Утверждаю
Директор школы: М.В.Енина
01.02.2013г
Инструкция
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
при проведении лабораторных работ в кабинете химии
1. Общие требования безопасности
Вход посторонним лицам в кабинет химии во время проведения практических занятий запрещается.
К практическим работам в кабинете химии допускаются только учащиеся, прошедшие углубленный медицинский осмотр и хорошо усвоившие правила техники безопасности.
В кабинете химии разрешается проводить эксперименты, только предусмотренные учебными программами.
Ни один пробор нельзя использовать без предварительной проверки учителем.
Химические опыты следует выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в приборах, в тех условиях и порядке, которые указаны в руководстве по проведению эксперимента.
Все опыты, предназначенные к проведению учащимися, должны быть предварительно проделаны учителем. При этом все реактивы должны использоваться из той лабораторной посуды, из которой они
будут выдаваться учащимися, и в тех же количествах, в которых будут применяться ими.
Выдача учащимся химических реактивов, необходимых для опытов, производится учителем в количествах, потребных для проведения данного эксперимента.
Доступ учащихся к местам хранения химических реактивов должен быть исключен.
Перед началом практических занятий в кабинете химии проверяется исправность всего оборудования, газовой сети, работа вентиляции и т.д. В случае обнаружения каких-либо неисправностей, могущих создать повышенную опасность, работа в химическом кабинете не проводится впредь до устранения этих неисправностей.
Опыты, сопровождающиеся выделением вредных паров и газов, проводятся только в вытяжном шкафу при исправно действующей вентиляции.
Установленные в вытяжном шкафу приборы, в которых проводятся эксперименты с легковоспламеняющимися или взрывоопасными веществами, ограждаются (со стороны створок шкафа) защитным экраном из оргстекла. Опыты с такими веществами производятся только учителем.
Запрещается брать реактивы незащищенными руками. Для этого используются фарфоровые ложки, шпатели или совочки.
Нельзя выливать в раковины остатки кислот, щелочей, сернистых соединений, огнеопасных жидкостей, а также растворы, полученные после опыта. Эти вещества следует сливать в предназначенные для этой цели склянки.
Во избежание засорения канализации нельзя бросать в раковину бумагу, песок и другие твердые вещества.
При использовании каких-либо веществ для опытов нужно внимательно прочитать этикетку на склянке или другой таре, в которой хранятся реактивы, во избежание ошибки, результатом которой может явиться несчастный случай.
Насыпать или наливать реактивы следует на столе (сухие - над листом бумаги, жидкие - над противнем).
Просыпанный или пролитый случайно реактив ссыпать или сливать обратно в тару к основному количеству реактивов не разрешается.
Для нейтрализации пролитых на стол или пол кислот или щелочей в кабинете химии должны стоять склянки с приготовленными заранее нейтрализующими растворами (соды и уксусной кислоты).
При определении вещества по запаху нельзя наклоняться над горлом сосуда и сильно вдыхать пары или выделяющийся газ. Для этого нужно легким движением ладони над горлом сосуда направлять пары или газ к носу и вдыхать осторожно.
Снимать с плиты сосуды (колбы, стаканы) с жидкостью, нагретой до температуры кипения или близкой к ней, следует осторожно, защитив руку полотенцем.
Укреплять сосуды в держателях штатива следует осторожно, вращая сосуд вокруг оси, пока не почувствуется небольшое затруднение во вращении.
Во время нагревания жидкостей нельзя заглядывать в сосуд (даже в пробирку) сверху, так как в случае возможного выброса нагретого вещества могут быть несчастные случаи.
Запрещается держать огне- и взрывоопасные вещества вблизи открытого огня и сильно нагретых предметов.
Запрещается оставлять без присмотра горящие газовые горелки, спиртовки, а также включенные электронагревательные приборы.
По окончании работы следует немедленно выключать электроприборы, закрывать газовые и водопроводные краны.
Все учащиеся на время проведения практических занятий в кабинете химии должны обеспечиваться спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халаты, маски из оргстекла, резиновые перчатки и др.) по действующим нормам, предусмотренным для работников химических лабораторий.
Спецодежда и средства индивидуальной защиты должны храниться в шкафах, специально предназначенных для этой цели.
Использовать спецодежду для других целей (при уборке классных помещений, при работах на пришкольном участке и др.), а также уносить домой запрещается.
Стирка спецодежды должна производиться в прачечных или лицом из обслуживающего персонала школы, проинструктированным о мерах предосторожности при проведении этой работы. Стирка халатов самими учащимися запрещается.
1.28. При работе с легковоспламеняющимися и огне- и взрывоопасными реактивами не следует носить одежду из синтетических или смешанных тканей, так как в случае воспламенения эти ткани не горят, а плавятся, пристают к кожному покрову, причиняя тяжелые ожоги.
^
Работая с кислотами и едкими щелочами, необходимо помнить, что несоблюдение правил обращения с ними приводит к сильным химическим ожогам.
Концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей, причем степень их воздействия зависит в первую очередь от окислительной способности кислоты.
По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: царская водка (смесь азотной и соляной кислот), азотная кислота, серная кислота, плавиковая кислота, соляная кислота, уксусная кислота (90-100%), молочная кислота, щавелевая кислота и т. д. Очень опасны ожоги хромовой смесью.
Большой предосторожности требует работа с плавиковой кислотой. Следует помнить, что ее действие на кожу начинает ощущаться только через 5-8 часов. Даже одна капля плавиковой кислоты, попавшая на кожу и не смытая немедленно, вызывает болезненную, трудно поддающуюся лечению рану.
Некоторые из концентрированных кислот, называемые обычно «дымящими» (например, соляная, азотная кислоты), оказывают сильное раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз.
При воздействии концентрированных растворов едких щелочей образуются очень болезненные и медленно заживающие раны.
Твердые едкие щелочи, притягивая влагу, содержащуюся в воздухе, очень легко переходят в раствор и поэтому действие их расценивается равносильным действию концентрированных растворов щелочей.
Ниже приводятся основные правила безопасной работы с кислотами и щелочами:
Основные (запасные) количества кислот и других агрессивных жидкостей должны храниться в помещении, специально для этого предназначенном.
Разливка кислот и других агрессивных жидкостей из бутылей большой емкости в расходные склянки производится с помощью сифона, при использовании в качестве источника давления резиновой груши, ручного насоса или ножной воздуходувки. Использование для этой цели электрических воздуходувок запрещается.
Разливку концентрированных кислот: азотной, соляной, других дымящихся веществ, а также аммиака во избежание отравления следует проводить с особой осторожностью, под тягой.
Переноска склянок с реактивами должна производиться в плетеных корзинках или другой таре, обеспечивающей безопасную и удобную транспортировку.
Нельзя переносить и даже поднимать склянки с кислотами и другими агрессивными жидкостями, взяв их только за горло сосуда.
Доставленные в лаборантскую реактивы размещаются в предназначенных для них местах хранения.
При разбавлении концентрированных кислот водой нужно лить кислоту в воду, а не наоборот, при постоянном помешивании. Приливание воды к концентрированной кислоте (особенно серной) сопровождается сильным разогреванием и разбрызгиванием жидкости, что может привести к ожогам.
При разбавлении концентрированных кислот, смешивании их друг с другом и при смешивании веществ, сопровождающемся выделением тепла, необходимо пользоваться только тонкостенной химической или фарфоровой посудой.
Нельзя вливать горячие или даже теплые жидкости в толстостенные сосуды и приборы (например, в аппарат Киппа) и добавлять в них серную кислоту.
Во избежание ожогов полости рта, а также отравления запрещается набирать растворы кислот, щелочей и других агрессивных жидкостей в пипетку ртом. При засасывании этих веществ следует пользоваться пипетками с различными ловушками, посредством резиновой груши.
При всех операциях с кислотами и щелочами следует обязательно применять резиновые перчатки, защитные очки и другие предохранительные средства.
Применять серную кислоту в эксикаторе в качестве водопоглащающего средства запрещается.
Растворять щелочи следует в фарфоровой посуде путем медленного прибавления к воде небольших порций вещества при непрерывном помешивании. Куски щелочи можно брать только пинцетом или щипцами.
Большие куски едких щелочей следует раскалывать на мелкие куски в специально отведенном месте, с применением защитных очков и перчаток.
Отработанные кислоты и щелочи следует собирать раздельно в специально предназначенную посуду и сливать в канализацию только после нейтрализации.
Разлитые кислоты или щелочи необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать и после этого производить уборку.
