
Подвижные игры.
|
5
|
0,5
|
4,5
|
2.
|
Дружи с водой.
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Забота об органах человека
|
5
|
2,5
|
2,5
|
4.
|
Уход за зубами.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
5.
|
Наше питание.
|
7
|
3,5
|
3,5
|
6.
|
Настроение и поведение в школе и после школы.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
7.
|
Вредные привычки.
|
2
|
1
|
1
|
8.
|
Скелет и осанка человека.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
9.
|
Если хочешь быть здоров.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
10.
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
1
|
|
Итого:
|
33 часа
|
13ч.
|
20ч.
|
2 класс.
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Из них:
|
Теоретические
|
Практические
|
1.
|
Почему мы болеем.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
2.
|
Кто и как предохраняет нас от болезней.
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Кто нас лечит.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4.
|
Прививки от болезней.
|
2
|
1
|
1
|
5.
|
Что нужно знать о лекарствах.
|
2
|
1
|
1
|
6.
|
Как избежать отравлений.
|
2
|
1
|
1
|
7.
|
Безопасность при любой погоде.
|
2
|
1
|
1
|
8.
|
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
|
2
|
1
|
1
|
9.
|
Правила безопасного поведения на воде.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10.
|
Правила обращения с огнём.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11.
|
Как уберечься от поражения электрическим током.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12.
|
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
13.
|
Как защититься от насекомых.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14.
|
Предосторожности при обращении с животными.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
15.
|
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.
|
2
|
1
|
1
|
16.
|
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
|
2
|
1
|
1
|
17.
|
Первая помощь при травмах.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
18.
|
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
19.
|
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
20.
|
Сегодняшние заботы медицины.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
|
Итого:
|
34 часа
|
17ч.
|
17ч.
|
3класс.
№
п/п
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Из них:
|
Теоретические
|
Практические
|
1.
|
Полезные привычки.
|
7
|
3,5
|
3,5
|
2.
|
Наше питание.
|
5
|
2,5
|
2,5
|
3.
|
Охрана и укрепление здоровья в условиях Крайнего Севера.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
4.
|
Правила безопасного поведения.
|
5
|
2,5
|
2,5
|
5.
|
Культура общения со взрослыми и сверстниками.
|
5
|
2,5
|
2.5
|
6.
|
Культура поведения в школе и общественных местах.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
7.
|
Спеши делать добро.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
8.
|
Вредные привычки.
|
2
|
1
|
1
|
9.
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
1
|
|
Итого:
|
34 часа
|
16ч.
|
18ч.
|
4 класс.
№
п/п
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Из них:
|
Теоретические
|
Практические
|
1.
|
Полезные привычки.
|
4
|
2
|
2
|
2.
|
Наше питание.
|
5
|
2
|
3
|
3.
|
Наше здоровье.
|
4
|
2
|
2
|
4.
|
Как помочь сохранить себе здоровье.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
5.
|
Что зависит от моего решения
|
2
|
1
|
1
|
6.
|
Вредные привычки.
|
3
|
1,5
|
1,5
|
7.
|
Мы – одна семья.
|
2
|
1
|
1
|
8.
|
Безопасное поведение на дорогах, в лесу, на водоёмах, при пожаре.
|
4
|
2
|
2
|
9.
|
Чрезвычайные ситуации.
|
4
|
2
|
2
|
10.
|
Повторение.
|
3
|
|
3
|
|
Итого:
|
34часа
|
15ч.
|
19ч.
|
^
1класс.
№ п/п
|
Тема занятия
|
Формы работы
|
Техническое оснащение
|
1.
|
^
Если хочешь быть здоров.
|
Рабочая тетрадь «Полезные привычки»:составление режима дня, рисование цветка здоровья
|
|
2.
|
^
Подвижные игры на воздухе.
|
Игры: «Совушки», «Замри».
|
|
3.
|
Подвижные игры на свежем воздухе.
|
Игры: «Бег сороконожек»,
«Отгадай, чей голосок?»
|
|
4.
|
Подвижные игры на свежем воздухе.
|
Игры: «Десять палочек»,
«У медведя на бору».
|
|
5.
|
Подвижные игры на свежем воздухе.
|
Игры: «Пустое место», «Белые медведи», «Дерево дружбы».
|
|
6.
|
Русская народная игра «Городки».
|
Разучивание игры «Городки».
|
|
7.
|
Дружи с водой. (2ч.)
Советы доктора Воды.
|
Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Анализ сказки «Мойдодыр».
|
Компьютер
|
8.
|
Друзья Вода и Мыло.
|
«Сказка о микробах». Игровая ситуация.
|
|
9.
|
^
Глаза – главные помощники человека.
|
Игра «Полезно – вредно».Озд.
минутка «Гимнастика для глаз»
|
|
10.
|
Чтобы уши слышали.
|
Опыты. Озд. минутка «Самомассаж ушей».
|
|
11.
|
Зачем человеку кожа?
|
Игра «Угадайка». Опыты. Озд. минутка «Солнышко».
|
|
12.
|
Надёжная защита организма.
|
Практическая работа, опыты, наблюдения. Игра «Выбери ответ».
|
Компьютер
|
13.
|
Если кожа повреждена.
|
Игра «Можно или нельзя». Озд. минутка «Этюд души».
|
|
14.
|
Уход за зубами. (3ч.)
Почему болят зубы?
|
Игра «Угадай-ка». Анализ ситуации. Рисование.
|
|
15.
|
Чтобы зубы были здоровыми.
|
Игра «Спрятанный сахар». Практикум «Чистка зубов».
|
|
16.
|
Как сохранить улыбку красивой?
|
Озд. минутка «Сотвори солнце в небе». Сочинение стих-ния. Практическое занятие.
|
|
17.
|
^
Самые полезные продукты.
|
Кроссворд «В каких магазинах можно купить эти продукты».
|
|
18.
|
Питание – необходимое условие для жизни человека.
|
Заучивание слов. Экскурсия в столовую. Игра «Продолжи сказку». Какие правила я выполняю.
|
|
19.
|
Здоровая пища для всей семьи.
|
Анализ ситуации. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Кроссворд.
|
Детск. комп. программа «Волшебный элексир».
|
20.
|
Как правильно есть.
|
Анализ ситуации. Игры: «Мож-но – нельзя», «Юный кулинар», «Плохо – хорошо».
|
|
21.
|
Удивительные превращения пирожка.
|
Беседа по теме. Рисование.
|
|
22.
|
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
|
Загадки. Рисование.
|
|
23.
|
Плох обед, если хлеба нет.
|
Игра «Прогулка по улице Сезам».
|
|
24.
|
Настроение и поведение в школе и после школы. (3ч.)
Я – ученик.
|
Игры «Знаешь ли ты правила?», «Доскажи словечко». Анализ ситуаций.
|
|
25.
|
Как настроение?
|
Игра «Азбука волшебных слов»
Озд. минутка «Сотвори солнце в себе».
|
Магнитофон
|
26.
|
Я пришёл из школы.
|
Разыгрывание и анализ ситуа-
ций. Игры: «Закончи рассказ», «Любишь – не любишь».
|
|
27.
|
^
Вредные привычки.
|
Анализ ситуаций. Игра «Да – нет».
|
|
28.
|
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.
|
Оздор. минутки: «Деревце», «Гимнастика для глаз». Беседа.
|
|
29.
|
^ Скелет – наша опора.
|
Упражнения и наблюдения. Это интересно!
|
|
30.
|
Осанка – стройная спина!
|
Упражнение «Гора». Озд. мин. «Хождение по камушкам».
|
Мультимедио
|
31.
|
Если хочешь быть здоров. (2ч.) Правила безопасности на воде.
|
Беседа «Правила поведения на воде». Игра «Да – нет».
|
|
32.
|
Спортивные соревнования «Весёлые старты».
|
Спортивная программа.
|
|
33.
|
^
Я здоровье берегу - сам себе я помогу.
|
Игра «Крестики-нолики».
|
Магнитофон
|
2класс.
