|
Скачать 293.89 Kb.
|
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа «Образование и здоровье» Сохранение и укрепление здоровья учащихся – актуальная проблема начальной школы Университетского лицея. Начальная школа Университетского лицея реализует учебные программы четырехлетнего начального общего образования, обеспечивающие оптимальную адаптацию детей к обучению, повышающие результативность образовательного процесса при сохранении здоровья и эмоционального благополучия младших школьников. Понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно:
Необходимо серьезно заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте, так как, по мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности. Школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья. Ответственность за жизнь детей, укрепление их здоровья - одна из главных задач школы, она прописана в законе РФ "Об образовании". Университетский лицей на протяжении 15 лет ведет работу по целевой программе «Образование и здоровье». Программа имеет актуальное значение в условиях, обостренных в настоящее время сложными экономическими и экологическими проблемами. Программа базируется на понимании ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Данная программа формирует культуру здорового и безопасного образа жизни. Для координированных мер по реализации программы «Образование и здоровье» в Университетском лицее создан Совет здоровья. Основные концептуальные положения программы:
Основные цели и задачи программы. Целью программы является:
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи: 1. Формирование системы по определению состояния образовательного процесса и состояния здоровья детей: - диагностика состояния здоровья детей; - диагностика среды жизнедеятельности ребенка, включая образовательную, психологическую, семейную, экологическую среду; - создание информационной базы по психологическим, педагогическим, морфофункциональным, санитарно-гигиеническим, медицинским составляющим состояния здоровья детей; - выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерностей развития ребенка и поиск путей преодоления; - выявление «группы риска» по школьной и социальной дезадаптации; - организация мониторинга состояния здоровья школьников. 2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья и качества здоровья детей и подростков: - разработка нормативной базы деятельности, связанной с реализацией программы; - создание и развитие инфраструктуры для реализации программы; - налаживание системы подготовки педагогов, связанной с данным направлением деятельности лицея; - изучение и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции; - пропаганда здорового образа жизни. 3.Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья. 4.Разработка нормативного и научно-методического сопровождения. 5.Организация мониторинга качества здоровья детей в ходе реализации программы. В рамках программы «Образование и здоровье» используются следующие формы работы:
^
^ . Вся деятельность, направленная на достижение ожидаемых результатов ведется по нескольким направлениям. 1.Первое направление определяется планировкой, санитарно-техническими сооружениями и оборудованием школы. Эти факторы создают благоприятные условия для проведения учебного процесса, отдыха, физического воспитания, полноценного естественного освещения, оптимальной воздушно – тепловой среды, питания. Земельный участок школы предназначен обеспечить не только учебно-воспитательный процесс, но и оздоровление детей. Участок используется для игровых и спортивных мероприятий. На участке предусмотрены учебные занятия по «Окружающему миру», «Технологии», а также занятия по физическому воспитанию. Пришкольный участок максимально используется во время адаптационного периода первоклассников (динамические паузы, мини прогулки), прогулки и игры групп продленного дня, при организации на базе школы летнего лагеря и площадки отдыха для детей, остающихся летом в городе. На участке выделены зоны: учебно-опытная, спортивная, зона отдыха. Имеется уникальная возможность организации учебных занятий при условии хороших погодных условий в «классах на воздухе» для детей начальной школы лицея. Учебная группа помещений начальной школы включает в себя учебные секции. Каждый класс начальной школы имеет свой классный кабинет. Имеются помещения культурно-массового назначения: актовый зал, кабинет музыки, библиотека с читальным залом, спортивный зал, медицинский кабинет. Световой климат в Университетском лицее удовлетворяет гигиеническим требованиям (по результатам проверки СЭС в рамках лицензирования). На световую среду влияет цветовая гамма помещений. Функциональное состояние зрительного анализатора и показатели работоспособности учтены при выборе цветов интерьера помещений. Подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние и работоспособность. Воздушный режим помещений лицея определяет самочувствие, работоспособность и здоровье учащихся. Учителя лицея строго соблюдают все установленные требования для соблюдения соответствующего режима. Оборудование лицея, соответствующее гигиеническим требованиям, обеспечивает сохранение работоспособности, правильное физическое развитие и формирование осанки учащихся. В начальной школе лицея выполняется установленный режим занятий. Занятия организуются в одну смену. Продолжительность урока в 1-х классах 35мин, после первого урока - школьный завтрак; динамическая пауза (при условии хорошей погоды проводится на улице). Для учащихся 2-4 классов продолжительность урока – 45 минут. Число