|
Скачать 124.89 Kb.
|
ТЕМА 5. КОМПЛЕКСНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ЛИЦ С ВЧЛП И РИНОЛАЛИЕЙ. 5.1. Общие подходы к обследованию лиц с ВЧЛП. 5.1.1. Медицинское (стоматологическое) и логопедическое обследование. 5.1.2. Особенности обследования речи детей раннего возраста с расщелинами верхней губы и неба. 5.2. Содержание логопедического обследования лиц с ВЧЛП. 5.2.1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции. 5.2.2. Изучение состояния дыхания, голосовой функции, определение степени назализации. 5.2.3. Особенности обследования звукопроизношения и слоговой структуры слова. 5.2.4. Обследование фонематического восприятия. 5.2.5. Обследование лексико-грамматического строя речи. 5.2.6. Речевая карта обследования пациента с ВЧЛП. 5.1. Общие подходы к обследованию лиц с ВЧЛП. 5.1.1. Медицинское (стоматологическое) и логопедическое обследование. У детей с врожденной расщелиной губы, твердого и мягкого неба наблюдается сложный комплекс анатомических и функциональных нарушений со стороны жизненно важных систем. Эти нарушения предполагают коррекцию сразу после рождения ребенка. Еще в условиях родильного дома по возможности обеспечиваются безотлагательные меры по разобщению полости рта с полостью носа при помощи специальных аппаратов – обтураторов, которые оптимизируют условия для вскармливания и выхаживания ребенка. Большое внимание в период первых лет жизни ребенка уделяется вопросам психофизиологического стимулирования речевой функции. Устранение недостатков речи у ринолаликов должно базироваться на тщательном обследовании ребенка. ^ В ранний период – с 2-3 лет – проводится первое обследование речи ребенка, задачей которого является определение уровня речевого развития, наличие и степень нарушения функций (обследование слуха и интеллекта): дыхания, слуха, речи, памяти, внимания, мышления, а также – выявление особенностей поведения, состояния эмоциональных и двигательных реакций. Маленькие дети могут быть пугливы, ведут себя в обстановке логопедического кабинета скованно, отказываются отвечать на вопросы, могут плакать, давать негативные реакции (крик). Очень редко удается установить с ними контакт с первого раза. Процессу обследования может быть посвящено несколько встреч, посещений. Первое посещение логопеда носит ориентировочно-ознакомительный характер, в это время собираются анамнестические данные. В ходе беседы логопед периодически обращается к малышу, показывает ему игрушки, картинки, пытается вызвать у него любые речевые реакции. Главная задача – дать возможность маленькому ребенку адаптироваться к незнакомой обстановке, снять напряжение, страх. В ходе второго посещения используется организация игровой обстановки, предлагаются игрушки, которыми ребенок может манипулировать самостоятельно. Родителей расспрашивают об особенностях развития и поведения ребенка в семье. Ребенок в это время обычно начинает перебирать игрушки, показывать их, используя доступные ему средства общения. Во время беседы логопед внимательно следит за действиями играющего, отмечая, какими знаковыми символами пользуется ребенок: отдельными звуками, слогами, жестом, мимикой или словом, фразой. Выясняется, какие средства выразительности проявляются в его речевых реакциях: радость, удивление, огорчение, а также фиксируется характер общего звучания речи, проявление назальности, охриплости, силы голоса, темпа речевых высказываний и соблюдения их ритмического рисунка. Все это создает возможность постепенно вовлечь ребенка в разговор и определить уровень его импрессивной и экспрессивной речи. Обследование речевых возможностей в таких случаях бывает коротким и состоит из ряда вопросов, относящихся к игрушкам и игровым действиям, которые ребенок совершает; задаются вопросы, на которые ребенок может ответить по мере способности и желания. Если ребенок при общении использует жестовые знаки или лепетные элементы, акцент при обследовании делается на изучение импрессивной стороны речи. Малыша просят найти и показать предмет, игрушку, животных, части тела и лица, просят выполнить ряд действий – посадить куклу на стул, поставить пирамидку в шкаф, дать книгу маме. Обращается внимание, насколько точно выполняется инструкция, на чьи указания ребенок реагирует лучше – логопеда или родителей, как долго способен удерживать внимание и сохранять интерес к заданиям, а также на проявления чрезмерной подвижности или заторможенности. Эти наблюдения помогут выбрать наиболее оптимальный способ общения с ребенком и спланировать соответствующие его индивидуальным особенностям приемы работы в дальнейшем. ^ На следующем этапе обследования, когда установлен контакт с малышом, можно провести осмотр артикуляционного аппарата с целью определения его анатомической целостности и выявления его подвижности. При осмотре губ обращается внимание на их форму и величину, а если ребенок после хейлопластики – на размер и характер рубцов. Изучается возможность совершения артикуляторных движений – вытянуть губы в «трубочку», растянуть их в улыбку, обращается внимание на длительность удерживания артикуляционной позы. Если хейлопластика не произведена, отмечается