№
п/п
|
Тема занятия
|
Формы работы
|
Техническое
оснащение
|
1.
2.
3.
|
Почему мы болеем.
Вводное занятие. Причины болезни.
Признаки болезни.
Как здоровье?
|
Беседа по теме.
Игра-соревнование
«Кто больше знает?»
Тест «Твоё здоровье»
|
DVD
«Температура».
|
4.
5.
|
^
Как организм помогает себе сам.
Здоровый образ жизни.
|
Беседа по теме « Режим дня».
Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?»
Беседа по теме. Анализ ситуации. Озд. минутка.
|
Магнитофон
|
6.
|
Кто нас лечит.
Какие врачи нас лечат.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
|
Компьютер
|
7.
8.
|
^
Инфекционные болезни.
Прививки от болезней.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Игра соревнова-
ние «Кто больше знает?»
Игра «Полезно-вредно».
Оздоровительная минутка.
|
Мультимедио
Магнитофон
|
9.
10.
|
^
Какие лекарства мы выбираем.
Домашняя аптечка.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Игры: «Кто больше знает?», «Светофор здоровья».
|
DVD «Сбор аптечки».
|
11.
12.
|
^
Отравление лекарствами.
Пищевые отравления.
|
Беседа по теме. Практическая работа.
Игра «Кто больше знает?»
|
DVD «Пищевое отравление»
|
13.
14.
|
^
Если солнечно и жарко.
Если на улице дождь и гроза.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Помоги себе сам!
Оздоровительная минутка.
|
DVD «Гроза»
|
15.
16.
|
^
Опасность в нашем доме.
Как вести себя на улице.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Игры: «Светофор здоровья», «Кто больше знает?» Заучивание слов.
|
DVD «Опасные места в доме»
|
17.
|
^
Вода – наш друг.
|
Беседа по теме.
Игра «Светофор здоровья».
|
DVD «Правила поведения на воде».
|
18.
|
^
Чтобы огонь не причинил вреда.
|
Беседа по теме. Анализ ситуаций.Практич.работа.
|
DVD«Шалости ребёнка дома».
|
19.
|
^
Чем опасен электрический ток.
|
Беседа по теме. Игра «Светофор здоровья».
|
DVD «Правила обращения с электроприборами»
|
20.
|
^
Травмы.
|
Беседа по теме. Практическая работа в парах. Заучивание слов.
|
DVD «Порезы, ссадины, ушибы».
|
21.
|
^
Укусы насекомых.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Помоги себе сам!
|
DVD «Укусы насекомых».
|
22.
|
^
Что мы знаем про собак и кошек.
|
Беседа по теме. Обсуждение стихотворения. Это инте- ресно! Помоги себе сам!
|
DVD «Домашние животные», «Собаки».
|
23.
24.
|
^
Отравление ядовитыми веществами.
Отравление угарным газом.
|
Беседа по теме. Игра сорев-нование «Кто больше знает?» Игра «Светофор здоровья». Озд. минутка.
|
DVD«Газ»,«Пра-вила обращения с газовыми приборами».
|
25.
26.
|
^
Как помочь себе при тепловом ударе.
Как уберечься от мороза.
|
Беседа по теме. Игра «Светофор здоровья».
Игра «Полезно – вредно».
Помоги себе сам!
|
DVD «Солнечный удар», «Обморожение».
|
27.
28.
29.
|
Первая помощь при травмах.
Растяжение связок и вывих костей.
Переломы.
Если ты ушибся или порезался.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Практическая работа. Помоги себе сам!
|
DVD «Растяжения и переломы».
|
30.
|
^
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.
|
Беседа по теме.
