|
Скачать 119.82 Kb.
|
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Раздел 1. История развития психопатологии Глоссарий: Психогенные заболевания; Приступообразно-прогредиентное течение; Прогредиентное течение; Психическую болезнь, расстройство или аномалию; Психическая реакция; Психическое развитие; Психоз; Патология; Патопсихология; Общая психопатология; Негативные симптомы; Непсихотические расстройства (невроз); Медицинская психология; Медицинская реабилитация; Болезнь (нозос) Тема 1. История развития психопатологии Цель: Познакомить студентов с историей развития психопатологии Вопросы к теме:
Краткое содержание темы: История отечественной детской психиатрии начинается с начала ХХ века, За сто лет, опираясь на достижения многих дисциплин, и в первую очередь на общую психиатрию, педиатрию, педологию и детскую психологию и др., она прошла путь от собирания фактов до формирования собственных представлений и обобщающих теорий. Сегодня, будучи самостоятельной наукой, детская психиатрия вносит большой вклад в создание служб психического здоровья, предупреждения психических заболеваний и их лечение, продолжая в то же время проникать в суть психических расстройства и отклонений в развитии. Задания для самоконтроля: Составить таблицу направлений Основная литература: 2, 7, 9, 13, 17 Дополнительная литература: 22, 25, 28 ^ Глоссарий: Физический недостаток; Фазное течение; Социальная адаптация; Соматогенные заболевания; Синдром; Симптомокомплекс; Симптом; Стационарное течение; Рецидивирующее течение; Ремиссия; Рекуррентное течение; Регредиентное течение; Этапы развития заболевания; Эпилепсия; Эндогенные заболевания; Эмоциональная тупость; Эмоциональная неадекватность; Эмоциональная лабильность; Психогенные заболевания; Приступообразно-прогредиентное течение; Прогредиентное течение; Психическую болезнь, расстройство или аномалию; Психическая реакция; Психическое развитие; Психоз; Патология; Патопсихология; Общая психопатология; Негативные симптомы; Непсихотические расстройства (невроз ^ Цель: Познакомить студентов с основными аспектами деятельности патопсихологов Вопросы к теме:
Краткое содержание темы: Психическая болезнь – это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности Патология – патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов или пороков, отклонение в развитии Психоз – тяжелое нарушение психики, характеризующееся неадекватностью реакций, нарушением отражения окружающего, исчезновением критики к своим поступкам, неспособностью осмысления происходящего, неспособностью руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями. Задания для самоконтроля: Ознакомиться с положением о деятельности патопсихолога Основная литература: 2, 7, 9, 13, 17 Дополнительная литература: 22, 25, 28 ^ Глоссарий: Причинно-следственные взаимосвязи; Биомедицинская модель; Дифференциальная психология; объяснительная модель; Психологические подходы в детской психиатрии ^ Цель: Познакомить студентов с основные объяснительные парадигмы в детской психиатрии Вопросы к теме:
Краткое содержание темы: ^ Различные проявления высших нервных функций, связанные с интеллектом человека, имеют определенную локализацию в мозге. Физиологические механизмы поведения человека – результат совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей – ослабление основных нервных процессов и нарушение их отношений; охранительное торможение и гипнотические фазы; «изолированные больные пункты» в коре больших полушарий; разобщенная деятельность отделов мозга и его сигнальных систем; единство физиологических мер защиты и патологии. Задания для самоконтроля: Указать авторов всех моделей Основная литература: 7 Дополнительная литература: 23, 26, 27 ^ Цель: Познакомить студентов с основные объяснительные парадигмы в детской психиатрии Краткое содержание темы: ^ Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей. Детский психопатолог основывает диагностику нервно-психических расстройств, оценку их развития, исхода и возможные вмешательства через призму возрастной психологии. Особенно большое значение приобретает последняя при анализе того, какую роль играют возрастные особенности личности ребенка в формировании симптоматики нервно-психических расстройств. Не менее существенно учитывать своеобразие возрастных кризов, как правило, ослабляющих защитные силы организма и личности. Задания для самоконтроля: Указать авторов всех моделей Основная литература: 7 Дополнительная литература: 23, 26, 27 ^ Мышление – это обобщенное отражение объективной реальности или действительности, её устойчивых закономерностей, свойств, связей в понятиях. Мышление есть многоступенчатый переход от общего к единичному и, наоборот. Его суть: порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Основные признаки мышления: опосредованное познание предметов объективной реальности; обобщенное отражение действительности; мышление всегда связано с решением задачи; мышление неразрывно связано с речью. Речь – орудие мышления. Выражение мысли словами – сложный процесс, состоящий из следующих этапов: наличие мотива высказывания; возникновение мысли всегда сопровождается общей схемой того, что будет высказано; развернутое внешнеречевое высказывание (или выражение) мысли. Расстройства мышления бывают:
^ Интеллект – система психических механизмов, обуславливающих возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего. Интеллект (от лат. «intellectus» – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Определение содержит следующую систему понятий: во-первых, термин «интеллект» является синонимом термина «ум»; во-вторых, неправомерно сводить интеллект только к мышлению; в - третьих, уровень интеллекта является системой способностей, которая формируется в процессе осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействия индивида со средой, с другими людьми. Существуют следующие трактовки интеллекта: биологическая: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»; педагогическая: «способность к обучению, обучаемость»; психологическая (структурный подход): «способность адаптации средств к цели». Интеллект есть совокупность тех или иных способностей. Память – запечатление, хранение и последующее воспроизведение прошлого опыта. Нарушения памяти – амнезии, парамнезии. Расстройства интеллекта – врожденное слабоумие, приобретенное слабоумие. Аффективные расстройства Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях:
Различают: 1) эмоциональные расстройства как таковые; 2) эмоциональные расстройства как компоненты сложных клинических синдромов; В) расстройства, зависимые от эмоционального состояния, в других психических сферах; 3) эмоциональные расстройства, характеризующиеся тем, что содержание, частота возникновения, интенсивность или продолжительность определенных эмоций с общественной, клинической или субъективной точки зрения являются неадекватными Параметры эмоциональных расстройств. 1) Содержание – когнитивно неспецифичные эмоции, не связанные с определенными обстоятельствами. 2) Частота возникновения, интенсивность и устойчивость – чрезмерная частота возникновения, значительная интенсивность или продолжительность негативных эмоций и недостаточная частота возникновения, продолжительность или интенсивность положительных эмоций; частота смены эмоциональных состояний. 3) Осознанность и реалистичность. 4) Эмоциональные расстройства как компоненты синдромов. Диагностика 1) Интервью – основной метод. 2) Опросники – САН, шкала личностной и реактивной тревоги. 3) Метод нереактивного тестирования – проективные методы. 4) Аппаратурная диагностика физиологических изменений. ^ Выделяют болезненно повышенные, извращенные и неодолимые влечения. Основные классы расстройств влечений: импульсивные влечения, расстройства пищевого влечения, расстройства влечения к самосохранению, расстройства полового влечения, извращения полового влечения. Патологические влечения наблюдаются при нарушениях поведения резидуально-органического происхождения, органических и конституциональных психопатиях, эпилепсии. ^ Сознание – высшая форма объективной реальности, свойственная исключительно человеку, обеспечивающая актуальное восприятие и познание внешнего мира, осознание своей общественной принадлежности, объективной обусловленности высших качеств своего «Я», составляет высшее специфическое человеческое качество. Патологические состояния сознания: выключения, обеднения, сужения, помрачения сознания; нарушения самосознания. ^ Психосоматические расстройства: младенческая колика, аэрофагия, срыгивания, регургитация, потеря младенцем массы тела, нервная младенческая анорексия, поедание несъедобного, тучность, энкопрез, сепарационная тревога. Психические расстройства – невропатия, невротические расстройства, реакции активного и пассивного протеста, отказа и имитации, синдром гиповозбудимости, синдром гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, аффективно-респираторные судороги, синдром вегетативно-висцеральных дисфункций, синдром врожденного и рано приобретенного слабоумия. ^ Признаки расстройств: начало в младенчестве или детстве; повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной системы; постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств. Основные синдромы: специфические расстройства развития речи; специфическое расстройство артикуляции речи; расстройства экспрессивной речи; расстройства рецептивной речи; приобретенная афазия с эпилепсией; специфические расстройства развития школьных навыков; специфическое расстройство чтения; специфическое расстройство письма; специфическое расстройство счета. ^ Детский аутизм выражается в отсутствии или исчезновении у детей каких-либо контактов со средой, в отсутствии у них заметного интереса к окружающему, адекватных эмоциональных реакций на раздражители и, наконец, в отсутствии каких-либо форм целенаправленной активности и деятельности. Основные клинические проявления: нарушения социального взаимодействия; своеобразие речи; симптом тождества; патологические страхи; аутостимуляции; самоповреждающее поведение; своеобразные умения; интеллектуальные особенности, нарушения аффективной сферы. ^ Диагноз – расстройства поведения выставляют тогда, когда расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство. Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям: реакция оппозиции или протеста; реакция отказа; реакция имитации; реакция компенсации; реакция гиперкомпенсации. Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам: реакция эмансипации; реакция группирования; реакции увлечения; нарушение поведения, обусловленное реакцией на свое физическое состояние; нарушение поведения, обусловленные формирующимися сексуальным влечением; нарушение поведения, обусловленное психологическими особенностями. ^ Кризис периода взросления – перестройка внутреннего переживания, которая коренится в изменении того, что определяет отношение подростка к среде, т.е. в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением подростка. Патологические проявления кризисов развития могут встречаться в форме следующих синдромов: синдром нарушения идентичности; синдром борьбы с авторитетами; синдром деперсонализации; дисморфомания; ипохондрический синдром; синдромы нарушения пищевого поведения; синдром метафизической интоксикации; суицидальное поведение; синдром асоциального поведения. Шизофрения Шизофрения – хронически текущее прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа. Признаки шизофрении – имеет начало и хроническое течение; более или менее выраженные стойкие изменения психики после периода выраженных и меняющихся по своей интенсивности симптомов – утрата единства психических процессов, аутизм, эмоциональное уплощение, или оскудение, снижение активности. Формы шизофрении: простая шизофрения, параноидная форма, гебефреническая форма, кататоническая форма. Эпилепсия Эпилепсия – хроническое заболевание головного мозга различной этиологии, характеризующееся повторными пароксизмальными нарушениями сознания в типичных случаях, сочетающимися с судорожными проявлениями, и сопровождающееся преходящими расстройствами аффективности или сознания, а также стойкими нарушениями психики в форме изменений личности или слабоумия. Клиническая картина – эпилептический приступ. Психические нарушения при эпилепсии – астеническое состояние, нарушение психического развития, психическая расторможенность, либо заторможенность, аффетивные расстройства. Неврозы Невроз – реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. При ней не возникают расстройства личности, нарушения сознания и памяти. Выделяют следующие виды неврозов: неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Этиология неврозов у детей: психическая травма, биологические факторы, психологические факторы, социальные факторы. ^ Психосоматические расстройства – расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов. Классификация психосоматических заболеваний: 1) психосоматические функциональные нарушения; 2) психосоматические болезни; 3) переживания больными своих серьезных хронических болезней. ^ Черепно-мозговые травмы подразделяют на открытые и закрытые. Тяжесть психических нарушений условно обозначается тремя степенями. Психические нарушения при черепно-мозговых травмах бывают: острый травматический психоз, травматическая энцефалопатия с психопатизацией. ^ Диагноз расстройства личности должен удовлетворять следующим критериям: заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования; хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни; аномальный стиль поведения является всеобъемливающим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций, вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости; расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени, обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности. Виды психопатий: параноидное расстройство личности, шизоидное расстройство личности, диссоциальное расстройство личности, эмоционально-неустойчивое расстройство личности, истерическое расстройство личности, психастеническое расстройство личности, тревожное расстройство личности, зависимое расстройство личности. |
![]() |
Вопросы к экзамену по пропедевтике детских болезеней для студентов 4 курса педиатрического факультета. История отечественной педиатрии. Основные этапы развития и становления педиатрии в нашей стране |
![]() |
История развития ребенка |
![]() |
Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и Тема история изучения проблемы нарушений речи при аномалиях строения периферического отдела артикуляционного... |
![]() |
Тема: вступительная лекция. История развития |
![]() |
Двойственная природа болезни история развития и суть проблемы |
![]() |
1. История развития учения о туберкулезе, в том числе в Беларуси |
![]() |
Развития на 2011 2015 годы краткая история создания |
![]() |
История развития пластической хирургии насчитывает несколько тысячелетий. Операции, направленные «переделки», с использованием привнесенных материалов. Она производится для исправления нарушений... |
![]() |
Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии |
![]() |
Понятийный аппарат по разделу «Вопросы общей психопатологии» |