|
Скачать 0.77 Mb.
|
![]() «Согласовано» «Утверждаю» Председатель Управляющего совета Директор ГОУ СОШ № 352 _______________Е.Е. Морина ______________Л.В.Матвеенкова «01» сентября 2012 года «01» сентября 2012 года «Принято» На заседании педагогического совета ГОУ СОШ № 352 Протокол № 9 «29» августа 2012 года Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в ГБОУ СОШ №352 Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа. ^ Аналитическое обоснование программы Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
^ Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с соответствием Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения. Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно – эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. ^ В составе педагогического коллектива педагогов, из которых - психологи – 1 человека - логопед – 1 человек - зам. директора по УВР – 1 человека - зам. директора по ВР – 1 человека - социальный педагог – 1 человек - специально обученные педагоги для работы по профилактическим программам – 5 человек Данные специалисты прошли курсы повышения уровня квалификации.
^ Современные образовательные учреждения, особенно с углублённым содержанием обучения, какой является наша школа, характеризуются повышенным объёмом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате повышения нагрузки, детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название “школьные болезни”. При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма. Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработана и внедряется в жизнь программа «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Эта программа представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медработников учреждения. Все профилактические и оздоровительные технологии осуществляются медиками в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся. «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ” включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений или компонентов: 1 направление- организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями здоровьесбережения. 2 направление- это профилактические мероприятия, воспитывающие ответственность за свое здоровье, способствующие выработке у учащихся здоровьесберегающих навыков и привычек. 3 направление- физическое воспитание и двигательная активность обучающихся. 4 направление- психологическое сопровождение. 5 направление- оценка состояния психофизиологического здоровья детей. 6 направление- это адаптация детей и подростков к окружающей среде. Для реализации этого направления созданы программы по адаптации школьников на различных ступенях обучения. 7 направление- обучение педагогического коллектива. 8 направление- научно – методическое сопровождение. 9 направление- работа с родителями. 10 направление- организация рационального питания. Решение задач здоровьесбережения школьников и педагогов, реализация направлений программы «Здоровье» невозможны без создания необходимых материально-технических и санитарно-гигиенических условий. Поэтому, одно из направлений работы коллектива по реализации «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»- создание комфортных и безопасных условий для обучения школьников в учебных кабинетах и других помещениях школы, обеспечение медицинского кабинета необходимым инвентарем и оборудованием. «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», направлена на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Выполнение данной программы способствует сохранению хорошей работоспособности и функционального состояния учащихся нашей школы и поддержанию их здоровья в норме. ^ Наименование программы «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Цель программы: Создание условий для повышения качества общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки и создание в школе условий для сохранения укрепления здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне- развитой личности. Задачи:
^ Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья. ![]() ^ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Здоровье Рациональ Эффектив Реализация Просвети сберегаю ная органи ная орга дополни тельская щая зация учеб низация тельных работа инфра ной и вне физкуль образова с родителями структура учебной турнооздо тельных (законными деятельности ровитель программ представите обучаю ной работы лями) щихся ^ 1. Здание ГБОУ СОШ №352 размещено внутри микрорйона «Ростокино» удалено от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта. В школе обучаются 300 человек. Территория участка ограждена забором и зелеными насаждениями. Здание школы имеет наружное освещение. В здании школы централизованное водоснабжение и канализация. Отопление в школе центральное, отопительные приборы располагаются под оконными проемами. Фрамуги и форточки функционируют в любое время года, учебные помещения проветриваются на переменах. До начала занятий и после окончания осуществляется сквозное проветривание. В теплое время года занятия проводятся при открытых фрамугах и форточках. Уроки физкультуры проводятся в хорошо аэрируемых залах. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах. Гардероб размещен на 1 этаже и оборудован вешалками для каждой параллели. На земельном участке размещаются следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха и хозяйственная. Оборудование спортивной зоны обеспечивает выполнение учебных программ по физическому воспитанию и оздоровительных мероприятий. Зона отдыха размещена вблизи зеленых насаждений, вдали от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадку для подвижных игр и тихого отдыха. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой. Мусоросборник установлен на бетонированной площадке. Учебные помещения включают рабочую зону (учебные столы для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения , зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности. Стены гладкие, допускающие влажную уборку, на полах линолеум на утепленной основе. Учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение. Светопроемы учебных помещений оборудованы: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В учебных помещениях установлено люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся произведена ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от высоты, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, рассаживают дальше от наружной стены. Кабинеты физики и химии оборудованы специальными демонстрационными столами, установлены двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее). Лаборатория химии оборудуется вытяжным шкафам. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол установлен на подиуме. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя мультимедийное оборудование; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий. В мастерских для трудового обучения оборудование размещено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи имеются аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, используются защитные очки. Кабинеты информатики соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, ПЭВМ и организации работы. Размер спортивного зала предусматривает полное выполнение программы по физическому воспитанию, также есть возможность для проведения внеурочных спортивных занятий. Имеется раздевалка для мальчиков и девочек, комната для преподавателей физкультуры, снарядная. Актовый зал находится на 2 этаже на 200 посадочных мест. В библиотеке имеется читальный зал на 20 посадочных мест, пункт выдачи и приема литературы, хранилище книг. В группе кабинетов организованы лаборантские (физика, химия, биология). На втором этаже располагается кабинет психолога, на третьем логопеда, на первом медпункт. Медпункт работает в 2 смены, с 8.00до 19.00ч. На каждом этаже расположены санузлы для мальчиков и девочек. Полы в туалетных комнатах выстелены керамической плиткой. Ежедневно проводится дезинфекция санузлов. Имеется вентиляция. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, медпункте установлены умывальники. Школа обеспечена доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Дополнительно в классах устанавливается экологически чистая бутылированная вода. Число посадочных мест в столовой -120. В школе организовано 2-х разовое питание для детей группы продленного дня и горячие завтраки и обеды для остальных детей. Производственные помещения пищеблока обеспечены холодным и горячим водоснабжением. ^ Общеизвестно, что здоровью надо учить. С детских лет воспитывать привычку здорового образа жизни, чтобы он стал не только потребностью, но и показателем культуры и образованности человека. В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Школьникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира, поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья. Эту задачу мы пытаемся решить через введение в систему воспитательной работы и интеграцию с курсом "Мы и окружающий мир" программы «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования. Главная цель программы: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Программа курса «Разговор о правильном питании» предусматривает решение следующих задач: ![]() Дети могут объяснить: - какие продукты полезные для их организма и почему; - что надо есть, если хочешь быть сильным; - где найти витамины весной; - какую пищу можно найти в лесу; - что и как приготовить из рыбы;
Формы и методы реализации программы носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей. Большое внимание школа уделяет организации питания обучающихся, ведь правильное питание - основа здоровья ученика. Питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и психического развития ребёнка. Поэтому так важно уделять максимум внимания соблюдению принципов здорового питания. Наша школа работает по примерному недельному меню, обновляемому дважды в месяц, согласованному и утверждённому в органах санэпиднадзора. Учащиеся школы обеспечены горячим 1-3-х разовым питанием в течение дня, в зависимости от продолжительности пребывания детей в школе. При формировании рациона питания учащихся, закупке продуктов, составлении меню и приготовлении пищи для учащихся нашей школы соблюдаются принципы рационального, сбалансированного и щадящего питания, т.е. 1. Удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.), в соответствии с возрастным и физиологическими потребностями; 2. Сбалансированность рациона по всем пищевым веществам; 3. Максимальное разнообразие рациона, которое достигается путём достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В рационе учащихся нашей школы ежедневно присутствует мясо или рыба, молоко и молочные продукты, изделия из творога, сливочные и растительные масла, витаминизированный хлеб, свежие овощи, фрукты, фруктовые соки, разные крупы, ежедневно - собственная выпечка и т.д.; 4. Исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающими свойствами, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями; 5.Питание в школе соответствует нормам и требованиям диетического питания. 6.Для повышения защитных сил детского организма в школе проводится обязательная витаминизация третьих блюд, в меню школьной столовой вводится лук, чеснок, соки. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническому состоянию пищеблока и столовой, условиям транспортировки и качеству поступающего сырья, срокам реализации и условиям хранения продуктов.
94 ученика питаются организованно по талонам, остальные учащиеся питаются через раздачу со свободным выбором блюд; 135ученика питаются бесплатно, что составляет 47% питания.
Вся работа столовой организована в соответствии с нормативными документами: |