Отгадывание кроссворда
«Органы».
Помоги себе сам!
|
DVD «Кость в горле».
|
31.
|
^
Укусы змей.
|
Беседа по теме. Отгадывание кроссворда «Скелет». Это интересно!
|
|
32.
33.
34.
|
Сегодняшние заботы медицины.
Расти здоровым. Воспитай себя.
Я выбираю движение.
Итоговое занятие. Игра «Путешествие в страну Здоровья».
|
Рассказ учителя. Решение задач. Тест «Оцени себя сам».
Подвижные игры на воздухе.
Игра по станциям.
|
Мультимедио
Магнитофон
|
3класс.
№
п/п
|
Тема занятия
|
Формы работы.
|
Техническое
оснащение
|
1.
|
^
Мой характер.
|
Беседа по теме. Рассказы учащихся «Опиши себя». Анализ ситуаций. Оценка урока.
|
Рабочие тетради «Полезные привычки» (3класс).
|
2.
|
Учусь оценивать себя сам.
|
Беседа по теме: завышенная, заниженная, реалистичная самооценка. Самооценка учащихся.
|
Компьютер.
|
3.
|
Учусь взаимодействовать.
|
Беседа о взаимодействии и агрессивном поведении. Анализ ситуаций. Игра «Собери разрезанный рисунок». Оценка урока.
|
Компьютер.
|
4.
|
Учусь настаивать на своём.
|
Беседа о давлении одного человека на другого, о пассивном и агрессивном поведении, неагрессивном отстаивании своего мнения. Анализ ситуаций.
|
Компьютер.
|
5.
|
Я становлюсь увереннее.
|
Беседа об уверенности в себе человека. Тестирова- ние и самооценка учащих- ся. Памятка «Как трениро- вать уверенность в себе».
|
Компьютер.
|
6.
|
Мои права.
|
Беседа по теме. Составле- ние памятки «Мои права и обязанности».
|
Компьютер.
|
7.
|
Когда на меня оказывают давление.
|
Беседа о давлении сверст- ников. Анализ ситуаций. Памятка «Советы сомнева- ющемуся человеку». Выводы. Оценка урока.
|
Компьютер.
|
8.
|
^
Из чего состоит наша пища.
|
Беседа о составе пищи. Составление дневника здоровья, меню на день и «пищевой тарелки».
|
Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья».
|
9.
|
Где и как готовят пищу.
|
Беседа по теме. Игра «Найди пару».
|
Компьютер.
|
10.
|
Что нужно есть в разное время года.
|
Беседа по теме. Практичес- кая работа «Составление меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня».
|
|
11.
|
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
|
Беседа по теме. Практичес- кая работа «Составление меню завтрака спортсмена в день соревнований».
|
|
12.
|
Молоко и молочные продукты.
|
Беседа по теме. Кроссворд. Профессии животноводов. Практическая работа «Питательные вещества, содержащиеся в сметане и твороге».
|
Компьютер.
|
13.
|
^
Приспособление человека к условиям жизни на Севере.
|
Беседа по теме. «Весёлые старты» между командами.
|
|
14.
|
Режим дня младшего школьника с учётом условий Крайнего Севера.
|
Практическая работа «Составление режима дня третьеклассника».
|
|
15.
|
Профилактика заболеваний в условиях Севера. Первая помощь при травмах, обморожениях, порезах, ожогах.
|
Практическая работа «То- чечный массаж». Беседа о профилактике заболеваний гриппом, ОРЗ, ОРВИ.
|
|
16.
|
^
Личная безопасность в подъезде, на улице.
|
Беседа по теме. Просмотр диска «Личная безопас- ность в подъезде, на ули- це», «Одна на улице». Анализ ситуаций.
|
DVD
|
17.
|
Правила перехода через дорогу.
|
Беседа по теме. Просмотр диска «Правила перехода через дорогу». Анализ ситуаций.
|
DVD
|
18.
|
Безопасность в наземном транспорте.
|
Беседа по теме. Просмотр диска «Безопасность в наземном транспорте».
|
DVD
|
19.
|
Пожарная безопасность. Пожар в доме.