уроков в день 4-5. Для учащихся, посещающих группы продленного дня, организуется прогулка – 1,5 часа, обед и полдник. Домашнее задание задается в соответствии с требованиями учебной программы. Для правильного подбора учебного места учащимся, медицинский работник заполняет в журнале листок здоровья с рекомендациями для классных руководителей. Школьная мебель способствует правильной, удобной позе ребенка, соответствует его анатомо-физиологическим особенностям. В кабинетах начальной школы стоят парты различной маркировки, что соответствует нормам, парты можно регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью в столовой всегда есть в наличии кипяченая вода для учащихся. Ученики начальных классов получают горячие завтраки. ^ – это профилактика отклонений в здоровье школьников. Закономерности двигательного поведения учтены режимом дня, в котором предусмотрены различные формы физического воспитания: - утренняя гимнастика перед первым уроком длительностью 3-5т минут включает 6-7 упражнений. Она готовит ребенка к удержанию рабочей позы, углубляет дыхание, сосредотачивает внимание; - физкультпаузы на уроках длительностью 2-3 минуты целесообразны для учащихся всех классов начальной школы. Они позволяют изменить рабочую позу, улучшить кровообращение в нижней части туловища и конечностей, возбудить дыхание, снять динамическое напряжение; - подвижные игры на воздухе во время прогулок в группе продленного дня. В рамках программы «Образование и здоровье» разработан мониторинг состояния здоровья учащихся начальной школы Университетского лицея, где учитываются, фиксируются и анализируются формы, показатели заболеваний и мероприятия по предупреждению и профилактике заболеваний: - сердечно-сосудистой системы - опорно-двигательного аппарата - органов зрения - органов желудочно-кишечного тракта - эндокринной системы - фиксирование групп здоровья и физкультурной группы. Организована совместная работа классных руководителей и медицинского работника по отслеживанию показателей заболеваний учащихся, два раза в год. После сравнительного анализа составляются диаграммы, в которых четко прослеживается динамика изменения показателей, на которые были направлены профилактические меры и действия в течении учебного года. По результатам этого мониторинга вырабатываются административные решения для дальнейшей работы. ПРОФИЛАКТИКА: 1. Первое направление оздоровительных мероприятий предусматривает профилактику и коррекцию нарушения зрения у учащихся. С этой целью включается в режим учебных занятий классов повышенного риска проведение на последних двух-трех последних уроках офтальмотренажа (гимнастики для глаз). С этой целью проведен инструктаж — валеологический семинар с учителями классов и классными руководителями по овладению методикой Э. С. Аветисова. 2.Второе направление программы – профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся. Это направление включает в себя ряд организационно-педагогических мероприятий и способы немедикаментозной психотерапии. В лицее разработаны методы индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения на основе физиолого-гигиенических рекомендаций. Психологической службе лицея разработаны методики проведения групповых и индивидуальных занятий аутотренинга (психологическая разгрузка) для учащихся, нуждающихся в специальных методах коррекции психоневрологических отклонений. 3.Третье направление оздоровительных мероприятий программы предусматривает профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся. В качестве основных методов лечения при врожденной патологии используется возможность проведения лечебной гимнастики в условиях лицея. Как профилактическая мера - комплекс физкультурно-оздоровительной работы со всеми учащимися лицея. Учителями физической культуры разработаны комплексы специальных занятий для различных ступеней обучения, классов и типов заболеваний. С целью повышения двигательной активности младших школьников предусмотрено проведение физкультурных занятий на воздухе, а для учащихся начальной школы — динамические паузы во время уроков и перемен. Учителями начальной школы изучены основные приемы и методики специальной гимнастики (дыхательной, двигательной и т.п.) для различных возрастных групп. 4.Четвертое направление программы «Образование и здоровье» включает комплекс общеоздоровительных мероприятий, нацеленных на сохранение здоровья и повышение адаптивных возможностей организма детей, подростков и учителей лицея. Совместно со специалистами по питанию рассмотрены варианты рационализации питания, повышения витаминизации школьников (особенно в зимний и весенний периоды) с помощью натуральных свежевыжитых соков, овощных салатов. Как одна из возможностей профилактики - это усиление спортивной и физкультурной работы с учениками и учителями: введения Дня спорта лицея, «Зимних олимпийских игр» в начальной школе лицея. Изучение на классных часах настольной книги ученика «Как сохранить физическое и психическое здоровье» 5. Пятое направление связано с формированием ключевых компетенций учащихся. - понимание ценности физической активности и образования как средства развития культуры личности; - объективное оценивание своих учебных и спортивных достижений, поведения, черт своей личности; - проведение самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; - владение навыками организации и участия в соревновательной деятельности. Ресурсы
^
Во всех классах начальной школы в учебном году проводятся:
«Оригами», «Конструирование», «Изодеятельность», «Музыкальная студия», «Театральная студия».
