1. История развития психопатологии icon

1. История развития психопатологии





Скачать 119.82 Kb.
Название 1. История развития психопатологии
Дата 03.06.2013
Размер 119.82 Kb.
Тип Краткое содержание
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС


Раздел 1. История развития психопатологии


Глоссарий:

Психогенные заболевания; Приступообразно-прогредиентное течение; Прогредиентное течение; Психическую болезнь, расстройство или аномалию; Психическая реакция; Психическое развитие; Психоз; Патология; Патопсихология; Общая психопатология; Негативные симптомы; Непсихотические расстройства (невроз); Медицинская психология; Медицинская реабилитация; Болезнь (нозос)

Тема 1. История развития психопатологии

Цель: Познакомить студентов с историей развития психопатологии

Вопросы к теме:

  1. теория психологии отношений А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева.

  2. бихевиоральное (поведенческое) направление.

  3. психоанализ

  4. экзистенциальный анализ (OJL Бинсвангер, Е. Минковски, О. Фишер)

Краткое содержание темы:

История отечественной детской психиатрии начинается с начала ХХ века, За сто лет, опираясь на достижения многих дисциплин, и в первую очередь на общую психиатрию, педиатрию, педологию и детскую психологию и др., она прошла путь от собирания фактов до формирования собственных представлений и обобщающих теорий. Сегодня, будучи самостоятельной наукой, детская психиатрия вносит большой вклад в создание служб психического здоровья, предупреждения психических заболеваний и их лечение, продолжая в то же время проникать в суть психических расстройства и отклонений в развитии.

Задания для самоконтроля:

Составить таблицу направлений

Основная литература: 2, 7, 9, 13, 17

Дополнительная литература: 22, 25, 28

^ Раздел 2 Основные положения психопатологии детского возраста


Глоссарий:

Физический недостаток; Фазное течение; Социальная адаптация; Соматогенные заболевания; Синдром; Симптомокомплекс; Симптом; Стационарное течение; Рецидивирующее течение; Ремиссия; Рекуррентное течение; Регредиентное течение; Этапы развития заболевания; Эпилепсия; Эндогенные заболевания; Эмоциональная тупость; Эмоциональная неадекватность; Эмоциональная лабильность; Психогенные заболевания; Приступообразно-прогредиентное течение; Прогредиентное течение; Психическую болезнь, расстройство или аномалию; Психическая реакция; Психическое развитие; Психоз; Патология; Патопсихология; Общая психопатология; Негативные симптомы; Непсихотические расстройства (невроз


^ Тема 2. Основные положения психопатологии детского возраста

Цель: Познакомить студентов с основными аспектами деятельности патопсихологов

Вопросы к теме:

  1. патопсихологический эксперимент

  2. принципы формулировки медицинских заключений

  3. этика медицинского психолога

Краткое содержание темы:

Психическая болезнь – это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности

Патология – патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов или пороков, отклонение в развитии

Психоз – тяжелое нарушение психики, характеризующееся неадекватностью реакций, нарушением отражения окружающего, исчезновением критики к своим поступкам, неспособностью осмысления происходящего, неспособностью руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями.

Задания для самоконтроля:

Ознакомиться с положением о деятельности патопсихолога

Основная литература: 2, 7, 9, 13, 17

Дополнительная литература: 22, 25, 28


^ Раздел 3. Физиологические основы психических расстройств


Глоссарий:

Причинно-следственные взаимосвязи; Биомедицинская модель; Дифференциальная психология; объяснительная модель; Психологические подходы в детской психиатрии


^ Тема 3. Физиологические основы психических расстройств


Цель: Познакомить студентов с основные объяснительные парадигмы в детской психиатрии

Вопросы к теме:

  1. Причинно-следственные взаимосвязи

  2. Биомедицинская модель

  3. Вклад дифференциальной психологии в развитие объяснительных моделей Психологические подходы и модели объяснения в клинической психологии

Краткое содержание темы:

^ Физиологические основы психических расстройств

Различные проявления высших нервных функций, связанные с интеллектом человека, имеют определенную локализацию в мозге.

Физиологические механизмы поведения человека – результат совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга.

Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей – ослабление основных нервных процессов и нарушение их отношений; охранительное торможение и гипнотические фазы; «изолированные больные пункты» в коре больших полушарий; разобщенная деятельность отделов мозга и его сигнальных систем; единство физиологических мер защиты и патологии.


Задания для самоконтроля:

Указать авторов всех моделей

Основная литература: 7

Дополнительная литература: 23, 26, 27

^ Тема 3. Психологические основы психических расстройств


Цель: Познакомить студентов с основные объяснительные парадигмы в детской психиатрии

Краткое содержание темы:

^ Психологические основы психопатологии

Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей.

Детский психопатолог основывает диагностику нервно-психических расстройств, оценку их развития, исхода и возможные вмешательства через призму возрастной психологии. Особенно большое значение приобретает последняя при анализе того, какую роль играют возрастные особенности личности ребенка в формировании симптоматики нервно-психических расстройств. Не менее существенно учитывать своеобразие возрастных кризов, как правило, ослабляющих защитные силы организма и личности.