Правила поведения в лифте.
|
Беседа по теме. Анализ ситуаций. Просмотр диска по темам «Пожарная безо-пасность. Пожар в доме.
Правила поведения в лифте
|
DVD
|
20.
|
Правила безопасного поведения на водоёмах.
|
Беседа по теме. Анализ ситуаций. Просмотр диска
«Правила поведения на воде и на льду».
|
DVD
|
21.
|
^
Умеем ли мы вежливо общаться.
|
Беседа по теме. Анализ ситуаций. Игры: «Компли- мент», «Телефон». Это по- лезно знать! Искусство говорить «нет».
|
Компьютер.
|
22.
|
Надо ли прислушиваться к советам родителей?
|
Беседа по теме. Анализ рассказа А.М. Горького «Воробышек». Портрет ро- дителей. Пожелание себе.
|
Компьютер.
|
23.
|
Как вести себя с незнакомыми людьми.
|
Беседа по теме. Закончите высказывание. Правила поведения с незнакомыми людьми. Азбука безопасности.
|
Компьютер.
|
24.
|
Как выбрать друзей.
|
Беседа по теме. Анализ рассказа Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». Игры: «Хочу быть», «Продолжи предложение».
|
Компьютер.
|
25.
|
Как воспитать в себе сдержанность.
|
Беседа по теме. Анализ стих. А.Барто «Девочка – рёвушка». Толкование по-словиц и крылатых выра- жений. Игра «Проверь себя».
|
Компьютер.
|
26.
|
^
Как вести себя за столом.
|
Кроссворд. Сервировка стола. Это интересно! Ана-лиз ситуаций. Правила поведения за столом.
|
Компьютер.
|
27.
|
Как вести себя в гостях.
|
Анализ ситуаций. Беседа по теме. Приглашение гостей. Это полезно знать!
|
Компьютер.
|
28.
|
Как вести себя в общественных местах.
|
Анализ ситуаций. Беседа по теме. Игра «Найди пра-вильный ответ». Практиче-ская работа: составление правил поведения в общественных местах.
|
Компьютер.
|
29.
|
^
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.
|
Беседа по теме. Китайская сказка. Ролевая игра. Игра в пословицы.
|
Компьютер.
|
30.
|
Как помочь родителям.
|
Беседа по теме. Анализ ситуаций. Игры: «Давай поговорим»,«Комплимент».
|
Компьютер.
|
31.
|
Как помочь больным и беспомощным.
|
Беседа по теме. Анализ рассказа Л. Толстого «Ста-рый дед и внучек». Игры: «Давай поговорим», «Вы- бери правильный ответ».
|
Компьютер.
|
32.
|
^
Как отучить себя от вредных привычек.
|
Беседа по теме. Анализ ситуаций. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».
|
Компьютер.
|
33.
|
Курению и алкоголю скажем: «Нет».
|
Беседа по теме. Анализ ситуаций. Влияние табачного дыма на человека, его органы.
|
Рабочие тетради «Полезные привычки».
|
34.
|
^ Культура здорового образа жизни.
|
Урок-соревнование.
|
Компьютер.
Магнитофон.
|
4 класс.
№
п/п
|
Тема занятия
|
Формы работы.
|
Техническое
оснащение
|
1.
|
^
Самоуважение.
|
Анализ текста «В школу на санках».Словарь:уваже- ние, цель, самоуважение. Составление объявления.
Дерево моих достижений.
Как достичь цели. Оценка.
|
Рабочие тетради «Полезные привычки» (4класс).
|
2.
|
Привычки.
|
Беседа по теме «Полезные и вредные привычки». План избавления от вред-ной привычки. Выводы. Оценка урока.
|
|
3.
|
Дружба.
|
Беседа по теме. Пословицы о дружбе и друзьях. Анализ ситуаций о дружбе.