В случаях аварий (разбился прибор, склянка с агрессивной жидкостью), когда начинают выделяться значительные количества ядовитых паров и газов, необходимо немедленно удалить всех учащихся из помещения и после этого приступить к ликвидации аварийного состояния, применяя при этом противогаз и другие защитные средства.
^
Щелочные металлы калий и натрий энергично взаимодействуют с водой, при этом выделяющийся водород воспламеняется со взрывом.
При работе с металлическим калием и натрием необходимо соблюдать особую осторожность.
Нельзя допускать соприкосновения этих металлов с водой, влажными предметами, а также с хлорсодержащими органическими соединениями и твердой двуокисью углерода (сухой лед).
Все работы с металлическими калием и натрием должны проводиться на противнях в вытяжном шкафу, в защитных очках и резиновых перчатках, вдали от источников воды и тепла.
Запрещается работа со щелочными металлами при высокой влажности в помещении.
Хранить металлические калий и натрий следует в стеклянной банке с плотно закрытой корковой пробкой, под слоем обезвоженного керосина, парафина или трансформаторного масла; банки помещаются в металлический ящик с песком.
Вынимать металлические калий и натрий из тары, загружать их в аппараты и т.п. следует только сухим пинцетом или тигельными щипцами.
Керосин, парафин или трансформаторное масло с поверхности металла удаляют фильтровальной бумагой.
Резать щелочные металлы необходимо на фильтровальной бумаге сухим и острым ножом.
Первичная резка щелочного металла должна производиться под слоем трансформаторного масла или керосина для снятия верхнего перекисного слоя, ввиду того, что контакт перекисных соединений с чистым металлом на открытом воздухе может вызвать взрыв.
Отходы (обрезки) металлических калия и натрия необходимо собирать в отдельные банки с обезвоженным керосином для последующего уничтожения в тот же день.
Накапливание остатков щелочных металлов запрещается.
Выбрасывать отходы металлических калия и натрия в канализационную раковину или тару для сбора мусора запрещается.
Уничтожение отходов калия и натрия в количестве до двух граммов производится путем полного растворения их в этиловом спирте, растворение следует вести небольшими порциями, полученный раствор сливается в канализацию.
Приборы и посуду, в которых можно подозревать присутствие частиц металлических калия и натрия, надо сначала промыть этиловым спиртом и только после того, как весь металл будет растворен в нем, можно мыть водой.
Загоревшиеся металлический калий или натрий следует тушить порошковым огнетушителем, сухим песком, сухой магнезией или с помощью асбестового одеяла.
Запрещается применять при тушении щелочных металлов воду, пенные огнетушители и двуокись углерода (углекислоту).
^
При работе с органическими растворителями следует иметь в виду, что многие из них опасны как соединения, обладающие значительной токсичностью, и что большинство из них являются легковоспламеняющимися. Многие из растворителей весьма летучи и легко образуют с воздухом взрывоопасные смеси.
В практике кабинета химии находят применение ацетон, бензин, бензол, дихлорэтан, ксилол, толуол, этиловый, бутиловый и метиловый спирты и др.
По степени опасности растворители, применяемые в кабинетах химии, относятся к трем группам:
1. Растворители, вызывающие преимущественно острые отравления с преобладающим явлением наркоза: бензин, этиловый и бутиловый спирт, ацетон.
2. Растворители более токсичные, вызывающие острые отравления. К этой группе относятся метиловый спирт (метанол), дихлорэтан и др.
3. Растворители, обладающие высокой токсичностью, вызывающие наряду с поражениями первых двух групп - серьезные поражения и стойкие изменения функций кровеносных органов и нервной системы.
К данной группе относятся бензол, толуол, ксилол и др.
По степени пожарной опасности большинство из них относятся к легковоспламеняющимся. При работе с растворителями всегда следует быть чрезвычайно осторожным, нельзя допускать даже незначительной небрежности, так как это может привести к несчастному случаю.
Основные правила безопасной работы с органическими растворителями сводятся к следующему:
Работа с растворителями проводится обязательно в вытяжном шкафу.
Прибор, в котором демонстрируется опыт, связанный с опасностью взрыва, со стороны учащихся, должен быть защищен экраном из оргстекла. Глаза производящего эксперимент защищаются очками или маской с козырьком из оргстекла.
