|
Скачать 132.03 Kb.
|
« УТВЕРЖДЕНО» « УТВЕРЖДАЮ « Постановлением профсоюзного Руководитель учреждения Комитета. Протокол №….от «…..» ……………..» 200..г. «…..»………………..200….г. ………………………………… ……………………………… ИНСТРУКЦИЯ По охране труда при работе в кабинете биологии ИОТ – 009 – 98 1. Общие требования безопасности. 1.1. К работе в кабинете биологии допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр т не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете биологии, должны соблюдать правили внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха. 1.3. При работе в кабинете биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов: - химические ожоги при попадании на кожу или в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ; - порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом; - термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками; - отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов. 1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах. 1.5. При работе в кабинете биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком. 1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения. 1.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.8. Лица, допустившие невыполнения или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда. 2. Требования безопасности перед началом работы 2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла. 2.2. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии. ^ 3.1. Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя ) биологии. 3.2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов. 3.3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол. 3.4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ, при работе на Учебно – опытном участке и при проведении экскурсий по биологии. 3.5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений. 3.6.Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью. 3.7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев. ^ 4.1. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. 4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. ^ 5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать, в лаборантскую, в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы. 5.2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения. 5.3. Проверить помещение и тщательно вымыть руки с мылом. Заведующий кабинетом …………………………….. «Согласовано» Заместитель руководителя Учреждения по учебной работе ……………………………………. ^ Постановлением профсоюзного Руководитель учреждения Комитета. Протокол №……… …………………………… От»…..»………………20…..г. «…..»………………..20….г. …………………………………. ИНСТРУКЦИЯ По охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии ИОТ - 010 - 98 1. Общие требования безопасности 1.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются. 1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха. 1.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов: - химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ; - термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками; - порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом; - отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов. 1.4. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком. 1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения. ^ 2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла. 2.2. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии. ^ 3.1. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на учащихся. 3.2. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх – вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев. 3.3.Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения. 3.4. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями. Заведующий кабинетом ……………………………. «СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя Учреждения по учебной работе …………………………………… ^ Постановлением профсоюзного Руководитель учреждения Протокол №….. от « «……. 20…г. ………………………… ……………………………………….. «….»……………..20…г. ИНСТРУКЦИЯ По охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии ИОТ – 011 – 98 ^ 1.1. К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся с 6 – го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха. 1.3. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным, ящиком с песком. 1.4. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.5. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда. ^ 2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения. 2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. 2.3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды. ^ 3.1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ. 3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть на рабочее место заостренными концами от себя. 3.3. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их. 3.4. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат. 3.5. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус. Заведующий кабинетом «СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя учреждения по учебной работе …………………………………… « УТВЕРЖДЕНО « « УТВЕРЖДАЮ « Постановлением профсоюзного Руководитель учреждения Протокол № …..от «…»…..20…г. ……………………………. …………………………………… «….»……………….20….г. ИНСТРУКЦИЯ По охране труда при работе на Учебно-опытном участке ИОТ - 012 – 98 ^ 1.1. К работе на Учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.2. Учащиеся при работе на Учебно-опытном участке должны соблюдать правила поведения, установленные режимы труда и отдыха. 1.3. При работе на Учебно-опытном участке возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов: * переноска тяжестей сверх допустимой нормы; * травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственным инвентарем; * травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок без использования перчаток; * заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей , ягод и фруктов. 1.4. При работе учащихся на Учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. 1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю работ, который сообщает администрации учреждения. При неисправности сельскохозяйственного инвентаря прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ. 1.6. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь, соблюдать правила личной гигиены. 1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда. ^ Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям и не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки. 2.2. Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря 2.3. Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки. ^ Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей. 3.2. Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы взрослым. Масса любого рабочего инструмента, используемого учащимися до 10 лет, не должна превышать 400 – 600 гр. Ручки рабочего инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно насаженными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых. 3.3. При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся: * для учащихся начальных классов – не более 3 кг. * для учащихся 14 лет – девушки – 3.0 кг., юноши – 6 кг. 15 лет- девушки - 4,0 кг., юноши - 7,0кг. 16 лет – девушки - 4 0 кг., юноши - 11кг. 17 лет – девушки – 6,0 кг., юноши – 13,0 кг. 3.4. Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работ, а также после каждых 45 мин. Работы делать перерыв на 15 мин. Для активного отдыха. 3.5. Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1 – 4 классов – 2 часов, для учащихся 5-7 классов – 3 часов, для учащихся 8 -9 классов – 4 часов, для учащихся 10 классов – 6 часов. В свободное от учебы время в течение учебного года продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в 2 раза. 3.6. Очистку почвы от посторонних предметов( камней, осколков стекла, кусков металла и пр. ) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря, не собирать их незащищенными руками. 3.7. При прополке делянок во избежание порезов рук работать только в перчатках. 3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды. 3.9. Запрещается какая-либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. Заведующий Учебно-опытным участком ……………………………………………. «СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя Учреждения по учебной работе …………………………………. ^ Постановлением профсоюзного Руководитель учреждения Комитета Протокол №…… …………………………… От «…»……………20…г. «…»……………….20…г. …………………………………… ИНСТРУКЦИЯ По охране труда при проведении экскурсий по биологии ИОТ – 013 – 98 ^ 1.1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.2. При проведении экскурсии по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов: * травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок; * укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.); * заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.); * отравления ядовитыми растениями , плодами и грибами; * заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов. 1.3. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу. 1.4. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых. 1.5. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения. 1.6. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены. ^ 2.1. Перед проведением экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения. 2.2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами. 2.3. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру. 2.4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами. 3.Требования безопасности во время экскурсии 3.1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающихся и насекомыми. 3.2. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается. 3.3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры. 3.4. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых. 3.5. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы. 3.6. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений. 3.7. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др. ^ 4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения. 4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения. 5. Требование безопасности по окончании экскурсии 5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся. 5.2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы. 5.3. Тщательно вымыть руки с мылом. Заведующий кабинетом биологии …………………………………… «СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя Учреждения по учебной работе …………………………………… |