Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 icon

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352





НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352
страница1/4
Дата25.02.2013
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель Управляющего совета Директор ГОУ СОШ № 352

_______________Е.Е. Морина ______________Л.В.Матвеенкова

«01» сентября 2012 года «01» сентября 2012 года


«Принято»

На заседании педагогического совета ГОУ СОШ № 352

Протокол № 9

«29» августа 2012 года


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в ГБОУ СОШ №352


Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа.

^ Американская Ассоциация Национального Здоровья


Аналитическое обоснование программы


Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся являются:

  • Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции от 20 августа 2008 года № 241),

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427),

  • Московский базисный учебный план, утверждённый приказом Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 года № 958 «Об утверждении Московского базисного учебного плана»,

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»,

  • Приказ Департамента образования города Москвы от 9 сентября 2010 года № 1341, приказа Департамента образования города Москвы от 4 мая 2011 года № 327 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 года № 958»,

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»,

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки от 26.11.2010 № 1241),

  • Приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312».

  • «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".



^


Пояснительная записка


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с соответствием Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков;

  • Чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающий временный разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков;

  • Активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • Особенности отношения обучающихся школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающихся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом ограничителя свободы, неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятия ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно – эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.


^ Кадровое обеспечение программы

В составе педагогического коллектива педагогов, из которых

- психологи – 1 человека

- логопед – 1 человек

- зам. директора по УВР – 1 человека

- зам. директора по ВР – 1 человека

- социальный педагог – 1 человек

- специально обученные педагоги для работы по профилактическим программам – 5 человек

Данные специалисты прошли курсы повышения уровня квалификации.



н/п

Специалисты

ФИО

1

Зам. директора УВР,

Карабицкая Е.С.

2

Зам. директора ВР

Чеботаревич М.Ю.

3

Социальный педагог

Бражникова Н.В.

4

Психолог

Саркисова С.И.

5

Классные руководители с 1-11 класс

23 человека

6.

Учителя-предметники:

- биология


- ОБЖ


- Физической культуры


Потапова Н.В.


Бражников С.В.


Анохин М.М.



7

Школьный библиотекарь

Лопатина Н.М.

8

Логопед

Петухова Н. М.


^ Пути формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Современные образовательные учреждения, особенно с углублённым содержанием обучения, какой является наша школа, характеризуются повышенным объёмом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате повышения нагрузки, детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название “школьные болезни”.

При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.

Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработана и внедряется в жизнь программа «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».

Эта программа представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медработников учреждения. Все профилактические и оздоровительные технологии осуществляются медиками в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся.

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ” включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений или компонентов:

1 направление- организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями здоровьесбережения.

2 направление- это профилактические мероприятия, воспитывающие ответственность за свое здоровье, способствующие выработке у учащихся здоровьесберегающих навыков и привычек.

3 направление- физическое воспитание и двигательная активность обучающихся.

4 направление- психологическое сопровождение.

5 направление- оценка состояния психофизиологического здоровья детей.

6 направление- это адаптация детей и подростков к окружающей среде. Для реализации этого направления созданы программы по адаптации школьников на различных ступенях обучения.

7 направление- обучение педагогического коллектива.

8 направление- научно – методическое сопровождение.

9 направление- работа с родителями.

10 направление- организация рационального питания.

Решение задач здоровьесбережения школьников и педагогов, реализация направлений программы «Здоровье» невозможны без создания необходимых материально-технических и санитарно-гигиенических условий. Поэтому, одно из направлений работы коллектива по реализации «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни»- создание комфортных и безопасных условий для обучения школьников в учебных кабинетах и других помещениях школы, обеспечение медицинского кабинета необходимым инвентарем и оборудованием.

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», направлена на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Выполнение данной программы способствует сохранению хорошей работоспособности и функционального состояния учащихся нашей школы и поддержанию их здоровья в норме.


^ Паспорт программы ГБОУ СОШ №352


Наименование программы «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».


Цель программы:

Создание условий для повышения качества общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки и создание в школе условий для сохранения укрепления здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне- развитой личности.


Задачи:


  • Сформировать представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • Дать представление, с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровья детей(сниженная двигательная активность, инфекционные болезни, переутомления), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

  • Сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки(релаксации);

  • Сформировать навык позитивного коммуникативного общения;

  • Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

^ Срок реализации: 2012-2016 год.


Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.





^ Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни









Здоровье Рациональ Эффектив Реализация Просвети

сберегаю ная органи ная орга дополни тельская

щая зация учеб низация тельных работа

инфра ной и вне физкуль образова с родителями

структура учебной турнооздо тельных (законными

деятельности ровитель программ представите

обучаю ной работы лями)

щихся


^ Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.


1. Здание ГБОУ СОШ №352 размещено внутри микрорйона «Ростокино» удалено от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта. В школе обучаются 300 человек.

Территория участка ограждена забором и зелеными насаждениями. Здание школы имеет наружное освещение. В здании школы централизованное водоснабжение и канализация. Отопление в школе центральное, отопительные приборы располагаются под оконными проемами. Фрамуги и форточки функционируют в любое время года, учебные помещения проветриваются на переменах. До начала занятий и после окончания осуществляется сквозное проветривание. В теплое время года занятия проводятся при открытых фрамугах и форточках. Уроки физкультуры проводятся в хорошо аэрируемых залах. Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах. Гардероб размещен на 1 этаже и оборудован вешалками для каждой параллели.