вид незаращений (одно- или двустороннее) и возможность использования фрагментов губы для произношения губных и губно-зубных звуков. При осмотре формы носа выявляется наличие асимметрии, уплощения крыльев носа. При обследовании полости рта фиксируется наличие или отсутствие зубов, строение зубного ряда, характер расщелины, степень выраженности укороченного мягкого неба, возможность сокращения и отклонения его фрагментов. Особое внимание уделяется языку, его величине, позе в состоянии относительного покоя (оттянут кзади, приподнят вверх – весь, спинкой или кончиком, смещен в сторону, лежит внизу, около нижних зубов), состоянию уздечки, возможности совершения действий (вытянуть кончик языка вперед, поднять вверх, переставлять из стороны в сторону, удерживать расслабленным на нижней губе). Более сложные задания детям недоступны, поэтому надо всячески поощрять, подбадривать малыша за любую попытку совершения действий. Если ребенок способен выполнять инструкции, фиксировать внимание на 3-5 минут и осуществлять произвольные виды деятельности в течение этого времени, с ним начинается подготовка к проведению коррекционной работы. ^ При изучении состояния дыхания необходимо выяснить тип дыхания: верхне/средне/нижне-рёберное, смешанное. Тип дыхания определяется методом наблюдения. При смешанном дыхании на вдохе приподнимается верхняя часть живота и грудная клетка в нижней части. У детей с ВЧЛП патологией часто наблюдается верхне-рёберное (ключичное) дыхание, поверностное и неадекватное для речеобразования. Поэтому, кроме типа дыхания устанавливается его глубина ^ Практика показывает, что обследование звукопроизношения целесообразно проводить как с ортопедическим аппаратом, так и без него. Отдельно констатируется состояние гласных звуков, так как они являются наиболее уязвимыми для утечки воздуха через нос и представляют собой основу для последующей работы по снятию назальности в речи. В индивидуальной карте ребенка фиксируется следующее:
Обследование звукопроизношения предусматривает два аспекта: артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования звуков речи и функционирования органов артикуляции в процессе произнесения; фонологический – имеет целью выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Обследование начинается с тщательной проверки изолированного произношения звуков. Затем проверяют произношение звуков в слогах, словах, фразовой речи. Сначала даются звуки, артикуляционно резко отличающиеся друг от друга (в – б), затем более близкие (с – ш). При этом логопед фиксирует внимание на том, когда ребенку не удается моторное переключение с одного звука на другой. Отмечается появление усредненной артикуляции (вместо Т или Д произносится полузвонкий звук, вместо Т, Т - мягкого, полумягкий). При обследовании звука в речи, обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. Затем проводится обследование произношения слов. Ребенку предлагается набор картинок, в названиях которых заданный звук присутствует в разных позициях. Ряд заданий направлен на выявление у ребенка способности к переключению артикуляционных движений. Ребенку предлагается несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, затем изменяется последовательность звуков или слогов. Логопед отмечает, легко ли происходит переключение. ^ КА-ПА-ТА ПА-ТА-КА ПЛА-ПЛО-ПЛУ ПЛО-ПЛУ-ПЛА Обследование слов простой и сложной слоговой структуры целесообразно проводить следующим образом. Сначала называются слова по картинкам, затем отраженно. Отмечаются слова, которые произносятся без искажения звуковой и слоговой структуры. Таким образом, наблюдается четыре типа нарушений звукопроизношения: отсутствие звука, искажение звука, замена звука, смешение звука. Характер искажения слоговой структуры слова: сокращение числа слогов («лоток» вместо «молоток»); упрощение слогов («тол» вместо «стол»); уподобление слогов («татуетка» - «табуретка»); добавление числа слогов («команамата» - «комната»); перестановка слогов и звуков («деверо» - «дерево»). ^ Нередки случаи, когда отсутствующие звуки заменяются искаженными. Замены звуков могут носить постоянный и временный характер. В зависимости от количества смешиваемых звуков дефект затрагивает или всю звуковую систему языка, или часть ее. Нестабильное состояние звукопроизношения свидетельствует о недоразвитии фонематического восприятия. Замены, смешения звуков, недостаточное различение звуков и нарушение ритмико-слоговой структуры – признаки, типичные для общего недоразвития речи. Окончательный диагноз выносится после обследования лексико-грамматической стороны речи ребенка. Если у детей с нормальным физическим слухом наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, можно говорить о недостатках фонематического восприятия, оказывающего неблагоприятное влияние на весь процесс дальнейшего развития звуковой стороны речи. Фонематическое восприятие у детей с выраженными дефектами артикуляционного аппарата изначально развивается в неполноценных условиях. Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, умению различать фонемы и их последовательность в слове. В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух, позволяющий выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам (Л. Гвоздев, И. Жинкин). Для того чтобы различать фонему, необходимо различать ее отличные от других звуковые признаки. Согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:
Гласные звуки дифференцируются по трем признакам:
Нарушение восприятия хотя бы одного признака приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г. В. Чиркина). Так фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих. Врожденные расщелины оказывают негативное влияние на фонематическое восприятие. Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, изучив экспериментально речевое развитие детей с аномалиями артикуляционного аппарата, установили, что особенности восприятия звуков объясняются неспособностью реализовать их в артикуляционных движениях. Восприятие звуков речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха. В целях выявления его состояния обычно используются приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных); различение отдельных звуков в ряду других звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из двух-четырех элементов (с изменением гласного звука – ма-ме-му, с изменением согласного звука – ка-ва-та); запоминание звуковых рядов. Восприятие ритмических структур различной сложности: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный ритмический рисунок. В зависимости от имеющихся результатов обследования ставятся конкретные задачи устранения речевых нарушений. При грубых проявлениях задержки речевого или психического развития, ребенка отправляют на консультацию невропатолога или психиатра, а при выраженных нарушениях слуха – к отоларингологу и сурдологу. Для неговорящих детей используются приемы вызова лепетных реакций с помощью звукоподражания. Тем, у кого небольшой объем словаря, предполагаются задания, направленные на обогащение и уточнение словаря, на использование в самостоятельной речи фразовых оборотов. Плохо слышащих детей учат дифференцировать неречевые звуки, силу и характер звучания, постепенно подводя к умению вслушиваться в звуки речи. ^
7. Общий анамнез: 1). От какой беременности. 2). Характер протекания беременности (болезни, травмы, токсикозы, интоксикации. 3). Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение). 4). Вес и рост ребенка при рождении. 5). Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное). 6). Когда выписали из роддома ( если задержали – почему). 7). Раннее психомоторное развитие: когда стал сидеть и ходить; когда появились зубы; перенесенные заболевания до года и после года; поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный). 8. Речевой анамнез: гуление; лепет; первые слова; первая фраза; как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно); прерывалось ли речевое развитие ребенка (время, причина); с какого возраста нарушение речи; речь в настоящее время; речевая среда; занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты). 9. Обследование логопеда:
дифференциация звучащих игрушек; восприятие шепотной речи (ребенок должен показать соответствующую игрушку, картинку и пр.).
узнавание и называние времен года; манипуляция с серией сюжетных картинок для установления причинно-следственных связей;
умение составить фигурки из палочек по подражанию; умение составить из 3-4 частей целую картинку; знание предлогов: в, на, под, над, от, до;
разложить картинки в соответствии с обобщающим понятием: цветы, игрушки, животные, мебель, посуда и др.; выделить «четвертый лишний».
6. Понимание речи: 1) выполнение простых поручений; 2) понимание распространенных предложений; 3) понимание соотношений между членами предложения; 4) понимание короткого рассказа.
1) звукопроизношение; 2) воспроизведение слоговой структуры слов (многосложных), имеются ли пропуски, перестановки звуков, слогов; 3) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой; 4) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам; 5) фонематическое восприятие: а) дифференциация смешиваемых в произношении звуков; б) определение наличия звука в слове.
|
![]() |
Территориальной программе Медицинское обследование и лечение при профессиональном заболевании, а также установление факта связи... |
![]() |
Комплексное иммунологическое обследование больных аллергическими заболеваниями |
![]() |
Современная диагностическая аппаратура позволяет проводить комплексное обследование |
![]() |
Комплексное обследование при онкологической патологии органов дыхания и средостения |
![]() |
Форма для врачебного осмотра Медицинское обследование |
![]() |
Программа добровольного медицинского страхования №П-2 «Комплексное медицинское обслуживание» |
![]() |
Тарифы Прием (комплексное обследование первичного пациента с зубочелюстными аномалиями) врача ортодонта |
![]() |
К постановлению главы муниципального Комплексное первичное обследование и оформление документации первичного больного (ортодонтия) |
![]() |
Программа добровольного медицинского страхования «Комплексное медицинское обслуживание» с дополнительным |
![]() |
Как сдать кровь какое медицинское обследование надо пройти, чтобы стать донором? |