При работе с легковоспламеняющимися растворителями все горелки, находящиеся в вытяжном шкафу, где проводится опыт, должны быть потушены, а электрические нагреватели с открытой спиралью - выключены.
Посуда, в которой производится опыт с органическим растворителем, перед заполнением должна быть чистой и сухой.
Работу, связанную с опасностью воспламенения, вспышки или взрыва, надо выполнять стоя.
Недопустимо при опытах с растворителями оставлять рабочее место без присмотра.
Нагревание и отгонку легковоспламеняющихся и горючих органических растворителей разрешается производить только на водяной или воздушной бане, используя электронагреватели со скрытой спиралью.
Запрещается выливать органические растворители в канализацию.
Отработанные жидкости следует собирать в отведенную для этих целей герметично закрывающуюся тару и уничтожать в местах, согласованных с санитарной и пожарной инспекциями.
Если при аварии будут пролиты органические растворители, то необходимо:
а) немедленно удалить учащихся из помещения;
б) погасить в помещении все горелки и выключить электрические приборы;
в) закрыть двери, открыть окна или форточки;
г) собрать пролитую жидкость тряпкой или полотенцем, которое выжать над широким сосудом, и затем жидкость перелить в сосуд для сбора отработанных жидкостей;
д) прекратить проветривание помещения только после полного исчезновения запаха пролитого растворителя;
е) при уборке использовать предохранительные очки и резиновые перчатки.
Количество одновременно находящихся в кабинете химии растворителей не должно превышать потребности для проводимого урока.
Растворители следует держать в толстостенной стеклянной посуде с притертой пробкой. Хранение этих жидкостей в тонкостенной посуде запрещается.
^
Горючий газ ядовит, а в смеси с воздухом - взрывоопасен. Поэтому при обращении с ним следует соблюдать правила техники безопасности.
Если в кабинете химии чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения.
Опробование огнем герметичности соединений газопровода, кранов и других элементов газового оборудования запрещается.
Опробование следует производить с помощью мыльной пены, нанося ее на места предполагаемой утечки.
Перед тем как открыть общий кран подачи газа в кабинет, необходимо убедиться в том, что все газовые краны, имеющиеся в помещении, закрыты, после этого открыть сначала общий кран, а затем краны тех ответвлений, куда нужна подача газа.
Необходимо правильно зажигать горелку: сначала поднести зажженную спичку, а затем осторожно открыть газовый кран.
Необходимо следить за тем, чтобы горение было нормальным: горение пламени спокойное, сине-фиолетовое.
Если пламя желтое, то это указывает на неполное сгорание, при котором в помещении выделяется значительное количество ядовитого угарного газа. В этом случае следует увеличить приток воздуха регулятором его подачи, находящимся на горелке, или уменьшить подачу газа, частично прикрыв краник.
При неправильном соотношении газа и воздуха горение распространяется внутрь горелки, и пламя может «проскочить». Это получается, если перед зажиганием горелки не закрывают подачу воздуха. Когда пламя «проскакивает» и газ начинает гореть внутри трубки горелки, последняя сильно накаляется, что нередко служит причиной тяжелых ожогов рук при попытке поправить пламя горелки с помощью регулятора подачи воздуха. Если пламя «проскочило»,
необходимо закрыть газовый кран, дать горелке остыть и только после этого снова ее зажечь.
Нельзя оставлять включенные горелки и другое газовое оборудование без присмотра.
Работая с горелкой, необходимо следить за тем, чтобы в огонь не попало платье, волосы.
Нужно следить за тем, чтобы нагреваемая жидкость не заливала пламя горелки.
В случае неожиданного прекращения подачи газа в сеть следует немедленно закрыть все газовые краны, в том числе и общий кран.
После окончания пользования газом следует закрыть краны перед горелками, а по окончании работ краны на ответвлениях и общий кран подачи газа в помещение.
Положение крана определяется чертой (риской) на квадратной головке крана: при открытом кране черта направлена вдоль оси газопровода, при закрытом поперек.
Работая с газом, необходимо считаться с тем, что даже при соблюдении правил пользования в помещении накапливаются продукты его сгорания. Поэтому там, где используется газ, обязательна исправно действующая вентиляция.
Инструкцию разработал учитель химии
Заведующий кабинетом __________________
СОГЛАСОВАНО
Ответственный по охране труда ___________________
|