Выводы. Оценка урока.
|
|
4.
|
Учусь сопротивляться давлению.
|
Беседа по теме. Виды дав- ления. Способы отказа. Анализ ситуаций. Памятка
«Как сопротивляться дав-лению». Выводы. Оценка.
|
|
5.
|
^
Блюда из зерна.
|
Беседа по теме. Злаковые культуры. Игра в послови-цы Питательные вещества, которые содержатся в хле-бе и пирожных. Игра «Соедини стрелками».
|
Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья».
|
6.
|
Какую пищу можно найти в лесу.
|
Беседа по теме. Питатель-ные вещества, содержащи-еся в грибах. Кроссворды: «Ягоды», «Растения». Игра «Собери рюкзак».
|
DVD
«Собери рюкзак»
|
7.
|
Что и как можно приготовить из рыбы.
|
Беседа по теме. Конкурс «Дорисуй и раскрась прес-новодных рыб». Блюда из рыбы. Эстафета поваров.
«Ореховый» кроссворд.
|
|
8.
|
Дары моря.
|
Беседа по теме. Дорисуй и раскрась обитателей морей
Кроссворд «Обитатели моря».
|
|
9.
|
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
|
Конкурс блюд. Практичес-кая работа «Моё недельное меню».
|
|
10.
|
^
Что такое здоровье?
|
Беседа по теме. Практическая работа «Частота пульса». Игра «Давай поговорим». Оздоровит. минутка.
|
Магнитофон.
|
11.
|
Что такое эмоции?
|
Беседа по теме. Работа со словарём. Игры: «Кто больше знает?», «Продол-жи предложение», «Твоё имя».
|
Компьютер.
|
12.
|
Чувства и поступки.
|
Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?» Практичес кая работа «Рисование человека».
|
Компьютер.
|
13.
|
Стресс.
|
Беседа по теме. Практич. работа «Признаки и дейст-вия». Игра «Кто больше знает?»
|
Компьютер.
|
14.
|
Как помочь сохранить себе здоровье. (3ч.)
Учимся думать и действовать.
|
Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?» Анализ ситуации.
|
Компьютер.
|
15.
|
Учимся находить причину и последствия событий.
|
Игра «Почему это произо-шло?» Беседа по теме. Игры: «Назови возможные последствия событий», «Что? Зачем? Как?»
|
Компьютер.
|
16.
|
Умей выбирать.
|
Беседа по теме. Анализ сказки. Игра «Компли-мент». Оздор. минутка.
|
|
17.
|
^
Принимаю решение.
|
Беседа по теме. Игра «Да-вай поговорим». Практич. работа «Мы самые хоро-шие и самые любимые» (с зеркалом). Анализ стих. Б. Заходера «Что красивей всего?»
|
Компьютер.
|
18.
|
Я отвечаю за своё решение.
|
Анализ ситуации. Беседа по теме. Игры: «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
|
|
19.
|
^
Злой волшебник – табак.
|
Беседа по теме. Игра «Волшебный стул». Анализ сказки. Это интересно! Работа с деревом решений.
|
Компьютер.
|
20.
|
Злой волшебник – алкоголь.
|
Беседа по теме. Коллективное рисование. Это интересно! Это полезно помнить! Игры: «Беседа по кругу», «Выбери ответ».
|
Компьютер.
|
21.
|
Злой волшебник – наркотик.
|
Анализ ситуации по сказке Д. Родари «Рыбы». Беседа по теме. Это полезно пом- нить! Работа с деревом ре-шений. Игры: Пирамида», «Давай поговорим».
|
Компьютер.
|
22.
|
^
Мальчишки и девчонки.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Игры: «Давай поговорим», «Противопо-ложности». Оздор. минутка
|
Компьютер.
|
23.
|
Моя семья.