На земельном участке размещаются следующие зоны: физкультурно-спортивная, отдыха и хозяйственная. Оборудование спортивной зоны обеспечивает выполнение учебных программ по физическому воспитанию и оздоровительных мероприятий. Зона отдыха размещена вблизи зеленых насаждений, вдали от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадку для подвижных игр и тихого отдыха. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой. Мусоросборник установлен на бетонированной площадке.

Учебные помещения включают рабочую зону (учебные столы для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения , зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности. Стены гладкие, допускающие влажную уборку, на полах линолеум на утепленной основе. Учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение. Светопроемы учебных помещений оборудованы: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В учебных помещениях установлено люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ.

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся произведена ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от высоты, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, рассаживают дальше от наружной стены.

Кабинеты физики и химии оборудованы специальными демонстрационными столами, установлены двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее). Лаборатория химии оборудуется вытяжным шкафам. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол установлен на подиуме.

Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя мультимедийное оборудование; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий.

В мастерских для трудового обучения оборудование размещено с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи имеются аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, используются защитные очки.

Кабинеты информатики соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, ПЭВМ и организации работы.

Размер спортивного зала предусматривает полное выполнение программы по физическому воспитанию, также есть возможность для проведения внеурочных спортивных занятий. Имеется раздевалка для мальчиков и девочек, комната для преподавателей физкультуры, снарядная. Актовый зал находится на 2 этаже на 200 посадочных мест. В библиотеке имеется читальный зал на 20 посадочных мест, пункт выдачи и приема литературы, хранилище книг.

В группе кабинетов организованы лаборантские (физика, химия, биология).

На втором этаже располагается кабинет психолога, на третьем логопеда, на первом медпункт. Медпункт работает в 2 смены, с 8.00до 19.00ч.

На каждом этаже расположены санузлы для мальчиков и девочек. Полы в туалетных комнатах выстелены керамической плиткой. Ежедневно проводится дезинфекция санузлов. Имеется вентиляция.

В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, медпункте установлены умывальники.

Школа обеспечена доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Дополнительно в классах устанавливается экологически чистая бутылированная вода. Число посадочных мест в столовой -120. В школе организовано 2-х разовое питание для детей группы продленного дня и горячие завтраки и обеды для остальных детей.

Производственные помещения пищеблока обеспечены холодным и горячим водоснабжением.


^ Организация рационального питания.


Общеизвестно, что здоровью надо учить. С детских лет воспитывать привычку здорового образа жизни, чтобы он стал не только потребностью, но и показателем культуры и образованности человека.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Школьникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира, поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья.

Эту задачу мы пытаемся решить через введение в систему воспитательной работы и интеграцию с курсом "Мы и окружающий мир" программы «Разговор о правильном питании», разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования.

Главная цель программы: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Программа курса «Разговор о правильном питании» предусматривает решение следующих задач:



Дети могут объяснить:

- какие продукты полезные для их организма и почему;

- что надо есть, если хочешь быть сильным;

- где найти витамины весной;

- какую пищу можно найти в лесу;

- что и как приготовить из рыбы;

  • как правильно накрыть стол;

  • - как правильно вести себя за столом.

Формы и методы реализации программы носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.

Большое внимание школа уделяет организации питания обучающихся, ведь правильное питание - основа здоровья ученика.


Питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и психического развития ребёнка. Поэтому так важно уделять максимум внимания соблюдению принципов здорового питания. Наша школа работает по примерному недельному меню, обновляемому дважды в месяц, согласованному и утверждённому в органах санэпиднадзора. Учащиеся школы обеспечены горячим 1-3-х разовым питанием в течение дня, в зависимости от продолжительности пребывания детей в школе.

При формировании рациона питания учащихся, закупке продуктов, составлении меню и приготовлении пищи для учащихся нашей школы соблюдаются принципы рационального, сбалансированного и щадящего питания, т.е.

1. Удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.), в соответствии с возрастным и физиологическими потребностями;

2. Сбалансированность рациона по всем пищевым веществам;

3. Максимальное разнообразие рациона, которое достигается путём достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В рационе учащихся нашей школы ежедневно присутствует мясо или рыба, молоко и молочные продукты, изделия из творога, сливочные и растительные масла, витаминизированный хлеб, свежие овощи, фрукты, фруктовые соки, разные крупы, ежедневно - собственная выпечка и т.д.;

4. Исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающими свойствами, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями;

5.Питание в школе соответствует нормам и требованиям диетического питания.

6.Для повышения защитных сил детского организма в школе проводится обязательная витаминизация третьих блюд, в меню школьной столовой вводится лук, чеснок, соки. Большое внимание уделяется санитарно-гигиеническому состоянию пищеблока и столовой, условиям транспортировки и качеству поступающего сырья, срокам реализации и условиям хранения продуктов.

  1. В школе обучаются в 2012-2013 учебном году 286 учеников

94 ученика питаются организованно по талонам, остальные учащиеся питаются через раздачу со свободным выбором блюд;

135ученика питаются бесплатно, что составляет 47% питания.

  1. Наценка в школьной столовой не применяется.

  2. Для удешевления питания не имеется объективных возможностей.

  3. Регулярно проводится витаминизация питания (чеснок, лимон в чай).

  4. В питание включены молочные продукты: молоко, кефир, изделия из творога.

  5. Каждые 2 недели обновляется меню.

Вся работа столовой организована в соответствии с нормативными документами:


  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Принята
Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» (1 4 классы)

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребёнок успешный ученик»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа «Образование и здоровье»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 icon«Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 icon«Частные психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать частные аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 iconАнализ деятельности мбоу сош №57 по оздоровлению обучающихся и формированию у них навыков здорового
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №57
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 iconПрограмма «Здоровье» деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352 iconКабинет формирования здорового образа жизни

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы