Программа формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни
«Здоровый ребёнок – успешный ученик»
Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.
Формирование у детей и их родителей ценностного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта в семье.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:
– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
– доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
– последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
– системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
– сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Для образовательной системы «Гармония» характерна, прежде всего, гармония разных видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственого, интеллектуального, социального. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Затем рассматриваются просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни.
Образовательная система «Гармония» обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Она обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, создаёт условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создает для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
^
Направление
деятельности
|
Задачи
|
Содержание
|
Санитарно-просветительская работа по формированию
здорового образа жизни
|
1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни
|
– Проведение уроков здоровья,
проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности
|
Профилактическая деятельность
|
1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика травматизма
|
– Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье и школе
– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
– Система мер по предупреждению травматизма: оформление стендов, папок по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.
– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха, проведение релакспауз на массажных ковриках, использование массажных мячей, утренняя гимнастика с элементами адаптивной гимнастики.
|
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
|
1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
|
– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе: введение 3 урока с физической нагрузкой – ритмической гимнастики, организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта;
спартакиады, дни здоровья, …
– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.
|
Примерное программное содержание по классам
Тематическое планирование занятий к целевой программе «Здоровье».
1 класс (1-4)
Раздел программы
|
Темы занятий
|
На каком уроке проводится
|
Самопознание через чувство и образ
|
^
Цель: дать знания о различных частях тела и их функциях; помочь ощутить своё тело через движения и словесно описать части тела.
^ |
Физкультура
Чтение
Классный час
Труд
Окружающий мир
Чтение
(кл. праздники,
уроки КВО)
|
Школа здорового питания
|
^ |
Окружающий мир (12 урок)
Классный час
Классный час
Окружающий мир
Классный час
Классный час
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь
|
^ |
Классный час
В день санации зубов
|
Профилактика аддиктивного поведения и случайных
отравлений лекарственными препаратами
|
^ |
Классный час
Классный час
Классный час
Классный час
|
Безопасность детей на дороге
|
^ |
Чтение
Окружающий мир
Чтение
Окружающий мир
Классный час
Классный час
Классный час
Классный час
Чтение,
Окружающий мир
Классный час
|
^
Раздел программы
|
Темы занятий
|
На каком уроке проводится
|
Самопознание через чувство и образ
|
^ |
Окружающий мир
Чтение:
букварь «В» с.30
Окружающий мир
Окружающий мир
Кл. час
Чтение
Чтение
Чтение,
Классные праздники
|
Школа здорового питания
|
^ развитие навыка использования сенсорных ощущений в выборе пищи; научить «слушать советы своего организма» (определять нежелательные по своим потребительским качествам продукты); развитие сенсорных ощущений (запах, вкус, тактильные).
^ |
Окружающий мир
Окружающий мир
Кл. час
Кл. час
Кл. час
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь
|
^ |
Кл. час
Кл. час
|
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами
|
^ |
Окружающий мир
Кл. час
Кл. час
Кл. час
|
Безопасность детей на дорогах
|
^ |
Кл. час
Чтение
Кл. час
Чтение
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
|
Поведение в экстремальных ситуациях
|
^ |
Кл. час
Кл. час
|
^
Раздел программы
|
Темы занятий
|
На каком уроке проводится
|
Самопознание через чувства и образ
|
^ |
Культура общения
Культура общения
Культура общения
Культура общения
Культура общения
Чтение
Чтение
|
Школа здорового питания
|
^ |
Природоведение
Чтение
Природоведение
Кл. час
Кл. час
Кл. час
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь
|
^ |
Природоведение
Природоведение
Стоматологическая поликлиника
|
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами
|
^ |
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
|
Безопасность детей на дорогах
|
^
Цель: познакомить детей с особенностями трамвайной остановки, посадки в трамвай и выхода из него; переход улицы около трамвая.
^ |
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
|
Поведение в экстремальных ситуациях.
|
^ |
Чтение
Чтение
Кл. час
Труд
|
^
Раздел программы
|
Темы занятий
|
На каком уроке проводится
|
Самопознание через чувство и образ
|
^ |
Чтение
Чтение
Чтение
Чтение
Праздник в классе
|
^
|
1.Питание и эмоциональное состояние.