|
Беседа по теме. Анализ ситуации. Игра «Продолжи предложение». Озд. мин.
|
Компьютер.
|
24.
|
^
Безопасность в транспорте.
|
Беседа по теме. Просмотр диска по темам: «Безопас-ность в автотранспорте, в
ж/д транспорте», «Правила поведения в метро», «Тер-рорист в автобусе».
|
DVD
|
25.
|
Безопасность на водоёмах.
|
Беседа по теме. Просмотр диска: «Правила поведения на воде, в лодке», «По- мощь утопающему» и «Спасение утопающего».
|
DVD
|
26.
|
В лесу. Лесной пожар.
|
Беседа по теме. Просмотр диска: «Лесной пожар. Правила поведения в лесу. Кострище. Как не допус-тить лесных пожаров».
|
DVD
|
27.
|
Пожар в общественном месте.
|
Беседа по теме. Просмотр диска по теме: «Пожар в общественном месте. Ёлка. Питарды».
|
DVD
|
28.
|
^
Пожары и взрывы.
|
Беседа по теме. Просмотр диска: «Пожарная безопас-ность. Ожоги. Выброс ядо-витых веществ. Радиационная опасность. Ложная угроза взрыва школы. Эвакуация».
|
DVD
|
29.
|
Террористы и заложники.
|
Беседа по теме. Просмотр диска: «Поведение в толпе. Террорист в автобусе. Захват и освобождение заложников».
|
DVD
|
30.
|
Аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте.
|
Беседа по теме. Просмотр диска: «Аварии и катастрофы», «Гидродинамические аварии», «Химическая авария».
|
DVD
|
31.
|
Стихийные (природные бедствия).
|
Беседа по теме. Просмотр диска: «Гроза, буря, смерч.
Землетрясение. Обвалы, оползни, сели. Снежные лавины. Паводки и навод-нения. Ураган. Гололёд.
|
DVD
|
32.
|
^
День здоровья.
|
Соревнования «Весёлые старты».
|
|
33.
|
Умеем ли мы правильно питаться.
|
Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин». Ин-сценировка «Спор овощей»
Оздор. минутка «Вершки и корешки». Игра «Какие овощи выросли в огороде?»
|
Компьютер.
|
34.
|
Итоговое занятие. КВН «Наше здоровье».
|
Игра между командами.
|
Компьютер.
|
^ .
Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия о пище, питании можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приёму жидкости, в том числе воды).
На занятиях оценок нет. На поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагировать отрицательно на их ответы. Быть доброжелательной. Выслушивать ответы, не показывая свое неприятие позиции ребенка даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.
Использовать в своей работе следующие формы занятий: оздоровительные минутки, подвижные игры, игровые ситуации, опыты, наблюдения, практические работы,
чтение и разбор прочитанных страничек по теме занятия, анализ различных ситуаций, беседы, рисование, игры, тесты, кроссворды.
Список литературы:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. /
Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 80с.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. /
Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2003. – 79с.
3. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь. / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А.Г.
Макеева. – М.: ОЛМА – ПРЕСС , 2005. – 72с.
4. Мир детства: Младший школьник. – М., 1988.
5. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики и наркомании в школе. – М., 2003.
6. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья
(1 – 4 классы). Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: ВАКО, 2005, 208с. – (Мастерская учителя).
7. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта
для начальной школы. / Под ред. Г.М.Королёва. М., 1996.
8. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 1кл., 2кл., 3кл., 4кл. – М.: Просвещение,
2008.
9. Полезные привычки: Рабочая тетрадь для 1кл., 2кл., 3кл., 4кл. / под ред. О.Л.Романовой;
М., 2000.
10. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 72с.
11. Физкультура для всей семьи. / Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. – М., 1989.
12. Журнал «Начальная школа».
13. Газеты: «Педагогическое творчество», «Начальная школа» / Изд. Дом «Первое сентября», «ШИК», «Педсовет».
|