^ Элементы содержания программы и требования к уровню содержания 1 – 4 классы Раздел 1Самопознание Знание своего тела.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Раздел 2 Я и другие
Ожидаемые результаты (ученик может).
Раздел 3 Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний Гигиена тела.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Гигиена полости рта.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Гигиена труда и отдыха.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Профилактика инфекционных заболеваний.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Раздел 4 Питание и здоровье Питание – основа жизни.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Гигиена питания.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Раздел 5 Основы личной безопасности и профилактика травматизма Безопасное поведение на дорогах.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Опасные факторы.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Поведение в экстремальных ситуациях.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Раздел 6Культура потребления медицинских услуг Выбор медицинских услуг.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Обращение с лекарственными препаратами.
Ожидаемые результаты (ученик может).
Раздел 7^
Ожидаемые результаты (ученик может).
^ Целью практической социально-психологической работы с учащимися начальной школы является достижение психического и социального здоровья ребенка, а его психическое и личностное развитие - условием и средством достижения этой цели. Принято выделять взаимосвязанные между собой физическое, психологическое и социальное здоровье человека. Психоэмоциональное состояние учащихся может оцениваться как критерий психологического здоровья, характеризующегося отсутствием болезней и состоянием полного психологического комфорта и благополучия. Основываясь на принципе функционального единства организма, обуславливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, педагог-психолог и социальный педагог ориентирован на сохранение и укрепление психологического, личностного и социального здоровья детей и подростков как средства и условия их полноценного психического здоровья. На нарушения здоровья влияют следующие факторы: • Соматические заболевания: поэтому улучшение и сохранение физического здоровья - это прерогатива медицинских работников и учителей физкультуры, работа которых направлена на укрепление физического здоровья и профилактику соматических заболеваний. • Психологические причины и как следствие нарушением физического здоровья является возникновение различных психосоматических заболеваний Профилактическая деятельность, как основной вид деятельности социально-психологической службы, лежит в основе сохранения физического здоровья учащихся. Сам факт патогенного воздействия на организм человека различных внешних неблагоприятных факторов, является общепризнанным. На поведенческом уровне психологический дискомфорт личности проявляется в агрессивных действиях или общей заторможенности, усилении нейротизма, в чрезмерной застенчивости, плаксивости, депрессии. Длительное пребывание организма в состоянии острого хронического напряжения способствует ослаблению функций или повреждению структур, то есть развитию болезни. У школьников могут регистрироваться отдельные субклинические нарушения нервно-психической сферы, у некоторых - повышение уровня заболеваемости. Также могут регистрироваться выраженные астеноневротические отклонения в виде пограничных нервно-психических расстройств. Следовательно, создание благоприятного психологического климата в учебном учреждении, не только является залогом психического здоровья учащихся, но и физического (соматического) благополучия. ^ - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий реализовывать это взаимодействие. Таким образом, основным направлением деятельности Социально психологической службы и видом работ психолога и социального педагога является социально-психологическое сопровождение. Эта система направлена на создание социально-психологических условий для улучшения физического здоровья, психоэмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и развития ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения. Основной целью работы социально-психологической службы Университетского лицея является достижение физического, психического, и социального здоровья ребенка, а его психическое и личностное развитие -условием и средством достижения этой цели. Целями социально-психологической службы Университетского лицея являются: а) сопровождение и контроль соматического здоровья (улучшение физического здоровья); б) сопровождение психического и психологического здоровья детей школьного возраста (улучшение психоэмоционального состояния); в) социальную адаптацию и социализацию учащихся (улучшение социального здоровья). ^ а) Максимальная реализация резервов каждого возраста, содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе; б) Развитие индивидуальных особенностей школьников (интересов, склонностей, способностей, самосознания), а также обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого- педагогического изучения; в) Создание благоприятного для ребенка психологического климата, обеспечение продуктивного общения ребенка с окружающими. ^
психологического здоровья:
социального здоровья:
|