Цель: помочь ребёнку осознать влияние привычек, предыдущего опыта на выбор продуктов питания. Показать разнообразие продуктов питания, правила их употребления.
2.Пищеварение: как это происходит?
Цель: обобщить знания учащихся о строении и значении пищеварительной системы для правильного развития организма; закрепление навыков правильного питания.
^ |
Окружающий мир
Окружающий мир
Окружающий мир
Кл. час
|
Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами
|
^ |
Чтение
Кл. час
Кл. час
Кл. час
|
Безопасность детей на дорогах
|
1,2. Дорожные знаки: информационно-указательные, предупреждающие, предписывающие, запрещающие, знаки сервиса, знаки приоритета, таблички.
^
6. Ты – велосипедист.
7. Поездка за город.
8.Железнодорожный переезд.
9. Дорога глазами водителей.
^
|
Кл. час
Кл. час
Окр. Мир
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час (экс)
|
Поведение в экстремальных ситуациях
|
^ |
Кл. час
Кл. час
Кл. час
Кл. час
|
Деятельность по реализации программы
Ежедневные мероприятия:
утренняя гимнастика
релакспаузы на уроках
посещение секций и кружков в ОДОД
Творческие конкурсы:
рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!», «Вода – это жизнь»;
поделок «Золотые руки не знают скуки»;
спортивные игры по параллелям: «Весёлые старты», «К стартам готов», «А ну-ка, парни!», смотр строя и песни к 23 февраля.
творческо-исследовательские проектные работы «Первые шаги в науке» в рамках научно-практической конференции школьников «Царскосельские старты»
Классные часы (по плану)
Работа со специалистами (в организации и проведении занятий задействованы родители, медицинский работник, специалисты различных профессий).
1-й год
О чем поведал микроскоп. (Врач-гигиенист)
Береги свои зубы. (Врач-стоматолог)
Первая помощь при обморожении. (Школьная медсестра)
Внимание, клещ! (Медсестра)
2-й год
Профилактика детского травматизма. Операция «Внимание: дети!» (Инспектор ГИБДД)
Если дружишь с физкультурой. (Тренер ДЮСЩ)
Профилактика простудных заболеваний. (Медсестра)
Витамины вокруг нас. (Врач-педиатр)
3-й год
Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность). (Психолог)
В мире прекрасного (Преподаватель ДМШ)
Встреча с участниками студии «Горница»
Профессия - журналист. (Встреча с корреспондентом местной газеты)
4-й год
Береги здоровье смолоду! (Детский врач)
Профилактика алкоголизма и табакокурения. (музей гигиены)
Профилактика наркомании (ИДН)
Как быть другом. (Психолог)
Экскурсии
1-й год – «По безопасному маршруту в детскую библиотеку, в ДМШ»;
2-й год - в аптеку, в пожарную часть;
3-й год – в районный музей;
4-й год – музей гигиены
Работа с родителями. Знакомство родителей с программой «Здоровый ребёнок – успешный ученик»,
Тематика родительских собраний
1-й год. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).
2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).
3-й год- Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.
4-й год – Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек)
Тематика консультативных встреч
Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.
Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.
От чего зависит работоспособность младших школьников.
Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.
Профилактика близорукости.
Профилактика нарушения осанки.
Упражнения на развития внимания.
Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
Упражнения на развитие логического мышления.
Предупреждение неврозов.
Циклограмма работы класса
Ежедневно
|
Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки.
|
Еженедельно
|
работа в кружках, спортивных секциях, проведение уроков на свежем воздухе.
|
Ежемесячно
|
Классные часы «Здоровье», консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты.
|
^
|
Встреча со специалистами, классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания, день здоровья
|
^
|
Дни открытых дверей (для родителей), посещение кабинета стоматологии.
|
Один раз в год
|
Медицинский осмотр, операция «Витаминный чай», заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, праздник по тематике программы «Здоровый ребёнок - успешный ученик» - «Папа, мам и я – спортивная семья»
|
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
·соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
·наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
·организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
·оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
·наличие помещений для медицинского персонала;
·наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
^
Предполагаемый результат реализации программы:
стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
высокий уровень сплочения детского коллектива;
активное участие родителей в делах класса;
способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
Внешние: детская библиотека, спортивные секции, ДЮСШ.
Критерии результативности:
автоматизм навыков личной гигиены;
эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).
|