Задания для самоконтроля:

Указать авторов всех моделей

Основная литература: 7

Дополнительная литература: 23, 26, 27


^ Нарушение мышления

Мышление – это обобщенное отражение объективной реальности или действительности, её устойчивых закономерностей, свойств, связей в понятиях. Мышление есть многоступенчатый переход от общего к единичному и, наоборот.

Его суть: порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Основные признаки мышления: опосредованное познание предметов объективной реальности; обобщенное отражение действительности; мышление всегда связано с решением задачи; мышление неразрывно связано с речью. Речь – орудие мышления. Выражение мысли словами – сложный процесс, состоящий из следующих этапов: наличие мотива высказывания; возникновение мысли всегда сопровождается общей схемой того, что будет высказано; развернутое внешнеречевое высказывание (или выражение) мысли.

Расстройства мышления бывают:

  1. нарушение процесса мышления

  2. патологическая продукция мышления

^ Нарушение памяти и интеллекта

Интеллект – система психических механизмов, обуславливающих возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего.

Интеллект (от лат. «intellectus» – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Определение содержит следующую систему понятий: во-первых, термин «интеллект» является синонимом термина «ум»; во-вторых, неправомерно сводить интеллект только к мышлению; в - третьих, уровень интеллекта является системой способностей, которая формируется в процессе осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействия индивида со средой, с другими людьми.

Существуют следующие трактовки интеллекта: биологическая: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»; педагогическая: «способность к обучению, обучаемость»; психологическая (структурный подход): «способность адаптации средств к цели». Интеллект есть совокупность тех или иных способностей.

Память – запечатление, хранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Нарушения памяти – амнезии, парамнезии.

Расстройства интеллекта – врожденное слабоумие, приобретенное слабоумие.

Аффективные расстройства

Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях:

  1. субъективные эмоциональные состояния;

  2. когнитивные оценки ситуаций;

  3. физиологические изменения;

  4. мотивационные тенденции;

  5. экспрессивное поведение;

  6. инструментальное поведение.

Различают:

1) эмоциональные расстройства как таковые;

2) эмоциональные расстройства как компоненты сложных клинических синдромов;

В) расстройства, зависимые от эмоционального состояния, в других психических сферах;

3) эмоциональные расстройства, характеризующиеся тем, что содержание, частота возникновения, интенсивность или продолжительность определенных эмоций с общественной, клинической или субъективной точки зрения являются неадекватными

Параметры эмоциональных расстройств.

1) Содержание – когнитивно неспецифичные эмоции, не связанные с определенными обстоятельствами.

2) Частота возникновения, интенсивность и устойчивость чрезмерная частота возникновения, значительная интенсивность или продолжительность негативных эмоций и недостаточная частота возникновения, продолжительность или интенсивность положительных эмоций; частота смены эмоциональных состояний.

3) Осознанность и реалистичность.

4) Эмоциональные расстройства как компоненты синдромов.

Диагностика

1) Интервью – основной метод.

2) Опросники – САН, шкала личностной и реактивной тревоги.

3) Метод нереактивного тестирования – проективные методы.

4) Аппаратурная диагностика физиологических изменений.

^ Расстройства влечений

Выделяют болезненно повышенные, извращенные и неодолимые влечения.

Основные классы расстройств влечений: импульсивные влечения, расстройства пищевого влечения, расстройства влечения к самосохранению, расстройства полового влечения, извращения полового влечения.

Патологические влечения наблюдаются при нарушениях поведения резидуально-органического происхождения, органических и конституциональных психопатиях, эпилепсии.

^ Расстройства сознания

Сознание – высшая форма объективной реальности, свойственная исключительно человеку, обеспечивающая актуальное восприятие и познание внешнего мира, осознание своей общественной принадлежности, объективной обусловленности высших качеств своего «Я», составляет высшее специфическое человеческое качество.

Патологические состояния сознания: выключения, обеднения, сужения, помрачения сознания; нарушения самосознания.

^ Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте

Психосоматические расстройства: младенческая колика, аэрофагия, срыгивания, регургитация, потеря младенцем массы тела, нервная младенческая анорексия, поедание несъедобного, тучность, энкопрез, сепарационная тревога.

Психические расстройства – невропатия, невротические расстройства, реакции активного и пассивного протеста, отказа и имитации, синдром гиповозбудимости, синдром гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, аффективно-респираторные судороги, синдром вегетативно-висцеральных дисфункций, синдром врожденного и рано приобретенного слабоумия.

^ Психопатологические синдромы детского возраста

Признаки расстройств: начало в младенчестве или детстве; повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной системы; постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств.

Основные синдромы: специфические расстройства развития речи; специфическое расстройство артикуляции речи; расстройства экспрессивной речи; расстройства рецептивной речи; приобретенная афазия с эпилепсией; специфические расстройства развития школьных навыков; специфическое расстройство чтения; специфическое расстройство письма; специфическое расстройство счета.

^ Детский аутизм

Детский аутизм выражается в отсутствии или исчезновении у детей каких-либо контактов со средой, в отсутствии у них заметного интереса к окружающему, адекватных эмоциональных реакций на раздражители и, наконец, в отсутствии каких-либо форм целенаправленной активности и деятельности.

Основные клинические проявления: нарушения социального взаимодействия; своеобразие речи; симптом тождества; патологические страхи; аутостимуляции; самоповреждающее поведение; своеобразные умения; интеллектуальные особенности, нарушения аффективной сферы.

^ Расстройства поведения у детей и подростков

Диагноз – расстройства поведения выставляют тогда, когда расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство.

Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям: реакция оппозиции или протеста; реакция отказа; реакция имитации; реакция компенсации; реакция гиперкомпенсации.

Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам: реакция эмансипации; реакция группирования; реакции увлечения; нарушение поведения, обусловленное реакцией на свое физическое состояние; нарушение поведения, обусловленные формирующимися сексуальным влечением; нарушение поведения, обусловленное психологическими особенностями.

^ Психопатологические синдромы в подростковом возрасте

Кризис периода взросления – перестройка внутреннего переживания, которая коренится в изменении того, что определяет отношение подростка к среде, т.е. в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением подростка.

Патологические проявления кризисов развития могут встречаться в форме следующих синдромов: синдром нарушения идентичности; синдром борьбы с авторитетами; синдром деперсонализации; дисморфомания; ипохондрический синдром; синдромы нарушения пищевого поведения; синдром метафизической интоксикации; суицидальное поведение; синдром асоциального поведения.

Шизофрения

Шизофрения – хронически текущее прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа.

Признаки шизофрении – имеет начало и хроническое течение; более или менее выраженные стойкие изменения психики после периода выраженных и меняющихся по своей интенсивности симптомов – утрата единства психических процессов, аутизм, эмоциональное уплощение, или оскудение, снижение активности.

Формы шизофрении: простая шизофрения, параноидная форма, гебефреническая форма, кататоническая форма.

Эпилепсия

Эпилепсия – хроническое заболевание головного мозга различной этиологии, характеризующееся повторными пароксизмальными нарушениями сознания в типичных случаях, сочетающимися с судорожными проявлениями, и сопровождающееся преходящими расстройствами аффективности или сознания, а также стойкими нарушениями психики в форме изменений личности или слабоумия.

Клиническая картина – эпилептический приступ.

Психические нарушения при эпилепсии – астеническое состояние, нарушение психического развития, психическая расторможенность, либо заторможенность, аффетивные расстройства.

Неврозы

Невроз – реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. При ней не возникают расстройства личности, нарушения сознания и памяти.

Выделяют следующие виды неврозов: неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых состояний.

Этиология неврозов у детей: психическая травма, биологические факторы, психологические факторы, социальные факторы.

^ Психосоматические расстройства

Психосоматические расстройства – расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов.

Классификация психосоматических заболеваний:

1) психосоматические функциональные нарушения;

2) психосоматические болезни;

3) переживания больными своих серьезных хронических болезней.

^ Психические расстройства при черепно-мозговых травмах

Черепно-мозговые травмы подразделяют на открытые и закрытые.

Тяжесть психических нарушений условно обозначается тремя степенями.

Психические нарушения при черепно-мозговых травмах бывают: острый травматический психоз, травматическая энцефалопатия с психопатизацией.

^ Расстройства личности

Диагноз расстройства личности должен удовлетворять следующим критериям: заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования; хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни; аномальный стиль поведения является всеобъемливающим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций, вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости; расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени, обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Виды психопатий: параноидное расстройство личности, шизоидное расстройство личности, диссоциальное расстройство личности, эмоционально-неустойчивое расстройство личности, истерическое расстройство личности, психастеническое расстройство личности, тревожное расстройство личности, зависимое расстройство личности.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

1. История развития психопатологии icon Вопросы к экзамену по пропедевтике детских болезеней для студентов 4 курса педиатрического факультета.
История отечественной педиатрии. Основные этапы развития и становления педиатрии в нашей стране
1. История развития психопатологии icon История развития ребенка

1. История развития психопатологии icon Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и
Тема история изучения проблемы нарушений речи при аномалиях строения периферического отдела артикуляционного...
1. История развития психопатологии icon Тема: вступительная лекция. История развития

1. История развития психопатологии icon Двойственная природа болезни история развития и суть проблемы

1. История развития психопатологии icon 1. История развития учения о туберкулезе, в том числе в Беларуси

1. История развития психопатологии icon Развития на 2011 2015 годы краткая история создания

1. История развития психопатологии icon История развития пластической хирургии насчитывает несколько тысячелетий. Операции, направленные
«переделки», с использованием привнесенных материалов. Она производится для исправления нарушений...
1. История развития психопатологии icon Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии

1. История развития психопатологии icon Понятийный аппарат по разделу «Вопросы общей психопатологии»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы